Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сюжетно-ролевая игра как условие формирования системных обобщенных знаний учащихся начальных классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Каждый этап развития общества решает свои задачи и вносит новое в теорию и практику обучения. В последнее десятилетие взгляды на существующую систему образования изменились кардинальным образом: общество уже прониклось мыслью, что как содержание, так и методы обучения и воспитания должны быть более гибкими, адаптированными к меняющемуся миру. Осознание первоочерёдности гуманистических целей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы игровой деятельности и её возможностей в формировании системных обобщённых знаний
    • 1. 1. Психолого — педагогическая характеристика места и роли игры в педагогическом процессе
    • 1. 2. Механизмы игровой деятельности, активизирующие деятельность учащихся начальных классов
    • 1. 3. Особенности сюжетно — ролевой игры и её возможности в формировании системных обобщённых знаний
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Использование сюжетно — ролевой игры в процессе обучения в начальной школе
    • 2. 1. Использование игры в процессе обучения младших школьников (материалы констатирующего эксперимента)
    • 2. 2. Обоснование логики и методики формирования системных обобщённых знаний в процессе игровой деятельности младших школьников
    • 2. 3. Дидактические возможности сюжетно-ролевой игры в формировании системных обобщенных знаний в практике начального обучения
  • Выводы по второй главе

Сюжетно-ролевая игра как условие формирования системных обобщенных знаний учащихся начальных классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Каждый этап развития общества решает свои задачи и вносит новое в теорию и практику обучения. В последнее десятилетие взгляды на существующую систему образования изменились кардинальным образом: общество уже прониклось мыслью, что как содержание, так и методы обучения и воспитания должны быть более гибкими, адаптированными к меняющемуся миру. Осознание первоочерёдности гуманистических целей образования предполагает существенное изменение традиционных методов, форм и средств учебной деятельности. Гуманизация образования и требование интенсификации процесса формирования научных знаний уже в младшем школьном возрасте ставят педагогов перед необходимостью поиска новых решений в организации процесса обучения. Одно из них связано с пересмотром традиционного взгляда на игру и её использование в процессе обучения (Ш.А.Амонашвили, О. С. Газман, С.А.Шмаков).

Актуальность исследования обусловлена недостаточным освещением вопросов теории игровой деятельности в дидактике начальной школы, где игра до недавнего времени рассматривалась главным образом как средство развлечения и занимательности. Современная наука располагает большим количеством исследований игры в области психологии раннего детства и дошкольной педагогики (Л.С.Выготский, А. С. Спиваковская, Д.Б.Эльконин) — кроме того, разработаны конкретные игры и ситуации их использования специалистами — методистами разных учебных предметов (Н.Г.Гамбург, Е. Енгабаева, Г. А. Калугина, О. В. Канарская, И. Я. Лапина, М.Ф.Стронин) — интенсивно ведётся разработка и применение деловых игр (И.Г.Абрамова, М. Г. Гафт, Р. Ф. Жуков, Ю. Н. Кулюткин, П. И. Пидкасистый, Г. С. Сухобская, И. М. Сыроежин, Ж.С.Хайдаров) и игр психотерапевтической направленности (В.В.Петрусинский, А.С.Спиваковская) в обучении старшеклассников.

Особый интерес к возможностям игры в обучении проявляют исследователи начальной школы, где игра выступает основой для формирования учебной деятельности, обеспечивая непрерывность и преемственность ступеней образования (М.М.Безруких, О. С. Газман, Н. В. Кудыкина, М.Н.Скаткин). Кроме того, педагоги (М.М.Безруких, П. И. Пидкасистый, С.А.Шмаков) указывают на то, что включение игры в процесс обучения способствует разрешению противоречия, возникшего между усложнением учебных программ в начальной школе, чрезмерной их интеллектуализацией, с явным доминированием требования формирования у младших школьников основ научных знаний, и возрастными особенностями и возможностями младших школьников.

Несмотря на утверждение о важности и необходимости применения игры в начальной школе, слабо изучена её дидактическая сущность, обусловленность проведения игры учебными целями, особенностями изучаемого содержания, возрастом младших школьников. Не раскрыты компоненты и механизмы игровой деятельности как специфические приёмы обучения. Отсутствуют исследования возможностей игры, соответствующих логике и методике изучения различных циклов учебных предметов.

Особенность предметов естественно-научного цикла состоит в том, что при их изучении формируются основы знаний младших школьников о природных объектах и явлениях, подавляющее большинство которых представляет собой сложные многокомпонентные системы. Чаще всего причины существования системы и внутренние связи скрыты от непосредственного наблюдения, поэтому необходимо использовать в их изучении воображение, импровизацию, имитацию, активные и разнообразные ролевые действия и на этой основе моделировать системное знание. Именно в игровой деятельности перечисленные механизмы представляют органический ансамбль (Л.С.Выготский, А. С. Спиваковская, С. А. Шмаков, Д.Б.Эльконин).

Изучение практической стороны использования игровой деятельности в обучении младших школьников показало слабую методическую подготовку учителя к использованию игры на уроке, отсутствие банка игр и методик их организации, раскрывающих содержание учебного материала в объёме требований учебной программы начальной школы. У учителей бытует мнение, что игра лишь средство развлечения и применяется при изучении несложных вопросов содержания.

Таким образом, потребность педагогической практики, недостаточная разработанность дидактического аспекта использования игры в процессе обучения, и в частности в вопросах Формирования системных естественно — научных знаний у младших школьников, обусловили актуальность выбора темы исследования.

Исследование проводилось с целью выявления особенностей сюжетноролевой игры и их влияния на формирование системных обобщённых знаний и на изменение интереса младших школьников к предмету.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников. Предмет исследования: формирование системных обобщенных знаний в процессе сюжетно — ролевой игры.

Гипотеза исследования: в силу того, что сюжетно — ролевая игра моделирует ситуацию, обеспечивает конструирование и проектирование сюжета, сочетание процессов имитации и импровизации и их реализацию в выполнении учеником роли, то в результате игры формируются системные обобщённые знания в учебной деятельности, направленной на воссоздание реальных явлений и процессов, и развитие интереса учащихся к предмету.

Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:

• изучение философской, психолого-педагогической литературы по теории игровой деятельности и определение концептуальных подходов к проблеме;

• определение уровня усвоения учащимися начальных классов основных естественно-научных систем знаний в массовом опыте работы учителей;

• изучение особенностей сюжетно — ролевой игры и её возможностей в формировании системных обобщённых знаний в разных классах начальной школы;

• проведение педагогического эксперимента с целью выявления эффективности применения сюжетно — ролевых игр в процессе формирования системных обобщённых знаний младших школьников и их влияния на развитие творческой активности и интереса учащихся к учебному предмету.

Теоретике — методологическую основу исследования составили идеи:

• о деятельности и общении как ведущих факторах развития человека (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.);

• об игровой деятельности как одной из ведущих видов деятельности, определяющей развитие ребёнка (А.Валлон, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. С. Спиваковская, Д. Б. Эльконин и др.);

• об игровой деятельности как одном из звеньев гуманистической психологии и педагогики (Ш.А.Амонашвили, О. С. Газман, С. А. Шмаков и др.);

• о широкой реализации игровой деятельности в различных дидактических структурах: содержании, методах, приёмах, формах организации (О.С.Газман, В. В. Петрусинский, П. И. Пидкасистый, Г. К. Селевко и др.);

• о системной природе игровой деятельности, обеспечивающей многоаспектное воздействие на развитие ребёнка: его эмоционально — волевой, интеллектуальной, мотивационной, творческой сфер (Н.П.Аникеева, Ю. П. Азаров, Н. В. Самоукова, С. А. Шмаков и др.);

• о возрастном аспекте в осуществлении игровой деятельности и её влиянии на развитие ребёнка в начальном звене обучения (М.М.Безруких, О. С. Газман, Н. Е. Харитонова, Н. Е. Щуркова, М. Г. Яновская и др.);

• об использовании структуры сюжетно — ролевой игровой деятельности с целью формирования системных обобщённых знаний в процессе обучения (Л.С.Выготский, Г. Д. Кириллова, Д.Б.Эльконин);

• об игровой деятельности как факторе саморазвития, самоорганизации, проявления индивидуальности ребёнка (Ю.П.Азаров, Н. П. Аникеева, Г. И. Камаева, Т. С. Позднякова и др.).

Базой опытно — экспериментальной работы явились начальные классы средних школ г. Петрозаводска 18, 52, 4, частной независимой школывсего в исследовании приняли участие 154 ученика 3 классов, изучающих природоведение по программе А. А. Плешакова (1−3). Кроме того, в исследовании приняли участие учителя начальных классов школ Республики Карелия (40 чел.), студенты 4 курса заочного факультета КГПУ (30 чел.), студенты 3 курса факультета ^ начального образования очной формы обучения (30 чел.), родители учеников 3 классов (30 человек).

Задачи исследования потребовали использования адекватных методов исследования, которые носили комплексный характер:

• изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования для определения объекта, предмета, задач и гипотезы, а также исходных условий экспериментальной работы;

• целенаправленное наблюдение за деятельностью учителя и учащихся в процессе обучения;

• анкетирование учителей, родителей, студентов педагогического университета, учащихся младших классов;

Ф • педагогический эксперимент, направленный на выявление эффективности использования сюжетно — ролевой игровой деятельности на этапе изучения нового материала;

• анализ результатов самостоятельных работ и игровых материалов, созданных учащимися.

Диссертационное исследование проводилось в три этапа:

1 этап (1996 — 1997 гг.) предполагал изучение различных литературных источников и разработку теоретических подходов к проблеме исследованияизучение педагогического опыта работы учителей начальных классов по использованию игры в процессе обученияанализ результатов, полученных на диагноф стическом этапе исследования проблемыразработку экспериментальных методик сюжетно — ролевых игр.

2 этап (1997 — 1998 гг.) связан с практической реализацией программы формирующего эксперимента, направленного на выявление эффективности формирования системных обобщённых знаний при использовании сюжетноролевой игры на уроках природоведения в 3-х классах, с проверкой и уточнением теоретических положений исследования.

3 этап (1998 — 1999 гг.) заключался в завершении экспериментального исследования в анализе, обработке, обобщении и оформлении полученных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в:

• теоретическом обосновании места и роли игровой деятельности в процессе формирования системных обобщённых знаний у младших школьников;

• определении особенностей, возможностей и механизмов сюжетно-ролевой игры в качестве дидактического условия, позволяющего сформировать системные обобщённые знания у младших школьников;

• определении зависимости между процессом формирования системных обобщённых знаний в сюжетно — ролевой игровой деятельности и эффективностью усвоения научных понятий в младшем школьном возрасте;

• выявлении зависимости между процессом формирования системных обобщённых знаний в сюжетно-ролевой игровой деятельности и развитием творческой активности и интереса учащихся к учебному предмету.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методики сюжетно-ролевой игры, обеспечивающей активное участие школьников в изучении сложных разделов учебной программыв создании банка игр, отвечающих содержанию учебных программ начальной школы и возрастным особенностям учащихсяв определении механизмов сюжетно-ролевой игры, влияющих на формирование системных обобщённых знанийв разработке методики анализа результатов процесса усвоения системных обобщённых знаний.

Полученные в ходе экспериментальной работы результаты могут быть использованы при:

• организации игровой деятельности на уроках в практике массовой школы;

• создании игровых педагогических технологий, ориентированных на саморазвитие личности ученика;

• чтении лекций и проведении спецкурса в вузе и в системе повышения квалификации учителей;

• в научно-исследовательской работе студентов педагогических вузов.

Разработка и реализация игровой деятельности в процессе обучения младших школьников позволили сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:

1. В силу того, что игровая деятельность создаёт условия для самостоятельного продвижения младшего школьника в познавательном процессе, она является эффективным средством активизации процесса обучения, стимулируя развитие эмоционально — волевой, интеллектуальной, мотивационной сферы ученика.

2. Присущие сюжетно — ролевой игре особенности: сюжет, содержательная и поведенческая модель, роль, разнообразие оформительских аксессуаров, обеспечивая процессы моделирования, конструирования, проектирование сюжета, а также исполнения роли на основе сочетания процессов имитирования и импровизации, создают условия для формирования системных естественно — научных знаний у младших школьников.

3. Результат сюжетно — ролевой игры в виде сценического действия облегчает усвоение системных естественно-научных знаний в начальной школе, делая процесс его изучения доступным и увлекательным.

4. Творческая атмосфера игры способствует развитию творческой активности учащихся при оперировании усвоенным содержанием в последующей самостоятельной работеактивная творческая деятельность ставит ученика в субъектную позицию, пробуждает интерес к учебному предмету.

Достоверность результатов и обоснованность теоретических обобщений обусловлены методологической основой выполненного исследованиярепрезентативной выборкой, достаточной для количественного и качественного анализакомплексом методов, адекватных предмету, цели, задачам исследованияличным участием автора в организации опытно-экспериментальной работы.

Выводы по второй главе.

Диагностический этап исследования показал, что в массовом опыте учителя начальной школы ограничиваются в применении определённых видов игр. Предпочтение отдаётся интеллектуальным, подвижным играм и играм — аттракционам, которые решают ограниченный круг дидактических задач: стимулирование познавательной активности, использование игр в качестве развлекательного и занимательного средства, для отдыха после определённых видов учебного труда. Редко организуются имитационные и сюжетно — ролевые игры, использование которых позволяет изучить сложный программный материал в доступной и активной форме.

Игровая деятельность большинством педагогов определяется как сложный вид деятельности, требующий специальной методической подготовки. Одной из причин, ограничивающих её использование, — недостаточное освещение в педагогической литературе вопросов теории игровой деятельности, а также отсутствие банка игр и методик, соответствующих содержанию образования в начальной школе.

Анализ учебников, методической литературы, требований учебных программ выявил необходимость изучения учебного материала на уровне формирования системных обобщённых знаний. В то же время констатирующий эксперимент обнаружил, что традиционные методы не формируют системные естественно — научные знания: учащиеся демонстрировали выделение ограниченного количества компонентов системы, недостаточный уровень осознанности и обобщённости системного знания.

В обучающем эксперименте в результате поиска места включения сюжетно — ролевой игры на этапе изучения сложного учебного материала оказалось, что учащиеся первого класса не готовы к ее проведению. Для учащихся вторых классов применение сюжетно — ролевой игры целесообразно на этапе обобщения и закрепления учебного материала. В главе объясняется необходимость включения сюжетно — ролевой игры на этапе изучения нового материала в процессе обучения третьеклассников.

Содержание учебного предмета и цели обучения позволили разработать ¦ методику и обосновать этапы её реализации на примере конкретных учебных тем.

Формирующий этап эксперимента определил зависимость между качеством процесса формирования системных обобщённых знаний и организацией процесса их изучения. Оказалось, что сюжетно — ролевая игра через присущие ей механизмы и возможности обеспечивает формирование системных обобщённых знаний по природоведению на более высоком уровне, по сравнению с объяснительно — иллюстративным изучением учебного материала. Кроме того, доступность, непринуждённость, яркость и образность сюжетно — ролевой игры способствуют активному включению учащихся в процесс изучения нового, обеспечивая возникновение и развитие интереса к учебному предмету.

Естественность творческого характера сюжетно — ролевой игры стимулирует творческие способности учащихся, актуализируя имеющийся жизненный опыт и приобретённые в ходе обучения знания. Активная творческая деятельность ставит ученика в субъектную позицию, что стимулирует его активность в познании окружающего мира. Ш.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполнено теоретико-экспериментальное исследование, в результате которого:

Изучены и обобщены дидактические возможности игры в процессе обучения младших школьников. Исходя из основополагающих положений отечественной философии, психологии и педагогики о том, что деятельность и общение являются ведущими факторами развития ребёнка, показано многообразное влияние игровой деятельности в достижении школьниками образовательных задач. Игровая деятельность проявляется в различных дидактических структурах: содержании, методах, приёмах, формах организации, обогащая процесс обучения, свойственными ей особенностями, стимулируя саморазвитие ребёнка в процессе познания. Системная многофункциональная природа игровой деятельности обеспечивает многоаспектное воздействие на развитие ребёнка: его эмоционально-волевую, интеллектуальную, мотивационную, творческую сферы, осуществляя гуманистическое направление в обучении. Гуманистическая сущность игровой деятельности в обучении сопряжена также с возрастными особенностями младших школьников, естественной потребностью ребёнка быть её участником, потребностью в активном действии, общении с товарищами, в проявлении самостоятельности, особенностей своей индивидуальности.

2. Проанализированы различные классификации игр и выявлены их дидактические возможности. Исходя из цели — формировать системные обобщённые знания в процессе изучения естественно-научных знаний, — особое внимание уделено анализу дидактических возможностей сюжетно-ролевой игры. Тем самым поставлена и осуществлена проблема зависимости между целью и структурой изучаемого содержания и структурой деятельности ученика в процессе использования игры как дидактического средства. В данном случае такие характеристики сюжетно-ролевой игры, как развитие сюжета, аналогия, имитация, конструирование, моделирование, выполняемая учеником в соответствии со всем этим роль, стали тем основанием, которое определило гипотезу об эффективности сюжетно — ролевой игры при формировании системных обобщённых знаний. В данном случае мы исходили из того, что системное обобщённое знание представляет единство структурно-информационной и функциональной сторон и что сюжетно — ролевой игре также свойственно единство знания и способа деятельности в процессе её развития.

3. Исследовано состояние решения проблемы использования игры учителями начальных классов в массовом опыте. Обнаружено, что учителя не готовы к решению поставленной нами задачи, что ещё раз убедило в актуальности исследования и поставленной цели — формировать системные обобщённые знания младших школьников в игровой деятельности, стимулирующей эмоциональноволевую, интеллектуальную и мотивационную сферы познания и тем самым расширяющей образовательные и развивающие функции обучения. Этот вывод подтвердили и результаты самостоятельных работ учащихся, показавшие, что традиционные средства недостаточны для формирования системных обобщённых знаний.

4. Выявлено место проведения сюжетно-ролевой игры в работе с младшими школьниками. Так, лабораторные исследования показали, что учащиеся первого класса ещё к ней не готовы. Во втором классе её проведение целесообразно на этапе закрепления и обобщения знаний по теме. В третьем классе проведение сюжетно-ролевой игры возможно и целесообразно на этапе изучения нового учебного материала. Изучаемый в третьем классе материал предполагает в изучении явлений природы определить длинную цепочку взаимосвязей между большим количеством компонентов. Чаще всего компоненты в цепи природных процессов скрыты от непосредственного наблюдения или ученику необходимо представить то, что он никогда не видел. Поэтому именно сюжетно — ролевая игра даёт учащимся возможность фантазировать, использовать различные аналогии и представления, осуществлять поиск, экспериментировать. В результате применения сюжетно-ролевой игры системное знание о природном объекте или явлении формируется в доступной и интересной форме, хотя решаются сложные и трудные вопросы. Результатом этой деятельности является демонстрация увлекательной образной модели.

Разработана методика проведения сюжетно-ролевой игры, цель которой — формирование системных обобщённых знаний. Определены её этапы: первый этап посвящён подготовке учащихся к участию в игревторой этап связан с осуществлением процесса формирования системных обобщённых знаний в процессе игровой деятельноститретий этап — творческое применение знаний в новой ситуации.

Методика проведения сюжетно-ролевой игры представлена в сопоставлении с методикой объяснительно-иллюстративного обучения, что даёт возможность конкретней показать особенности и возможности каждой.

6. Представлены результаты изучения учебного материала на протяжении изучения четырёх тем, охватывающих изучение природоведения в течение учебного года. В сравнении рассматриваются результаты проверочных работ в контрольных и экспериментальных классах. Выявляются системность — полнота в раскрытии понятий, обобщённость и осознанность знаний.

Выявлено отношение учащихся к методике изучения учебного материала, свидетельствующее об интересе учащихся экспериментальных классов к процессу изучения и учебному предмету. Учащиеся экспериментальных классов обнаружили способность к творческому применению знаний в новых условиях. Сравниваются результаты не только обучения по данным методикам, но и развитие результатов от темы к теме.

Полученные данные доказывают правомерность выдвинутой гипотезы Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в:

• теоретическом обосновании места и роли игровой деятельности в процессе формирования системных обобщённых знаний у младших школьников;

• определении особенностей, возможностей и механизмов сюжетно-ролевой игры в качестве эффективного дидактического средства, позволяющего сформировать системные обобщённые знания у младших школьников;

• определении зависимости между процессом формирования системных обобщённых знаний в игровой деятельности и эффективностью усвоения научных понятий в младшем школьном возрасте;

• выявлении зависимости между процессом формирования системных обобщённых знаний в сюжетно-ролевой игровой деятельности и развитием творческой активности и интереса учащихся к учебному предмету.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методики сюжетно — ролевой игры, обеспечивающей активное участие школьников в изучении сложных разделов учебной программыв создании банка игр, отвечающих содержанию учебных программ начальной школы и возрастным особенностям учащихсяв определении механизмов сюжетно-ролевой игры, влияющих на формирование системных обобщённых знаний — в разработке методики анализа результатов процесса усвоения системных обобщённых знаний^.

Полученные в ходе экспериментальной работы результаты могут быть использованы при:

• организации игровой деятельности на уроках природоведения в практике массовой школы;

• создании игровых педагогических технологий, ориентированных на саморазвитие личности ученика;

• чтении лекций и проведении спецкурса в вузе и системе повышения квалификации учителей;

• в научно-исследовательской работе студентов педагогических вузов.

Апробация результатов исследования осуществлялась в выступлениях на научных конференциях Карельского государственного педагогического университета (1997,1999) — на заседаниях кафедры педагогики и психологии начального образования и совета факультета начального образования КГПУвыступлении на аспирантской лаборатории (1996) — в ходе обсуждений на семинарских занятиях по спецкурсу «Игра в педагогическом процессе современной школы» со студентами КГПУв выступлении на международной научно — практической конференции «Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации» (Петрозаводск, 1999) — в выступлении в ходе работы международной летней школы по экологическому образованию (Rantasalmi, Finland, 1998) — при проведении семинарских занятий на факультете повышения квалификации работников образования г. Петрозаводска, специальность «Экология» (1999) — при чтении лекций на курсах повышения квалификации учителей начальной школы Республики Карелия (1998) — а также в публикациях автора.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Г. Интенсификация учебного процесса в системе повышения квалификации с помощью деловых игр. — Ростов-на-Дону: ИНХ, 1986.- 21 с.
  2. Ю.П. Игра и труд. М.: Знание, 1973.- 93 с.
  3. Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Топинал, 1994.- 607 с.
  4. Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя / Предисл. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1983. — 208 с.
  5. Ш. А. Как живете, дети?: Пособие для учителя. -М.:Просвещение, 1986. 176 с.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.380 с.
  7. .Г. Человек как предмет познания. Л.:Изд.Ленингр.ун-та, 1968.339 с.
  8. Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.- 143 с. Ш
  9. Ю.Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989, — 223 с. 11 .Антропова М., Бородкина Г., Кузнецова Л. Инновации, учебная нагрузка и здоровье детей // Народное образование.-1998.-N 9−10.-С.171−174.
  10. А.М. Комплексные самостоятельные исследования учащихся в процессе экологического образования. СПб.:Дис.кан.пед.наук, 1992. — 159 с.
  11. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Просвещение, 1982. -192 с.
  12. А.А. Исследование эффективности игровых форм обучения изобразительному искусству в первом классе: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1982.-40с.
  13. М.М., Ефимова С. П., Князева М. Г. Как подготовить ребенка к школе. Тула.: Арктоус, 1996, — 128с.
  14. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. / Пер. с англ. А. В. Ярхо, Л. Г. Ионина.- Под ред. М. С. Мацковского.- СПб.-М.: ACT, 1997.- 396 с.
  15. И.В., Юдин Б. Г. Понятие целостности и его роль в научном познании.- М.: Знание, 1972. 48 с.
  16. И.В. Проблемы методологии системного исследования. -М.: Мысль, 1970. 455 с.
  17. И.В. Становление и сущность системного подхода. М.:Наука, 1973.-270 с.
  18. О.С., Петрова В. И. Воспитание культуры поведения учащихся 1−3 классов. М.: Просвещение, 1978. — 159 с.
  19. О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1986. — 189 с.
  20. О.С., Петрова В. И. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников. М.: Педагогика, 1972.- 104 с.
  21. А.А. Подвижные игры для 1−4 классов. Л.: Учпедгиз, 1961. — 176 с.
  22. Буя Т. А. Игра в эстетическом воспитании младших школьников // Начальная школа. 1997. N 6. С. 40−43.
  23. А. Истоки характера у ребенка // Вопросы психологии. 1990. N 6.- С. * 121−133.
  24. А. Психологическое развитие ребенка / Пер. с франц.-Вступит. статья канд.философ.наук Л.Анцыферова. М.: Просвещение, 1967, — 196 с.
  25. Е. Ролевые игры: дети и закон // Народное образование. 1998. N 910. С. 33 -34.
  26. М.Б. Средства наглядности как материальная основа управления процессом усвоения знаний // Сов.педагогика.1979. N 9. С. 64 70.
  27. М.И. Учителю об эмоциональном развитии младшего школьника // Начальная школа. 1998. N 2. С.21−23.
  28. Н.Н. Теория игр. М.: Знание, 1976. — 64 с.
  29. Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка//Вопросы психологии. 1966. N 6. С.62−76.
  30. О.С., Харитонова Н. В. В школу с игрой. — М.: Просвещение, 1991.96 с.
  31. О.С. Каникулы: игра, воспитание. О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников. М.: Педагогика, 1988.- 160 с.
  32. И.В. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в системе модульного обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1996. 21 с.
  33. Н.И. Использование занимательности как средство повышения ка• чества обучения русскому языку (на материале изучения синтаксиса сложного предложения): Автореф. дис. канд. пед. наук. Д., 1966.- 21 с.
  34. А.А. Моделирующая игра как фактор становления ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам Автореф. дис. .канд.пед.наук. СПб., 1996. 16 с.
  35. Е.М., Рябинин Б. С. Игры и упражнения для маленьких и больших. -М.: Просвещение, 1969. 104 с.
  36. Е.М., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию. -М.: Педагогика, 1971.- 103 с.
  37. С.Н. Особенности процесса формирования ведущих идей учебного предмета у учащихся старших классов: Автореф. дис.. канд.пед. наук. Л., 1986, — 16 с.
  38. В.М. Играйте в лапту. -М.: Физкультура и спорт, 1988. 32 с.• 41. Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. М.: Петит, 1994. -243 с.
  39. Е.И., Соколов Э. В. Свободное время и развитие личности. Л.: Ленингр.орг.о-ва «Знание» РСФСР, 1983. — 32 с.
  40. Е. Дидактические функции занимательных задач и игр с математическим содержанием при обучении в 4−5 классах.: Автореф. дис.канд.пед.наук. Ташкент, 1981. -18 с.
  41. .П. Основы дидактики. М.: Просвещение, 1967.- 472 с.
  42. Р.И. Игра в ее педагогическом значении. М.: Педагогика, 1975. -111 с.
  43. Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду. М.:Изд-во• Акад.пед.наук РСФСР, 1960. 160 с.
  44. Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии. 1990. N 6. С.86−92.48.3ахлебный А. Н. Ролевые игры по охране природы в средней школе: Сб.ст. -М.: НИИ содерж. и методов обучения, 1977. 57 с.
  45. Л.И. Творческие комплексные игры как средство сплачения пионерского коллектива: Автореф.дис. канд.пед.наук.- М., 1977, — 21 с.
  46. Игра в педагогическом процессе: Межвузовский сб.науч.тр./ Ново-сиб.гос.пед.ин-т- Редкол.: Н. П. Аникеева (отв.ред.) и др.- Новосибирск: НГПИ,• 1989, — 121 с.
  47. Игра? Игра! Сборник /сост. В. Н. Белов. Л.: Лениздат, 1987.-134 с.
  48. Т.А. Педагогика: курс лекций. М.: Просвещение, 1984.-495 с.
  49. Л.А. Формирование опорных знаний как условие успешности учебной деятельности учащихся начальных классов: Дис. канд.пед.наук. Л., 1987. -216 с.
  50. Н.Б. Теоретические основы методики обучения математики в начальных классах. М.:Просвещение, 1996. — 76 с.
  51. Г. И., Позднякова Т. С. Подросток в клубе. М.: Профиздат, 1985.142 с.
  52. О.В. Дидактическая игра на уроках русского языка (инновационный подход). С.-Петербург: Лики России, 1994. — 169 с.
  53. О.В. Инновационное обучение. С.-Петербург: Лики России, 1997.-480 с.
  54. В.Н. Некоторые формы умственного тренинга // Психол.журн. -1987. Т.8, N 6. — С.90 — 97.
  55. Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система. -СПб.: Образование, 1996. 135 с.
  56. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 1980. — 159 с.
  57. И.В. Опережающие самостоятельные работы как условие развития познавательной активности учащихся: Автореф. дис. канд.пед.наук. Петрозаводск, 1998. 23 с. ф 62.Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  58. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 254 с.
  59. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. 269 с.
  60. Т.Е. Творческая игра в воспитательной работе школы// Учен.зап./ ЛГПИ. 1966.- С.171−210.
  61. И.М. Подвижные игры в школе. М. .Просвещение, 1979.- 191 с.
  62. И.М. Подвижные игры детей. М.: Советская Россия, 1987. — 154 с.
  63. Н.В. Дидактические игры и занимательные задания для первого класса четырехлетней начальной школы. Киев: Радянська школа, 1989. — 140 с.
  64. Г. А. Сто игр по истории. М.: Просвещение, 1983.- 240 с.
  65. Ю.Н., Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности. -Л.: об-во «Знание» РСФСР. Ленинградская организация, 1971.- 38 с.
  66. Н. Основы общей дидактики. М.: Высшая школа, 1986.- 367 с.
  67. З.И. Игра как форма организации коллективной деятельности старших пионеров: Автореф. дис. канд.пед.наук. Л., 1986.- 21 с.
  68. И.Я. Методика формирования познавательного интереса школьников на занятиях по физике: Автореф. дис. д-ра пед. наук: М., 1984. 37 с.
  69. Г. А. Игра как средство активизации учебно-воспитательного процесса в средних классах общеобразовательной школы: Автореф. дис.канд.пед.наук. Алма-Ата, 1972.- 21 с.
  70. Е.П. Малышам о звездах и планетах. 2 изд. М.: Педагогика, 1986. -128 с.
  71. Н.Ю. Самостоятельная работа на уроке как фактор активизации учебно-познавательной деятельности школьника: Автореф. дис. канд.пед.наук. Л., 1984. 18 с.
  72. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. -304 с.
  73. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.:Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
  74. Ю.М. Педагогика и психология игры. // Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск, 1985. — С.109−117.
  75. А.С. Лекции о воспитании детей. // Собр.соч.: В 11 т. М.: изд-во Акад.пед.наук, 1958. Т.4.- С. 341−417.
  76. А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта.// Собр.соч.: В И т. М.: изд-во Акад.пед.наук, 1958. Т.5. С.227−308.
  77. М.И. Организация проблемного обучения в школе. -М.:Просвещение, 1977. 240 с.
  78. М.И. Современный урок. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
  79. Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции?// Педагогика. 1997. N 3. С. 20 27.
  80. Е.А. Игры путешествия в октябрятской группе.-М.:Просвещение, 1981. -112 с.
  81. Е.А. Путешествие в страну Пионерию. М.: Молодая гвардия, 1963. — 126 с.
  82. В.Н. Спортивные аттракционы. М.: Просвещение, 1970.- 40 с.
  83. .П., Никитина JI.A. Мы и наши дети / Вступ. ст. Н.Амосова. 3-е изд. — М.: Моск. рабочий, 1988. — 223 с.
  84. .П. Развивающие игры. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1985. — 120 с.
  85. .П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М. .Просвещение, 1989. 158 с.
  86. Одаренные дети: Пер. с англ. / Под общ.ред. Бурменского Г. В., Слуцкого В. М. М.: Прогресс, 1991. — 380 с. 92,Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990.- 208 с.
  87. Э.В. Характер переживаний подростков в игре. // Учен.зап. / ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1971. Т.447. Воспитание чувств детей и подростков. С. 164 -182.
  88. Педагогика: Учеб.пособие. / Под ред. Ю. К. Бабанского. 2 изд.М.: Просвещение, 1988. 478 с.
  89. Педагогика: Учеб.пособие./ Под ред. П. И. Пидкасистого. М.:Российское педагогическое агенство, 1996. — 599 с.
  90. Педагогика младшего школьного возраста: Вопросы обучения и воспитания в начальных классах. Челябинск, 1974. Вып.2. -102 с.
  91. Педагогика школы / Под ред.чл.кор. АПН СССР Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977. — 383 с.
  92. А.В. Психология развивающейся личности . М. .Просвещение, 1987.-240 с.
  93. А.В. Откровенно говоря. Ростов-на-Дону- Феникс, 1997. -509 с.
  94. В.В. Игры: обучение, тренинг, досуг. М.: Новая школа, 1994. — 368 с.
  95. . Избранные психологические труды / Пер. с франц.-Предисл. В. А. Лекторского и др. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
  96. Ю2.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: Пер. с фр.В. А. Лухова СПб- Союз, 1997, — 254 с.
  97. ЮЗ.Пидкасистый П. И., Ахметов Н. К., Хайдаров Ж. С. Игра как средство активизации учебного процесса // Сов.педагогика. 1985. N 3. С.22- 25.
  98. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. -М.: МПУ, 1996. 265 с.
  99. В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. -М.-.Профиздат, 1991.-191 с.
  100. И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед.учеб.заведений / Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. М.: Просвещение, 1996. -432 с.
  101. Е.А. Детские игры, преимущественно русские. -М.Типолитография В. Рихтера, 1887. 311 с.
  102. А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины // Педагогика. 1999. N3. С.121−126.
  103. Ю9.Радина К. Д. Воспитание общественной активности пионеров. М.:3нание, 1979.-48 с.
  104. С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. — 191 с.
  105. Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 134 с.
  106. Н.Г. Знак и символ в обучении. -М.: Изд-во МГУ, 1988. 286 с.
  107. Пб.Саморукова П. Г. Планирование руководства ролевыми играми детей // Учен.зап. / ЛГПИ им А. И. Герцена. 1964. Т.270. — С.88−97.
  108. СамоукинаН.В. Игры, в которые играют. Психологический практикум.- Дубна: Феникс, 1997.- 148 с.
  109. Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1995. — 138 с.
  110. Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. -М.: Народное образование, 1996. 110 с.
  111. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  112. Е.Э. Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности школьников: Дис. канд.пед.наук. Л., 1984.- 188 с.
  113. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 150 с.
  114. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. -95 с.
  115. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: Просвещение, 1980. — 144 с.
  116. Л.И. Проблема дидактической игры в обучении грамоте шестилетних детей: Автореф.дис. канд.пед.наук. М., 1978. 18 с.
  117. С.Л. Педагогика для всех. М.: Дет.лит., 1987, — 365 с.
  118. С.Л. Учение с увлечением. М.: Дет.лит., 1979.- 175 с.
  119. A.M. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1974. — 192 с.
  120. А.С. Игра это серьезно. — М.: Педагогика, 1981.-144 с.
  121. А.С. Нарушение игровой деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 133 с.
  122. М.В. Обучающие игры на уроке английского языка. -М. .Просвещение, 1981. -112 с.
  123. В.Н., Кель О. С. Игра. Творчество. Жизнь. М.: Просвещение, 1966.- 304 с.
  124. В.З. Ролевая игра как средство регуляции подростков // Педагогика и психология игры Новосибирск, 1985. — С.37 -54
  125. К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр.соч. :В 11 т. М., Изд-во АПИ, 1950. Т.8. 775 е.- Т.9. 627 с.
  126. Т.Г. Формирование системных обобщенных знаний в процессе самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Автореф.дис.. канд.пед.наук. Л.: 1988. — 19 с.
  127. Ф.И. Психологический анализ игр и их роль в учении школьников // Сов.педагогика. 1953. N 4. С. 80 86.
  128. Ф. Педагогические сочинения // Собр.соч.: В 2 т.М., 1913. Т.2. 412 с.
  129. Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М., Знание, 1984. — 80 с.
  130. Л.М. Психологический опыт глазами психолога. М.:Просвещение, 1987. 223 с.
  131. Хейзинга Й. Homo ludens: В тени завтрашнего дня. М., Прогресс Академия. 1992. — 458 с.
  132. B.C. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. -М.: Педагогика, 1977. 120 с.
  133. B.C. Предупреждение неуспеваемости учащихся. М.:3нание, 1989.-75 с.
  134. Г. А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников // Вопросы психологии. 1998. — N 5.- С. 68−81.
  135. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения.-М.:Народное образование, 1996. 157 с.
  136. С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994. — 240 с.
  137. Г. П. Избранные труды / Ред.- сост. А. А. Пископпель.- М.: Школа Культурной Политики, 1995. 759 с.
  138. В.Г. Игры для детей. М.: Физкультура и спорт, 1975.- 157 с.
  139. В.Г. Подвижные игры в 1−4 классах. Минск: Народная асвета, 1970. -53 с.
  140. М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. М.: Просвещение, 1974. — 128 с.
  141. М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания.- М.:1. Просвещение, 1986. 155 с.
Заполнить форму текущей работой