Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика разработки учебных заданий с применением мультимедийных средств: На материале обучения английскому языку

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современный этап реформирования системы образования, как и народного хозяйства в целом, характеризуется исключительно высокими темпами внедрения средств вычислительной техники, определяющими перспективы создания информационного общества в нашей стране. Возможности новых информационных технологий таковы, что образование с каждым годом становится все более массовым, открытым и непрерывным… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
    • 1. 1. Состояние информатизации школ и актуальность задач обучения английскому языку с помощью мультимедийных средств
    • 1. 2. Значение новых информационных технологий (НИТ) в обучении английскому языку
    • 1. 3. История развития и опыт применения мультимедиа в обучении английскому языку
    • 1. 4. Методика создания учебных материалов на мультимедийной основе
    • 1. 5. Организация изучения иностранных языков с применением мультимедийных средств
    • 1. 6. Перспективы применения мультимедийных средств для обучения английскому языку
  • ВЫВОДЫ
  • Глава II. МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ
    • 2. 1. Структурный анализ компьютерной системы обучения иностранным языкам как объекта исследования и проектирования
    • 2. 2. Новая парадигма преподавания иностранных языков: «компьютер-ученик»
    • 2. 3. Системный подход к обучению английскому языку с применением мультимедийных средств
    • 2. 4. Формализация задачи проектирования методов обучения иностранным языкам
      • 2. 4. 1. Определение «целесообразного» класса моделей обучения английскому языку
      • 2. 4. 2. Выбор «стартового» варианта модели учебного процесса
      • 2. 4. 3. Проверка адекватности модели учебного процесса по результатам опытного обучения
  • ВЫВОДЫ
  • Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ
    • 3. 1. Разработка модели виртуального учебника по иностранному языку
      • 3. 1. 1. Разработка общей архитектурной композиции отображения знаний в виртуальном учебнике
      • 3. 1. 2. Использование принципа метафоричности при создании моделей передачи знаний учащимся
    • 3. 2. Разработка мультимедийной компьютерной программы для обучения детей младшего школьного возраста порядку слов в английском предложении
      • 3. 2. 1. Описание программы
      • 3. 2. 2. Описание учебных заданий
      • 3. 2. 3. Стратегия применения компьютерной программы на уроках английского языка
    • 3. 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности компьютерной технологии обучения
  • ВЫВОДЫ

Методика разработки учебных заданий с применением мультимедийных средств: На материале обучения английскому языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Примерно 20 лет назад специалисты по информационным технологиям (ИТ) предсказывали, что начиная с 2000 года обучение на всех уровнях и во всех областях знаний будет строиться через интерактивное использование компьютеров [104]. Именно тогда, в начале 80-х годов, национальные образовательные системы передовых стран мира стали получать средства, необходимые для приобретения цифровой вычислительной техники и программных продуктов, организации мультимедийных лабораторий и переподготовки кадров, создания локальных и глобальных телекоммуникационных систем.

Бурное развитие сети Интернет способствовало сращиванию десятков тысяч локальных сетей университетов, исследовательских центров, государственных учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций [127]. Вследствие всего этого в конце 2000 года число пользователей Интернета на планете достигло 400 млн. человек.

В июле 2001 года правительство РФ одобрило федеральную целевую программу ''О развитии единой образовательной среды на 2001;2005 годы", реализация которой предполагает подключение к Интернету всех российских вузов, три четверти техникумов и ПТУ, не менее 50% общеобразовательных школ. Запланировано и создание электронных учебников, позволяющих существенно повысить качество обучения в школах и вузах.

Следует признать, что прогноз специалистов по ИТ оказался верным. Сегодня кардинальным событием в сфере образования стало широкое внедрение компьютерных и коммуникационных технологий в учебный процесс. При этом надо понять главное — насыщение образовательных учреждений дорогостоящей вычислительной техникой и скоростными каналами связи означает не экстенсивный путь развития средней или высшей школы, а прежде всего способ и средство для качественного внутреннего изменения состояния всей российской педагогической системы, не в полной мере отвечающей требованиям информационного общества XXI века.

В самое ближайшее время университетам и институтам повышения квалификации предстоит обучение учителей новым педагогическим технологиям, использующим современные знания в области педагогики, дидактики, психологии, кибернетики, многомерной графики, искусственного интеллекта, мультимедиа и компьютерного дизайна. Необходимо восполнить пробелы и в тех отраслях народного образования, где отсутствует методология разработки электронных учебных пособий с применением мультимедийных средств, а также научное обоснование подходов к обучению студентов и школьников в компьютерной среде. Сюда же следует добавить и то, что распространение средств вычислительной техники в школах и вузах существенно опережает возможности отечественной индустрии, специализирующейся на выпуске учебных программных продуктов для массового потребителя. И здесь главная проблема видится в несовершенстве научно-методического базиса разработки компьютерных учебных пособий учебного назначения. По этой причине возникает необходимость в контроле за качеством программных продуктов производимых в нашей стране и ввозимых из-за рубежа — их академической полнотой, дидактической ценностью, а главное — результативностью.

Особенно важно это сделать для предмета «иностранный язык», где практика использования компьютерных технологий никогда не была сильно развитой, и где круг отечественных и зарубежных специалистов, работающих над проблемами создания и внедрения электронных учебных пособий по иностранному языку, остается достаточно узким.

Деловое партнерство нашей страны с другими государствами мира тормозится из-за существования языкового барьера, как следствия длительной политической изоляции России. Собственный опыт, приобретенный в период организации и проведения многочисленных деловых встреч, переговоров, международных конференций и семинаров убеждает в недостаточной языковой компетенции российских граждан. Общение в сети Интернет также становится неэффективным по причине плохого знания иностранных языков и, прежде всего — английского.

С появлением современного цифрового оборудования, такого, как мультимедийные компьютеры, видеопроекторы, электронные экраны и сети появляются принципиально новые возможности для массового изучения иностранных языков, связанные с организацией иноязычной среды и визуализацией не только физических или информационных объектов языка, но и «сущностных» (семантических), не наблюдаемых в явном виде. В этой связи необходимо переосмыслить и уточнить многие вопросы обучения иностранному языку, в том числе систему отношений парадигмы «компьютер — ученик», а также роль и значение в этой системе учителя (О.П.Крюкова, Т. Е. Кедрова, Р. П Мильруд., А. Л. Денисова, Н. Е. Астафьева, J. Olson, Н. Lyman, D. Laurillard, L. Szczuka-Dorna).

Все вышеизложенное указывает на необходимость развития нового научного направления в современной методике, связанного с созданием учебных заданий на компьютере и применением технологии мультимедиа в учебном процессе для школьников и студентов.

Актуальность настоящего исследования для предмета «иностранный язык» определяется значительным ростом в последние годы информационных обменов между членами мирового сообщества на всех его уровнях — от межличностных до межгосударственных, связанных с развитием глобализационных процессов в жизни современного общества.

Состояние дел со знанием иностранных языков усугубляется и отсутствием в российском обществе соответствующей иноязычной среды, что вызывает в сфере профессионального образования необходимость поиска новых прогрессивных педагогических технологий, способствующих успешному решению многочисленных задач, возникающих у граждан нашей страны при работе с зарубежными партнерами или информационными источниками.

На современном этапе развития педагогики иностранных языков как науки, возникли следующие объективные противоречия:

1. Необходимо создавать систему открытого непрерывного образования для массового обучения граждан, но при этом невозможно организовать качественный систематический контроль за подготовкой каждого отдельного учащегося.

2. Существует нужная иноязычная среда в Интернете и телеэфире, но отсутствуют научно-обоснованные, эффективные методы и приемы ее использования в учебном процессе.

3. Ведущую роль в традиционном учебном процессе играет преподаватель, но общество заинтересовано в воспитании самостоятельных и творчески мыслящих людей.

В настоящем исследовании проблема разрешения указанных противоречий состоит в разработке и теоретическом обосновании новых подходов в методике изучения иностранных языков, ориентированных на применение современных информационных технологий в учебном процессе, обеспечивающих большую наглядность содержания предмета «иностранный язык», качественный и систематический контроль за работой учащихся, учет их индивидуальных и возрастных особенностей, и при этом создающих возможности для реального или виртуального «погружения» студентов и школьников в иноязычную образовательную среду.

Цель нашего исследования — повышение эффективности процесса обучения иностранным языкам в системе общего среднего и высшего профессионального образования посредством разработки и использования программных продуктов учебного назначения, использующих современные достижения информационных технологий.

Объект исследования — педагогическая технология обучения иностранному языку студентов и школьников.

Предмет исследования — методика создания компьютерных пособий и материалов, предназначенных для изучения предмета «иностранный язык» в школах и вузах.

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс профессионального обучения иностранному языку специалистов гуманитарного и технического профилей будет эффективным, если:

— профессиональная подготовка реализуется в компьютерной среде, базисом которой являются концепции, теории и научные подходы, существующие в современной педагогике, дидактике и психологии;

— определена совокупность педагогических принципов и требований, учитываемых при разработке мультимедийных учебных заданий по предмету «иностранный язык» ;

— педагогический процесс ориентирован на самостоятельную работу учащихся с учебными мультимедийными материалами;

— возможна большая визуализация содержания предмета «иностранный язык» посредством использования мультимедийных технологий;

— существует научно-обоснованная методика создания и использования мультимедийных педагогических технологий в учебных целях.

В связи с поставленной в диссертации целью, необходимо было решить следующие задачи исследования:

• проанализировать состояние проблемы изучения иностранных языков в современных условиях и определить перспективное направление решения данной проблемы;

• выявить характерные особенности профессиональной языковой подготовки студентов и школьников в компьютерной среде;

• оценить возможности и преимущества новых информационных технологий для изучения предмета «иностранный язык» ;

• определить принципы и научные подходы к реализации системы компьютерного обучения;

• разработать методику создания компьютерных программных систем и виртуальных сред учебного назначения;

• создать мультимедийное учебное пособие;

• провести опытно-экспериментальную проверку идей и методов, реализованных в электронном учебном пособии.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

— исследования в области теории и методологии профессионального образования (С.И. Архангельский, Н. Е. Астафьева, А. П. Беляева, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, A.M. Матюшкин и др.);

— исследования в области лингвистики, межкультурной коммуникации, методик обучения иностранным языкам (И.А. Цатурова, М. Б. Рахманова, В. Э. Раушенбах, Р. П. Мильруд, Е. И. Пассов, Г. Пальмер, A.M. Кушнир, Т. Г. Попова и др.);

— исследования в области применения информационных технологий и технических средств в учебном процессе (М.В. Ляховицкий, Ю. М. Кошман, О. П. Крюкова, Э. Г. Азимов, Ю. И. Лобанов, И. О. Роберт, А. В. Соловов, Т. Е. Кедрова, Л. П. Прессман и др.);

— дидактические и психологические исследования по вопросам интенсивного обучения иностранному языку (Г.А. Китайгородская, А. Н. Драгункин, Г. Лозанов, И. А. Зимняя, С. Л. Рубинштейн, З. И. Клычникова, В. Оконь, А. А. Гин и др.);

— теории системного, личностно-деятельностного, интегративного, модульного, игрового, кибернетического, коммуникативного подходов к изучению педагогических явлений, объектов и процессоввзаимосвязи общего и профессионального образованияактивизации и интенсификации обучения (И.Л. Бим, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Е. И. Пассов, Э. Л. Носенко, Р. П. Мильруд, М. Ф. Стронин и др.);

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

— теоретические: анализ и обобщение философской, педагогической, методической и лингвистической литературы по проблемам исследования и изучения профессиональных англоязычных источниковсопоставление, формализация и абстрагирование изучаемых процессов и явлений;

— эмпирические: наблюдение, собеседование, тестирование, педагогический консилиум и опытное обучение;

— статистические: методы обработки экспериментально полученных данных.

Опытно — экспериментальная база исследования: ТГУ им. Г.Р.

Державина, Тамбовский областной Дворец творчества детей и молодежи. Время проведения исследования — с 1998 по 2001 г. г. В экспериментах было охвачено порядка 250 учащихся (дошкольников, школьников начальных классов, студентов).

Работа проводилась в три этапа: 1998;1999 г. г., 1999;2000 г. г., 2000;2001 г. г.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. Определено и конкретизировано перспективное направление совершенствования процесса профессионального обучения иностранным языкам, основанное на использовании новых информационных технологий.

2. Выявлены характерные особенности новой педагогической парадигмы «компьютер-ученик» и дана оценка возможности ее использования в случаях самостоятельного изучения английского языка.

3. Обоснованы теоретические подходы, педагогические принципы и методы, необходимые для построения компьютерной системы обучения, центрированной на ученика.

4. Сформулировано понятие «пространства состояния языка» и предложен новый методический принцип «метафоричности», на основе которого возможно создание виртуальной лингвистической обучающей среды.

5. Формализована задача поэтапного развития методов обучения английскому языку, введены понятия «репрезентативности модели учебного процесса» и адекватности ее поставленным педагогическим целям.

6. Предложен новый способ компьютерного визуального контроля за качеством учебного процесса, использующий принцип «концентризма», идеи когнитивной психологии и когнитивной компьютерной графики.

7. Разработана методика проектирования мультимедийных заданий по предмету «английский язык» .

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

— на основе теоретического исследования разработана концепция создания мультимедийного учебника по английскому языку в виртуальном лингвистическом пространстве;

— создано мультимедийное учебное пособие по разделу грамматики для учащихся младшего школьного возраста;

— разработана визуализированная система упражнений для определения порядка слов в английских предложениях на компьютере;

— апробировано использование мультимедийного учебного материала при подготовке учащихся по английскому языку;

— материалы диссертации, связанные с методикой создания мультимедийных заданий и виртуальных сред, могут быть использованы в практической работе учреждений общего среднего и высшего профессионального образования, а также в системе повышения квалификации специалистов.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Организация информационно-инструментальной образовательной среды использует подход, центрированный на ученика.

2. Система «компьютер-ученик» строится на использовании информационно-деятельностной модели обучения.

3. Разработка (проектирование) мультимедийных учебных заданий представляет собой поиск алгоритма, максимально адаптированного к познавательным потребностям ученика.

4. Мультимедийное учебное пособие по английскому языку создает наилучшие условия для реализации принципа интерактивности.

5. Обучение в компьютерной среде превращает познавательную активность ученика в деятельность открытого типа.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Теоретические положения и результаты исследования нашли отображение в научных статьях и докладах автора: «Державинские чтения», Тамбов (1998) — 7-й Международной конференции «Россия и Запад: диалог культур», Москва (2000) — Международной научной конференции «Проблемы и перспективы интеграции высшей школы России в мировую систему образования и науки», Воронеж (2001) — Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы интеграции средней и высшей ступеней региональной системы непрерывного образования», Тамбов (2001) — Всероссийской научно-методической конференции «Многоязычие северного.

Кавказа и проблемы этнолингвистики. Теория и практика обучения иностранным языкам на пороге XXI столетия" (Лемпертовские чтения — III), Пятигорск (2001) — Международном научно-практическом семинаре «Методология педагогического исследования: современные языки (гносеология и практика)», Тамбов (2001) — Международном семинаре «2-й Российский семинар по инженерному образованию», Тамбов (2001).

Поставленные цели и задачи определили структуру и объем диссертации, которая состоит из введения, трех глав, выводов по каждой из них, заключения, библиографии из 143 источников на русском и английском языках, приложений.

Основные выводы по диссертации.

1. Вскрыты и обобщены характерные особенности использования новых информационных технологий в обучении иностранным языкам.

2. Показано, что использование компьютеров в учебном процессе приводит к замене традиционной образовательной парадигмы «учитель-ученик» на парадигму «компьютер-ученик», инициатива действий в которой принадлежит ученику.

3. Проведен структурный анализ системы обучения «компьютер-ученик» как новой технологии в обучении, центрированной на ученика. Вскрыты ее сущностные особенности и сделано у pnucAHue (формализованное^подсистемы «учебный процесс» .

4. Введено понятие «виртуального пространства состояний языка», являющегося базисом при определении содержания предмета «иностранный язык». Предложен новый методический принцип «метафоричности» .

5. Уточнена иерархическая классификация известных методов обучения английскому языку и предложена конструкция информационно-деятельностной модели обучения.

6. Формализована задача проектирования методов обучения иностранным языкам. Введены понятия репрезентативности модели учебного процесса и ее адекватности поставленным целям.

7. Предложен новый метод визуального контроля за качеством учебного процесса на компьютере, основанный на идеях когнитивной психологии и когнитивной компьютерной графики.

8. Создана методика проектирования учебных компьютерных программ с использованием мультимедиаи гипермедиа.

9. Разработаны концепция и алгоритм создания виртуального учебника по предмету «иностранный язык», базирующиеся на возможностях новых информационных технологий и методики проектирования учебных компьютерных программ.

10.Показана принципиальная возможность реализации виртуального учебника на основе использования принципов таксономии, метафоричности, идей когнитивной психологии и теории «воплощенного разума» .

11 .Разработана мультимедийная учебная программа по грамматике английского языка для детей младшего школьного возраста и апробирована в Тамбовском областном Дворце творчества детей и молодежи.

Заключение

.

Современный этап реформирования системы образования, как и народного хозяйства в целом, характеризуется исключительно высокими темпами внедрения средств вычислительной техники, определяющими перспективы создания информационного общества в нашей стране. Возможности новых информационных технологий таковы, что образование с каждым годом становится все более массовым, открытым и непрерывным. Использование компьютеров и сетей связи существенно влияет на развитие педагогических технологий и предъявляет особые требования к организации учебного процесса, квалификации преподавателей и деятельности учащихся.

В результате выполненного научного исследования по теме создания электронных учебно-методических пособий по предмету «иностранный язык», теоретически обоснованы и экспериментально проверены идеи и методы, совокупность которых составляет основу современного научного направления в педагогике, связанного с методикой разработки компьютерных программных систем и виртуальных сред учебного назначения и подготовкой на их основе студентов и школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб: Златоуст, 1999. — 472 с.
  2. Э.Г. Использование компьютера в обучении русскому языку как иностранному. М.: Рус. язык, 1989.
  3. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М.: Сов. Радио. 1974. 272 с.
  4. Д.Н. Уровни становления самоконтроля и самокоррекции в процессе обучения устной речи в ЛУР // В кн.: Сб. Науч.трудов. -Изд. МГПИИЯ им. М. Тореза. Вып.97: М.: 1975 С.131−139.
  5. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. М.: 1990. 250 с.
  6. Н.Е. Дидактическая система информатизации педагогической деятельности преподавателей профессиональных учебных заведений и научно-методические подходы к ее реализации /Под общ. ред. А. П. Беляевой. СПб. Тамбов: ИПРСРО, 1997. — 175 с.
  7. А.П. Принципы профессионального обучения //Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях /Под общ. ред. А. П. Беляевой. -СПб.: 1995.-229 с.
  8. В.П. Элементы теории управления процессом обучения. 4.1. М.: 1970.
  9. В.П. Основы теории педагогических систем Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. — 303 с.
  10. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии. М.: 1995.
  11. М.З., Добрынина Н. В., Ленская Е. А. Английский язык длямаленьких. Кн. для учителя. В 2 Ч. М.: Просвещение. 1994. 128 с.
  12. Бим И.Jl. Методика обучения иностранным языкам как наука и теорияшкольного учебника. М.: Русский язык, 1977. 288 с.
  13. И.Бодров В. И., Мищенко С. В., Попов Н. С., Чуксина J1.H. Системная организация международного сотрудничества российских университетов // 2-й Российский семинар по инженерному образованию. Тамбов, Россия, 7−9 сентября 2001.
  14. Дж. Процесс обучения. М.: 1962.
  15. И.В. Психологические аспекты индивидуального обучения в телекоммуникационной среде // http: // magazine, stankin. ru / arch/nob/articles/index. shtml
  16. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстовый подход. М.: Высш. шк., 1991. 204 с.
  17. Ф.Р. Теория матриц. М.: Физматгиз, 1967.
  18. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность // Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 1999. 88 с.
  19. В.Е. К вопросу о понятиях «закон», «принцип», «правило» в педагогике // Советская педагогика, № 4. 1971.
  20. М. Мультимедийный трансфер информации и образования будущего // Мультимедиа. 1996. — №.12. — С.82−83.
  21. А.Н. Активизатор Вашего английского // Учебное пособие. СПб.: Союз, 1998.- 192 с.
  22. В., Штрик А. Нынешнее поколение европейцев будет жить в информационном обществе // PC WEEK/RE. №.13 (235). 2000, С. 46−48.
  23. В.А. Применение теории графов в программировании. М.: Наука, 1985.-352 с.
  24. А.Н. Информационный взрыв: проблемы реальные и мнимые. М.: Наука, 1985.- 160 с.
  25. И.А. Психология обучения неродному языку. М.: 1989.
  26. И.А., Леонтьев А. А. Психологические особенности национального овладения иностранным языком // В кн.: Вопросы обучения русскому языку иностранцев на начальном этапе. М.: 1971. -С.42.
  27. И.А. Психологическая характеристика слушания и говорения как видов речевой деятельности // Иностранные языки в школе/1973, № 4.-С.68.28.3енкин А. А. Когнитивная компьютерная графика /Под ред. Д. А. Поспелова. М.: Наука, 1999. 192 с.
  28. Л. Мои воспоминания об Энштейне// Успехи физ. наук. Т.1. 1956.-С.163.
  29. Н.А. Использование новых информационных технологий для разработки учебно-информационной обучающей среды /Сборник научных трудов, Ч. Ш, Тамбов, 1998. С.72−73.
  30. Н.А. Методика организации учебно-информационной гипермедиа среды изучения образовательной области «Информатика»: Автореф., дисс. канд. пед. наук, Тамбов, 2000. 23 с.
  31. В.В., Дорохов И. Н. Современное состояние кибернетики химико-технологических процессов и систем // Проблемы автоматизированного проектирования и автоматизации эксперимента. Труды МХТИ им. Д. И. Менделеева. Вып. 127: М.: 1983. С.5−23.
  32. В.В., Мешалкин В. П., Перов В. Л. Математические основы автоматизированного проектирования химических производств: методология проектирования и теория разработки оптимальных технологических схем. М.: Химия, 1979. 320 с.
  33. Т.Е. и др. Компьютерный лингвистический учебник в России: история и современные тенденции развития // Тез. Докл. Междунар. конф. «Интернет. Общество. Личность». Спб.: 1999. С. 192−193.
  34. Т.Е., Егоров A.M. Акустический модуль компьютерной обучающей среды по русской фонетике для систем дистанционного образования // Сб. Трудов. Х-сессия Российского акустического общества. Т.2. М.: 2000. С.299−302.
  35. Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: 1986.
  36. З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке // Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1973. -124с.
  37. И.Ф. Законы развития методов обучения иностранным языкам // Респ. Межвед. Ст. Т.13: Мн.: Выш. шк., 1983. С.5−13.
  38. О.П. Самостоятельное изучение иностранного языка в компьютерной среде (на примере английского языка). М.: Логос, 1998.-128 с.
  39. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JL: 1970.
  40. A.M. Педагогика иностранного языка // Школьные технологии. No. 6, 1997. 192 с.
  41. .А. К вопросу о сущности процесса обучения иноязычной устной речи и типология упражнений // Иностранные языки в школе. № 1, 1970.
  42. М.М. Функциональные моделирование процесса обучения // Новые исследования в педагогических науках. №. 3(16). М.: 1971.
  43. А.А. Язык, речь и речевая деятельность. М.: 1969.
  44. Г. Суггестопедия при обучении иностранному языку // Методы интенсивного обучения иностранным языкам: Сб. статей. Вып.5. Отв. ред. С. И. Мельник. М.: 1976.
  45. М.В. О некоторых базисных категориях методики обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. № 1. 1973.-с. 31.
  46. М.В., Кошман И. М. Технические средства в обучении иностранным языкам // Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. -143 с.
  47. A.M. Исследование интеллектуальной активности детей в условиях учебного и игрового обучения /Психологические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М.: 1980. 220 с.
  48. М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М.: Мир, 1973. 344 с.
  49. Р.П. Курс методики преподавания английского языка. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2001.- 190 с.
  50. А.С. Концепция индивидуального обучения в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде// http: // magazine, stankin. ru/arch/nob/articles/index.shtml
  51. Д., Джонстон Р. Компьютер творец.- М.: Мир, 1987. — 255 с.
  52. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции и произвольной активности человека// Психологический журнал, 1995, No.4, С.26−36.
  53. МСЭ. ОГИЗ РСФСР, т. 10, 1940. С. 718.
  54. У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. Благовещенск: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. -224с.
  55. Настольная книга преподавателя иностранного языка // Справ. Пособие /Е.А. Маслыко и др. Мн.: Выш. шк., 1997. 522 с.
  56. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. М.: Изд. МГУП, 2000. 16 с.
  57. В.И., Брук В. М. Системотехника: методы и приложение. Д.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1985. 199 с.
  58. Э.Л. ЭВМ в обучении иностранным языкам. М.: 1988.
  59. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. А. А. Миролюбова, И. В. Рахманова, B.C. Цетлин. М.: Просвещение, 1967.-504 с.
  60. В. Введение в общую дидактику. М.: 1990.
  61. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX—XX вв. /Под. Ред. И. В. Рахманова. М.: 1972. 320 с.
  62. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по иностранному языку /Сост. В. Н. Симкин. М.: Дрофа, 2000. 160 с.
  63. Г. Устный метод обучения иностранным языкам. М.: 1960.
  64. Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: 1988. 223 с.
  65. Н.С., Мозерова Л. А., Чуксина Л. Н. О проблемах интеграции вуза в международное образовательное пространство // Труды ТГТУ. Вып. 2: Тамбов, 1998. С.4−7.
  66. И.М., Чуксина Л. Н., Шахова Л. А. Электронный учебник «Фонетика' по курсу «Русский язык для иностранцев» // Методическое пособие. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2000. 11 с.
  67. Г. С. Искусственный интеллект основа новой информационной технологии. — М.: Наука. 1988. — 280 с.
  68. Л.П. Методика применения технических средств обучения. -М.: 1988.
  69. И.В. Методика обучения немецкому языку в 8−10 классах. М.: 1956.
  70. М.Б. Типология методов обучения иностранным языкам. Автореф., дисс. докт. пед. наук, М.: 1998. 32 с.
  71. В.Э. Краткий обзор основных методов преподавания иностранных языков с I по XX в. М.: 1971. 112 с.
  72. И.О. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Школа -Пресс, 1994.
  73. Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. М.: Просвещение, 1998. — 232 с.
  74. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1999.
  75. Л.В., Попова И. М., Яцуненко И. С., Чуксина и др. Компьютерный учебник по обучению русской фонетике иностранцев (Фонетика). Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ No 2 000 611 307. РФ, Роспатент, М., от 18.12.2000.
  76. И. Обучение через Интернет это реально // PC WEEK/RE. -2000. — No. 43(265). С.38−40.
  77. А. 35 языков на CD-ROM // PC WEEK/RE 2000. — No. 13 (235). — С.50,55.
  78. А. Новые пособия по английскому. PC WEEK/RE. 2000. -No.32 (254). — 2000. — С.50−51.
  79. А. Иностранный язык совсем не обязательно английский. PC WEEK/RE. — 2000 — №.38 (260), С. 36.
  80. А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учебное пособие. Самара: СГАУ, 1995. — 138 с.
  81. Справочник по прикладной статистике. В 2-х т. Т.2: Пер. с англ. /Под ред. Э. Ллойда и др. М.: Финансы и статистика, 1990. — 526 с.
  82. М.Ф. Обучающие игры на английском языке. М., 1984.
  83. Н.Ф. Кибернетика и педагогика. М., 1971.
  84. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М., 1975.
  85. Н.Н. О категориях «цель», «средства», «результат». М., 1968.
  86. А.А. Процессы обучения людей и автоматов // В кн.: Кибернетика, мышление, жизнь. М., 1964.
  87. Ф. Теория графов. М.: Мир, 1973. 300 с.
  88. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер, 1999. — 608 с.
  89. И.А. Многоуровневая система языкового образования в высшей школе. -Дисс. в виде научного доклада д-ра пед. наук. М., 1995.-49 с.
  90. Цит. по кн.: Бирюков Б. В., Геллер Е. С. Кибернетика в гуманитарных науках. М.: Наука, 1973, с. 227.
  91. П. Связь и информатизация: итоги года // PC WEEK/RE, 2001. -No.l2(282). -С.20−21.
  92. Л.Н. Преимущества интерактивных упражнений при изучении иностранного языка // Державинские чтения. Материалы науч. конф. молодых ученых. Ч. III. Тамбов, 1998. С. 133.
  93. Jl.В. Преподавание иностранного языка в средней школе: Общие вопросы методики /Под ред. И. В. Рахманова. М., 1974.
  94. Avison D.E., Fitzgerald G. Information Systems Development: Methodologies, Techniques and Tools., Mc Graw-Hill Book Company, 1995.
  95. Bangs P. Technology enhanced language learning // The Linguist. 2000, v.39, No.2. pp.38−41.
  96. Barnbrook G. Language and Computers. A Practical Introduction to the Computer Analysis of Language. Edinburg University Press, 1996, 209 pp.
  97. Berg V.E., Visscher-Voerman I. Multimedia Cases in Elementary Science Teacher Education: Design and Development of a Prototype // Education and Inf. Technol. 2000. V.5, No. 2. pp. 119−132.
  98. Bork A. Learning Through Graphics. In: R. Taylor (Ed). The computer in the schools: tutor, tool, tutee. N.Y.: Teachers College Press. 1980.
  99. J.D., Brown A.L., Cocking R.R. (Eds). (1999). How people learn: Brain, mind, experience, and school. Washington, DC: national Academy Press. Retrieved December 4, 2000, from the World Wide web: www.nap.edu/openook/309 065 577/htm//index.htm/
  100. S., Rosegrant T. (1994). Learning and teaching with technology. In: J.L. Wright, D.D. Shade (Eds.), Young children: Active learners in a technological age. Washington, DC: National Association for the Education of Young Children, pp. 53−61.
  101. Bricken M. Virtual worlds: No interface to design. In: Cyberspace: First steps. Ed. by M. Benedikt, MIT Press, Cambridge, MA, 1991.
  102. Calica В., Newson G. When did you get multimedia? // New Media. 1996. 6, No. l, pp. 48−52.
  103. Clements D.H., Nastasi B.K., Swaminathan S. Young children and computers: Crossroads and directions from research // Young Children. 1993. 48(2), pp. 56−64.
  104. Grunberg J., Summers M. Computer innovation in schools: a review of selected research literature // J. Of Inf. Technol. For Teacher Education. 1992. -v.l.-pp. 255−276.
  105. Hawkins J., Kurland M.D. Informing the design of software through context-based research. In: Pea R.D., Sheingold (Eds.). Mirrors of Mind: Patterns of Experience in Educational Computing, 1986, pp. 258−272. Norwood: Abelex Pub.Co.
  106. J.M. (1999). Failure to connect: how computers affect our children’s minds and what we can do about it. New York, N.Y. Tonchstone.
  107. Hinostroza E., Rehbein L.E. Developing educational software: a professional tool perspective. Education and Information Technologies. 2000. V. 5, No. 2-pp. 103−117.
  108. Hoyles C., Healy L., Sutherland R. Patterns of discussion between pupil pairs in computers and non-computer environments // J. of Computer Assisted Learning. 1991. V. 7, pp. 210−228.
  109. Johnson G.R. Creating Virtual Universities // Global J. of Engng. Educ. -1999. V.3, No. 2.-pp. 75−83.
  110. Johnstone. Research on Language Learning and Teaching: 1997−98. Lang. Teach, V.32, July, 1999. pp. 137−156.
  111. Kozma P. The Relationship Between Technology and Design in Educational Technology Research and Development: A Reply to Richey // ETR&D. 2000. -V.48, No.l. — pp. 19−21.
  112. Kozma P. Reflections on the State of Educational Technology Research and Development // ETR&D. 2000. — V.48, No.l. — pp. 5−15.
  113. Lakoff G., Johnson M. Philosophy in the Flesh: The Embodied Mind and its Challenge to Western Thought. Basic Books. N.Y., 1999.
  114. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. Chicago University Press, Chicago, 1980.
  115. Laurillard D. Considerations for the Use of CD-ROM in OU Courses. PLUM. Paper No.33, 1993, pp. 1−8.
  116. Litynski D.M., Lane W.D., Carver Jr.C.A. Hypermedia and Learning: Promise and Practice. Global J. of Engng. Educ. V. l, No.2, 1997. pp. 129−139.
  117. Lyman H. The Promise and Problems of English On-Line: A Primer for High School Teachers. English Journal, January. 1998. p.p. 56−62.
  118. Mc Loughlin C., Oliver R. Maximizing the language and learning link in computer learning environments // British J. of Educ. Techn. 1998. V. 29(2). Pp. — 125−136.
  119. Merali Z. et al. Highways for Learning. An Introduction to the Internet for Schools and Colleges. NCET, Coventry, 99 p.
  120. Mizukoshi Т., Kim Y., Lee J.Y. Instructional Technology in Asia: Focus on Japan and Korea // ETR&D. V.48, No.l. — 2000. P.p. 106.
  121. Modern Media in Foreign Language Education: Theory and Implementation. (Ed. By W.F. Smith). National Textbook Company, Lincolnwood, USA, 1987, 295 p.
  122. Multimedia PC Computing. Multimedia PC level 3 Specification. Software Publishers Association, 1996.
  123. Neisser U. Cognitive psychology. N.Y., Appleton-Century-Crofits, 1967.
  124. Pask G. Conversation techniques in the study and practice of education // British J. of Educ. Psychol. 1976, V.46, — pp. 12−25.
  125. Pires M. On why the latest gadget in cutting-edge learning aids is a human being // The Linguist. -2000.- V. 39. p.p. 88−90.
  126. Pires M. The Teacher’s Back // The Linguist. 2000.- V.39. No.3. P.p. 88−90.
  127. Renier В., Van Roy P., Hameyer K., Belmans R. Multimedia: A Help in Teaching Electrical Machines and Drives // Global J. of Eng. Educ. -1997. V. l, No.2.-P.p. 141−149.
  128. Reusser K. Tutoring systems and pedagogical theory: representation tools for understanding, planning and reflection in problem solving // In: Lajoie S.P., Deny S.J. (Eds). Computers as Cognitive Tools. 1993. — P.p.143−177. Hillsdale: Lawrence Erlbaum.
  129. Rubin J., Thompson I. How to be a more successive Language Learner.-Heinle and Heinke, 1993.
  130. Sanchez A., Barreiro J.M., Maojo V. Design of Virtual Reality Systems for Education: A Cognitive Approach // Educ. and Inf. Techn. 2000. — V. 5. — No.4. p.p. — 345−362.
  131. Somekh B. New technology and learning: Policy and practice in the UK, 1980−2010 // Education and Information Technologies. 2000. — V.5. — No.l. -P.p. — 19−37.
  132. Szczuka-Dorna L., Euro plus+ A computer programme used in teaching English as a foreign language at the Poznan University of Technology.
  133. Communications on the edge of the millenniums. 10-th Int. Scient. Conf. Slovak Republic. Zilina, 1998. P.p. 73−78.
  134. Winograd T. From programming environments to environments for design. Communications of the ACM. 1995. V.38. — P.p. 65−74.
  135. Yasnitsky Y., Yasnitska I. The set of computer textbooks for CALL. Communications on the edge of the millenniums. 10-th Int. Scient. Conf. Slovak Republic. Zilina, 1998, P.p. 69−71.
  136. Zakirskiy M., Networks for learning. NCET, section 1, 1994, Coventry, p.7.
  137. ПЛ. Система учебный процесс: характеристика и формализация
  138. Теоретико-множественное описание систем позволяет в самом общем виде раскрыть сущность отношений входящих в них элементов.
  139. Схему соединения обучающей и обучаемой подсистем покажем на рис. 1. ПЛ. 1. Граница системы1. ХА YbsA Zya ZXb Sb 1. Ya 1. Zxa Zyb Xb
  140. Обучающую подсистему SA будем представлять в виде отношения на декартовом произведении
  141. Обучаемую подсистему Sb представим в виде отношения на декартовом произведении:
  142. Всю систему в целом Sab представим как отношение на декартовом произведении Sab (XaxXb)x (YaxYb), определяемое по формуле Sab=Q (Sa0Sb), для Sa и Sb определенных выше.
  143. При таком способе соединения операция 0 определяется следующим образом:
  144. S=SA°SB => S с (XaxZxaxXb)x (YaxYbxZYb)&Zya=Zxb=Z и ((ха, zxa, хв), (уА, Ув, zyb))c=So (3z) (((ха, zxa), (уА, z))eSA&((xB, z), 1. Ув, zYB))eSB).
  145. Операцию замыкания обратной связи Q определим следующим образом:
  146. Yxa, xb4 уА, УвК (Уа, Ув)^ХА, хв)<=>((хА, хв), (уА, Ув))^ав, то есть подмножество Yxaxb включает в себя все выходные воздействия, которые могут быть получены как отклик на вход (хА, хв).
  147. Обозначим через Р множество подмножества ХАхХв входных воздействий. Будем полагать, что наблюдение в процессе функционирования системы позволяет идентифицировать входные условия в виде соответствующего подмножества: л л1. ХАхХвеРх.1. Л А
  148. Обозначим через Ру множество подмножеств множества YAxYB и определим функциональную систему:1. АЛ АЛ
  149. SP: Px-«Py> то есть YAxYB=SP (XAxXB).1. А Л
  150. При этом для любых ХАхХвеРэ имеем: лллллл лл
  151. Sp (XaxXb)=YaxYbOYaxYbH Yxa>xb :(XA, XB) eYAxYBK При этом для любых ХАхХвеРэ имеем: лллллл лл
  152. Sp (XaxXb)=YaxYboYaxYb4 Yxa, xb:(xa, хв) еYaxYb I
  153. П. 2. Формализация задачи проектирования моделей обученияиностранным языкам
  154. Q (ml) > Q (m1-') — T (ml) < Т3 IT (m') — S (ml) < S3 — ?S (m), i=l i=lгде Ss и Ts соответственно допустимые денежные и временные затраты на создание и испытание моделей- m = Л/(у.
  155. Последний элемент в М является искомой моделью, а значит и результатом проектирования учебной компьютерной программы. Класс Добудем называть допустимым для выбора в нем АЛ, если поиск модели лучшей чем т удовлетворяет условиям:
  156. Основываясь на принятых концепциях, алгоритм проектирования модели учебного процесса представим состоящим из следующих этапов:
  157. Выбора перспективного класса моделей М*п.2. Выбора «кандидата» моделиbit и е М «для испытания его накомпьютере.
  158. Собственно испытания модели в системе «компьютер-ученик».
  159. Проверки модели At у, улучшающей последовательности М.
  160. Проверки возможности дальнейшего улучшения модели и перехода к новому этапу ее модернизации.
Заполнить форму текущей работой