ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ доступности. 
ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π’ ΡΡ‚ΠΈΡ… случаях ΠΏΡ€ΠΈ использовании ΠΎΠ΄Π½ΠΈΡ… ΠΈ Ρ‚Π΅Ρ… ΠΆΠ΅ пособий ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ΄ΠΈΠ½Π°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ учащимися: Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΌ ΠΈ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΠ΅ΠΌ случаях ΠΎΠ½ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°ΡŽΡ‚ знания ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ собствСнной ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ поисковой; Π²ΠΎ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ ΠΈ Ρ‡Π΅Ρ‚Π²Π΅Ρ€Ρ‚ΠΎΠΌ случаях ΠΎΠ½ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‚ знания Π² Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΎΠΌ Π²ΠΈΠ΄Π΅ ΠΎΡ‚ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Сля, ΠΈ ΠΈΡ… Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ выраТаСтся Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΌ Π² Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ доступности. ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠžΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ трСбования соотвСтствия содСрТания ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² обучСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ объСма ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° возрастным особСнностям воспитанников, ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½ΡŽ ΠΈΡ… ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ, нравствСнного ΠΈ ΡΡΡ‚СтичСского Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ. ΠžΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΡƒΡ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΠΎΠΌ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ научности, ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ-Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΡ‚ΡŒ Π΄ΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ для воспитанников Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°.

ΠŸΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ слСдуСт Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡ‚ΡŒ для Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ доступности:

  • 1) ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΡΡ‚ΡŒ простым, доступным языком;
  • 2) ΠΈΠ·Π»Π°Π³Π°Ρ‚ΡŒ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ΅, связывая Π΅Π³ΠΎ с ΠΈΠ·Π²Π΅ΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΌ:
  • 3) изучая Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π», Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π°Ρ…, Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΈΡ… ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°;
  • 4) Ρ€Π°Π·Π±ΠΈΡ€Π°Ρ‚ΡŒ с ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΠΌΡΡ ваТнСйшиС ΠΈ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Ρ‹Π΅ мСста ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΈΠΊΠ°;
  • 5) Π½Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π²Ρ‹ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ Π½ΠΎΡ€ΠΌ объСма Π΄ΠΎΠΌΠ°ΡˆΠ½ΠΈΡ… Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ.

Π―.А. КомСнский провозгласил ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€Π΅ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π° доступности: ΠΎΡ‚ Π»Π΅Π³ΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΊ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎΠΌΡƒ; ΠΎΡ‚ ΠΈΠ·Π²Π΅ΡΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊ Π½Π΅ΠΈΠ·Π²Π΅ΡΡ‚Π½ΠΎΠΌΡƒ; oΡ‚ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊ ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΠΌΡƒ; ΠΎΡ‚ Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΊ Π΄Π°Π»Π΅ΠΊΠΎΠΌΡƒ.

Однако нСльзя всё ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π° ΠΎΠ΄Π½ΠΈΡ… «ΡΠ»ΠΎΠ²Π°Ρ…». Π’ ΠžΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ особоС мСсто Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ использованиС ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π° ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΉ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ° наглядности.

ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ наглядности

Π’Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΠ»ΠΎΡΡŒ с ΠΎΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΉ Π½Π° Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. Π―. А ΠšΠ°ΠΌΠ΅Π½ΡΠΊΠΈΠΉ сформировал «Π·ΠΎΠ»ΠΎΡ‚ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΈΠ»ΠΎ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ»: «Π’сС, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ для восприятия чувствами, Π° ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ: Π²ΠΈΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠ΅ — для восприятия Π·Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ, ΡΠ»Ρ‹ΡˆΠΈΠΌΠΎΠ΅ — слухом, Π·Π°ΠΏΠ°Ρ…ΠΈ — обоняниСм, ΠΏΠΎΠ΄Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‰Π΅Π΅ вкусу — вкусом, доступноС осязанию — ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ осязания. Если ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠ΅-Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ‹ сразу ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ нСсколькими чувствами, ΠΏΡƒΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠ½ΠΈ сразу ΡΡ…Π²Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ нСсколькими чувствами», Π’ ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΡΡ‚ΠΈΠΌ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎΠΌ Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ‚яТСнии Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… Π²Π΅ΠΊΠΎΠ² Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‚ учитСля ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ учащихся Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π°Ρ….

По ΠΌΠΎΠ΅ΠΌΡƒ Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ всСх сформулировал ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ этого ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ° Π² 50-Π΅ Π³Π³. XX Π². Π›. Π’. Π—Π°Π½ΠΊΠΎΠ² Π² ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΡΡ… ΠΎ Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€Π΅Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ… ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ наглядности ΠΈ ΡΠ»ΠΎΠ²Π° учитСля Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ:

  • — ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊ, изучая наглядный ΠΎΠ±Ρ€Π°Π· (схСму, ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°), сам Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Π½ΡƒΠΆΠ½Ρ‹Π΅ свСдСния. Π£Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ наблюдСниСм ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΡƒ, ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π°Π΅Ρ‚ Π΅Π³ΠΎ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ;
  • — ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ сообщаСт свСдСния ΠΎΠ± ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΠΎΠΌ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π΅, ΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€ΠΈΡ€ΡƒΡ ΠΈΡ… ΡΠΏΡ€Π°Π²Π΅Π΄Π»ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·ΠΎΠΌ наглядного пособия;
  • — ΠΏΡ€ΠΈ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ связСй ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ явлСниями ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊ Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ наблюдСния (выполнСния Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹) сам ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ эти связи, ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ слова Π²Π΅Π΄Π΅Ρ‚ учащихся ΠΊ ΠΎΡΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ связСй;
  • — ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ сообщаСт ΠΎ ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ явлСниями ΠΈ ΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΈΡ… Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·ΠΎΠΌ.

Π’ ΡΡ‚ΠΈΡ… случаях ΠΏΡ€ΠΈ использовании ΠΎΠ΄Π½ΠΈΡ… ΠΈ Ρ‚Π΅Ρ… ΠΆΠ΅ пособий ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ΄ΠΈΠ½Π°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ учащимися: Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΌ ΠΈ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΠ΅ΠΌ случаях ΠΎΠ½ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°ΡŽΡ‚ знания ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ собствСнной ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ поисковой; Π²ΠΎ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ ΠΈ Ρ‡Π΅Ρ‚Π²Π΅Ρ€Ρ‚ΠΎΠΌ случаях ΠΎΠ½ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‚ знания Π² Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΎΠΌ Π²ΠΈΠ΄Π΅ ΠΎΡ‚ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Сля, ΠΈ ΠΈΡ… Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ выраТаСтся Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΌ Π² Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ сообщаСмых ΠΈΠΌ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ