Духовно-нравственное воспитание старших школьников на кружковых занятиях по русской этнографической вышивке
Диссертация
Предметы традиционного русского народного искусства не только полно отражают бытовую, материальную сторону жизни русских крестьян, но и позволяет заглянуть во внутренний мир давно ушедших людей, которые «не просто создавали эти вещи своими руками, но и вложили в них частицу своей души и огромный эстетический и эмоциональный заряд, передавая с их помощью свои нравственно-этические представления… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ КАК НАУЧНО -ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. 1. Теоретико-философский и исторический анализ литературы по вопросам духовно-нравственного воспитания
- 1. 2. Духовно-нравственное воспитание как педагогическое явление
- 1. 3. Особенности русского национального духовно-нравственного воспитания как педагогического явления
- Выводы по 1 главе
- ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫШИВКА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК И ОБЪЕКТ ЭТНОПЕДАГОГИКИ
- 2. 1. Из истории русской художественной вышивки
- 2. 2. Цветная перевить — вышивка калужского края и творческое наследие Тарусской артели вышивальщиц как объект этнопедагогики
- 2. 3. Орнамент и композиция русской народной вышивки
- 2. 4. Семантика геометрического орнамента русской вышивки
- Выводы по 2 главе
- ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПУТЕЙ И МЕТОДОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКЕ
- 3. 1. Методика духовно-нравственного воспитания старших школьников в процессе обучения этнографическому рукоделию в кружке
- 3. 2. Проведение и анализ констатирующего эксперимента
- 3. 3. Методика организации и анализ формирующего эксперимента
- Выводы по 3 главе
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности, -М.: 1980−386 с.
- Авдеева Е.В. Художественная гладь: Пособие по ручной вышивке. -Ташкент: Шарк- 1993. 72с.
- Агапов B.C. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи A.C. Метеляшна, 1950- 2001 гг.: Отечеств, ученый-педагог. // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. М., 2001. — С. 31−35.
- Актуальные проблемы современной психологии. М.: Изд-во МГУ- 1983.-245с.
- Александрова О.Д. Программы педагогических институтов. Методика трудового обучения. Технология конструкционных материалов. Практикум в учебных мастерских. М.: Просвещение- 1980. — 30с.
- Альбом по рукоделию с иллюстрированными курсами. М.: Внешсигма- 1995 — 128с.
- Амброз А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа.//С А, 1966, № 1.
- Амброз А.К. Раннеземледельческий культовый символ «ромб с . крючками» //CA. 1965. № 3. С. 259−262.
- Амонашвили Ш. А. Педагогика сотрудничества: гуманизация педагогического процесса //Перспективы: Вопросы образования ЮНЕСКО. -1990, № 4.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.: Просвещение, 1984. — 188 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1988.- 432с.
- Андреева O.A. Русская национальная школа // Народное образование. 1998.9.10.- С.133−134.
- Антология педагогической мысли России XVIII в, М.: Педагогика, 1985.-247 с.
- Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX веков. М.: Педагогика, 1990. — 317 с.
- Арсеньев Н.С. О духовной и культурной традиции русской семьи //Север,-1992. № 3,-С.134−144.
- Арутюнян Ю. В., Дробижева JI. М., Сусоколов А. А.: Этносоциология. М.: Аспект-Пресс, 1999. — 271 с.
- Архангельский JI.M. Комплексный подход в теории и практике нравственного воспитания: Искусство воспитания. М.: Молодая гвардия, 1981.-238 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: МГУ, 1990. -367 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Просвещение- 1982. — 192с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды, М.: Педагогика, 1989. -560 с.
- Бардина P.A. Художественные промыслы Владимирской области.-Ярославль- 1975. 110с.
- Басова Н. Педагогика и практическая психология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс. 1999. С.- 138.
- Бахтин М.М. Философия поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1084−1985.- М., 1986, — 242с.
- Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М: Педагогика, 1982,-288с.
- Белозерцев Е.П. О смысле, содержании и результатах русского образования, / Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. -М.: Русское слово, 1996, С. 73−52,
- Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы. Волгоград: «Перемена», 2000. — 459с.
- Беляева В.А., Кухтин A.A. Духовно-нравственное воспитание личности в школе. Текст.: монография / В. А. Беляева, A.A. Кухтин. Рязань: Рязанский государственный университет им. А. Есенина, 2007. -140с.
- Бенедиктов H.A. Православие, исихазм и русский характер. Нижний Новгород: Наука Пресс, 1993 — 46 с.
- Бердяев H.A. Смысл творчества (Философия творчества, культуры и искусства). М.: Искусство- 1994, Т.1. — 356с.
- Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 — х гг. — М.: Искусство, 1994. Т. 1. — 3 80с.
- Блюмкин В.А. Нравственное воспитание: Философско-этические • основы. Воронеж: ВГУ, 1990. — 142 с.
- Богданова О. С, Черенкова СВ. Нравственное воспитание старшеклассников: книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.-204 с.
- Богданова О.С. и др. О нравственном воспитании подростков. М.: Просвещение, 1979. — 111 с.
- Богуславская Н.Я. Творческие проблемы современных художественных промыслов. Л.- 1981. — 374с.
- Богуславская И .Я. Русская народная вышивка. М.: Искусство- 1972.- 151с.
- Богуславская И .Я, Добрых рук мастерство. Л.: Искусство- 1981.-331с.
- Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.: Педагогика, 1979.-224 с.
- Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. М.: Просвещение, 1975. — С.22−24
- Бондарев П.И. Путь к национальному возрождению // Народное образование.- 1996. № 10.-С. 15−17.
- Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека, культуры и нравственности: Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях. Ростов-на-Дону: РШУ, 1995. -115 с.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4, — С.29
- Братусь Б.С. Психология нравственного сознания в контексте культуры Текст. / Б. С. Братусь. М.: Менеджер, Роспедагентство, 1994. — 60 с.
- Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии.- 1993. № П.-С- 6−13.
- Бутиков Г. П. Сохранение и обогащение национально-культурных традиций россиян // Педагогика. 2000. № 7. — С. 54−62.
- Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. -М.: Просвещение, 1978. -340
- Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. Хабаровск: ГХПУ5 1989.-С.16−20.4 8. Возрождение традиций в искусстве народных художественных промыслов. М.: НИИХП- 1985. — 128с.
- Волков Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во,. 1989.- 155 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 168 с.
- Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. 286 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. — 260с. i t
- Выготский JI.C. Избранные психологические произведения. / Под.ред. А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. М., 1956. 378 с.
- Вышивка: Пособие по технике народных вышивок. М.- 1951.
- Гаврилов В.А. Проблемы развития теории нравственного воспитания школьников в советской педагогике /1945−1985 гг/.- Кишинев. 1990. -169с.
- Герцен А. И. Сочинения в девяти томах. М, 1956. т. 4. стр. 34 -128с.
- Герчук Ю.Я. Что такое орнамент: Структура и смысл орнаментального образа. М.: Галарт- 1998. — 328с.
- Глинская Е.Б. Азбука вышивания. -М.: Педагогика, 1991 -234 с.
- Гольдин Л.И. Российская культура и мир // Международная жизнь. -1993. № 1.-С. 25−31.
- Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности. // Вопросы философии, 1992, № 1.
- Громыко М.М., Буганов A.B. О воззрениях русского народа, М.- Паломникъ, 2000. — 541с.
- Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М: Наука, 1984.- 288 с.
- Турин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников.- М: Педагогика, 1988, 134 с.
- Гурова, Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации М: Наука- 2008. — 178с.
- Гуткина Л.Д., Завельский Ю. В. Организация воспитательной работы в школе. М: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998, -79 с.
- Дахин А. Н. Российское образование: модернизация или развитие?/ А. Н. Дахин // М. Народное образование. 2003. С. 13
- Денисюк Н, П. Традиции и формирование личности, Минск: Миниздат, 1979. — 177 с.
- Деркач A.A., Селезнева Е. В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. М.: РАГС, 2006 — 276 с-
- Динцес Л.А. Древние черты в русском народном искусстве. /В кн: «Культура Древней Руси», т. 2. -М. Л.- 1951
- Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 тт. М., 1972−1990, т. 23.
- Дурасов Г. П. «Изобразительные мотивы русской народной вышивки». М.: АСТ-ПРЕСС- 2005. — 256с.
- Еременко Т.И. Вышивка: Техника. Приемы. Изделия. М.: АСТ-ПРЕСС- 2000. — 192с.
- Еременко Т.И. Художественная обработка материалов: Технология ручной вышивки: книга для учащихся. М.: Просвещение, 2000. — 160 с.
- Жихаревич М.Е., Федотова Н. Д. Философские и культурологические проблемы гражданского образования /В кн.: Преподавание философии: проблемы дидактики и содержания. Калуга. 2001.
- Иванов СВ. Орнамент народов Сибири как исторический источник. -М.-Л.- 1963.-839с.
- Иванов К. В. К вопросу о методологии исследования духовных традиций//Философская наука 1973, № 1 — С. 7−11.
- Иващенко А.В., Савина Г. П. Нравственные ценности и особенности их освоения подростками: Учебно-методическое пособие. -М., 1993.- 121с.
- Игнатьев П. Н Очерк о русской школе // Педагогика, 2002- № 2,3 -С-52−59,42−48.
- Измайлов А.Э. Народная педагогика. М., 1991. С. 8.
- Изобразительные мотивы в русской народной вышивке- Музей народного искусства. М.: Советская Россия- 1990 — 320с.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). -М.: Педагогика, 1984. с. 534 с.
- Ильин И.А. Путь духовного обновления. М.: Русская книга, 1993. -452 с.
- Ильин И. А. Путь к очевидности. М.- Республика, 1993. — С. 228−246.
- Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. Т.1−10. М., 1993 -1999.
- Исатов Ю. С, Духовные истоки воспитания. М: Некоммерческий Благотворительный Фонд «Славянский дом у истоков трех великих рек Волга -Днепр-Западная Двина», 2001. — 120 с.
- Исаев Е.И., Слободчиков В. И. Психология человека. М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1995. С. 254.
- История педагогики/ Под ред. Н. А. Константинова, Е. Н. Медынского, М. Ф. Шабаевой. -М.: Просвещение, 1982.
- Калмыкова Л.Э. Вышивка тверской земли второй половины XVIII-начала XX вв, Л- 1981−240с.
- Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия. Изд.2-е доп. — СПб.: Земля, 1914.-С. 32.
- Каптерев П.Ф. о саморазвитии личности в педагогическом процессе // Первая Нижегородская Сессия молодых ученых гуманитарных наук: Тезисы докладов. Н. Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 1998. -С. 165−447с.
- Катханова Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников в процессе изучения декоративно-прикладного искусства М.- 1994 С. 128- 346с.
- Клейберг Ю.А., Шухман Л. П. Игра и воспитание духовной культуры детей и подростков, — Кемерово, 1992. 184 с.
- Климова ГДХ Русская национальная школа в свете историко-культурного наследия мира и России. Елец: Русская национальная школа, 1994, — С. 22.
- Кобылянский В-А. Русская идея и возрождение России. Иркутск: Изд-во Иркутского университета" 1997. — 164 с.
- Ковалевский П.И. Педагогические размышления. Национальное воспитание. Опыт православной педагогики, М: Наука" 1993. — 192 с.
- Ковальская Е.Г. Народное декоративное искусство как одна из основ художественно-педагогического образования: Автореферат дис. кандидата педагогических наук- М- 1959. — 19с. /
- Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: Легпром- 1987. — 246с.
- ЮО.Коменский Я. А. Великая дидактика / Избр. пед. соч. М., 1982. — т.1.
- Конн И.С. Психология юношеского возраста. М- 1979. — 175с.
- Корешков В.В. Формирование личности учащегося в. процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды. Диссер. доктора педагогических наук. М.- 1994.-371с.
- Корзинкин A.A. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование: Автореферат дис. канд. пед. наук, Курск, 1999.-С.15.
- Корольков A.A. Русская духовная философия. СПб: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1998. — 234 с.
- Косс Мелинда. Искусство вышивки. М.': Внешсигма- 1997. — 192с.
- Кругов H.H. Нравственные потребности личности. М.: Знание, 1981,-64 с.
- Крупнов А.И. Психологическая структура действий человека. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1990 — 56 с.
- Ю.Крылова Н. Культурология образования. М.: Народное образование. 2000. С. 89.
- Леви-Стросс К. Мысли о культуре. Алма-Ата, 1992. — 185 с. И 2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность//Избранные психологические произведения. — М., 1983.
- Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992,-17 с.
- Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания/ Под. Ред. М. П. Ивоновой. М.: Изд. «Институт практической психологии" — Воронеж: издательство НПО „МОДЭК“, 1998. — 416 с.
- Лихачев Д.С. Заметки о русском // Новый мир. — 1980. № 3. — С.35.
- Лихачев Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец 14 начало 15 в.). — М: АН СССР, 1962. — 172с.
- Лихачев Д.С. Нельзя уйти от самих себя. Историческое самосознание и культура // Новый мир. — 1987 № 4 С. 14
- Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Русико, 1993. -163 с.
- Лихачев Д.С. Русская культура в современном мире. // Новый мир. 1991, № 1.
- Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979. — 167 с.
- Ломов С.П. Формирование художественных потребностей учащихся 4−6 классов средствами изобразительного искусства. Дис. кандидата педагогических наук. М- 1986 — 210с.
- Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1991.-334 с
- Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство- 1976. — 336с.
- Лосский Н.О. Характер русского народа. М.: Ключ, 1990. — 96 с. (репринтное издание 1957 г.)
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре, СПб.: Изд-во „Искусство — СПб“, 1994. — 256 с.
- Лузина, Л. М. Теория воспитания: философско-антропологический подход / Л. М. Лузина Псков, 2000. — 186 с.
- Лук А. Н. Эмоции и личность. М.: Знание- 1982. — 177 с.
- Лукин Я.Н. Состояние и задачи высшей художественной школы в • деле подготовки кадров декоративно-прикладного и промышленного искусства.// В сб.: Вопросы художественного образования. Выпуск XX. Л.- 1977. С. 7.
- Лутовинов В.И., Полетаев Е. Г. Идеология воспитания российской молодёжи //Педагогика. 1998. № 5.- С.25−31.
- Макаренко A.C. Соч. в 7-и т. М.: Изд-во Академии пед. наук, 1957.
- Макаренко A.C. Нравственное становление личности школьника. -М.: Педагогика, 1985. 234 с.
- Макарцева H.H. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика. 1999. № 1, — С. 81−86.
- Мальцева В. Опыт приобщения к христианским ценностям воспи-тания//Педагогика.-1998, № 2. -С. 114−115.
- Малахова С.А. Специальная композиция печатного рисунка на текстильных материалах. М.: Легкая и пищевая промышленность- 1984. -208с.
- МанноваМ. Вышивки. Братислава: Прага- 1975. — 152с.
- Манушина Т.Н. Художественное шитье Древней Руси в собрании Загорского музея: Альбом. М.: Советская Россия- 1983.-296с.
- Маркуцкая С.Э. Ручная вышивка: Учебное пособие для 10−11 классов. / С. Э. Маркуцкая. -М.: Академия, 2004. 159 с.
- Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника / И. С. Марьенко. -М.: Педагогика, 1985. 104 с.
- Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко- ¦ этнографический источник. М., Наука- 1978. — 208с.
- Маслова Г. С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов. -Восточнославянский этнографический сборник. М- 1956. С. 581.
- Маслоу А. Самоактуализация. //В сб.: Психология личности. М.: Изд-во МГУ- 1982. С.108−118.
- Мегелягин A.C. Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры. Псков, 1995. — 68 с. 143 .Медведев Д. А. „О стратегии развития России до 2020 года“
- Выступление на XII Петербургском международном экономическом форуме. М. 2009. с. 5. Медынский E.H., Шабаев М. Ф., Константинов H.A. История педагогики. — 5-е изд. — М., 1982.
- Меньшиков, В. М. Традиционная религиозная культура основа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи / В. М. Меньшиков // Образование и общество. — 2006. — № 6. — С. 51−57.
- Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. 2-е изд. перераб. и доп., — М.: Молодая гвардия- 1988. — 224с.
- Методы педагогических исследований. М.- 1979. — 256с.
- Мещерякова М.И. Дети душа нации // Педагогика. — 1995. № 5. — С. З
- Митрофанова А.П. Энциклопедия рукоделия / А. П. Митрофанова. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 445 с.
- Молотобарова О.С. Учите детей вышивать: Учебное пособие для студентов учрежд. сред. проф. образ, / О. С. Молотобарова, М.: Владос, 2003.-189 с.
- Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев: Знание УССР- 1978.- 47с.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание- 1979.-48С.
- A.B. Мудрик Социальная педагогика: Учеб. Для студ. пед. вузов// Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр „Академия“, 2000. — 200с.
- Мульги А.Я. Рукоделие в школе. М.: Просвещение, 1971, — 173 с.
- Мурзина С.М. Формирование умений и' навыков у учащихся сельских школ в процессе занятий художественной вышивкой на основе .' народных традиций Орловской области. Диссер. кандидата педагогических наук. -М.- 2000. -261с.
- Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. № 4. С. 8−21.
- Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий- М.: Педагогическое общество России, 2000 — 303 с.
- Новиков Н.И. Избранные педагогические сочинения. Из трактата „О воспитании и наставлении детей“. — М.: Учпедгиз, 1959. 255 с.
- Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М., 1989
- Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / А. И. Каиров, О. С. Богданова. М.: Педагогика, 1979. — 150 с.
- Общественная мысль Русского зарубежья. Энциклопедия. Отв. ред.
- B.В. Журавлев М.: РОССПЭН, 2009. 704 с. 164.0жегов СИ. Словарь русского языка./Под ред. Н. Ю. Шведовой. 16-е изд. — М: Русский язык- 1984. — 799с.
- Орлова Н. Народные традиции и современные проблемы воспитания. // Советская этнопедагогика. № 7,1 989 166.0сновы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: 1995.1. C. 332.
- Основы художественного ремесла. /Под ред. В. А. Барадулина. В 2ч. -М.: Просвещение- 1987. -1ч.- 255с- 2ч. -272с.
- Острогорский А. Н. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика. 1985 г. 352 с.
- Пармон Ф.М. Композиция костюма: Одежа, обувь, аксессуары. М.: Легпромбытиздат- 2-е изд. переработанное и дополненное. 1997. — 318с.
- Парыгин Б.Д. Анатомия общения / Б. Д. Парыгин. СПб.,. 1999. — С.62.
- Паукова Л.Н. Формирование духовной культуры личности в национальной школе: Автореферат канд. пед. наук, — М., 1998, — 18с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений/ С. А. Смирнов, И. Б. Котова, М. Просвещение, 2006 460 с.
- Пигилова ТА Народная культура. „Русский дом“. — М.: Русское поле, 1993.230 с.
- Платонов O.A. Русская цивилизация. М: Роман-газета, 1995. — 224с.
- Плахов В.Д. Традиции и общество. М.: 1987. — 67с.
- Подласый И.Л. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996, — 432 с.
- Познанский ВВ. Очерк формирования русской национальной культуры. М, 1975.-360 с.
- Полная энциклопедия женских рукоделий. /Пер. с фр. М.: Восхождение- 1992. — 608с.
- Попов JI.A. Нравственное воспитание и религия (в современных условиях) // Педагогика. 1999. № 6. — С- 109−113.
- Попова О. С, Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. М.: Знание- 1984. — 144с.
- Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 „О национальной доктрине образования в Российской Федерации“.
- Программа развития воспитания в системе образования России на 1999−2001 годы. (В редакции Федерального закона от 13.01.96. № 12-ФЗ) М., 1999.
- Психология, Словарь. /Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. .' 2е изд. испр. и доп. -М.: Политиздат. 1990. — 494с.
- Пушкин A.C. О народном воспитании // Педагогика, -1999. № 4. -С78−80.
- Работнова И.П. Композиция северных вышивок.// В сб. научных трудов НИИХП. № 7 -М: 1973. 224 с.
- Работнова И.П. Русская народная вышивка. — М.: 1957. 159с.188Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.:1. Питер. 2000. С. 248.
- Резников E.H. Теоретические и методологические проблемы этической психологии: монография / Е.НРезников. —Мн.: Изд. центр БГУ, 2006. 440 с.
- Розанов В.В. Сумерки просвещения./ Сост. В. Н. Щербаков. М.: Педагогика- 1990. — 624с.
- Российская педагогическая энциклопедия. /Под ред. В. В. Давыдова. В 2тт., т.2. М.- 1999.-672с.
- РубинштейнC.JI.Проблемы общей психологии.-М:Педагогика, 1976.-416с.
- Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М., 1957.
- Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Норма, 1981.
- Рувинский ЛИ Самовоспитание личности. -М: Мысль, 1984.-340с.
- Рукоделие: Популярная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия- 1992. — 228с.
- Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. М.: Русское слово» 1996, — С.73−83.
- Русские художественные промыслы XIX XX вв. и город: Социальные основы искусства. — М.- 1983. — 267с.
- Ручная вышивка / сост. М. Иванкова. — М.: Олимп: Русич, 1999. 239с.
- Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.- 1981. — 237с.
- Рябцев Ю.С. История русской культуры: Учебное пособие. М- Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 336 с.
- Семыгина Г. Куда идем? // Народное образование, 1994. № 7. — С. 15−19.
- Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей М. 1972, 334с.
- Советский энциклопедический словарь./Под ред. А. М. Прохорова. 4е изд. — М.: Советская энциклопедия- 1986. — 1599с.
- Соколова Е.Т. Перспективные методы исследования личности. М.: Изд-воМГУ- 1980. — 173с.
- Солдатенков А.Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников: Дис. д-ра. пед. наук. — М., 1999-
- Солженицын А.И. Русский вопрос к концу XX века//Новый мир. -1996. № 4-С. 3−6
- Соловьев B.C. Сочинения.- В2-хтт. М.: Мысль, 1990. т. 1, с. 145 149.
- Соловьев В. С. Оправд ание добра. // Соловьев B.C. Соч. Т.1. М, 1988.
- Соловьев В. С. Когда был оставлен русский путь и как на него вернуться? //Наше наследие, 1988, № 2.
- Сорокин ПА. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997. С. 101
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.- 1972. -247с.
- Спиркин А.Г. Человек, культура, традиция. В кн.: Традиция в истории культуры. — М.: Высшая школа, 1987, — 134 с.
- Станкевич Л.П. Проблемы целостности личности: Гносеологический. аспект. М: Высшая школа, 1987.- 134 с.
- Стародубцева И.В. Изучение эффективности работы школы поформированию навыков здорового образа жизни у учащихся //Горизонты образования, 2003. № 5
- Сгепун ФА Дух, лицо и сшль русской культуры // Вопросы философии, 1997,1
- Станов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Просвещение, 1976.- 191 с.
- Сухомлинский В, А Избранные педагогические сочинения., т. 1−3, М. Просвещение- 1979−81
- Тестов В. А. Стратегия образования в современных условиях/ В. А. Тестов// Педагогика. 2005. — 340 с.
- Тихонравова Н.И. Применение метода проектирования в изделиях, украшенных вышивкой, Йошкар-Ола, 2002 168 с.
- Толстой Я Н. Педагогические сочинения.- М, Просвещение. 1989. 387 с.
- Толстой Л.Н. Полн. собр.соч., Т.8. М., 1928−1958. — 330 с.
- Топоров В.Н. Древо мировое // Мифы народов мира: Энциклопедия. T. 1.-М., 1991.-169 с. —. —
- Троицкий В.Ю. Пути русской школы. М.: Свет Отечества, 1994. -95 с. ¦ ¦
- Узоры вышивок//Узоры вышивок 2006. № 12, с. 11.
- Учебный курс по культурологии / Г. В. Драч, Ю. С. Борцов, А. Ш. Ерыгин и др. / Под ред. Г. В. Драча. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996 — 576 с.
- Уткин П.И., Королева Н. С. Народные художественные промыслы. -М.: Высшая школа- 1992. 159с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2 тт. М.: Педагогика, 1974.
- Ушинский К.Д. Пед. сочинения в шести томах, М&bdquo- 1988.
- Федеральный закон Российской Федерации от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании"/ Собрание законодательслшРоссийской Федерации, 1996, N3, сг. 150- 1997, N47.
- Федюшкина И.С. Вышивка: От простого шва к сложному узору. М.: Профиздат- 1996. — 100с.
- Филонов Г. Н. Воспитательный процесс как открытая система // Педагогика-- 2000. № 8.-С.35−40.
- Философия образования. Сборник научных статей/ Под ред. А. Н. Кочергина. М: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. — 288 с.
- Флоренский П. А Собрание сочинений в 3-х т.-М.: 1990.
- Флоренский П.А. Избранные, труды по искусству. М.: Изобразительное искусство- 1996. — 336с.
- ЛК. Фомичева, Л. Н. Щербакова. Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале. Педагогика. 2007.-234 с.
- Хан НН. Педагогические требования к организации коллективной познавательной деятельности учащихся. Алма-Ата: Мекгеп, 1986.
- Харисов Ф. Национальная школа: пути развития // Народное обра-зование.-2000. № 2.- С. 70−72.
- Ходоровская З.А. Классному руководителю о работе с пионерами разного возраста. М.:// Просвещение, 1982 г. — 124 с.
- Хомяков А. Собрание сочинений в 2 т. М., 1994. Т-2
- Черных Л. А. «Интеграция общего, и • дополнительного образования»// Образование и общество. 2002 № 1
- Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические сочинения. М. Педагогика 1983 -456с. '
- Чичеров В. И, Вопросы теории и истории народного творчества. М: 1959- 236 с.
- Шадриков В-Д. Нравственно-духовные качества русского народа. -М.: 1997.- С.20−21.
- Шаповалов В. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997. С. 21.
- ШурковаНЕ. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М, Педагогика. 2001.-324 с.
- Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. Методический материал для работы с детьми. М., 2000. — 160 с.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция// под ред. Лебединский В. В., Никольская О. С., Баенская Е. Р, Либлинг М. И. М., 1990 г.
- Якобсон А.Л. Ткацкие слободы и села в ХУЛ в. М.- 1934. -112 с.253Лновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания.
- М., Педагогика- 1998 246 с.
- Янушкявичус Р., Янушкявичене О. Основы нравственности.