Методика работы над синтаксическими конструкциями немецкого языка при чтении текстов по специальности на основе трехфазовой модели
Диссертация
Трехфазовая модель обучения СК немецкого языка может быть представлена в виде схемы, которая дает возможность объединить все упражнения в единую систему и дать представление о сложности процесса обучения. Обучение СК проходит в 3 этапа. На I, ориентирующем, этапе выполняются ориентирующие упражнения. Навыки узнавания СК закрепляются в операционных упражнениях на II, формирующем, этапе… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКИМ КОНСТРУКЦИЯМ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
- 1. 1. Характеристика грамматических навыков и их взаимодействие
- 1. 2. Пути и способы оптимизации работы по формированию синтаксических навыков чтения
- 1. 3. Формирование ориентировочной основы действий усвоения синтаксических конструкций и распознавания их при чтении текстов
- 1. 4. Выводы
- Глава II. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СИНТАКСИЧЕСКИМИ КОНСТРУКЦИЯМИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА ПРИ ЧТЕНИИ ТЕКСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
- 2. 1. Модель обучения синтаксическим конструкциям немецкого языка
- 2. 2. Методика работы над синтаксическими конструкциями
- 2. 3. Опытная проверка методики обучения
- 2. 4. Выводы
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы
- Абдигалиев С.А. Пути преодоления лингвистической интерференции при обучении немецкому языку: Автореф. дисс. канд. пед. наук /13.00.02. -М., 1976. -23 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга I. Изд-во Казан, гос. ун-та. 1996. -565 с.
- Артемов В.А. Психология обучения иностранному языку. -М., 1996. -С.296−297.
- Балахонов А.С. Методика обучения иноязычному информативному чтению в неязыковом вузе. II—111 этапы, англ. язык: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Киев, 1970.-24 с.
- Бархударов Л.С. Структура простого предложения современного английского языка. -М., 1966. -200 с.
- Белова Н.А. Методические основы построения программированного пособия по грамматике немецкого языка для немецких вузов: Автореф. дисс. канд. пед. наук /13.00.02. -М., 1971.-27 с.
- Белова Н.А., Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология знаний в школе.-М., 1959.-349 с.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкаа // 2-е изд. М.: Просвещение, 1965. -227 с.
- Бердичевский А.А. Обучение порядку слов немецкого языка как второго иностранного при первоначальном: Автореф. дисс. канд. фил. наук /10.02.19. -М., 1971.-18 с.
- Бердичевский А.А. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе: Научно-теоретическое пособие. -М.: Высшая школа, 1989.-103 с.
- Берман И.М. Грамматика английского языка: курс для самообразования. -М.: Высшая школа, 1983. -288 с.
- Берман И.М. Проблемы пассивной грамматики (на материале англ. языка): Автореф. дисс. док. педагог, наук / 113.00.02. -М., 1967. -35 с.
- Беспалъко В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. -М.: Педагогика, 1988.-160 с.
- Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. -М.: Русский язык, 1997. 288 с.
- Бим И. Л. Подход к проблеме упражнений с позиции иерархии целей и задач // Иностранные языки в школе. -1985. -№ 5. -С. 30−32.
- Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы. -М.: Просвещение, 1988. -256 с.
- Вайсбурд МЛ. Синтаксическое чтение на английском языке в 5−8 классах средней школы. -М., 1969. -С.5−13.
- Васикова Л.П. Сопоставительная грамматика русского и марийского языков: Синтаксис. -Йошкар-Ола, 1990. -149 с.
- Вертоградская ЭЛ. Психологическая характеристика английского языка как учебного предмета: Дисс. канд. психол. наук /19.00.02. -М., 1962. -220 с.
- Витлин Ж.Л. Навыки и умения в психологии и методике обучения языкам // Иностранные языки в школе. -1999. -№ 1. -С.21−26.
- Волкова Е.И. О формировании внутренней деятельности при обучении грамматическим явлениям иностранного языка // Вопросы филологии и методики преподавания германских и романских языков. -Воронеж. Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1970. -С.94−95.
- Воропаева Н.Ф. Отбор и организация текстов для чтения: Автореф. дисс. канд. пед. наук /13.00.02. -М., 1982. -22 с.
- Вотинов В.А. Немецкий язык за 12 занятий: Оригинальный курс. Пособие для самостоятельного обучения чтению методом «Слайдинг». -М., 1991.-208 с.
- Выготский J1.C. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. -М., 1956. -130 с.
- Гак В. Г. Межъязыковое сопоставление. Иностранные языки в школе. -1979. -№ 3. -С.З.
- Гальперин П.Я. Организация умственной деятельности и эффективности учения // Психология как объективная наука /Под ред. А. И. Подольского. -Москва-Воронеж: НПО «Модеэк», 1998. -С.298.
- Гальперин П.Я. Организация умственной деятельности и эффективность учения // Психология как объективная наука /Под ред А. И. Подольского. -Москва-Воронеж: НПО «Модеэк», 1998. -С.348.
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследования по проблеме формирования умственных действий и понятий: Автореф. дисс. док. психол. наук /19.00.02. -М., 1965. -39 с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Психология как объективная наука /Под ред А. И. Подольского. -Москва-Воронеж: НПО «Модеэк», 1998. -С.272−317.
- Гез Н. И. Некоторые вопросы теории урока иностранного языка // Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия. -М.: Русский язык, 1991. -С.122−123.
- Гез Н. И. Содержание обучения чтению // Методика обучения чтению иностранным языкам в средней школе /Под ред. Гез Н. И., Ляховицкого М. В., Миролюбова А. А. -М., 1982. -С.274−280.
- Гез Н.И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А., Фоломкина С. К., Шатилов С. Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. -М.: Высшая школа, 1982. -373 с.
- Гладров В. и Раевский М.В. Сопоставительное изучение немецкого и русского языков / грамматико-лексические аспекты. -М.: МГУ, 1994. -100 с.
- Гордеев Ф.И. К вопросу о происхождении предложений в марийскомоязыке // Вопросы теории и методики изучения марийского языка. -Йошкар-Ола. -Вып. III. 1964.-С.91−97.
- Горелов И.Н. Интерференция в сфере лексики и грамматики немецкого языка. -Саратов: Саратов, гос. ун-т, 1990. -120 с.
- Горелов И.Н. О грамматическом типе интерференции // Интерференция в устной и письменной речи студентов и школьников /Сб. науч. ст. -Оренбург, 1969.-С. 1−4.
- Временный Государственный Образовательный Стандарт. Общее среднее образование. Иностранный язык. -М., 1993. -54 с.
- Гришечкина A.M. Введение грамматических лакун в речевую компетенцию учащихся: Дисс. канд. педаг. наук /13.00.02. -М., 1997. -С.42−80.
- Гурвич П.Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания ин. языков (спецкурс). -Владимир, 1980. -103 с.
- Ейгер Н.С. Обучение смысловому восприятию синтаксических структур немецкого языка в неязыковом вузе: Автореф. дисс. канд. педаг. наук. -М., 1979.-19 с.
- ЕфремоваН.В. Интегративная модель нормативной грамматики немецкого языка студентов лингвистических факультетов.-Барнаул, 1998.-110с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. -М.: АПН РСФСР, 1958. -370 с.
- Завелева Т.А. Обучение студентов неязыкового вуза пониманию синтаксически усложненных структур немецкого языка в текстах. Дисс. канд. пед. наук/13.00.02.-Владимир, 1988.-170 с.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. -М.: Просвещение, 1985. -160 с.
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. -М.: Русский язык, 1989.-219 с.
- Зыкова Н.Н. Обучение особенностям простого повествовательного предложения немецкого языка в восьмилетней школе: Автореф. дисс. канд. пед. наук /13.00.02. -М., 1962. -17 с.
- Ильин М.С. Основы теории упражнений по иностранному языку. -М.: Педагогика, 1975.-С.47.
- Ителъсон Математические методы. -М., 1968.-Вып. 1−2.
- Карпов А.С. Развитие умений педагогического общения и будущих учителей иностранного языка в процессе само и взаимообучения. АКД. -М., 1984.-120 с.
- Кеслер Т.В., Бухаров В.М. Deutsch fur die ganze Familie. Немецкий язык для всей семьи. -Нижний Новгород: Порт-Мастер, 1994. -254 с.
- Kumaeea С.О. Отбор оригинальных спецтекстов для обучения чтению на английском языке и методика их использования на III этапе неязыкового педагогического вуза: Автореф. дисс. канд. пед. наук /13.00.02. -Киев, 1989. -24 с.
- Кожина М.Н. К основаниям функциональной стилистики. -Пермь, 1968. 224 с.
- Коломенская И.Д. Синтаксические модели немецкого языка и их использование при активизации грамматического материала на I курсе неязыкового вуза: Автореф. дисс. канд. пед. наук /13.00.02. -М., 1966. —26 с.
- Комков И.Ф. Методика преподавания иностранного языка. -Минск, 1979.-352 с.
- Косилова М.Ф. Активный и пассивный грамматический минимум в неязыковом вузе (на материале немецкого языка): Автореф. дисс. канд. пед. наук/13.00.02.-М.-23 с.
- Котоваева Г. Н. Методика формирования основных умений чтения в неязыковом вузе (немецкий язык): Автореф. дисс. канд. пед. наук /13.00.02. -М., 1984.-20 с.
- Леонтьев А.А. Речевая деятельность: Основы теории речевой деятельности. -М.: Наука, 1974. -С.21−29.
- Леонтьев А.А. Общая методика обучения иностранному языку. -М., 1991. -С.127−128.
- Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности // Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: Наука, 1965. -245 с.
- Ловцевич Г. А. Личностное чтение на старшем этапе обучения в средней школе как методическая проблема: Автореф. дисс. канд. пед. наук /13.00.02. -М., 1993.-16 с.
- Малишевская Л.Н. Схема как один из видов учебного правила. Иностранные языки в школе. -1973. —№ 1. -С.34−43.
- Мельникова Г. Т. Исследование сравнительной эффективности различных подходов к обучению иноязычной грамматике в старших классах средних школ: Дисс. канд. пед. наук /13.00.02. -М., 1980. -С.49.
- Мельникова Г. Т. Исследование сравнительной эффективности различных подходов к обучению иноязычной грамматике в старших классах средних школ: Дисс. канд. пед. наук. /13.00.02. -М., 1980. -С.49−54.
- Методика обучения иностранным языкам в средней школе./ Под ред. Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, Н. А. Миролюбов. -М., 1982. -373 с.
- Методика преподавания немецкого языка в педагогическом вузе: Из опыта работы /А.И.Домашнев, К. Г. Вазбуцкая, Н. Н. Зыкова и др. -М., 1983.
- Мильруд Р.П. К проблеме центрированного на ученике подхода к обучению иностранным языкам в России // Иностранные языки в школе. -1997. -№ 6. -С.7−12.
- Мильруд Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению // Иностранные языки в школе. —1999. -№ 1. —С.26−34.
- Мильруд Р.П. Основные способы стимулирования речемыслительной деятельности на иностранном языке // Иностранные языки в школе. -1996. -№ 6. -С.6−12.
- Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку: Учебное пособие для студентов пед. институтов. -М.: Просвещение, 1990. -С.77−91.
- Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку: Учебное пособие для студентов пед. институтов. -М.: Просвещение, 1990. -С.47.
- Миньяр-Белоручев Р. К. Методический словник: Толковый словарь терминов методики обучения языкам /Отв. ред. М. Я. Блох. -М.: Стелла, 1996. — С.13.
- Миньяр-Белоручев Р. К. Методический словник: Толковый словарь терминов методики обучения языкам / М. Я. Блох. -М.: Стелла, 1996. -С. 16−23.
- Михайлюкова Т.Т. Отбор и организация учебного текстового материала для обучения чтению на I курсе педагогического вуза(на материале английского языка): Автореф. дисс. канд. пед. наук /13.00.02. -Киев, 1986. -24с.
- Москальская О.И. Грамматика текста. -М.: Высшая школа, 1981. -С.7−8.
- Москальская О.И. Некоторые вопросы моделирования предложений // Иностранные языки в школе. -1973. -№ 1. -С.3−9.
- Носонович Е.В., Мильруд Р. П. Параметры аутентичного учебного текста // Иностранные языки в школе. -1999. -№ 1. -С.11−18.
- Носонович Е.В. Обучение чтению аутентичных текстов лингвострановедческого содержания // Иностранные языки в школе. -1999. -№ 1.-С. 18−20.
- Носонович Е.В., Мильруд Р. П. Иностранные языки в школе. Критерии содержательной аутентичности учебного текста. -1999. -№ 2. -С.6−12.
- Общая методика обучения иностранному языку: Хрестоматия /Сост. А. А. Леонтьев. -М.: Русский язык, 1991. -360 с.
- Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе /Под ред. А. А. Миролюбова, Рахманова, B.C. Цетлин. -М., 1987. -504 с.
- Основы общей методики обучения иностранным языкам /Под ред. М. Я. Демьяненко. -Киев, 1976. -280 с.
- Общая психология // Под ред. В. В. Богословского и др. -М.: Просвещение, 1973.-С.104.
- Орлов В.Е. Пособие по ориентированию в сложных немецких текстах (с элементами программирования). -Казань: Казан, ун-т, 1976. -160 с.
- Основы методики преподавания иностранного языка / Под ред. В. А. Бухбиндера, В.Штрауса. -Киев, 1986. -С.92−93.
- Очерки методики обучения чтению на иностранных языках /Под ред. И. М. Бермана, В. А. Бухбиндера. -Киев, 1977. -175 с.
- Павлов И.П. Полное собрание сочинений // 2-е изд. -Тома 1−6. -М.: АНСССР, 1951−1952.
- Пассов Е.И. Коммуникативные упражнения как одно из средств создания грамматических навыков: Автореф. дисс. канд. пед. наук /13.00.02. -Л., 1966.-С.22.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.- М.: Просвещение, 1991- 222 с.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики иноязычному говорению.- М.: Просвещение, 1989- С. 39.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению.-М.: Русский язык, 1989- 276 с.
- Педагогический словарь /Под ред. Каирова И. А. -Т.2. -М., 1960. -345 с.
- Пенгитов Н.Т. Сопоставительная грамматика русского и марийского языков. Ч. I. -Й-Ола, 1958. -176 с.
- Пенфильд Роберте. Речь и мозговые механизмы. -Л., 1964. -233 с.
- Рахманов И.В. Модели и их использование при обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. -1965. -№ 4. -С.27−35.
- Рогова Г. В. Учебное чтение, его содержание и формы // Иностранные языки в школе. -1970. -№ 5. -С.31−33.
- Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. -М., 1991. -С.83−95.
- Розенталь М.М. Филологический словарь. -М., 1975. -305 с.
- Розенцвейг В.Ю., Уман JI.M. К проблеме грамматической интерференции // Проблемы структурной лингвистики. -М.: Изд-во АН СССР, 1962.
- Рубинштейн C.JJ. Основы общей психологии. -М.: Г. о. учебно-пед.изд-во Наркомпроса РСФСР, 1940. -583 с. 111 .Рубинштейн C.JJ. Эмоции // Психология эмоций. Тексты. -М.: Изд-во МГУ, 1984.-С. 152−161.
- Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в образовательной школе. Учебное пособие. -Воронеж.: Воронеж, ун-т, 1987. -174с.
- Светлищева Г. К. Преемственность содержания обучения иностранному языку // Вопросы преемственности в преподавании иностранных языков в средней и высшей школе. Свердловск, 1979. -С.26−27.
- Соколов А.Я. Внутренняя речь и мышление. -М.: Просвещение, 1968. -248 с.
- Соколов АН. АПН РСФСР. -Вып. 7. -М., 1947.
- Солонович Н.А. Лингвострановедческий подход как средство повышения мотивизации при обучении иностранного языка в старших классах средней школы (на материале французского языка): Дисс. канд. пед. наук /13.00.02. -М., 1995.-200 с.
- Стеблянко Э.С. Методика оценки языковой трудности учебных текстов на иностранном (английском языке): Автореф. дисс. канд. пед. наук / 13.00.02. -М., 1982.-22 с.
- Степанов Ю. С. Основы языкознания. —М., 1966. -С.8.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: Изд-во МГУ, 1975.-344 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М.: Знание, 1983.-96 с.
- Тарсила М.Э. Проблема развивающей функции методов обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. -М., 1984. —№ 1. -С. 19−24.
- Тезиков В.И. Методика обучения грамматической стороне перевода с немецкого языка на русский на переводческих факультетах: Дисс. канд. пед. наук /13.00.02. -М., 1986. -С.93.
- Тезиков В.И. Методика обучения грамматической стороне перевода с немецкого языка на русский на переводческих факультетах: Автореф. дисс. канд. пед. наук/13.00.02.-М., 1986.-16с.
- Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе // Под ред. А. Д. Климентенко, А. А. Миролюбова. -М.: Педагогика, 1981.-С.366.
- Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе // Под ред. А. Д. Климентенко, А. А. Миролюбова. -М.: Педагогика, 1981. -456 с.
- Тимофеева В.Г. Сопоставительная грамматика русского и марийского языков.-Й-Ола, 1961.-112 с.
- Трифанова В.Н. Содержание образования и его отображение в учебно/методических пособиях (на материале учебников немецкого языка): Автореф. дисс. канд. пед. наук /13.00.02. -М., 2001. 18 с.
- Фоломкина С.К. Методика обучения чтению на английском языке в средней школе: Автореф. дисс. док. пед. наук / 13.00.02. -М., 1974. -40 с.
- Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. -М., 1987.-207 с.
- Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи: Автореф. дисс. докт. пед. наук / 13.00.02. -М., 1990. 46 с.
- Черноватный JI.H. Соотношение типов учебной информации в процессе формирования иноязычных грамматических навыков: Дисс. канд. пед. наук. /13.00.02. -Харьков, 1980. -С.67−68.
- Шамов А.И. Система взаимосвязанного обучения лексическим навыкам устной речи и чтения на среднем этапе общеобразовательной школы: Дисс. канд. пед. наук /13.00.02. -Нижний Новгород, 1999. -153 с.
- Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. -М., 1986.-С.27.
- Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе.-2-е изд. Дораб. -М.: Просвещение, 1986. -223 с.
- Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. -М., 1980.-С. 17.
- Штофф В.А. Моделирование и философия. М., 1966.-С.19.142 .Штульман Э. А. Основы эксперимента в методике обучения иностранным языкам. -Воронеж: Воронежский ун-т, 1971.-144 с.
- Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. 2-е изд. -М., 1974. -108 с.
- Яковлева Е.Я. Психология развития творческого потенциала личности. -М., Московский психолого-социальный институт: Изд-во «ФЛИНТА», 1997. —С. 34−60.
- Якушев М.В. Научно обоснованные критерии анализа и оценки учебника иностранного языка // Иностранные языки в школе. -М., 2000. —№ 1. -С. 16−23.
- Antonova L. «Hallo Bruecken», 1,2. -1997.
- Bild der Frau- Magazin, 1991. -Heft 5.
- Brochaus Enzyklopedie- Weisbaden, 1968. Bd 6. -S.18.
- Brochhaus Enzyklopedie, zweiter Band, F.A.Brockhaus Mannheim.-1987.-401s.
- Bunte Magazin, 1992. -Heft 25.
- Bunte-Magazin, 1990. -Heft 45.
- Christa von Richthofen Deutschland, Augsburg, 1994.
- Das Jugendmagazin: Juma 2 Verlag und Druck, Koln, 1992.
- Das Jugendmagazin: Juma 3-Verlag und Druck Koln, 1994.
- Das Magazin Focus, 1994. -Heft 11.
- Der GroBe Duden Worterbuch und Leitfaden der Deutschen Rechtschreibung, VEB Bibliographisches Institut Leipzig .-1972.-733s/
- Deutsch fur junge Leute, Verlag Leipzig 1982, 1991.
- Deutsch warum nicht / Herrad Meese, Радиокурс немецкого языка, Bonn, 1993. Bande 1−4.
- Die Zeitschrift Guten Tag, 1991. -Heft 6.
- Dreyer Schmitt Lehr und Ubungsbuch der deutschen Grammatik, Verlag fur Deutsch, Munchen. -1996. -320 s.
- Duden Deutschuniversalworterbuch, Manheim, Wien, Zurich, Duden verlag, 1989.- S. 198.
- Ein Paar Takte iiber Takt // von Reimar Danhardt, Der Kinderbiicherverlag Berlin DDR. 1971.-143s.
- Gerhard Helbis. Wieviel Grammatik braucht der Mensch. Deutsch als Fremdsprache, 1992, Heft 3.- 150−155.
- Helbig Buscha Ubungsgrammatik. Langenscheidt. Verlag Enzyklopedie. Leipzig, Berlin, Munchen, Wien, Zurich, New Jork -1997. -285 s.
- Karl Dieter-Biinting Grammatik-Lexikon, Kompaktwissen fur Schule, Ausbildung, Beruf Frankfurt am Main, 1993. -3103.
- Koblischke, Heinz GroBes Abkiirzungsbuch: Abkiirzungenkiirzworter-Zeichen-Symbole-Leipzig Bibliographisches Institut, Verl. 1985. -504 s.
- Langenscheidts GroBworterbuch Deutsch als Fremdsprache / Herausgeber Prof. Dr. Dieter Gotz. -M.: Март, 1998. -1216 c.
- Lexikon der Psychologie. Basel., Wien, 1991, Bdl, S.601.
- Rudolf Steiner und seine Padagogik, Erziehung zur Freiheit, Verlag Leipzig, 1990.-261s.
- Schroedel-Gehlen Beruf und Sprache (Bayern), 1992.
- Stern-Magazin, 1990. -Heft 29.
- Tatsachen tiber Deutschland, 1999.
- Ulrich Engel Kommunikative Grammatik Deutsch als Fremdsprache-Miinchen: Iudicium-Verlag, 1993, 341 s.
- Wolfram Wilss. Fertigkeit. Versuch einer Begriffsbestimmung/ Deutsch als Fremdsprache. Zeitschrift zur Theorie und Praxis des Deutschunterrichts fiir Auslander, Verlagsort MUnchen, 1992. Heft 3. -143−149.
- Wort und Sinn, Schoningh, 1982.