Развитие системы профилактики безнадзорности в условиях мегаполиса
Диссертация
В настоящее время ситуация кардинально изменилась: личность признается главной ценностью, что закреплено и в Законе РФ «Об образовании». Вместе с тем, в последние годы на федеральном уровне многочисленные программы по борьбе с беспризорностью несут на себе печать западного мышления, сформированного в обществе с другим менталитетом. Не случайно в настоящее время наиболее востребованы аналогичные… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- L Сущность профилактики, реабилитации и ресоциализации безнадзорности несовершеннолетних в условиях мегаполиса
- 2. Становление системы профилактики безнадзорности в России
- 3. Причины и факторы неэффективности профилактики безнадзорности на современном этапе
- Выводы по главе I
- ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ
- 1. Исследование уровня социализации безнадзорных детей
- 1. 1. Исследование неблагополучных ссмей как источника приобретения первичного асоциального опыта несовершеннолетних (на примере ЮВАО г. Москвы)
- 1. 2. Экспериментальное обследование уровня адаптации несовершеннолетних выпускников организаций интернатного типа
- 1. Исследование уровня социализации безнадзорных детей
- 2. Сравнительная характеристика уровня адаптации безнадзорных несовершеннолетних «группы риска»
- 3. Функционирование единой системы помощи безнадзорным несовершеннолетним в городе Москве
Список литературы
- Конвенция о правах ребенка ООН. 1989. 65с.
- Конституция Российской Федерации. М., 1993. 63с.
- Семейный кодекс Российской Федерации. М., 1996. 65с.
- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ. 40с.
- Актуальные проблемы семьи и детства сегодня. Петрозаводск, 1994. 50с.
- Актуальные проблемы социального воспитания: специальный выпуск к международному семинару № 6. /Отв. ред. Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочерова, В. Е. Львов. Москва-Запорожье, 1990. 53с.
- Алексеева Л.С. Значимость отклоняющегося поведения подростков от типа неблагополучных семей // В кн.: Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. М., 1995, Вып. 1. 46с.
- Алексеева Л.С. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания. М., 2000, с. — 23−25.
- Алмазов Б.Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися. М., 1991. — 96с.
- Алмазов Б.Н. Методика и технологии работы социального педагога М., 2006. 191с.
- П. Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А., Бергельсон Л. Л. Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида // Вопросы психологии. М., 1982. № 3. — 102с.
- Анисимов В.В., Грохольская О. Г., Никандров Н. Д. Общие основы педагогики. Учебник для вузов. М.: Просвещение, 2006. 574 с.
- Антонов А. И. Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления. М., 1982. -36с.
- Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981. 512с.
- Бакаев А.А. Система профилактики правонарушении несовершеннолетних / А. А. Бакаев М.: Логос, 2004. — 218с.
- Беззубова Е.Б. Типология школьной дезадаптации. //Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. -М., 1995,-с. 33−34.
- Безленкипа Л.Ф. Семья нуждается в поддержке.// Семья и школа. М., 1995., -с. 18−25.
- Беспалько В.П. Природосообразпая педагогика // Народное образование. -М.: НИИ школьных технологий, 2008. 511с.
- Бестужев-Лада И. В. Социальный прогноз и социальное нововведение // Социологические исследования. 1990. № 8. с. 86−92.
- БеличеваС.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. — 199с.
- Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска. Межведомственный подход. М., 2006. 112с.
- Белухин Д.А. Как возненавидеть себя, детей и педагогику. М., 2005. -164с.
- Белухин Д.А. Педагогическая этика. Желаемое и действительное / МПСИ, М., 2007.- 128с.24. .Беляков В. В. Сиротские детские учреждения России. М., 1993. — 84с.
- Беляков В.В. Забота о детях в годы войны (1941−1945).// Воспитание школьника М., 1998.- 168с.
- Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М., 1997. 190с
- Бодрова Е.В., Давыдов В. В., Петровский В. А., Стеркина Р. Б. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания // Вопр. психол. 1989. № 3. 187с.
- Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника М., 1991.-401с.
- Бочарова В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности // Теорияи практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2-х частях. М.- Тула, 1993, — 226с.
- Бодрова В.В. Семья в переходный период: социально-психологические проблемы // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюлл. ВЦИОМ., 1995, № 3. 189с.
- Бопдаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания //Уч. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК /М.-Ростов-н/Д, 1999. -560с.
- Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. -464с.
- Брутман В. Причины социального сиротства // Социальная работа. М., 1994, № 2. с. 14−36.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. -111с.
- Бурьков С.М. Проблемы социальной адаптации личности. Свердловск, 1990. -с. 25−33.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1988. -207с.
- Васильев • В. Л. Школьная дезадаптация и асоциальное поведение подростков.// Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М., 1995.- с. 36−37.
- Василькова Ю. В. Василькова Т.А. Социальная педагогика. // Изд. центр «Академия». М., 1999. — 439с.
- Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Изб. произв. М., 1990. 550с.
- Вебер М. Основные социологические понятия // Изб. произв. М., 1990. с. 419−125.
- Верцинская Н.Н. Трудный ребенок. Минск, 1989. — 128с.
- Верещагин В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. -Владивосток, 1988. 240с.
- Вершинин С.И. Модернизация профес-сионального образования: проблемы и перспективы. М.: НИИРО, 2003. 120 с.
- Выбор молодежью жизненного пути /Под ред. Е. М. Бабосова, М. Х. Тимты. Минск, 1998. 157с.
- Выготский JI.C. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии 1972, № 2. — 344с.
- Габиани А.А. На краю пропасти. М., 1990. 156с.
- Гельмонт A.M. Педагогика среды и методы ее изучения / Под ред. Крупениной М., 1930.-с. 113−121.
- Гершунекий Б.С. Прогнозирование в сфере образования: Теория и практика. М., 1994. 240с.
- Гершунский Б.С. Философия образования: Учебное пособие для высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: МПСИ: Флинта, 1998. 432с.
- Гилинский А.Я. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Соц. исслед. 1991, № 4. — 368с.
- Глазунов А.Т. Управление профшколой па образовательном рынке. М., 2008. -42 с.
- Гоголева А.В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты: Изд-во МПСИ, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. -463с.
- Гонеев А.Д., Устинова Н. М. Семья как фактор социализации личности педагогически запущенных подростков // Семья реальность и перспективы. -Курск, 1994. — с. 26−44.
- Гордон J1.A. Социальная адаптация в современных условиях // Социолог, исслед. 1994, № 8−9. -с.3−13.
- Горячев М.Д. Социальная опека над ребенком. Самара, 1998. 176с.
- Горшкова Е.А. Педагогика. М., 1995. -141с.
- Григорьев С. И. Гуслякова Л.Г. Теории и модели практики социальной работы, Барнаул, 1994. с. 32−50.
- Гусев Г. А. Организация социально-педагогической поддержки несовершеннолетних с отклоняющимся поведением // Социальная педагогика. Свердловск, L989. — с. 32−40.
- Гуслякова Л.Г. Введение в теорию социальной работы. Барнаул, 1995. с. 42−53.
- Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М., 1976. 79с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. 240с.
- Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии / Психол. жури. 1988. Т. 9. № 4. с. 21−32.1
- Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М., 1989. с. 64−89.
- Дармодехин С.В. Государственная семейная политика в современной России. Автореферат диссертации па соискание ученой степени доктора соц. наук. М., 1997. -31с.
- Девиантпое поведение подростков: профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних. М, 1999. с. 15−23.
- Дербенев Д.П. Социальная адаптация подростков // Социологический журнал. 1997. — № 1−2. — 329с.
- Дети России: социально-экономические проблемы. М., 1994. с. 49−56.
- Дети: в школе, дома, на улице. Научный отчет по результатам пилотажного исследования // Рукопись отчета. М.: НИИ семьи, 1995. с. 33−48.
- Дж. Байярд, Г. Байярд. Ваш беспокойный подросток. М., 1989. — 208с.
- Добрин К.Ю. Социокультурный анализ подросткового кризиса в аспекте девиаций. Автореферат на соискание ученой степени кандидата социолог, паук. Саратов, 1997. 18с.
- Дулинова JT.T., Маршак A.JT., Холостова Е. И. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления. М., 2000. 48с.
- Дюргейм Э. Социология. М., 1995. с. 45−59.
- Егошипа В.Н., Елфимова Н. В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. М., 1993. — с.49−65.
- Заводилкина О.В. Формы призрения детей, нуждающихся в социальной помощи.//Актуальные проблемы современного детства. М., 1993. — 69с.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986. 127с.
- Зборовский Г. Е. Общая социология. Екатеринбург, 1999. — 592с.
- Знанецкий Ф. Исходные данные социологии / Американская социологическая мысль. М., 1996. с. 40−52.
- Зюбин JT.M. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. М.: Высшая школа, 1982. — 191с.
- Иванова Н. П. Заводилкина О.В. Дети в приемной семье. М., 1993. 30с.
- Иващенко Г. М., Плоткин М. М., Ширинский В. И. Детский труд в условиях перехода к рынку // Семья в России. 1996. — № 3−4. — с. 15−32.
- Ищенко Е.А. Государственная политика в сфере развития системы учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. // Право и политика /М., 2003. с. 104−110.
- Каверина В.И. Социокультурная адаптация детей-сирот. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1997. -20с.
- Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980. -192с.
- Как защитить права ребенка // Справочно-рекомендательпое пособие для педагогов, родителей и социальных работников. Ростов-на-Дону, 1998. с. 2536.
- Калайков И. Цивилизация и адаптация. М., 1984. 240с.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Академия, 2000. — 304с.
- Кевля Ф.И. Семья и развитие личности ребенка // Семья в России. 1997. -№ 2. — с. 78−90.
- Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. Кемерово, 1996. 150с.
- Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988. 159с.
- Ковалева А.И. Социология личности: нормы и отклонения. VI., 1996. с. 29−45.
- Ковалев В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. -М., 1992.-560 с.
- Компоненты адаптивного процесса /Под ред. В. И. Медведева. Л., 1984. -174с.
- Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: Справочник. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. -с. 18−43.
- Корель Л.В. Социология адаптаций: этюды апологии. Новосибирск, 1997. -160с.
- Корнеева Э.М. Адаптация подростков к рыночным отношениям // Соц. журнал. 1988, № 2. с. 18−23.
- Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. М.: Педагогика, 1977. -120 с.
- Кошелева А. Д. Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция материнского отношения. М., 1996. 391с.
- Крившенко Л.П. Педагогика // ТК Велби / М., 2007. — 417с.
- Кузнецов П.С. Концепция социальной адаптации. Саратов, 2000. 236с.
- Кузнецова А.П. Социальные показатели и формирование наемного труда в современной России. М., 1998. — с. 61−73.
- Кумарина Г. Ф. Предшкольное образование: Содержание и методика: Экспериментальная программа дополнительного профессионального образования. Спб., 2006. с. 18−25.
- Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М., 1992. 192с.
- Кязимов К.Г. Социальное партнерство. М. 2008 г. 271 с.
- Лазарев B.C. Системное развитие школы // Педагогическое общество России. М., 2002. — 304с.
- Лангеймер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. 86с.
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991.-е. 10−86.
- Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990. 144с.
- Леушкина Н.А. Насилие над детьми в семье: причины и последствия // Будущее России и новейшие социологические подходы. М., 1997. — с. 23−40.
- Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М., 1991. — 223с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общества. М., 1986. 36−46.
- Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений // Соц. иссл., 1998 № 5. -с. 98−104.
- Лисовский В.Т. Молодежь в условиях кризиса // Народное образование. 1994, № 5. с. 140−144.
- Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-гов / Ред.-сост. B.C. Мухина. М., 1991. 223с.
- Лунеев В.В. Преступность в XXI веке (методология прогноза) // Социологические исследования. 1996. -№ 7. — 98с.
- Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972. — 100с.
- Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988а. — 415с.
- Макаренко А.С. Проблемы школьного воспитания. М.: Молитиздат, 19 886.-е. 44−59.
- Малярова Н.В., Несмеянова М. И. Особенности развития детей в семьях с низким достатком // Будущее России и новейшие социологические подходы. М., 1997. 25−30.
- Малярова Н.В., Несмеянова М. И. Социальная защита детства: концептуальный подход // Социологические исследования. М., 1991. — № 4. -с. 18−23.
- Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и практики. М., 1989.-с. 16−27.
- Миньковский Г. М. Неблагополучная семья и противоправное поведение // Соц. псих. 1982, № 2.-с. 105−113.
- Мирсагатова М.Н. Специализированные социально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних: опыт и проблемы //Сб. территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. М., 1998. с. 163 167.
- Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. — с. 45−52.
- Мид М. Развитие ребенка, — М., Педагогика, 1968.- с. 13−48.
- Михайлипа М.Ю. Социальная адаптация депревированных детей: социокультурный аспект. Саратов, 1997. с. 15−43.
- Михайлова Н.Н. Управление внедрением образовательных технологий, эффективных в профессиональном образовании, монография. М.: Издательский Центр АПО, 2001.-250 с.
- Моисеев A.M., Хван А. А., Капто А. Е., Лоренсов А. В., Моисеева О. М., Хомерики О.Г, Осетрова Л. Г. Управление школой. Словарь-справочник руководителя образовательного учреждения // Педагогическое общество России, М., 2005. — 320с.
- Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. М., 2000. с. 18−23.
- Молодежь и насилие: причины, формы преодоления, методы предупреждения. М., 1995. с. 10−25.
- Мустаева Ф.А. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. М.: Академический проект, 2003. -208с.
- Мясищев B.1I. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии, 1957. № 5. — с. 142−145.
- Насилие в семье: с чего начинается семейное благополучие. М., 2000. с. 18−29.
- Нечаева A.M. Ребенок под опекой. М., 1993. с. 40−58.
- Неймарк М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков// Изучение мотивации поведения детей и подростков/ Под. Ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной.-М.: Педагогика, 1972.- с. 118.
- Нечаева A.M. Охрана детей-сирот в России: История и современность. -М., 1994. с. 18−33.
- Новиков A.M. Методология образования. Издание второе. — М.: «Эгвес», 2006. — 488 с.
- Новиков A.M., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). — М.: «Эгвес», 2004. — 120 с.
- Озеров В.А. Детская безнадзорность и беспризорность, как один из факторов угрозы национальной безопасности России // Аналитический вестник Государственной Думы Российской Федерации. 2002. — с. 17−25.
- Осипов С. Малышев Д. Борьба с бродяжничеством: проблема и предполагаемые решения // Социалистическая законность, 1988, № 12. с. 4558.
- Основные направления развития учреждений социального обслуживания семьи и детей / Сост. JI.B. Топчий. Вып. I. М., 1998.- с. 18−23.
- О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад 2006. М., 2007. с. 37−49.
- Олифереико Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Учебное пособие / Академия. М., 2004. 256с.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (19 411 961). -М., 1998.-с. 45−63.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. -347с.
- Первые итоги. Из опыта работы специализированных учреждений по социальной реабилитации дезадаптивных детей и подростков / Под ред. Г. М. Иващенко. М.: НИИ семьи, 1997. -с. 32−45.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992. — с. 127−136.
- Плоткин М.М., Иващенко Г. М., Ширинский В. И., Волохова Е. Д., Яковлева Н. Г. Труд детей в условиях рыночных отношений. Научный отчет. М.: НИИ семьи, 1995. с. 32−59.
- Плоткин М.М., Ширинский В. И. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей // Семья в России. 1997. № 2. с.45−63.
- Подросток: проблемы социальной адаптации (документы и материалы). М., 1995.-с. 45−69.
- Попов В.Г. Социокультурная ориентация и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России. Екатеринбург, 1997. -с. 25−36.
- Практика социальной работы. Амстердам Киев, 1996. — с. 23−54.
- Проблемы семьи и семейной политики. М., 1993. — Вып. 3. — с. 18−23.
- Проблемы социального сиротства и пути их решения. М., 1998. -с. 36−54.
- Проблемы социальной дезадаптации детей и подростков и принципы ее профилактики. Сб. научных трудов / Под ред. Г. Н. Сердюковской, Д. Н. Крылова, Т. Г. Хамагановой. М., 1997. с. 18−33.
- Прудников Б.П. Профилактика беспризорности, безнадзорности, наркомании среди несовершеннолетних: административно-правовое регулирование / Б. П. Прудников, О. П. Рыбалкина. М.: ЮНИТИ, 2004. — 447с.
- Психология воспитанников детского дома. М., 1986. с. 45−56.
- Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантпым поведением. М., 1999. с. 23−45.
- Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н. А. Менчинской. М., 1971. с. 8−31.
- Раннее социальное сиротство. Учебно-методическое пособие. М., 1994. с. 23−36.
- Рацимор А.Е. Муниципальная система профилактики безнадзорности п правонарушений несовершеннолетних Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора наук. М., 2007. 45с.
- Романова Н.М. Социальная детерминация подростковой преступности: сенсуальное насилие. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата соц. наук. Саратов, 1998. 30 с.
- Савина М.С. Воспитание и профессиональное самоопределение в колледже, сборник статей. М.: ТО НП «АПО», 2008. 108 с.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1994. 192с.
- Сафонова Т. Я. Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М., 1993. 40с.
- Сафонова Т.Я., Цымбал Е. И., Ярославцева Н. Д., Олиференко Л .Я. Реабилитация детей в приюте. М., 1995. 106с.
- Семья в процессе развития / Материалы научно-практической конференции. М., 1999. с. 23−37.
- Семья, материнство, детство. Из опыта работы социальных учреждений края. Краснодар, 1996. 56с.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании. М., 2007. -357с.
- Симонов В.П. Педагогическая диагностика в школе и ВУЗе. Учебное пособие. (Серия: Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании). М., 2008. -210с.
- Славина JI.C. Дети с аффективным поведением. М., 1966. 149с.
- Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. М., 1999. с. 2545.
- Смирнов И.П., Ткаченко Е. В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2005. с. 184.
- Содержание и организация деятельности центров психолого-педагогической помощи населению / Под ред. JT.C. Алексеевой. М: НИИ семьи, 1997. -с. 36−42.
- Сотрудничество семьи, детских объединений и социальных педагогов в процессе социализации личности ребенка. Челябинск, 1996. с. 12−21.
- Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. ЛГУ, 1979. с. 36−45.
- Социальная защита семьи и детей. М., 1992. с. 30−36.
- Социальная работа с семьей в системе местного самоуправления. М., 2000. с. 45−56.
- Социальные службы для молодежи: Материалы и документы. М., 1995. с. 12−36.
- Социально-психологический, диагностико-коррекционньгй инструментарий. М., 1999. с. 36−45.
- Социальная реабилитация дезадаптивных детей и подростков в специализированных учреждениях/ Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних. М., 1996. с. 10−22.
- Социальное партнерство государственных органов и неправительственных организаций как фундаментальный принцип гражданского общества. М., 2000. с. 45−53.
- Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности/ Под ред. Г. М. Иващенко. М., 1999. -224с.
- Социальные отклонения. М., 1989. с. 36−49.
- Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности. М., 1997. с. 18−26.
- Спенсер Г. Сочинения. СПб., 1998. 115с.
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988. 200с.
- Суданов В.Н. Адаптация личности. Свердловск, 1983. с. 25−45.
- Теоретические и прикладные аспекты социальной работы с семьей. Ульяновск, 1997. с. 36−56.
- Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. М., 1995. с. 28−42.
- Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. 35 1с.
- Труд детей: итоги социологического исследования / Предисловие Е. Ф. Лаховой. М.: НИИ семьи, 1997. 56с.
- Управление качеством образования: Практикоориентировапная монография и методи-ческое пособие. Издание второе, переработанное и дополненное / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2006. — 448с.
- Фортова Л.К. Педагогические основы профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и подростков. Ярославль, 2001. — 40с.
- Федотовская Т.А. О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации // Аналитический вестник Государственной Думы Российской Федерации. 2002. -с. 23−32.
- Фельдштейн Д. И. Личностное развитие растущих людей в условиях социально-экономического кризиса. М., 1994. 340с.
- Фирсов М.В. История социальной работы в России. М., 1998. — 608с.
- Фирсов М.В. Социальная работа: теория, история, общественная практика. М., 1996. -368с.
- Хоменко М.Г. В поисках комплексного подхода к социальной реабилитации несовершеннолетних./ Первые итоги. Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптивпых детей и подростков. М.: НИИ семьи, 1997. с. 26−39.
- Хонин С.М. Индивид как субъект жизнедеятельности. Куйбышев, 1990. -164с.
- Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей: содержание и организация деятельности. М., 1999. -с. 45−69.
- Черняк Е.М. Социализация // Российская энциклопедия социальной работы. Т. 1. М., 1997. с. 258−262.
- Чумаков Б.Н. Основы здорового образа жизни. М., 2004. — 416с.
- Шабанова М.А. Ценность и «цена» свободы в процессе социальной адаптации // Социологические исследования. 1995. № 4. — с. 96.
- Шаронов А.В. Государственная молодежная политика как фактор социального развития молодежи. Автореф. дис. канд. соц. наук. М., 1994. 35с.
- Шахзадова Н.В. Перспективы развития социального образования п подготовки специалистов социализирующей деятельности. М., 1998. — с. 2344.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в т. 2. М.: Педагогика, 1980. — 720с.
- Шепель В.М. Социально- психологические проблемы воспитания. М., 1987. — 239с.
- Шпак JT.JT. Социокультурная адаптация: сущность, направления, механизмы реализации. Кемерово, 1992. — 398с.
- Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. М., 2003. 254с.
- Экономические и социальные проблемы России. М., 1998. с. 33−51.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. М., 1987. -331с.
- Якиманская И.С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопр. психол. 1989. с. 5−13.
- Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности. Автореферат на соискание ученой степени доктора социологических наук. Саратов, 1997. 35с.
- The handbook of child and adolescent psychotherapy. Psychoanalytic approaches // Edited by Monica Lanyado and Ann Home. London and New York, 1999. — pp. 216−289.