Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие системы профилактики безнадзорности в условиях мегаполиса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время ситуация кардинально изменилась: личность признается главной ценностью, что закреплено и в Законе РФ «Об образовании». Вместе с тем, в последние годы на федеральном уровне многочисленные программы по борьбе с беспризорностью несут на себе печать западного мышления, сформированного в обществе с другим менталитетом. Не случайно в настоящее время наиболее востребованы аналогичные… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
  • L Сущность профилактики, реабилитации и ресоциализации безнадзорности несовершеннолетних в условиях мегаполиса
    • 2. Становление системы профилактики безнадзорности в России
    • 3. Причины и факторы неэффективности профилактики безнадзорности на современном этапе
  • Выводы по главе I
  • ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ
    • 1. Исследование уровня социализации безнадзорных детей
      • 1. 1. Исследование неблагополучных ссмей как источника приобретения первичного асоциального опыта несовершеннолетних (на примере ЮВАО г. Москвы)
      • 1. 2. Экспериментальное обследование уровня адаптации несовершеннолетних выпускников организаций интернатного типа
  • ЮВАО г. Москвы
    • 2. Сравнительная характеристика уровня адаптации безнадзорных несовершеннолетних «группы риска»
    • 3. Функционирование единой системы помощи безнадзорным несовершеннолетним в городе Москве
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

Развитие системы профилактики безнадзорности в условиях мегаполиса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В процессе реформ, проводимых в последнее десятилетие, четко выделилась группа людей, по каким-либо причинам не приспособившаяся к соответствующим социальным нормам. Неспособность адаптации к новым условиям сделала этих людей неконкурентоспособными и несостоятельными в сферах общественной жизни.

Снижение жизненного уровня населения, рост безработицы, алкоголизма и наркомании, увеличение «подросткового материнства» послужили причинами нарастания безнадзорности и беспризорности детей и подростков, которое в последние годы приобретает новые особенности.

Защита их прав, реабилитация и адаптация к жизни детей, долгое время находящихся вне семейных связей, отторгнутых школой и другими социальными институтами, является одной из острейших социальных проблем общества. Кардинальные изменения, которые происходят в области политической и экономической жизни России, не могут не оказать влияния на эффективность социальной профилактической (предупредительной) работы с различными группами населения. Основой для разработки профилактических мер являются исследования в самых различных отраслях знания: социологии, экономике, 1 психологии, педагогике, медицине, юриспруденции, криминологии. Они ложатся в основу деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, органов управления социальной защитой населения и специализированных организаций для подростков, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления образованием н образовательных организаций, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, органов опеки п попечительства, органов службы занятости, внутренних дел.

Формирование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относится к числу важнейших функций социального управления современного государственного устройства на разных уровняхфедеральном, региональном, уровне местного самоуправления. Это обусловлено целым рядом объективных и субъективных факторов.

Во-первых, становление идеологии социального государства предусматривает стимулирование именно социальных аспектов развития государства и общества, постановку целей управления, способствующих совершенствованию социальных показателей, среди которых крайне актуальна проблема предотвращения дезадаптации детей, преодоления негативных тенденций роста детской безнадзорности и ликвидации её последствий.

Во-вторых, формирование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как части государственно-административной структуры Российской Федерации, обладающей известной спецификой и полномочиями, перераспределение функций и ответственности за осуществление государственной политики в отношении детей между органами власти разных уровней, повышение роли органов местного самоуправления и органов власти субъектов Российской Федерации в этом процессе поставили перед системой социального управления и управленческой теорией ряд вопросов.

Проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних носят междисциплинарный характер. Педагогика, психология, юриспруденция, социология, медицина и другие науки, изучая сущность преступности несовершеннолетних, пытаются выработать максимально эффективные модели организации деятельности по её предупреждению, объём научных изысканий по обозначенной тематике в каждой названной дисциплине достаточно велик. Вместе с тем практически отсутствуют исследования целостной системы междисциплинарной профилактики детской безнадзорности.

Как показывает работа над обозначенной проблемой, в настоящее время имеет место противоречие между насущной потребностью государства и общества в эффективных педагогических мерах профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и отсутствием целостной теории её построения, оптимальной технологии, нормативного и организационно-педагогического обеспечения деятельности этой системы. Все это и обусловило актуальность нашего исследования.

Следует также отметить, что в последние годы интенсивно развивается социальная педагогика, что стимулирует теоретический и паучно-практическип поиск инновационных форм и методов работы с детьми, эффективных технологий социально-педагогической деятельности, нацеленных на успешную социальную адаптацию несовершеннолетних. Особо следует отметить усиление внимания исследователей к проблеме профилактики детско-подростковых девиаций, большой вклад в изучение которой внесли:

— исследования о личностно-ориентированном воспитании и обучении (Д.А. Белухин, И. С. Якиманская и др.);

— коррекционно-развивающем обучении детей (В.В. Давыдов, Г. Ф. Кумарина, Ю. А. Клейберг, В. В. Ковалев, JT.C. Славина и др.);

— особенностях воспитания детей с девиантиым поведением (Б.Н. Алмазов, С. А. Беличева, Д. И. Фельдштейн и др.);

— социально-педагогической поддержке детей (Л.Я. Олиферепко, Г. И. Осадчая, Т. Н. Шульга и др.).

Однако отмеченные исследования касаются лишь отдельных фрагментов комплексной проблемы профилактики детско-подростковой безнадзорности и правонарушений в условиях нашего общества. В последние годы большое значение для решения проблемы предупреждения детской безнадзорности приобретают социологические исследования И. П. Смирнова и Е. В. Ткачепко. В этих исследованиях на основе многолетних наблюдений представлены систематизированные факторы, влияющие па поведение подростков, предложены теоретические основания для воспитания подрастающего поколения с позиции ориентации на интересы молодежи.

Степень научной разработанности проблемы.

Научная база для разработки вопросов профилактики и реабилитации дезадаптивных подростков формировалась отечественными и зарубежными исследователями, работавшими в этой области (JT.C. Выготским, А. С. Макаренко, В. П. Кащенко, С. Т. Шацким и др.).

Изучением статусных характеристик и особенностей подросткового возраста, проблемами становления личности подростка занимались такие исследователи, как: С. В. Дармодсхин, Д. П. Дербенев, Г. Е. Зборовский, А. И. Ковалева, В. Т Лисовский, М. С. Мацковский, В. Г. Попов,.

М.Ю. Михайлина, В. Н. Суданов, Е. М. Черняк, В. Н. Ярская и другие.

Для теоретико-методологического анализа особую ценность представляют научные работы в области:

— методологии и теории педагогических исследований: Е. В. Бондаревская,.

A.M. Новиков, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко и др.;

— изучения и проектирования педагогических систем и педагогической прогностики: В. П. Беспалько, И.В. Бестужев-Лада, Б. С. Гершунский,.

B.П. Симонов и др.;

— теории управления сложными динамическими системами, в том числе социальными и педагогическими: В. В. Анисимов, А. Т. Глазунов, B.C. Лазарев, А. В. Лоренсов, М. М. Поташник и др.

При исследовании данной проблемы автор также опирался на концептуальные разработки ученых, занимающихся вопросами:

— гуманистических ориентаций в образовании и воспитании (М.Р. Биняпова, A.M. Гельмонт, В. В. Давыдов, И. С. Якиманская и др.);

— профессиональной подготовки молодежи и взрослого населения (С.Я. Батышев, С. И. Вершинин, К. Г. Кязимов, Н. Н. Михайлова, М. С. Савина, Е. А. Сурудипа и др.);

— правового воспитания и социально-правовой защиты детей и молодёжи (А.А. Бакаев, Г. М. Иващенко, В. Г. Попов, В. А. Озеров, В. В. Лунев, A.M. Нечаева и др.);

— воспитания и обучения детей группы риска (J1.M. Зюбин, А. И. Кочетов, Г. Ф. Кумарина, П. Ф. Лесгафт, М. Ю. Михайлина, С. К. Никулин др.);

— работы с детьми с девиантным поведением (А.В. Гоголева, Г. А. Гусев, Ю. А. Клейберг, Ф. А. Мустаеве, Л. Я. Олиференко, Д. И. Фельдштейн, Л. Б. Филонов и др.).

Вопросы профилактики и реабилитации беспризорных и безнадзорных детей и подростков отражены в научных публикациях Л. С. Алексеевой, С. М. Беличевой, К. Ю. Добрина, Л. Т. Дулиновой Г. М. Иващенко, М. Н. Мирсагатовой, А. Е. Рацимор, Л. Б. Филинова С.Н. Чистякова и др.

Разрешение выдвинутого противоречия определило проблематику нашего исследования. Педагогическая значимость проблемы, ее недостаточная разработанность в сочетании с острой необходимостью определения новых подходов к ее решению обусловили выбор темы нашего диссертационного' исследования — «Развитие системы профилактики безнадзорности в условиях мегаполиса».

Цель исследования — на основе историко-педагогического анализа' периодов и этапов развития профилактики безнадзорности в России определить педагогические направления решения данной проблемы в настоящее время и па перспективу.

Объект исследования — система профилактики безнадзорности в России.

Предмет исследования — развитие системы профилактики безнадзорности в условиях мегаполиса.

Гипотеза исследования исходит из предположения о том, что эффективные педагогические направления профилактики безнадзорности могут быть определены на основе анализа периодов и этапов развития профилактики безнадзорности в России, если при этом:

1. Определены факторы, влияющие в настоящее время па рост числа безнадзорных в крупном мегаполисе.

2. Выделены критерии педагогической эффективности профилактики безнадзорности.

3. Изучены причины неэффективности деятельности существующих социальных институтов (социальных реабилитационных центров и приютов) по социальной реабилитации.

Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования:

— выделить характерные с точки зрения педагогики периоды и этапы решения проблемы безнадзорности в России;

— выделить факторы, влияющие на рост безнадзорности детей и подростков в крупном мегаполисе;

— с позиции историко-педагогического анализа периодов и этапов развития профилактики безнадзорности в России выделить и апробировать педагогические направления, обеспечивающие процесс социализации подрастающего поколения, эффективные направления профилактики безнадзорности, реабилитации и адаптации.

Для решения обозначенных задач в 2007 — 2008 гг. был применен метод статистического обследования и изучен состав безнадзорных несовершеннолетних, проживающих на территории Юго-Восточного административного округа (ЮВАО) г. Москвы.

Методологической основой исследования являются важнейшие принципы объективности, социально-исторической обусловленности развития науки и практики, единства исторического и логического в процессе познания, положения диалектико-материалистического учения о развитии личности, положение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, в частности о взаимосвязи происходящих социально-экономических изменений и обновлением системы образованияпедагогическая теория деятельности, концепция поэтапного формирования интеллектуальных умений и навыковтеория системно-деятельностиого подхода, нашедшая свое отражение в работах ведущих отечественных и зарубежных ученых в области истории педагогики, психологии, социологии и экономики.

Методы, источники и база исследования.

Источниками исследования послужили законодательные акты, Своды Законов Российской Империи, материалы Министерства народного просвещения, сборники Постановлений по Министерству народного просвещения, отчеты учебных округов и отдельных учебных заведений, материалы съездов деятелей народного образования, а также работы историков в области образования.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, характерных для историко-педагогического исследования: теоретический анализ литературных источников, разных видов официальных документовизучение отчетов, документов совещаний, конференций, публикаций в периодической печатииспользовались при этом методы системно-структурного подхода, контент-анализа, синтеза, моделирования, прогностики, наблюдения, изучения результатов деятельности.

Организация и этапы исследования.

Диссертация выполнена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральной программы развития образования п других федеральных и региональных нормативно-правовых документов, определяющих основные требования к системе профилактики безнадзорности.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

1 этап (2004 — 2005 гг.) Изучение литературных источников. Раскрытие историографии и современного состояния исследуемой проблемы. Определение исходных параметров исследования. Формирование базы педагогических методов профилактики.

2 этап (2006 — 2007 гг.) Уточнение основных направлений исследования на основе систематизации полученных материалов. Уточнение категориально-понятийного аппарата исследования. Завершение эксперимента.

3 этап (2008 — 2009 гг.) Систематизация и обобщение результатов исследования. Формулирование выводов и рекомендаций исследования. Подготовка автореферата и диссертации к защите.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— выделены факторы, определяющие рост числа безнадзорных детей в крупном мегаполисе на современном этапе развития российского общества;

— показано, что критерием, определяющим деление историко-педагогпческой реальности на периоды при изучении проблемы профилактики безнадзорности, является изменение социально-экономической формации, а при делении периодов на этапы критериями являются появление новых педагогических идей и изменение государственно-административных подходов к воспитанию подрастающего поколения;

— выделены историко-педагогические периоды и этапы решения проблемы безнадзорности в России;

— с позиции анализа развития исторпко-педагогической реальности решение проблемы безнадзорности в нашей стране выделены общие направления, обеспечивающие процесс социализации подрастающего поколения;

— с позиции необходимости придания профилактике безнадзорности сис1емного характера представлена классификация направлений деятельности государственных и общественных органов, работа которых направлена на предотвращение безнадзорности по основанию субъект профилактики;

— предложены и апробированы эффективные направления профилактики, реабилитации и адаптации несовершеннолетних в зависимости от «группы риска» (живущих в неблагополучных семьяхнаходящихся в социальных приютах, а так же воспитанников и выпускников организаций интернатного типа);

— выделены причины неэффективности деятельности существующих социальных институтов (социальных реабилитационных центров и приютов) по социальной реабилитации и ресоциализации. К этим причинам отнесены: фактор временифактор организации социального пространствафактор отношений;

— на основе анализа периодов и этапов развития историко-педагогической реальности решения проблемы безнадзорности в России показано, что наиболее эффективным механизмом реализации выделенных направлений профилактики безнадзорности является механизм сетевого взаимодействия;

— предложен комплекс мер, направленных на усиление государственной политики в отношении дезадаптивных детей на федеральном, городском (московском), муниципальном уровнях, а также на уровне образовательных учреждений и организаций.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем выделены периоды и этапы развития историко-педагогической реальности профилактики безнадзорности в России, на основании чего определены и апробированы педагогические направления решения дайной проблемы в настоящее время и на перспективу. Исследование открывает повое направление в отечественных исследованиях, связанное с профилактикой и реабилитацией безнадзорных детей и подростков в новых экономических и социокультурных условиях российского общества, а также служит основанием для дальнейших исследований по истории педагогики.

Достоверность результатов исследования обеспечивается непротиворечивостью теоретико-методологических позиций, методологической обоснованностью положений исследования, опирающихся па законы п принципы истории педагогикиполнотой и системностью рассмотрения предмета исследованиясоответствием выбранных методов цели и содержанию исследования, разнообразием привлеченных источников, широкой апробацией в публикациях автора, выступлениях перед научно-педагогической общественностью.

Практическая значимость исследовании заключается в том, что результаты работы могут быть использованы в учебном процессе при подготовке и переподготовке специалистов по социальной педагогике, педагогике, в работе учреждений профилактики и реабилитации семьи и детей «группы риска».

Положения, выносимые на защиту.

1. Факторы, определяющие рост числа безнадзорных детей в крупном мегаполисе.

2. Историко-педагогические периоды и этапы решения проблемы безнадзорности в России:

Дореволюционный — XII век нашей эры — 1917 год.

Этапы: I. ХП век нашей эры — 1682 годП. 1682 — 1801 годыШ. 1801 — 1917 годыСоветский — 1917;1991.

Этапы: 1.1917 — 1935 годыII. 1935 — 1959 годыIII. 1959 — 1991 годыСовременный — с 1991 по наши дни идет первый этап постсоветского периода.

3. Эффективные направления профилактики, реабилитации и адаптации несовершеннолетних в зависимости от «группы риска» (живущих в неблагополучных семьяхнаходящихся в социальных приютах, а так же воспитанников и выпускников организаций интернатного типа).

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и выводы диссертации были апробированы в выступлениях автора на 13-ой Всероссийской практической конференции: «Актуальные проблемы управления — 2008" — на Российской научно-практической конференции в МГПИ (г. Москва, 2008) — на секции «Управление организациями социальной сферы и страхования» ГАУ (г. Москва, 2008) — на круглом столе «Актуальные проблемы профилактики социального сиротства» МГПИ (г. Москва, 2008).

Основные выводы по работе:

1. Выделены факторы, определяющие рост числа безнадзорных детей и подростков в крупном мегаполисе.

2. Показано, что главным критерием, определяющим деление историко-педагогической реальности на периоды при изучении проблемы профилактики безнадзорности, является изменение социально-экономической формации, а при делении периодов на этапы — появление новых педагогических идей и изменение государственно-административных подходов.

3. Выделено три историко-педагогических периода решения проблемы безнадзорности в России:

Дореволюционный — XII век нашей эры — 1917 год.

Этапы: I. XII век нашей эры — 1682 годII. 1682−1801 годыIII. 1801−1917 годы;

Советский — 1917;1991.

Этапы: I. 1917;1935 годыII. 1935;1959 годыIII. 1959;1991 годы;

Современный — с 1991 по наши дни идет первый этап постсоветского периода.

4. С позиции анализа развития историко-педагогической реальности решение проблемы безнадзорности в пашей стране выделены общие направления, обеспечивающие процесс социализации подрастающего поколения.

5. С позиции необходимости придания профилактике безнадзорности системного характера представлена классификация направлений деятельности государственных и общественных органов, работа которых направлена па предотвращение безнадзорности по основанию субъект профилактики.

6. Предложены и апробированы эффективные направления профилактики, реабилитации и адаптации несовершеннолетних в зависимости от «группы риска» (живущих в неблагополучных семьяхнаходящихся в социальных приютах, а так же воспитанников и выпускников организаций интернатного типа).

7. Выделены причины неэффективности деятельности существующих социальных институтов (социальных реабилитационных центров и приютов) по социальной реабилитации и ресоциализации. К этим причинам отнесены: фактор временифактор организации социального пространствафактор отношений.

8. На основе анализа периодов и этапов развития историко-педагоги ческой реальности решения проблемы безнадзорности в России:

— показано, что наиболее эффективным механизмом реализации выделенных направлений профилактики безнадзорности является механизм сетевого взаимодействия;

— предложен комплекс мер, направленных на усиление государственной политики в отношении дезадаптивных детей на федеральном, городском (московском), муниципальном уровнях, а также на уровне образовательных учреждений и организаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основополагающим в оценке проблемы профилактики и реабилитации безнадзорности несовершеннолетних становится понимание её как высоко значимой, системной, многоуровневой и многоаспектной проблемы, в центре которой находится личность ребенка, формирующаяся в социуме.

Современная модель системы профилактики и реабилитации безнадзорности несовершеннолетних представляет собой объединение разноведомственных органов, учреждений и служб, деятельность которых направлена па реализацию государственной политики в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности и правонарушений, осуществление дифференцированного подхода к различным группам детского населения страны.

Практика функционирования системы профилактики и реабилитации предполагает в качестве своей основы соблюдение охранпо-защитных принципов и осуществляется через широкую сеть разноведомственных учреждений, которые оказывают социально-правовую, медпко-психолого-педагогическую помощь нуждающимся в ней несовершеннолетним.

В последние годы в России органами исполнительной власти создано несколько тысяч различных служб и учреждений профилактики и реабилитации, проведена работа по законодательному, нормативно-правовому и научно-методическому обеспечению этого нового направления социальной практики.

В обществе существует значительная по своим масштабам категория детей, которая живёт под одной крышей с родителями, но связи с семьей атрофированы или разрушены. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности, жестокое обращение в родительской семье создают реальную угрозу психофизическому, духовнонравственному развитию беспризорных и безнадзорных детей.

Решая проблему нашего исследования, мы в первую очередь обратились к соответствующим статистическим данным. На основе статистических исследований в Юго-Восточном административном округе Москвы, их сопоставлении с аналогичными данными по РФ, выделены факторы, определяющие рост числа безнадзорных детей и подростков в крупном мегаполисе.

Исходя из гипотезы исследования, мы предприняли шаги по оценке историко-педагогической реальности профилактики безнадзорности в нашей стране. Показано, что главным критерием, определяющим деление исторической реальности на периоды при изучении проблемы профилактики безнадзорности, является изменение социально-экономической формации. Так, в доклассовом обществе такой проблемы не было: ребёнок считался сыном или дочерью всего рода. Соответственно выделено три историко-педагогических периода решения данной проблемы в России: дореволюционный — XII век нашей эры — 1917 годсоветский — 1917;1991; современный — 1991 по наши дни.

Со времен становления Киевской Руси, отраженном в «Повести временных лет» (XII век нашей эры) до 1917 года призрение детей-сирот главным образом осуществлялось светской властью и церковью. Причем церковь всячески стимулировала светскую власть и наиболее зажиточных людей к делу призрения детей-сирот, рассматривая эту деятельность как высшую богоугодную акцию.

Мы выделяем первый этап создания системы работы с безнадзорными детьми (XII век нашей эры — 1682 год) как этап преобладания церковного начала в постоянно расширяющейся, но в целом бессистемной деятельности по призрению обездоленных детей. Главной педагогической идеей па этом этапе стала идея о необходимости формирования православной личности, приверженной ценностям народной культуры. Педагогические идеи наряду с изменением государственно-административных подходов приняты нами как критерии деления историко-педагогических периодов на этапы.

Второй этап в дореволюционном периоде начинается в царствование Фёдора Алексеевича с момента подготовки проекта Указа, по которому впервые на уровне высшей государственной власти ставился вопрос о создании специальных домов для обучения безродных нищих детей (1682 г.).

Во время второго этапа четко формулируется педагогическая идея о необходимости формирования из безродных нищих детей личностей в соответствии с интересами государства. Данная идея в дальнейшем несла как положительный (приобщение к востребован пой профессиональной деятельности), так и отрицательный (передача беспризорных детей в кабалу светских и церковных учреждений) импульсы. В первые годы царствования Александра I в начале XIX века отрицательный импульс, связанный с передачей детей в фактическое рабство постепенно прекращается.

Именно в это время (1801 г.) начинается, по-нашему мнению, третий этап дореволюционного периода развития деятельности по работе с безнадзорными детьми в нашей стране. Главной педагогической идеей данного этапа следует признать идею о необходимости адаптации (в современных терминахсоциализации) безнадзорных, путем поиска новых организационно-педагогических форм работы с ними. Важной характеристикой данного этапа является широкое привлечение граждан к попечительской деятельности: воспитание детей-сирот в городских и крестьянских семьях, создание часгпых приютов гражданами и общественными организациями.

Именно на этом этапе происходит открытие множества соответствующих учреждений, деятельность которых направлена на адаптацию безнадзорных (Петербургский детский приют дневного содержания А. Демидова, Московский воспитательный дом (1834 г.), Александровский сиротский институт для детей обоего пола с последующим обучением мальчиков в Кадетском корпусе (1844 г.), Гатчинский воспитательный дом (1837 г.), приют П. Г. Ольденбургского в.

Петербурге (1846 г.), приют для девочек в Петрозаводске (1847 г.), приют в Москве (Сокольники), работавший на пожертвования Бахрушиных, воспитательные дома в Вологде, Саратове и других регионах, а также земские приюты для младенцев, Союз борьбы с детской смертностью в России (Петербург, 1904 г), Центральный институт всероссийского попечительства и Романовский комитет (1913 г.).

Выделены особенности первого этапа, к которому мы относим 1917;1935 гг. второго периода развития системы поддержки безнадзорных детей в России: нормативно-законодательное закрепление деятельности государственных органов в отношении безнадзорных, создание соответствующих органов и учреждений.

Уже Временным правительством проводится Всероссийское совещание по вопросам организации социальной помощи детям, на котором встает вопрос о создании специального Министерства социальной помощи. После октября 1917 г. принимается Декрет СНК о комиссиях для несовершеннолетних (1918 г.) — создается Совет защиты детей, работающий при Наркомпросс и комиссия по улучшению жизни детей под председательством Ф. Э. Дзержинского при ВЦИК РСФСР.

20-е годы прошлого столетия можно считать временем зарождения социальной педагогики, одновременно выделяется повое течение в педагогической науке — педология. В эти годы П. П. Блонский впервые классифицировал поведение трудных подростков. Основанием для классификации явились внешние проявления поведения подростков. Данное положение нашло завершенное концептуальное обоснование в культурно-исторической теории JI.C. Выготского.

В трудах А. С. Макаренко заложена педагогическая основа воспитания вчерашних безнадзорных детей в коммуне. Им выделены принципы самоуправления, дисциплины и формирования общественного мнения как ведущие основания развития личности в детской коммуне. Положение о важности обеспечить условия для самоуправления в детской коммуне, а также идея об обязательности соединения обучения с производительным трудом определили принципиально новые подходы к работе с безнадзорными детьми. Эти подходы были успешно реализованы на практике и обеспечили безнадзорным детям, в том числе и несовершеннолетним правонарушителям, экономические и правовые гарантии, но главное — обеспечили их трудоустройство по выходе из коммуны, успешную социализацию в обществе.

Идея о необходимости соединения обучения с производительным трудом нашла свое развитие и в школе. Это направление разрабатывалось С. Т. Шацким и позволило ему сформулировать положение о возможности интеграции общего и профессионального образования, разных уровней образования. В отличие от настоящего времени педагогические идеи и проекты не просто декларировались и финансировались, а имели конкретные результаты. Так, С. Т. Шацкий и его единомышленники создали на базе начальной школы школу второй ступени, а впоследствии — педагогический техникум. На практике были интегрированы детский сад, школа, мастерские, т. е. дошкольное, общее и среднее профессиональное образование.

Первый этап второго периода продлился до 1935 года и завершился с принятием Постановления ЦР1К и СНК СССР «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», а впоследствии Постановления ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936 г.).

В начале второго этапа (1935;1959 гг.) начинается борьба с зарубежным влиянием. В отличие от ведущей педологической идеи о необходимости создания специальной психолого-педагогической среды при работе с трудными детьми, внедряются тоталитарные подходы с широким использованием карательных мер. Уже с 1935 года создаются трудовые колонии трех категорий: общего типа, для осуждённых за тяжкие преступления и трудовые колонии со строгим режимом.

Не оправдывая карательных перегибов, свойственных началу второго этапа, нельзя не отметить, что мобилизационный характер всей системы работы с безнадзорными детьми, заложенной во второй половине 30-х годов сыграл положительную роль в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы. По нашему мнению, именно жесткое управление дало возможность создать большое количество учреждений по работе с безнадзорными, что предотвратило массовую беспризорность, элементы которой проявились в первые месяцы военных действий.

Трудно оценить роль общественных организаций, трудовых коллективов и рядовых граждан в деле надзора за детьми под строгим государственным руководством. Подростков снимали с поездов, распределяли по детским домам, трудоустраивали, отдавали в семьи и производственные коллективы. Следует специально подчеркнуть, что государство жестко отслеживало судьбу детей переданных на воспитание или усыновление, и в этом смысле рассматриваемый этап выгодно отличается от настоящего времени. Практическое отсутствие контроля за развитием и самой жизнью воспитанников и усыновленных сегодня реально несет угрозу будущего нашей страны. Если в настоящее время работа органов опеки вызывает в обществе скорее тревогу, постоянно подкрепляемую данными СМИ, то в советское время она широко поддерживалась практически всем населением. Государственные органы четко знали об условиях содержания подростков, переданных на воспитание и это при том, что уже в первые годы войны сотни детских домов были эвакуированы.

Количество учреждений, занимавшихся детьми в целом, и безнадзорными детьми в частности в военные годы постоянно увеличивалось (в детских домах воспитывается в 1943 году 308, а в 1944 уже — 534 тысячи подростков).

Именно в военные годы формулируется и успешно реализуется педагогическая идея о целесообразности совместного массового воспитания в интересах обороноспособности страны детей из благополучных семей и безнадзорных. Эта идея реализуется, в первую очередь, в специально созданных суворовских и нахимовских училищах. Проблема воспитания подрастающего поколения, обеспечение полноценного развития сирот находится в центре постоянного внимания органов государственной власти (Постановление СНК СССР от 20 сентября 1945 г., Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946;1950 гг., Директивы по пятилетнему плану развития СССР на 1951;1955 гг.).

В 1959 году началось преобразование детских домов в школы-интернаты, с этого момента мы начинаем отсчет нового этапа во втором периоде становления и развития отечественной системы работы с беспризорными детьми. Преобразование детских домов объясняется не только экономическими успехами страны, по и необходимостью реализовать новую педагогическую идею о целесообразности профилизации образовательных учреждений в целом. В стране открываются специальные образовательные учреждения для талантливых детей-сирот. Российская педагогическая наука, исследования в области безнадзорности детей становятся востребованы в миром сообществе, возобновляются международные связи, но пока без взаимодействия с российскими педагогами, живущими за рубежом.

Важным отличием от предыдущего этапа является то обстоятельство, что основные направления работы с безнадзорными определяются на основе теоретических исследований, и в соответствии с ними готовятся нормативно-законодательные и партийные документы. Как мы отмечали, на предыдущем этапе происходило обратное: педагогические исследования подстраивались под партийные решения, в определенном смысле педагогика превращалась в псевдонауку, обслуживающую идеологический аппарат. Именно па завершающем этапе второго периода вновь становятся востребованными работы, связанные со специальным созданием психолого-педагогической среды при работе с безнадзорными, хотя сам термин «педология» еще находится под запретом. Такое развитие педагогической пауки дает возможность существенно расширить представления об организации свободного времени у всех категорий граждан.

Первый этап третьего периода, начавшегося, по нашему мнению, в 1991 году продолжается. В стране реализуются многочисленные программы, направленные на реабилитацию и развитие детей, имеющих те или иные проблемы (ФП «Дети России» 1993 по настоящее время, включающая целевые программы: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Одарённые дети», «Организация летнего детского отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев» и др.).

Нельзя не признать, что на данном этапе проблема безнадзорности подрастающего поколения, и не только подрастающего постоянно обостряется. Ответственность педагогической науки в данном случае минимальна. Рост безнадзорности связан с изменением социально-экономических условий, которые были рассмотрены выше. Педагогическая наука в настоящее время является сдерживающим безнадзорность фактором. Это связано с тем, что имея богатый исторический опыт, российская педагогика в последние годы постоянно обогащается новыми исследованиями по проблеме профилактики безнадзорности. Педагогические исследования ведутся в интеграции с социологическими, психологическими и экономическими исследованиями, ч то в определенной степени возвращает нас к традициям школ JLC. Выготского, П. П. Блонского, С. П. Шацкого. В этом смысле данный этап развития российской педагогической пауки по проблеме профилактики беспризорности весьма схож с первым этапом (1917;1935 гг.) второго периода. Свертывание исследований по созданию специальных психолого-педагогических сред негативно сказалось на развитии подрастающего поколения в предшествующие годы. Но были и объективные факторы, приведшие к свертыванию данного направления в педагогической науке. Мобилизационный характер экономики, тоталитарная идеологизированность общества объективно требовали как минимум авторитарного построения образовательной системы, под которую потом подгонялись педагогические идеи.

В настоящее время ситуация кардинально изменилась: личность признается главной ценностью, что закреплено и в Законе РФ «Об образовании». Вместе с тем, в последние годы на федеральном уровне многочисленные программы по борьбе с беспризорностью несут на себе печать западного мышления, сформированного в обществе с другим менталитетом. Не случайно в настоящее время наиболее востребованы аналогичные программы, разрабатываемые на региональном уровне. Эти программы разрабатываются с учетом особенностей конкретного района, области и т. п. и имеют четко выраженную практическую направленность. Собственно этим они и отличаются от неконкретных федеральных документов и программ, принимавшихся и принимающихся на уровне законодательной и исполнительной власти: Гражданский и Семейный Кодексы, Кодекс об Административных Правонарушениях Российской Федерации, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.), «Национальный план действий в интересах детей в Российской Федерации до 2010 года», «План первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних» (2002 г.). Статьи вышеуказанных документов, связанные с защитой детей (ст. 5.35 КоАП РФ, ст. 1073−1075 ГК РФ, ст. 69 и 73 СК РФ), не только размыты, но и не имеют конкретных механизмов реализации.

К сожалению, по нашему мнению, четкие мероприятия по защите детства представлены только в УК РФ (ст. 156). В этом смысле настоящий этап напоминает 30-е годы XX столетия (второй этап советского периода), который, как было показано выше, характеризовался использованием правоохранительных органов как основной движущей силы в борьбе с безнадзорностью. Нельзя не отметить, что имеется и существенное отличие: па советском этапе жесткая ответственность возлагалась на органы государственной власти, сегодня же государство пытается переложить ее главным образом на родителей (законных представителей), образовательные учреждения и организации. При продолжении такой политики рост процента безнадзорных будет постоянно увеличиваться (торговля детьмирост детской проституции и наркомании, детского попрошайничества) на фоне фактически демографической катастрофы в стране.

Мы считаем, что педагогическая наука в состоянии не только спрогнозировать основные векторы, связанные с проблемой безнадзорности в нашей стране, но и определить конкретные мероприятия по устранению негативных, но, к сожалению, объективных тенденций развития нашего общества.

По нашему мнению, широкое применение силовых методов решения проблемы на перспективу результатов не даст. При этом мы исходим из того, что развитие демократии выдвинет на первый план необходимость использования гражданских институтов, а не государственных структур. При этом будут выработаны новые подходы к решению проблем безнадзорности.

С позиции анализа развития нсторнко-педагогнческоп реальности решение проблемы безнадзорности в нашей стране нами выделены общие направления, обеспечивающие процесс социализации подрастающего поколения.

В существующей системе контроля практически невозможно определить эффективность деятельности по профилактике безнадзорности. Дело в том, что в нормативных документах статистических служб отражается количество неблагополучных детей, меры воздействия к их родителям, объемы финансирования социальных служб, но только не судьба ребенка. Совершенно непонятно как статистические данные центров социальной помощи семье и детям показывают, что изменилось непосредственно у безнадзорных. Конкретный пример: по статистическим данным в течение 2008 года в городе Москве 5963 родителей были подвергнуты мерам административного воздействия за злостное невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей (в 2007 году — 6011), в суды направлены материалы для возбуждения 2262 дел о лишении родительских прав (в 2007 году -1822). В 2008 году на 15,7% по сравнению с предыдущим годом увеличилось число родителей, привлечённых к уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. Их численность составило около 3,8 тысяч человек. Эти цифры отражают только карательную направленность деятельности государственных органов в деле профилактики безнадзорности, в чем настоящий этап по сути, хотя не по жестокости наказания, совпадает со вторым этапом советского периода. Главным отличием является то, что в советский период замалчивались как раз данные о применении репрессивных мер, а показывались результаты деятельности государства по борьбе с безнадзорностью, потому что они, в отличие от настоящего этапа, были значимы.

В связи с вышесказанным нами классифицированы направления работы государственных и общественных органов, деятельность которых направлена на предотвращение безнадзорности по основанию субъект профилактики.

Предложены и апробированы эффективные направления профилактики, реабилитации и адаптации несовершеннолетних в зависимости от «группы риска» (живущих в неблагополучных семьяхнаходящихся в социальных приютах, а так же воспитанников и выпускников организаций интернатного типа).

Показано, что на настоящем этапе развития историко-педагогической реальности наиболее эффективным механизмом реализации предложенных направлений является механизм сетевого взаимодействия. Сетевая работа — это возможность рассматривать и задействовать в профилактических и воспитательных мероприятиях социальное окружение детей и подростков.

Главным в сетевом методе является создание сети социальных контактов для детей и подростков в процессе преодоления трудной жизненной ситуации. При этом вмешательство извне сводится к минимуму, что позволяет социальному окружению воспитанников в дальнейшем самостоятельно поддерживать позитивные изменения в ребенке или подростке. Такого рода работа помогает детям адаптироваться наиболее успешно и стать независимыми от социальных служб и органов.

В соответствии с реализацией направлений и сетевого метода профилактики безнадзорности несовершеннолетних, представленных на основе изучения особенностей аналогичной работы на различных этапах изменения историко-педагогической реальности в нашей стране, нами была проведена их экспериментальная апробация в 2004;2008 годах. На констатирующем этапе экспериментального исследования с февраля 2007 года по октябрь 2008 года нами было проведено анкетирование:

— детей и подростков, находящихся в социальных приютах для детей и подростков «Марьино» и «Текстильщики» ЮВАО г. Москвы;

— детей и подростков с девиангным поведением, состоящих на учете в органах социальной защиты населения ЮВАО;

— выпускников интернатных организаций (в прошлом безнадзорных детей), в отношении которых осуществляется патронаж Комплексными центрами социального обслуживания населения ЮВАО.

В нашем исследовании приняли участие 616 человек в возрасте от 3-х до 24 лет.

Благодаря организационно-педагогической работе число детей, возвращенных в семьи, возросло в 1,9 раза. Появилась возможность ранней профилактики безнадзорности и беспризорности среди детей в возрасте от 3-х до 7 лет.

Результаты анкетирования помогли выявить степень эффективности профилактики, реабилитации и адаптации несовершеннолетних, работы с детьми «группы риска», молодыми семьями, выпускниками интернатных организаций.

Анализ состояния преступности среди несовершеннолетних на территории округа свидетельствует о снижении этого негативного показателя.

По нашему мнению, результаты экспериментальной работы показывают, что предложенные нами направления профилактики безнадзорности и реабилитации детей достаточно эффективны.

Перспективные научные исследования по проблеме будут связаны с необходимостью поиска мер, направленных на преодоление безнадзорности детей, в т. ч. увеличить охват детей временной занятостью — особенно в каникулярный период, необходимо расширить сеть досуговых учреждений по месту жительства, разработать систему мер по выявлению детей, не посещающих школу. Также мы предполагаем, что необходимо вести исследования по разработке форм и методов профилактики безнадзорности, при этом необходимо учитывать и использовать ценный опыт советской педагогической науки, достигшей значимых результатов благодаря нравственно-идеологической работе, рациональному использованию общественного труда, реализации форм и методов юношеского самоуправления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конвенция о правах ребенка ООН. 1989. 65с.
  2. Конституция Российской Федерации. М., 1993. 63с.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации. М., 1996. 65с.
  4. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ. 40с.
  5. Актуальные проблемы семьи и детства сегодня. Петрозаводск, 1994. 50с.
  6. Актуальные проблемы социального воспитания: специальный выпуск к международному семинару № 6. /Отв. ред. Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочерова, В. Е. Львов. Москва-Запорожье, 1990. 53с.
  7. Л.С. Значимость отклоняющегося поведения подростков от типа неблагополучных семей // В кн.: Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. М., 1995, Вып. 1. 46с.
  8. Л.С. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания. М., 2000, с. — 23−25.
  9. .Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися. М., 1991. — 96с.
  10. .Н. Методика и технологии работы социального педагога М., 2006. 191с.
  11. П. Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А., Бергельсон Л. Л. Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида // Вопросы психологии. М., 1982. № 3. — 102с.
  12. В.В., Грохольская О. Г., Никандров Н. Д. Общие основы педагогики. Учебник для вузов. М.: Просвещение, 2006. 574 с.
  13. А. И. Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления. М., 1982. -36с.
  14. Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981. 512с.
  15. А.А. Система профилактики правонарушении несовершеннолетних / А. А. Бакаев М.: Логос, 2004. — 218с.
  16. Е.Б. Типология школьной дезадаптации. //Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. -М., 1995,-с. 33−34.
  17. Л.Ф. Семья нуждается в поддержке.// Семья и школа. М., 1995., -с. 18−25.
  18. В.П. Природосообразпая педагогика // Народное образование. -М.: НИИ школьных технологий, 2008. 511с.
  19. Бестужев-Лада И. В. Социальный прогноз и социальное нововведение // Социологические исследования. 1990. № 8. с. 86−92.
  20. БеличеваС.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. — 199с.
  21. С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска. Межведомственный подход. М., 2006. 112с.
  22. Д.А. Как возненавидеть себя, детей и педагогику. М., 2005. -164с.
  23. Д.А. Педагогическая этика. Желаемое и действительное / МПСИ, М., 2007.- 128с.24. .Беляков В. В. Сиротские детские учреждения России. М., 1993. — 84с.
  24. В.В. Забота о детях в годы войны (1941−1945).// Воспитание школьника М., 1998.- 168с.
  25. М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М., 1997. 190с
  26. Е.В., Давыдов В. В., Петровский В. А., Стеркина Р. Б. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания // Вопр. психол. 1989. № 3. 187с.
  27. В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника М., 1991.-401с.
  28. В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности // Теорияи практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2-х частях. М.- Тула, 1993, — 226с.
  29. В.В. Семья в переходный период: социально-психологические проблемы // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюлл. ВЦИОМ., 1995, № 3. 189с.
  30. Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания //Уч. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК /М.-Ростов-н/Д, 1999. -560с.
  31. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. -464с.
  32. В. Причины социального сиротства // Социальная работа. М., 1994, № 2. с. 14−36.
  33. Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. -111с.
  34. С.М. Проблемы социальной адаптации личности. Свердловск, 1990. -с. 25−33.
  35. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1988. -207с.
  36. Васильев • В. Л. Школьная дезадаптация и асоциальное поведение подростков.// Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М., 1995.- с. 36−37.
  37. Ю. В. Василькова Т.А. Социальная педагогика. // Изд. центр «Академия». М., 1999. — 439с.
  38. М. О некоторых категориях понимающей социологии // Изб. произв. М., 1990. 550с.
  39. М. Основные социологические понятия // Изб. произв. М., 1990. с. 419−125.
  40. Н.Н. Трудный ребенок. Минск, 1989. — 128с.
  41. В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. -Владивосток, 1988. 240с.
  42. С.И. Модернизация профес-сионального образования: проблемы и перспективы. М.: НИИРО, 2003. 120 с.
  43. Выбор молодежью жизненного пути /Под ред. Е. М. Бабосова, М. Х. Тимты. Минск, 1998. 157с.
  44. JI.C. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии 1972, № 2. — 344с.
  45. А.А. На краю пропасти. М., 1990. 156с.
  46. A.M. Педагогика среды и методы ее изучения / Под ред. Крупениной М., 1930.-с. 113−121.
  47. .С. Прогнозирование в сфере образования: Теория и практика. М., 1994. 240с.
  48. .С. Философия образования: Учебное пособие для высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: МПСИ: Флинта, 1998. 432с.
  49. А.Я. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Соц. исслед. 1991, № 4. — 368с.
  50. А.Т. Управление профшколой па образовательном рынке. М., 2008. -42 с.
  51. А.В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты: Изд-во МПСИ, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. -463с.
  52. А.Д., Устинова Н. М. Семья как фактор социализации личности педагогически запущенных подростков // Семья реальность и перспективы. -Курск, 1994. — с. 26−44.
  53. Гордон J1.A. Социальная адаптация в современных условиях // Социолог, исслед. 1994, № 8−9. -с.3−13.
  54. М.Д. Социальная опека над ребенком. Самара, 1998. 176с.
  55. Е.А. Педагогика. М., 1995. -141с.
  56. С. И. Гуслякова Л.Г. Теории и модели практики социальной работы, Барнаул, 1994. с. 32−50.
  57. Г. А. Организация социально-педагогической поддержки несовершеннолетних с отклоняющимся поведением // Социальная педагогика. Свердловск, L989. — с. 32−40.
  58. Л.Г. Введение в теорию социальной работы. Барнаул, 1995. с. 42−53.
  59. А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М., 1976. 79с.
  60. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. 240с.
  61. В.В. О понятии личности в современной психологии / Психол. жури. 1988. Т. 9. № 4. с. 21−32.1
  62. В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М., 1989. с. 64−89.
  63. С.В. Государственная семейная политика в современной России. Автореферат диссертации па соискание ученой степени доктора соц. наук. М., 1997. -31с.
  64. Девиантпое поведение подростков: профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних. М, 1999. с. 15−23.
  65. Д.П. Социальная адаптация подростков // Социологический журнал. 1997. — № 1−2. — 329с.
  66. Дети России: социально-экономические проблемы. М., 1994. с. 49−56.
  67. Дети: в школе, дома, на улице. Научный отчет по результатам пилотажного исследования // Рукопись отчета. М.: НИИ семьи, 1995. с. 33−48.
  68. Дж. Байярд, Г. Байярд. Ваш беспокойный подросток. М., 1989. — 208с.
  69. К.Ю. Социокультурный анализ подросткового кризиса в аспекте девиаций. Автореферат на соискание ученой степени кандидата социолог, паук. Саратов, 1997. 18с.
  70. JT.T., Маршак A.JT., Холостова Е. И. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления. М., 2000. 48с.
  71. Э. Социология. М., 1995. с. 45−59.
  72. В.Н., Елфимова Н. В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. М., 1993. — с.49−65.
  73. О.В. Формы призрения детей, нуждающихся в социальной помощи.//Актуальные проблемы современного детства. М., 1993. — 69с.
  74. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986. 127с.
  75. Г. Е. Общая социология. Екатеринбург, 1999. — 592с.
  76. Ф. Исходные данные социологии / Американская социологическая мысль. М., 1996. с. 40−52.
  77. JT.M. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. М.: Высшая школа, 1982. — 191с.
  78. Н. П. Заводилкина О.В. Дети в приемной семье. М., 1993. 30с.
  79. Г. М., Плоткин М. М., Ширинский В. И. Детский труд в условиях перехода к рынку // Семья в России. 1996. — № 3−4. — с. 15−32.
  80. Е.А. Государственная политика в сфере развития системы учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. // Право и политика /М., 2003. с. 104−110.
  81. В.И. Социокультурная адаптация детей-сирот. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1997. -20с.
  82. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980. -192с.
  83. Как защитить права ребенка // Справочно-рекомендательпое пособие для педагогов, родителей и социальных работников. Ростов-на-Дону, 1998. с. 2536.
  84. И. Цивилизация и адаптация. М., 1984. 240с.
  85. В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Академия, 2000. — 304с.
  86. Ф.И. Семья и развитие личности ребенка // Семья в России. 1997. -№ 2. — с. 78−90.
  87. Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. Кемерово, 1996. 150с.
  88. С.В. Психология современной семьи. М., 1988. 159с.
  89. А.И. Социология личности: нормы и отклонения. VI., 1996. с. 29−45.
  90. В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. -М., 1992.-560 с.
  91. Компоненты адаптивного процесса /Под ред. В. И. Медведева. Л., 1984. -174с.
  92. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: Справочник. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. -с. 18−43.
  93. Л.В. Социология адаптаций: этюды апологии. Новосибирск, 1997. -160с.
  94. Э.М. Адаптация подростков к рыночным отношениям // Соц. журнал. 1988, № 2. с. 18−23.
  95. А.И. Перевоспитание подростка. М.: Педагогика, 1977. -120 с.
  96. А. Д. Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция материнского отношения. М., 1996. 391с.
  97. Л.П. Педагогика // ТК Велби / М., 2007. — 417с.
  98. П.С. Концепция социальной адаптации. Саратов, 2000. 236с.
  99. А.П. Социальные показатели и формирование наемного труда в современной России. М., 1998. — с. 61−73.
  100. Г. Ф. Предшкольное образование: Содержание и методика: Экспериментальная программа дополнительного профессионального образования. Спб., 2006. с. 18−25.
  101. Р. Как на самом деле любить детей. М., 1992. 192с.
  102. К.Г. Социальное партнерство. М. 2008 г. 271 с.
  103. B.C. Системное развитие школы // Педагогическое общество России. М., 2002. — 304с.
  104. И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. 86с.
  105. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991.-е. 10−86.
  106. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990. 144с.
  107. Н.А. Насилие над детьми в семье: причины и последствия // Будущее России и новейшие социологические подходы. М., 1997. — с. 23−40.
  108. Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М., 1991. — 223с.
  109. М.И. Проблемы онтогенеза общества. М., 1986. 36−46.
  110. В.Т. Динамика социальных изменений // Соц. иссл., 1998 № 5. -с. 98−104.
  111. В.Т. Молодежь в условиях кризиса // Народное образование. 1994, № 5. с. 140−144.
  112. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-гов / Ред.-сост. B.C. Мухина. М., 1991. 223с.
  113. В.В. Преступность в XXI веке (методология прогноза) // Социологические исследования. 1996. -№ 7. — 98с.
  114. А.С. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972. — 100с.
  115. А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988а. — 415с.
  116. А.С. Проблемы школьного воспитания. М.: Молитиздат, 19 886.-е. 44−59.
  117. Н.В., Несмеянова М. И. Особенности развития детей в семьях с низким достатком // Будущее России и новейшие социологические подходы. М., 1997. 25−30.
  118. Н.В., Несмеянова М. И. Социальная защита детства: концептуальный подход // Социологические исследования. М., 1991. — № 4. -с. 18−23.
  119. М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и практики. М., 1989.-с. 16−27.
  120. Г. М. Неблагополучная семья и противоправное поведение // Соц. псих. 1982, № 2.-с. 105−113.
  121. М.Н. Специализированные социально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних: опыт и проблемы //Сб. территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. М., 1998. с. 163 167.
  122. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. — с. 45−52.
  123. Мид М. Развитие ребенка, — М., Педагогика, 1968.- с. 13−48.
  124. М.Ю. Социальная адаптация депревированных детей: социокультурный аспект. Саратов, 1997. с. 15−43.
  125. Н.Н. Управление внедрением образовательных технологий, эффективных в профессиональном образовании, монография. М.: Издательский Центр АПО, 2001.-250 с.
  126. A.M., Хван А. А., Капто А. Е., Лоренсов А. В., Моисеева О. М., Хомерики О.Г, Осетрова Л. Г. Управление школой. Словарь-справочник руководителя образовательного учреждения // Педагогическое общество России, М., 2005. — 320с.
  127. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. М., 2000. с. 18−23.
  128. Молодежь и насилие: причины, формы преодоления, методы предупреждения. М., 1995. с. 10−25.
  129. Ф.А. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. М.: Академический проект, 2003. -208с.
  130. Мясищев B.1I. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии, 1957. № 5. — с. 142−145.
  131. Насилие в семье: с чего начинается семейное благополучие. М., 2000. с. 18−29.
  132. A.M. Ребенок под опекой. М., 1993. с. 40−58.
  133. М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков// Изучение мотивации поведения детей и подростков/ Под. Ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной.-М.: Педагогика, 1972.- с. 118.
  134. A.M. Охрана детей-сирот в России: История и современность. -М., 1994. с. 18−33.
  135. A.M. Методология образования. Издание второе. — М.: «Эгвес», 2006. — 488 с.
  136. A.M., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). — М.: «Эгвес», 2004. — 120 с.
  137. В.А. Детская безнадзорность и беспризорность, как один из факторов угрозы национальной безопасности России // Аналитический вестник Государственной Думы Российской Федерации. 2002. — с. 17−25.
  138. С. Малышев Д. Борьба с бродяжничеством: проблема и предполагаемые решения // Социалистическая законность, 1988, № 12. с. 4558.
  139. Основные направления развития учреждений социального обслуживания семьи и детей / Сост. JI.B. Топчий. Вып. I. М., 1998.- с. 18−23.
  140. О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад 2006. М., 2007. с. 37−49.
  141. Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Учебное пособие / Академия. М., 2004. 256с.
  142. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (19 411 961). -М., 1998.-с. 45−63.
  143. .Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. -347с.
  144. Первые итоги. Из опыта работы специализированных учреждений по социальной реабилитации дезадаптивных детей и подростков / Под ред. Г. М. Иващенко. М.: НИИ семьи, 1997. -с. 32−45.
  145. В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992. — с. 127−136.
  146. М.М., Иващенко Г. М., Ширинский В. И., Волохова Е. Д., Яковлева Н. Г. Труд детей в условиях рыночных отношений. Научный отчет. М.: НИИ семьи, 1995. с. 32−59.
  147. М.М., Ширинский В. И. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей // Семья в России. 1997. № 2. с.45−63.
  148. Подросток: проблемы социальной адаптации (документы и материалы). М., 1995.-с. 45−69.
  149. В.Г. Социокультурная ориентация и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России. Екатеринбург, 1997. -с. 25−36.
  150. Практика социальной работы. Амстердам Киев, 1996. — с. 23−54.
  151. Проблемы семьи и семейной политики. М., 1993. — Вып. 3. — с. 18−23.
  152. Проблемы социального сиротства и пути их решения. М., 1998. -с. 36−54.
  153. Проблемы социальной дезадаптации детей и подростков и принципы ее профилактики. Сб. научных трудов / Под ред. Г. Н. Сердюковской, Д. Н. Крылова, Т. Г. Хамагановой. М., 1997. с. 18−33.
  154. .П. Профилактика беспризорности, безнадзорности, наркомании среди несовершеннолетних: административно-правовое регулирование / Б. П. Прудников, О. П. Рыбалкина. М.: ЮНИТИ, 2004. — 447с.
  155. Психология воспитанников детского дома. М., 1986. с. 45−56.
  156. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантпым поведением. М., 1999. с. 23−45.
  157. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н. А. Менчинской. М., 1971. с. 8−31.
  158. Раннее социальное сиротство. Учебно-методическое пособие. М., 1994. с. 23−36.
  159. А.Е. Муниципальная система профилактики безнадзорности п правонарушений несовершеннолетних Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора наук. М., 2007. 45с.
  160. Н.М. Социальная детерминация подростковой преступности: сенсуальное насилие. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата соц. наук. Саратов, 1998. 30 с.
  161. М.С. Воспитание и профессиональное самоопределение в колледже, сборник статей. М.: ТО НП «АПО», 2008. 108 с.
  162. В. Как строить себя и свою семью. М., 1994. 192с.
  163. Т. Я. Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М., 1993. 40с.
  164. Т.Я., Цымбал Е. И., Ярославцева Н. Д., Олиференко Л .Я. Реабилитация детей в приюте. М., 1995. 106с.
  165. Семья в процессе развития / Материалы научно-практической конференции. М., 1999. с. 23−37.
  166. Семья, материнство, детство. Из опыта работы социальных учреждений края. Краснодар, 1996. 56с.
  167. В.П. Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании. М., 2007. -357с.
  168. В.П. Педагогическая диагностика в школе и ВУЗе. Учебное пособие. (Серия: Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании). М., 2008. -210с.
  169. JI.C. Дети с аффективным поведением. М., 1966. 149с.
  170. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. М., 1999. с. 2545.
  171. И.П., Ткаченко Е. В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2005. с. 184.
  172. Содержание и организация деятельности центров психолого-педагогической помощи населению / Под ред. JT.C. Алексеевой. М: НИИ семьи, 1997. -с. 36−42.
  173. Сотрудничество семьи, детских объединений и социальных педагогов в процессе социализации личности ребенка. Челябинск, 1996. с. 12−21.
  174. Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. ЛГУ, 1979. с. 36−45.
  175. Социальная защита семьи и детей. М., 1992. с. 30−36.
  176. Социальная работа с семьей в системе местного самоуправления. М., 2000. с. 45−56.
  177. Социальные службы для молодежи: Материалы и документы. М., 1995. с. 12−36.
  178. Социально-психологический, диагностико-коррекционньгй инструментарий. М., 1999. с. 36−45.
  179. Социальная реабилитация дезадаптивных детей и подростков в специализированных учреждениях/ Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних. М., 1996. с. 10−22.
  180. Социальное партнерство государственных органов и неправительственных организаций как фундаментальный принцип гражданского общества. М., 2000. с. 45−53.
  181. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности/ Под ред. Г. М. Иващенко. М., 1999. -224с.
  182. Социальные отклонения. М., 1989. с. 36−49.
  183. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности. М., 1997. с. 18−26.
  184. Г. Сочинения. СПб., 1998. 115с.
  185. А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988. 200с.
  186. В.Н. Адаптация личности. Свердловск, 1983. с. 25−45.
  187. Теоретические и прикладные аспекты социальной работы с семьей. Ульяновск, 1997. с. 36−56.
  188. Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. М., 1995. с. 28−42.
  189. В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. 35 1с.
  190. Труд детей: итоги социологического исследования / Предисловие Е. Ф. Лаховой. М.: НИИ семьи, 1997. 56с.
  191. Управление качеством образования: Практикоориентировапная монография и методи-ческое пособие. Издание второе, переработанное и дополненное / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2006. — 448с.
  192. Л.К. Педагогические основы профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и подростков. Ярославль, 2001. — 40с.
  193. Т.А. О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации // Аналитический вестник Государственной Думы Российской Федерации. 2002. -с. 23−32.
  194. Д. И. Личностное развитие растущих людей в условиях социально-экономического кризиса. М., 1994. 340с.
  195. М.В. История социальной работы в России. М., 1998. — 608с.
  196. М.В. Социальная работа: теория, история, общественная практика. М., 1996. -368с.
  197. М.Г. В поисках комплексного подхода к социальной реабилитации несовершеннолетних./ Первые итоги. Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптивпых детей и подростков. М.: НИИ семьи, 1997. с. 26−39.
  198. С.М. Индивид как субъект жизнедеятельности. Куйбышев, 1990. -164с.
  199. Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей: содержание и организация деятельности. М., 1999. -с. 45−69.
  200. Е.М. Социализация // Российская энциклопедия социальной работы. Т. 1. М., 1997. с. 258−262.
  201. .Н. Основы здорового образа жизни. М., 2004. — 416с.
  202. М.А. Ценность и «цена» свободы в процессе социальной адаптации // Социологические исследования. 1995. № 4. — с. 96.
  203. А.В. Государственная молодежная политика как фактор социального развития молодежи. Автореф. дис. канд. соц. наук. М., 1994. 35с.
  204. Н.В. Перспективы развития социального образования п подготовки специалистов социализирующей деятельности. М., 1998. — с. 2344.
  205. С.Т. Избранные педагогические сочинения: в т. 2. М.: Педагогика, 1980. — 720с.
  206. В.М. Социально- психологические проблемы воспитания. М., 1987. — 239с.
  207. JT.JT. Социокультурная адаптация: сущность, направления, механизмы реализации. Кемерово, 1992. — 398с.
  208. Т.И. Работа с неблагополучной семьей. М., 2003. 254с.
  209. Экономические и социальные проблемы России. М., 1998. с. 33−51.
  210. В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. М., 1987. -331с.
  211. И.С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопр. психол. 1989. с. 5−13.
  212. Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности. Автореферат на соискание ученой степени доктора социологических наук. Саратов, 1997. 35с.
  213. The handbook of child and adolescent psychotherapy. Psychoanalytic approaches // Edited by Monica Lanyado and Ann Home. London and New York, 1999. — pp. 216−289.
Заполнить форму текущей работой