Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Изучение эффективности педагогических средств

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отдаленная оценка формы воспитательной работы. В конце года учащимся предлагается вспомнить все дела, в которых они участвовали или которые организовали в коллективе, и оценить их с помощью цветограммы, шкалы, словесно. У детей есть возможность оценить эти дела в сравнении, а педагогам остается проанализировать результаты оценок и выявить наиболее действенные средства. Наиболее доступным методом… Читать ещё >

Изучение эффективности педагогических средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изучение эффективности педагогической деятельности предусматривает исследование его организации и предполагает:

  • — определение наиболее эффективных педагогических средств;
  • — выявление существующих «пробелов», установление малоэффективных влияний и отрицательных воздействий в организации педагогического процесса;
  • — установление причин, снижающих его эффективность;
  • — выявление путей, способствующих развитию всех участников образовательного процесса и самого образовательного учреждения.

Чтобы изучить организацию педагогического процесса, необходимо собрать информацию, отражающую:

  • а) содержание и формы деятельности педагогов, учащихся, родителей;
  • б) результаты педагогического процесса, т. е. образовательные результаты, изменения в воспитанности, социализированности детей, отношениях между участниками педагогического процесса, развитии коллектива, рост профессионализма педагогов и др.
  • в) что и как из проведенной педагогической работы повлияло на достижение полученных результатов, то есть эффективность использованных средств.

Первый блок информации без труда может быть получен при анализе планов, учебно-воспитательных разработок дел, рабочих записей, сделанных педагогом по ходу проводимой работы, в беседе и в процессе коллективного анализа. Содержание и организация сбора информации по второму блоку изложены в предыдущих разделах главы.

Наиболее доступным методом изучения эффективности используемых воспитательных средств является, на наш взгляд, коллективный анализ жизнедеятельности школы, класса, объединений, однако результаты такого анализа полезно дополнить и уточнить с помощью использования других методов сбора информации. С этой целью заполняются анкеты с учащимися, педагогами и родителями.

Приведем примеры вопросов анкеты, которые позволяют определить эффективность используемых педагогических средств, например, конкретных дел:

  • — Назовите самые запомнившиеся дела учебного года.
  • — Какие дела способствовали установлению дружеских отношений в коллективе?
  • — Организатором каких дел в классе ты был? и т. п.

При составлении «срезовых» анкет особенно важно продумать возможность быстрой обработки. В таких анкетах чаще всего используются вопросы закрытого типа, то есть регламентирующие выбор мнений, или предусматривается возможность использования «шкалирования» оценок и мнений. Приводим пример такой анкеты.

Цель: определить, что и в какой мере в школе является значимым для детей, влияет на их отношение к окружающему миру; изучить эффективность воспитательных средств, степень их влияния на результаты воспитательного процесса.

Проведение. Каждому ученику предлагается оценить степень влияния нижеперечисленных средств на:

  • а) его отношение к жизни; формирование у него положительных качеств;
  • б) обстановку и психологический климат в школе.

Оценивать предлагается по следующей шкале:

  • 6 — повлияло очень сильно;
  • 5 — повлияло сильно;
  • 4 — повлияло в значительной мере;
  • 3 — повлияло, но незначительно;
  • 2 — почти не повлияло;
  • 1 — не повлияло;

О — отрицательно повлияло.

Определение эффективности педагогических средств.

Таблица 1.5

№ п/п.

Название средств.

Степень влияния.

А.

Б.

Общешкольное дело «За честь школы».

Общешкольное дело «Праздник знаний и творчества».

3—5.

Другие общешкольные дела (перечисляются).

Уроки математики.

Уроки географии.

8—17.

Уроки по другим предметам (перечисляются).

Классные дела.

№ п/п.

Название средств.

Степень влияния.

А.

Б.

Взаимоотношения с учителями.

Взаимоотношения с одноклассниками.

Взаимоотношения с родителями.

Занятия в клубе, кружке, секции или другом объединении по интересам.

Обстановка в классе.

Пример родителей.

Пример педагогов.

Отношение к вам ваших товарищей.

Ваше увлечение в свободное время.

28—30.

Другие средства (элементы) воспитательного процесса (перечисляются).

Обработка результатов. Подсчитывается средний балл из всех оценок каждого средства и определяется эффективность его влияния на учащихся в сопоставлении с другими.

Основным средством, влияющим на развитие детей, педагогов, отношения в коллективе, является деятельность, в которую включаются участники педагогического процесса и которая организуется в различных формах.

Изучение эффективности форм учебной и внеурочной деятельности предусматривает определение ее результатов и соотнесение этих результатов с затратами, усилиями педагогов, организаторов проводимой работы.

Результаты мероприятия характеризуются степенью решения конкретных воспитательных задач, мерой его влияния на развитие отношений между детьми, на развитие их активности и творчества, проявление их индивидуальности, самореализацию. Для разработки методик, позволяющих оценить эффективность формы педагогической работы, также важно определить критерии с учетом поставленных педагогических задач и планируемых результатов.

Для изучения результатов и эффективности формы обучения и воспитания используются различные способы.

1) Наблюдение за поведением учащихся в процессе подготовки и проведения мероприятия, когда предоставляется возможность фиксировать позицию каждого ребенка по определенным показателям. Сравнение данных наблюдений для различных ситуаций позволяет оценить эффективность отдельных педагогических средств, используемых при проведении мероприятия, и в целом эффективность формы работы.

зо.

  • 2) Наблюдение за поведением детей, их отношениями после проведения мероприятия. Так, например, после беседы о культуре поведения или обсуждения отношений в коллективе важно найти факты, подтверждающие положительные изменения в поведении и действиях детей, чтобы убедиться в полезности проведенной формы воспитательной работы. Если после завершения разговора по какой-либо теме на классном часе учащиеся продолжают обсуждать затронутую проблему, можно предположить, что классный час в определенной мере достиг своей цели.
  • 3) Анкетирование участников деятельности. Данный метод нецелесообразно использовать часто. Опрос надо провести в том случае, если мероприятие проходило впервые или есть сомнения в эффективности и целесообразности тех или иных используемых средств.

Можно использовать открытые вопросы, например: что получилось и почему? Что не получилось и почему? Нужно ли было данное дело и почему? Если бы снова проводилось это дело (мероприятие), стал бы ты принимать в нем участие? Ответы на эти вопросы позволяют представить педагогам видение детей, выявить значимые для них элементы, сопоставить свои замыслы с реальной оценкой воплощения этих замыслов.

В ряде случаев полезную и объективную информацию может дать шкалированная анкета, которая быстро заполняется и обрабатывается. Например, учащимся предлагается дать ответы на вопросы:

  • — В какой мере ты смог проявить свои способности и таланты в этом деле?
  • — В какой мере тебе удалось проявить активность, заинтересованность? и т. п.

При этом используется следующая шкала: 4 — полностью проявил; 3 — в основном; 2 — частично; 1 — мало; 0 — не смог проявить.

Или:

  • — Оцени полезность этого мероприятия для развития отношений в нашем коллективе.
  • — Оцени полезность этого дела для развития твоих творческих способностей.

Предлагается шкала:

  • 4 — полезно;
  • 3 — скорее полезно, чем бесполезно;
  • 2 — трудно сказать;
  • 1 — скорее бесполезно, чем полезно;

О — бесполезно.

Учащиеся в анкете по соответствующей шкале могут оценить эффективность, полезность и значимость для себя отдельных фрагментов, приемов, элементов, из которых состояла данная форма работы.

4) Цветограмма. Каждый ученик оценивает конкретную форму работы с помощью цветных жетонов. Содержание оценок может зависеть от характера и целей мероприятия. Например, каждый ученик оценивает занятия, которые посетил.

  • 5) Символическая оценка настроения после мероприятия. Например, после завершения мероприятия предлагается зафиксировать свое настроение, опустив жетон в один из пакетов со следующими рисунками:
    • а) светит солнце;
  • 6) тучи на небе, и пробиваются лучи солнца;
  • в) идет дождь.

Символическая оценка используется не во всех случаях, так как есть такие формы работы, в которых на первый план выступает не эмоциональное состояние участника, а полезность и важность проделанного. В ряде случаев эмоциональная оценка не является критерием эффективности мероприятия. (Например, серьезный и сложный разговор, дискуссия, которые могут побудить к осмыслению, переживанию, но при этом эмоциональное состояние может быть противоречивым, неоднозначным.).

б) Отдаленная оценка формы воспитательной работы. В конце года учащимся предлагается вспомнить все дела, в которых они участвовали или которые организовали в коллективе, и оценить их с помощью цветограммы, шкалы, словесно. У детей есть возможность оценить эти дела в сравнении, а педагогам остается проанализировать результаты оценок и выявить наиболее действенные средства.

Важным показателем результативности любого дела (мероприятия) является последействие, т. е. когда в процессе проведения очередного дела, подведения его итогов рождается новая идея, система действий по ее реализации или новое дело.

Об эффективности формы воспитательной работы можно судить по тому, как учащиеся включились в коллективный анализ, насколько глубоко и сущностно они характеризуют проделанную работу на этапе подготовки и осуществления мероприятия.

Перед коллективным анализом формы работы очень важно оценить результативность (как дело повлияло на каждого ребенка и на взаимоотношения детей), а также знать мнение учащихся о действенности используемых приемов и средств в ходе проведенной работы.

Изучение эффективности педагогических средств тесно связано с аналитической деятельностью участников образовательного процесса, о чем речь пойдет в следующей главе. Целесообразно учитывать, что эффективность форм воспитательной работы изучается для того, чтобы педагоги и организаторы могли внести коррективы в последующие действия, в организацию очередных дел с учетом поставленных целей и задач, постоянно отслеживать развитие воспитательного процесса.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой