Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие саморегуляции учащихся младших классов как условие их саморазвития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принцип «Не навреди, помоги разобраться в нравственных явлениях, закрепи ценностные действия и отношения детей к миру» является главенствующим в профессиональной деятельности учителя начальных классов. Он составляет сердцевину рефлексивного самовоспитания детей, результатом которого является образование устойчивого образа подрастающего человека, проявляющего ценностное отношение к людям, себе… Читать ещё >

Развитие саморегуляции учащихся младших классов как условие их саморазвития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Младшие школьники внутренне готовы к рефлексии своих действий и отношений, легко и с удовольствием реализуют этот процесс.

Развитие регулятивной самостоятельности учащихся младших классов необходимо для стабилизации их ценностных отношений, укрепления нравственного фундамента. Основным средством саморегуляции является рефлексия проявленных ими действий и отношений, которая поведет их по жизни в режиме саморазвития.

При наличии образованного учителя, владеющего рефлексией, младшие школьники охотно и быстро осваивают эту процедуру, она естественно входит в их жизнь и используется на удивление продуктивно. Сами они при этом становятся внутренне спокойнее, увереннее и активнее, поражая своих учителей глубокими и мудрыми высказываниями и выводами.

Процедура рефлексии осваивается учащимися в ходе ответа на адресуемые им вопросы. Например, учитель проводит в классе выставку домашних животных или рассказывает о своем любимце. Главные вопросы, которые он задаст в режиме рефлексии отношений, могут быть следующими.

  • • Какие чувства ты испытываешь, когда ухаживаешь за животным?
  • • Что делаешь, чтобы оно росло здоровым и веселым?
  • • Как реагирует животное на тебя, когда ты его кормишь, гладишь, играешь, гуляешь с ним?
  • • Какие чувства ты при этом испытываешь?
  • • Что можно еще сделать, чтобы твой любимец больше радовал тебя?

То есть рефлексию младший школьник осваивает по логике вопросов, суть которых сводится к двум параметрам;

  • 1) констатация результата: что ты делаешь, какие чувства переживаешь сам и взаимодействующие с тобой люди;
  • 2) проектирования улучшения результата: что сделаешь, чтобы взаимодействие с тобой стало еще более полезным и приятным тебе и окружающим людям.

Осваивая их логику, ученик учится ставить эти вопросы перед собой для осмысления собственных действий и отношений в разных ситуациях.

Для рефлексии можно специально создавать воспитательные ситуации, а можно пользоваться теми, которые естественно возникают в классе.

Например, за первоклассником зашла мама с маленьким братиком. Учительница тут же воспользовалась ситуацией и попросила школьника показать, как он любит братика. Мальчик погладил малыша по голове, обнял его, поцеловал, сказал, что соскучился и рад встрече в школе.

Класс наблюдал за выражением любовного отношения к младшему брату, учился глубине его проявления. Учительница выразила восторг отношениями братьев и семьей, в которой они растут, а потом провела рефлексию этого педагогического эпизода. Она спросила: «Как Коля относится к своему брату?», «Как он выразил ему свое чувство любви?» «Как младший братик относится к старшему брату?», «Как вы это определили?», «Что надо делать, чтобы между сестрами и братьями, детьми и родителями, внуками и бабушками всегда поддерживались духовные, доверительные, тонкие и глубокие родственные отношения?».

Затем учительница посоветовала всем учащимся своего класса внимательно и любовно относиться к своим родным, помогать тем, кто младше их, и пожилым людям, нуждающимся в поддержке.

Принцип «Не навреди, помоги разобраться в нравственных явлениях, закрепи ценностные действия и отношения детей к миру» является главенствующим в профессиональной деятельности учителя начальных классов. Он составляет сердцевину рефлексивного самовоспитания детей, результатом которого является образование устойчивого образа подрастающего человека, проявляющего ценностное отношение к людям, себе, труду, учению, профессиональной деятельности и мироустройству.

Целенаправленно реализуемые образовательные отношения учителя начальных классов и организованная им рефлексивная саморегуляция учащихся позволит заложить надежный нравственный фундамент учащихся в значимый возрастной период, т. е. обеспечит образование нравственного устойчивого подрастающего человека, что и определит возможность его саморазвития на протяжении всей жизни.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой