Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Исторические этапы российского образования в религиозной и социокультурной доминантах обучения и воспитания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В существование церковно-приходских школ вносили свои коррективы революционные процессы. Постановлением от 20 июня 1917 г. предписывалось передать церковно-приходские школы, включенные в школьную сеть и получавшие пособия от казны, в ведение Министерства народного просвещения. Из ведения Священного Синода этим указом изымались лучшие школы; сохранялось лишь незначительное количество… Читать ещё >

Исторические этапы российского образования в религиозной и социокультурной доминантах обучения и воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен: знать

  • • процессы развития христианской средневековой культуры в России; уметь
  • • компетентно судить о многообразных влияниях средневековой культуры на процесс образования;

владеть

• категориями средневековой культуры, раскрывающими сущность человека как объекта религиозного воспитания и обучения.

Основы церковно-приходского обучения и воспитания в предреволюционной России

Национальное образование — это закономерный процесс развития христианской средневековой культуры, широко развернувшийся в противоречивую эпоху Просвещения — эпоху расцвета самосознания и человека, и общества. В сфере национального образования в России это век становления не только университетской культуры, но и практической педагогики. Каждая страна выбирала свою педагогическую стратегию, в которой доминировали или идеи универсализма, или идеи национализма. Определяющий исторический выбор был сделан и в России — в пользу общечеловеческого универсализма, при царствовании Екатерины II и ее личном активном участии.

С самого начала школьного реформирования в России оказалось невостребованным основное звено национального образования — народная деревенская школа. Екатерина II, к сожалению, при решении этого вопроса, прислушалась не к тем, кто в комиссии по составлению нового Уложения настаивали на необходимости обучения крестьянских детей, а к тем, кто вопрошал: «Кто же станет работать в помещичьем имении?». Ситуация стала значительно меняться путем создания по всей России церковно-приходских школ столетие спустя.

Инициаторами создания церковно-приходских школ в 1880-х гг. были обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев и педагог С. А. Рачинский. Но идеи, выработавшие идеологические основы и учебно-воспитательные принципы новых школ, были сформулированы еще в царствование Николая I в 1836 г. Синодом были приняты «Правила касательно первоначального обучения поселянских детей», согласно которым духовенству «вменялось в обязанность располагать и поощрять приходское духовенство к заведению и поддержанию при церквах училищ, в виде простом, для обучения детей поселян чтению, письму молитвам и начаткам катехизиса»[1]. Это распоряжение не было обязательным к исполнению, однако имело значение для развития образования. Церковно-приходская школа в первой половине XIX в. начала привлекать внимание правительства и была включена в систему духовного и светского образования. Однако государство, одобряя деятельность духовенства по созданию учебных заведений для крестьян, оказывала ей крайне мало поддержки. В начале царствования Александра II активизируется деятельность церкви по распространению начальных училищ. Епископы стремятся к их количественному росту, достигая при этом значительных результатов. Существование церковно-приходских школ тесно связано с повседневной жизнью различных слоев общества: духовенства, крестьянства, учительства. От финансового положения этих слоев населения, их отношения к образованию и изменений, происходивших в их сознании, напрямую зависела судьба этих школ; на каждую из этих категорий общества возлагалась особая роль.

В период с 1879 по 1882 г. правительство обращается к проблемам народного образования, что было вызвано прежде всего политической ситуацией, сложившейся в стране. Возникает мысль о возможности предотвратить нарастание революционных настроений в народной среде с помощью передачи школьного дела в руки консервативного слоя населения, каковым являлось духовенство. На него возлагалась роль воспитателя подрастающего поколения в духе преданности церкви и царю, что могло бы стать некоторой гарантией против нигилистической пропаганды. Так была усилена роль духовенства и Русской православной церкви в общем процессе развития образования; востребованность этого сословия и одновременно профессиональной группы стала еще значительнее. Если в земских и министерских школах священнослужители были рядовыми преподавателями, то в церковно-приходских школах они должны были стать ведущими.

Синод счел, что начальная школа должна быть для основной части населения страны конечной ступенью образования, на которой закладывались основные мировоззренческие представления юных граждан страны. Поэтому сеть народных школ, находившихся под пристальным надзором церкви, открытых на ее средства, где главными действующими лицами должны были стать только священнослужители и члены причта, — явление масштабное. К концу XIX в. в стране уже действовали государственные, земские и частные народные начальные школы.

В течение всей своей службы на этом посту (1880—1905) К. П. Победоносцев стремился поддерживать и развивать систему церковно-приходских школ, выступая за «установление правильного надзора над ними», под которым подразумевалась передача управления школ духовному ведомству. В результате в 1884 г. выходят Правила, регламентирующие статус церковно-приходских школ и школ грамоты (их прикрепляют к Святейшему синоду).

Следствием утверждения Правил 1884 г. стало создание в 1886 г. новой образовательной программы для церковно-приходских школ. В 1898 г. завершилась разработка специальных программ для второклассных церковно-приходских школ, которые, кроме предоставления образовательных услуг населению, ориентировались на выпуск учительских кадров.

В программу 1886 г. входило семь основных предметов:

  • • Закон Божий;
  • • церковно-славянское пение;
  • • церковно-славянский язык;
  • • русский язык;
  • • чистописание;
  • • арифметика;
  • • русская история.

В течение первого года обучения в одноклассной школе ученики получали элементарные знания, включающие Закон Божий, состоящий из 48 тем Священной истории, Ветхого и Нового Заветов и обучения 17 молитвам.

Процесс обучения в церковно-приходских школах был неоднородным, но своему содержанию и характеризовался рядом серьезных проблем. Во-первых, финансирование учебных заведений, осуществлявшееся Святейшим синодом, было неравномерным, часто крайне недостаточным. Школы не обеспечивались необходимыми помещениями для занятий и жилья учителям, часто не хватало учебников и письменных принадлежностей. Кроме того, была слабо поставлена организация подготовки учительских кадров, что неизбежно снижало качество преподавания и определяло низкий уровень квалификации учителей. Указанные проблемы приводили к образованию так называемых образцовых и обычных школ.

Многие церковно-приходские школы имели попечителей. Попечителями избирались, как правило, местные купцы. Они оплачивали часть расходов на содержание школы: отопление, ремонт, книги, учебные принадлежности и др. Часто церковно-приходские школы находились в бедственном положении и имели низкое финансирование, на что неоднократно указывали различные общественные деятели.

Важным событием стало Чрезвычайное собрание Училищного совета, состоявшееся в 1898 г., на которое съехалось большое количество деятелей церковно-приходских школ. На нем была высказана идея о необходимости составления единого законодательства, которое бы объединило все типы школ, подведомственные синоду. Чтобы учителя получили права государственной службы, законопроект должен был быть рассмотрен и утвержден через Государственный совет. «Положение о церковных школах» было утверждено императором 1 апреля 1902 г. Утверждение этого документа законодательно закрепляло все типы учебных заведений: одноклассные и двуклассные церковно-приходские школы, школы грамоты, второклассные и церковно-учительские школы. В то же время Положение стало основой для последующего существования всех типов церковных учебных заведений, являясь действующим законом вплоть до 1917 г.

Количественный рост численности церковно-приходских школ на протяжении двух первых десятилетий был постоянным. Он определялся соотношением числа двух типов школ — церковно-приходских и школ грамоты. Открытие школы грамоты не требовало значительных материальных затрат, поэтому в первое десятилетие, когда средств из казны еще не поступало, их количество преобладало.

В 1903 г. общее количество церковно-приходских школ достигает 44 тыс. Далее происходит их постепенное сокращение из-за уменьшения образовательных возможностей приходского духовенства. Огромную роль в развитии школьного дела сыграли светские учителя, которые работали в церковно-приходских школах за незначительное жалование.

Срок обучения в одноклассной церковно-приходской школе первоначально составлял два года. В 1890-х гг. он был увеличен до трех лет, а в начале XX в. — до четырех. Учебный год в большинстве школ был связан с прекращением сельскохозяйственных работ и продолжался обычно с октября по май. По качеству образования церковно-приходская школа находилась на уровне существовавших в стране начальных школ других ведомств. Она решала две важные задачи: просветительскую и воспитательную. Возможность влиять на население, просвещая его в церковном духе, во многом являлась осуществлением тех функций, которые возлагали на церковную школу ее создатели.

В существование церковно-приходских школ вносили свои коррективы революционные процессы. Постановлением от 20 июня 1917 г. предписывалось передать церковно-приходские школы, включенные в школьную сеть и получавшие пособия от казны, в ведение Министерства народного просвещения. Из ведения Священного Синода этим указом изымались лучшие школы; сохранялось лишь незначительное количество церковно-приходских школ, ранее не включенных в школьную сеть, и школы грамоты. Фактически этим указом сворачивалась активная деятельность синода по созданию и распространению начальных училищ. Это решение Временного правительства попытался опротестовать синод, а затем и Поместный собор Русской православной церкви, где вопрос о церковно-приходских школах обсуждался, но безуспешно.

Новая власть, пришедшая на смену Временному правительству, оказалась еще более последовательной в стремлении закрыть церковно-приходские школы и исключить всякое присутствие церковных дисциплин в учебных заведениях. Декретом «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», вышедшим 20 января (2 февраля, но новому стилю) 1918 г., более известному как декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», запрещалось всякое преподавание религии в общеобразовательной школе.

Но привлечение духовенства, обладавшего большим образовательным потенциалом, в общеобразовательные школы позволило создать дополнительное количество начальных школ, численность которых измерялась тысячами, а количество учащихся — миллионами. Это имело громадное просветительское значение для страны, где значительная часть населения (особенно Средней Азии, Закавказья, Сибири и др.) было безграмотным, не имела никакого образования.

Вот несколько имен — выпускников церковно-приходских школ царской России, ставших знаменитыми людьми СССР: Василий Блюхер — советский маршал; Александр Василевский — советский военачальник; Алексей Новиков-Прибой — писатель; Лидия Русланова — российская певица; Василий Суриков — русский художник и другие.

Таким образом, создание сети церковно-приходских школ было проявлением целенаправленной политики правительства, которое решало проблему преодоления безграмотности в России.

  • [1] Вестник ПСТГУ IV. Педагогика. Психология. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. Вып. 2 (25).С. 101−117.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой