Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика обучения бакалавров физико-математического образования математическим основаниям парадигм программирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отметим ряд изданий, в которых затрагиваются вопросы математических оснований парадигм программирования: «Языки программирования. Практический сравнительный анализ» (М. Бен-Ари, 2000), «Универсальные языки программирования. Семантический подход» (Л.Г. Калинин, И. В. Мацкевич, 1991), «Языки программирования. Концепции и принципы» (В.Ш. Кауфман, 1993), «Лекции по теории программирования» (С.С… Читать ещё >

Содержание

  • Условные обозначения
  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ОСНОВАНИЯМ ПАРАДИГМ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
    • 1. 1. Концептуальный базис методической теории обучения математическим основаниям парадигм программирования
      • 1. 1. 1. Понятие «парадигма программирования»
      • 1. 1. 2. Философские основания природы математических знаний
      • 1. 1. 3. Понятие «математические основания парадигм программирования»
      • 1. 1. 4. Метаязык как средство порождения смыслов
    • 1. 2. Концептуальный каркас методической теории обучения математическим основаниям парадигм программирования
    • 1. 3. Логика методической теории обучения
  • Выводы по главе
  • Глава 2. ПОСТРОЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ОСНОВАНИЯМ ПАРАДИГМ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
    • 2. 1. Содержательная надстройка методической теории * обучения математическим основаниям парадигм программирования
      • 2. 1. 1. Классификация формальных языков
      • 2. 1. 2. Классификация парадигм программирования
      • 2. 1. 3. Линия математических оснований парадигм программирования
    • 2. 2. Цели обучения как результат построения методической теории
    • 2. 3. Содержание обучения как результат интерпретации методической теории обучения математическим основаниям парадигм программирования
      • 2. 3. 1. Математические основания императивной парадигмы программирования
        • 2. 3. 1. 1. Машина с неограниченными регистрами (МНР) и язык программирования ассемблер
        • 2. 3. 1. 2. Равнодоступная адресная машина (РАМ), равнодоступная адресная машина с хранимой программой (РАСП) и ассемблер
      • 2. 3. 2. Математические основания функциональной парадигмы программирования
      • 2. 3. 3. Математические основания продукционной парадигмы программирования
        • 2. 3. 3. 1. Нормальные алгорифмы Маркова, машина
  • Тьюринга и язык программирования Рефал
    • 2. 3. 4. Математические основания логической парадигмы программирования
      • 2. 3. 4. 1. Язык первого порядка (логический язык) и язык программирования Prolog
      • 2. 3. 5. Математические основания парадигмы программирование от состояний"
      • 2. 3. 5. 1. Регулярные выражения как средство автоматного программирования
    • 2. 4. Методы обучения
    • 2. 5. Формы обучения
    • 2. 6. Средства обучения
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
    • 3. 1. Общая характеристика исследования
    • 3. 2. Использование кластерного анализа для классифицирования парадигм программирования на уровне операционной семантики
    • 3. 3. Использование факторного анализа при отборе содержания обучения математическим основаниям парадигм программирования
    • 3. 4. Применение методов теории графов для последующего отбора содержания обучения математическим основаниям парадигм программирования
    • 3. 5. Исследование влияния разработанной методики на образование бакалавров информатики
  • Выводы по главе 3

Методика обучения бакалавров физико-математического образования математическим основаниям парадигм программирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях непрерывного развития техники современное общество нуждается в формировании личности, способной жить в новых, неожиданных для неё обстоятельствах, ибо стремление к созданию искусственного интеллекта предполагает изменение мира, существование в котором потребует от человека способности к творческим, индивидуальным решениям. Поэтому, необходимо заложить в студентов «механизм развития», чтобы по окончании университета они могли расширять и обновлять свои знания, а не быть заложниками той практической подготовки в области информатики, которая была дана им в рамках программы их обучения.

Образование формирует у человека определённую культуру, понимаемую (по Ю.М. Лотману), как единое информационное пространство с функционирующими внутри него различными знаковыми системами. Мы сталкиваемся с проблемой существования в этом пространстве, где требуется гибкость в переходе от одной знаковой системы к другой.

В связи с этим формирование культуры у студентов в области формальных языков, составляющих фундамент теоретической информатики, видится нам в проведении и демонстрации связей между этими формальными системами (которые, естественно, являются знаковыми).

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению «Физико-математическое образование» дисциплины профильной подготовки «Информатика» одним из базовых разделов изучения дисциплины «Языки и методы программирования» являются парадигмы программирования.

Учитывая тот факт, что гносеологические корни информатики уходят в математику, нам представляется важным раскрытие парадигм программирования через рассмотрение источников их возникновенияматематические основания. Формирование представления о математических основаниях парадигм программирования позволит студентам не только увидеть связи между изучаемыми им дисциплинами в области информатики, но и получить инструмент для рассмотрения, изучения и построения языков программирования разных парадигм.

С другой стороны, актуальность исследования подтверждают следующие противоречия:

1) несоответствие формирования у бакалавров физико-математического образования представлений о парадигмах программирования должному уровню, позволяющему свободно воспринимать любые алгоритмические конструкции разных языков программирования;

2) отсутствие методики обучения бакалавров физико-математического образования математическим основаниям парадигм программирования;

3) недостаточное количество учебных и методических пособий, в которых проводятся связи между языками программирования и формальными языками дискретной математики (математическими основаниями парадигм программирования).

Отметим ряд изданий, в которых затрагиваются вопросы математических оснований парадигм программирования: «Языки программирования. Практический сравнительный анализ» (М. Бен-Ари, 2000), «Универсальные языки программирования. Семантический подход» (Л.Г. Калинин, И. В. Мацкевич, 1991), «Языки программирования. Концепции и принципы» (В.Ш. Кауфман, 1993), «Лекции по теории программирования» (С.С. Лавров, 1999), «Стили и методы программирования» (Я. Я. Нетгеивода, 2005), «Основания программирования» (Я.Я. Непейвода, И. Я. Скопин, 2003), «Языки программирования: разработка и реализация» (Т. Пратпт, М. Зелковиц, 2002), «Основные концепции языков программирования» (Р.У. Себеста, 2001). Существуют также исследования, посвященные методике обучения языкам программирования, в которых поверхностно указываются связи языков программирования с соответствующими языками дискретной математики, например, И. С. Косовой (2001) (функциональное программирование), И. П. Самойловой (2001) (логическое программирование).

Сказанное выше определяет актуальность исследования и позволяет сформулировать научную проблему исследования: отбор содержания и построение методики обучения бакалавров физико-математического образования математическим основаниям парадигм программирования.

Охарактеризованная проблема с учётом актуальности её рассмотрения обусловила выбор следующей темы исследования: «Методика обучения бакалавров физико-математического образования математическим основаниям парадигм программирования». Решение научной проблемы исследования отражено в содержании данной работы.

Цель исследования состоит в разработке методической системы обучения бакалавров физико-математического образования математическим основаниям парадигм программирования в рамках дисциплины специализации «Информатика» .

Объектом исследования явился учебный процесс обучения бакалавров физико-математического образования языкам и методам программирования, а также элементам дискретной математики: «Формальные языки, грамматики, автоматы», «Математическая логика», «Теория алгоритмов» .

Предметом исследования явилась методическая система обучения бакалавров физико-математического образования математическим основаниям парадигм программирования.

Гипотеза исследования заключается в том, что методическая система обучения бакалавров физико-математического образования математическим основаниям парадигм программирования может быть построена, если:

1) принять в качестве базовых понятий «алгоритм» и «исчисление», трактуемых как способы задания конструктивных процессов;

2) воспользоваться методом межпарадигмальной рефлексии как принципом отбора содержания (по И.А. Колесниковой);

3) опираться на предложенную классификацию парадигм программирования, построенную с учётом определенной структуры парадигмы программирования;

4) воспользоваться логико-семиотическим анализом предполагаемого содержания как принципом его корректирования и структурирования.

Таким образом, для достижения поставленной цели и проверки достоверности гипотезы исследования были поставлены такие задачи.

I. Задачи методологического характера — определение исходных методологических принципов построения методической системы обучения бакалавров физико-математического образования математическим основаниям парадигм программирования:

1) выбрать методологию исследования в области методики обучения математическим основаниям парадигм программирования;

2) выделить принципы построения методической системы обучения математическим основаниям парадигм программирования;

3) провести анализ классификации формальных языков теоретической информатики, описывающих способы задания конструктивного процесса;

4) провести классификационное исследование парадигм программирования;

5) сформировать линию математических оснований парадигм программирования на основе существующих концептуальных линий в обучении математическим основаниям информатики (построенных проф. Я. И. Рыжовой и проф. М. В. Швецким);

II. Задачи теоретического характера — построение методической системы обучения бакалавров физико-математического образования математическим основаниям парадигм программирования:

1) уточнить содержание понятия «парадигма программирования» ;

2) раскрыть содержание понятия «математические основания парадигм программирования» ;

3) осуществить отбор содержания обучения математическим основаниям парадигм программирования;

4) определить цели обучения разделам содержания, посвященного обзору математических оснований парадигм программирования;

5) произвести отбор целесообразных методов, форм и средств обучения студентов математическим основаниям парадигм программирования с учётом поставленных целей.

III. Задачи практического характера — частичная практическая реализация теоретических положений исследования:

1) проверить и уточнить разработанные теоретические положения в условиях констатирующего и формирующего экспериментов;

2) разработать систему учебных пособий по языкам программирования различных парадигм, в которых описание языка программирования будет начинаться с представления математических оснований той парадигмы, к которой он принадлежит. В дополнение к этому, разработать методические рекомендации для преподавателей вузов по планированию и проведению учебных занятий по языкам программирования, направленных на обучение студентов парадигмам программирования.

Для решения задач исследования применялись следующие методы: анализ философской, научно-методической, психолого-педагогической литературы по проблемам информатизации системы образованияанализ научной литературы по математике, информатике, методике преподавания математики и информатикианализ вузовских стандартов, зарубежных и отечественных программ подготовки бакалавров физико-математического образования, учебных пособий по языкам программирования, учебников по информатике и вычислительной техникеметод межпарадигмальной рефлексии, логико-семиотический анализ отобранного содержания обученияконстатирующие и формирующие эксперименты по проверке отдельных теоретических положений работы: метод экспертных оценок и обработка результатов методами факторного и кластерного анализа, анализ контрольных работ и метод статистической обработки результатов формирующего экспериментамоделирование содержания обучения математическим основаниям парадигм программирования с помощью графов.

Положения, выносимые на защиту:

1) структура парадигмы программирования, элементами которой являются: математические основания, составляющие неизменное ядро парадигмы программированияязыки программирования, являющиеся представителями данной парадигмы и отражающие характер операционной семантикитехнологии программирования, определяющие процесс сборки программы посредством определённой инструментальной единицы декомпозиции программы, которая выражает логически завершённую элементарную часть действия алгоритма на языке программирования.

2) классификационное исследование парадигм программирования, проведённое на трёх уровнях в соответствии с предложенной структурой парадигмы программирования: математические основания, языки программирования, технологии программирования;

3) структура содержания обучения бакалавров физико-математического образования математическим основаниям парадигм программирования, полученная в результате анализа, отбора содержания разделов «Элементы теории формальных языков», «Введение в теорию абстрактных автоматов», «Введение в теорию формальных грамматик», «Теория рекурсивных функций», «Представительные вычислительные модели», «Представительные порождающие модели», «Элементы-исчисления и исчисления комбинаторов», «Логические языки нулевого и первого порядка», «Элементы языка программирования (ассемблер, Perl, LISP, Рефал, PROLOG)» и последующего синтеза содержания этих разделов;

4) содержание обучения бакалавров физико-математического образования математическим основаниям парадигм программирования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1) на основе анализа научной и учебно-методической литературы в области математических основ информатики выделена новая в методике обучения парадигма программирования — «программирование от состояний» («автоматное программирование»);

2) построена классификация парадигм программирования на основе предложенной структуры парадигмы программирования;

3) установлены связи между языками программирования и математическими моделями, лежащими в основе существующих парадигм программирования, на уровне синтаксиса и семантики формальных языков;

4) на основе связей, упомянутых в п. З, сформулированы и обоснованы теоретические положения, опираясь на которые произведён отбор содержания обучения бакалавров физико-математического образования математическим основаниям парадигм программирования.

Проведённое исследование и предложенные подходы к выявлению математических оснований парадигм программирования могут послужить основой для рассмотрения ещё неисследованных в методическом смысле и вновь образующихся парадигм программирования.

Теоретическая значимость исследования определяется:

1) научной новизной и методологическим характером работы, демонстрирующим вариант методического моделирования взаимосвязей языков математики с языками программирования, состоящий в моделировании связей между соответствующими методическими системами обучения;

2) уточнением содержания понятия «парадигма программирования», состоящим в определении структуры парадигмы программирования, компонентами которой являются: (а) математические основания парадигмы, (б) языки программирования, являющиеся представителями данной парадигмы, (в) технологии программирования;

3) формированием содержательной линии «Математические основания парадигм программирования» в теоретической информатике;

4) построенной методической системой обучения студентов математическим основаниям парадигм программирования, которая может являться теоретическим прототипом для организации связей методических систем обучения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

1) на основе построенной методической системы может быть скорректировано содержание обучения бакалавров физико-математического образования парадигмам программирования, что значительно усилит их фундаментальную подготовку в области парадигм программирования;

2) разработанная методическая система обучения может найти практическое воплощение либо в дисциплинах по изучению какого-либо языка программирования, либо в разделах дискретной математики, либо в спецкурсах;

3) на основе построенной методической системы могут быть созданы учебные пособия и методические рекомендации, направленные в широком смысле на моделирование межпредметных связей математики и информатики, а в узком смысле — на обучение студентов математическим основаниям парадигм программирования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена: методологией исследования, теоретическим обоснованием положений исследования и частичной практической реализацией построенной методической системы обученияколичественным и качественным анализом результатов исследования, полученным на основе использования методов исследования, адекватных предметным задачам и этапам исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась через публикации и выступления на научно-методическом семинаре «Вопросы теории и методики обучения информатике» кафедры информатики факультета математики РГПУ им. А. И. Герцена (2004;2005).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, страницы условных обозначений, трёх глав, заключения, библиографии и приложений. Основной текст занимает 183 е., в том числе 10 схем, 15 рисунков, 15 таблиц, библиография (145 наименований) — 13 с., приложения — 47 с.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.

1. В § 3.1 представлена общая характеристика исследования, в которой раскрыты основные этапы педагогического эксперимента (по И. Я. Лапшой и В.В.Лаптеву), сопровождавшего построение методической системы обучения бакалавров информатики математическим основаниям парадигм программирования.

2. В § 3.2 описан фрагмент констатирующего этапа педагогического эксперимента, в котором используется кластерный анализ для формулирования гипотезы, относящейся к классификации парадигм программирования. Полученная гипотеза была частично использована в теоретическом анализе, проведённом в § 2.1 п. 2.1.2.

3. В § 3.3 описан фрагмент поискового и констатирующего этапа педагогического эксперимента, в котором с помощью факторного анализа, а также метода главных компонент были выделены основные факторы, влияющие на содержание обучения бакалавров информатики основаниям парадигм программирования.

4. В § 3.4 произведена оптимизация учебного материала по содержанию и по времени методами теории графов: с помощью алгоритма топологической сортировки получена вполне упорядоченная последовательность тем обучения математическим основаниям парадигм программированияс помощью модифицированного алгоритма топологической сортировки выделены разделы содержания, которым можно обучать параллельно. В результате построен граф содержания обучения математическим основаниям парадигм программирования.

5. В § 3.5 приведен фрагмент формирующего эксперимента, в котором обозначена гипотеза о реализации содержания обучения бакалавров информатики математическим основаниям парадигм программирования. В рамках проводимого эксперимента (2002;2005 гг.) подтверждена гипотеза более узкого содержания — реализация содержания обучения бакалавров информатики математическим основаниям функциональной и продукционной парадигм программирования на основе проведённого анализа контрольных работ с использованием методов параметрической статистики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведённое теоретическое исследование показало, что в условиях непрерывного развития техники, являющегося следствием стремления человека к расширению возможностей автомата и созданию искусственного интеллекта, необходима подготовка студентов к восприятию и довольно быстрому овладению новыми языками программирования.

Как известно, все языки программирования основаны на математических моделях. Математические основания той или иной парадигмы программирования являются своеобразной «лакмусовой бумажкой», позволяющей существовать и действовать в программистском (мульти-парадигмном) мире, содержащем множество парадигм. Поэтому предлагается обучать бакалавров физико-математического образования математическим основаниям парадигм программирования.

Отметим основные результаты исследования, выраженные в построенной методической системе обучения бакалавров физико-математического образования математическим основаниям парадигм программирования:

1) уточнено содержание понятия «парадигма программирования» с помощью описания структуры парадигмы программирования;

2) раскрыто содержание понятия «математические основания парадигм программирования» ;

3) выделена новая в методике обучения парадигма программирования — «программирование от состояний» («автоматное программирование»);

4) построена классификация парадигм программирования на основе предложенной структуры парадигмы программирования;

5) обозначена содержательная линия «Математические основания парадигм программирования» ;

6) установлены связи на уровне синтаксиса и семантики между языками программирования и формальными языками математических моделей, лежащих в основе существующих парадигм программирования;

7) на основе связей, упомянутых в п. 6, сформулированы и обоснованы теоретические положения, опираясь на которые произведён отбор содержания обучения бакалавров физико-математического образования математическим основаниям парадигм программирования.

8) в рамках выделенной нами светской парадигмы образования, где образование рассматривается как формирование методологической культуры субъектного мышления, сочетающей в себе универсальное мышление и деятельность, построена методическая система обучения.

9) продемонстрировано: использование кластерного анализа для формулировки гипотезы, относящейся к построению классификации парадигм программирования на уровне операционной семантикииспользование факторного анализа для выявления основных факторов, влияющих на отбор содержанияприменение методов теории графов для отбора учебного материала, а также оптимизации его по содержанию и по временипроведение математической статистики для проверки гипотез, выдвинутых в ходе исследования, и анализ контрольных работ, проводимых в рамках экспериментального исследования.

Разработанная модель методической системы представляет собой «открытую» систему, доступную для корректировки с учётом развития вычислительной техники, появлением новых языков программирования и, соответственно, парадигм. Её реализация в учебном процессе сложна, т.к. требует определённых предварительных знаний и времени. Для выхода из этой ситуации возможно проведение спецкурсов, частичное внедрение в дисциплины по теоретической информатике и языкам программирования.

Таким образом, в рамках поставленных задач выполненное диссертационное исследование можно считать законченным.

Перспективные направления развития предложенной методической теории обучения математическим основаниям парадигм программирования нам видятся в следующем:

1) внедрение в учебный процесс технологии обучения бакалавров физико-математического образования математическим основаниям парадигм программирования;

2) развитие содержания обучения математическим основаниям парадигмы «программирование от состояний» ;

3) рассмотрение идеи образования парадигмы «программирование от шаблонов» с последующим отбором содержания обучения ее математическим основаниям;

4) отбор содержания обучения математическим основаниям парадигмы многопоточного и параллельного программирования;

5) совершенствование имеющихся и разработка новых методов, форм и средств обучения математическим основаниям парадигм программирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. К. Спецификация программ: понятийные средства и их организация. Новосибирск: Наука, 1987. — 240 с.
  2. Алфёрова 3. В. Теория алгоритмов. М.: Статистика. 1973.- 164 с.
  3. М., Танака Ю. Архитектура ЭВМ и искусственный интеллект. М.: Мир, 1993. 400 с.
  4. Я.Г. Проблемы неполноты теории и её гносеологическое значение. М.: Наука, 1986.
  5. Ахо А., Сети Р., Ульман Дж. Компиляторы: принципы, технологии и инструменты. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003.- 768 с.
  6. Г. И. К вопросу о сущности критериев эффективности обучения // Новые исследования в педагогических науках, 1973, Ж7. С.44−47.
  7. Г. И., Байер У. Цели и критерии эффективности обучения // Советская педагогика, 1975, М. С. 41−49.
  8. Е.А., Перминов В. Я. Философские и методологические проблемы математики. М.: МГУ, 1981.
  9. Бен-Ари М. Языки программирования. Практический сравнительный анализ. М.: Мир, 2000. — 366 с.
  10. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  11. .В. Кибернетика и методология науки. М.: Наука, 1974. — 414 с. 14. Бобровский С. а) Русский Пролог // PC Week/RE, 1997, 21 января. б) Технологии Пентагона на службе российских программистов. Программная инженерия. СПб.: Питер, 2003. — 222 с.
  12. В. Г. Как устроена теорема? // Математика в школе, 1973, М. С. 41−50.
  13. Т. А. Методика обучения информатике (теоретические основы): Учебное пособие. СПб.: Высшая административная школа мэрии Санкт-Петербурга, 1997. — 99 с.
  14. И. Л. Синтаксис языков программирования. М.: Наука, 1975. 232 с.
  15. В. Введение в теорию конечных автоматов. М.: Радио и связь, 1987. — 392 с.
  16. А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991. — 208 с.
  17. В.Э. Комбинаторная логика в программировании: учебное пособие. М.: МИФИ, 1993. 204 с.
  18. А. Введение в теорию конечных автоматов. М.: Наука, 1966. — 272 с.
  19. В.М., Цейтлин Г. Е., Ющенко Е. Л. Алгебра. Языки. Программирование. Киев: Наукова думка, 1978. — 320 с.
  20. А.В. Методика обучения теории алгоритмов будущих учителей информатики. Автореф.. кандид. пед. наук. СПб., 2003. — 18 с.
  21. А. В., Короткое А. В., Кудрявцева И. А., Стефано-ва Т.е., Швецкий М. В. Язык функционального программирования LISP: лабораторные работы и упражнения. Часть II. Учебное пособие.- СПб.: Изд-во «Интерлайн», 2005. 404 с.
  22. Д.В. Определение. М.: Мысль, 1974. — 312 с.
  23. И. Б. Маркетинговое проектирование методической системы обучения информатике студентов педвузов: Монография.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. 114 с.
  24. Д. Конструирование компиляторов для цифровых вычислительных машин. М.: Мир, 1975. 544 с.
  25. П. Логика, алгебра и базы данных. М.: Машиностроение, 1989. — 368 с.
  26. А.Ф. Абстрактные типы данных в языке АТ-Паскаль. М.: Наука, 1989. 200 с.
  27. Х.М., Дейтел П.Дж. Как программировать на С. М.: Бином-Пресс, 2002. — 1168 с.
  28. И. И., Рукавишников В. О. Группировка, корреляция, распознавание образов. М.: Статистика, 1977. 144 с.
  29. В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192.
  30. В. И., Гриценко Л. И. Основы дидактики высшей школы. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1978. 91 с.
  31. Н.М., Писарева С. А., Тряпицина А. П. Современные диссертационные исследования по педагогике: книга для эксперта. Монография. М.: ИРПО, 2003. — 168 с.
  32. А.П., Марков А. С. Толковый словарь по вычислительной технике и программированию. М.: Русс.яз., 1987. — 221 с.
  33. А. А., Никифоров А. Л. Словарь по логике. М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 384 с.
  34. А.Г., Мацкевич И. В. Универсальные языки программирования. Семантический подход. М.: Радио и связь, 1991.- 400 с.
  35. В.А. Основные направления и концепции науки. Итоги XX столетия. М.: Логос, 2000. — 320 с.
  36. А. С. Логика на рубеже тысячелетий // Логические *• исследования. Вып. 7. М.: Наука, 2000. — С. 7−60.
  37. Ю.Г. Теория и технология программирования. Основы построения трансляторов. СПб.: БХВ-Петербург, 2005. — 272 с.
  38. В. Е., Пошосин И. В. Методы построения трансляторов. Новосибирск: Наука, 1986. — 344 с.
  39. В.Ш. Языки программирования. Концепции и принципы. М.: Радио и связь, 1993. — 432 с.
  40. И. А. Педагогическая реальность: опыт межпара-дигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики.- 2-е изд. СПб.: Детство-пресс, 2001. — 288 с. — (Серия «Педагогическое образование»).
  41. Ю.М. Задачи в обучении математике. 4.1. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. М.:1. Просвещение, 1977. 110 с.
  42. Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1976. — 720 с.
  43. А.В., Кудрявцева И. А., Стефанова Т. С., Швец-кий М.В. Язык функционального программирования LISP: лабораторные работы и упражнения. Часть I. Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Интерлайн», 2004. — 396 с.
  44. И. А., Сазонова Н. В., Швецкий М. В. Система лабораторных работ по обучению программированию на языке ассемблера для микропроцессоров Intel: Учебное пособие к курсу «Архитектура вычислительных систем». СПб.: Изд-во «Интерлайн», 2004.- 336 с.
  45. Кук Д., Бейз Г. Компьютерная математика. М.: Наука, 1990. — 384 с.
  46. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977.
  47. А. Ж. Социально-философские проблемы теории образования. Монография. СПб.: Изд-во Синтез-Полиграф, 2003.- 472 с.
  48. С.С., Слисенко А. О., Цейтин Г. С. Проект плана-программы по специальности «Информатика и системное программирование» // Микропроцессорные средства и системы. N4. 1985. С. 20−28.
  49. И. Я. Методика формирования познавательного интереса школьников в процессе обучения физике: Автореф. докт. дис. Л., 1986.
  50. В. В. Теоретические основы методики использования современной электронной техники в обучении физике в школе: Автореф докт. дис. Л., 1989. 35 с.
  51. В.В., Рыжова Я. И., Швецкий М. В. Методическая теория обучения информатике. Аспекты фундаментальной подготовки. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — 352 с.
  52. В.В., Швецкий М. В. Методическая система фундаментальной подготовки в области информатики: теория и практика многоуровневого педагогического университетского образования. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000. — 508 с.
  53. Лекции лауреатов премии Тьюринга. М.: Мир, 1993. 560 с.
  54. . Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Юрайт, 1998. — 464 с.
  55. Логическое программирование. М.: Мир, 1988. — 368 с.
  56. Ю.М. Воспитание души. Санкт-Петербург: «Искусство-СПБ», 2003. — 624 с.
  57. Ф., Розенкранц Д., Стирнз Р. Теоретические основы проектирования компиляторов. М.: Мир, 1980. — 654 с.
  58. Е.И. Лабораторные и практические занятия по методике преподавания математики. Метод, реком. для студ. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988. — 52 с.
  59. Г. Архитектура современных ЭВМ: В 2 кн. Кн. 1. М.: Мир, 1985. 384 с.
  60. Дж. Реляционный язык пролог и его применение. М.: Наука, 1990. — 464 с.
  61. А. А., Нагорный Н. М. Теория алгорифмов. М.: ФАЗИС, 1996. — 448+48 с.
  62. А.С., Лисовский К. Ю. Базы данных. Введение в теорию и методологию. М.: Финансы и статистика, 2004. — 512 с.
  63. С.Ю. Теория дедуктивных систем и её применения.- М.: Радио и связь, 1986. 136 с.
  64. Математический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1988. — 847 с.
  65. А. Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: Автореф. докт. дис. М., 1986.
  66. Е.В. Методика обучения будущих учителей информатики дискретной математике. Автореф.. канд. пед. наук.- Санкт-Петербург, 2001.
  67. Нейман Дж.фон. Теория самовоспроизводящихся автоматов.- М.: Мир, 1971. 384 с.
  68. Я. Я. Стили и методы программирования: курс лекций. М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2005. — 320 с.
  69. Я.Я., Скопин И. Я. Основания программирования.- Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003.- 868 с.
  70. И.О. Профессиональное программирование. Системный подход. СПб.: БХВ-Петербург, 2002. — 512 с.
  71. З.А., Самойленко В. П. Формальные грамматики и распознающие автоматы. СПб.: ЛЭТИ, 1991. — 68 с.
  72. И. Я. Совершенствование подготовки будущих учителей информатики по вычислительной математике. Автореф.. кандид. пед. наук (13.00.02). СПб., 1999. — 19 с.
  73. В.И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике. М.: Финансы и статистика, 1995. — 543 с.
  74. П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972. — 184 с.
  75. . И., Гринглаз Л. Я., Гварамия А. А. Элементы алгебраической теории автоматов. М.: Высш.шк., 1994. — 191 с.
  76. Т. Языки программирования: разработка и реализация. М.: Мир, 1979. — 576 с.
  77. Т., Зелковиц М. Языки программирования: разработка и реализация. СПб.: Питер, 2002. — 688 с.
  78. Примерная программа дисциплины «Основы искусственного интеллекта» по специальности 30 100 «Информатика». — М.: Мин. образ. РФ, МПГУ (интернет публикация), 2000.
  79. И. А., Ткачук В. И. Основы педагогики высшей школы. Днепропетровск: Изд-во Днепр, госуд. ун-та, 1980. 95 с.
  80. С.В., Шеин С. А. Математические методы обработки статистической информации с помощью ЭВМ. Минск.: Университетское, 1990. 128 с.
  81. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: «Школа-Пресс», 1994. 205 с.
  82. А.В. Идеи становления человека культуры в философс-ко-педагогической мысли России и русского зарубежья (вторая половина XIX начало XX вв.): Монография. — Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2003. — 176 с.
  83. Н.И., Голанова А. В., Швецкий М. В. Упражнения по теории алгоритмов. Учебное пособие для студентов математического факультета. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. — 304 с.
  84. Н.И., Семёнова Н. И., Швецкий М. В. Упражнения по основам дискретной математики: формальные языки. Часть I. Учебное пособие для студентов математического факультета. СПб.: Изд-во «Интерлайн», 2002. — 337 с.
  85. Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 288 с.
  86. Р. У. Основные концепции языков программирования. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. — 672 с.
  87. И. П. Методика обучения логическому (хорновскому)программированию будущих учителей информатики. Автореф.канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2001. — 18 с.
  88. В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.
  89. В. А. Логические методы анализа научного знания.- М.: Эдиториал УРСС, 2002. 264 с.
  90. Е.Д., Таванец П. В. Семантика в логике / Логическая семантика и модальная логика. М.: Наука, 1967. — С.3−53.
  91. А. Семиотика и лингвистика. М.: Молодая гвардия, 1995. 352 с.
  92. О.А. Методологический подход к изучению теоретического материала курса алгебры и теории чисел в педвузе: Авто-реф. канд. дис. СПб., 1996. 18 с.
  93. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред.
  94. A.И.Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. 208 с.
  95. Толковый словарь по вычислительным системам / Под ред.
  96. B.Иллингуорта, Э. Л. Глейзера, И. К. Пайла. М.: Машиностроение, 1989. 568 с.
  97. В.Ф. Базисный РЕФАЛ. Описание языка и основные приемы программирования. М.: ЦНИПИАСС, 1974. 258 с.
  98. В. А. Семенов А. Л. Теория алгоритмов: основные открытия и приложения. М.: Наука, 1987. — 288 с.
  99. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ / Дж.-О.Ким, Ч. У. Мьюллер, У. Р. Клекка и др. М.: Финансы и статистика, 1989. 215 с.
  100. Д. Парадигмы программирования // Информатика и образование. N4, 1991. С.11−15- N5, 1991. — С.13−17.
  101. А. Языки программирования // КомпьютерПресс. N7, 1993. С.3−4.
  102. А., Харрисон П. Функциональное программирование.- М.: Мир, 1993. 637 с.
  103. Философия образования для XXI века: Сб. статей. М., 1992.
  104. Философский словарь. М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
  105. А. А. Перевод как метод обучения формальным языкам и метаязыкам // Телекоммуникации, математика и информатика исследования и инновации. Выпуск 7. Межвузовский сборник научных трудов. — СПб.: ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2003. — С.188−190.
  106. А., Бар-Хиллел И. Основания теории множеств. М.: Мир, 1966. 555 с.
  107. П. Функциональное программирование: Применение и реализация. М.: Мир, 1983. — 349 с.
  108. Дж.Р. Комбинаторы и лямбда-исчисление. Краткий обзор / Математическая логика в программировании: Сб. статей 1980−1988 гг. М.: Мир, 1991. — С.119−140.
  109. К. Введение в логическое программирование. М.: Мир, 1988. — 348 с.
  110. Э., Сеппянен Й. Мир Лиспа: В 2 т. Т.1. Введение в язык Лисп и функциональное программирование. М.: Мир, 1990. — 447 с.
  111. С., Готлоб Г., Танка J1. Логическое программирование и базы данных. М.: Мир, 1992. — 352 с.
  112. А. Введение в математическую логику. Т.1. М.: ИЛ, 1960. 486 с.
  113. Л. В. Комбинаторные исчисления. Чебоксары: ЧГУ, 1984. — 87 с.. .
  114. А. А. Логическое управление. Методы аппаратной и программной реализации алгоритмов. СПб.: Наука, 2000. — 780 с.
  115. М.В. Язык профессионала-программиста и пользователя ЭВМ: Учебное пособие для студентов физ.-мат. факультетов педагогических институтов. Самара: Изд-во Самарск. госуд. пед. ин-та, 1993. — 405 с.
  116. В. А. Основы конструктивного математического анализа. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 328 с.
  117. А. Принципы объектно-ориентированной разработки программ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. — 496 с.
  118. Э. Метаматематика элементарной математики. М.: Мир, 1987. — 128 с.
  119. Энциклопедия кибернетики. Т.2. Киев: Гл. ред. Укр. Сов. энциклопедии, 1974. 624 с.
  120. Юров В.И. Assembler. СПб: Питер, 2002. — 624 с.
  121. Aiken R., Balasubrahmanian А., Brauer VI., Buckingham D., Hebenstreit J., Khviion E., Levrat В., Lovis F., Murray-Lasso M., Turner J., Vleert van T. A Modular Curriculum in Computer Science, UNESCO-IFIP, 1994. ED/94/WS/13.
  122. Bridgman P. VI. The nature of some of our physical concepts. N. Y., 1952.
  123. Komiski R. A. Algorithm=logic+control // Comm. ACM, 1979, 22, pp.424−431.
  124. McCarthy J. A basis for a Mathematical Theory of Computation // Proceedings of the Western Joint Computer Conference, 1961.- 197
Заполнить форму текущей работой