Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принципы психологической коррекции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование личности ребенка и коррекция отклонений в развитии осуществляются только в общении с взрослым и сверстниками и происходят прежде всего в той деятельности, которая на определенном этапе онтогенеза является ведущей. Психокоррекционная работа с детьми с проблемами развития строится, таким образом, на следующих принципах. Принцип комплексности методов психолого-педагогического… Читать ещё >

Принципы психологической коррекции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Принципы психокоррекционной работы с детьми с ОВЗ в нашей стране основаны на фундаментальных положениях отечественной общей, возрастной и специальной психологии. Из тезиса о том, что личность — это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

Формирование личности ребенка и коррекция отклонений в развитии осуществляются только в общении с взрослым и сверстниками и происходят прежде всего в той деятельности, которая на определенном этапе онтогенеза является ведущей. Психокоррекционная работа с детьми с проблемами развития строится, таким образом, на следующих принципах.

  • 1. Принцип единства коррекции и развития предполагает, что целенаправленная коррекционная работа должна осуществляться только на основе клинико-психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка с учетом возрастных закономерностей развития и характеристики нарушений.
  • 2. Принцип единства диагностики и коррекции развития предусматривает, что цели и содержание коррекционной работы могут быть определены только на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребенка, дифференциально-диагностического обследования. Осуществляя коррекционную работу, необходимо фиксировать происходящие изменения в состоянии ребенка, при этом сам процесс коррекции дает материал для более полной диагностики.
  • 3. Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации означает, что вся система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами. Коррекция и компенсация — не рядоположенные понятия, а тесно увязанные процессы, которые обусловливают друг друга и не могут рассматриваться один без другого. Цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом — компенсацией нарушения.
  • 4. Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом сензитивных периодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка.
  • 5. Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия позволяет оказать помощь и ребенку, и его родителям. Выбор методов, композиция модели из нескольких методов определяется в зависимости от целей, задач программы оказания ребенку помощи, возрастных и индивидуальных особенностей и организации условий проведения.
  • 6. Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода в осуществлении коррекционной работы основан на признании развития личности в деятельности, а также того, что активная деятельность самого ребенка в рамках ведущей для возраста деятельности является движущей силой его развития (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. Н. Мясищев и др.).
  • 7. Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе с ребенком с проблемами развития предполагает создание атмосферы успеха для ребенка, веры в положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.
  • 8. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребенком (семьи, детского сада, школы) связан с тем, что ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, субъектом которой он является (Л. С. Выготский, Л. А. Венгер и др.). Развитие ребенка происходит в системе отношений с близкими ему людьми, взрослыми. Особенности межличностных отношений, общения, форм совместной деятельности и способов ее осуществления составляют важнейший компонент развития, определяют зону его ближайшего развития. Успех коррекционной работы с ребенком наряду с другими составляющими, таким образом, зависит от сотрудничества с родителями.
Психокоррекционная работа с ребенком с проблемами может дать положительную динамику, если она, опираясь на основные принципы, реализуется во взаимодействии психолога, педагога с детьми и его родителями при активной роли самого ребенка, когда задачи этой работы ставятся с учетом понимания целостной личности в совокупности всех ее качеств и свойств.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой