Изучение эффективности педагогических средств
Отдаленная оценка формы воспитательной работы. В конце года учащимся предлагается вспомнить все дела, в которых они участвовали или которые организовали в коллективе, и оценить их с помощью цветограммы, шкалы, словесно. У детей есть возможность оценить эти дела в сравнении, а педагогам остается проанализировать результаты оценок и выявить наиболее действенные средства. Наиболее доступным методом… Читать ещё >
Изучение эффективности педагогических средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Изучение эффективности педагогической деятельности предусматривает исследование его организации и предполагает:
- — определение наиболее эффективных педагогических средств;
- — выявление существующих «пробелов», установление малоэффективных влияний и отрицательных воздействий в организации педагогического процесса;
- — установление причин, снижающих его эффективность;
- — выявление путей, способствующих развитию всех участников образовательного процесса и самого образовательного учреждения.
Чтобы изучить организацию педагогического процесса, необходимо собрать информацию, отражающую:
- а) содержание и формы деятельности педагогов, учащихся, родителей;
- б) результаты педагогического процесса, т. е. образовательные результаты, изменения в воспитанности, социализированности детей, отношениях между участниками педагогического процесса, развитии коллектива, рост профессионализма педагогов и др.
- в) что и как из проведенной педагогической работы повлияло на достижение полученных результатов, то есть эффективность использованных средств.
Первый блок информации без труда может быть получен при анализе планов, учебно-воспитательных разработок дел, рабочих записей, сделанных педагогом по ходу проводимой работы, в беседе и в процессе коллективного анализа. Содержание и организация сбора информации по второму блоку изложены в предыдущих разделах главы.
Наиболее доступным методом изучения эффективности используемых воспитательных средств является, на наш взгляд, коллективный анализ жизнедеятельности школы, класса, объединений, однако результаты такого анализа полезно дополнить и уточнить с помощью использования других методов сбора информации. С этой целью заполняются анкеты с учащимися, педагогами и родителями.
Приведем примеры вопросов анкеты, которые позволяют определить эффективность используемых педагогических средств, например, конкретных дел:
- — Назовите самые запомнившиеся дела учебного года.
- — Какие дела способствовали установлению дружеских отношений в коллективе?
- — Организатором каких дел в классе ты был? и т. п.
При составлении «срезовых» анкет особенно важно продумать возможность быстрой обработки. В таких анкетах чаще всего используются вопросы закрытого типа, то есть регламентирующие выбор мнений, или предусматривается возможность использования «шкалирования» оценок и мнений. Приводим пример такой анкеты.
Цель: определить, что и в какой мере в школе является значимым для детей, влияет на их отношение к окружающему миру; изучить эффективность воспитательных средств, степень их влияния на результаты воспитательного процесса.
Проведение. Каждому ученику предлагается оценить степень влияния нижеперечисленных средств на:
- а) его отношение к жизни; формирование у него положительных качеств;
- б) обстановку и психологический климат в школе.
Оценивать предлагается по следующей шкале:
- 6 — повлияло очень сильно;
- 5 — повлияло сильно;
- 4 — повлияло в значительной мере;
- 3 — повлияло, но незначительно;
- 2 — почти не повлияло;
- 1 — не повлияло;
О — отрицательно повлияло.
Определение эффективности педагогических средств.
Таблица 1.5
№ п/п. | Название средств. | Степень влияния. | |
А. | Б. | ||
Общешкольное дело «За честь школы». | |||
Общешкольное дело «Праздник знаний и творчества». | |||
3—5. | Другие общешкольные дела (перечисляются). | ||
Уроки математики. | |||
Уроки географии. | |||
8—17. | Уроки по другим предметам (перечисляются). | ||
Классные дела. |
№ п/п. | Название средств. | Степень влияния. | |
А. | Б. | ||
Взаимоотношения с учителями. | |||
Взаимоотношения с одноклассниками. | |||
Взаимоотношения с родителями. | |||
Занятия в клубе, кружке, секции или другом объединении по интересам. | |||
Обстановка в классе. | |||
Пример родителей. | |||
Пример педагогов. | |||
Отношение к вам ваших товарищей. | |||
Ваше увлечение в свободное время. | |||
28—30. | Другие средства (элементы) воспитательного процесса (перечисляются). |
Обработка результатов. Подсчитывается средний балл из всех оценок каждого средства и определяется эффективность его влияния на учащихся в сопоставлении с другими.
Основным средством, влияющим на развитие детей, педагогов, отношения в коллективе, является деятельность, в которую включаются участники педагогического процесса и которая организуется в различных формах.
Изучение эффективности форм учебной и внеурочной деятельности предусматривает определение ее результатов и соотнесение этих результатов с затратами, усилиями педагогов, организаторов проводимой работы.
Результаты мероприятия характеризуются степенью решения конкретных воспитательных задач, мерой его влияния на развитие отношений между детьми, на развитие их активности и творчества, проявление их индивидуальности, самореализацию. Для разработки методик, позволяющих оценить эффективность формы педагогической работы, также важно определить критерии с учетом поставленных педагогических задач и планируемых результатов.
Для изучения результатов и эффективности формы обучения и воспитания используются различные способы.
1) Наблюдение за поведением учащихся в процессе подготовки и проведения мероприятия, когда предоставляется возможность фиксировать позицию каждого ребенка по определенным показателям. Сравнение данных наблюдений для различных ситуаций позволяет оценить эффективность отдельных педагогических средств, используемых при проведении мероприятия, и в целом эффективность формы работы.
зо.
- 2) Наблюдение за поведением детей, их отношениями после проведения мероприятия. Так, например, после беседы о культуре поведения или обсуждения отношений в коллективе важно найти факты, подтверждающие положительные изменения в поведении и действиях детей, чтобы убедиться в полезности проведенной формы воспитательной работы. Если после завершения разговора по какой-либо теме на классном часе учащиеся продолжают обсуждать затронутую проблему, можно предположить, что классный час в определенной мере достиг своей цели.
- 3) Анкетирование участников деятельности. Данный метод нецелесообразно использовать часто. Опрос надо провести в том случае, если мероприятие проходило впервые или есть сомнения в эффективности и целесообразности тех или иных используемых средств.
Можно использовать открытые вопросы, например: что получилось и почему? Что не получилось и почему? Нужно ли было данное дело и почему? Если бы снова проводилось это дело (мероприятие), стал бы ты принимать в нем участие? Ответы на эти вопросы позволяют представить педагогам видение детей, выявить значимые для них элементы, сопоставить свои замыслы с реальной оценкой воплощения этих замыслов.
В ряде случаев полезную и объективную информацию может дать шкалированная анкета, которая быстро заполняется и обрабатывается. Например, учащимся предлагается дать ответы на вопросы:
- — В какой мере ты смог проявить свои способности и таланты в этом деле?
- — В какой мере тебе удалось проявить активность, заинтересованность? и т. п.
При этом используется следующая шкала: 4 — полностью проявил; 3 — в основном; 2 — частично; 1 — мало; 0 — не смог проявить.
Или:
- — Оцени полезность этого мероприятия для развития отношений в нашем коллективе.
- — Оцени полезность этого дела для развития твоих творческих способностей.
Предлагается шкала:
- 4 — полезно;
- 3 — скорее полезно, чем бесполезно;
- 2 — трудно сказать;
- 1 — скорее бесполезно, чем полезно;
О — бесполезно.
Учащиеся в анкете по соответствующей шкале могут оценить эффективность, полезность и значимость для себя отдельных фрагментов, приемов, элементов, из которых состояла данная форма работы.
4) Цветограмма. Каждый ученик оценивает конкретную форму работы с помощью цветных жетонов. Содержание оценок может зависеть от характера и целей мероприятия. Например, каждый ученик оценивает занятия, которые посетил.
- 5) Символическая оценка настроения после мероприятия. Например, после завершения мероприятия предлагается зафиксировать свое настроение, опустив жетон в один из пакетов со следующими рисунками:
- а) светит солнце;
- 6) тучи на небе, и пробиваются лучи солнца;
- в) идет дождь.
Символическая оценка используется не во всех случаях, так как есть такие формы работы, в которых на первый план выступает не эмоциональное состояние участника, а полезность и важность проделанного. В ряде случаев эмоциональная оценка не является критерием эффективности мероприятия. (Например, серьезный и сложный разговор, дискуссия, которые могут побудить к осмыслению, переживанию, но при этом эмоциональное состояние может быть противоречивым, неоднозначным.).
б) Отдаленная оценка формы воспитательной работы. В конце года учащимся предлагается вспомнить все дела, в которых они участвовали или которые организовали в коллективе, и оценить их с помощью цветограммы, шкалы, словесно. У детей есть возможность оценить эти дела в сравнении, а педагогам остается проанализировать результаты оценок и выявить наиболее действенные средства.
Важным показателем результативности любого дела (мероприятия) является последействие, т. е. когда в процессе проведения очередного дела, подведения его итогов рождается новая идея, система действий по ее реализации или новое дело.
Об эффективности формы воспитательной работы можно судить по тому, как учащиеся включились в коллективный анализ, насколько глубоко и сущностно они характеризуют проделанную работу на этапе подготовки и осуществления мероприятия.
Перед коллективным анализом формы работы очень важно оценить результативность (как дело повлияло на каждого ребенка и на взаимоотношения детей), а также знать мнение учащихся о действенности используемых приемов и средств в ходе проведенной работы.
Изучение эффективности педагогических средств тесно связано с аналитической деятельностью участников образовательного процесса, о чем речь пойдет в следующей главе. Целесообразно учитывать, что эффективность форм воспитательной работы изучается для того, чтобы педагоги и организаторы могли внести коррективы в последующие действия, в организацию очередных дел с учетом поставленных целей и задач, постоянно отслеживать развитие воспитательного процесса.