Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дидактические условия активизации учебной деятельности студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экспериментально проверить эффективность применения учебно-методического комплекса обеспечения активизации учебной деятельности студентов в процессе изучения математических дисциплин. Методологической и теоретической основой исследования являются: системный анализ и системный подход (В .Г. Афанасьев, Г. П. Щедровиц-кий, Ю. Г. Юдин и др.), теория деятельности (JI.C. Выготский, А. А. Леонтьев, С… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Активизация учебной деятельности студентов в теории 13 и практике
    • 1. 1. Анализ проблемы активизации учебной деятельности 13 студентов
    • 1. 2. Методологические аспекты проблемы исследования
    • 1. 3. Самостоятельная работа как системообразующий 52 элемент активизации учебной деятельности
    • 1. 4. Модель активизации учебной деятельности студентов
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Экспериментальная проверка и анализ результатов внедрения в учебный процесс модели активизации 101 учебной деятельности студентов
    • 2. 1. Учебно-методический комплекс как основное 101 дидактическое средство активизации учебной деятельности студентов
    • 2. 2. Цели, задачи и методика проведения 132 опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Дидактические условия активизации учебной деятельности студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Парадигма образования, выдвинутая в Концепции модернизации образования до 2010 г., определяет основную задачу профессионального образования: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Всё это выступает предпосылкой для поиска преподавателями вуза дидактических условий, обеспечивающих возможность студентом самообразовываться, самоизменяться личностно и профессионально в процессе учебной деятельности.

Вводимая многоуровневая система подготовки специалистов ставит современного студента перед дилеммой между все увеличивающимся количеством информации, необходимой для качественной подготовки к будущей профессиональной деятельности, и способностью усваивать, осознавать, оперировать, анализировать и перерабатывать большой объем информации. Происходит смена приоритетов — с традиционного усвоения знаний в ходе лекционно-семинарских занятий на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого студента. Такая переориентация образовательного процесса вносит качественные изменения в содержание формы обучения, систему контроля и оценки знаний, что требует разработки методического обеспечения учебной деятельности студентов.

В психолого-педагогической литературе, посвященной активизации учебной деятельности студентов, рассматриваются общедидактические, психологические, организационно-деятельностные и другие аспекты данной проблемы (Т.В. Габай, И. А. Зимняя, И. И. Ильясов, Р. Я. Касимов, В.Я. Ляу-дис, Р. А. Низамов и др.). В то же время активизация учебной деятельности, способствующая повышению качества обучения, является одной из наиболее мало разработанных проблем в теории и практике вузовского образования.

Ведущая роль в формировании профессиональной направленности студентов принадлежит учебным дисциплинам, их содержанию и методике обучения. Значимость математических дисциплин для активизации учебной деятельности студентов определяется тем, что уровень и качество математичеШ ского образования являются одним из основных показателей общепрофессиональной и специальной подготовки будущего специалиста. Математическая подготовка как компонент высшего профессионального образования выполняет общеобразовательные, общетехнические, специальные функции. Специфические цели математической подготовки заключаются в том, что она является основой для профессиональной подготовки будущего специалиста. Так, в образовательных стандартах высшего профессионального образования отмечены две стороны назначения математического образования: практиче-Щ екая, связанная с содержанием и применением инструментария, и интеллектуальная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира.

Поэтому к процессу разработки дидактических условий активизации учебной деятельности студентов в современных условиях предъявляются все более высокие требования. Необходимость выполнения программного материала в условиях дефицита учебного времени актуализирует задачу построения методики активизации учебной деятельности студентов в процессе изучения математических дисциплин, обеспечивающей высокий уровень активности учебной деятельности студентов.

Степень разработанности проблемы в педагогической науке и практике. В психолого-педагогической и методической литературе уделяет* ся значительное внимание различным аспектам учебной деятельности школьников и студентов (Б.В. Бокуть, А. А. Вербицкий, Т. В. Габай, В. Граф, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), развивающему и проблемному обучению (B.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. И. Загвязинский, И. Я. Лернер, В. Оконь и др.), выбору и проектированию обучающих технологий (В.П. Беспалько, М. В. Кларина, JI.B. Моисеева, В. М. Монахов, Г. К. Селевко, Н. Е. Эрганова и др.), формам и методам учебного процесса в высшей школе (М.С. Дмитриева, М. С. Панин и др.), теоретическим аспектам обучения учащихся в различных типах образовательных учреждений (А.С. Белкин, A.M. Новиков, Г. М. Романцев, Е. В. Ткаченко и др.), содержанию математики и методики ее преподавания (Н.Я. Виленкин, А. Н. Колмогоров, Л. Д. Кудрявцев, А. А. Столяр, JI.M. Фридман, П. М. Эрдниев и др.), формированию системы умственных действий при решении учебных задач (Г.А. Балл, Т. В. Дорохина, В. И. Крупич, JI.M. Фридман и др.).

Анализ изученных источников показывает, что, несмотря на обширное исследование вопросов активизации учебной деятельности, на значительное количество существующих педагогических технологий, проблема активизации учебной деятельности студентов в настоящее время не находит должного решения в теории и практике, что требует новых педагогических подходов, разработки методических приемов, обеспечивающих повышение уровня активности учебной деятельности студентов.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена сложившимися противоречиями между:

— возросшими требованиями к уровню подготовки специалистов и недостаточной разработанностью дидактических условий активизации учебной деятельности студентов в новых социально-экономических условиях;

— необходимостью активизации учебной деятельности и недостаточной разработанностью ее учебно-методического обеспечения.

С учетом выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования, которая заключается в разработке дидактических условий активизации учебной деятельности студентов.

В исследовании нами введено ограничение: разрабатывая дидактические условия активизации учебной деятельности, мы ограничивались исследованием проблемы в рамках подготовки студентов вуза в процессе изучения математических дисциплин.

Цель — разработать дидактические условия активизации учебной деятельности студентов.

Объект — активизация учебной деятельности студентов. Предмет — дидактические условия активизации учебной деятельности студентов в процессе изучения математических дисциплин.

Гипотеза исследования основывается на предположении, что активизация учебной деятельности студентов будет результативной при выполнении условий:

— учебную деятельность студентов следует рассматривать как системное многоуровневое явление;

— определены дидактические условия активизации учебной деятельности студентов в процессе изучения математических дисциплин;

— учебную деятельность студентов необходимо осуществлять на основе структурно-функциональной модели, построенной на принципах преемственности, развития и профессиональной компетентности и обладающую свойствами целостностности, открытости, динамичности, управляемостью, способностью к самообновлению;

— разработано организационно-методическое обеспечение процесса активизации учебной деятельности студентов на примере изучения математических дисциплин.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены и решались следующие задачи:

— изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике;

— выявить и обосновать дидактические условия активизации учебной деятельности студентов;

— разработать структурно-функциональную модель активизации учебной деятельности студентов;

— экспериментально проверить эффективность применения учебно-методического комплекса обеспечения активизации учебной деятельности студентов в процессе изучения математических дисциплин. Методологической и теоретической основой исследования являются: системный анализ и системный подход (В .Г. Афанасьев, Г. П. Щедровиц-кий, Ю. Г. Юдин и др.), теория деятельности (JI.C. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.), концепция личностного подхода в образовании (Ш.А. Амонашвили, Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.), идеи и положения общей и профессиональной педагогики (А.С. Белкин, В. П. Беспалько, Г. Д. Бухарова, Г. М. Романцев, М. Н. Скаткин, Е. В. Ткаченко и др.), теория управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых (С.И. Архангельский, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.), проблемы самостоятельной работы в обучении (В.М. Андреева, А.А. Аюрза-найн, В. К. Буряк, Б. П. Есипова, Л. В. Кузнецова, П. И. Пидкасистый, И. Г. Пустильник и др.), вопросы моделирования в обучении (В.В. Краевский, А. В Федотов и др.), а также фундаментальные выводы по методологии научного педагогического знания и методике обучения (Ю.К. Бабанский, В.И. За-гвязинский, И. Я. Лернер и др.).

В ходе исследования применялись следующие теоретические и экспериментальные методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, публикаций научного характера в периодической печати по исследуемой проблемеизучение, обобщение и систематизация педагогического опыта и инновацийанализ учебной документации и изучение нормативных требований к современному специалисту с высшим образованиеманализ учебно-методических материалов по математическому образованиюмоделированиедиагностические методы: тестирование, анкетирование, интервьюирование, беседа и др.- педагогический экспериментстатистические методы обработки результатов проведенного эксперимента.

Исследование носит лонгитюдный характер, так как с одними и теми же группами студентов работа проводилась в течение достаточно длительного времени.

Базой исследования являлся ГОУ ВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения».

Основные этапы исследования.

Исследование проводилось в три этапа (2000;2005).

Первый этап (2000;2001), теоретико-поисковый, включал в себя изучение и анализ психолого-педагогической литературы по развивающему обучению, образовательным технологиям, проблеме активизации учебной деятельности студентов. Изучалось состояние исследуемой проблемы в теории и практике работы высших учебных заведений. Были намечены и разработаны теоретические предпосылки исследования, сформулированы гипотеза, проблема и задачи. Осуществлялось осмысление и формирование понятийного аппарата, определялись методология и теоретические основы исследования. Основные методы исследования', анализ научной литературы по проблеме исследования, анкетирование, констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2001;2004), проектировочном, осуществлялось теоретическое обоснование, разрабатывалась модель активизации учебной деятельности студентов в процессе изучения математических дисциплин, разрабатывался и реализовывался учебно-методический комплекс. Собирались необходимые сведения для подведения итогов педагогического эксперимента. Основные методы исследования', контекстуальный анализ основных понятий исследования, моделирование, прогнозирование, анализ и систематизация.

Третий этап (2004;2005), экспериментальный, связан с оценкой и анализом результатов практической деятельности. В течение этого этапа проводилась статистическая обработка данных, формулировались выводы, завершалось оформление диссертационного исследования. Определены эффективность и целесообразность применения разработанной модели, реализация которой способствует активизации учебной деятельности в процессе изучения математических дисциплин. Основные методы исследования: формирующий эксперимент, опрос, интервью, анкетирование, анализ и оценка результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Научно обоснованы дидактические условия активизации учебной деятельности студентов: организационные, содержательные и мотиваци-онные.

2. Спроектирована структурно-функциональная модель активизации учебной деятельности студентов, которая включает в себя взаимосвязанные компоненты (целевой, структурно-содержательный, технологический, оценочный и предметно-рефлексивный), выполняющие прогностическую, объяснительно-иллюстративную, ориентирующую, контрольно-диагностическую и корригирующую функции.

3. Разработан и апробирован учебно-методический комплекс, включающий нормативный, учебно-методический и контролирующий компоненты, выступающий системообразующим элементом активизации учебной деятельности студентов в процессе изучения математических дисциплин.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы дидактические условия активизации учебной деятельности студентовопределены принципы построения структурно-функциональной модели активизации учебной деятельности студентов: преемственность, развитие и профессиональная компетентностьразработан учебно-методический комплекс, направленный на повышение уровня активности студентов в процессе изучения математических дисциплин.

Практическая значимость. Результатом исследования является система активизации учебной деятельности студентов в процессе изучения математических дисциплин, разработанный и внедренный нами в учебный процесс вуза учебно-методический комплекс (УМК), включающий 9 учебно-методических пособий. Разработанный УМК доведен до технологии, которая может быть использована при подготовке специалистов различного профиля. Материалы учебно-методического комплекса явились методической основой для разработки программ повышения квалификации преподавателей Института перспективных технологий Сибирского государственного университета путей сообщения. Изучение и практическое освоение данных методических материалов включено в систему переподготовки и повышения квалификации специалистов в Новосибирском институте повышения квалификации и перс-подготовки кадров работников образования (НИПКиПРО).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе ГОУ ВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения» (СГУПС). Основные результаты исследования внедрены в учебный процесс СГУПС, Сибирской государственной геодезической академии (СГГА), Новосибирской государственной академии экономики и управления (НГАЭиУ), Новосибирского филиала Московской финансово-юридической академии, Новосибирского авиационного технического колледжа, что подтверждено актами внедрения НИР в учебный процесс вышеперечисленных учебных заведений.

Основные положения и результаты исследования отражены в 22 публикациях автора, результаты опытно-поисковой работы были обсуждены и одобрены на межрегиональной научно-методической конференции «Профессиональная педагогика: новые идеи и технологии» (Новосибирск, 2001) — X международной конференции «Математика. Экономика. Образование» (Ростов н/Д, 2002) — межрегиональной научно-практической конференции молодых учёных и специалистов «Инновационные технологии в педагогике и на производстве» (Екатеринбург, 2003) — межрегиональной научно-практической конференции «Высшая школа и национальная безопасность» (Новосибирск, 2003) — на межрегиональной научно-практической конференции «Качество высшего образования: системный подход» (Новосибирск, 2004).

Разработанный УМК был представлен на Международной образовательной выставке «УчСиб-2005"и удостоен малой золотой медали.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Дидактические условия активизации учебной деятельности студентов: организационные, способствующие формированию у студентов активной творческой учебной деятельностисодержательные включающие учебно-методическое обеспечение, в состав которого входят нормативный, учебно-методический и контролирующий компонентымоти-вационные — развитие интереса к учебной и будущей профессиональной деятельности.

2. Структурно-функциональная модель активизации учебной деятельности студентов, построенная на принципах преемственности, развития и профессиональной компетентности, которая включает в себя взаимосвязанный компоненты (целевой, структурно-функциональный, технологический, оценочный и предметно-рефлексивный), выполняющие прогностическую, объяснительно-иллюстративную, ориентирующую, контрольно-диагностическую и корригирующую функции.

3. Учебно-методический комплекс, являющийся системообразующим элементом активизации учебной деятельности студентов и включающий в себя: нормативный компонент, содержащий разработанные учебную программу, учебные и календарные планыучебно-методический компонент, включающий рекомендации по ведению лекций и практических занятий, задания для аудиторных, домашних и самостоятельных работконтрольный компонент — варианты индивидуальных заданий, тесты, контрольные и самостоятельные работы. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются выбранной методологической основойсогласованностью основных результатов с требованиями к профессиональной подготовке специалистовсочетанием методов исследования, адекватных предмету, целям и задачам исследованияположительными результатами опытно-экспериментальной работы. Обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивается сравнительным анализом данных, полученных с помощью различных независимых методов педагогического исследования, их репрезентативностью.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Выводы по второй главе.

1. В спроектированной структурно-функциональной модели активизации учебной деятельности студентов основным дидактическим средством является учебно-методический комплекс, связывающий воедино цели, содержание, средства, формы, систему методов обучения и моделирующей деятельности преподавателя и учебную деятельность студентов в процессе изучения математических дисциплин. В учебно-методический комплекс по курсу «Высшая математика» включены компоненты: нормативный, содержащий разработанную учебную программу, учебные и календарные планыучебно-методический компонент, включающий рекомендации по ведению лекций и практических занятий, задания для аудиторных, домашних и самостоятельных работконтролирующий компонент — варианты индивидуальных заданий, тесты, контрольные и самостоятельные работы.

2. Констатирующий эксперимент показал низкий уровень познавательной активности, самоорганизации, самообразования и самоконтроля у студентов-первокурсниковнедостаточную подготовленность обучающихся к изучению математических дисциплин.

3. По результатам анкетирования, было определено, что преподаватели вуза недостаточно подготовлены к обучению студентов по активным формам и методам учебной деятельности.

4. В ходе формирующего эксперимента установлено, что разработанная концепция активизации учебной деятельности студентов правомерна и способствует формированию активности студентов в процессе изучения математических дисциплин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Проблема активизации учебной деятельности студентов высших учебных заведений недостаточно освещена в педагогической и методической литературе и требует разработки новых теоретических и методических подходов.

2. Анализ теоретических концепций активизации учебной деятельности позволил определить необходимые методологические и теоретические предпосылки для решения проблемы активизации учебной деятельности в процессе изучения математических дисциплин.

3. Дидактическими условиями активизации учебной деятельности студентов определены: организационные, способствующие формированию у студентов активной творческой учебной деятельностисодержательные, включающие учебно-методическое обеспечение, в состав ф которого входят нормативный, учебно-методический и контролирующий компонентымотивационные — развитие интереса к учебной и будущей профессиональной деятельности.

4. В составе дидактической системы средств активизации учебной деятельности студентов в процессе изучения математических дисциплин в исследовании рассматриваются: цели, учебное содержание математических дисциплин, методы и приемы активизации обучения, формы организации учебного процессапри этом в качестве ведущего показателя активности студента определена самостоятельная работа.

5. Разработана и экспериментально проверена структурно-функциональная модель активизации учебной деятельности студентов, построенная на принципах преемственности, развития и профессиональной компетентности, включающая в себя взаимосвязанные компоненты (целевой, структурно-содержательный, технологический, оценочный и предметно-рефлексивный), которые выполняют прогностическую, объяснительно-иллюстративную, ориентирующую, контрольно-диагностическую и корригирующую функции.

6. Разработан и экспериментально апробирован учебно-методический комплекс, являющийся системообразующим элементом активизации учебной деятельности студентов и включающий в себя: нормативный компонент, содержащий разработанные учебную программу, учебные и календарные планыучебно-методический компонент, включающий учебно-методические пособия, содержащие рекомендации по ведению лекций и практических занятий, задания для аудиторных, домашних и самостоятельных работконтрольный компонент — варианты индивидуальных заданий, тесты, контрольные и самостоятельные работы Экспериментальная проверка эффективности разработанной структурно-функциональной модели активизации учебной деятельности студентов, статистическая обработка полученных в ходе педагогического эксперимента результатов и их обобщение позволяют сделать вывод об эффективности разработанной модели.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.К. Познание мира: методологические проблемы. — М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  2. А.Н. Системное познание мира: методол. пробл. М., 1985. -236 с.
  3. В.Ю. Алгоритмы целеполагания в современных педагогических технологиях./В.Ю. Агапов, Л. М. Мишакова, — Рязань, 1994. 158 с.
  4. Р.Л. Искусство решения проблем М.: Сов. радио, 1982. -240 с.
  5. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов с позиций дидактической кибернетики. Новые информационные технологии в образовании: Обзор информ. НИИВО. М., 1993. — Вып.З. — 64 с.
  6. А.Д. Общий взгляд на математику/Математика, ее содержание, методы и значение, Т.1. -М.: Изд-во АН СССР, 1956.
  7. И.Ю. Глобальное образование: идеи, цели, перспективы: учеб. пособие. СПб., 1995. — 104 с.
  8. Альбуханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.-46 с.
  9. Альбуханова-Славская К.А. О субъекте психологической деятельности. М., 1973.-243 с.
  10. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция педагогической оценки учения школьников. М., 1984.
  11. .Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М., 1980. — т. 1.-230 е., т. 2.-287 с.
  12. З.Андреев В. В. Педагогика: учеб. курс для творч. саморазвития. 2-е изд. — Казань: Центр инновац. технологий, 2000. — 608 с.
  13. В.М. Методика активизации самостоятельной работы студентов ускоренного обучения/Юрганизация самостоятельной работы студентов в процессе изучения общественных наук. Вып.6. — JI.: Изд-воЛГУ, 1989.-С. 24−28.
  14. П.К. Избранные труды: филос. аспекты теории функцион. системы.-М., 1978.-134 с.
  15. Л.И. К психологии личности как развивающейся систе-ме//Психология формирования и развития личности. М., 1981. — 167 с.
  16. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М.: Выс. школа, 1980. 368 с.
  17. А.Г. Психология личности. М., 2002. — 112 с.
  18. В.Г. Системность и общество. — М.: Политиздат, 1980. — 380 с.
  19. А.А. Организация профессионально-направленной самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации учебной деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук. JL, 1984. — 17 с.
  20. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  21. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978.//Педагогика и психология, 2, 1970. — 48 с.
  22. Г. А. О психологическом содержании понятия «задача». Вопросы психологии. 1979. № 6. — С. 21−35.
  23. Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. — М.: Педагогика, 1990. 184 с.
  24. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д., 1999. -251 с.
  25. В.П., Пометова В. М. Управление самостоятельной работой студентов//Специалист. 1997. — № 4. — С. 15−17.
  26. М.И. Уровень и профиль школьного математического обра-зования//Математика в школе. 1993. — № 2. — С. 8−9.
  27. Р.П. Развитие дидактических способностей у студентов педвуза в процессе их психологической подготовки к обучению детей шестилетнего возраста: автореф. дис.. канд. пед. наук. JL, 1984. — 17 с.
  28. B.C. Педагогика. Проективная педагогика: учеб. пособие для инж.-пед. ин-тов и индустр.-пед. техникумов. Екатеринбург, 1996. — 344 с.
  29. А.С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы)/А.С. Белкин, Е. В. Ткаченко.-/Урал. гос. пед. ун-т, Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург, 2005. — 208 с.
  30. И.Ф. Виды самостоятельных работ, направленные на реализацию единства абстрактного и конкретного в обучении./И.Ф. Белокур, JI.A. Каменщикова.//Самостоятельная работа учащихся в учебном процессе современной школы. Челябинск, 1985. — С.3−28.
  31. А. Управление самостоятельной работой студентов//Высш. образование в России. 2003. — № 6. — С. 105−109.
  32. JI. Общая теория систем: критический об-зор//Исследования по общей теории систем. М.: 1969. — С. 41−42.
  33. В.П. и др. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. М.: Высш. школа, 1989.-141 с.
  34. В.П. Элементы теории управления процессом обучения. Материалы лекций, прочитанных в Политехи. Музее на фак. программир. обучения. Ч. 1 -М.: «Знание» 1997. 80 с.
  35. В.П. Слагаемы педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. -192 с.
  36. В.Н. Творческая самостоятельная работа студентов как средство формирования профессиональных умений: автореф. дис.. канд. пед. наук. Д., 1986. — 18 с.
  37. И.В. Становление и сущность системного подхода./И.В. Блау-берг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  38. Д.П. Психология усвоения знаний./Д.П. Богоявленский, Н. А. Менчинская. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 240 с.
  39. М.В. Исследование соотношений формально-динамической стороны активности с интегральными ЭЭГ-параметрами //психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М., 1980.
  40. .В. Вузовское обучение: Проблемы активизации./Б.В. Бок-куть, С. И. Сокорева, JI.A. Шеметков, И. В. Харламов. Минск, 1989. -109 с.
  41. В.М. Методика преподавания математики в средней школе: уч. пособие для пед. ин-тов. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1951.
  42. В.К. Теория и практика самостоятельной работы школьников, автореф. дис.. канд. пед. наук. Тбилиси., 1986. — 41 с.
  43. Г. Д. Понятие «задача» в психологии, общей и частных дидактиках/понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр./отв. ред. Е. В. Ткаченко. Вып. 1. — Екатеринбург. 1995. — 224 с.
  44. В.А. Алгоритмы педагогического творчества: кн. для учителей. М.: Просвещение, 1993. — 96 с.
  45. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: Высш. шк., 1991.-207 с.
  46. А.А. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт./А.Вербицкий, Ю. Попов, В. Подлеснов, Е. Андросюк.//Высшее образование в России. 1995. № 2. — С. 137−145.
  47. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/под ред. проф. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973.-288 с.
  48. И.А. Цели обучения в педагогике высшей школы/И.А. Володарская, A.M. Митина. М.: Изд-во НИИВШ, 1986. — 48 с.
  49. А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности: учеб.-метод. пособие. Свердловск, 1971. — 101с.
  50. Т.Д. Формирование у студентов готовности к педагогическому самообразованию в условиях университета: автореф. дис.. канд. пед. наук. 1986.- 24 с.
  51. JI.C. Педагогическая психология./под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика Пресс, 1999. — 480 с.
  52. JI.C. Избранные психологические произведения. М., 1956. -350 с.
  53. Л.Г. Опыт развития познавательной активности и самостоятельности студентов в вузах г. Саратова//Методы и формы организации самостоятельной работы студентов/Межвузовский научно-методический сборник. Саратов. Изд-во Сарат. ун-та, 1985. — С. 11−23.
  54. Л.Г. Развитие познавательной самостоятельности и творческой активности./Л.Г Вяткин, А. Б. Ольнева. Саратов: Науч. Кн. 2001. -200 с.
  55. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М. — 1988. — 380 с.
  56. И.В. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в системе модульного обучения: автореф. дис.. канд. пед. наук.-СПб., 1996.-21 с.
  57. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий»: доклад на соискание степени доктора пед. наук. М., 1965. — 51 с.
  58. С.А. Система диагностики развития личности в инновационных образовательных учреждениях./С.А. Гильманов, Г. И. Морева. -Тюмень: ИПК ПК. 1995. — 19 с.
  59. Глоссарий современного образования: (терминологический сло-варь)/Л.В. Левчук//Народное образование. 1997. № 3. — 95 с.
  60. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 60 400 Финансы и кредит. Утв. 17.03.2000, № гос.рег. 180эк/сп. — М., Мин-во образования РФ, 2000. -28с.
  61. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 62 100 — «Управление персоналом». Утв. 17.03.2000, № гос.рег. 279 эк/сп. М., Мин-во образования РФ, 2000.-27 с.
  62. В. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов./Граф, И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис. М.: Высш. шк., 1981. — 138 с.
  63. О.С. Педагогика индивидуальности: курс лекций. Калининград: Калинингр. ун-т 1995.
  64. В.В. Интегральная технология обучения математике в школе: автореф. дис.. канд. пед. наук. М. Сентябрь, 1996. — 16 с.
  65. В.В. Образовательная технология от приема до философии. -М.- 1996. -112 с.
  66. В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2004. -128 с.
  67. В.А. Индивидуализация учебной деятельности учащихся как основа дифференцированного обучения математике в средней шко-ле//Математика в школе. 1990. — № 4. — С.27−31.
  68. В.А. Методические основы дифференцированного обучения математике: автореф. дис.. д-ра пед. наук. М.- 1990. — 34 с.
  69. В.П. Роль и место автоматизированных обучающих систем в самостоятельной работе студентов: автореф. дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 1999. 13с.
  70. В.В. Проблемы развивающего обучения. Педагогика. — 1996. — № 2. — С.7−11.
  71. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. и экс-перим. исслед. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  72. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  73. В.В. Формирование учебной деятельности школьников. — М., 1982.-216 с.
  74. В.А. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976.-64 с.
  75. В.А. Самостоятельная деятельность учащихся и её активизация при обучении математики. Омск: Изд-во ОмИПКРО, 1993. -156 с.
  76. М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения//Сов. педагогика. 1961. — № 8. — С. 32−42.
  77. М.А. Дидактика как теория образования и обучения. В кн.: Дидактика средней школы. — М.: Просвещение, 1975. — 303 с.
  78. М.А. Основные проблемы методологии и методики педагогических исследований. М., 1969.
  79. Н.А. Развитие самостоятельности как качества личности в процессе педагогической практики. Вопросы формирования личности учителя в условиях педагогического института. Саратов, 1970, — С. 6568.
  80. А.А. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности./А.А. Деркач, Л. Э. Орбан. М., 1995.,-210 с.
  81. Дидактика средней школы/под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. -М., 230 с.
  82. М.С. Управление учебным процессом в высшей школе. — Новосибирск: НЭТИ, 1971. 180 с.
  83. О.В. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: метод.пособие./О.В. Долженко, B.JI. Шатуновский. М.: Высш. школа, 1990. — 191 с.
  84. С.Р. Педагогические основы новых информационных технологий в образовании: автореф. дис.. д-ра. пед. наук. — Ростов на Дону, 1995, 38 с.
  85. В.Н. Учебная самоорганизация студентов как фактор успеваемости: дис. канд. пед. наук. JL, 1987. — 178 с.
  86. Г. В. Дифференциация в обучении математике./Г.В. Дорофеев, JT.B. Кузнецова, С. Б. Суворова, В.В. Фирсов//Математика в школе. -1990.-№ 4.-С.15−21.
  87. Т.В. Исследование процесса принятия учебного задания: автореф. дис. псих. наук. М., 1977. 18 с.
  88. В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. М., 1989.-44 с.
  89. М.И. Теория и практика активизации учебного процесса. Казань, 1963. 121с.
  90. О.Б. Деятельностный подход как теоретическая основа проектирования методической системы обучения математике: автореф. дис.. канд. пед. наук. Москва, 1999. — 54 с.
  91. О.Б. Приёмы учебной деятельности в обучении математи-ке//Математика. Приложение к газете «Первое сентября». — 1999. -№ 38.-С. 3−7.
  92. О.Б. Учить школьников учиться математике: формирование приёмов учебной деятельности: кн. для учителя./О.Б.Епишева, В. И. Крупинич. М.: Просвещение, 1990. — 128 с.
  93. Н.П. Методика самостоятельной работы: учеб.-метод. пособие. -М., 1985.-79 с.
  94. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках — М.: Учпедгиз, 1961.-239 с. 99.3агвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  95. В.И. Противоречия процесса обучения. Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1971. — 183 с.
  96. В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для высш. пед. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
  97. Заир-Бек Е. С. Теоретические основы педагогического проектирования: дис.. д-ра.пед.наук. СПб, 1995. — 410 с.
  98. Закон Российской Федерации «Об образовании». 4-е изд. — М., 2002. — 52с.
  99. JI.B. Избранные педагогические труды. М., 1999. — 608 с.
  100. А.Н. Виды самостоятельной работы учащихся, способствующие систематизации знаний//Самостоятельная работа учащихся в учебном процессе современной школы: Межвуз. сб. науч. тр. Челябинск, 1985.-С. 3−13.
  101. Э.Ф. Профориентология личности: учеб. пособие./Э.Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед. Ун-та, 2005. — 186 с.
  102. Э.Ф. Становление личностно-ориентированного образова-ния//Образование и наука. 1999. № 1. — С. 112−121, С. 113.
  103. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: Высшая школа, 1975.-316 с.
  104. Л.Я. Системность качество знаний. — М., 1976. — 125 с.
  105. А.А. Деятельностный подход к построению учебно-методических материалов. Метод, материал. Москва-Уфа.: Изд-во УАИ, 1985.-35 с.
  106. Э. Что же такое личность//С чего начинается личность. -М., 1979.-237 с.
  107. Г. Л. Личностно-ориентированная педагогическая технология (анализ понятия и практики применения). — М.- 1999. — 24 с.
  108. Т.А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента (в исследовании проблем программированного обучения). — М.: Знание, 1975.-124 с.
  109. Т.А. Педагогика: курс лекций: уч. пособие для студуден-тов пед. ин-тов.М: Просещение, 1984. 315 с.
  110. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. М.: Знание. — 1972. — Вып. I. С. 16−18.
  111. Кабанова-Миллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962., 195 с.
  112. С.Е. К вопросу о новой парадигме образова-ния//Наука и школа. 1999. — № 1. — С. 2−4.
  113. С.Е. Методика решения задач по физике в средней школе: кн. для учителя. 3-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1987.
  114. З.К. Формирование профессиональной устойчивости у студентов университета будущих учителей: дис. канд.. пед. наук. Л., 1983.
  115. Р.Я. и др. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов с позиции дидактической кибернетики//Новые информационные технологии в образовании. М.: НИИВО, 1993. Вып. 3.
  116. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. -М., 1989.-75 с.
  117. Г. М., и Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.-М., 2000.- 174 с.
  118. Ю. Психологическая теория решений. М.: Прогресс, 1979.-501 с.
  119. И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителей к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин: автореф. дис.. докт .пед. наук. Л., 1991. — 36 с.
  120. А.Н. Математика — наука и профессия./сост. Т. А. Гальперин. -М.: Наука, 1988, 288 с.
  121. А.Н. Математика в ее историческом развитии/под ред. В. А. Успенского. М.: Наука, 1991. — 224 с.
  122. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. Приказ МОРР от 11.02.2002 № 393//Учит. газета. 2002. -№ 31.
  123. И. Аудиторная самостоятельная работа студентов с учебным текстом//Высшее образование в России. 1995. № 1. — С. 101 105.
  124. И. Специфика самостоятельной работы заочни-ков//Высш. образование в России. 1999. -№ 6. С. 50−53.
  125. А.Я. Обучающая функция самостоятельных работ в деятельности студентов//Пути повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в вузе. Челябинск, 1985. — С. 34−40.
  126. В.В. Моделирование в педагогических исследовани-ях//Введение в научные исследования по педагогике: учеб. пособие/под ред. В. И. Журавлева. -М.: Просвещение, 1998. С. 107−120.
  127. В.В. Педагогика и ее методология вчера и сего-дня//Педагогическая наука в контексте современности М., 2001. -С. 6−30.
  128. В.В. Проблема научного обоснования (метод, ана-лиз)./В.В. Краевский. Научно-исследовательский институт общей педагогики АПНСССР. М.: Педагогика, 1977, — 264 с.
  129. Р.Ф. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся./Р.Ф. Кривошапова, Э. А. Красновский, В.З. Резнико-ва.//Советская педагогика. 1978. — № 2.-С. 49−55.
  130. В.И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач. — М.: Прометей, 1995, 156 с.
  131. В.А. Исследование специальных способностей, их структуры и условий формирования и развития//Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии/под ред. В. В. Давыдова. М., 1978.-С. 206−221.
  132. В.А. Психология математических способностей. Москва-Воронеж, 1998.-411 с.
  133. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.-280 с.
  134. Л.Д. Мысли о современной математике и ее изучении. -М.: 1977.- 111 с.
  135. Л.Д. Современная математика и ее преподавание/с предисл. П. С. Александрова: учебное пособие для вузов. М.: Наука, 1985.- 176 с.
  136. Л.В. Управление самостоятельной деятельностью сту-дентов//Специалист. 1996. — № 5. — С. 15- 17.
  137. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во. ЛГУ, 1970. — 280 с.
  138. Н.В. Методы комплексного исследования педагогических факторов академической неуспеваемости студентов//пути повышения эффективности обучения в вузе: сб.ст. — ГГУ. — 1980. — С. 12−33.
  139. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. 183 с.
  140. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа,. 1989.- 167 с.
  141. Ю.Н. Психология обучения взрослых. Л., 1985. -128 с.
  142. JI.П. Проблемы управления высшей школы на современном этапе. -М.: Республика, 1995. 157 с.
  143. Ю.А. Преемственность профессионально технической и высшей школы. Свердловск, 1990. — 119 с.
  144. И.С. Логические проблемы системного анализа ресурсов: моделирование и информация. Новосибирск- 1975. — 237 с.
  145. М.М. Подготовка будущего учителя к реализации функционального единства процесса обучения./ЛГеория и практика высшего педагогического образования: сб. науч. тр. М: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1987. — 1987. — С. 20−25.
  146. B.C. Содержание образования: учебное пособие. М., Высшая школа, 1989. — 360 с.
  147. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для вузов по направлению и спец. «Психология», «Клин, психоло-гия». /А.Н. Леонтьев. Смысл ACADEMIA, 2004. — 346 с.
  148. А.Н. Избранные психологические произведения. Т.1. —286 с.
  149. А.Н. Обучение как проблема психологии//Вопросы психологии. -М., 1957. № 1.-С. 17−25.
  150. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1982.-584 с.
  151. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М: Педагогика, 1981.- 186 с.
  152. И.Я. Дидактические основы формирования познавательной деятельности при изучении гуманитарных дисциплин: автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1971. —38 с.
  153. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. — М., Знание, 1980.-96 с.
  154. Г. М. Гигиена и организация умственного труда студента: разговор с первокурсником/учеб, пособие. Свердловск: Изд-во Свердл. инж-пед. ин-та, 1991. — 152 с.
  155. В. Т. Актуальные проблемы нравственного воспитания будущих специалистов. Л., 1978. — 176 с.
  156. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии/АПН СССР. М.: Педагогика, 1991.-297 с.
  157. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. — 444 с.
  158. Н.А. Формирование учебных умений учащихся средней школы//Самостоятельная деятельность учащихся при обучении ма-тематике/Сост. С. И. Демидова. М.: Просвещение, 1985. — С. 20−28.
  159. Г. Л. Научно-методические основы профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом институте: автореф. дисс.. докт. пед. наук.-М., 1989.-38 с.
  160. В.Я. Формирование учебной деятельности студентов/под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 240 с.
  161. С.А. Педагогические теории и системы. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1993.-90 с.
  162. М. Теория социального управления. М.: Прогресс, 1978.-446 с.
  163. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
  164. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. М., 1983. — 96 с.
  165. Матюшкин А. М Проблемы развития профессионально-технического мышления: новое в теории и практике обучения/сост.: A.M. Матюшкин, Л. В. Путляева. М.: Знание, 1980. — 347 с.
  166. Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. М., 1987. — 24 с.
  167. Н.А. Педагогические проблемы активности личности в обучении//Проблемы социалистической педагогики. М., 1973. С. 13−61.
  168. Н.А. Психологические проблемы активности личности в обучении: материалы к научной конференции учёных-психологов социалистических стран. М., 1971. — 189 с.
  169. Методические рекомендации по проведению диагностики уровня читательской культуры студентов/Сост. И. С. Геллер. Новосибирск: Изд-во НЭТИ, 1998.- 17 с.
  170. Методы системного педагогического исследования//Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
  171. Г. Ц. Формирование познавательной активности школьника в процессе обучения и воспитания: автореф. дис. д-ра пед. наук: -М.: Изд-во МГПИ, 1986. 32 с.
  172. В.М. и др. Технология проектирования траектории профессионального становления будущего учителя/ЛПедагогическая технология академика В. М. Монахова Волгоград. — «Перемена», 1998. — 54 е.- 2-е изд., перераб. доп. — 83 с.
  173. В.М. Направления развития системы методической подготовки будущего учителя математики./В.М. Монахов, H.JI. Стефано-ва.//Математика в школе. 1993. — № 3. — С. 34−38.
  174. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: «Перемена», 1995. — 152 с.
  175. А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: автореф. дис.. д-ра пед. наук (13.00.02) М.: НИИ соц-я и методов обучения. — 1986. — 36 с.
  176. А.Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам. Челябинск, 2000. — 187 с.
  177. А.Д. Психологические особенности обучения в условиях технически опосредованного педагогического общения: дис. канд. психол. наук. JL, 1990.
  178. Н.Б. Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности наук. Екатеринбург, 1984. — 179 с.
  179. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студента. Казань: Изд-во КГУ, 1975. — 301 с.
  180. Никишин-Потанич В. А. Проблема самостоятельной работы студентов в педагогике высшей школы//Совершенствование форм и методов самостоятельной работы студентов. — Симферополь.: Изд-во СГПИ, 1985.-218 с.
  181. О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся. Таллин, 1976. — 138 с.
  182. JI.M. Технологический подход к проектированию курса алгебры и теории чисел в педагогическом университете.: автореф .дис. канд. пед. наук: 130 002ЮмГУ. Омск, 2000. — 23 с.
  183. С.И. Толковый словарь русского языка./С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд., доп. — М., 1993. — 943 с.
  184. О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы, проектирование, тенденции развития/ТВысшее образование в России. М.: 1994 — № 2, — С. 45−50.
  185. В. Основные проблемы обучения. М., 1968. — 186с.
  186. Организация самостоятельной работы студентов и новые ГОС: Тезисы докл. науч.-мет. конф. Тюмень, 1996. — 138 с.
  187. В.Н. Об активности и самостоятельности учащих-ся//Специалист. 1994. — № 9. — С. 30−31.
  188. А.Н. Проблема цели в управлении подготовкой учительских кадров//Советская педагогика. — 1990. № 10. — С. 85−88.
  189. Основы вузовской педагогики/ред. Н. В. Кузьмина. JL: Изд-во ЛГУ, 1972.,-53 с.
  190. Ю.Н. Метод анализа и рационализации учебной деятельности студентов как средство самоуправления: автореф. дис. канд. пед наук.-Л., 1986.-16 с.
  191. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  192. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведе-ний/В.А. Сластенин И. Ф. Исаев и др. М., 1998. — 512 с.
  193. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ: учеб. пособие для вузов. — М.: Высшая школа, 1989. — 367 с.
  194. А.В. Введение в психологию. М., 1995. — 386 с.
  195. . Структуры математические и операторные структуры мышления//Преподавание математики. Сбоник статей. М.: Учпедгиз, 1960.-С. 10−30.
  196. Т.Б. Дидактические условия организации самостоятельной работы учащихся средних профессиональных учебных заведений (на примере социальной педагогики): автореф. дис.. канд. пед. наук. Ориенбург, 2000. — 19 с.
  197. П.И. Организация деятельности ученика на уро-ке./П.И. Пидкасистый, В. И. Коротяев. М.: Знание, 1985. — 80 с.
  198. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  199. М.У. Организация учебного труда студентов. — Минск.: Изд-во БГУ, 1982. 120 с.
  200. К.К. Система психологии и теория отражения. М., 1982.- 193 с.
  201. Ю. Организация самостоятельной работы студентов в бакалавриате ./Ю. Попов, В. Орбинский, В. Полеснов.//Высшее образование в России. 1998. № 4. — С. 87−89.
  202. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: Изд-во КГУ, 1989. 206 с.
  203. Прикладная психология в высшей школе/науч. ред Н.М. Пейса-хов. Казань: Изд-во Казан Ун-та, 1979. — 270 с.
  204. Психология и педагогика в реформе школы: Сб. науч. ст./Отв. ред. В. А. Якунин. Д.: ЛГУ, 1986. — 241 с.
  205. Психология индивидуального и группового субъекта/под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М., 2002. — 95 с.
  206. Психология. Словарь/под ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  207. Психолого-педагогический словарь: для учителей и рук. общеоб-разоват. учреждений/автор-сост. В. А. Мижериков. М., 1998. — 540 с.
  208. А.А. Психолого-педагогический анализ процесса выбора методов обучения в высшей школе: дис. канд. пед. наук. — Л., 1983.
  209. В.В. Общая методика преподавания математики: пособ. для пед. ин-тов. М.: Учпедгиз, 1958.
  210. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М., Изд-во МГУ, 1985. — 207 с.
  211. В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования: дис.. докт. пед. наук. СПб., 1996.
  212. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 147 с.
  213. С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер. Ком., 1999.-720 с.
  214. С.Л. Принцип творческой самодеятельности//Вопр. психологии. 1986. — № 4., — С 109−118.
  215. В.М. Дифференциально-психологический анализ интеллектуального поведения в вероятностной среде//психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности/В.М. Русалов, С. А. Кошман. М., 1980.
  216. В.М. Теория личности/ЯТсихология: учеб./под ред. В. Н. Дружинина. СПб., 2000.
  217. А.Я. Технология обучения и их роль в реформе высшего образования.//Высшее образование в России, М. 1994, — № 2. — С. 29−37.
  218. Т.В. Мотивация как средство повышения активности студентов в изучении математики/ЛТсихолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса: Сборник статей/под ред. JI.B. Комаровской. Томск: Изд-во ТГУ, 1989. — 222 с.
  219. Г. И. Гуманитаризация и гуманизация школьного математического образования/ЛТедагогика, 1999. № 4. — С.39−45.
  220. Г. И. Теоретические основы методики упражений по математике в средней школе: автореф. дис.. д-ра пед.наук. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.-36 с.
  221. Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 288 с.
  222. Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  223. В.В. Личностно-ориентированное образова-ние.//Педагогика, М. -1994, № 5. С. 41−48.
  224. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  225. Н.В. Отраслевое профессиональное образование на примере подготовки кадров для железных дорог//Вестн. учеб.-метод, обр-ния по проф.-пед. образованию. Екатеринбург, 2003. Вып. 2(33), 16. — С. 5−10.
  226. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Междунар.пед.академия, 1995. — 192 с.
  227. В.П. Педагогический менеджмент: уч. пособие, 2 изд. — М.: Рос. пед. агентство, 1997. 264 с.
  228. В.П. Системный подход — основы педагогического ме-неджмента.//Педагогика. 1994, — № 1, — С. 14−19.
  229. В.Я. Образовательная область — технология. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 1996. — 160 с.
  230. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965. — 150 с.
  231. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1986, 148 с.
  232. М.Н. Руководство самообразованием школьников: из опыта работы/ред.-сост. Б. Ф. Райский, М. Н. Скаткин. М.: Просвещение, 1983.-С. 3−8.
  233. Э.Г. Обобщенная модель процесса обучения./Э.Г Скибицкий, А. Г. Шабанов .//Инновации в образовании. 2004. — № 1. -С. 61−70.
  234. Г. Б. Основы технологии коррекции педагогической деятельности: автореф. дис. Док-pa. пед наук. JL, 1988. — 48 с.
  235. В.А. О современных подходах учителя./В.А. Сласте-нин, Н. Г. Руденко.//Педагог (Барнаул). 1996, — № 1, — С. 17−18.
  236. И.П. Начальное профессиональное образование: современные реформы. -М.: Акад. проф. образования, 1998.-250 с.
  237. С.А. Технология как средство обучения второго поко-ления/ЛПкольные технологии. 2001. — № 1. — С. 57−61.
  238. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: «Академия», 2001. — 304 с.
  239. Соловьева-Гоголева JI.B. Активизация познавательной деятельности студентов в процессе обучения графическим дисциплинам в профессионально-педагогическом вузе./дис.. канд.пед.наук. — Екатеринбург 2001.- 177 с.
  240. А.А. Педагогика математики Миск: Вышейша школа, 1986.-418 с.
  241. Г. С. Учитель ученик: взаимное прогнозирование процесса обучения./Г.С. Сухобская, И. А. Междумова.//Педагогические проблемы и способы их решения учителем. — JL, 1979. С. 5−14.
  242. Г. В. Основы психологической теории деятельности. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 168 с.
  243. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста/ЛЗестник высшей школы. 1986, — № 3. — С. 10−14.
  244. Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории.//Современная высшая школа. 1977, — № 1 (17), — С. 81−96.
  245. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., Изд-во МГУ, 1984. 344 с.
  246. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  247. В.П. Педагогика в вузе: самостоятельная работа студен-тов//Педагогика. 1990. — № 2. — С. 83−87.
  248. Ю.Г. Высшее образование в России в XIX в.//Высшее образование в России. 1994-№¾-С. 10−15.
  249. Теоретические основы содержания общего и среднего образования/под ред. В. В. Краевского, И .Я. Лернера. М., 1983. — 352 с.
  250. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Изд-во МГУ, 1969.
  251. Е.В. О проблемных вопросах развития Российского образования на современном этапе//Образование и наука. Изд-во. Урал, гос. нород.-образ. центра РАО, 2000. № 4. — С. 15−25.
  252. Н.Н. Диагностика уровня достижений учащихся: методологический и дидактический аспекты. Челябинск: Факел, 1997. — 76 с.
  253. А.И. Системный подход и общая теория систем. — М.: Мысль, 1978.
  254. Унт М. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  255. Р.А. Теоретические основы организации учебной деятельности учащихся при дифференцированном обучении математике в средней школе: автореф. дис.. д-ра пед. наук. -М., 1998.-38 с.
  256. Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования"//Вестн. образования. 2000. — № 12. — С.3−70.
  257. А.В. Моделирование и управление вузом. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.-120 с.
  258. Философский словарь/под ред. И. Т. Фролова. М., 1991. — 406 с.
  259. Формирование учебной деятельности школьников/под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 240 с.
  260. JI.M. Как научиться решать задачи./JI.M. Фридман, Е. Н. Турецкий. 3-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1989.
  261. Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математике о педагогической психологии. М.:Прсвещение, 1983. — 160 с.
  262. Г. Математика как педагогическая задача. Ч 1. Пособие для учителей/под ред. Н. Я. Виленкина М.: Просвещение, 1982. -208 с.
  263. Г. Математика как педагогическая задача. Ч 2. Пособие для учителей/под ред. Н. Я. Виленкина М.: Просвещение, 1983. -192 с.
  264. И.Ф. Активизация учения школьников. Минск, 1970. -156 с.
  265. И.Ф. Деятельностный подход к обучению: путь к прочным знаниям//Советская педагогика. 1986, — № 4. — С. 62−67.
  266. Н.Д. Модель деятельности инженера как основа разработки профессионального направленного обучения/Н.Д. Хмель, Л.Х. Ма-житова. Вестник научно-педагогического центра, МО и АГУ им. Абая, — 1963. -№ 14-С. 11−18.
  267. Ю.В. Преподавание химии в 7−9 классах: пособ. для учителей. М.: Просвещение, 1969.
  268. А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. -СПб.: Питер, 2001. 544 с.
  269. Д.В. Технология обучения в высшей школе: учеб. пособие/Д.Б. Чернилевский, O.K. Филатов/под. ред. Д.Б. Чернилевско-го. М.: Экспедитор, 1996. — 228 с.
  270. А.С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива, автореф. дис.. докт. пед. наук М., 1980.
  271. М.А. Что такое педагогическая технология?//Школьные технологии. М. — 1996. — № 3. — С. 8−13.
  272. В.Д. Деятельность и способности. М., 1995.*
  273. В.Д. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1982. — 185 с.
  274. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М., 1982.
  275. Т.И. Активация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. -208 с.
  276. Т.И. Проблемы активизации учения школьников (дидактические концепции и пути реализации принципа активности в обучении): автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1977.
  277. В.Ф. Активизация учебной деятельности учащихся на уроках (VIII-X кл.): автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1961. — 17с.
  278. В.Э. Многомерность как дидактическая катего-рия//Образование и наука. 2001. — № 10(40). — С. 20−30.
  279. Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ)//Педагогика и логика. -М.: Касталь, 1993.
  280. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  281. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М., 1971.-201с.
  282. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М., 1971.-201 с.
  283. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1986. -216 с.
  284. Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.-555 с.
  285. Д.Б. Проблемы развивающего обучения./Д.Б. Эльконин, Л. В. Занков. М., 1986.
  286. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974. — 64 с.
  287. Энциклопедия профессионального образования/под ред. С .Я. Ба-тышева. Т. 1. М., 1998. — 362 с.
  288. .Н. О технологии творческого обучения математике/Математика в школе, 1990. № 6. — С. 15−18.
  289. П.М. Преподавание математики в школе. М.: Просвещение, 1978.-303 с.
  290. П.М. Укрупнение дидактических единиц в обучении ма-тематике./П.М. Эрдниев, Б. П. Эрдниев. М.: Просвещение, 1986. — 225 с.
  291. В.В. Педагогическая технология: учеб. пособие Ч. 1. Ярославль: Изд-во ЯрГПУ, 1997.
  292. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.- 176 с.
  293. П.А. Теория и практика модульного обучения. — Каунас.: 1989.-271 с.
  294. Г. Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения: автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2001. — 25 с.
  295. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  296. И.С. Основные направления исследования образного мышления//Вопросы психологии. 1985. — № 5. — С. 5−16.
  297. Г. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. — М.: Просвещение, 1969. 317 с.
  298. В.А. Обучение как процесс управления. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.-159 с.
  299. В.А. Педагогика. Теория обучения./В.А. Якунин, Н. М. Платонова. Л., 1993.
  300. В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие/2-е изд. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. 349 с.
  301. В.А. Психолого-педагогические аспекты управления процессом усвоения знаний/ЛТсихология управления. Л.: Изд-во ЛГУ им. А. А. Жданова, 1988.-159 с.
  302. Р.Т. От непрерывной аттестации к непрерывному образованию (к построению концепции непрерывного образова-ния)//Проблемы высшего технического образования/под общ. ред. А. С. Вострикова. Новосибирск: Изд-во НГТУ. 1998. С. 82−86.
Заполнить форму текущей работой