Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Спортивная борьба как средство интернационального и патриотического воспитания школьников

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К сожалению, в настоящее время школьное интернациональное и патриотическое воспитание желает лучшего. Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной базовой идеологии. Население страны живет в условиях обострившихся внутренних конфликтов и межэтнических противоречий. Наше общество поражено… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Введение
  • 2. Интернациональное и патриотическое воспитание
    • 2. 1. Понятие и функции интернационального и патриотического воспитания
    • 2. 2. Проблема интернационального и патриотического воспитания
    • 2. 3. Методика интернационального и патриотического воспитания средствами физической культуры
  • 3. Обучение спортивной борьбе
    • 3. 1. История развития различных видов борьбы
    • 3. 2. Особенности и принципы обучения данным видам борьбы
  • 4. Внедрение секции спортивной борьбы в 5 классах школы № ?
    • 4. 1. Организационные моменты
      • 4. 1. 1. Анкетирование и анализ полученных данных
      • 4. 1. 2. Разработка положения о секции греко-римской борьбы
    • 4. 2. Методика обучения греко-римской борьбе учащихся 5-х классов
      • 4. 2. 1. Выработка сознательности и активности школьников в процессе обучения
      • 4. 2. 2. Наглядность обучения
      • 4. 2. 3. Систематичность и последовательность обучения
      • 4. 2. 4. Доступность изучаемого материала
      • 4. 2. 5. Прочность усвоения знаний и навыков
      • 4. 2. 6. Способы разучивания техники приемов
      • 4. 2. 7. Формирование двигательных навыков
      • 4. 2. 8. Методика тренировки
      • 4. 2. 9. Закрепление и совершенствование техники и тактики
    • 4. 3. Поведение детей в учебном процессе
    • 4. 4. Результаты эксперимента
  • Заключение
  • 6. Список использованных источников

Спортивная борьба как средство интернационального и патриотического воспитания школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Введение

Для Российской Федерации, одной из крупнейших многонациональных, многоконфессиональных стран мира, важнейшей целью воспитания является формирование у своих граждан чувств и сознания российского патриотизма и дружбы народов, интернационализма. Российский патриотизм неразрывно связан с дружественными отношениями граждан разных национальностей.

Патриотическое воспитание призвано формировать у детей, молодежи, населения любовь к своей Родине — Российской Федерации, выражающаяся в готовности служить ей и защищать ее. Оно призвано также формировать любовь к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, героическому историческому прошлому, сегодняшним реалиям, народам ее населяющим, их культурам, традициям. Важнейшей задачей патриотического воспитания является укрепление единсва и целостности Российской Федерации.

Патриотическое и интернациональное воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

К сожалению, в настоящее время школьное интернациональное и патриотическое воспитание желает лучшего. Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной базовой идеологии. Население страны живет в условиях обострившихся внутренних конфликтов и межэтнических противоречий. Наше общество поражено массовой бездуховностью, одной из причин чего является недооценка воспитания. В большинстве общеобразовательных школах слабо организована работа по военно-патриотическому воспитанию и недостаточно используются возможности физической культуры и спорта в воспитании патриотизма, развитии физических и морально-волевых качеств.

На протяжении последних десяти лет в Российской Федерации наблюдается ухудшение показателей физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья школьников. Это обусловлено отсутствием должной лечебно-профилактической, спортивно-оздоровительной работы, направленной на предупреждение заболеваемости, сохранение, укрепление здоровья и на повышение физической подготовки учащихся.

Наблюдение показало, что в большинстве общеобразовательных школ недостаточное внимание уделяется физической подготовке, развитию физических и нравственно-волевых качеств.

Учитывая значимость воспитания в формировании личности и особой важности получения патриотического и интернационального воспитания для дальнейшей жизни, легко понять, что одна из основных задач школы в современном обществе воспитать в детях чувство патриотизма и интернациональности.

Учитель физической культуры в этом процессе играет не последнюю роль. На уроках физической культуры уменьшается пространство между учеником и учителем, что позволяет в большей степени воздействовать на поведение школьника.

Этими факторами объясняется актуальность данной работы.

Цель работы выявить методы и приемы, испоьзуемые в воспитательной работе по формированию патриотического сознания школьников.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

— обосновать задачи и принципы патриотического и интернационального воспитания;

— показать возможность осуществления патриотического воспитания школьников средствами спортивной борьбы, провести анализ поведения учащихся, выявить степень заинтересованности в обучении.

Объект исследования секция спортивной борьбы для учащихся 5 класса.

Предполагается создать в школе секцию спортивной борьбы и проанализировать деятельность учащихся в этой секции. Так же можно получить следующие результаты:

— повысить уровень развития школьников;

— обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию школьников;

— повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране.

Методы исследования:

— изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

— организация секции спортивной борьбы, вызов у детей заинтересованности в обучении;

— наблюдение за деятельностью школьников в секции спортивной борьбы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты интернационального и патриотического воспитания, приводится пример одного из традиционных способов организации патриотического и интернационального воспитания на уроках физической культуры. Во второй главе изложено понятие спортивной борьбы, история ее развития, особенности и принципы обучения борьбе, которые и позволяют применить ее для необходимых целей воспитания. Третья глава содержит способ внедрения спортивной секции в деятельность школы и исследование заинтересованности детей в обучении борьбе. В заключении сделаны основные выводы по работе.

2. Интернациональное и патриотическое воспитание

2.1. Понятие и функции патриотического и интернационального воспитания

Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной культуры, верной правде жизни.

Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального сознания школьников занимает содержание образования.

Как и нравственность в целом, патриотизм и гражданственность носят

деятельный характер. Поэтому и их воспитание осуществляется в процессе

организации разнообразной познавательной и практической деятельности

школьников.

Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся.

В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Представления же учащихся средних и старших классов о патриотизме и гражданственности становятся гораздо шире и глубже. Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные суждения (взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам.

В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. Основным средством в решении этой задачи является содержание обучения, а также различные формы внеклассной и внеурочной работы.

Но чтобы эта работа эффективно способствовала воспитанию у учащихся патриотизма и гражданственности, она должна иметь определенную внутреннюю логику.

Усилия учителей, классных руководителей, организаторов должны быть

направлены, прежде всего, на обогащение учащихся знаниями, относящимися к осмыслению различных сторон патриотизма и гражданственности.

Каждый из учебных предметов обладает в этом отношении своими специфическими средствами и возможностями.

К сожалению, не все люди становятся истинными патриотами своей страны. В истории народов нашей планеты таких примеров достаточно. Во все времена считалось главной задачей старших поколений воспитать детей в духе любви к Родине, что и называется патриотическим воспитанием.

Определение сущности патриотического воспитания приводится в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001;2005 годы»: «Патриотическое воспитание это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».

«В патриотическом воспитании ярче всего выражается проектирование человека, писал В. А. Сухомлинский. Воспитывая юного патриота, мы представляем себе, каким оказался бы наш питомец в час тяжелых испытаний для Родины. Если бы патриотическое воспитание не предвидело этого, оно было бы бездейственным… Задача воспитателя открыть перед каждым питомцем все источники, которыми питается могучее чувство любви к Родине. Это и природа родного края, и мать с отцом, и родное село, город, колхоз, предприятие, где работают родители, и славное прошлое Отечества, его героическая история… братская дружба народов нашей Родины. Быть действительно преданным Отечеству гражданином — значит любить его таким, каким его создали и утвердили старшие поколения, каким оно вышло из жестокой борьбы в годы вражеских нашествий».

Сущность патриотизма лаконично выразили авторы словаря «Коммунистическое воспитание»: «Патриотизм чувство любви к Родине, деятельность, направленная на служение интересам своего Отечества». Чувство патриотизма «одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств».

Идеи любви к родине и ненависти к иноземным захватчикам наиболее ярко выражены в русском былинном эпосе. Такие богатыри земли русской, как Илья Муроме, Алеша Попович, Добрыня Никитич, великие князья Игорь, Олег, Святослав, Владимир, Ярослав и другие стали символами защитников Родины не только для русского народа, но и для всех россиян, проживающих ныне в Российской Федерации.

Как отмечает Д. С. Лихачев, посвятивший свою жизнь изучению русской культуры, у русского народа много слов с корнем род: «родной, родник, родинка, народ, природа, Родина… и „порода“ лучшее, что дает природа в совокупных усилиях с человеком… Слова эти как бы сами слагаются вместе родники родимой природы, прирожденность родникам родной природы».

Из российских ученых и педагогов прошлых веков наиболее глубоко и ясно сущность патриотизма понимал К. Д. Ушинский, который считал, что любить Отечество можно не только тогда, когда оно в опасности, но и в повседневной мирной жизни, добросовестно и честно трудясь на своем рабочем месте, прославляя его изобилием и богатством. Он считал, что нужно гордиться своей Родиной, любить ее историю и героев, и выступал против тех, кто «с наслаждением развенчивает Державина, Карамзина, Пушкина, Жуковского, Гоголя». «Если бы английский, немецкий или французский педагог подметил в ком-нибудь из нас такое направление, — писал Ушинский, — то он, без сомнения, взглянул бы на нас с глубочайшим удивлением как на безумцев, не имеющих ни малейшего понятия, ни о душе человеческой, ни о нравственном достоинстве ее, ни о воспитании. Нет, это не значит воспитывать душу, а скорее разрушать ее».

Показать весь текст

Список литературы

  1. «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001--2005 годы» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г., № 122).
  2. А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе/ А. Быков // Воспитание школьников. — 2006. — № 5. — С. 4−7.
  3. А.М. Очерк истории дзюдо. От национального признания к олимпийскому виду спорта // Додзё. Воинские искусства Японии. Научно-популярный методический сборник. Выпуск 8. М.: ООО «Будо-спорт», 2001. С. 5−13. 64 с.
  4. В.В. Проблемы субъекта в педагогике: Учеб. пос. Л., 1991.
  5. А.А., Попов Г. В. Кэмпо: Традиция воинских искусств. — М.: Рипол, 1995.
  6. Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие. М.: Владос, 2005, 204 с.
  7. И.О. Российская цивилизация. М., 2000.
  8. И.О. Цивилизация в истории человечества. Брянск, «Курсив», 1998.
  9. , Н. П. Патриотическое и интернациональное воспитание: [Дагест. политехн. колледж] / Н. П. Исмаилов // Специалист. — 2005. — N 7. — С. 16 — 17.
  10. , Ш. И. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: [По материалам Всероссийской научно-практической конференции «Патриотизм, гражданственность, дружба народов — приоритетные ценности воспитания», Москва, ноябрь 2003] / Ш. И. Исмаилов // Педагогика. — 2004. — N 4. — С. 99 — 103.
  11. Н. Ю. Грани патриотического воспитания: [Опыт Центр. гор. б-ки г. Полярный, Мурманская обл.] / Н. Ю. Испенкова, Г. О. Алункачева // Библиотека. — 2003. — N 8. — С. 49 51
  12. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации// Крас. звезда. — 2003. — 05 июль. — С. 5
  13. А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование/ А. А. Леонтьев // Нач. шк.: плюс — минус. — 2002. — N 4. — С. 4−6
  14. В. И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения/ В. И. Лесняк // Педагогика. — 2006. — N 5. — С. 110 — 114.
  15. Н. В. Патриотическое воспитание учащихся — важнейший аспект этнопедагогической подготовки будущих учителей: [Борисоглеб. пед. ин-т] / Н. В. Максименко // Нач. шк. — 2000. — N 7. — С. 3−5.
  16. И. П., Избранные произведения, Госполитиздат, 1949, стр. 264.
  17. Г. Патриотическое воспитание в России: только факты/ Г. Суржко // Народное образование. — 2005. — N 4. — С. 34 — 35.
  18. Федерация спортивной борьбы России: http://wrestrus.ru/page/federation/inform/.
Заполнить форму текущей работой