Технология разработки интерактивных средств обучения и методика их использования в курсе геометрии педвузов
Диссертация
Актуальность исследования обусловлена недостаточным качеством обучающих и контролирующих программ по математике для средней школы и отсутствием на рынке таких программ для вузов. Вызвано это, в первую очередь, отсутствием эффективных инструментов и технологии создания интерфейсов обучающих и контролирующих программ по математике. Следствием этого является недостаточно быстрое распространение… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические и методологические основы применения ИСО математике
- 1. 1. Актуальность и предпосылки возникновения ИСО
- 1. 2. Когнитивно-визуальный подход в обучении математике
- 1. 3. Когнитивно-визуальный подход в интерфейсе обучающей программы
- 1. 4. Анализ сложившейся практики внедрения электронных средств обучения
- 1. 4. 1. Классификация ЭСО
- 1. 4. 2. Классификация средств разработки ЭСО и сравнительный анализ их качественного использования
- 1. 5. ИСО и тесты
- 1. 6. Методологические особенности ИСО
- 1. 6. 1. Функциональные отличия ИСО
- 1. 6. 2. Применение ИСО на уроке
- 1. 6. 3. Принципы формирования ИСО
- 2. 1. Описание технологии разработки ИСО математике
- 2. 1. 1. Компоненты технологии разработки ИСО математике
- 2. 1. 2. Системный анализ дидактической системы с использованием ИСО
- 2. 1. 3. Реализация программированного обучения с помощью ИСО
- 2. 1. 4. Реализация компьютерного обучения с помощью ИСО
- 2. 2. Методика разработки интерфейса ИСО математике
- 2. 2. 1. Требования, предъявляемые к ИСО
- 2. 2. 2. Границы применимости ИСО математике
- 2. 2. 3. Этапы разработки ИСО
- 2. 2. 4. Интерфейс программной среды и его оптимизация
- 2. 2. 5. Специфика ИСО математике
- 2. 3. Технология конструирования ИСО
- 2. 3. 1. Компоненты технологии конструирования ИСО
- 2. 3. 2. Разработка интерактивных практикумов
- 2. 3. 3. Разработка интерактивных тренажёров
- 2. 4. Методика использования ИСО математике на примере геометрии
- 2. 4. 1. Методика внедрения ИСО
- 2. 4. 2. Методика проведения занятий с использованием ИСО
- 2. 5. Методика внедрения технологии создания ИСО
- 2. 5. 1. Обучение технологии разработки ИСО математике
- 2. 5. 2. Содержание спецкурса
- 2. 5. 3. Результаты проведения спецкурсов
- 3. 1. Оценка эффективности использования ИСО математике
- 3. 1. 1. Организация и проведение констатирующего эксперимента
- 3. 1. 2. Организация и проведение поискового эксперимента
- 3. 1. 3. Организация и проведение обучающего эксперимента
- 3. 1. 4. Результаты обучающего эксперимента
- 3. 2. Оценка эффективности технологии разработки ИСО математике
- 3. 2. 1. Этапы развития технологии конструирования ИСО
- 3. 2. 2. Альтернативная оценка эффективности технологии разработки ИСО математике
Список литературы
- Барышкин, А. Г. Компьютерные презентации на уроке математики /
- A. Г. Барышкин, Т. В. Шубина, Н. А. Резник // Компьютерные инструменты в образовании. 2005. -№ 1. — С. 62−71.
- Батищев, В. И. Мультимедийные средства обучения / Батищев В. И., Мишин В. Ю. // http://conf.sssu.ru/phorums/read.php?f=25&i=35&t=l
- Башмаков, А. И. Интеллектуализация как средство повышения доступности технологий разработки компьютерных средств обучения // Башмаков А. И. // http://ict.edu.iWvconfflndex.php?a^conf&c=getFoim&r= thesisDesc&d=light&idsec=l 52&idthesis=6155
- Башмаков, М. И. Развитие визуального мышления на уроках математики / М. И. Башмаков, Н. А. Резник //Математика в школе. 1991. — № 1. 4−8 с. Изд. «Педагогика», «Математика в школе».
- Башмаков, М. И. Информационная среда обучения / М. И. Башмаков, С. Н. Поздняков, Н. А. Резник. СПб.: СВЕТ, 1997. — 400 с.
- Бескин, Л. Н. Стереометрия : пособие для учителей средней школы / Л. Н. Бескин. -М.: Просвещение, 1971. -415 с.
- Бескин, Н. М. Роль задач в преподавании математики / Н. М. Бескин // Математика в школе. 1992. — № 4−5. 3−4 с. Изд. «Педагогика», «Математика в школе».
- Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.: ил.
- Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько. -Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1977. 137 с.
- Беспалько, В. П. Теория учебника: дидактический аспект /
- B. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1988. — 160 с.
- Беспалько, В. П. Некоторые вопросы педагогики высшей школы / В. П. Беспалько. Рига, 1972. — 154 с.
- Беспалько, В. П. Элементы теории управления процессом обучения / В. П. Беспалько. М.: Знание, 1970. — Ч. 1. — 82 с. 13. Беспалько, В. П.
- Элементы теории управления процессом обучения / В. П. Беспалько. М. -.Знание, 1970. — Ч. 2. — 72 с.
- Беспалько, В. П. Программированное обучение. Дидактические основы / В. П. Беспалько. М.: Изд-во МГУ, 1970. — 300 с.
- Болтянский, В. Г. Как развивать «графическое мышление» /
- B. Г. Болтянский // Математика в школе. 1978. — № 3. с. 16 — 23. Изд. «Педагогика», «Математика в школе».
- Болтянский, В. Г. Кабинет математики / В. Г. Болтянский. М.: Педагогика, 1972. — 163 с.
- Вилькеев, Д. В. Метод объяснения и его значение в умственном развитии / Д. В. Вилькеев, А. С. Габидуллин // Советская педагогика. 1979. — № 3.1. C. 48−52.
- Владимирский, Б. М. Компьютерные учебники: анализ конструкции и психофизиологические требования информатики / Б. М. Владимирский // Компьютерные инструменты в образовании. 2000. — № 1.
- Володарская, И. А. Педагогические цели обучения в современной высшей школе // И. А. Володарская // Новые методы и средства обучения. 1988. -№ 3.-С. 36−45.
- Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1985.
- Гузеев, В. В. О разработке сценария для программы-тренажера / В. В. Гузеев // Математика в школе. -1990. № 5. — С. 10 -14.
- Гультяев, А. К. Проектирование и дизайн пользовательского интерфейса / А. К. Гультяев, В. А. Машин. СПб.: Коронапринт, 2000. — 352 с.
- Гурский, Д. A. ActionScript 2.0: программирование во Flash MX 2004. Для профессионалов / Д. А. Гурский. СПб.: Питер, 2004. — 1088 с.
- Гурский, Д. A. Flash MX 2004 и ActionScript 2.0: обучение на примерах / Д. А. Гурский, Ю. А. Гурский. М.: Новое знание, 2004. — 446 с.
- Далингер, В. А. Анализ типичных ошибок, допускаемых в курсе алгебры и начал анализа / В. А. Далингер // Математика в школе. 1998. — № 6.
- Далингер, В. А. Внутрипонятийные связи и методика их реализации в процессе обучения геометрии / В. А. Далингер // Актуальные вопросы обучения геометрии в средней школе: сб. науч. тр. Владимир: Изд-во Владимирского гос. пед. ин-та, 1989. — С. 16−26.
- Далингер, В. А. Когнитивно-визуальный подход к обучению математике : учеб. пособие / В. А. Далингер, О. О. Князева. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. -344 с.
- Далингер, В. А. Пользовательский интерфейс и обучение будущего учителя умению его адаптировать к особенностям учащихся / Далингер В. А. // http://www.ict.edu.ru/vconMndex.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&id sec=159&idvconf=27&idthesis=6653&d=light
- Дмитриева, А. В. Технология дистантного обучения математике студентов педагогического университета (на материале геометрии): дис. канд. пед. наук: 13.00.02: защищена 08.04.98 / Дмитриева Аделаида Викторовна. Новосибирск: НГПУ, 1997. 135 с.
- Ежова, Н. М. Визуальная организация информации в компьютерных средствах обучения: автореф. дис. канд. пед. наук / Ежова Н. М. // http://vischool.r2.ru/avtref.htm
- Жафяров, А. Ж. Математическая статистика / А. Ж. Жафяров, Р. А. Жафяров. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000. — 249 с.
- Жильцова, О. А. Деятельностный подход к построению компьютерной поддержки учебного процесса / Жильцова О. А. // http://www.alledu.ru/filesO/ files l/files45/files317/docs/gilcova.doc
- Жуковский, В. И. Визуальное мышление в структуре научного познания / В. И. Жуковский, Д. В. Пивоваров, Р. Ю. Рахматуллин. Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. ун-та, 1988. — 178,2 с.
- Зимина, О. В. Рекомендации по созданию электронного учебника / Зимина О. В., Кириллов А. И. // www.academiaxxi.ru/MetxPapers//AOrecomt.htm
- Зинченко, В. П. Психологические основы педагогики : учеб. пособие / В. П. Зинченко. М.: Гардарики, 2002. — 431 с.
- Иванова Н. Ю., Влияние индивидуальных особенностей математического мышления на процесс решения задач / Н. Ю. Иванова, И. Я. Коплунович // Математика в школе. 2004. — № 9. — С. 37−40.
- Кстиновская, Т. П. Реабилитационная деятельность учителя : учеб. пособие / Т. П. Калиновская. Тюмень, 2001. — 215 с.
- Калмыкова, 3. И. Проблемы индивидуальных различий в обучаемости школьников / 3. И. Калмыкова // Советская педагогика. 1968. — № 6. -С. 105−117.
- Козлов, А. А. Анализ результатов использования контролирующих программ по геометрии в педагогическом колледже / А. А. Козлов,
- A. И. Рыжков, А. Н. Яруткин // Аспирантский сборник НГПУ 2006: по материалам науч. исследований аспирантов, соискателей, докторантов: в 4 ч. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. — Ч. 3. — С. 27−37.
- Константинов, В. Н. Технические средства обучения и современная школа. Методика составления контролирующих программ /
- B. Н. Константинов, Ю. И. Щербак. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. пед. ин-та, 1975.-С. 5−14.
- Куфлей, О. В. Новые технологии в высшем образовании и электронные средства обучения / О. В. Куфлей, Е. И. Юсова.
- Ланг, А. Л. О понятии наглядности и ее роли в процессе познания и обучения / A. JI. Ланг. Таллин, 1967. — 83 с.
- Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981.
- Лурия, А, Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1973. — 374 с.
- Машбиц, Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц. М.: Педагогика, 1988. — 192 с. — (Педагогическая наука — реформе школы).
- Михалёва, Т. Г. Организация непрерывной профессиональной подготовки студентов на основе системного подхода / Т. Г. Михалёва, А. В. Никитин // Новые методы и средства обучения. 1988. — № 3. — С. 36−62.
- Моисеева, М. В. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / под ред. канд. пед. наук М. В. Моисеевой. М.: Камерон, 2004. — 224 с.
- Монахов, В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В. М. Монахов // Волгоградский гос. пед. ун-т. Волгоград: Перемена, 1995, — 152 с.
- Обзор мультимедийных ресурсов (на примере продуктов компании «Кирилл и Мефодий») // http://www.ippk.ru/metod mater/metod mat KM 2003.htm.
- О программе модернизации педагогического образования. М.: Изд-во АПК и ПРО, 2003.-31 с.
- Пойя, Д. Как решать задачу: пособие для учителей / Д. Пойя — пер. с анг. В. Г. Звонаревой, Д. Н. Белла — под. ред. Ю. М. Гайдука. 2-е изд. — М.: ГИЗ МП РСФСР, 1961.-208 с.
- Равен, Д. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Д. Равен — пер. с англ. Ю. И. Турчаниновой, Э. Н. Гусинского. -2-е изд., испр. М.: Когито-Центр, 2001. — 141 с. — Библиогр.: с. 128−140. -ISBN 5−89 353−044−6.
- Резник, К А. Визуальная алгебра. Многочлены: учеб. пособие — центр профессионального обновления / Н. А. Резник. СПб.: Информатизация образования, 1997. — 112 с.
- Резник, Н. А. Визуальная планиметрия «треугольник и его элементы» : сб. визуально-дидактических материалов для ученика и учителя (5−6 класс) / Н. А. Резник. СПб.: Информатизация образования, 2000. — 22 с.
- Резник, Н. А. Визуальные уроки : сб. дидактических материалов к школьным урокам / Н. А. Резник. СПб.: Свет, 1996. — 80 с.
- Резник, Н. А. Дроби и модули, степени и корни: Матрицы (4−11 классы) / Н. А. Резник. СПб.: Институт продуктивного обучения РАО — Мурманск, Мурманский гос. тех. ун-т, 1999.
- Резник, Н. А. Дроби и модули, степени и корни: Решения и методические указания (4−11 классы) / Н. А. Резник. СПб.: Институт продуктивного обучения РАО- Мурманск: Мурманский гос. тех. ун-т, 1999.
- Резник, Н. А. Углы. Визуальные тетради: Визуальные материалы для учителя и ученика (5−7 классы) / Н. А. Резник. СПб.: Институт продуктивного обучения РАО- Мурманск: Мурманский гос. тех. ун-т, 1997.
- Резник, Н. А. Неопределённый интеграл. Визуальный конспект-практикум / Н. А. Резник, Г. Б. Казакова. СПб.: Институт продуктивного обучения РАО — Мурманск: Мурманский гос. тех. ун-т, 1998. — Вып. II. — Ч. 1: Простейшие методы интегрирования.
- Резник, Н. А. Отдельные проблемы интерфейса компьютерных средств обучения / Н. А. Резник, Н. М. Ежова. Мурманск: Изд-во МИЭП, 2003. -36 с.
- Резник, Н. А. Методические основы обучения математике в средней школе с использованием средств развития визуального мышления : дис. д-ра пед. наук / Резник Н. А. Мурманск, 1997.
- Резник, Н. А. Частная концепция визуальной организации учебной теории в экранном интерфейсе / Резник Н. А., Ежова Н. М. // http://vischool.r2.ru/ texts/RYezP 2005. htm
- Саранцев, Г. И. Сборник упражнений по методике преподавания математики в средней школе : учеб. пособие для студентов-заочников III-IV курсов физ.-мат. фак. пединститутов / Г. И. Саранцев. -М., 1983. 80 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Селезнев, В.А. Элементы математического формализма для филологов: учеб. пособие/ В. А. Селезнев. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. — 63 с.
- Скибицкий, Э. Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения / Скибицкий Э. Г. // http://www.e-joe.ru/sod/00/l00/st205.html
- Скибицкий, Э. Г. Компьютерная культура педагога как условие информатизации образования / Э. Г. Скибицкий, JI. И. Холина // Экология человека: взаимодействие культуры и образования в современных условиях. Новосибирск, 1998.
- Скибицкий, Э. Г. Теоретические основы дистанционного обучения : моногр. / Э. Г. Скибицкий, JI. И. Холина. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002. -136 с.
- Талызина, Н. Ф. Пути и возможности автоматизации учебного процесса / Н. Ф. Талызина, Т. В. Габай. М., 1977.
- Февралева, Н. А. Использование мультимедийных средств обучения / Февралева Н. А. — Курганский гос. ун-т // http://www.kurgan-city.ru/confl/ fevraleva. html
- Фрадкин, В. Е. О некоторых условиях эффективности применения компьютерных средств обучения / Фрадкин В. Е. // http://edu.delfa.net/cabinet/ stat/uslov%20effect.html
- Харламов, И.Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. М.: Гардарики, 2004. -520 с.
- Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.: ил.
- Подготовка учителя математики: Инновационные подходы: учеб. пособие / под. ред. проф. В. Д. Шадрикова. М.: Гардарики, 2002. — 383 с.
- Шестак, Н. В. Методическое обеспечение учебного процесса с применением технических средств визуальной наглядности / Н. В. Шестак // Новые методы и средства обучения. 1988. — № 4. — С. 30−55.
- Щербак, Ю. И. Технические средства обучения и современная школа. Технические средства стандартизированного контроля. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. пед. ин-та, 1975. — С. 15−26.
- Цукаръ, А. Я. Методические основы обучения математике в средней школе с использованием образного мышления : дис.. д-ра пед. наук / Цукарь А. Я. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000. — 419 с.
- Цукарь, А. Я. Функции и графики: Задания образного характера для учащихся 7−11 классов / А. Я. Цукарь. Новосибирск: Наука. Сибирское предприятие РАН, 1998. — 128 с.
- Якиманская, И. С. Образное мышление и его место в обучении / И. С. Якиманская // Советская педагогика. 1968. — № 12. — С. 62−71.
- Cyrs, Т. Maximizing Interaction during a Telelecture: Teleclass Teaching / Т. Cyrs, F. Smith. Las Cruces: New Mexico State University, 1990.
- Kirkwood, A. Selection and use of media for open and distance learning: materials production in open and distance learning / A. Kirkwood. London: Paul Chapman Publishing, 1994. — P. 64−65, 66−67, 69−70, 71.
- Moore, Michael G. The American Journal of Distance Education. 1989. -№ 2.-Vol.3.