Что может выступать основанием для построения интегративновариативного подхода?
Можно выделить несколько оснований для выбора вариантов интеграции: социальный заказ на дополнительное образование, в том числе интересы и потребности детей; цели дополнительного образования детей, а также приоритеты деятельности УДОД. Выбор вариантов интеграции может определяться также уровнями реализации интегративно-вариативного подхода к управлению УДОД. Можно выделить уровни по разным… Читать ещё >
Что может выступать основанием для построения интегративновариативного подхода? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Можно выделить несколько оснований для выбора вариантов интеграции: социальный заказ на дополнительное образование, в том числе интересы и потребности детей; цели дополнительного образования детей, а также приоритеты деятельности УДОД. Выбор вариантов интеграции может определяться также уровнями реализации интегративно-вариативного подхода к управлению УДОД. Можно выделить уровни по разным основаниям: по субъектам деятельности, по образовательным пространствам, по внутреннему и внешнему управляющему воздействию и др. Например, по субъектам деятельности можно выделить уровни — орган управления учреждением, педагог и ребенок, которые осуществляют заказ на дополнительное образование детей. На каждом уровне можно определить ведущего активного субъекта, осуществляющего выбор вариантов интеграции — органа управления, педагога, ребенка. Уровни реализации интегративно-вариативного подхода к управлению УДОД представлены в табл. 8.
Таблица 8
Уровни реализации интегративно-вариативного подхода к управлению УДОД.
Уровень. | Характеристика уровня. |
1. По субъектам управления | |
Уровень личности ребенка. | формирование индивидуального образовательного пространства в соответствии с заказом ребенка на дополнительное образование; при этом цели, содержание, масштаб и формы интеграции должны определяться самим ребенком. |
Уровень педагога. | формирование образовательного пространства руководимого образовательного объединения, дидактического, методического, педагогического, коммуникативного и других аспектов интеграции. |
Уровень руководителя учреждения или органа управления. | формирование образовательного пространства УДОД через реализацию вариантов интеграции целей, уровней, функций и технологий управления. |
Окончание табл. 8
Уровень. | Характеристика уровня. |
2. По образовательным, пространствам | |
Уровень образовательного объединения. | формирование образовательного пространства может происходить, как минимум, в двух вариантах:
|
Уровень учреждения дополнительного образования. | формирование образовательного пространства учреждения; оформляется в виде программы учреждения. |
3. По внутреннему и внешнему управляющему воздействию | |
Внутренняя интеграция. | Создание вариантов интеграции в рамках интегрированных программ, образовательных объединений, структурных подразделений, УДОД в целом. |
Внешняя интеграция. | Создание вариантов интеграции на уровне социума, региональной (муниципальной) образовательной системы. |
Сущность интегративно-вариативного подхода к управлению УДОД может быть рассмотрена через реализацию идеи векторности построения системы управления развитием УДОД.
Вектор — направленная величина, для характеристики которой кроме численного ее значения необходимо знать и направление ее действия, например, сила, скорость; отрезок, которому придано определенное направление[1]. Понятие вектора возникло в связи с изучением величин, характеризуемых численным значением и направленностью (например, перемещение, скорость и ускорение движущейся материальной точки, действующая на нее сила и т. п.).
Идея векторности при построении систем управления практически не разработана в современной науке. Наши рассуждения строятся на следующих основаниях. Для выбора вариантов интеграции может быть определен вектор в соответствии с ситуацией, в которой в данный момент находится УДОД и который будет обеспечивать развитие учреждения. Для упорядочения деятельности задача управления будет состоять в том, чтобы во всем разнообразии возможных векторов выбрать ведущий. В соответствии с ситуационным и стратегическим подходами к управлению развитие организации определяется переменными внешней среды. Тогда ведущим вектором должен быть вектор из внешней среды. Для УДОД таким ведущим вектором может быть социальный заказ, в том числе конкретные потребности детей.
Кроме того, существуют ограничения на выбор вариантов интеграции, которые также могут влиять на основания для построения интегративно-вариативного подхода:
- • во внешней среде УДОД — ценности общества, государственный заказ и другие факторы внешней среды;
- • во внутренней среде УДОД — существующие возможности учреждения: материальная база, кадровые условия и другие факторы внутренней среды.
Ограничения на выбор вариантов интеграции могут рассматриваться как встречный вектор, который способствует упорядочению вариантов интеграции в соответствии с существующими возможностями учреждения.
Векторность как характеристика и условие предлагаемого нами подхода требует особой разработанности, так как она определяет направление выбора вариантов интеграции при построении образовательного пространства УДОД.
- [1] Большой словарь иностранных слов: электронная версия. М.: ЭТС, 2003.