Дидактические основы построения систем форм организации обучения на уроке в начальной школе
Диссертация
Анализ научно-педагогической литературы и результаты констатирующего эксперимента показали, что недостаточное внимание уделяется формам организации обучения как средствам повышения эффективности процесса обучения. В диссертационном исследовании определены теоретические предпосылки создания эффективной системы форм организации обучения на уроке: выявлены современные подходы к изучению… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические предпосылки создания эффективной системы форм организации обучения на уроке
- 1. 1. Формы организации обучения: генезис и современное состояние проблемы
- 1. 2. Формы организации обучения как элемент педагогической системы
- 1. 3. Педагогические возможности повышения эффективности образовательных технологий, включающих различные сочетания форм организации обучения
- Выводы по главе
- Глава 2. Практика реализации дидактически целесообразной системы форм организации обучения на уроке в начальной школе
- 2. 1. Разработка дидактической модели построения эффективной системы форм организации обучения
- 2. 2. Методика организации экспериментальной работы
- 2. 3. Обсуждение результатов экспериментальной проверки эффективности применения систем форм организации обучения
Список литературы
- Абасов, З.А. Познавательная активность школьников /З.А. Абасов //Советская педагогика, 1989. — № 7. — С. 40−43.
- Аверин, В.А. Психология детей и подростков /В.А. Аверин: Учебное пособие.2-е изд., перераб. и доп. СПб, 1998. — 121 с.
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
- Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам /Е.А. Алябьева. М.: ТЦ Сфера, 2003.- 88с.
- Амонашвили, Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям /Ш.А. Амонашвили. М.: Изд-во «Ин-та практической психологии»: Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. — 544 с.
- Амонашвили, Ш. А. Основание педагогики сотрудничества /Ш.А. Амонашвили //Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1989. 238 с.
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки //Избранные психологические труды. В 2-х т. — М., 1980. — Т.2. — С. 128−267.
- Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития /В.И. Андреев. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000.- 608 с.
- Анциферова, А.Н. О закономерностях элементарной познавательной деятельности /А.Н. Анциферова. М.: Изд. АПН СССР, 1961. -151 с.
- Альманах психологических тестов.- М.: «КСП», 1996 440с.
- И. Апиш, Ф. Н. Психолого-дидактические основы развития учебной мотивации / Ф. Н. Апиш. М.: МГОУ, 2003. — 180 с.
- Апиш, М.Н. Эстетическое воспитание учащихся начальной национальной (адыгейской) школы в условиях интегрированного обучения /М.Н. Апиш. Майкоп: изд-во ООО «Аякс», 2004. -176с.
- Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе /Н.П. Аникеева. М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
- Аристова Л.П. Об условиях развития самостоятельности учащихся на уроках (Из опыта экспериментальной работы в школах города Казани). -Казань: Таткнигоиздат, 1960. 140 с.
- Архангельский, С.И. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике /С.И. Архангельский.- М.: Знание, 1975. 43с.
- Бабанский, Ю.К. Интенсификация процесса обучения /10.К Бабанский. М.: Знание, 1987, № 6. — С. 80.
- Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе /Ю.К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения /Ю.К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1977.-254с.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса /Ю.К. Бабанский.- М.: Просвещение, 1982. -192 с.
- Баранов, С.П. Сущность процесса обучения /С.П. Баранов. М.: Просвещение, 1981.-143 с.
- Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников /Э.А. Баранова. СПб.: Речь, 2005.- 128с.
- Батурина, Г. И. Цели и критерии эффективности обучения /Г.И. Батурина /У.Байер //Советская педагогика, 1975. № 4. — С.77- 81.
- Белкин, Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения /Е.Л. Белкин. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1982. — 107с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии /В.П.Беспалько. М., 1989. — 191 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.-336 с.
- Боголюбов, В. И. О тенденциях в развитии педагогической технологии /В. И. Боголюбов //Иностранные языки в школе. 1994. — № 4. — С. 94 — 98.
- Богомолова, С.Н. Система форм организации личностно ориентированного обучения /С.Н. Богомолова //Дис.. канд. пед. наук. -Чебоксары, 2002.- 157 с.
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности /Л.И. Божович /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 352 с.
- Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1991.-Т.1.-863 с.
- Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1991, — Т.2. — 768 с.
- Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие /Е.В. Бондаревская /С.В. Кульневич. Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 1999. — 560 с.
- Бордовская, Н.В. Педагогика. Учебник для вузов /Н.В. Бордовская /А.А. Реан. СПб.: Питер, 2000. — 304 с.
- Брейтерман, М. Оргдиалог Александра Ривина /М. Брейтерман //Частная школа. 1995. — № 6.
- Бударный, А.А. Индивидуальный подход в обучении /А.А. Бударный. -Советская педагогика, 1965, № 7.
- Бузаров, К.И. Воспитание, развитие и формирование личности: (В контексте традиционных и современных концепций) /К.И. Бузаров. Майкоп: Изд-во АГУ, 2000.-87 с.
- Бузаров, К.И. Комплексное решение образовательно-воспитательных задач в национальной школе /К.И. Бузаров. Майкоп: Краснодарское кн. изд-во, 1987. — 180 с.
- Бузаров, К.И. Книга для чтения: Учеб. для третьего класса четырехлетней начальной шк. /К.И. Бузаров /М.Б. Ешева. Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2002. — 180 с. (2-е изд., 1996 г.).
- Валицкая, А.П. Философские основания современной парадигмы образования /А.П. Валицкая //Педагогика. 1997. — № 3.- С. 15−20.
- Верцинская Н.Н. Формирование индивидуальности школьника в целостном учебно-воспитательном процессе. Дисс.. д-ра пед. наук. Минск, 1991.-230 с.
- Витковская, И.М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников / И. М. Витковская //Начальная школа. 1972. — № 2. — С. 4749.
- Виноградова, М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников /М.Д. Виноградова /И.Б. Первин. М.: Просвещение, 1977.- 178 с.
- Вачков, И. В. Групповые методы в работе школьного психолога /И.В. Вачков. М.: «Ось-89», 2002. — 224 с.
- Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы /И.П. Волков. М.: Просвещение, 1982. — 136 с.
- Выготский, JI.B. Развитие высших психических функций /JI.B. Выготский. М., 1960.-230 с.
- Выготский, JT.C. Педагогическая психология /JT.C. Выготский. М.: Педагогика, 1991.-480 с.
- Габай, Т.В. Учебная деятельность и её средства /Т.В. Габай. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 256с.
- Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий /П.Я. Гальперин //Психологическая наука в СССР. М., 1959. — 465с.
- Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /С.И. Гессен. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
- Герасимов, С.В. Познавательная активность и понимание /С.В. Герасимов // Вопросы психологии. 1994 — № 3. — С.88−93.
- Гильбух, Ю.З. Внимание: одарённые дети /Ю.З. Гильбух. М.: Знание, 1991.-126 с.
- Глазкова, Т.А. Организация индивидуальной, подгрупповой, коллективной деятельности /Т. А. Глазкова //Начальная школа. 1997.- № 10. — С. 56−59.
- Голант, С .Я. Организация учебной работы. В сб.: «Вопросы воспитания и обучения» 1С.Я. Голант. -М: Учпедгиз, 1960.
- Голодок, Д.А. Педагогическое обеспечение индивидуализации в малой группе /Д.А. Голодок //Дисс.. канд. пед. наук. Краснодар, 2001. -197с.
- Гончаров, Н.К. Человек как предмет воспитания и изучения /Н.К Гончаров //Советская педагогика -1973. № 11.
- Границкая, А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения школе /А.С. Границкая. М.: Просвещение, 1991.
- Гузик, Н.П. Учить учиться /Н.П. Гузик. М., 1981.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения /В.В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996. -544с.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретических и экспериментально-психологических исследований /В.В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
- Данилов, М. А. Общая методология науки и специальная методология педагогики в их взаимоотношениях /М.А.Данилов //Советская педагогика. 1972, № 5.
- Дерябо, С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды /С.Д. Дерябо //Под ред. В. П. Лебедевой /В.И. Панова.- М.: Молодая Гвардия. 1979. — № 7.
- Джабатырова, Б.К. Материалы к лекциям по курсу «Педагогические технологии» /Б.К. Джабатырова /Н.Н. Крафт. Майкоп: Качество, 2005. -275с.
- Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения /А. Дистервег.- М.: Учпедгиз, 1956. 376 с.
- Дмитриев, А.Е. Формирование социальной активности учащихся в познавательной деятельности /А.Е. Дмитриев. Советская педагогика, 1986. — № 1.- С.53−61.
- Древе, У. Организация урока (в вопросах и ответах). Век X. Оценки и отметки: пер. с нем /У. Древе /Э. Фурман. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1984. — 128 с.
- Дьяченко, В.К. Общие формы организации процесса обучения /В.К. Дьяченко. Красноярск, 1984.
- Дьяченко, В. К. Организационная структура учебного процесса и её развитие /В.К. Дьяченко. М.: Педагогика, 1989.- 160 с.
- Дьяченко, В.П. Организация коллективных учебных занятий /В.П. Дьяченко /А.И. Попова //Начальная школа. 1990. — № 1.- С. 42−47.
- Дьяченко, В.К. Общие формы организации процесса обучения /В.К. Дьяченко. Красноярск, 1984.
- Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке /Б.П. Есипов. -М., 1961.
- Журавлёв, И.К. Особенности взаимосвязи организационных форм и методов обучения на уровне учебного предмета /И.К.Журавлёв. М., 1981. -21 с.
- Журавлёва, Н.Т. Коллективные формы работы на уроке математики/ Н. Т. Журавлёва //Начальная школа. 2000.- № 5. — С. 53−58.
- Журавлев, И.К. Взаимосвязь приемов, методов и организационных форм обучения /И.К.Журавлёв //Советская педагогика. 1985. — № 11. — С. 34−38.
- Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования /В.И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
- Загвязинский, В.И. Об усилении целостности учебного процесса /В.И. Загвязинский //Вестник высшей школы 1985. — № 9, — С. 30 — 34.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». 4-е изд. -М.:ИНФРА-М, 2001.-53 с.
- Занков, JT.B. Обучение и развитие (экспериментально-педагогическое исследование): Избранные педагогические труды /Л.В. Занков. -М: Педагогика, 1990.-С. 83−318.
- Зверев, И.Д. Современный урок: поиски, проблемы, решения / И. Д. Зверев //Советская педагогика. 1986, — № 10. — С.56 — 61.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология /И.А. Зимняя /Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр., и перераб. М: Издательская корпорация «Логос», 2000.- 477 с.
- Зотов, Ю.Б. Организация современного урока: Кн. для учителя /Ю.Б. Зотов /Под ред. И. П. Пидкасистого. М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
- Ибрагимов, Г. И. Формы организации обучения: теория, история, практика. Монография. /Г.И. Ибрагимов. Казань: Матбугат Йорты, 1998.- 244с.
- Иванов, И.П. Типы и структура уроков /И.П. Иванов.- М., 1952.
- Казанцев, И. Н. Урок в советской школе /И.Н. Казанцев. М., 1956
- Кириллова, Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения /Т.Д. Кирилова. М.: Просвещение. — 1980. — 159с.
- Кириллова, Г. Д. Особенности урока в условиях развивающего обучения /Г.Д. Кирилова. Ленинград, 1976.
- Кириллова, Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения /Г.Д. Кириллова. М.: Просвещение, 1980. — 159 с.
- Кириллова, С.В. Коллективные способы обучения на занятии внеклассным чтением в 1-м классе /С.В. Кириллова //Начальная школа. 1995.- № 2.
- Кирсанов, А.А. Индивидуальный подход к учащимся в обучении /А.А. Кирсанов. Казань, 1978.-112 с.
- Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике /М.В. Кларин. -Москва-Рига: Эксперимент, 1998. 176 с.
- Кларин, М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках /М.В. Кларин. М., 1994 г.
- Козелецкий, Ю. Психологическая теория решений /Ю Козелецкий. М.: Прогресс, 1979. — 503 с.
- Коломинский, Я. И. Психология общения /Я.И. Коломинский. М., 1974.
- Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. /Педагогическое наследие //Сост. В. М. Кларин /А.Н. Джуринский. М., 1987. -346с.
- Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения /Я.А. Коменский.: В 2-х тт. Т. 1. — М.: Педагогика, 1982. — 656 с.
- Концепция федеральной программы развития образования //Учительская газета. 1994. — № 2. — С. 14−15.
- Королёв, Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогике /Ф.Ф.Королёв //Проблемы теории воспитания. Сб. статей. М., 1974.
- Коротяев, Б.И. Учение процесс творческий /Б.И Коротяев.- М., 1980.
- Котов, В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся /В.В. Котов. Рязань.: Мин-во Просвещения РСФСР. — 1977.
- Кочетов, А.И. Культура педагогического исследования /А.И. Кочетов. Минск, 1996. — 398 с.
- Краевский, В.В. Методология педагогического исследования /В.В. Краевский. Самара, 1994. — 240 с.
- Красновский, Э.А. Активизация учебного познания /Э.А. Красновский. Советская педагогика, 1989, № 5. — С. 9 — 15.
- Краткий психологический словарь /Сост. Л. А. Карпенко /Под общ. ред. А. В. Петровского /М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
- Краткий психологический словарь. /Под ред. А. В. Петровского. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1970. — 115 с.
- Кузьмина, Н.В. Понятие «педагогической системы» и критерии ее оценки /Н.В. Кузьмина //Методы системного педагогического исследования. -М, 1980.-С. 26−38.
- Кукушин, B.C. Педагогика начального образования /B.C. Кукушкин /А.В. Болдырева /Под общ. ред. B.C. Кукушина. М.: ЦКЦ «Март», Ростов н/Д.: Изд. Центр «Март», 2005. — 592с.
- Кульневич, С. В. Моделирование условий воспитания творческой личности в курсе «Новая педагогика» /С. В. Кульневич /Т.П. Лакоценина //Индивидуальность в современном мире /Материалы международн. научно-практич. конф. Смоленск, 1995. — С.288 -292.
- Ю8.Куписевич, Ч. Основы общей дидактики /Ч. Куписевич М.: Высшая школа, 1986. — 368с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев. -М., Политиздат, 1975. 304 с.
- Ю.Лернер И. Я. Проблемное обучение /И.Я. Лернер. М.: Знание, 1974.64 с.
- Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности /И.Я. Лернер. -М.: Знание, 1980.-96 с.
- Лернер, И.Я. Учебный предмет, тема, урок /И.Я. Лернер. М.: Знание, 1988.-80 с.
- ПЗ.Лийметс, Х. И. Групповая работа на уроке /X.И. Лийметс. М.: Знание, 1975.- 64с.
- Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций. (Учеб. пособие для вузов и слушателей ин-тов и факультетов повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических кадров) /Б.Т. Лихачев. 2-е изд.- М.: Прометей «ООО Юрайт», 1998. — 463 с.
- Лозовская, М.А. Организация фронтальных, групповых и индивидуальных самостоятельных работ учащихся: Автореф. дис.. канд. наук /М.А. Лозовская. -М., 1975.
- Лында, А. С. Организационные формы занятий в учебных мастерских/А.С. Лында.-Т. 131.-Вып. 2. -М., 1963.-С. 57−70.
- Лысенкова, С.Н. Когда легко учиться /С.Н. Лысенкова. Минск: Нар. света, 1990.-172 с.
- Луначарский, А.В. О воспитании и образовании /А.В. Луначарский /Под ред. A.M. Арсеньева и др. М.: Педагогика, 1976 — 636 с.
- Лусканова, Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении /Н.Г. Лусканова. М., 1993.
- Макаренко, А.С. Педагогические сочинения /А.С. Макаренко. В 8-и т. -М., 1983 1986.-Т.3.-384с.
- Манукян, С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения /С.П. Манукян //Вопросы психологии. 1984. — № 4. -С. 130−133.
- Манукян, С. П. Целеобразование в обучении и пути его осуществления. /С.П. Манукян //Новые исследования в педагогических науках. М: Педагогика, 1983-№ 2.- С. 25−27.
- Махмутов, М.И. Современный урок. /М.И. Махмутов М.: Педагогика, 1985.- 184 с.
- Махмутов, М.И. Работает ли урок на реформу? /М.И. Махмутов //Советская педагогика 1987. — № 5. — С. 60−69.
- Махмутов, М.И. Формы организации обучения: совершенствование или принципиально новый подход? /М.И. Махмутов /Л.А. Артемьева //Народное образование 1988. — № 3. — С. 88−89.
- Меретукова, З.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения /З.К. Меретукова. Майкоп: Изд-во АГУ, 1994. -228 с.
- Мертон, Р.К. Эффект Матфея в науке: накопление преимуществ и символизм интеллектуальной собственности /Р.К.Мертон //THESIS. Мир человека. 1993. — № 5. — С. 256 — 276.
- Мкртчян, М. Коллективный способ обучения /М. Мкртчян //Математика в школе. 1990. — № 6.
- Мудрик, В. А. Личность школьника и её воспитание в коллективе /В. А. Мудрик.-М., 1983.
- Мухина, А.А. Из опыта организации коллективных занятий в начальной школе /А. А. Мухина /С. А. Толунцова //Начальная школа. 1994. — № 3. -С. 26−29.
- Немов, Р.С. Психология /Р.С. Немов. М.: Просвещение «Владос», 1995. — Кн. 1. — 520 е.- Кн. 2. — 496 с.
- Никандров Н.Д. Организационные формы и методы обучения в высшей школе //Проблемы педагогики высшей школы. Ленинград: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1972. — С.58−70.
- Николаева, Т. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке как одно из средств повышения эффективности учебного процесса: Автореф. канд. дис. /Т. Николаева, — М., 1972.
- Норманн В. Основные этапы урока /В. Норманн //Советская педагогика. 1987. — № 2.- С. 53 — 56.
- Обучение и развитие /Под ред. Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975.440с.
- Общая психодиагностика /Под ред. А. А. Бодалева /В.В. Столина. -М, 1987.-303с.
- Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе /Р.В. Овчарова.- М.: ТЦ Сфера, 2002. 240 с.
- Огородников, И.Т. Оптимальное усвоение учащимися знаний и сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе /Огородников И.Т. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1972. — 352 с.
- Оконь, В. Введение в общую дидактику /В. Оконь. М., 1990. — 382с.
- Оконь, В. Основы проблемного обучения /В. Оконь. М.: Просвещение, 1968. — 208 с. 141.0нищук, В. А. Урок в современной школе /В.А. Онищук. М.: Просвещение, 1981. — 190 с.
- Основы дидактики /Под ред. Б. П. Есипова. М.: Просвещение, 1967.-290 с. 143.0хитина, JT. Т. Психологические основы урока. В помощь учителю /Л. Охитина. М.: Просвещение, 1977. — 96 с.
- Педагогика школы /Под ред. И. Т. Огородникова.- М., 1978.
- Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений /Под ред. С. А. Смирнова. 3-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 512 с.
- Педагогика /Н.И. Болдырев /Н.К.Гончаров /Б.П. Есипов /Ф.Ф.Королев. М.: Просвещение, 1968. — 526 с.
- Педагогика /С.П. Баранов /JI.P. Болотина /Т.В. Воликова /В.А.Сластенин. М.: Просвещение, 1981. — 368 с.
- Педагогика в понятиях и определениях. /Сост. Г. И. Железовская. -Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та. 56 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений /В.А. Сластенин. -М.: Школа-Пресс, 1998.-512 с.
- Педагогическая энциклопедия /Сост. И. А. Каиров и др. М.: Советская энциклопедия, 1964. — 832 с.
- Педагогический словарь: В 2-х тт. /Сост. И. А. Каиров и др. М.: АПН СССР, I960.- Т. 2. — 766 с.
- Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения /И.Г. Песталоцци: В 2-х тт.-М.: Педагогика, 1981.-Т. 1.-334 с. Т. 2.-416 с.
- Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности /В.А. Петровский.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. 512 с.
- Пешкова, В.Е. Педагогика. Технологии развивающего обучения: полный курс лекций /В.Е Пешкова. Майкоп: тип. «Качество». — 1998 — 106с.
- Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении /П.И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
- Пидкасистый, П.И. Познавательная деятельность учащихся /П.И. Пидкасистый. М., 1980.
- Платонов, К.К. Занимательная психология /К.К.Платонов. М., 1997.
- Платонова, Н. М. Педагогика. Теория обучения: Учебное пособие /Н. М., Платонова /В.А. Якунин.- СПб., 1993. -82с.
- Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. /В.Ю. Питюков. М.: «Гном-пресс», Московское городское педагогическое общество, 1999. — 234 с.
- Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс /И.П. Подласый /Учебное пособие для вузов по педагогическим специальностям. Кн. 2: Процесс воспитания. М.: Гуманит. изд. Центр «ВЛАДОС», 2000. — 355 с.
- Познавательные процессы и способности в обучении /Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. — 142 с.
- Поливанова. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности /Н.И. Поливанова /И.В. Ривина //Психологическая наука и образование. 1996. — № 2.
- Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы /Под ред. А. А. Бодалева /В.В. Столина и др. М.: МГУ, 1988. — С. 4−49.
- Психологические критерии качества знаний школьников: Сб. науч. трудов /Под ред. И. С. Якиманской.- М., 1990.
- Психологический словарь /Под ред. А. В. Петровского /М.Г. Ярошевского. М., 1990.
- Радаева М.Н. Развивающий потенциал системы форм обучения школьников на основе межпредметных связей (на материале изученияпредметов естественно-научного цикла) /М.Н. Радаева //Дис.. канд. пед. наук. Саратов, 2001. — 166 с. 167.Ривин, А.Г.
- Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с англ. /Под общ. ред. JI.A. Петровской /К. Рудестам. М.: Прогресс, 1990. -368с.
- Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие /Е.И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995. — 529с.
- Рогов Е.И. Психология группы /Е.И. Рогов. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 430 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В2-х тт. /Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — Т. 1. — 608 е.- Т. 2. -672с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. -М., 1964.-528 с.
- Садовский В.Н. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности /В.Н. Садовский /И.В. Блауберг /ЭТ. Юдин. М.: Знание, 1969. -212 с.
- Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения: проблемы и суждения /М.Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1971. — 206с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие /Г.К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 167с.176. Семенов, Н.А.
- Седова, Л.Н. Становление творческой личности в условиях развивающей образовательной среды /Дис. д-ра пед. наук /Л.Н. Седова. М., 2000.-314с.
- Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии /В.В. Сериков. Волгоград, 1994. — 129 с.
- Скаткин М.Н. Современный урок /М.Н Скаткин /И.Я. Лернер. -Народное образование, 1985. № 1. — С. 102 -111.
- Софронова, Н.В. Программно-методические средства в учебном процессе общеобразовательной школы /Н.В. Софронова. М.: ИИО РАО, 1998. -178 с.
- Столяренко, Л.Д. Основы психологии /Л.Д. Столяренко /Учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и дополненное. — Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 733 с.
- Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний /Н.Ф. Талызина. М.: МГУ, 1984.-283 с.
- Теория и практика педагогического эксперимента //Под ред. А. И. Пискунова /Г.В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 206 с.
- Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико-методологический анализ /Под ред. А. А. Кузнецова. М.: Педагогика, 1987. — 176с.
- Темина, С. Ю. По пути развития школьника /СЛО. Темина М.: Московский психолого-социальный институт. 1999. — 176 с.
- Тюнников, Ю.С. Метод обучения: Методологический анализ дидактической категории /Ю.С. Тюнников. Сочи: РИО СГУТ «КД», 2003.- 48 с.
- Унт, Н. Э. Индивидуализация учебных заданий и её эффективность: Автореф. докт. дис. /И.Э. Унт.- Вильнюс, 1975.
- Унт, И.Э. К проблеме индивидуализации учебного процесса /И.Э. Унт //Советская пед агогика. -1971. № 11. — С. 37−39.
- Уемов, А.И. Системный подход и общая теория систем /А.И. Уемов. -М.: Мысль, 1987.-272 с.
- Ушакова, М.А. Личностная позиция школьников в познавательной деятельности /М.А. Ушакова //Советская педагогика. 1984. — № 4. — С. 51 -54.
- Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения /К.Д. Ушинский. М.: Просвещение, 1968. — 557 с.
- Фридман, Л.М. Проблемная организация учебного процесса /Л.М. Фридман /В.И. Маху. М.: НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР, 1990. — 60 с.
- Фромм, Э. Душа человека: (мыслители XX века) /Э.Фромм. М.: Республика, 1992. — 430 с.
- Философская энциклопедия. М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия»., 1960, Т. 1. — 740 с.
- Философский словарь/Под ред. Т. Н. Фролова. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1981. — 445 с.
- Философский энциклопедический словарь /Под. ред. С. С. Аверинцева и др. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
- Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост. Е. Ф. Губский и др. М.: Инфра — М., 1998. — 576 с.
- Фирсов, В. И. Аудитория лектора как социально-психологическая общность /В.И. Фирсов //Вопросы лекционной пропаганды. М.: изд-во «Знание», 1973.
- Фридман, Л.П. Изучение личности учащегося и ученических коллективов /Л.П. Фридман и др. М., 1988.
- Хазанкин, Р.Г. Десять заповедей учителя математики /Р.Г. Хазанкин //Народное образование. 1991.- № 1.- С.46−48.
- Харламов, И. Ф. Педагогика /И.Ф. Харламов. М., 1986. — Т. 1,2.
- Худик, В.А. Психологическая диагностика детского развития: Методы исследования /В.А. Худик. К.: Освгга, 1992. — 220с.
- Цукерман, Г. А. Психология саморазвития /Г.А. Цукерман /Б.М.Мастеров. М.: Интерпракс, 1995. -288с.
- Чередов, И.М. Методика планирования школьных форм организации обучения /И.М. Чередов. Омск, 1983.
- Чередов, И. М. О принципе оптимального сочетания фронтальной групповой и индивидуальной работы с учащимися на уроках /И.М. Чередов. -М., 1973.- 136с.
- Чередов, И.М. Формы учебной работы в средней школе /И.М. Чередов. М.: Просвещение, 1988. — 78с.
- Чередов, И.М. Методика планирования школьных форм организации обучения/И.М. Чередов. Омск, 1983.- 106с.
- Чередов, И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе /И.М. Чередов. М.: Педагогика. — 1987. — 152 с.
- Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения /М.А. Чошанов.- М.: Народное образование, 1996.
- Чуприкова, Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации /Н.И. Чуприкова. М.: АО: «Столетие», 1997. — 480с.
- Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека /В.Д. Шадриков.- М.: Педагогика, 1990.
- Шамова, Т.И. Активизация учения школьников /Т.И. Шамова. М.: Педагогика, 1982.-208 с.
- Шаталов, В.Ф. Точка опоры /В.Ф. Шаталов. -М.: Педагогика, 1987.
- Шевченко, С. Д. Школьный урок: как научить каждого /С.Д. Шевченко. М.: Просвещение. — 1991.- 175с.
- Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся /Г.И. Щукина. М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
- Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике /Г.И. Щукина. — М.: Педагогика, 1971. 352 с.
- Эсаулов, А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов /А.Ф. Эсаулов. М.: Высшая школа, 1983. — 223 с.
- Якиманская, И.С. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы /И.С. Якиманская //Директор школы, 1995. № 3. — С. 132 -165.
- Яковлев, Н. М. Методика и техника урока в школе: в помощь начинающему учителю /Н.М. Яковлев /A.M. Сохор. 3 изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение. — 1985.
- Якунин, В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты /В.А. Якунин. JL: Изд-во Ленинградского университета, 1988. — 160 с.
- Ярошевский, М.Г. Сборник произведений /Сост. и науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989. -448с.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе /М.Г. Ярошевский //Директор школы, 1996. № 2. — С. 5769.
- Якиманская, И.С. Развивающее обучение /И.С. Якиманская. М., 1979.-89 с.
- Allport, G.W. Pattern and theory of individual psychology /G.W. Allport New York: Holt Rinehart and Winston, 1961. — p. 248.
- Begges, D.W., Buffie E.G. Independent Study. L, 1965. p. 128.
- Johnson D.W., Johnson R.T. Learning together and alone: Cooperation, Competition and Individualization /D.W. Begges /E.G. Buffie. New Jersey, 1975. — p. 56.