Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Духовно-нравственное воспитание старших школьников на кружковых занятиях по русской этнографической вышивке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предметы традиционного русского народного искусства не только полно отражают бытовую, материальную сторону жизни русских крестьян, но и позволяет заглянуть во внутренний мир давно ушедших людей, которые «не просто создавали эти вещи своими руками, но и вложили в них частицу своей души и огромный эстетический и эмоциональный заряд, передавая с их помощью свои нравственно-этические представления… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ КАК НАУЧНО -ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Теоретико-философский и исторический анализ литературы по вопросам духовно-нравственного воспитания
    • 1. 2. Духовно-нравственное воспитание как педагогическое явление
    • 1. 3. Особенности русского национального духовно-нравственного воспитания как педагогического явления
  • Выводы по 1 главе
  • ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫШИВКА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК И ОБЪЕКТ ЭТНОПЕДАГОГИКИ
    • 2. 1. Из истории русской художественной вышивки
    • 2. 2. Цветная перевить — вышивка калужского края и творческое наследие Тарусской артели вышивальщиц как объект этнопедагогики
    • 2. 3. Орнамент и композиция русской народной вышивки
    • 2. 4. Семантика геометрического орнамента русской вышивки
  • Выводы по 2 главе
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПУТЕЙ И МЕТОДОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКЕ
    • 3. 1. Методика духовно-нравственного воспитания старших школьников в процессе обучения этнографическому рукоделию в кружке
    • 3. 2. Проведение и анализ констатирующего эксперимента
    • 3. 3. Методика организации и анализ формирующего эксперимента
  • Выводы по 3 главе

Духовно-нравственное воспитание старших школьников на кружковых занятиях по русской этнографической вышивке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общественно-политические и социально-экономические преобразования в России в период, который нередко называют «постсоветский», породили в нашем государстве глубокий духовно-нравственный кризис, связанный с утратой духовных и нравственных идеалов.' Ускоряющиеся процессы социального и материального расслоения общества неизбежно приводят к. тому, что сегодня мы живем в социуме с непростыми, нередко антигуманными, прагматичными моральными нормами.

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Разрушены нравственные представления о браке и семье, утрачен традиционный уклад семейной жизни, нарушены родовые и семейные связи между поколениями, прервалась преемственность педагогической традиции в семье. Наряду с этим российская школа, имеющая в прошлом богатый опыт формирования внутренних ценностей личности, по мере развития глобализации и технократизации в обществе шаг за шагом отходит от своих позиций.

Наиболее значимым фактором, в свое время негативно сказавшимся на развитии современной системы российского образования, стало поспешное копирование зарубежного опыта без знания и учета своей национальной «почвы». Народные этические и педагогические традиции к настоящему времени практически преданы забвению. Сегодня негативные изменения в Я-концепции личности старшеклассников, в их духовной сфере, тревожат российских педагогов. Во время опроса, проведенного ВЦИОМ в 2009 г. в регионах Российской Федерации, 83% респондентов — классных руководителей подчеркнули, что бездуховность значительной части сегодняшних учащихся старших классов волнует их более всего.

В стремлении приблизить подготовку детей и подростков к реалиям современной эпохи глобальных коммуникаций, на первое место в учебных планах и программах ставится получение учащимися конкретных знаний и • навыков, их интеллектуальное развитие, в то время как направлению духовно-нравственного воспитания отводится вспомогательная роль. В результате молодое поколение отвергает ценностные идеалы и традиции прошлого как «устаревшие», противопоставляя им свою картину мира.

Произошло отчуждение личности от норм, традиций русской национальной культуры, нарушилась преемственность поколений. Чрезмерная ориентация на потребление, психология достижения успеха любой ценой, непрестанных развлечений, а также внедряемые СМИ ложные «ценности» массовой культуры разрушают личность. подрастающего поколения, для которого не существуют ни нравственных ценностей, ни норм поведения. Ориентация учащихся на атрибуты массовой культуры за счет заметного снижения национальных духовных и культурных ценностей приводит к появлению нравственной глухоты, потери способности к сопереживанию.

Многочисленные исследования, проведенные в последние годы, ¦ показывают не только наличие среди значительной части старшеклассников потребительской психологии, но и нарастание в их среде деструктивных, кризисных явлений, проявляющихся в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, агрессивности, эгоизме, презрении к истории и культуре своего Отечества. На этом фоне наблюдается рост подростковой преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, оккультизма и т. д.

Кризис образования и воспитания подрастающего поколения вызывает серьезную тревогу в обществе, поскольку непосредственно затрагивает судьбу нашей страны. «Для русских подростков, да и юности постарше, -перестает существовать Россия как духовная сущность и как историческое явление. Но без объединяющего национального чувства мы, русские, -особенно при разбросанности наших пространств — рассосемся, как безликий этнический материал, как аморфная масса. Нам возразят, что это. опаснопреувеличивать значение наций, национальной принадлежности. Преувеличивать мы никак не намерены, ибо твёрдо ощущаем выше неё — мерку Неба», — писал А. И. Солженицын. Трудно не согласиться с такой оценкой ситуации.

Нравственные идеалы и ценности, этнокультурные, религиозные, семейные социальные традиции — это своеобразный генетический код, передаваемый от поколения к поколению. Повреждение, искажение этого кода ведет к крушению личности и утрате народом своей национально-культурной идентичности. По словам Президента Российской Федерации •Д.А. Медведева, произнесенным в его выступлении «О стратегии развития России до 2020 года», «будущее российского общества и государства в ближайшие десятилетия будет определяться не столько достижениями в материальной сфере, сколько духовным здоровьем народа, его способностью бережно сохранять культурное достояние, исторические традиции и нормы общественной жизни, духовно-нравственное наследие».

Вышедшие в последние годы нормативно-правовые и научно-методические документы (Закон РФ «Об образовании"4, «Национальная доктрина образования РФ», «Концепция модернизации российского образования России до 2010» и др.) утверждают необходимость создания-новой, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, системы образования, одним из приоритетных направлений которой является духовно-нравственное воспитание детей, молодежи. С точки зрения авторов «Концепции модернизации российского образования до 2010», «интеллектуальное развитие подрастающего поколения в век инновационных технологий не представляет такой серьезной проблемы, какой является его нравственное формирование».

Как отмечал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Воспитательные идеи каждого народа неизбежно проникнуты национальностью более чем что-либо другое». Нравственные идеалы, этнокультурные, религиозные, семейные социальные традиции, передаваемые с помощью системы национального. воспитания — это своеобразный генетический код, транслируемый от поколения к поколению. Повреждение, искажение этого кода ведет к оскудению личности и духовного здоровья народа. Академик Г. Н. Волков, основатель этнопедагогики, так охарактеризовал важность сохранения преемственности педагогических традиций: «Без исторической памяти — нет традиций, без традиций — нет культуры, без культуры — нет воспитания, без воспитаниянет духовности, без духовности — нет личности, без личности — нет народа как исторической общности». Данную острейшую проблему отражает мысль академика Д. С. Лихачева: «Нация, постепенно утрачивающая свою духовно-нравственную, национально-культурную идентичность, неизбежно оказывается беззащитной перед вызовами истории».

Национальную обусловленность процесса формирования личности раскрывают работы российских мыслителей и философов: H.A. Бердяева,.

A.И. Герцена, Ф. М. Достоевского, В. В. Зеньковского, И. А Ильина, А. Ф. Лосева, И. О Лосского, П. А Сорокина, B.C. Соловьева, Л. Н. Толстого, П. А. Флоренского, А. И. Хомякова, Н. Г. Чернышевского, педагогов и психологов: Ю. В. Арутюняна, Э. А Ваграмова, Г. Н. Волкова, A.A. Деркача, А. Э Измайлова, П. Ф. Каптерева, В. Р. Крысько, П. Ф. Лесгафта, E.H. Резникова,.

B.А. Сухомлинского, В. М. Меньшикова, А. Н. Острогорского, М. М. Рубинштейна, К. Д. Ушинского, культурологов: М. Е Жихаревича, В. В. Журавлева, Т. А. Пигиловой, В. В. Познанского, Н. Е. Щурковой и других.

В этнопсихологическом аспекте особенностями русского духовно-психологического склада личности являются: приоритет, коллективизма-соборности над индивидуально-личностным, отсюда приоритет прав общины над правами ее члена, еще шире — приоритет прав нации над правами человекаодновременно и широкая толерантность русского человека в этническом, мировоззренческом, бытовом планахприоритет духовного над материальным, отсюда — приоритет нестяжания над накопительствомширота натуры русского человека, вмещающей смирение, скромность, буйство, необузданность, стихийность и т. д. Теоретико-методологические основы феномена российской культуры как педагогического явления определяют К.А. Абульханова-Славская, А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин, B.C. Библер, Б. С. Братусь, М. М. Громыко, М. С. Каган, М. К. Мамардашвили, Д. С. Лихачев, Л. В. Тодоров и другие.

На сохранение духовно — нравственной компоненты в воспитании подрастающего поколения ориентируют «Национальная доктрина образования РФ», «Концепция модернизации российского образования России». В этой связи большая ответственность в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения возложена сегодня на художественное образование, активно развивающееся как неотъемлемая часть российского образования.

В современной действительности художественно-эстетическое восприятие мира стремительно уступает место технологически рациональному. Прагматизм жизненных установок постепенно вытесняет гармоничность и целостность. Между тем именно искусство, использующее систему художественных образов, художественное творчество ненавязчиво, органично прививает детям духовно-нравственную культуру отношений с окружающим миром — социальным и природным. Особенно сильно воздействует на ценностные ориентации искусство, порожденное традиционной этнической культурой.

В постановлении Президиума Российской академии образования, заседание которого прошло в январе 2010 г., сообщается: «Концепция • развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008;2015 годы», разработанная Министерством культуры РФ совместно с Министерством образования и науки РФ, одобренная Правительством России, является основой для объединения усилий ученых, специалистов в области культуры и образования в научных и методологических разработках, связанных с реализацией национальной инициативы «Наша новая школа».

Социальные перемены сегодня актуализируют правомерность создания системы воспитания и образования, основанной на русских национальных традициях, которая помогла бы превратить образ сознания, свойственный тоталитарной культуре утилитарной полезности, бездумного потребления в образ сознания, характерный для нравственной культуры и человеческого достоинства. Проблемы духовно-нравственного воспитания относятся к числу метанаучных проблем, затрагивающих процесс трансляции культуры от поколения к поколению и использующих для этой цели данные педагогики, психологии, культурологи, этнологии.

Изучение автором данного диссертационного исследования отечественной философско-социологической и психолого-педагогической литературы показывает, что проблема духовно-нравственного воспитания была и остается важной проблемой в трудах целой плеяды русских педагогов, психологов, философов и исследователей таких, как М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, А. Н. Герцен, Н. Г. Чернышевский, JI.H. Толстой, Ф. М. Достоевский, B.C. Соловьев, Д. И. Менделеев, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, П. А. Флоренский, H.A. Бердяев, П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, К. Н. Вентцель, В. В. Зеньковский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, В. А. Сухомлинский, В. М. Меньшиков, А. Н. Острогорский, М. М. Рубинштейн, С. Т. Шацкий и др.

Национальную обусловленность процесса формирования личности раскрывают работы философов: И. А Ильина, А. Ф. Лосева, И. О Лосского, П. А Сорокина, А. И. Хомякова, педагогов и психологов: Ю. В. Арутюняна, Э. А Ваграмова, Г. Н., Волкова, A.A. Деркача, А. Э Измайлова, В. Р. Крысько, E.H. Резникова, культурологов: М. Е Жихаревича, В. В. Журавлева, Т. А. Пигиловой, В. В. Познанского, Щурковой А. И. и других.

Исследование проблемы духовно-нравственного воспитания личности на основе ценностей православной педагогической культуры (В.А. Беляева, Е. И. Исаев, A.A. Корзинкин, А. Д. Солдатенков, С. И. Шевченко и др.). Широкое освещение получила проблема формирования национального сознания и духовной культуры в трудах деятелей Русской православной церкви: Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, Митрополита Курского и Рыльского Ювеналия, архимандрита Зиновия (Корзинкина).

Значительное количество преподавателей в базовом компонентеобщеобразовательной школе разных регионов страны — ищут выход в педагогической актуализации традиционных ценностей русской культуры.

Сущность духовно-нравственного воспитания школьников обосновывают такие исследователи, как: Ю. П. Азарова, О. С Богданова, Н. И. Болдырев, Е. С. Бондаревская, В. А. Гаврилов, A.B. Иващенко, В. Д. Иванов, И. О. Марьенко, C.B. Черенкова, Н. Е. Шуркова и другие. Проблемам культуры общения, поведения на основе традиционной русской духовности посвящены исследования J1.A. Черных, JI.H. Пауковой, Л. И. Чупахиной, М. С. Стародубцевой, Н. И. Пономаревой и др.

Общие психологические проблемы развития личности подрастающего поколения рассматриваются в работах К.А. Абульхановой-Славской, B.C. Агапова, Л. С. Выготского, Р. Г. Гуровой, А. И. Крупнова, В. В Лебединского,.

A.Н. Леонтьева, Л. М. Лузиной, A.B. Мудрика, Б. Д. Парыгина, З. А. Ходоровской, Л. К. Фомичевой и других.

Основы критериев, показателей, определяющих уровень нравственной воспитанности личности, разрабатывали в своих исследованиях Л. И. Божович, З. Н. Васильева, Н. В. Ефременко, В. И Журавлев, A.B. Зосимовский,.

B.C. Мерлин, Н. И. Монахов и другие. Е. И. Власова, И. Ф. Гончаров, Л. Я. Зорина, Н. Д. Никандров, Л. Н. Погодина и др. связывают духовное воспитание личности непосредственно с традиционной народной культурой и декоративно-прикладным искусством. Значимость русской культуры как педагогического явления определяют М. М. Бахтин, Б. С. Братусь, М. М. Громыко, Д. С. Лихачев, Л. В. Тодоров и другие. А Г. Н. Волков вывел систему духовно-нравственного формирования детей и молодежи на основе этнопедагогических идей.

Вопросы духовно-нравственного воспитания подростков, молодежи в условиях базовой компоненты — школьного обучения рассматривались у нас довольно широко и на разных уровнях. В последнее десятилетие эти проблемы стали предметом изучения в исследованиях психологов и педагогов: В. Г. Александровой, А. Г. Асмолова, В. А. Беляевой, З. В. Видяковой, Е. А. Ворониной, Л. П. Гладких, A.B. Глумного, С. Н. Головина, А. П. Колпаковой, Р. Х. Лепехиной, Н. Д. Никандорова, H.A. Пархоменко, Т. И. Петраковой, Е. З. Плотниковой, В. И. Слободчикова, В. Ю. Троицкого, Д. И. Фельдштейна, Т. А. Флоренской, Л. Ф. Шеховцовой и многих других ученых.

Некоторые исследователи отмечают тот факт, что процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций школьников наиболее интенсивно и целенаправленно идет в системе дополнительного образования (А.Г. Асмолов, Н. К. Беспятова, И.В. Бестужев-Лада, В. Г. Бочарова, А. К. Бруднов, Л. Н. Буйлова, В. В. Давыдов, Н. С. Дежникова, В А.

Зеленко, М. Б. Коваль, B.C. Муратова, Г. Н. Попова, Г. Н. Филонов, А. Н. Фомина, СТ. Шацкий и мн. др.).

Основной педагогической единицей дополнительного художественного образования (художественная школа, кружок ремесел) является творческая практика — организуемая педагогами и воспитателями, которая расширяет опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения воспитанников. Воспитательная ценность учреждений дополнительною образования детей заключается в том, что они создают условия, для обеспечения педагогически целесообразной, эмоционально привлекательной художественной деятельности подростков, творческой самореализации, общения и самодеятельности. Художественное творчество ненавязчиво, органично прививает детям духовно-нравственную культуру отношений с окружающим миром — социальным и природным.

В последние годы растет число работ, связанных с духовно-нравственным воспитанием учащихся средствами народного искусства. Эти проблемы обсуждаются, в частности, в трудах B.C. Кузина, М. С. Жирова, С. П. Ломова, М. А. Никитиной, М. Ю. Новицкой, Н. М. Сокольниковой, Т. Я. Шпикаловой и других. Декоративно-прикладное искусство во всем его многообразии — это великая память народа, «духовный мост», соединяющий день вчерашний и день сегодняшний, прошлое и настоящее.

Предметы традиционного русского народного искусства не только полно отражают бытовую, материальную сторону жизни русских крестьян, но и позволяет заглянуть во внутренний мир давно ушедших людей, которые «не просто создавали эти вещи своими руками, но и вложили в них частицу своей души и огромный эстетический и эмоциональный заряд, передавая с их помощью свои нравственно-этические представления. Так, каждый из образцов этнографической вышивки и ткачества, народных костюмов помимо своего прямого функционального назначения имеют и нематериальную, духовную ценность, обладают глубинным смыслом, буквально насквозь пропитаны древними символами и образами, которые передавались из поколения в поколение еще с языческих времен. Люди, создававшие эти вещи, тратили втрое, вчетверо больше времени на нанесение рисунков и орнаментов, чем на само изготовление формы, и свято верили в их магическую охранительную и плодотворную силу, призванную. обеспечить благо семье и дому.

Вопросы, раскрывающие педагогические условия использования декоративно-прикладного художественного творчества, подробно раскрыты в работах Н. А. Горяевой, Л. А. Ивахновой, М. А. Ершова, М. С. Жирова, А. С Запесоцкого, Т. С. Комаровой, В. В. Корешкова, Л. Г. Медведева, М. А. Никитиной, С. Н. Новикова, М. Ю. Новицкой, Н. П. Ростовцева, Д. М. Скильского, Н. М. Сокольниковой, А. П. Сухаревой, Т. Я. Шпикаловой, А. С. Хворостова, Е. Ш. Шорохова и др.

Анализ научно-педагогической литературы по теме исследования показал, что в настоящее время наиболее актуален поиск образовательных моделей и педагогических методик, помогающих путем освоения и творческого пересоздания традиционных образов русского народного искусства сформировать духовную личность подрастающего поколения и сохранить в обществе национальные духовно-нравственные и культурно-исторические ценности.

Вопросы духовно-нравственного воспитания в условиях школьного обучения подростков, молодежи изучались у нас довольно широко и на разных уровнях. Однако, по мнению автора диссертационного исследования, несмотря на многоплановость исследований, проведенных по данной проблеме, существует недостаточная теоретико-практическая изученность использования декоративно-прикладного искусства, в частности, русской этнографической вышивки в духовно-нравственном формировании современных школьников, как на теоретическом, так и на методическом уровнях. Кроме того, несмотря на определенные достижения в рассматриваемой нами области, психолого-педагогические условия духовно-нравственного воспитания школьников вне школы сегодня не выявлены.

В этой связи русская народная вышивка обладает значительным и ' актуальным педагогическим потенциалом. Это наглядная и яркая часть национального культурного и духовного достояния, глубокое освоение которого развивает у молодого поколения уважение к наследству своих предков. Орнаментика, техника, цветовая гамма этнографической художественной вышивки генетически и семантически связаны с картиной мира и духовностью русского народа.

Утилитарные и семантические функции разнообразных изделий этнографической художественной выщивки — русских народных костюмов, рушников, полотенец, салфеток — составляют единое гармоничное целое, так как для архаического человека знаковая функция — неотъемлемое качество вещи как атрибута социума. По мнению В. Н Топорова, народное искусствоэто «не только одна из форм мифопоэтического сознания, но и важнейший источник информации об этом сознании, о мифологии» Благодаря своему основному качеству — визуальности, наглядности — орнаментальные композиции традиционной русской вышивки сами по себе способны оказать существенную помощь при реконструкции традиционной картины мира наших предков в выявлении ее образности, системных и структурных взаимосвязей.

Наиболее ценны для изучения русского народного искусства вышивки русского Юга, сохранившие древние композиции, образы, стиль, технику исполнения. Они считаются выдающимся явлением русского народного искусства, одним из важных источников для раскрытия особенностей древнего миросозерцания и народной этической мудрости. Орнаментальный образ вышивки Калужского края — ярчайшей составной части южной школы — это сложная структура с неоднозначными внутренними связями, в которой коллективная художественная традиция индивидуализируется, а. индивидуальное творческое начало ' подкрепляется опытом многих поколений.

Благодаря емкости своего культурного кода прикладное искусство народа представляет интерес не только с эстетической, исторической, этнографической, но и духовно-воспитательной точки зрения. Русская народная вышивка, использующая систему традиционных «архетипических» художественных образов, является одним из важнейших «установочных» каналов воздействия на чувственно-эмоциональную часть подсознания и ценностные ориентации учащихся.

Вместе с тем конкретные педагогические условия для формирования духовных и нравственных идеалов в процессе осмысления и практического освоения традиционных образов и орнаментов этнографической художественной вышивки остаются совершенно неизученными. Необходимо также определение критериального аппарата оценки сформированности нравственных идеалов и ценностных ориентаций подростков, не разработана технология эффективного формирования данного феномена.

Представленные в научно-педагогической литературе аргументы наряду с практическим опытом автора данного исследования позволили сделать вывод о том" что наиболее эффективным способом реализации духовно-нравственного воспитания подростков средствами этнографической вышивки является дополнительное художественное образование, объединяющее в своем содержании художественное, познавательное и трудовое начало.

Приобщение к народному искусству России, организуемое в системе дополнительного образования молодежи, незаменимо для развития уважения духовному наследию своих предков, приобщения к творческому труду. Оно представляет собой мощное средство качественного формирования личности подростков через реализацию основных педагогических функций: воспитания, обучения и развития.

Анализ практики и мнений педагогического сообщества позволил прийти к выводу о том, что задача духовно-нравственного воспитания школьников средствами русской народной вышивки в школьном компоненте основного образования практически не реализуема, поскольку классные уроки трудового обучения и домоводства жестко ограничены временными рамками, в образовательном процессе в первую очередь решаются задачи формирования конкретных трудовых навыков и профориентации. Также существенно ограничены и возможности форм внеклассного образования (творческие семинары, доклады, презентации и т. п.) в силу отсутствия необходимых ресурсов, наглядных пособий, а главное — возможностей организации полноценной творческой практики.

На сегодняшний день очень мало исследований, которые раскрывают конкретное содержание и методику деятельности учреждений внешкольного (дополнительного) обучения школьников, ведущие самостоятельный поиск форм национального воспитания подрастающего поколения на образах народно-прикладного искусства. Если же говорить о методике кружковой работы, направленной на духовно-нравственное воспитание старших школьников в процессе изучения этнографической художественной вышивки и обучения на его основе рукоделию, то она до сегодняшнего дня практически не исследована.

В то же время осуществлять духовно-нравственную деятельность во внеурочной работе, не имея базовых знаний, представлений, идей и образов не представляется возможным. Трансляция нравственных образцов, без понимания их сути и смысла — бессмысленное занятие. Именно поэтому в настоящее время педагоги, преподаватели, организаторы художественных школ, кружков по народному костюму и художественной вышивке, остро нуждаются в научно обоснованных рекомендациях в этой области.

Таким образом, можно констатировать наличие объективно существующего противоречия между значительными потенциальными возможностями этнографической художественной вышивки для формирования нравственных идеалов молодежи и неразработанностью научно-теоретических и технологических основ процесса духовно-нравственного воспитания школьников средствами данного вида народного искусства. Указанное противоречие обусловило необходимость диссертационного исследования.

Тема исследования — выявление и анализ педагогических условий, способствующих формированию нравственных идеалов школьников средствами русской народной вышивки. Такой подход позволяет сосредоточить усилия на разработке и обосновании теоретических основ формирования национальных нравственных идеалов и духовного иммунитета подростков средствами русской народной вышивки в условиях кружковой работы;

Цель исследования — ориентировать преподавателей кружков и других форм дополнительного художественного образования на выявление возможностей и создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания школьников в процессе обучения, освоения и сознательного использования подростками в собственном творчестве образной системы этнографической художественной вышивки.

Объект исследования — процесс духовно-нравственного воспитания учащихся старших классов в условиях дополнительного художественного образования (на занятиях в кружке).

Предмет исследования — психолого-педагогические условия и специфические особенности формирования национальных духовно-нравственных идеалов воспитания старшеклассников (возраст 13−16 лет) в системе работы кружка по этнографической художественной вышивке.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом нами сформулированы задачи диссертационного исследования:

1. Определить сущность и содержание нравственных идеалов, формируемых у старшеклассников средствами русской народной вышивки,.

2. Разработать педагогическую модель духовно-нравственного воспитания старших школьников на занятиях по художественной вышивке,.

3. Разработать критериальный аппарат, позволяющий диагностировать уровень сформированности ценностных ориентаций старшеклассников средствами русской народной вышивки,.

4. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия, способствующие формированию нравственных идеалов и духовного иммунитета старшеклассников средствами русской народной вышивки,.

5. Опираясь на результаты диссертационного исследования, сформировать учебно-методические материалы для педагогических и научно-педагогических кадров.

Гипотеза исследования: Духовно-нравственное воспитание есть сложный, нелинейный, целенаправленно организованный педагогом-профессионалом процесс восхождения школьника к национальной культуре средствами народного искусства, обнаружение и открытие им с помощью педагога духовных ценностей и смыслов в образах русской народной вышивки, развитие его духовных сил — разума и свободы, творчества и саморегуляции, способности к преобразованию себя. Эффективность процесса духовно-нравственного воспитания в кружковой работе может быть существенно повышена, если: определены сущность, задачи и содержание воспитания, обусловленные главными смыслами и ценностями народной культуры, которые реализуются средствами русской народной вышивки на основе культурологического подхода;

— выявлено конкретное содержание ценностно-смысловых компонентов этнографической художественной вышивки (как части народной культуры), их педагогическое значение и механизмы их педагогического функционирования;

— определены и учтены ступени и формы духовной жизни старшеклассника в период его обучения вышивке на занятиях кружка, определены технологические компоненты и этапы духовно-нравственного воспитания учащихся на занятиях по художественной вышивке;

— разработана педагогическая модель формирования нравственных идеалов, основанная на культурологическом, аксиологическом, комплексном и личностно-творческом подходах, в том числе создан критериальный аппарат, позволяющий диагностировать уровень сформированности нравственных идеалов;

— определены педагогические условия, способствующие формированию ценностных ориентаций старшеклассников средствами русской народной вышивки.

Методологической основой исследования являются принципы объективности, историзма, целостного изучения явлений в их развитии и взаимной связиэтнопедагогическая теорияконцептуальные теоретические изыскания отечественных и зарубежных философов, педагогов и психологов по вопросам народной духовной культурыфилософская концепция развития личности в процессе освоения культурно-исторического опытаположения о единстве сознания и деятельностио. деятельности как форме познания действительности и условий развития личностиидеи культурологического, аксиологического, комплексного, личностно-творческого подходов к проблеме формирования ценностных ориентаций старшеклассников. средствами русской вышивки.

Теоретической основой исследования послужили работы: раскрывающие национальную обусловленность процесса формирования личности, философов Бердяева H.A., Бахтина М. М., Ильина И. А., Лосева А. Ф., Лосского И. О., Сорокина П. А., Флоренского П. А., Хомякова А. И., педагогов и психологов: Арутюняна Ю. В.,' Ваграмова Э. А., Волкова Г. Н., Деркача A.A. Измайлова А. Э., Крысько В Р., Резникова E.H., Фельдштейна Д. И., культурологов: Запесоцкого A.C., Зориловой Л. А., Кихаревича М. Е., Журавлева В. В., Пигиловой Т. А., Познанского В. В., Щурковой А. И. и других;

— определяющие значимость русской культуры как педагогического явления: Бахтина М. М., Братуся Б. С., Громыко М. М., Лихачева Д. С., Рыбакова Б. А., Тодорова Л. В. и других;

— обосновывающие сущность нравственного воспитания: Азарова Ю. П., Богдановой О. С., Болдырева Н. И., Бондаревской Е. С., Гаврилова В. А., Иващенко A.B., Иванова В. Д. Марьенко И.О., Солдатенкова А. Д., Черенковой C.B., Шурковой Н. Е. и других;

— рассматривающие теории развития личности: К.А.Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, П. К. Анохина, Л. С. Выготского, В. И. Додонова, В. А. Иванникова, М. С. Кагана, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, К. К. Платонова и других;

— освещающие вопросы национальной художественной культуры и русской народной вышивки в историческом, этнографическом, философском, эстетическом, искусствоведческом и социальном аспекте: P.A. Бардиной, И .Я. Богуславской, Т. И. Еременко, СВ. Иванова, Л. Э. Калмыковой, Г. С. Масловой, И. П. Работновой, Б. А. Рыбакова, В. В. Стасова, В. М. Шугаева;

— раскрывающие педагогические условия использования народного декоративно-прикладного искусства Н. А. Горяевой, М. К. Даутова, H.A. Ершовой., А. С Запесоцкого, Т. С. Комаровой, В. В. Корешкова, С. П. Ломова, М. А. Никитиной, С. Н. Новикова, М. Ю. Новицкой, Н. П. Ростовцева, М. В. Соколова, Т. Я. Шпикаловой, А. С. Хворостова, Е. Щ. Шорохова, Сокольниковой Н. М. и других.

Методы исследования:

В исследовании был использован комплекс следующих методов: изучение и теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературыизучение и анализ процесса духовно — нравственного воспитания учащихся в системе кружковой работыпедагогическое наблюдениегрупповые и индивидуальные беседытестированиеанкетированиеанализ • творческих работпроведение дискуссийпедагогический экспериментвключенное наблюдение, самооценка.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись: Тарусская детская школа искусств (г. Таруса), общеобразовательный лицей «Серпухов» (г. Серпухов), школа искусств «Родник» (Южный учебный округ г. Москвы), Государственное образовательное учреждение «Колледж художественных ремесел» (г. Омск). Наразличных этапах экспериментальной работы исследованием было охвачено 136 учащихся среднего и старшего школьного возраста (в формирующем эксперименте принимало участие 76 учащихся). Учебно-методическую помощь в работе над диссертационным исследованием оказал Факультет изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета, а также сотрудники музея Фабрики «Художественная вышивка», созданной на базе Тарусской артели вышивальщиц.

Организация исследования осуществлялось в несколько этапов.

Первый этап — поисковый (2005;2006 годы) — начальный период исследования, в ходе которого осуществлялось теоретическое осмысление проблемы исследования. Он включал в себя изучение и анализ исторической, философ ско-педагогической литературы, по проблемам природы творчества, развития творческих потребностей человека, образовательной реальности и потребностей современного дополнительного образования, по вопросам преподавания декоративно-прикладного искусства, основам композиции, цветоведению, а также истории развития, семантике, технологии выполнения ¦ русской народной вышивки. Это позволило сформулировать проблему, определить понятийный аппарат и гипотезу исследования, разработать методику и программу работы: организовать, оформить и укомплектовать в Тарусской детской школе искусств кружок для занятий художественным вышиванием, подготовив необходимые материалы, наглядные пособия и инструменты для детского творчества. На этой же базе проводился констатирующий эксперимент с целью определения исходных позиций исследования, его проблематики и методики преподавания.

Второй этап — экспериментальный (2007;2008 годы) — основной период, в непосредственно проводились занятия, осуществлялось педагогическое наблюдение за творческой деятельностью старшеклассников — воспитанников кружка, проводилось контрольное исследование. процесса духовно-нравственного воспитания, в связи с этим проводились тестирование, групповые и индивидуальные беседы, тщательно анализировались учебно-творческие задания и результаты их выполнения. Составлена программа опытно-экспериментального исследования с целью формирования нравственных идеалов, затем полученные данные анализировались и систематизировались. При обработке и систематизации результатов исследования использовались математические методы обработки результатов, статистика, схемы, диаграммы. Поисковый эксперимент проводился на базе общеобразовательного лицея «Серпухов», Тарусской детской школы искусств (г. Таруса), школы искусств «Родник» (г. Москва), а также Государственного образовательного учреждения «Центр детского творчества» (г. Москва).

Третий этап — теоретико-обобщающий (2009;2010 годы) завершающий период, в котором определялись теоретико-методологические основания исследования, проводился сравнительный эксперимент в московских школах с целью проверки выводов и методических рекомендаций, разработанных в ходе исследования. Формулировались общие выводы, анализировались, обобщались и систематизировались итоги исследования, происходило окончательное оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— на основе философских, культурологических и педагогических идей определены сущностные характеристики духовно-нравственного воспитания школьников в процессе практических занятий этнографической художественной вышивкой, разработана педагогическая модель формирования духовно-нравственных и ценностных ориентаций учащихся средствами этнографической художественной вышивки, определены и обоснованы критерии, показатели иуровни сформированности духовно-нравственных и ценностных ориентаций школьников,.

— с учетом системно-деятельностного подхода выявлены механизмы и условия духовно-нравственного воспитания средствами русской народной вышивки.

Теоретическая значимость исследования диссертационного исследования состоит в теоретико-методическом обосновании модели формирования ценностных ориентаций подростков средствами русской народной вышивки как части народного декоративно-прикладного искусства;

— полученные данные могут служить базой для дальнейших теоретических и практических разработок в области духовно-нравственного воспитания и формирования ценностных ориентаций молодежи средствами русского декоративно-прикладного искусства;

— экспериментально подтверждена педагогическая значимость традиций русской народной культуры в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в системе дополнительного образовании в ходе организаций занятий по художественной вышивке и другим видам народного искусства, в возможности использования методики духовно-нравственного воспитания в рабочем процессе и при чтении семинаров, посвященных проблематике. Разработанная в ходе исследования программа может быть внедрена в практику работы кружков, художественных. школ, опытных участков, в том числе с национальной компонентой, она может быть использована в профессиональной подготовке педагогов дополнительного художественного образования и в системе повышения их квалификации.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Специфика духовно-нравственного воспитания старшеклассников в кружковой работе средствами русской народной вышивки, заключающаяся в наличии: философского, культурологического, этнопсихологического и этнопедагогического аспектов,.

— ориентированности на национальную культурно-историческую систему ценностей и ее иерархию;

2. Понятие этического иммунитета как одного из стержневых качеств мировоззренческой и духовно-нравственной структуры Я — концепции личности, обеспечивающее:

— устойчивость перед разлагающими духовно-психологический склад личности безнравственными явлениями в микрои макросреде;

— адекватность духовно-нравственной реакции на быстро меняющуюся социальную ситуацию в обществе;

— мобилизационность внутренних духовно-психологических ресурсов для преодоления негативных мировоззренческих и духовно-нравственных ориентиров.

3.Модель формирования духовно-нравственных ориентаций старшеклассников средствами русской народной вышивки основана на подходах: культурологическом, аксиологическом, комплексном и личностно-деятельностномвключает компоненты: цели формирования, средства их достижения, продукты и результаты деятельностисодержание педагогической деятельности, определяемое набором методов и форм воспитанияпедагогические технологии, имеющиеся ресурсы.

4. Основные подходы к психолого-педагогическому механизму влияния русской народной вышивки на духовно-нравственное развитие содержания Я — концепции старшеклассников, включающие:

— принцип учета половозрастных особенностей восприятия учащимися старших классов традиций культуры;

— принцип учета взаимодействия сознания и подсознания личности в процессе приобщения учащихся к народным обычаям, обрядам и ритуалам- -принцип учета индивидных и личностных особенностей учащихся при организации этнически ориентированной деятельности.

5. Формирование ценностных ориентаций учащихся старших классов. средствами русской народной вышивки — это одновременно: а) целенаправленный, организованный и контролируемый процесс формирования в личности старшеклассника ценностного, духовно-нравственного отношения к явлениям действительности путем воздействия на личностные качества средствами и образами русской народной вышивки как части национальной культурыб) результат, фиксирующий факт усвоения молодым человеком ценностей, порожденных этим процессомв) фактор изменения личностных качеств подростка, среди которых: аксиологическая направленность личности, способность к рефлексии, целеустремленность, способность к деятельности по законам добра и красоты, способность к катарсису,. способность к созданию новых эстетических и духовных ценностей (художественное творчество).

6. Оценка уровней сформированности духовно-нравственных ориентаций школьников средствами русской народной вышивки возможна по следующим критериям и показателям:

Ценностное отношение к духовно-нравственным ценностям русской национальной культуры проявляется через совокупность таких показателей, как осознание ценности наследия русской национальной культурыпонимание и оценка целей и задач формирования ценностных отношений средствами русской национальной культурыналичие внутренней потребности личности в духовном самоопределении.

Психологическая готовность к усвоению духовно-нравственных. ценностей русской национальной культуры проявляется через устойчивый интерес к вечным проблемам цели и смысла жизни, справедливости правды и человеческого счастьяположительную устойчивую мотивацию к самопознанию и самосовершенствованиюширокие интересы к культуре, искусству.

Творческая активность в усвоении духовно-нравственных ценностей культуры проявляется через, совокупность таких показателей, как способность к видению достижений культуры во всех ее проявленияхнестандартность мышления, способность к восприятию инноваций.

Условно выделены три уровня сформированности у учащихся духовно-нравственных ценностных ориентаций средствами русской национальной. вышивки: адаптивный, эвристический, креативный.

7. Педагогическими условиями, способствующими формированию ценностных ориентаций подростков средствами русской народной вышивки, являются:

— создание духовно насыщенной образовательной среды, стимулирующей потребность приобщения подростков к духовным ценностям, открытию и расширению в историческом материале русской вышивки культурных смыслов,.

— сочетание разнообразных форм и методов, способствующих формированию ценностных ориентаций школьников средствами этнографической художественной вышивки;

— направленность учебного процесса на формирование внутренней • мотивации к усвоению ценностей русской национальной культуры.

Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация результатов исследования осуществлялась на базе Тарусской детской школы. искусств (г. Таруса), общеобразовательного лицея «Серпухов» (г. Серпухов), школы искусств «Родник» (Южный учебный округ г. Москвы), Государственного образовательного учреждения «Центр. детского творчества» (Южный учебный округ г. Москвы). Материалы исследования использовались в лекционных курсах, с которыми диссертант выступал перед педагогической общественностью Москвы, Серпухова, Тарусы. Основные результаты исследования опубликованы в научно-методических изданиях.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивается обоснованностью исходных теоретико-методологических позицийприменением комплекса эмпирических и теоретических методов, соответствующих целям и задачам исследования, сочетанием теоретического анализа с практической реализацией исследованияпреемственностью результатов на различных этапах исследованияцеленаправленным анализом реальной педагогической практики, комплексным характером опытно-экспериментальной работы Соответствие полученных экспериментальных результатов общепринятым научным критериям надежности достигалось использованием широкого спектра методик, а также путем привлечения в опытах достаточного количества испытуемых.

Данное диссертационное исследование экспериментально доказывает, что творческая деятельность школьника в кружке художественной вышивки, которая направлена на использование образов, принадлежащих русской этнографической традиции калужского края, позволяет подростку не только осмысливать и осваивать предшествующий духовно-нравственный опыт поколений, но учит уважать этот опыт, историческую память, помогает реализовывать себя в новом качестве. Узнавая и самостоятельно создавая на основе образцов народной вышивки новые образы, орнаментальные. композиции, используя при этом современные компьютерные технологии, молодой человек, обогащает себя духовно и нравственно, вырабатывает иммунитет против сиюминутности, бездуховности, подключаясь к духовно-нравственным ценностям народа как культурно-исторической общности.

Выводы по 3 главе.

Таким образом, анализ результатов опытно-экспериментальной работы N увеличение числа школьников, находящихся на эвристическом и креативном уровнях — показал эффективность разработанной педагогической модели формирования ценностных ориентаций школьников средствами русской этнографической вышивки и положительное влияние выявленных педагогических условий на процесс формирования нравственных ценностных ориентаций и подтвердил гипотезу настоящего исследования.

Формирующий эксперимент позволил также сделать вывод о том, что воспитание на основе модели формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций подростков средствами этнографической вышивки представляет собой личностно-ориентированный процесс, оказывающий эффективное воздействие на формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций молодежи.

Заключение

.

В целом полученные в диссертационном исследовании результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Анализ научной литературы, а также наблюдения в процессе преподавания в кружке художественной этнографической вышивки показывают, что в настоящее время существует противоречие между потребностью общества в подрастающем поколении, обладающем духовно-нравственными качествами, и невозможностью современного образования в полной мере влиять на духовно-нравственное развитие личности школьников.

2. В результате проведенного теоретического анализа научных источников и собственных исследований нами определены психологическая сущность и структура «духовно-нравственных отношений», раскрыты содержательные характеристики компонентов духовно-нравственных отношений.

3. Нами показано, что использование в системе дополнительного художественного образования специальных психолого-педагогических технологий, направленных на развитие духовно-нравственных качеств эффективно в том случае, если учитывать и создавать благоприятные психолого-педагогические условия при организации духовно-нравственных отношений в группе учащихся.

4. С учетом выделенных особенностей создана модель развития духовно-нравственных отношений старших школьников, в которой отражены основные концептуальные подходы, принципы, необходимые психолого-педагогические условия, механизмы, выделены компоненты и описаны результаты психолого-педагогического воздействия.

Результаты диссертационного исследования позволили сформировать учебно-методические материалы для педагогических и научно-педагогических кадров, которые включают в себя:

1. сущностные характеристики духовно-нравственного воспитания школьников в процессе практических занятий этнографической художественной вышивкой.

2. технологические компоненты и этапы духовно-нравственного воспитания учащихся на занятиях по художественной вышивке;

3. педагогическую модель и программу формирования нравственных идеалов, основанная на культурологическом, аксиологическом, комплексном и личностно-творческом подходах,.

4. критериальный аппарат, позволяющий диагностировать уровень сформированности нравственных идеалов;

5. педагогические условия, способствующие формированию ценностных ориентаций старшеклассников средствами русской народной вышивки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности, -М.: 1980−386 с.
  2. Е.В. Художественная гладь: Пособие по ручной вышивке. -Ташкент: Шарк- 1993. 72с.
  3. B.C. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи A.C. Метеляшна, 1950- 2001 гг.: Отечеств, ученый-педагог. // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. М., 2001. — С. 31−35.
  4. Актуальные проблемы современной психологии. М.: Изд-во МГУ- 1983.-245с.
  5. О.Д. Программы педагогических институтов. Методика трудового обучения. Технология конструкционных материалов. Практикум в учебных мастерских. М.: Просвещение- 1980. — 30с.
  6. Альбом по рукоделию с иллюстрированными курсами. М.: Внешсигма- 1995 — 128с.
  7. А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа.//С А, 1966, № 1.
  8. А.К. Раннеземледельческий культовый символ «ромб с . крючками» //CA. 1965. № 3. С. 259−262.
  9. Ш. А. Педагогика сотрудничества: гуманизация педагогического процесса //Перспективы: Вопросы образования ЮНЕСКО. -1990, № 4.
  10. Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.: Просвещение, 1984. — 188 с.
  11. Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1988.- 432с.
  12. O.A. Русская национальная школа // Народное образование. 1998.9.10.- С.133−134.
  13. Антология педагогической мысли России XVIII в, М.: Педагогика, 1985.-247 с.
  14. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX веков. М.: Педагогика, 1990. — 317 с.
  15. Н.С. О духовной и культурной традиции русской семьи //Север,-1992. № 3,-С.134−144.
  16. Ю. В., Дробижева JI. М., Сусоколов А. А.: Этносоциология. М.: Аспект-Пресс, 1999. — 271 с.
  17. JI.M. Комплексный подход в теории и практике нравственного воспитания: Искусство воспитания. М.: Молодая гвардия, 1981.-238 с.
  18. А.Г. Психология личности: Учебник. М.: МГУ, 1990. -367 с.
  19. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Просвещение- 1982. — 192с.
  20. Ю.К. Избранные педагогические труды, М.: Педагогика, 1989. -560 с.
  21. P.A. Художественные промыслы Владимирской области.-Ярославль- 1975. 110с.
  22. Н. Педагогика и практическая психология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс. 1999. С.- 138.
  23. М.М. Философия поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1084−1985.- М., 1986, — 242с.
  24. В.Г. Избранные педагогические сочинения. М: Педагогика, 1982,-288с.
  25. Е.П. О смысле, содержании и результатах русского образования, / Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. -М.: Русское слово, 1996, С. 73−52,
  26. Е.П. Образ и смысл русской школы. Волгоград: «Перемена», 2000. — 459с.
  27. В.А., Кухтин A.A. Духовно-нравственное воспитание личности в школе. Текст.: монография / В. А. Беляева, A.A. Кухтин. Рязань: Рязанский государственный университет им. А. Есенина, 2007. -140с.
  28. H.A. Православие, исихазм и русский характер. Нижний Новгород: Наука Пресс, 1993 — 46 с.
  29. H.A. Смысл творчества (Философия творчества, культуры и искусства). М.: Искусство- 1994, Т.1. — 356с.
  30. H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 — х гг. — М.: Искусство, 1994. Т. 1. — 3 80с.
  31. В.А. Нравственное воспитание: Философско-этические • основы. Воронеж: ВГУ, 1990. — 142 с.
  32. Богданова О. С, Черенкова СВ. Нравственное воспитание старшеклассников: книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.-204 с.
  33. О.С. и др. О нравственном воспитании подростков. М.: Просвещение, 1979. — 111 с.
  34. Н.Я. Творческие проблемы современных художественных промыслов. Л.- 1981. — 374с.
  35. И .Я. Русская народная вышивка. М.: Искусство- 1972.- 151с.
  36. Богуславская И .Я, Добрых рук мастерство. Л.: Искусство- 1981.-331с.
  37. Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.: Педагогика, 1979.-224 с.
  38. Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. М.: Просвещение, 1975. — С.22−24
  39. П.И. Путь к национальному возрождению // Народное образование.- 1996. № 10.-С. 15−17.
  40. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека, культуры и нравственности: Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях. Ростов-на-Дону: РШУ, 1995. -115 с.
  41. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4, — С.29
  42. .С. Психология нравственного сознания в контексте культуры Текст. / Б. С. Братусь. М.: Менеджер, Роспедагентство, 1994. — 60 с.
  43. .С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии.- 1993. № П.-С- 6−13.
  44. Г. П. Сохранение и обогащение национально-культурных традиций россиян // Педагогика. 2000. № 7. — С. 54−62.
  45. З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. -М.: Просвещение, 1978. -340
  46. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. Хабаровск: ГХПУ5 1989.-С.16−20.4 8. Возрождение традиций в искусстве народных художественных промыслов. М.: НИИХП- 1985. — 128с.
  47. Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во,. 1989.- 155 с.
  48. Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 168 с.
  49. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. 286 с.
  50. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. — 260с. i t
  51. JI.C. Избранные психологические произведения. / Под.ред. А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. М., 1956. 378 с.
  52. Вышивка: Пособие по технике народных вышивок. М.- 1951.
  53. В.А. Проблемы развития теории нравственного воспитания школьников в советской педагогике /1945−1985 гг/.- Кишинев. 1990. -169с.
  54. А. И. Сочинения в девяти томах. М, 1956. т. 4. стр. 34 -128с.
  55. Ю.Я. Что такое орнамент: Структура и смысл орнаментального образа. М.: Галарт- 1998. — 328с.
  56. Е.Б. Азбука вышивания. -М.: Педагогика, 1991 -234 с.
  57. Л.И. Российская культура и мир // Международная жизнь. -1993. № 1.-С. 25−31.
  58. . Поиск русской национальной идентичности. // Вопросы философии, 1992, № 1.
  59. М.М., Буганов A.B. О воззрениях русского народа, М.- Паломникъ, 2000. — 541с.
  60. А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М: Наука, 1984.- 288 с.
  61. В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников.- М: Педагогика, 1988, 134 с.
  62. , Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации М: Наука- 2008. — 178с.
  63. Л.Д., Завельский Ю. В. Организация воспитательной работы в школе. М: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998, -79 с.
  64. А. Н. Российское образование: модернизация или развитие?/ А. Н. Дахин // М. Народное образование. 2003. С. 13
  65. Денисюк Н, П. Традиции и формирование личности, Минск: Миниздат, 1979. — 177 с.
  66. A.A., Селезнева Е. В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. М.: РАГС, 2006 — 276 с-
  67. Л.А. Древние черты в русском народном искусстве. /В кн: «Культура Древней Руси», т. 2. -М. Л.- 1951
  68. Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 тт. М., 1972−1990, т. 23.
  69. Г. П. «Изобразительные мотивы русской народной вышивки». М.: АСТ-ПРЕСС- 2005. — 256с.
  70. Т.И. Вышивка: Техника. Приемы. Изделия. М.: АСТ-ПРЕСС- 2000. — 192с.
  71. Т.И. Художественная обработка материалов: Технология ручной вышивки: книга для учащихся. М.: Просвещение, 2000. — 160 с.
  72. М.Е., Федотова Н. Д. Философские и культурологические проблемы гражданского образования /В кн.: Преподавание философии: проблемы дидактики и содержания. Калуга. 2001.
  73. СВ. Орнамент народов Сибири как исторический источник. -М.-Л.- 1963.-839с.
  74. К. В. К вопросу о методологии исследования духовных традиций//Философская наука 1973, № 1 — С. 7−11.
  75. А.В., Савина Г. П. Нравственные ценности и особенности их освоения подростками: Учебно-методическое пособие. -М., 1993.- 121с.
  76. Игнатьев П. Н Очерк о русской школе // Педагогика, 2002- № 2,3 -С-52−59,42−48.
  77. А.Э. Народная педагогика. М., 1991. С. 8.
  78. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке- Музей народного искусства. М.: Советская Россия- 1990 — 320с.
  79. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). -М.: Педагогика, 1984. с. 534 с.
  80. И.А. Путь духовного обновления. М.: Русская книга, 1993. -452 с.
  81. И. А. Путь к очевидности. М.- Республика, 1993. — С. 228−246.
  82. И.А. Собрание сочинений в десяти томах. Т.1−10. М., 1993 -1999.
  83. Исатов Ю. С, Духовные истоки воспитания. М: Некоммерческий Благотворительный Фонд «Славянский дом у истоков трех великих рек Волга -Днепр-Западная Двина», 2001. — 120 с.
  84. Е.И., Слободчиков В. И. Психология человека. М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1995. С. 254.
  85. История педагогики/ Под ред. Н. А. Константинова, Е. Н. Медынского, М. Ф. Шабаевой. -М.: Просвещение, 1982.
  86. Л.Э. Вышивка тверской земли второй половины XVIII-начала XX вв, Л- 1981−240с.
  87. П.Ф. Новая русская педагогия. Изд.2-е доп. — СПб.: Земля, 1914.-С. 32.
  88. П.Ф. о саморазвитии личности в педагогическом процессе // Первая Нижегородская Сессия молодых ученых гуманитарных наук: Тезисы докладов. Н. Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 1998. -С. 165−447с.
  89. Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников в процессе изучения декоративно-прикладного искусства М.- 1994 С. 128- 346с.
  90. Ю.А., Шухман Л. П. Игра и воспитание духовной культуры детей и подростков, — Кемерово, 1992. 184 с.
  91. Климова ГДХ Русская национальная школа в свете историко-культурного наследия мира и России. Елец: Русская национальная школа, 1994, — С. 22.
  92. Кобылянский В-А. Русская идея и возрождение России. Иркутск: Изд-во Иркутского университета" 1997. — 164 с.
  93. П.И. Педагогические размышления. Национальное воспитание. Опыт православной педагогики, М: Наука" 1993. — 192 с.
  94. Е.Г. Народное декоративное искусство как одна из основ художественно-педагогического образования: Автореферат дис. кандидата педагогических наук- М- 1959. — 19с. /
  95. В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: Легпром- 1987. — 246с.
  96. ЮО.Коменский Я. А. Великая дидактика / Избр. пед. соч. М., 1982. — т.1.
  97. И.С. Психология юношеского возраста. М- 1979. — 175с.
  98. В.В. Формирование личности учащегося в. процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды. Диссер. доктора педагогических наук. М.- 1994.-371с.
  99. A.A. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование: Автореферат дис. канд. пед. наук, Курск, 1999.-С.15.
  100. A.A. Русская духовная философия. СПб: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1998. — 234 с.
  101. Косс Мелинда. Искусство вышивки. М.': Внешсигма- 1997. — 192с.
  102. H.H. Нравственные потребности личности. М.: Знание, 1981,-64 с.
  103. А.И. Психологическая структура действий человека. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1990 — 56 с.
  104. Ю.Крылова Н. Культурология образования. М.: Народное образование. 2000. С. 89.
  105. Леви-Стросс К. Мысли о культуре. Алма-Ата, 1992. — 185 с. И 2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность//Избранные психологические произведения. — М., 1983.
  106. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992,-17 с.
  107. П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания/ Под. Ред. М. П. Ивоновой. М.: Изд. «Институт практической психологии" — Воронеж: издательство НПО „МОДЭК“, 1998. — 416 с.
  108. Д.С. Заметки о русском // Новый мир. — 1980. № 3. — С.35.
  109. Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец 14 начало 15 в.). — М: АН СССР, 1962. — 172с.
  110. Д.С. Нельзя уйти от самих себя. Историческое самосознание и культура // Новый мир. — 1987 № 4 С. 14
  111. Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Русико, 1993. -163 с.
  112. Д.С. Русская культура в современном мире. // Новый мир. 1991, № 1.
  113. .Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979. — 167 с.
  114. С.П. Формирование художественных потребностей учащихся 4−6 классов средствами изобразительного искусства. Дис. кандидата педагогических наук. М- 1986 — 210с.
  115. М.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1991.-334 с
  116. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство- 1976. — 336с.
  117. Н.О. Характер русского народа. М.: Ключ, 1990. — 96 с. (репринтное издание 1957 г.)
  118. Ю.М. Беседы о русской культуре, СПб.: Изд-во „Искусство — СПб“, 1994. — 256 с.
  119. , Л. М. Теория воспитания: философско-антропологический подход / Л. М. Лузина Псков, 2000. — 186 с.
  120. Лук А. Н. Эмоции и личность. М.: Знание- 1982. — 177 с.
  121. Я.Н. Состояние и задачи высшей художественной школы в • деле подготовки кадров декоративно-прикладного и промышленного искусства.// В сб.: Вопросы художественного образования. Выпуск XX. Л.- 1977. С. 7.
  122. В.И., Полетаев Е. Г. Идеология воспитания российской молодёжи //Педагогика. 1998. № 5.- С.25−31.
  123. A.C. Соч. в 7-и т. М.: Изд-во Академии пед. наук, 1957.
  124. A.C. Нравственное становление личности школьника. -М.: Педагогика, 1985. 234 с.
  125. H.H. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика. 1999. № 1, — С. 81−86.
  126. В. Опыт приобщения к христианским ценностям воспи-тания//Педагогика.-1998, № 2. -С. 114−115.
  127. С.А. Специальная композиция печатного рисунка на текстильных материалах. М.: Легкая и пищевая промышленность- 1984. -208с.
  128. МанноваМ. Вышивки. Братислава: Прага- 1975. — 152с.
  129. Т.Н. Художественное шитье Древней Руси в собрании Загорского музея: Альбом. М.: Советская Россия- 1983.-296с.
  130. С.Э. Ручная вышивка: Учебное пособие для 10−11 классов. / С. Э. Маркуцкая. -М.: Академия, 2004. 159 с.
  131. И.С. Нравственное становление личности школьника / И. С. Марьенко. -М.: Педагогика, 1985. 104 с.
  132. Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко- ¦ этнографический источник. М., Наука- 1978. — 208с.
  133. Г. С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов. -Восточнославянский этнографический сборник. М- 1956. С. 581.
  134. А. Самоактуализация. //В сб.: Психология личности. М.: Изд-во МГУ- 1982. С.108−118.
  135. A.C. Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры. Псков, 1995. — 68 с. 143 .Медведев Д. А. „О стратегии развития России до 2020 года“
  136. Выступление на XII Петербургском международном экономическом форуме. М. 2009. с. 5. Медынский E.H., Шабаев М. Ф., Константинов H.A. История педагогики. — 5-е изд. — М., 1982.
  137. , В. М. Традиционная религиозная культура основа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи / В. М. Меньшиков // Образование и общество. — 2006. — № 6. — С. 51−57.
  138. М.Н. Поэзия народного костюма. 2-е изд. перераб. и доп., — М.: Молодая гвардия- 1988. — 224с.
  139. Методы педагогических исследований. М.- 1979. — 256с.
  140. М.И. Дети душа нации // Педагогика. — 1995. № 5. — С. З
  141. А.П. Энциклопедия рукоделия / А. П. Митрофанова. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 445 с.
  142. О.С. Учите детей вышивать: Учебное пособие для студентов учрежд. сред. проф. образ, / О. С. Молотобарова, М.: Владос, 2003.-189 с.
  143. В.А. Психология творческой деятельности. Киев: Знание УССР- 1978.- 47с.
  144. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание- 1979.-48С.
  145. A.B. Мудрик Социальная педагогика: Учеб. Для студ. пед. вузов// Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр „Академия“, 2000. — 200с.
  146. А.Я. Рукоделие в школе. М.: Просвещение, 1971, — 173 с.
  147. С.М. Формирование умений и' навыков у учащихся сельских школ в процессе занятий художественной вышивкой на основе .' народных традиций Орловской области. Диссер. кандидата педагогических наук. -М.- 2000. -261с.
  148. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. № 4. С. 8−21.
  149. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий- М.: Педагогическое общество России, 2000 — 303 с.
  150. Н.И. Избранные педагогические сочинения. Из трактата „О воспитании и наставлении детей“. — М.: Учпедгиз, 1959. 255 с.
  151. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М., 1989
  152. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / А. И. Каиров, О. С. Богданова. М.: Педагогика, 1979. — 150 с.
  153. Общественная мысль Русского зарубежья. Энциклопедия. Отв. ред.
  154. B.В. Журавлев М.: РОССПЭН, 2009. 704 с. 164.0жегов СИ. Словарь русского языка./Под ред. Н. Ю. Шведовой. 16-е изд. — М: Русский язык- 1984. — 799с.
  155. Н. Народные традиции и современные проблемы воспитания. // Советская этнопедагогика. № 7,1 989 166.0сновы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: 1995.1. C. 332.
  156. Основы художественного ремесла. /Под ред. В. А. Барадулина. В 2ч. -М.: Просвещение- 1987. -1ч.- 255с- 2ч. -272с.
  157. А. Н. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика. 1985 г. 352 с.
  158. Ф.М. Композиция костюма: Одежа, обувь, аксессуары. М.: Легпромбытиздат- 2-е изд. переработанное и дополненное. 1997. — 318с.
  159. .Д. Анатомия общения / Б. Д. Парыгин. СПб.,. 1999. — С.62.
  160. Л.Н. Формирование духовной культуры личности в национальной школе: Автореферат канд. пед. наук, — М., 1998, — 18с.
  161. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений/ С. А. Смирнов, И. Б. Котова, М. Просвещение, 2006 460 с.
  162. Пигилова ТА Народная культура. „Русский дом“. — М.: Русское поле, 1993.230 с.
  163. O.A. Русская цивилизация. М: Роман-газета, 1995. — 224с.
  164. В.Д. Традиции и общество. М.: 1987. — 67с.
  165. И.Л. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996, — 432 с.
  166. ВВ. Очерк формирования русской национальной культуры. М, 1975.-360 с.
  167. Полная энциклопедия женских рукоделий. /Пер. с фр. М.: Восхождение- 1992. — 608с.
  168. JI.A. Нравственное воспитание и религия (в современных условиях) // Педагогика. 1999. № 6. — С- 109−113.
  169. Попова О. С, Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. М.: Знание- 1984. — 144с.
  170. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 „О национальной доктрине образования в Российской Федерации“.
  171. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999−2001 годы. (В редакции Федерального закона от 13.01.96. № 12-ФЗ) М., 1999.
  172. Психология, Словарь. /Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. .' 2е изд. испр. и доп. -М.: Политиздат. 1990. — 494с.
  173. A.C. О народном воспитании // Педагогика, -1999. № 4. -С78−80.
  174. И.П. Композиция северных вышивок.// В сб. научных трудов НИИХП. № 7 -М: 1973. 224 с.
  175. И.П. Русская народная вышивка. — М.: 1957. 159с.188Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.:1. Питер. 2000. С. 248.
  176. E.H. Теоретические и методологические проблемы этической психологии: монография / Е.НРезников. —Мн.: Изд. центр БГУ, 2006. 440 с.
  177. В.В. Сумерки просвещения./ Сост. В. Н. Щербаков. М.: Педагогика- 1990. — 624с.
  178. Российская педагогическая энциклопедия. /Под ред. В. В. Давыдова. В 2тт., т.2. М.- 1999.-672с.
  179. РубинштейнC.JI.Проблемы общей психологии.-М:Педагогика, 1976.-416с.
  180. C.JI. Бытие и сознание. М., 1957.
  181. Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Норма, 1981.
  182. Рувинский ЛИ Самовоспитание личности. -М: Мысль, 1984.-340с.
  183. Рукоделие: Популярная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия- 1992. — 228с.
  184. Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. М.: Русское слово» 1996, — С.73−83.
  185. Русские художественные промыслы XIX XX вв. и город: Социальные основы искусства. — М.- 1983. — 267с.
  186. Ручная вышивка / сост. М. Иванкова. — М.: Олимп: Русич, 1999. 239с.
  187. .А. Язычество древних славян. М.- 1981. — 237с.
  188. Ю.С. История русской культуры: Учебное пособие. М- Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 336 с.
  189. Г. Куда идем? // Народное образование, 1994. № 7. — С. 15−19.
  190. А.П. Нравственные искания русских писателей М. 1972, 334с.
  191. Советский энциклопедический словарь./Под ред. А. М. Прохорова. 4е изд. — М.: Советская энциклопедия- 1986. — 1599с.
  192. Е.Т. Перспективные методы исследования личности. М.: Изд-воМГУ- 1980. — 173с.
  193. А.Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников: Дис. д-ра. пед. наук. — М., 1999-
  194. А.И. Русский вопрос к концу XX века//Новый мир. -1996. № 4-С. 3−6
  195. B.C. Сочинения.- В2-хтт. М.: Мысль, 1990. т. 1, с. 145 149.
  196. В. С. Оправд ание добра. // Соловьев B.C. Соч. Т.1. М, 1988.
  197. В. С. Когда был оставлен русский путь и как на него вернуться? //Наше наследие, 1988, № 2.
  198. ПА. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997. С. 101
  199. А.Г. Сознание и самосознание. М.- 1972. -247с.
  200. А.Г. Человек, культура, традиция. В кн.: Традиция в истории культуры. — М.: Высшая школа, 1987, — 134 с.
  201. Л.П. Проблемы целостности личности: Гносеологический. аспект. М: Высшая школа, 1987.- 134 с.
  202. И.В. Изучение эффективности работы школы поформированию навыков здорового образа жизни у учащихся //Горизонты образования, 2003. № 5
  203. Сгепун ФА Дух, лицо и сшль русской культуры // Вопросы философии, 1997,1
  204. И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Просвещение, 1976.- 191 с.
  205. Сухомлинский В, А Избранные педагогические сочинения., т. 1−3, М. Просвещение- 1979−81
  206. В. А. Стратегия образования в современных условиях/ В. А. Тестов// Педагогика. 2005. — 340 с.
  207. Н.И. Применение метода проектирования в изделиях, украшенных вышивкой, Йошкар-Ола, 2002 168 с.
  208. Толстой Я Н. Педагогические сочинения.- М, Просвещение. 1989. 387 с.
  209. Л.Н. Полн. собр.соч., Т.8. М., 1928−1958. — 330 с.
  210. В.Н. Древо мировое // Мифы народов мира: Энциклопедия. T. 1.-М., 1991.-169 с. —. —
  211. В.Ю. Пути русской школы. М.: Свет Отечества, 1994. -95 с. ¦ ¦
  212. Узоры вышивок//Узоры вышивок 2006. № 12, с. 11.
  213. Учебный курс по культурологии / Г. В. Драч, Ю. С. Борцов, А. Ш. Ерыгин и др. / Под ред. Г. В. Драча. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996 — 576 с.
  214. П.И., Королева Н. С. Народные художественные промыслы. -М.: Высшая школа- 1992. 159с.
  215. К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2 тт. М.: Педагогика, 1974.
  216. К.Д. Пед. сочинения в шести томах, М&bdquo- 1988.
  217. Федеральный закон Российской Федерации от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании"/ Собрание законодательслшРоссийской Федерации, 1996, N3, сг. 150- 1997, N47.
  218. И.С. Вышивка: От простого шва к сложному узору. М.: Профиздат- 1996. — 100с.
  219. Г. Н. Воспитательный процесс как открытая система // Педагогика-- 2000. № 8.-С.35−40.
  220. Философия образования. Сборник научных статей/ Под ред. А. Н. Кочергина. М: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. — 288 с.
  221. Флоренский П. А Собрание сочинений в 3-х т.-М.: 1990.
  222. П.А. Избранные, труды по искусству. М.: Изобразительное искусство- 1996. — 336с.
  223. ЛК. Фомичева, Л. Н. Щербакова. Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале. Педагогика. 2007.-234 с.
  224. Хан НН. Педагогические требования к организации коллективной познавательной деятельности учащихся. Алма-Ата: Мекгеп, 1986.
  225. Ф. Национальная школа: пути развития // Народное обра-зование.-2000. № 2.- С. 70−72.
  226. З.А. Классному руководителю о работе с пионерами разного возраста. М.:// Просвещение, 1982 г. — 124 с.
  227. А. Собрание сочинений в 2 т. М., 1994. Т-2
  228. Л. А. «Интеграция общего, и • дополнительного образования»// Образование и общество. 2002 № 1
  229. Н. Г. Избранные педагогические сочинения. М. Педагогика 1983 -456с. '
  230. Чичеров В. И, Вопросы теории и истории народного творчества. М: 1959- 236 с.
  231. Шадриков В-Д. Нравственно-духовные качества русского народа. -М.: 1997.- С.20−21.
  232. В. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997. С. 21.
  233. ШурковаНЕ. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М, Педагогика. 2001.-324 с.
  234. Н.Е. Собрание пестрых дел. Методический материал для работы с детьми. М., 2000. — 160 с.
  235. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция// под ред. Лебединский В. В., Никольская О. С., Баенская Е. Р, Либлинг М. И. М., 1990 г.
  236. А.Л. Ткацкие слободы и села в ХУЛ в. М.- 1934. -112 с.253Лновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания.
  237. М., Педагогика- 1998 246 с.
  238. Р., Янушкявичене О. Основы нравственности.
Заполнить форму текущей работой