Методика обучения бакалавров физико-математического образования математическим основаниям парадигм программирования
Диссертация
Отметим ряд изданий, в которых затрагиваются вопросы математических оснований парадигм программирования: «Языки программирования. Практический сравнительный анализ» (М. Бен-Ари, 2000), «Универсальные языки программирования. Семантический подход» (Л.Г. Калинин, И. В. Мацкевич, 1991), «Языки программирования. Концепции и принципы» (В.Ш. Кауфман, 1993), «Лекции по теории программирования» (С.С… Читать ещё >
Содержание
- Условные обозначения
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ОСНОВАНИЯМ ПАРАДИГМ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
- 1. 1. Концептуальный базис методической теории обучения математическим основаниям парадигм программирования
- 1. 1. 1. Понятие «парадигма программирования»
- 1. 1. 2. Философские основания природы математических знаний
- 1. 1. 3. Понятие «математические основания парадигм программирования»
- 1. 1. 4. Метаязык как средство порождения смыслов
- 1. 2. Концептуальный каркас методической теории обучения математическим основаниям парадигм программирования
- 1. 3. Логика методической теории обучения
- 1. 1. Концептуальный базис методической теории обучения математическим основаниям парадигм программирования
- Выводы по главе
- Глава 2. ПОСТРОЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ОСНОВАНИЯМ ПАРАДИГМ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
- 2. 1. Содержательная надстройка методической теории * обучения математическим основаниям парадигм программирования
- 2. 1. 1. Классификация формальных языков
- 2. 1. 2. Классификация парадигм программирования
- 2. 1. 3. Линия математических оснований парадигм программирования
- 2. 2. Цели обучения как результат построения методической теории
- 2. 3. Содержание обучения как результат интерпретации методической теории обучения математическим основаниям парадигм программирования
- 2. 3. 1. Математические основания императивной парадигмы программирования
- 2. 3. 1. 1. Машина с неограниченными регистрами (МНР) и язык программирования ассемблер
- 2. 3. 1. 2. Равнодоступная адресная машина (РАМ), равнодоступная адресная машина с хранимой программой (РАСП) и ассемблер
- 2. 3. 2. Математические основания функциональной парадигмы программирования
- 2. 3. 3. Математические основания продукционной парадигмы программирования
- 2. 3. 3. 1. Нормальные алгорифмы Маркова, машина
- 2. 3. 1. Математические основания императивной парадигмы программирования
- 2. 1. Содержательная надстройка методической теории * обучения математическим основаниям парадигм программирования
- 2. 3. 4. Математические основания логической парадигмы программирования
- 2. 3. 4. 1. Язык первого порядка (логический язык) и язык программирования Prolog
- 2. 3. 5. Математические основания парадигмы программирование от состояний"
- 2. 3. 5. 1. Регулярные выражения как средство автоматного программирования
- 2. 4. Методы обучения
- 2. 5. Формы обучения
- 2. 6. Средства обучения
- 3. 1. Общая характеристика исследования
- 3. 2. Использование кластерного анализа для классифицирования парадигм программирования на уровне операционной семантики
- 3. 3. Использование факторного анализа при отборе содержания обучения математическим основаниям парадигм программирования
- 3. 4. Применение методов теории графов для последующего отбора содержания обучения математическим основаниям парадигм программирования
- 3. 5. Исследование влияния разработанной методики на образование бакалавров информатики
Список литературы
- Агафонов В. К. Спецификация программ: понятийные средства и их организация. Новосибирск: Наука, 1987. — 240 с.
- Алфёрова 3. В. Теория алгоритмов. М.: Статистика. 1973.- 164 с.
- Амамия М., Танака Ю. Архитектура ЭВМ и искусственный интеллект. М.: Мир, 1993. 400 с.
- Антипенко Я.Г. Проблемы неполноты теории и её гносеологическое значение. М.: Наука, 1986.
- Ахо А., Сети Р., Ульман Дж. Компиляторы: принципы, технологии и инструменты. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003.- 768 с.
- Батурина Г. И. К вопросу о сущности критериев эффективности обучения // Новые исследования в педагогических науках, 1973, Ж7. С.44−47.
- Батурина Г. И., Байер У. Цели и критерии эффективности обучения // Советская педагогика, 1975, М. С. 41−49.
- Беляев Е.А., Перминов В. Я. Философские и методологические проблемы математики. М.: МГУ, 1981.
- Бен-Ари М. Языки программирования. Практический сравнительный анализ. М.: Мир, 2000. — 366 с.
- Бестгалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Бирюков Б.В. Кибернетика и методология науки. М.: Наука, 1974. — 414 с. 14. Бобровский С. а) Русский Пролог // PC Week/RE, 1997, 21 января. б) Технологии Пентагона на службе российских программистов. Программная инженерия. СПб.: Питер, 2003. — 222 с.
- Болтянский В. Г. Как устроена теорема? // Математика в школе, 1973, М. С. 41−50.
- Бороненко Т. А. Методика обучения информатике (теоретические основы): Учебное пособие. СПб.: Высшая административная школа мэрии Санкт-Петербурга, 1997. — 99 с.
- Братиков И. Л. Синтаксис языков программирования. М.: Наука, 1975. 232 с.
- Брауэр В. Введение в теорию конечных автоматов. М.: Радио и связь, 1987. — 392 с.
- Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991. — 208 с.
- Вольфенгаген В.Э. Комбинаторная логика в программировании: учебное пособие. М.: МИФИ, 1993. 204 с.
- Гилл А. Введение в теорию конечных автоматов. М.: Наука, 1966. — 272 с.
- Глушков В.М., Цейтлин Г. Е., Ющенко Е. Л. Алгебра. Языки. Программирование. Киев: Наукова думка, 1978. — 320 с.
- Голанова А.В. Методика обучения теории алгоритмов будущих учителей информатики. Автореф.. кандид. пед. наук. СПб., 2003. — 18 с.
- Галанова А. В., Короткое А. В., Кудрявцева И. А., Стефано-ва Т.е., Швецкий М. В. Язык функционального программирования LISP: лабораторные работы и упражнения. Часть II. Учебное пособие.- СПб.: Изд-во «Интерлайн», 2005. 404 с.
- Горский Д.В. Определение. М.: Мысль, 1974. — 312 с.
- Готская И. Б. Маркетинговое проектирование методической системы обучения информатике студентов педвузов: Монография.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. 114 с.
- Грис Д. Конструирование компиляторов для цифровых вычислительных машин. М.: Мир, 1975. 544 с.
- Грэй П. Логика, алгебра и базы данных. М.: Машиностроение, 1989. — 368 с.
- Дедков А.Ф. Абстрактные типы данных в языке АТ-Паскаль. М.: Наука, 1989. 200 с.
- Дейтел Х.М., Дейтел П.Дж. Как программировать на С. М.: Бином-Пресс, 2002. — 1168 с.
- Елисеева И. И., Рукавишников В. О. Группировка, корреляция, распознавание образов. М.: Статистика, 1977. 144 с.
- Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192.
- Загвязинский В. И., Гриценко Л. И. Основы дидактики высшей школы. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1978. 91 с.
- Загузов Н.М., Писарева С. А., Тряпицина А. П. Современные диссертационные исследования по педагогике: книга для эксперта. Монография. М.: ИРПО, 2003. — 168 с.
- Заморин А.П., Марков А. С. Толковый словарь по вычислительной технике и программированию. М.: Русс.яз., 1987. — 221 с.
- Ивин А. А., Никифоров А. Л. Словарь по логике. М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 384 с.
- Калинин А.Г., Мацкевич И. В. Универсальные языки программирования. Семантический подход. М.: Радио и связь, 1991.- 400 с.
- Канке В.А. Основные направления и концепции науки. Итоги XX столетия. М.: Логос, 2000. — 320 с.
- Карпенко А. С. Логика на рубеже тысячелетий // Логические *• исследования. Вып. 7. М.: Наука, 2000. — С. 7−60.
- Карпов Ю.Г. Теория и технология программирования. Основы построения трансляторов. СПб.: БХВ-Петербург, 2005. — 272 с.
- Касьянов В. Е., Пошосин И. В. Методы построения трансляторов. Новосибирск: Наука, 1986. — 344 с.
- Кауфман В.Ш. Языки программирования. Концепции и принципы. М.: Радио и связь, 1993. — 432 с.
- Колесникова И. А. Педагогическая реальность: опыт межпара-дигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики.- 2-е изд. СПб.: Детство-пресс, 2001. — 288 с. — (Серия «Педагогическое образование»).
- Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. 4.1. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. М.:1. Просвещение, 1977. 110 с.
- Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1976. — 720 с.
- Короткое А.В., Кудрявцева И. А., Стефанова Т. С., Швец-кий М.В. Язык функционального программирования LISP: лабораторные работы и упражнения. Часть I. Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Интерлайн», 2004. — 396 с.
- Кудрявцева И. А., Сазонова Н. В., Швецкий М. В. Система лабораторных работ по обучению программированию на языке ассемблера для микропроцессоров Intel: Учебное пособие к курсу «Архитектура вычислительных систем». СПб.: Изд-во «Интерлайн», 2004.- 336 с.
- Кук Д., Бейз Г. Компьютерная математика. М.: Наука, 1990. — 384 с.
- Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977.
- Кусжанова А. Ж. Социально-философские проблемы теории образования. Монография. СПб.: Изд-во Синтез-Полиграф, 2003.- 472 с.
- Лавров С.С., Слисенко А. О., Цейтин Г. С. Проект плана-программы по специальности «Информатика и системное программирование» // Микропроцессорные средства и системы. N4. 1985. С. 20−28.
- Панина И. Я. Методика формирования познавательного интереса школьников в процессе обучения физике: Автореф. докт. дис. Л., 1986.
- Лаптев В. В. Теоретические основы методики использования современной электронной техники в обучении физике в школе: Автореф докт. дис. Л., 1989. 35 с.
- Лаптев В.В., Рыжова Я. И., Швецкий М. В. Методическая теория обучения информатике. Аспекты фундаментальной подготовки. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — 352 с.
- Лаптев В.В., Швецкий М. В. Методическая система фундаментальной подготовки в области информатики: теория и практика многоуровневого педагогического университетского образования. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000. — 508 с.
- Лекции лауреатов премии Тьюринга. М.: Мир, 1993. 560 с.
- Лихачёв Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Юрайт, 1998. — 464 с.
- Логическое программирование. М.: Мир, 1988. — 368 с.
- Лотман Ю.М. Воспитание души. Санкт-Петербург: «Искусство-СПБ», 2003. — 624 с.
- Льюис Ф., Розенкранц Д., Стирнз Р. Теоретические основы проектирования компиляторов. М.: Мир, 1980. — 654 с.
- Лященко Е.И. Лабораторные и практические занятия по методике преподавания математики. Метод, реком. для студ. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988. — 52 с.
- Майерс Г. Архитектура современных ЭВМ: В 2 кн. Кн. 1. М.: Мир, 1985. 384 с.
- Малпас Дж. Реляционный язык пролог и его применение. М.: Наука, 1990. — 464 с.
- Марков А. А., Нагорный Н. М. Теория алгорифмов. М.: ФАЗИС, 1996. — 448+48 с.
- Марков А.С., Лисовский К. Ю. Базы данных. Введение в теорию и методологию. М.: Финансы и статистика, 2004. — 512 с.
- Маслов С.Ю. Теория дедуктивных систем и её применения.- М.: Радио и связь, 1986. 136 с.
- Математический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1988. — 847 с.
- Мордкович А. Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: Автореф. докт. дис. М., 1986.
- Мусинова Е.В. Методика обучения будущих учителей информатики дискретной математике. Автореф.. канд. пед. наук.- Санкт-Петербург, 2001.
- Нейман Дж.фон. Теория самовоспроизводящихся автоматов.- М.: Мир, 1971. 384 с.
- Непейвода Я. Я. Стили и методы программирования: курс лекций. М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2005. — 320 с.
- Непейвода Я.Я., Скопин И. Я. Основания программирования.- Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003.- 868 с.
- Одинцов И.О. Профессиональное программирование. Системный подход. СПб.: БХВ-Петербург, 2002. — 512 с.
- Опалева З.А., Самойленко В. П. Формальные грамматики и распознающие автоматы. СПб.: ЛЭТИ, 1991. — 68 с.
- Пальчикова И. Я. Совершенствование подготовки будущих учителей информатики по вычислительной математике. Автореф.. кандид. пед. наук (13.00.02). СПб., 1999. — 19 с.
- Першиков В.И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике. М.: Финансы и статистика, 1995. — 543 с.
- Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972. — 184 с.
- Плоткин Б. И., Гринглаз Л. Я., Гварамия А. А. Элементы алгебраической теории автоматов. М.: Высш.шк., 1994. — 191 с.
- Прашп Т. Языки программирования: разработка и реализация. М.: Мир, 1979. — 576 с.
- Пратт Т., Зелковиц М. Языки программирования: разработка и реализация. СПб.: Питер, 2002. — 688 с.
- Примерная программа дисциплины «Основы искусственного интеллекта» по специальности 30 100 «Информатика». — М.: Мин. образ. РФ, МПГУ (интернет публикация), 2000.
- Рейнгард И. А., Ткачук В. И. Основы педагогики высшей школы. Днепропетровск: Изд-во Днепр, госуд. ун-та, 1980. 95 с.
- Репин С.В., Шеин С. А. Математические методы обработки статистической информации с помощью ЭВМ. Минск.: Университетское, 1990. 128 с.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: «Школа-Пресс», 1994. 205 с.
- Рогова А.В. Идеи становления человека культуры в философс-ко-педагогической мысли России и русского зарубежья (вторая половина XIX начало XX вв.): Монография. — Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2003. — 176 с.
- Рыжова Н.И., Голанова А. В., Швецкий М. В. Упражнения по теории алгоритмов. Учебное пособие для студентов математического факультета. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. — 304 с.
- Рыжова Н.И., Семёнова Н. И., Швецкий М. В. Упражнения по основам дискретной математики: формальные языки. Часть I. Учебное пособие для студентов математического факультета. СПб.: Изд-во «Интерлайн», 2002. — 337 с.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 288 с.
- Себеста Р. У. Основные концепции языков программирования. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. — 672 с.
- Самойлова И. П. Методика обучения логическому (хорновскому)программированию будущих учителей информатики. Автореф.канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2001. — 18 с.
- Ситаров В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.
- Смирнов В. А. Логические методы анализа научного знания.- М.: Эдиториал УРСС, 2002. 264 с.
- Смирнова Е.Д., Таванец П. В. Семантика в логике / Логическая семантика и модальная логика. М.: Наука, 1967. — С.3−53.
- Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М.: Молодая гвардия, 1995. 352 с.
- Сотникова О.А. Методологический подход к изучению теоретического материала курса алгебры и теории чисел в педвузе: Авто-реф. канд. дис. СПб., 1996. 18 с.
- Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред.
- A.И.Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. 208 с.
- Толковый словарь по вычислительным системам / Под ред.
- B.Иллингуорта, Э. Л. Глейзера, И. К. Пайла. М.: Машиностроение, 1989. 568 с.
- Турчин В.Ф. Базисный РЕФАЛ. Описание языка и основные приемы программирования. М.: ЦНИПИАСС, 1974. 258 с.
- Успенский В. А. Семенов А. Л. Теория алгоритмов: основные открытия и приложения. М.: Наука, 1987. — 288 с.
- Факторный, дискриминантный и кластерный анализ / Дж.-О.Ким, Ч. У. Мьюллер, У. Р. Клекка и др. М.: Финансы и статистика, 1989. 215 с.
- Федюшин Д. Парадигмы программирования // Информатика и образование. N4, 1991. С.11−15- N5, 1991. — С.13−17.
- Фёдоров А. Языки программирования // КомпьютерПресс. N7, 1993. С.3−4.
- Фияд А., Харрисон П. Функциональное программирование.- М.: Мир, 1993. 637 с.
- Философия образования для XXI века: Сб. статей. М., 1992.
- Философский словарь. М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
- Фомина А. А. Перевод как метод обучения формальным языкам и метаязыкам // Телекоммуникации, математика и информатика исследования и инновации. Выпуск 7. Межвузовский сборник научных трудов. — СПб.: ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2003. — С.188−190.
- Френкель А., Бар-Хиллел И. Основания теории множеств. М.: Мир, 1966. 555 с.
- Хендерсон П. Функциональное программирование: Применение и реализация. М.: Мир, 1983. — 349 с.
- Хиндли Дж.Р. Комбинаторы и лямбда-исчисление. Краткий обзор / Математическая логика в программировании: Сб. статей 1980−1988 гг. М.: Мир, 1991. — С.119−140.
- Хоггер К. Введение в логическое программирование. М.: Мир, 1988. — 348 с.
- Хювенен Э., Сеппянен Й. Мир Лиспа: В 2 т. Т.1. Введение в язык Лисп и функциональное программирование. М.: Мир, 1990. — 447 с.
- Чери С., Готлоб Г., Танка J1. Логическое программирование и базы данных. М.: Мир, 1992. — 352 с.
- Чёрч А. Введение в математическую логику. Т.1. М.: ИЛ, 1960. 486 с.
- Шабунин Л. В. Комбинаторные исчисления. Чебоксары: ЧГУ, 1984. — 87 с.. .
- Шалыто А. А. Логическое управление. Методы аппаратной и программной реализации алгоритмов. СПб.: Наука, 2000. — 780 с.
- Швецкий М.В. Язык профессионала-программиста и пользователя ЭВМ: Учебное пособие для студентов физ.-мат. факультетов педагогических институтов. Самара: Изд-во Самарск. госуд. пед. ин-та, 1993. — 405 с.
- Шурыгин В. А. Основы конструктивного математического анализа. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 328 с.
- Элиенс А. Принципы объектно-ориентированной разработки программ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. — 496 с.
- Энгелер Э. Метаматематика элементарной математики. М.: Мир, 1987. — 128 с.
- Энциклопедия кибернетики. Т.2. Киев: Гл. ред. Укр. Сов. энциклопедии, 1974. 624 с.
- Юров В.И. Assembler. СПб: Питер, 2002. — 624 с.
- Aiken R., Balasubrahmanian А., Brauer VI., Buckingham D., Hebenstreit J., Khviion E., Levrat В., Lovis F., Murray-Lasso M., Turner J., Vleert van T. A Modular Curriculum in Computer Science, UNESCO-IFIP, 1994. ED/94/WS/13.
- Bridgman P. VI. The nature of some of our physical concepts. N. Y., 1952.
- Komiski R. A. Algorithm=logic+control // Comm. ACM, 1979, 22, pp.424−431.
- McCarthy J. A basis for a Mathematical Theory of Computation // Proceedings of the Western Joint Computer Conference, 1961.- 197