Сюжетно-ролевая игра как условие формирования системных обобщенных знаний учащихся начальных классов
![Диссертация: Сюжетно-ролевая игра как условие формирования системных обобщенных знаний учащихся начальных классов](https://westud.ru/work/2531991/cover.png)
Диссертация
Каждый этап развития общества решает свои задачи и вносит новое в теорию и практику обучения. В последнее десятилетие взгляды на существующую систему образования изменились кардинальным образом: общество уже прониклось мыслью, что как содержание, так и методы обучения и воспитания должны быть более гибкими, адаптированными к меняющемуся миру. Осознание первоочерёдности гуманистических целей… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы игровой деятельности и её возможностей в формировании системных обобщённых знаний
- 1. 1. Психолого — педагогическая характеристика места и роли игры в педагогическом процессе
- 1. 2. Механизмы игровой деятельности, активизирующие деятельность учащихся начальных классов
- 1. 3. Особенности сюжетно — ролевой игры и её возможности в формировании системных обобщённых знаний
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Использование сюжетно — ролевой игры в процессе обучения в начальной школе
- 2. 1. Использование игры в процессе обучения младших школьников (материалы констатирующего эксперимента)
- 2. 2. Обоснование логики и методики формирования системных обобщённых знаний в процессе игровой деятельности младших школьников
- 2. 3. Дидактические возможности сюжетно-ролевой игры в формировании системных обобщенных знаний в практике начального обучения
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абрамова И.Г. Интенсификация учебного процесса в системе повышения квалификации с помощью деловых игр. — Ростов-на-Дону: ИНХ, 1986.- 21 с.
- Азаров Ю.П. Игра и труд. М.: Знание, 1973.- 93 с.
- Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Топинал, 1994.- 607 с.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя / Предисл. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1983. — 208 с.
- Амонашвили Ш. А. Как живете, дети?: Пособие для учителя. -М.:Просвещение, 1986. 176 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.380 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.:Изд.Ленингр.ун-та, 1968.339 с.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.- 143 с. Ш
- Ю.Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989, — 223 с. 11 .Антропова М., Бородкина Г., Кузнецова Л. Инновации, учебная нагрузка и здоровье детей // Народное образование.-1998.-N 9−10.-С.171−174.
- Аушева А.М. Комплексные самостоятельные исследования учащихся в процессе экологического образования. СПб.:Дис.кан.пед.наук, 1992. — 159 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Просвещение, 1982. -192 с.
- Баранов А.А. Исследование эффективности игровых форм обучения изобразительному искусству в первом классе: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1982.-40с.
- Безруких М.М., Ефимова С. П., Князева М. Г. Как подготовить ребенка к школе. Тула.: Арктоус, 1996, — 128с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. / Пер. с англ. А. В. Ярхо, Л. Г. Ионина.- Под ред. М. С. Мацковского.- СПб.-М.: ACT, 1997.- 396 с.
- Блауберг И.В., Юдин Б. Г. Понятие целостности и его роль в научном познании.- М.: Знание, 1972. 48 с.
- Блауберг И.В. Проблемы методологии системного исследования. -М.: Мысль, 1970. 455 с.
- Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода. М.:Наука, 1973.-270 с.
- Богданова О.С., Петрова В. И. Воспитание культуры поведения учащихся 1−3 классов. М.: Просвещение, 1978. — 159 с.
- Богданова О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1986. — 189 с.
- Богданова О.С., Петрова В. И. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников. М.: Педагогика, 1972.- 104 с.
- Бриеде А.А. Подвижные игры для 1−4 классов. Л.: Учпедгиз, 1961. — 176 с.
- Буя Т. А. Игра в эстетическом воспитании младших школьников // Начальная школа. 1997. N 6. С. 40−43.
- Валлон А. Истоки характера у ребенка // Вопросы психологии. 1990. N 6.- С. * 121−133.
- Валлон А. Психологическое развитие ребенка / Пер. с франц.-Вступит. статья канд.философ.наук Л.Анцыферова. М.: Просвещение, 1967, — 196 с.
- Валькова Е. Ролевые игры: дети и закон // Народное образование. 1998. N 910. С. 33 -34.
- Волович М.Б. Средства наглядности как материальная основа управления процессом усвоения знаний // Сов.педагогика.1979. N 9. С. 64 70.
- Волошкина М.И. Учителю об эмоциональном развитии младшего школьника // Начальная школа. 1998. N 2. С.21−23.
- Воробьев Н.Н. Теория игр. М.: Знание, 1976. — 64 с.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка//Вопросы психологии. 1966. N 6. С.62−76.
- Газман О.С., Харитонова Н. В. В школу с игрой. — М.: Просвещение, 1991.96 с.
- Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание. О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников. М.: Педагогика, 1988.- 160 с.
- Галковская И.В. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в системе модульного обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1996. 21 с.
- Гамбург Н.И. Использование занимательности как средство повышения ка• чества обучения русскому языку (на материале изучения синтаксиса сложного предложения): Автореф. дис. канд. пед. наук. Д., 1966.- 21 с.
- Геворкян А.А. Моделирующая игра как фактор становления ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам Автореф. дис. .канд.пед.наук. СПб., 1996. 16 с.
- Гельфан Е.М., Рябинин Б. С. Игры и упражнения для маленьких и больших. -М.: Просвещение, 1969. 104 с.
- Гельфан Е.М., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию. -М.: Педагогика, 1971.- 103 с.
- Горычева С.Н. Особенности процесса формирования ведущих идей учебного предмета у учащихся старших классов: Автореф. дис.. канд.пед. наук. Л., 1986, — 16 с.
- Григорьев В.М. Играйте в лапту. -М.: Физкультура и спорт, 1988. 32 с.• 41. Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. М.: Петит, 1994. -243 с.
- Добринская Е.И., Соколов Э. В. Свободное время и развитие личности. Л.: Ленингр.орг.о-ва «Знание» РСФСР, 1983. — 32 с.
- Енгабаева Е. Дидактические функции занимательных задач и игр с математическим содержанием при обучении в 4−5 классах.: Автореф. дис.канд.пед.наук. Ташкент, 1981. -18 с.
- Есипов Б.П. Основы дидактики. М.: Просвещение, 1967.- 472 с.
- Жуковская Р.И. Игра в ее педагогическом значении. М.: Педагогика, 1975. -111 с.
- Жуковская Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду. М.:Изд-во• Акад.пед.наук РСФСР, 1960. 160 с.
- Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии. 1990. N 6. С.86−92.48.3ахлебный А. Н. Ролевые игры по охране природы в средней школе: Сб.ст. -М.: НИИ содерж. и методов обучения, 1977. 57 с.
- Иванова Л.И. Творческие комплексные игры как средство сплачения пионерского коллектива: Автореф.дис. канд.пед.наук.- М., 1977, — 21 с.
- Игра в педагогическом процессе: Межвузовский сб.науч.тр./ Ново-сиб.гос.пед.ин-т- Редкол.: Н. П. Аникеева (отв.ред.) и др.- Новосибирск: НГПИ,• 1989, — 121 с.
- Игра? Игра! Сборник /сост. В. Н. Белов. Л.: Лениздат, 1987.-134 с.
- Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций. М.: Просвещение, 1984.-495 с.
- Исаева Л.А. Формирование опорных знаний как условие успешности учебной деятельности учащихся начальных классов: Дис. канд.пед.наук. Л., 1987. -216 с.
- Истомина Н.Б. Теоретические основы методики обучения математики в начальных классах. М.:Просвещение, 1996. — 76 с.
- Камаева Г. И., Позднякова Т. С. Подросток в клубе. М.: Профиздат, 1985.142 с.
- Канарская О.В. Дидактическая игра на уроках русского языка (инновационный подход). С.-Петербург: Лики России, 1994. — 169 с.
- Канарская О.В. Инновационное обучение. С.-Петербург: Лики России, 1997.-480 с.
- Келасьев В.Н. Некоторые формы умственного тренинга // Психол.журн. -1987. Т.8, N 6. — С.90 — 97.
- Кириллова Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система. -СПб.: Образование, 1996. 135 с.
- Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 1980. — 159 с.
- Комарова И.В. Опережающие самостоятельные работы как условие развития познавательной активности учащихся: Автореф. дис. канд.пед.наук. Петрозаводск, 1998. 23 с. ф 62.Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 254 с.
- Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. 269 с.
- Конникова Т.Е. Творческая игра в воспитательной работе школы// Учен.зап./ ЛГПИ. 1966.- С.171−210.
- Короткое И.М. Подвижные игры в школе. М. .Просвещение, 1979.- 191 с.
- Короткое И.М. Подвижные игры детей. М.: Советская Россия, 1987. — 154 с.
- Кудыкина Н.В. Дидактические игры и занимательные задания для первого класса четырехлетней начальной школы. Киев: Радянська школа, 1989. — 140 с.
- Кулагина Г. А. Сто игр по истории. М.: Просвещение, 1983.- 240 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности. -Л.: об-во «Знание» РСФСР. Ленинградская организация, 1971.- 38 с.
- Куписевич Н. Основы общей дидактики. М.: Высшая школа, 1986.- 367 с.
- Лаврентьева З.И. Игра как форма организации коллективной деятельности старших пионеров: Автореф. дис. канд.пед.наук. Л., 1986.- 21 с.
- Ланина И.Я. Методика формирования познавательного интереса школьников на занятиях по физике: Автореф. дис. д-ра пед. наук: М., 1984. 37 с.
- Лапина Г. А. Игра как средство активизации учебно-воспитательного процесса в средних классах общеобразовательной школы: Автореф. дис.канд.пед.наук. Алма-Ата, 1972.- 21 с.
- Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах. 2 изд. М.: Педагогика, 1986. -128 с.
- Лейкина Н.Ю. Самостоятельная работа на уроке как фактор активизации учебно-познавательной деятельности школьника: Автореф. дис. канд.пед.наук. Л., 1984. 18 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. -304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.:Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
- Лотман Ю.М. Педагогика и психология игры. // Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск, 1985. — С.109−117.
- Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. // Собр.соч.: В 11 т. М.: изд-во Акад.пед.наук, 1958. Т.4.- С. 341−417.
- Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта.// Собр.соч.: В И т. М.: изд-во Акад.пед.наук, 1958. Т.5. С.227−308.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. -М.:Просвещение, 1977. 240 с.
- Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
- Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции?// Педагогика. 1997. N 3. С. 20 27.
- Немежанская Е.А. Игры путешествия в октябрятской группе.-М.:Просвещение, 1981. -112 с.
- Немежанская Е.А. Путешествие в страну Пионерию. М.: Молодая гвардия, 1963. — 126 с.
- Неробеев В.Н. Спортивные аттракционы. М.: Просвещение, 1970.- 40 с.
- Никитин Б.П., Никитина JI.A. Мы и наши дети / Вступ. ст. Н.Амосова. 3-е изд. — М.: Моск. рабочий, 1988. — 223 с.
- Никитин Б.П. Развивающие игры. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1985. — 120 с.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М. .Просвещение, 1989. 158 с.
- Одаренные дети: Пер. с англ. / Под общ.ред. Бурменского Г. В., Слуцкого В. М. М.: Прогресс, 1991. — 380 с. 92,Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990.- 208 с.
- Паничева Э.В. Характер переживаний подростков в игре. // Учен.зап. / ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1971. Т.447. Воспитание чувств детей и подростков. С. 164 -182.
- Педагогика: Учеб.пособие. / Под ред. Ю. К. Бабанского. 2 изд.М.: Просвещение, 1988. 478 с.
- Педагогика: Учеб.пособие./ Под ред. П. И. Пидкасистого. М.:Российское педагогическое агенство, 1996. — 599 с.
- Педагогика младшего школьного возраста: Вопросы обучения и воспитания в начальных классах. Челябинск, 1974. Вып.2. -102 с.
- Педагогика школы / Под ред.чл.кор. АПН СССР Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977. — 383 с.
- Петровский А.В. Психология развивающейся личности . М. .Просвещение, 1987.-240 с.
- Петровский А.В. Откровенно говоря. Ростов-на-Дону- Феникс, 1997. -509 с.
- Петрусинский В.В. Игры: обучение, тренинг, досуг. М.: Новая школа, 1994. — 368 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Пер. с франц.-Предисл. В. А. Лекторского и др. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
- Ю2.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: Пер. с фр.В. А. Лухова СПб- Союз, 1997, — 254 с.
- ЮЗ.Пидкасистый П. И., Ахметов Н. К., Хайдаров Ж. С. Игра как средство активизации учебного процесса // Сов.педагогика. 1985. N 3. С.22- 25.
- Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. -М.: МПУ, 1996. 265 с.
- Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. -М.-.Профиздат, 1991.-191 с.
- Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед.учеб.заведений / Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. М.: Просвещение, 1996. -432 с.
- Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. -М.Типолитография В. Рихтера, 1887. 311 с.
- Прутченков А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины // Педагогика. 1999. N3. С.121−126.
- Ю9.Радина К. Д. Воспитание общественной активности пионеров. М.:3нание, 1979.-48 с.
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. — 191 с.
- Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 134 с.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. -М.: Изд-во МГУ, 1988. 286 с.
- Пб.Саморукова П. Г. Планирование руководства ролевыми играми детей // Учен.зап. / ЛГПИ им А. И. Герцена. 1964. Т.270. — С.88−97.
- СамоукинаН.В. Игры, в которые играют. Психологический практикум.- Дубна: Феникс, 1997.- 148 с.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1995. — 138 с.
- Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. -М.: Народное образование, 1996. 110 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Селецкая Е.Э. Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности школьников: Дис. канд.пед.наук. Л., 1984.- 188 с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 150 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. -95 с.
- Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: Просвещение, 1980. — 144 с.
- Смолина Л.И. Проблема дидактической игры в обучении грамоте шестилетних детей: Автореф.дис. канд.пед.наук. М., 1978. 18 с.
- Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М.: Дет.лит., 1987, — 365 с.
- Соловейчик С.Л. Учение с увлечением. М.: Дет.лит., 1979.- 175 с.
- Сохор A.M. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1974. — 192 с.
- Спиваковская А.С. Игра это серьезно. — М.: Педагогика, 1981.-144 с.
- Спиваковская А.С. Нарушение игровой деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 133 с.
- Стронин М.В. Обучающие игры на уроке английского языка. -М. .Просвещение, 1981. -112 с.
- Терский В.Н., Кель О. С. Игра. Творчество. Жизнь. М.: Просвещение, 1966.- 304 с.
- Трегубова В.З. Ролевая игра как средство регуляции подростков // Педагогика и психология игры Новосибирск, 1985. — С.37 -54
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр.соч. :В 11 т. М., Изд-во АПИ, 1950. Т.8. 775 е.- Т.9. 627 с.
- Феофилова Т.Г. Формирование системных обобщенных знаний в процессе самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Автореф.дис.. канд.пед.наук. Л.: 1988. — 19 с.
- Фрадкина Ф.И. Психологический анализ игр и их роль в учении школьников // Сов.педагогика. 1953. N 4. С. 80 86.
- Фребель Ф. Педагогические сочинения // Собр.соч.: В 2 т.М., 1913. Т.2. 412 с.
- Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М., Знание, 1984. — 80 с.
- Фридман Л.М. Психологический опыт глазами психолога. М.:Просвещение, 1987. 223 с.
- Хейзинга Й. Homo ludens: В тени завтрашнего дня. М., Прогресс Академия. 1992. — 458 с.
- Цетлин B.C. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. -М.: Педагогика, 1977. 120 с.
- Цетлин B.C. Предупреждение неуспеваемости учащихся. М.:3нание, 1989.-75 с.
- Цукерман Г. А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников // Вопросы психологии. 1998. — N 5.- С. 68−81.
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения.-М.:Народное образование, 1996. 157 с.
- Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994. — 240 с.
- Щедровицкий Г. П. Избранные труды / Ред.- сост. А. А. Пископпель.- М.: Школа Культурной Политики, 1995. 759 с.
- Яковлев В.Г. Игры для детей. М.: Физкультура и спорт, 1975.- 157 с.
- Яковлев В.Г. Подвижные игры в 1−4 классах. Минск: Народная асвета, 1970. -53 с.
- Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. М.: Просвещение, 1974. — 128 с.
- Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания.- М.:1. Просвещение, 1986. 155 с.