Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Теоретические аспекты сенсорного воспитания детей раннего возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучением проблем сенсорного воспитания дошкольников занимались многие психологи и педагоги. Важный вклад в развитие сенсорной сферы ребенка внесли отечественные ученые: А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, Э. Г. Пилюгина, Е. И. Тихеева. Неоценимый опыт внесли и зарубежные ученые: Я. А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори и др. От уровня… Читать ещё >

Введение. Теоретические аспекты сенсорного воспитания детей раннего возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время пристальное внимание педагогов и психологов обращено на возможности сенсорного воспитания в развитии ребенка раннего возраста. Сенсорная сфера ребенка является фундаментом единого планомерного развития и воспитания дошкольников Сенсорное воспитание осуществляется посредством развития таких психических процессов, как восприятие (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств), ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств). Именно в этом возрасте процессы восприятия и ощущения, составляющие основу сенсорной сферы, развиваются наиболее активно, идет интенсивное накопление ребенком представлений, совершенствование органов чувств, формируете потребность в познавательной деятельности. Это обуславливает дальнейшее развитие всех психических процессов ребенка, необходимых для дальнейшего обучения в школе: мышления, памяти, внимания, запоминания, воображения, которые строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

От уровня развития сенсорных процессов в большой степени зависит насколько успешно будет проходить умственное, эстетическое и нравственное воспитание, т. е. умение ребенка слышать, видеть, осязать окружающий мир, понимать произведения культуры и искусства.

Сенсорное воспитание способствует успешному овладению любой практической деятельностью. В раннем детстве у ребенка начинают проявляться способности, происходит обогащение сенсорного опыта, накопленного в младенчестве. Осязание, мышечные чувства, зрение направлены на познание величины, формы и цвета предметов. Б. Г. Ананьев отмечал, что «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Таким образом, развитие сенсорной сферы создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления и др.).

Изучением проблем сенсорного воспитания дошкольников занимались многие психологи и педагоги. Важный вклад в развитие сенсорной сферы ребенка внесли отечественные ученые: А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, Э. Г. Пилюгина, Е. И. Тихеева. Неоценимый опыт внесли и зарубежные ученые: Я. А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори и др.

Проблемы сенсорного воспитания детей в совокупности с развитием других сторон личности исследовались Ш. А. Абдуллаевой, Э. А. Александрян, М. Ю. Кистяковской, Н. С. Карпинской, С. Л. Новоселовой, Э. Г. Пилюгиной, Е. А. Радиной и др.

В то же время можно отметить, что на современном этапе в системе дошкольного образования недостаточно внимания уделяется сенсорному воспитанию дошкольников. Накопленный опыт исследований и методических рекомендаций во многом утрачен. Социальная ситуация в стране, на сегодняшний день не позволяет формировать в ДОУ полноценные группы раннего возраста (недостаточное количество ДОУ, нехватка педагогов, большие очереди в садик). Отсюда, раннему возрасту уделяется крайне мало внимания, многие программы оказываются «скомканные», многие сферы, в том числе и сенсорная, незатронутыми или затронуты поверхностно.

Все вышесказанное определяет проблему исследования: выяснение педагогических условий сенсорного воспитания детей раннего возраста средствами предметной игры.

Решение данной проблемы обусловило выбор темы курсовой работы: «Теоретические аспекты сенсорного воспитания детей раннего возраста».

Целью курсовой работы является: теоретическое обоснование возможности сенсорного воспитания детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности.

Исходя из цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:

  • 1. Изучить и проанализировать психологическую и педагогическую литературу по проблеме исследования.
  • 2. Охарактеризовать развитие сенсорной сферы ребенка раннего возраста.
  • 3. Выявить возможности предметной игры в сенсорном воспитании детей раннего возраста.
  • 4. Определить педагогические условия сенсорного воспитания в раннем возрасте в процессе предметной игры.
  • 5. Изучить методики отслеживания уровня развития предметной игры у детей раннего возраста.

Объект курсовой работы — процесс сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Предмет курсовой работы педагогическое руководство сенсорным развитием ранних дошкольников в процессе предметной игры.

В курсовой работе применялись следующие теоретические методы: изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме; изучение и обобщение педагогического опыта по сенсорному развитию детей.

Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, пяти параграфов, заключения списка использованной литературы, включающего 32 источника. В работе содержатся 5 таблиц и 3 приложения.

Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, и задачи, предмет и объект, методы исследования.

В основной части рассматриваются теоретические положения сенсорного воспитания дошкольников раннего возраста в процессе предметной игры.

В заключении сделаны основные выводы из проведенного исследования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой