Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Благодаря расширению выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности, расширяется исследовательский опыт ученика. Младший школьник переходит от фронтальной деятельности, осуществляющейся под руководством учителя, к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение школьников в такую деятельность должно быть гибким, дифференцированным… Читать ещё >

Психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Перед современным образованием стоит одна из наиболее важных задач — достижение такого уровня образованности учащихся, который давал бы возможность решать задачи теоретического и прикладного характера творчески и самостоятельно.

Разнообразная учебная деятельность, имеющая исследовательскую направленность, влияет на проявление и наиболее полное и успешное развитие оригинальности мышления, творческого подхода к работе. Об этом свидетельствуют исследования многих педагогов и психологов.

Развитие необходимых навыков происходит в период обучения в начальной школе, поскольку ведущим видом деятельности выступает учебная деятельность, которая определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. На данном этапе начинают свое развитие формы мышления, которые обеспечивают в будущем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления. Благодаря этому появляются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни.

Основным направлением сегодняшних образовательных реформ является изменение приоритетов и задач образования. Для младшего школьника учебный материал выступает средством целенаправленного эмоционального, социального и интеллектуального развития, обеспечивающего переход от обучения к самообразованию, несущему за собой успешную социализацию. Для учителя, в свою очередь, одной из главных задач стоит организация таких способов деятельности, которые обеспечат баланс между поисковой активностью и исполнительной деятельность учебной работы учеников. Важно организовать процесс работы так, что бы при выполнении исследования происходил самостоятельный поиск решения проблем. Прибегая к принципиально новым, оригинальным способам решения поставленной проблемы, ученик начинает действовать творчески. При таком подходе учитель помогает детям учиться и развивать свои способности, позволяет ученикам действовать не по шаблону. Этому способствует создание ситуаций, в которых ребенок сам формирует знания об изучаемом предмете, и с помощью этого выходит на овладение способами поисковой творческой деятельности. Исследовательский интерес — важнейшее качество личности, присущее ребенку в максимальной степени. Следовательно, деятельность учителя должна быть направлена на то, чтобы поддержать и развить этот интерес в ребенке, а не погасить его.

Современная педагогика предлагает для обучения младших школьников такие методы, как исследовательский и метод проектов. Каждый из методов имеет определенную специфику, несущую различия между ними.

Слово «проект» берет свое начало от латинского слова projtctus (брошенный вперед). Проект подразумевает собой создание четкого плана, которого будет придерживаться ученик, выполняя работу. Исследовательская деятельность же являет собой более свободную, гибкую деятельность, которая позволяет импровизировать и отходить от намеченного плана. Тем не менее, исследовательское обучение максимально напоминает научный поиск и соответствует, как минимум, трем условиям:

  • · выражает стремление определить и выразить качество неизвестного с помощью известного;
  • · измеряет все, что можно измерить, выражает по возможности численное отношение изучаемого к известному;
  • · имеет способность определять место изучаемого в системе известного. Исследование включает в себя основные этапы:
  • · постановка проблемы;
  • · изучение теории, посвящённой данной проблеме;
  • · подбор методик, необходимых для исследования;
  • · сбор материала, его анализ и обобщение;
  • · научный комментарий;
  • · собственные выводы. Этапы проектирования:
  • · постановка проблемы;
  • · выработка концепции (гипотезы);
  • · определение целей и задач проекта
  • · разработка плана;
  • · организация деятельности по реализации проекта.

В работе с детьми необходимо пользоваться и проектными методами и методами научного исследования, тем самым привносить разнообразие в учебную деятельность. На практике чаще всего они соединяются в проектноисследовательскую деятельность или научно — исследовательскую деятельность соответственно. Такие виды деятельности помогают создать собственное исследование, в котором ученик самостоятельно выделяет цели и задачи, подбирает необходимые методики для их решения и достижения, планирует ход исследования и определяет ожидаемые результаты.

Во время участия в исследовательской деятельности учащиеся приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. Благодаря этому происходит развитие исследовательского типа мышления, активизируется и расширяется личностная позиция.

Три уровня организации исследовательского обучения:

  • · первый: постановка проблемы педагогом, определение направлений пути решения, которое учащиеся должны найти самостоятельно;
  • · второй: проблему снова обозначает педагог, но пути решения и способы достижения разрешений проблемы ученики находят самостоятельно;
  • · третий (высший): ученики сами обозначают проблему, намечают пути ее решения, следуют намеченному плану и находят решение самостоятельно. Классификация исследования по разным факторам:
  • · по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);
  • · по месту проведения (урочные и внеурочные);
  • · по времени (кратковременные и долговременные);
  • · по теме (предметные или свободные),
  • · по проблеме (освоение учебного материала; более глубокое освоение материала, изученного на уроке; материал, не входящий в учебную программу).

Уровень и форма проведения исследования должны соответствовать возрастным особенностям учащихся, а также преследовать конкретные педагогические цели.

Включение младших школьников в научно-исследовательскую деятельность происходит через создание педагогом исследовательской ситуации при помощи учебно-исследовательских задач и заданий. Такая работа позволяет признать ценность совместного опыта. На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности — учебная дискуссия, рассказы детей и учителя, наблюдения по плану, мини-исследования; во внеурочной деятельности — экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты.

Благодаря расширению выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности, расширяется исследовательский опыт ученика. Младший школьник переходит от фронтальной деятельности, осуществляющейся под руководством учителя, к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение школьников в такую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.

Исследовательская деятельность младших школьников — это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие новых знаний детьми, а так же приобретение опытным путем новых способ деятельности. Исследовательская деятельность берет на себя обеспечение условий для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. Л. П. Виноградова, А. В. Леонтович, А. Н. Поддьяков, А. И. Савенков в ходе исследований заключили, что исследовательская деятельность дает возможность успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой