Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Подготовка учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации как фактор профессионального развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В начале XXI века российская система образования претерпевает значительные изменения, которые характеризуются мощными инновационными процессами, востребовавшими массового участия педагогов в них. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что ключевой особенностью современной школы являются открытые ко всему новому учителя. В среднесрочной стратегии ЮНЕСКО… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы профессионального развития учителя при подготовке к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации
    • 1. 1. Профессиональное развитие учителя в условиях повышения квалификации
    • 1. 2. Подготовка учителя к инновационной деятельности в теории и практике профессионального образования
    • 1. 3. Готовность к инновационной деятельности как интегративное профессионально значимое качество личности учителя
    • 1. 4. Модель подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. Реализация модели подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации
    • 2. 1. Педагогические условия эффективности подготовки учителя к инновационной деятельности в процессе повышения квалификации
    • 2. 2. Методика подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации
    • 2. 3. Организация экспериментальной апробации модели подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации
    • 2. 4. Результаты опытно-экспериментальной работы. 131″
  • Выводы по главе 2
    • 3. аключение

Подготовка учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации как фактор профессионального развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В начале XXI века российская система образования претерпевает значительные изменения, которые характеризуются мощными инновационными процессами, востребовавшими массового участия педагогов в них. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что ключевой особенностью современной школы являются открытые ко всему новому учителя. В среднесрочной стратегии ЮНЕСКО определяется в качестве основы для дальнейшего развития системы образования удовлетворение потребностей в подготовке педагогических кадров, готовых к работе в условиях высокотехнологичной образовательной среды. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года подчеркивается, что уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики определяется качеством профессиональных кадров, необходимостью внедрения инновационных технологий в образование. Непрерывность изменений в образовании обуславливает современные требования государства и общества к профессиональному развитию учителя, ориентированного на выполнение инновационной деятельности. В связи с этим важной задачей системы повышения квалификации работников образования становится подготовка учителя к инновационной деятельности, результатом которой является готовность учителя к данной деятельности.

В науке активно обсуждаются различные аспекты инновационной деятельности учителя. Так, проблемы, касающиеся введения инноваций в образование как одного из основных механизмов развития системы образования, рассматривали И. Г. Богуславская, Т. К. Клименко, C.B. Наумов, A.M. Новиков, Т. Г. Новикова и др.- базовые положения педагогической инноватикиО.Г. Хомерики, A.B. Хуторской, Н. Р. Юсуфбекова и др.- подготовку учителя к инновационной деятельности — К. Ангеловски, J1.C. Подымова, В. А. Сластенин и др.- различные аспекты педагогических инновационных явленийБ.С. Гершунский, В. И. Загвязинский, М. В. Кларин, В. С. Лазарев, В. Я. Ляудис,.

В.М. Полонский, М. М. Поташник, В. И. Слободчиков и др. Вместе с тем следуз ет признать, что в педагогической теории недостаточно изучены аспекты, связанные с проблемой подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации, направленной на его профессиональное развитие. Актуальность исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречий:

— между потребностью государства и общества в учителе, подготовленном к решению новых задач современного образования, и недостаточной готовностью педагога к их решению;

— между необходимостью подготовки учителя к инновационной деятельности, направленной на его профессиональное развитие, и недостаточной разработанностью теоретических основ и методики подготовки учителя м инновационной деятельности в условиях повышения квалификации.

Данные противоречия обусловили проблему исследования: поиск модели подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации, направленной на его профессиональное развитие, что актуализирует тему исследования «Подготовка учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации как фактор профессионального развития».

Подготовка учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации понимается как взаимосвязанные, взаимодополняемые и взаимообусловленные процессы: овладение учителем инновационной деятельностью с учетом субъективного опыта ее осуществления в образовательном учреждении и профессиональное развитие учителя, ориентированного на выполнение данной деятельности. Результатом названной подготовки является формирование готовности учителя к инновационной деятельности на достаточном уровне (не ниже среднего).

Цель исследования состоит в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной апробации модели подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации, направленной на его профессиональное развитие.

Объект исследования — процесс повышения квалификации учителей.

Предмет исследования — подготовка учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации, способствующая его профессиональному развитию.

Гипотеза исследования формулируется следующим образом. Профессиональное развитие учителя в процессе подготовки к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации должно быть обусловлено формированием готовности учителя к инновационной деятельности. Достаточный уровень названной готовности может быть достигнут, если:

— готовность к инновационной деятельности рассматривать как интегра-тивное профессионально значимое качество личности учителя, в состав которого входят структурные и функциональные компоненты;

— разработать модель подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации, направленной на его профессиональное развитие;

— на основе модели разработать методику подготовки учителя к инновационной деятельности, имеющую следующие особенности: реализация при подготовке к инновационной деятельности субъект-субъектного взаимодействия учителя и специалиста учреждения ДПОовладение учителем инновационной деятельностью на основе учета субъективного опыта ее осуществления в образовательном учреждениивыбор учителем актуального содержания подготовки к инновационной деятельности на основе профессиональных потребностей;

— реализовать педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки учителя к инновационной деятельности в процессе повышения квалификации: проектирование индивидуального образовательно-профессионального маршрута подготовки учителя к инновационной деятельностисопровождение подготовка! учителя к инновационной деятельностимониторинг процесса подготовки учителя к инновационной деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:

1." Проанализировать состояние проблемы подготовки учителя к инновационной деятельности и выявить предпосылки его профессионального развития при подготовке к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации.

2. Выявить сущностные характеристики готовности учителя к инновационной деятельности.

3. Разработать модель подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации, направленной на его профессиональное развитие.

4. Реализовать модель через разработку методики подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации.

5. Выявить и обосновать педагогические условия, повышающие эффективность подготовки учителя к инновационной деятельности в процессе повышения квалификации.

6. Провести апробацию разработанной модели подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации.

Методологическую основу исследования составляют:

— акмеологический подход (О.С. Анисимов, A.A. Деркач, А. К. Маркова, A.C. Мельничук, О. В. Михайлов, Е. В. Селезнева и др.);

— личностно-деятельностный подход (JI.C. Выготский, М. И. Дьяченко, И. А. Зимняя, JI.A. Кандыбович, А. Н. Леонтьев, В. В. Сериков и др.);

— компетентностный подход (В.А. Адольф, А. Г. Бермус, Д. Ц. Дугарова, И. А. Зимняя, В. В. Сериков, А. П. Тряпицына, A.B. Хуторской и др.).

Теоретическую основу исследования составляют:

— работы в области развития личности, в том числе профессионального развития личности (К.А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, Е. В. Бондаревская, С.Г. ВершловскийС.И. Гессен, A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, JI.H. Куликова, А. Н. Леонтьев,.

A.K. Маркова, JI.M. Митина, А. П. Реан, Е. И Рогов, С. Л. Рубинштейн, Е. В. Селезнева, Е. П. Тонконогая, Д. И. Фельдштейн, E.H. Шиянов и др.);

— фундаментальные работы в области исследования деятельности (A.F. Асмолов, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.).

— результаты исследований по проблемам образования взрослых, в том числе в процессе повышения квалификации (В.И. Ваганова, С. Г. Вершловский,.

B.Г. Воронцова, Л. Н. Горбунова, М. Т. Громкова, С. И. Змеёв, И. А. Колесникова, А. Е. Марон, Э. М. Никитин, H.A. Переломова, Г. Н. Прозументова, Т. И. Степанова, И. Д. Чечель и др.);

— результаты исследований в области выявления различных особенностей педагогических инновационных явлений, введения инноваций в образование как одного из основных механизмов развития системы образования (К. Ангеловски, И. Г. Богуславская, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, М. В. Кларин, Т. К. Клименко, B.C. Лазарев, В. Я. Ляудис, C.B. Наумов,.

A.M. Новиков, Т. Г. Новикова, В. М. Полонский, М. М. Поташник,.

B.А. Сластенин, В. И. Слободчиков, О. Г. Хомерики, A.B. Хуторской, Н. Р. Юсуфбекова и др.);

— результаты исследований проблемы формирования готовности к деятельности, в том числе, к инновационной деятельности (A.A. Деркач,.

C.И. Десненко, О. В. Михайлов, Л. С. Подымова, Е. В. Селезнева, П. В. Середенко, В. А. Сластенин и др.);

— результаты исследований в области профессиональной подготовки специалиста, в том числе учителя (И.Л.Беленок, Е. В. Бондаревская, Л. А. Бордонская, В. И. Ваганова, С. И. Десненко, В. И. Загвязинский, С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, В. Г. Разумовский, Ю. В. Сенько, Г. Н. Степанова, А. П. Тряпицына, A.B. Усова, Н. В. Шаронова, М. Ю. Швецов," К. Г. Эрдынеева и др.).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1) теоретические — анализ научной литературы, нормативных документов, диссертационных исследований по проблемам подготовки учителя к инновационной деятельности, профессионального развития учителя, повышения квалификации в учреждении дополнительного профессионального образованияобобщениемоделирование подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации;

2) экспериментальные — наблюдение, анкетирование, беседа, самооценка, анализ опыта инновационной деятельности учителей образовательных учреждений Забайкальского края, контент-анализ, педагогический эксперимент, личная педагогическая деятельность в качестве методиста по физике Забайкальского краевого ИПКРО, обсуждение проблемы исследования и предлагаемых подходов ее решения на конференциях, аспирантских семинарах и чтениях;

3) статистические — математические методы интерпретации данных педагогического эксперимента.

Достоверность результатов исследования обеспечивается согласованностью исходных теоретико-методологических позиций и итоговых результатов исследования и проведенной опытной проверкой результатов исследования, для участия в которой на различных этапах привлекались более 200 учителей физики, химии, биологии, технологии и др. образовательных учреждений, обучающихся на курсах повышения квалификации в Забайкальском краевом ИГГКРО, Астраханском ИПКиП и Агинском институте повышения квалификации работников социальной сферы (ИПКРСС).

Основные этапы исследования. Исследование осуществлялось с 2006 по 2010 годы в несколько этапов.

На первом этапе (2006 г—2007 г.) анализировалась общая и специальная литература по проблеме исследования. Изучались нормативные документы, регламентирующие повышение квалификации учителей в учреждении дополнительного профессионального образования. Выделялись объект, предмет исследования. Формулировалась рабочая гипотеза, цель исследования. Определялась общая стратегия исследования. Проводилась экспериментальная работа 8 в рамках констатирующего и поискового этапов эксперимента (анкетирование, анализ инновационного педагогического опыта, обработка и анализ полученных результатов исследования, апробация идей исследования на курсах повышения квалификации учителей в Читинском ИПКРО (с 2009 г. Читинский ИПКРО переименован в Забайкальский краевой ИПКРО).

На втором этапе (2008 г.-2009 г.) изучались научные исследования и публикации по проблемам профессионального развития учителя, реализации инноваций в образовании, подготовки учителя к инновационной деятельности. Определялись компоненты, критерии, показатели оценки уровней готовности учителя к инновационной деятельности. Создавалась модель подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации, на ее основе разрабатывалась методика подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации, направленной на его профессиональное развитие. Выявлялись педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки учителя к инновационной деятельности в процессе повышения квалификации. Осуществлялась экспериментальная работа в режиме поискового и формирующего эксперимента по апробации разработанной модели. Продолжался анализ инновационного опыта учителей.

На третьем этапе (2009 г.-2010 г.) теоретическая база исследования обогащалась новыми источниками. Продолжался формирующий этап эксперимента по1 апробации модели подготовки учителя к инновационной деятельности, обрабатывались его результаты. Обобщались и систематизировались результаты исследования. Формулировались общие выводы по итогам опытно-экспериментальной работы. Определялись перспективы дальнейшей разработки проблемы исследования. Оформлялись полученные результаты диссертационного исследования.

В опытно-экспериментальной работе принимали участие учителя физики, химии, биологии, технологии и др. Модель подготовки учителя к инновационной деятельности, направленной на его профессиональное развитие, экстраполируется на все предметные направления повышения квалификации. 9.

Апробация результатов исследования проходила в соответствии с этапами исследования в ходе теоретической и экспериментальной работы, в ходе выступлений на научно-практических конференциях различного уровня: IX Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития», Москва (2010г.) — VIII Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития», Москва (2009г.) — VII Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития», Москва (2008) — Всероссийской научно-практической конференции «Непрерывное многоуровневое профессионально-педагогическое образование: опыт, проблемы, перспективы», Кемерово (2008) — VI Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования», Челябинск (2007г.) — аспирантских чтениях «Научно-исследовательская деятельность педагога: теоретическая и практическая значимость для. современного образования», Чита (2010г.) — VIII сократовских педагогических чтений «Обучать — значит вдвойне учиться», Чита (2009) — обсуждений результатов исследования на заседаниях кафедры физики, теории и методики обучения физике и кафедры профессионального образования и педагогического управления ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского и аспирантских семинарах ЗабКИПКРО и ЗабГГПУ.

Внедрение результатов исследования осуществлялось посредством: публикации учебного пособия (Чита, 2010) и его применения на курсах повышения квалификации учителей в Забайкальском краевом ИПКРО, Астраханском ИПКиПП и Агинском ИПКРССразработки и апробации авторских программ курсов повышения квалификации: «Обучение школьников физике в условиях введения ФГОС нового поколения» (102 часа) — «Инновационная деятельность учителя физики» (72 часа) — непосредственного осуществления опытно-экспериментальной работы в качестве методиста по физике Забайкальского краевого ИПКРО.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем. ю.

— Обосновано, что профессиональное развитие учителя при подготовке к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации обусловлено формированием готовности учителя к инновационной деятельности. Готовность к инновационной деятельности понимается как интегративное профессионально значимое качество личности, включающее структурные (мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-деятельностный, эмоционально-волевой) и функциональные (функции — побудительная, исполнительная, регулирующая) компоненты.

— Разработана и обоснована модель подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации, направленной на его профессиональное развитие, включающая: целевой, содержательный, организационно-деятельностный и рефлексивно-оценочный блокисубъект-субъектное взаимодействие специалиста учреждения ДПО и учителя.

— Выявлены педагогические условия, повышающие эффективность подготовки учителя к инновационной деятельности в процессе повышения квалификации: проектирование индивидуального образовательно-профессионального маршрута подготовки учителя к инновационной деятельностисопровождение подготовки учителя к инновационной деятельностимониторинг процесса подготовки учителя к инновационной деятельности.

— На основе модели разработана методика подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации, включающая ди-агностико-мотивационный, обучающий, рефлексивно-проектировочный и практический этапы, имеющая следующие особенности: реализация при подготовке к инновационной деятельности субъект-субъектного взаимодействия учителя и специалиста учреждения ДПОовладение учителем инновационной деятельностью на основе учета субъективного опыта ее осуществления в образовательном учреждениивыбор учителем актуального содержания подготовки к инновационной деятельности на основе профессиональных потребностей.

Теоретическая значимость исследования состоит в развитии теории и методики профессионального образования в аспекте подготовки учителя к ин.

11 новационной деятельности в условиях повышения квалификации как фактора профессионального развития и заключается в следующем: уточнены структурные и функциональные компоненты готовности к инновационной деятельности как интегративного профессионально значимого качества личности учителяуточнены критерии и показатели оценивания уровня сформированности названной готовностиобоснована структура модели подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации, направленной на его профессиональное развитиеобоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки.

Практическая значимость исследования для теории и методики профессионального образования определяется следующим: разработаны модульные программы специальных курсов повышения квалификации, которые могут быть использованы при подготовке учителей к инновационной деятельностисоздано учебное пособие «Сопровождение процесса формирования готовности к инновационной деятельности учителя физики в условиях дополнительного профессионального образования" — разработана технологическая карта «Индивидуальный образовательно-профессиональный маршрут подготовки учителя к инновационной деятельности», которая может применяться в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Подготовка учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации есть взаимосвязанные, взаимодополняемые и взаимообусловленные процессы: овладение учителем инновационной деятельностью с учетом субъективного опыта ее осуществления в образовательном учреждении и профессиональное развитие учителя, ориентированного на выполнение данной деятельности. При названной подготовке возможно профессиональное развитие учителя, которое обуславливается формированием готовности к инновационной деятельности. Готовность учителя к инновационной деятельности понимается как инте-гративное профессионально значимое качество личности, включающее структурные (мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально.

12 деятельностный, эмоционально-волевой) и функциональные (функции — побудительная, исполнительная, регулирующая) компоненты.

2. Эффективность подготовки, результатом которой является формирование готовности учителя к инновационной деятельности на достаточном уровне (не ниже среднего), обеспечивается реализацией модели подготовки учителя к инновационной деятельности посредством методики подготовки учителя к инновационной деятельности и соответствующих педагогических условий. Модель включает целевой, содержательный, организационно-деятельностный и рефлексивно-оценочный блокисубъект-субъектное взаимодействие специалиста учреждения ДПО и учителя. Данная модель положена в основу построения индивидуализированного процесса подготовки учителя к инновационной деятельности, предполагает выбор учителем содержания подготовки и выстраивание собственного маршрута подготовки.

3. Педагогическими условиями, повышающими эффективность подготовки учителя к инновационной деятельности в процессе повышения квалификации, являются: проектирование индивидуального образовательно-профессионального маршрута подготовки учителя к инновационной деятельностисопровождение подготовки учителя к инновационной деятельностимониторинг процесса подготовки учителя к инновационной деятельности.

4. Методика подготовки учителя к инновационной деятельности, включающая диагностико-мотивационный, обучающий, рефлексивно-проектировочный и практический этапы, реализуется на специально разработанных курсах повышения квалификации. Данная методика направлена на овладение учителем инновационной деятельностью через освоение знаний о педагогических новшествах, инновациях, сущности инновационной деятельности на основе его профессиональных потребностейчерез осмысление на основе рефлексии субъективного опыта осуществления учителем инновационной деятельности в образовательном учреждениичерез создание и анализ образовательных продуктов.

Структура диссертации. Диссертация включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. Основной текст составляет 159 страниц. Работа проиллюстрирована 8 схемами, 14 таблицами, 6 диаграммами, 2 рисунками.

Список литературы

включает 281 наименование.

Выводы по главе 2.

Разработанная модель подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации, направленной на его профессиональное развитие, позволила выявить педагогические условия эффективной реализации данной подготовки, создать методику.

Эффективность подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации, направленной на его профессиональное развитие, может быть обеспечена выявленными педагогическими условиями, а именно: проектирование ИОПМ подготовки учителя к инновационной деятельностисопровождение подготовки учителя к инновационной деятельностимониторинг процесса подготовки учителя к инновационной деятельности. При подготовке учителя к инновационной деятельности уделяется внимание самоопределению и самостоятельности учителя в процессе подготовки к инновационной деятельности и предусматривается: предоставление учителю возможности осваивать профессиональную образовательную программу на основе выбора вариативных модулейактивное участие каждого учителя в проектировании собственного маршрута. Реализуется педагогическая стратегия, обеспечивающая формирование готовности к инновационной деятельности как интегративного профессионально значимого качества личности учителя, ориентированного на осуществление инновационной деятельности.

Реализуется мониторинг по ряду направлений: осуществление внешнего мониторинга подготовки учителя к инновационной деятельностисодействие в осуществлении учителем внутреннего мониторинга посредством организации рефлексивного самоанализа результатов целенаправленной подготовки учителя к инновационной деятельности.

На основе модели подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации, направленной на его профессиональное развитие, была разработана методика, включающая этапы (диагностико-мотивационный, обучающий, рефлексивно-проектировочный, практический), сопряженные с этапами сопровождения подготовки учителя к инновационной деятельности (диагностико-проектировочный, основной, рефлексивно-проектировочный, консультационный). Методика реализовывалась в рамках специально созданных курсов повышения квалификации. Структурно содержание данных курсов построено на основе модульного подхода, позволяющего учителю реализовать собственный выбор содержания подготовки у инновационной деятельности в условиях повышения квалификации. В основу содержания КПК положен профессиональный стандарт педагогической деятельности, включающий совокупность основных компетентностей учителя. В связи с этим деятельность учителя* на КПК направлена на решение профессиональных задач в следующих областях: постановка целей и задач педагогической деятельностимотивация учебной деятельностиобеспечение информационной основы педагогической деятельностиразработка программ и принятие педагогических решенийорганизация учебной деятельности. Деятельность учителя на КПК ориентирована на создание совокупности инновационных образовательных продуктов в результате обучения, которые учителю необходимы для использования в практической педагогической деятельности. Методика обеспечивает поступательное, поэтапное формирование готовности учителя к инновационной деятельности в рамках курсов повышения квалификации.

Экспериментальная проверка реализации модели подготовки учителя к инновационной деятельности позволила выявить положительную динамику уровня сформированности готовности учителя к инновационной деятельности. Наибольшая динамика наблюдалась в уровнях сформированности моти-вационно-ценностного и когнитивного компонентов. Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации модели подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации подтвердили выдвинутую гипотезу.

Заключение

.

1. На основе анализа состояния проблемы подготовки учителя к инновационной деятельности выявлены следующие предпосылки профессионального развития учителя при подготовке к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации: основной целью повышения квалификации является профессиональное развитие учителяпозитивные изменения, происходящие в системе повышения квалификации, направлены на выстраивание индивидуализированного процесса подготовки к инновационной деятельностиформирование готовности учителя к инновационной деятельности обусловливает его профессиональное развитие.

2. Выявлены сущностные характеристики готовности учителя к инновационной деятельности как интегративного профессионально значимого качества личности учителя, которое обуславливает его профессиональное развитие в процессе повышения квалификации. Данная готовность имеет структурные (мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-деятельностный, эмоционально-волевой) и функциональные (функции — побудительная, исполнительная, регулирующая) компоненты. Определены уровни сформированности готовности учителя к инновационной деятельности (низкий, средний, высокий, наивысший), для оценивания которых разработаны критерии (внутренний интегральный критерий — сформированность структурных и функциональных компонентов готовности учителя к инновационной деятельности, внешний интегральный критерий — эффективность решения возникающих задач, удовлетворенность учителя процессом и результатами инновационной деятельности) и показатели.

3. Модель подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации, направленной на его профессиональное развитие, разрабатывалась с учетом факторов (основные тенденции развития повышения квалификациисубъективный опыт осуществления учителем инновационной деятельности в образовательном учреждении) — на основе подходов акмеологического, личностно-деятельностного, компетентностного) и принципов повышения квалификации (приоритет самостоятельного обученияпринцип совместной деятельностипринцип опоры на опыт обучающегосяиндивидуализация обученияпринцип соответствия содержания повышения квалификации требованиям обществаконтекстность обученияпринцип включения личности в значимую деятельность). Модель включает целевой, содержательный, организационно-деятельностный и рефлексивно-оценочный блоки и субъект-субъектное взаимодействие специалиста учреждения ДНО и учителя.

4. Методика подготовки учителя к инновационной деятельности реализуется в рамках специально разработанных курсов повышения квалификации, для которых созданы модульные программы. Методика имеет следующие особенности: реализация при подготовке к инновационной деятельности субъект-субъектного взаимодействия учителя и специалиста учреждения ДПОовладение учителем инновационной деятельностью на основе учета субъективного опыта ее осуществления в образовательном учреждениивыбор учителем актуального содержания подготовки к инновационной деятельности на основе профессиональных потребностей. При реализации методики особое внимание уделяется формированию мотивации учителя к освоению новшеств, к усвоению знаний о них, а также организации его рефлексивной деятельности. Методика включает диагностико-мотивационный, обучающий, рефлексивно-проектировочный, практический этапы, сопряженные с этапами сопровождения процесса формирования готовности учителя к инновационной деятельности.

5. Педагогические условия, повышающие эффективность подготовки учителя к инновационной деятельности, выявлены и обоснованы в результате поискового этапа опытно-экспериментальной работы. Педагогические условия следующие: проектирование индивидуального образовательно-профессионального маршрута подготовки учителя к инновационной деятельностисопровождение подготовки учителя к инновационной деятельности;

158 мониторинг процесса подготовки учителя к инновационной деятельности. Данные условия рассматриваются не обособленно, а во взаимосвязи при ведущей роли первого условия — проектирование ИОПМ подготовки учителя к инновационной деятельности.

6. Разработанная модель подготовки учителя к инновационной деятельности в процессе повышения квалификации прошла апробацию и внедрение в институтах повышения квалификации работников образования (Астраханском, Забайкальском и Агинском), показала повышение у учителей уровня сформиро-ванности готовности к инновационной деятельности, что позволило сделать выводы об эффективности подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации и подтвердило гипотезу исследования.

Таким образом, осуществленное исследование вносит определенный вклад в разработку проблемы профессионального развития учителя в процессе подготовки к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации, а результаты опытно-экспериментальной работы и реализация педагогических условий, обеспечивающих эффективность подготовки, подтверждают правильность выдвинутой гипотезы исследования.

Проведенное исследование не исчерпывает всего многообразия поставленной проблемы. Ее разработка может быть продолжена в аспекте разработки методической системы подготовки учителя в качестве тьютора для сопровождения учащихся при дистанционном обучении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.А. Жизненный цикл педагогических инноваций // Инновации в образовании. 2007. № 8. С. 13−20.
  2. O.A., Маркова Н.. Инновации и стандарты: Мониторинг педагогического образования // Высшее образование в России. 1999. № 5. С. 78−82.
  3. C.B. Мониторинг личностно-профессионального становления будущего учителя в педагогическом процессе педколледжа: авто-реф. дис.. канд.пед.наук. Чита, 2006. 23 с.
  4. И.М. Комплексная подготовка преподавателя физики в университете: атореф. дис.. докт.пед.наук. Ярославль, 2004. 38 с.
  5. В.А., Ильина Н. Ф. Сопровождение профессионального становления инновационной деятельности педагога: сущность, программы, технологии // Вестник педагогических инноваций. 2009. № 3 (19). С. 22 — 32.
  6. В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: автореф. дис.. докт.пед.наук. М., 1998. 48 с.
  7. В.А., Степанова И. Ю. Проектирование образовательного процесса на основе компетентностного подхода // Высшее образование в России. 2008. № 3. С. 158−161.
  8. Акмеологический словарь / Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2004. 161 с.
  9. Л.Ф. Психолого-педагогические основы инновационной деятельности // Вестник ТПГУ. 2005. Выпуск 2 (46). Серия: Педагогика. С. 104−109.
  10. JI.A. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования: автореф. дис.. докт.пед.наук. -Уфа, 2009. 44 с.
  11. П.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288с. (Серия «Мастера психологии»).
  12. К. Учителя и инновации: Кн. для учителя: Пер. с макед. М.: Просвещение, 1991. 159 с.
  13. В.В. Общие основы педагогики: учеб. для вузов / В. В. Анисимов, О. Г. Грохольская, Н. Д. Никандров. М.: Просвещение, 2006. 574 с.
  14. О.С. Креативная акмеология: учебно-методическое пособие. Стереотипное издание / Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во PAJTC, 2008. 276 с.
  15. И.Ю., Горячова М. В. Индивидуальные образовательные траектории в области математических и естественнонаучных дисциплин // Успехи современного естествознания. 2008: № 4 С. 22.
  16. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: учеб. для вузов по спец. «Психология». М.: Смысл, 2001. 414с.
  17. H.A. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 272 с.
  18. В.В. Развитие субъекта постдипломного профессионального образования в условиях современных проблем глобализации: автореф. дис.. докт.пед.наук. СПб., 2009. 49 с.
  19. А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентност-ного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». 10.09.2005. URL: http://www.eidos.ru/iournal/2005/0910−12.htm (дата обращения: 14.08.2009).
  20. М. Е. Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. 256 с.
  21. A.A. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004. 216 с.
  22. Э.В. Педагогическое сопровождение самореализации студента вуза в музыкально-исполнительской деятельности: автореф.дисс.. канд.пед.наук. Ярославль, 2006. 26 с.
  23. И.Г. Инновационная деятельность как условие развития личности // Школьное образование. 2008. № 4. С. 3−6.
  24. A.A. Психология общения: избр. психол. тр. / Академ, пед. и соц. наук: Моск. психол.-соц. ин-т. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МОДЭК. 1996. 510 с.
  25. В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8−14.
  26. В.П. Технология педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе // Интернет-журнал «Эйдос». 19.05.2001. URL: http://www.eidos.ru/journal/2001/0519−02.htm (дата обращения 24.07.2009).
  27. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М—Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 1999. 560 с.
  28. Н.В., Реан A.A. Педагогика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000. 304 с.
  29. JI.A. Отражение взаимосвязи науки и культуры в школьном физическом образовании и подготовке учителя физики: монография. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. 237 с.
  30. А.Б. Готовность студентов педагогического вуза к применению педагогической технологии длительного отслеживания развития учащихся в ходе образовательного процесса: автореф. дисс.. канд.пед.наук. Калуга, 2003. 20 с
  31. Н.М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования: авто-реф. дисс.докт.пед.наук. Волгоград, 2001. 48. с.
  32. С.В. Подготовка .студентов педагогических вузов к инновационным изменениям современной школы: автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2009. 23 с.
  33. Л.М. Педагогические условия профессионального развития учителя (на основе мониторинга): автореф.дисс.. канд.пед.наук. Кемерово, 2007. 24 с.
  34. Н.Г. Педагогические принципы мониторинга в учреждениях среднего-профессионального образования: автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 2008, .48 с.
  35. Бурцева Э-М. Образовательный маршрут в системе непрерывного профессионального образования преподавателя высшей школы: автореф. дисс.. канд.пед.наук. Самара, 2004. 18 с.
  36. В.И. Система профессионально-методической подготовки преподавателя физики в классическом университете: дисс.. докт.пед.наук. М, 2005. 453 с.
  37. Т.А. Инновационная деятельность учителя начальной школы как фактор совершенствования дидактического процесса: автореф. дис.. канд.пед.наук. Нижний Новгород, 2006. 22 с.
  38. Вайндорф-Сысоева М. Е. Организация виртуальной образовательной среды в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности: автореф. дис. докт.пед.наук. М., 2009. 50 с.163
  39. A.C. Профессиональное развитие будущего учителя технологии «и предпринимательства на основе учебно-профессиональной деятельности: автореф. дис.. докт.пед.наук. Магнитогорск, 2009. 49 с.
  40. A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 75 с.
  41. С.Г. Педагог эпохи перемен, или Как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя. М.: Сентябрь, 2002. 160 с.
  42. С.Г. Теоретические и организационные проблемы постдипломного педагогического образования // Педагогика. 2010. № 5. С. 108— 115.
  43. И.Ю. Формирование и студентов педвуза к использованию личностно ориентированной технологии развития учащихся (на материале физической культуры): дисс.. канд.пед.наук. Саратов, 2002. 162 с.
  44. H.H. Формирование готовности учителя в системе дополнительного профессионального образования к осуществлению элективной дифференциации обучения школьников: дисс.. канд.пед.наук. М., 2007. 173 с.
  45. В.Т. Инновационные принципы системы образования // Педагогика. 2007. № 7. С. 108−114.
  46. Ю.В. Формирование профессиональной готовности педагога к реализации профильного обучения старшеклассников в системе дополнительного педагогического образования: дисс.. канд.пед.наук. Оренбург, 2008. 239 с.
  47. В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога: монография. Псков: ПОИПКРО, 1997. 421 с.
  48. JI.C. Психология развития как феномен культуры: избр. психол. тр. / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1996. 510 с.
  49. A.A. Новые информационные технологии для успешного обучения физике // Педагогические технологии. 2006. № 4. С. 50−54.
  50. В.К. Развитие педагогического творчества учителей физической культуры в системе повышения квалификации: автореф. дисс.. канд.пед.наук. Чита, 2006. 25 с.
  51. .С. Философия образования для XXI века: Учебное пособие для самообразования. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2002. 512 с.
  52. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995. 448 с.
  53. H.A. Социально-психологическое сопровождение деятельности педагога: условия, способы, технологии реализации // Вестник Тюменского государственного университета. 2004. № 2. С. 210−219.
  54. JI.H. Исследовательски ориентированное повышение квалификации педагогических кадров в контексте развития современного российского образования: автореф. дис. докт.пед.наук. Барнаул, 2010. 45 с.
  55. Я.Л. Педагогическое сопровождение развития коммуникативной компетентности будущего учителя в деятельности кафедры педагогического вуза: автореф. дис.. канд.пед.наук. Омск, 2007. 28 с.
  56. Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009—2012 годы». URL: www.mon.gov.ru (дата обращения: 25.09.2010).
  57. O.A. Основы мониторинга качества педагогического образования в контексте гуманитарных технологий // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009 JN033 С. 46−58.
  58. А.Ю., Савина Т. И. Психолого-педагогическое сопро^<^>-ж^а-е ние профессионально-личностного становления студентов — будущихцевтов // Среднее профессиональное образование. 2009. № 3. С. 26−28.
  59. М.Т. Психология и педагогика профессионально:^ деятельности: учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 415
  60. В.В. Теория и практика интегральной образовательно^ технологии. М.: Народное образование, 2001. 224 с.
  61. В.В., Бершадский М. Е. Десять мифов технологического под хода в образовании // Педагогические технологии. — 2008. № 4. С.28−4-^>
  62. В.В., Новикова Т. Г. Проект функционала федер>аГГЕ>:нс) региональной системы повышения квалификации и профессионально^ пере подготовки в сфере образования // Методист. 2010. № 7. С. 2 6.
  63. Л.И., Маркина JI.JI. Подготовка преподавателей вуза кг лнно вационной профессионально-педагогической деятельности // Высшее образование в России. 2009. № 2. С. 91−95.
  64. E.H. Современные педагогические технологии: методическое пособие для студентов и преподавателей вузов культур"^ и Ис кусства. М.: АПК и ППРО, 2005. 176 с.
  65. В.В. Методика исследования инновационного опыта современной отечественной сельской школы: автореф. дисс.. канд.пед.иау^ СПб., 2009. 22 с.
  66. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования: учеб. пособие. М.: Логос, 2000. 223 с.
  67. .Б. Педагогические условия совершенствование содер жания последипломного образования учителя (на примере Агинского бурят ского автономного округа): автореф. дисс.. канд.пед.наук. Чита, 2005. 22 с
  68. А. В. Непрерывное образование // Советская педагогика 1975. № 1. С.16−29.
  69. A.A. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: МОДЭК, 2004. 752 с.
  70. A.A. Мониторинг личностно-профессионального развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих / A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, Ю. Г. Синягин. М.: Изд-во РАГС, 1999. 144 с.
  71. С.И. Концепция профессионально-методической подготовки студентов педвузов к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе: монография. М., 2007. 260 с.
  72. С.И. Методическая подготовка студентов педвузов к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе: дис.. докт.пед.наук. М., 2008. 554 с.
  73. С.И. Развитие личности учащихся при обучении физике в школе (теоретические и практические аспекты). Чита: Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т, 2006. 237 с.
  74. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики /Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. 319 с.
  75. С.А. Модернизация дополнительного профессионального образования в условиях формирования информационного общества: автореф. дисс.. докт.пед.наук. Кемерово, 2009. 42 с.
  76. Т.В. Подготовка учителей к проектированию личностно ориентированного взаимодействия с учащимися: автореф. дисс. канд.пед.наук. Волгоград, 2003. 23 с.
  77. М.И., Кандыбович J1.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1976. 176 с.
  78. Р.И. Историко-философский аспект раскрытия сущности педагогического сопровождения личности // Наука и образование. 2007. № 1. С. 94−99.
  79. , В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб.пособие. М.: Академия, 2006. 176 с.
  80. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 208 с.
  81. Закон Российской Федерации «Об образовании». URL: www.mon.gov.ru («дата обращения: 14.12.2009).
  82. Н.Г. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов педвуза на основе комплексной психолого-педагогической диагностики: автореф. дисс.. канд.пед.наук. Ярославль, 2007. 22 с.
  83. Э.Ф. Психология профессий. М.: Академически проект- Фонд «Мир», 2005. 336 с.
  84. Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 480 с.
  85. Э.Ф., Павлова A.M., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 216 с.
  86. Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие. М.: Академия, 2006. 239 с.
  87. Е.Б. Педагогические условия развития инновационного потенциала педагога в процессе непрерывного профессионального образования: автореф. дисс. канд.пед.наук. Чита, 2005. 24 с.
  88. С.Г. Психолого-педагогические условия личностно-профессионального развития педагога в курсовой и послекурсовой деятельности: дисс.. канд.пед.наук. Елец, 2003 238 с.
  89. И.А. Педагогическая психология. М.: Издательская корпорация «Логос», 1997. 480 с.96: Змеёв С. И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. М.: ПЕР СЭ, 2003: 207 с.
  90. Д.А., Митрофанов К. Г., Соколова О. Г. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учеб.-метод.пособие. М.: АПКиПРО, 2003. 101 с.
  91. Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знание-во-ориентированным и культурологическим // Интернет-журнал «Эйдос». 30.09.2007. URL: http://www.eidos.ru/iournal/2007/0930−23.htm (дата обращения: 25.06.2009).
  92. Т.Ф. Интегративно-факторная модель научно-педагогической подготовки будущих учителей к личностно ориентированному обучению в школе: дисс.. докт.пед.наук. Ростов-на-Дону, 2005. 420 с.
  93. Инновации в образовании: сборник научных трудов, / Под науч. ред. Т. Г. Новиковой, Е. Е. Федотовой. М.: АПКиПРО, 2001. 207 с.169
  94. Е.И., Тряпицина А. П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века). СПб.: «Петербург — XXI век», совместно с ЗАО «Пресс-Атташе», 1997. 160с.
  95. К.Э. Мониторинг в условиях инновационной педагогической деятельности преподавателя вуза // Фундаментальные исследования. 2008. № 9. С. 75−77.
  96. С.Е. О теоретической значимости современных информационных технологий // Наука и школа. 2006. № 4. С. 39−42.
  97. Е.В. Организация инновационной образовательно-профессиональной среды в муниципальном лицее: автореф. дисс. .докт. пед. наук. Челябинск, 2009. 40 с.
  98. Н.В., Савина Н. М. Инновационная деятельность кафедры учреждения дополнительного профессионального образования педагогов // Методист. 2010. № 7. С. 13 18.
  99. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. 223 с.
  100. Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя: дисс.. докт.пед.наук. Хабаровск, 2000. 428с.
  101. Т.К. Теоретические основы становления будущего учителя в инновационном образовании. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 1999. 214 с.
  102. Т.К. Традиции и инновации в педагогическом образовании // Инновации в образовании. 2007. № 3. С. 13−20. .
  103. Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во института практической психологии- Воронеж: МОДЭК, 1996. 400с.
  104. И.А. Как приблизить подготовку учителей к потребностям школы //Педагогика. 1992. № 5−6. С. 71−78.
  105. К.В. Организационно-педагогические условия развития готовности педагогов общеобразовательной школы к реализации идей модернизации образования: автореф.дис.. канд.пед.наук. СПб., 2008. 26 с.
  106. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://www.rosnation.ru/index.php?D=458 (дата обращения: 21.08.2010).
  107. JI.A. Формирование готовности руководителей школ к инновационной деятельности: автореф.дис.. канд.пед.наук. Чебоксары, 2010. 19 с.
  108. В.В. Место и функции методологии педагогики к На учно-методическом обеспечении модернизации образования // Интернет-журнал «Эйдос». 07.11.2003. URL: http://www.eidos.ru/iournal/2003/Q7jj-04.htm (дата обращения: 06.08.2009).
  109. Краткий словарь по философии / Под общ. ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина. 3-е изд., доработ. и доп. М.: Политиздат, 1979. 413 с.
  110. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Ленинград: Издательство Ленинградского университета. 1967. 184 с.
  111. Л.Н. Проблемы саморазвития личности: монография. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997. 315 с.
  112. Ю.Н. Изменяющийся мир и образование взрослых // Человек и образование. 2010. № 1 (22). С.13−15.
  113. Т.Д. Педагогические инновации: их место и роль в подготовке учителя начальных классов: автореф. дисс.. канд.пед.наук. Владикавказ, 2003. 22 с.
  114. JI.M. Инновационная деятельность преподавателей- педагогического колледжа как фактор развития их профессионально-педагогической компетентности: дисс.. канд.пед.наук. Ярославль, 2003. 264 с.
  115. H.H. Научно-педагогическое сопровождение профессионального образования в гуманитарном вузе: автореф. дисс. докт.пед.наук. СПб, 2007. 40 с.
  116. B.C. Влияние педагогического коллектива на результат инновационной деятельности // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 5. С. 6−8.
  117. B.C. Инновационная деятельность учителя // Эксперимент и инновации в школе. 2008'. № 2. С. 2−8.
  118. B.C. Управление инновациями в школе: учеб.пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008. 352с.
  119. В.П. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности общеобразовательных учреждений как средство развития региональной системы образования: автореф. дисс.. докт.пед.наук. Самара, 2008. 48 с.
  120. М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб.пособие. М.: Академия, 2001. 272с.
  121. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. 224 с.172
  122. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: изд. 2-е. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  123. Ю.А., Новикова Т. Г., Трухачев В. И. Инновационная деятельность и творческое развитие педагога. М.: Илекса, Ставропольсер-висшкола, 2002. 416 с.
  124. А.Г. Педагогическое сопровождение формирования личностно профессиональной устойчивости курсанта военного вуза: автореф. дисс.. канд.пед.наук. Ставрополь, 2008. 23с.
  125. И.Н. Разработка индивидуальной траектории творческого саморазвития курсанта на основе ресурсного подхода // Вестник ТГУ, 2008. № 8 (64). С. 63−67.
  126. М.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности: автореф. дис.. докт.пед.наук. Ульяновск, 2004. 42 с.
  127. Т.В. Роль инновационной деятельности в личностно-профессиональном саморазвитии молодого педагога дис.. канд.пед.наук. Хабаровск, 2000. 203 с.
  128. Т.В. Содействие построению карьерной стратегии молодого учителя // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 62. С. 262−271.
  129. И.В. Взаимосвязь аккредитационной и общественной оценки деятельности учреждения дополнительного профессионального педагогического образования: автореф. дисс.. канд.пед.наук. СПб., 2010. 26 с.
  130. Г. В. Инновационная деятельность преподавателя какфактор повышения познавательной активности студентов (на примере пре173подавания математики в среднем специальном учебном заведении): дис.. канд.пед.наук. М., 2003. С. 44.
  131. А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). М.: «Интеллект-центр», 2001. 296 с.
  132. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 309 с.
  133. А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
  134. А.Е., Ховалыг Н.К.-К. Современные тенденции развития последипломного образования взрослых // Человек и образование. 2007. № 10−11. С. 21−28.
  135. Н.В. Становление и развитие творческого потенциала педагога в системе непрерывного педагогического образования: автореф. дис.. докт. пед. наук. Рязань, 2009. 40 с.
  136. Т.В. Выбор студентами колледжа индивидуальной образовательной траектории в системе непрерывного многоуровневого образования: автореф. дис.. канд.пед.наук. Кемерово, 2006. 24с.
  137. Н.Д. Формирование готовности к инновационной научно-педагогической деятельности будущего педагога профессионального обучения: дис. канд.пед.наук. Волгоград, 2009. 185 с.
  138. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников / Под ред. В. Д. Шадрикова, И. В. Кузнецовой. М., 2010. 174 с.
  139. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. М.: Народное образование, 2002. 208с.
  140. JI.M. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 320 с.
  141. К.Г. Основные тенденции развития педагогического образования в мире // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 2. С. 33 -35.
  142. О.В. Готовность к деятельности как акмеологический феномен: содержание и пути развития: дис.. канд.психол.наук. М., 2007. 165 с.
  143. H.H. Методическое сопровождение учителя физики: автореф. дисс.. канд.пед.наук. СПб., 2005. 19 с.
  144. H.H., Юсвин С. М. Педагогика поддержки: учебно-метод. пособие. М.: МИРОС, 2001. 208 с.
  145. A.A. Технологии обучения как средство успешного самоопределения старшеклассников: автореф. дисс.. канд.пед.наук. СПб., 2010. 20 с.
  146. Модернизация образования в контексте гуманитарных техноло- «гий в системе подготовки и переподготовки специалистов' образования: Метод. рекомендации / Под ред. Н. В. Седовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 304 с.
  147. JI.B. Структура качества повышения квалификации работников образования. URL: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus readme. php (дата обращения: 31.12.2010).
  148. Р.Д. Психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия педагогов с семьей как условие социального становления личности: автореф. дис.. канд.пед.наук. Ульяновск, 2004. 23 с.
  149. Е.Г. Личностно-профессиональный рост будущего учителя в процессе подготовки к инновационной педагогической деятельности: автореф. дис.. канд.пед.наук. Карачаевск, 2009. 25 с.
  150. С.А. Корпоративное обучение как способ организации повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в175условиях интеграционных процессов в образовании: автореф. дис.. канд.пед.наук. СПб., 2009. 22 с.
  151. Л.И., Якупова В. И., Мухаметзянов Ф. А. Психолого-педагогическое сопровождение будущего педагога-психолога в процессе профессиональной подготовки // Казанский педагогический журнал. 2007. № 2. С. 101−107.
  152. C.B. Управление инновационными процессами в региональной системе образования: автореф. дисс.. докт.пед.наук. СПб., 2009. 47 с.
  153. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/ (дата обращения: 16.09.2010).
  154. Э.М. Модернизация системы повышения квалификации. Перспективные кадровые потребности школы // Народное образование. 2008. № 4. С. 42−49.
  155. Э.М. Теоретические и организационно-педагогические основы формирования и развития федеральной системы дополнительного ' педагогического образования: автореф: дис. .докт.пед.наук. СПб., 1999. 47с.
  156. Никитина Г. В: Педагогическое сопровождение развития профессиональных компетенций будущего, учителя // Среднее профессиональное образование. 2008. № 8. С. 38−40.
  157. Е.И. Формирование технологической компетентности учителя в системе повышения квалификации: автореф. дис.. канд.пед.наук. Чита, 2007. 23 с.
  158. И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. 2-е изд., стереотип. Волгоград: Учитель, 2008. 93 с.
  159. О.Л. Психолого-педагогические особенности подготовки учителей по инновационным технологиям обучения // Вестник '11 НУ. 2005. Выпуск 1 (45). Серия: Психология. С. 25−32.
  160. A.M. Методология учебной деятельности. М.: Изд,^-.-^^^^ ство «Эгвес», 2005. 176 с.
  161. A.M. Развитие отечественного образования // Эк^г-— мент и инновации в школе. 2009. № 3. С. 2−12.
  162. A.M. Российское образование в новой эпохе / П^^--^^^ сы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. 272 с.
  163. Т.Г. Инновационная деятельность: понятия, осг^сти, критерии // Сборник научных трудов «Инновации в образованиц^^^.^ ^ АПКиПРО, 2001. С. 10−18.
  164. JI.A. Психолого-педагогическое сопровождех^---^^ ^ новления будущего педагога профессионального обучения: автореф канд.пед.наук. Екатеринбург, 2007. 24 с.
  165. Е.П. Индивидуальная образовательная траекторией^. сущ ность и механизмы проявления // Известия Российского государст?^^^^^^^ педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 91. С. 138−14--=^
  166. О порядке аттестации педагогических работников госУД^^гр>Стве ных и муниципальных образовательных учреждений: приказ Минц* образования и науки России от 26 апреля 2010 г. № 20?> http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d 10/m209.html (дата обр>. 04.06.2010).
  167. О системе повышения квалификации работников °^Р^г^ования информационное письмо Министерства образования и науки РоссиЙ-*^^^ ф дерации от 8 февраля 2006 г. №АФ-23/03. URL: (д
  168. Образовательная программа маршрут ученика. 4.1. / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во «ЮИПК», 1998. 261 с.
  169. Общая психология: учебник / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.- под ред. А. В. Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. 464 с.
  170. И.Г. Развитие информационной культуры обучающихся в системе непрерывного образования: автореф. дис.. докт.пед.наук. Магнитогорск, 2009. 48 с.
  171. С.И. Словарь русского языка: Ок. 60 000 слов и фразеологических выражений / Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. 25-е изд. испр. и доп. М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. 976 с.
  172. A.A. Как учить не уча. СПб.: Питер Пресс, 1996. 448 с.
  173. Организация индивидуально-ориентированного образовательного процесса в РГТГУ им. А. И. Герцена: Методические материалы. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 127 с.
  174. Г. С., Капустин А. Н. Психолого-педагогическое сопровождение в формировании профессиональной компетентности студентов педагогического вуза // Мир образования образование в мире. 2009. № 1. С. 214−219.
  175. Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегии. М.: Изд. ИНТ, 2004. 139 с.
  176. И.П. Индивидуально-дифференцированный профессионально-педагогический маршрут преподавателя как форма организации научно-методической работы в колледже // Среднее профессиональное образование. 2008. № 9. С. 51−53.
  177. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.- под ред. В. А. Сластёнина. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2006. 368 с.
  178. Педагогика: учеб. пособие / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.- под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1988. 479 с.
  179. Е.В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 324 с.
  180. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1970.264 с.
  181. В.Г. Профессиональное развитие будущего учителя в условиях региональной системы непрерывного педагогического образования: дисс.. докт. пед. наук. М., 1999. 512 с.
  182. В.И., Горшкова В. В. Государственно-общественная ценность образования взрослых как социокультурного института // Человек и образование. 2010. № 1 (22). С. 45−50.
  183. В.В. Развитие оценочной деятельности учителя в процессе его профессионального становления: автореф. дис.. канд.пед.наук. СПб., 2009. 21 с.
  184. В.М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. 2007. № 2. С. 4—14.
  185. В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512с.
  186. И.В. Подготовка студентов ФФК к инновационной деятельности образовательной деятельности в процессе занятий ритмо179пластическими видами гимнастики: автореф. дис.. канд.пед.наугс. Тула 2009. 23 с.
  187. Приоритетный национальный проект «Образование». URL: http://mon.gov.ru/pro/pnpo/ (дата обращения: 14.11.2009).
  188. Профессиональная педагогика / Под ред. С. Я. Батышева. 1VI.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. 904 с.
  189. А. С., Новикова Т. Г. Портфолио как инструмент осознания собственных целей образования. // Интернет-журнал «Эйдос». 22.02.2007. URL: http://www.eidos.ru/iournal/2007/0222-l 1 .htm (дата обращения 15.07.2009).
  190. Н.С. Дифференцированное обучение физике в средней школе. М.: Прометей, 1993. 161 с.
  191. B.C. Функции тьютора в контексте психолого-педагогического сопровождения студентов // Среднее профессиональное образование. 2009. № 3. С. 4−6.
  192. Н.Г. Формирование готовности студентов негосударственного вуза к инновационной профессиональной деятельности: на Материа180ле подготовки специалистов экономического профиля: автореф.дис. канд.пед.наук. Махачкала, 2009. 25 с.
  193. Н.И. Сопровождение процесса формирования готовности к инновационной деятельности учителя физики в условиях дополнительного профессионального образования: учебное пособие / Под ред. С. И. Десненко. Чита: ЗабКИПКРО, 2010. 141 с.
  194. A.A., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2002. 432 с.
  195. И. Инновационный уклад образования // Вести образования. 2010. № 18 (162). С. 2 3.
  196. Е.И. Личностно-профессиональное развитие учителя в педагогической деятельности: дис.. .докт.пед.наук. Ростов-на-Дону, 1999. 354с.
  197. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 713 с. (Серия «Мастера психологии»).
  198. С.Г. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов в вузе: автореф. дис.. канд.пед.наук. Комсомольск-на-Амуре, 2005. 22 с.
  199. А.И., Крутова О. Э., Светенко Т. В. и др. Государственная политика в системе общего образования Российской Федерации: учебное пособие. М.: АПКиППРО, 2009. 86 с.
  200. Л.А. Подготовка учителя иностранного языка к реализации личностно ориентированного обучения учащихся общеобразовательной школы: автореф. дис.. канд.пед.наук. Барнаул, 2003. 21 с.
  201. В.А. Организационно-педагогические условия подготовки работников образования к инновационной деятельности в муниципальной системе образования: автореф. дис. .канд.пед.наук. Чита, 2005. 22с.
  202. Е.В. Развитие акмеологической культуры личности / Под ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2004. 260 с.
  203. Ю.В. Эволюция предмета деятельности учителя // Педагогика. 2007. № 2. С. 45−52.
  204. Ю.В. Педагогика понимания: учеб. пособие / Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская. М.: Дрофа, 2007. 189с.
  205. Н.К. Педагогическое образование: поиск инновационной модели // Педагогика. 2010. № 5. С. 66−73.
  206. O.A. Создание эмоциональной среды как одно из условий социально-педагогического сопровождения учебного процесса // Педагогика. 2008. № 1 (54). С. 13−17.
  207. П.В. Формирование готовности будущих педагогов к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам: автореф. дис.. докт.пед.наук. М., 2008. 42 с.
  208. В.В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
  209. В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие / под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 256 с.
  210. В.В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога // Педагогика. 2010. № 5. С. 2937.
  211. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2007. 350 с.
  212. Сластёнин. М.: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. 488с.
  213. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов E.H. Общая педагогика: учеб. пособие / Под ред. В. А. Сластенина: В 2 ч. М.: ВЛАДОС, 2002. 4.2. 256с.
  214. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. 224 с.
  215. В.А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.
  216. В.И. Инновации в образовании: основания и смысл. URL: http://www.researcher.ru/ methodics/nauka/a lxizkd. htm (дата обращения: 13.01.2010).
  217. Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: автореф. дис.. канд.психол.наук. СПб., 1992. 16 с.
  218. Соколова И. И Педагогическое образование: вызовы современности // Педагогика. 2010. № 5. С. 23−28.
  219. Ю.Н. Педагогическое сопровождение профессиональной подготовки специалистов в области правоохранительной деятельности: автореф. дис.. канд.пед.наук. Майкоп, 2007. 24 с.
  220. Г. Н. Преподавание физики в X-XI классах на профильном уровне // Физика в школе. 2006. № 5. С. 9−19.
  221. Т.И. Теория и практика профессионального развития и саморазвития учителя физики: автореф. дис.. докт.пед.наук. М, 2002. 32 с.
  222. Л.Д. Педагогическая психология 5-е изд., испр. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 541 с.
  223. О.Г., Муратова A.A. Персонифицированные модели повышения квалификации педагогических работников // Методист. 2010. № 6. С. 6−7.
  224. Н.В. Особенности и преимущества персонифицированных модульных образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки // Методист. 2010. № 5. С. 6 9.183
  225. A.A. Формирование информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. .докт.пед.наук. М., 2009. 40с.
  226. Е.П. Тенденции развития образования взрослых как социального института // Человек и образование. 2008. № 1 (14). С. 61−63.
  227. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева / Под ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, О. К. Тихомирова. М.: Смысл, 1999. 429 с. (Серия «Фундаментальная психология»).
  228. О.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности преподавателя технического вуза: дис.. канд.пед.наук. Кемерово, 2006. 185 с.
  229. А.П. Построение содержания дисциплины «Педагогика» в контексте стандарта высшего- профессионального образования третьего поколения//Педагогика. 2010. № 5. С.95−103.
  230. A.B. Обеспечение готовности студентов к построению индивидуального маршрута профессионального образования: автореф. дис.. канд.пед.наук. СПб, 2008. 19 с.
  231. Д.Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е.Ш.Чомахидзе- под ред. И. В. Имедадзе. М.: Смысл- СПб.: Питер, 2004. 413с. (Серия «Живая классика»).
  232. A.B. О программах и учебниках физики // Наука и школа. 2006. № 2. С. 59−60.
  233. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx7CatalogId (дата обращения: 19.09.2010).
  234. Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». URL: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3993/ (дата обращения: 30.07.2010).
  235. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании». URL: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/ (дата обращения 02.11.2010).
  236. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
  237. Д.И. Человек в современном мире: возможности развития // Человек и образование. 2009. № 3 (20). С. 10−16.
  238. А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 2005. 560 с.
  239. Формирование инновационной системы повышения квалификации сотрудников университета / Под ред. С. Б. Смирнова, Т. В. Щербовой. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 106 с.
  240. JI.A. Единое информационно-образовательное пространство школы как условие свободного доступа к образовательным ресурсам // Методист. 2010, № 3. С. 60 61.
  241. A.C. Проектирование процесса формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования: автореф. дис.. канд.пед.наук. Тамбов, 2004. 24 с.
  242. О.Г., Поташник М. М., Лоренсов A.B. Развитие школы как инновационный процесс: метод. Пособие / Под ред. М. М. Поташника. М.: Новая школа, 1994. 64 с.
  243. A.B. Педагогическая инноватика: учеб.пособие. М.: Академия, 2008. 256 с.
  244. A.B. Теоретико-методологические основания инновационных процессов в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». 26.03.2005. URL: http://www.eidos.ru/iournal/2005/0326.htm (дата обращения: 14.05.2008).
  245. И.П. Поддержка профессиональных инициатив педагога в процессе повышения квалификации: автореф. дис.. канд.пед.наук. Москва, 2006. 26 с.
  246. В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. 320 с.
  247. Н.В., Шестак В. П. Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2009. № 3. С. 29−38.
  248. К.В. Классификация инноваций // Инновации в образовании.2007. № 3. С. 52−58.
  249. E.H. Аксиологические основания процесса воспитания // Педагогика. 2007. № 10. С. 33−37.
  250. A.B. Личностно-профессиональное самосовершенствование как средство подготовки учителей к инновационной деятельности: дис.. канд.пед.наук. Брянск, 2004. 219с.
  251. C.B. Информационно-коммуникационная готовность студентов к профессиональной деятельности: автореф. дис.. докт.пед.наук. Калининград, 2004. 41с.
  252. А. Рефлексивное мышление: обучение, научение и оценивание как единый процесс. М.: Институт социальных наук, 2000. 178 с.
  253. Д.Б. Психология развития: учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 144 с.
  254. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1998. 568 с. Т. 1.276.а. Эрдынеева К. Г. Креативность: сущность, структура: учебное пособие / К. Г. Эрдынеева, H. Н. Попова. Чита: ЧитГУ. 2008. 139 с.
  255. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М.: Новая школа, 1991.91 с.
  256. И.С. Технология личностно ориентированного образования // Директор школы. 2000. Вып. 7. 176 с.
  257. A.A. Интегративное управление формированием среды образования в школе: автореф.дис.. докт.пед.наук. М, 2008. 46 с.
  258. UNESCO: The Dakar Framework for Action, Education for All: Meeting Our Collective Commitments, adopted by the World Education Forum Dakar, Senegal, 26−28 April 2000, Paris: UNESCO.
  259. UNESCO: Medium-Term Strategy 1996−2001, 28 C/4, Paris: UNESCO.
Заполнить форму текущей работой