Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические воззрения и практика духовного воспитания святителя Феофана Затворника

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Удивительно современно звучат словаСвятителя, ясно объясняющие нам причину многих сегодняшних проблем, которые возникают во всех сферах жизни, и в том числе и в педагогике: «Светильник тела есть око» (Лк. 11,34), а светильник души — ум. Как при неповрежденное&tradeока телесноговсе вокруг нас во внешнем быту нашем видно для нас и мы знаем, как и куда идти и что делать, так при здравом уме видно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Педагогическая деятельность святителя Феофана Затворника
    • 1. 1. Общественно-педагогические условия жизни Феофана Затворника
    • 1. 2. Жизненный и педагогический путь святителя Феофана Затворника
  • Глава II. Религиозно-педагогические воззрения святителя Феофана
  • Затворника и их реализация в практике воспитания
    • 2. 1. Учение о триединстве человеческой природы — основа педагогики
  • Феофана Затворника
    • 2. 2. Реализация идей святителя Феофана Затворника в его педагогической деятельности
    • 2. 3. Условия использования педагогического наследия святителя
  • Феофана Затворника в практике современного воспитания

Педагогические воззрения и практика духовного воспитания святителя Феофана Затворника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время мы видим вокруг себя поистине чудеса Божии: на всей территории России восстанавливаются, а также строятся новые храмы, монастыри и богадельни, благолепием поражают церковные росписи и резные иконостасы, благоухают и источают миро православные иконы. Однако именно в это время обильного излияния на землю Русскую благодатных даров Господних мы ужасаемся статистике роста преступности, наркомании, половой распущенности и стремительному падению нравственности среди населения нашей страны, а в особенности среди молодежи.

Причина падения духовности и нравственности в современном обществе заключается не столько в том, что средства массовой информации превратились в источник разрушения всяких моральных, семейных, патриотических, а так же духовных ценностей, а в том, что современным СМИ, по средствам неудержимой пропаганды чувственных наслаждений, пробуждения небывалого интереса к оккультизму и чёрной магии, в особенности среди молодёжи, удалось почти полностью размыть понятие греха, как нарушения святых заповедей Бога. Если в человеке отсутствует не только чувство, но и само понятие греха, то его сердце не в состоянии ни принять, ни тем более оценить голгофскую жертву и крестные муки Спасителя мира Иисуса Христа, как искупителя грехов всего человеческого рода. В душе таких людей вера замирает и её место занимают суеверие, лжеверие и безверие. И как показывает история, во все времена, безверие порождает бездуховность, бездуховность порождает безнравственность, безнравственность порождает преступность и огромное число тех пороков, в пучине которых и оказалось вступившее уже в третье тысячелетие современное общество. В таком обществе грех, разрушающий сознание людей всё более утверждается как норма, и становится причиной > не только деградации, но и полного уничтожения человеческой личности и семьи. Поэтому сегодня Церковь и государство идут на сближение в вопросах духовно-нравственного просвещения. Сегодня очевидно и то, что курс на реформирование всех сторон жизни российского общества, направленного на его консолидацию, на объединение всех усилий ради успешного развития страны, повышение благосостояния каждого человека требует прежде всего улучшения духовно-нравственной атмосферы, общества, духовного развития каждого человека. Именно поэтому в руководящих документах последних лет Министерство образования и науки Российской Федерации прямо указывает на необходимость восстановления и приоритетного развития духовно-нравственного воспитания.

Сегодня" стало очевидно, что * религия за тысячелетия своего развития накопила громадный духовно-нравственный и культурный потенциал, который должен быть использован обществом и> всеми его сферами, в том числе и образованием во благо страны и людей.

Особое место в жизнирусского народа занимает православие, что обусловлено его значением в историии современной жизни российского общества и государства, духовном и культурном наследии нашей страны. Духовность и культура России исторически формировалась в*, лоне Православия, и поэтому все сферы российского общества глубоко связаны с Православной культурой. И этот факт не может не учитывать российское образование, что находит свое отражение в росте интереса учеников и родителей к Православию.

Росту интереса существенной, части учащихся и их родителей к изучению православнойкультуры способствуют также новые социальные условия — открытость, приверженность демократическиминститутам ^ и принципамотказ от односторонней идеологизации светского образования, наметившаяся в последние годы тенденция ориентации российской школы на ценности традиционной духовной культуры в" обучении[ и воспитании, восстановление в системе образования, особенно в практике преподавания социально-гуманитарных дисциплин, исторической и культурной преемственности:

Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся современной школы, вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческогоэтнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей:

Все это привело к тому, что был заключен договор > о сотрудничестве между Министерством образования и науки Российской: Федерации и Московским патриархатом Русской Православной. Церкви, а также между многими епархиальными управлениями? Русской Православной Церкви и региональными администрациями государственной власти. Ежегодно проводятся многочисленные духовно-образовательные чтения, богословские и просветительские конференции самых разных уровнейпосвященные вопросам православия и православного воспитания: Министерством образования? и науки России разработано и, разослано органам управления образованием субъектов Российской (Федерации (от 22.10.02 № 14−52−867 ин / 16 «Примерное содержание образования учебному предмету „Право славная 5 культура“», в стадии решения^ вопрос о введении в светское образование предмета основы православной культуры, и в ряде регионов он уже включен в качестве курса изучения в школах по желанию детей и их родителей.

В свою очередь, эти процессы требуют своего глубокого • теоретико-исторического осмысления, чему во многом может помочь изучение святоотеческого наследия.

Однако многочисленная святоотеческая литература, издаваемая в последние годы, создает серьезную проблему выбора перед современным преподавателем: Большое количество, разнообразие и неоднозначность духовных советов способны даже ввести в заблуждение современных родителей и педагогов и дезориентировать их в решении воспитательных задач. В этих условиях сформировалась объективная потребность иметь верный подход в целостном понимании основ духовной жизни, который § обоснован вселенским святоотеческим опытом, без знания которого духовно — нравственное воспитание, в лучшем случае, окажется бесплодным, или очень затруднительным.

В свете этого противоречия выявляется вся значимость духовного наследия тех подвижниковблагочестия и духовных наставников, преимущественно ближайших к нам по времени, которые «переложили» предшествующий святоотеческий опыт духовной жизни и православного воспитания на язык, доступный современному педагогу, малознакомому с этой жизнью и не имеющему, как правило, должного духовного руководства.

Среди таких святых выделяется святитель Феофан Затворник, к духовному наследию которого обращается все большее число людей, не только признающих бытие Бога, но и тех, кто находится еще в сомнении, а иногда даже в отрицании своего Творца. Будучи подвижником веры, глубоко духовным * учителеми писателем, он подробно разработал систему православного воспитания, разрешил многие фундаментальные проблемы педагогики и психологии. Особая ценность его творений заключается в том, что они являются плодом не только самого тщательного теоретического изучения: духовно-педагогического опыта, но и личного его осуществления. Они дают ищущему познания духовности безукоризненно верный «ключ» к пониманию всего святоотеческого наследия, помогают воспитывать детей и подростков в ценностях православной культуры с учетом индивидуальных особенностейребенка.

Изучение наследия Феофана Затворника началось еще в дореволюционной России. Изучению его творчества посвящены глубокие труды ИА- Крутикова (106), А. В: Иванова (81) и др.

К бесценным творениям святителя обращались в своих трудах схиархимандрит Иоанн (Маслов) — (83), архимандрит Зиновий (Корзинкин) (78), Т. И. Петракова (138), священник Евгений Шестун (206) и др.

Изучению религиозно-педагогическихвзглядовсвятителя Феофана Затворника посвящены курсовые сочинения и диссертации выпускников и преподавателей Московской духовной академии: архимандрита Георгия (Тертышникова) (1973 г.), иеромонаха Гавриила (Прискока) — (1983 г.), магистерская диссертация (1989 г.), священника Константина Жаринова (1995 г.), иеродиакона Тихона (Зайцева) (1999 г.) и др.

Изучение творчества Феофана. Затворника идет и за рубежом. В «Религиозно-этической энциклопедии», изданной в Афинах на греческом языке в 1965 году, епископ Феофан именуется одним «из самых замечательных русских духовно-аскетических писателей XIX века» (35- 380).

Между тем до сих пор в российской педагогике нет специальных трудов, которые были бы направлены на целостное изучение педагогической системы святителя" Феофана Затворника, осмысление ее значениядля-современного школьного воспитания и образования. Обозначенные выше проблемы^ обусловили выбор темьь исследования: «Педагогические воззрения и практика духовного воспитания святителя Феофана] Затворника».

Проблема исследования:/ Каковы сущностные основаниярелигиозно-педагогической * и психолого-антропологической-теории святителя Феофана Затворника, а=так же условия I ее реализации в практике духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения?

Решение данной проблемы составило цель исследования.

Объект исследования — религиозно-педагогическое наследие святителя Феофана Затворника.

Предмет исследования — система воспитания, разработанная святителем Феофаном Затворником, и пути ее реализации в практике современного воспитания.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом предполагается решение следующих задач:

— выявить общественные, духовные и педагогические условия жизни:

Феофана Затворника;

— изучить педагогическую деятельность великого подвижника и педагога.

Феофана Затворника;

— раскрыть сущность педагогического учения преосвященного.

Феофана, основанного на христианской антропологии;

— рассмотреть пути и условия применения его учения в современной педагогической практике.

Теоретико-методологическую основу составили:

— вековые педагогические традиции Русской Православной Церкви, сформировавшиеся, на основе Священного Писания Ветхого и Нового Заветов (31), святоотеческих творений отцов древней Церкви: святителя Иоанна Златоуста- (85), Аввы Дорофея (2), блаженного Августина (2) — русских святых: святителя Тихона Задонского (169), митрополита Филарета Московского (200), святого праведного Иоанна. Кронштадтского (90), святителя Игнатия Брянчанинова и др.;

— фундаментальные педагогические идеи современных, иерархов и богослововРусской Православной Церкви: Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (8), митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (84), Митрополита Курского и Рыльского Ювеналия (91), митроп олита Смоленского и Калининградского Кирилла (95), Евгения, архиепископа Верейского (67), проф. А. И. Осипова (131), А. В. Иванова (81), архимандрита Зиновия (Корзинкина) (78), протоиерея Глеба Каледы (92) и др. Большое значение для нас имели богословско-философские исторические работы архимандрита Георгия Тертышникова (167);

— концептуальные установки выдающихся русских мыслителей и # педагогов: К. ДУшинского (176), И. В. Киреевского (94), Н. Я: Данилевского.

55), И. П. Корнилова (101), К. П. Победоносцева (140), С. А. Рачинского (150), А. Нечволодова (123), и современных ученых-педагогов С. П. Белозерцева (28), П. А. Гагаева (49), И. Ф. Гончарова (51), М. М. Громыко (53- 54), A.A. Королькова (102), B.C. Леднева (109), М. Н. Костиковой (105), В: К. Журавлева.(70), М. М. Дунаева (64), В. Я. Дерягина (57), В. П. Зинченко (79), А. Н. Стрижова (165), В: А. Сластенина (159) — В. Ю. Троицкого (172), и др. ^ Методы и база исследования: Bi исследовании был использован комплекс следующих методов: духовно-нравственный и теоретический анализ богословско-педагогических трудов святителя Феофана Затворникаанализ литературных источников, сравнительно-сопоставительный анализ, теоретико-исторический ретроспективный и перспективный анализ, педагогический эксперимент, метод наблюдений, анкетирование, анализ сочинений и творческих работ, бесед и др. Опытная работа проходила на базе Русской Православной общеобразовательной школы, и Краевой детской! экспериментальной средней общеобразовательной школы народного искусства г. Краснодара.

Источниковедческую базу исследования составили:

— богословские и религиозно-педагогические труды Феофана Затворника: «Начертание христианской: нравственности», «Начертание христианского нравоучения», «Путь ко спасению», «Созерцание и размышление», «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» и др.;

— архивные материалы;

— сочинения, посвященные изучению творчества святителя;

— работы, посвященные анализу российской истории воспитания: М. М. Громыко (53), З. В. Видякова (43), В. М. Меньшиков (115), В. К. Журавлев (70), С. Ф. Егоров (68), С. В. Перевезенцев (135) и др.;

— монографии и статьи, посвященные изучению основ православной культуры: Е. П. Белозерцев (28), А.А. Корольков-(102), И. В. Метлик (117), Н. Д1 Никандров (124- 125- 127), Л. В. Сурова (166), В. Ю. Троицкий (172) и др.;

— материалы, посвященные православной тематике, опубликованные в российских СМИ.

Положения, выносимые на защиту:

— Православие являлось духовной и теоретической базой русского воспитания вплоть до конца XVII в. С XVIII в. начался пересмотр этого основания. В качестве альтернативы была предложена светская модель образования, которая постепенно стала входить в школу. К середине XIX в. противостояние этих моделей образования достигло высокого напряжения.

— Именно в этот период развернулась теоретическая и практическая деятельность Феофана Затворника. Его практическая деятельность была успешной, он воплотил в себе лучшие черты русского педагога: глубокую любовь и постоянное желание помочь ученику, высокое профессиональное мастерство и т. д.

— Сущность педагогики Феофана Затворника состоит в том, что она выстроена на основе православной антропологии, исходя из трехипостасного понимания человека: тело, душа, дух. Опираясь на это представление, святитель Феофан разработал концепцию воспитания личности, в основе которой лежала система иерархически устроенного воспитания, где основой воспитания было движение человека к Богу.

— В настоящее время имеется острая необходимость использования трудов Феофана Затворника как на уровне нового осмысления воспитания, так и на уровне его реального практического применения. Эта система предполагает смещение целей воспитания на достижение вечной жизни, ориентацию создания содержания образования, построенного на вечных ценностях, и его гармонизацию с общечеловеческими и национальными ценностями, новые технологии образования, построенные на христианском понимании человека.

Научная новизна состоит в том, что:

— системно исследована, осмыслена и реконструирована педагогическая система одного из величайших педагогов России;

— проанализированы цели, содержание и технологии педагогической системы Феофана Затворника;

— теоретически обоснованы пути и экспериментально апробированы условия реализации учения святителя Феофана-в практике современного воспитания.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что:

— доказана необходимость для педагогики XXI века святоотеческого наследия в осмыслении проблем духовно-нравственного воспитания;

— показана роль творений святителя Феофана Затворника в решении актуальных проблем воспитания, которые поставило третье тысячелетие перед современной наукой;

— раскрыт способ педагогического теоретизирования святителя Феофана;

— в педагогику могут быть введены новые подходы и способы успешного решения теоретических и практических проблем воспитания на основе традиционного для России православного мировоззрения;

— материалы диссертации помогут дальнейшему исследованию проблем современного воспитания на основе православия, а также существенно усилят в исследованиях профессиональной деятельности педагогов момент духовно-нравственного воспитания, самовоспитания и самосовершенствования.

Практическое значение исследования состоит в том, что:

— пример жизненного подвига святителя Феофана Затворника поможет определить способы православного воспитания и обучения в современных условиях почти повсеместной пропаганды насилия, безнравственности и бездуховности;

— педагогические труды святителя Феофана Затворника могут существенно обогатить практику современного воспитания в самых различных учебных заведениях и воспитательных учреждениях;

— поскольку соискатель в течение семи лет является председателем отдела образования и катехизации Екатеринодарской и Кубанской епархии, а также учредителем и духовником первой в Краснодарском крае общеобразовательной Русской Православной школы, то это позволило использовать результаты исследования творений святителя Феофана Затворника: в качестве главной опоры современного школьного образования в двух школах города Краснодара;

— в преподавании учебного курса «Основы православной культуры» и других школьных предметовв работе социальных педагогов и деятельности духовных наставников.

Результаты исследований могут также использоваться: а) в подготовке и переподготовке преподавателейб) в совершенствовании содержания современных педагогических дисциплин циклав) при разработке спецкурсов и спецсеминаров по философии образования, педагогике, психологии, истории образования, посвященных православной трактовке проблем развития и воспитания человека.

Основные этапы организации исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1998 — 2000 гг.) нами были изучены труды святителя Феофана Затворника, были определены основные подходы к анализу и практическому использованию его богословского, философского и педагогического наследия.

На втором этапе (2000 — 2001 гг.) происходила работа по обобщению богословско-философского и педагогического наследия святителя Феофана Затворника и внедрению его идей в практику современного образования.

На третьем этапе (2002 — 2003 гг.) были окончательно определены-параметры исследования, проанализированы труды и материалы, касающиеся диссертации, продолжалась работа по подготовке методических рекомендаций по их использованию и внедрению в современную педагогическую практику в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, в российской армии.

На четвертом этапе (2004 г.) была завершена работа над диссертацией, включая ее окончательное литературное оформление.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены четкостью исходных методологических позиций исследования, применением системы методов, адекватных его задачам и логике, разнообразием литературных источников, убедительно подтверждающих положения и концептуальные выводы диссертацииизучением педагогической практики и организацией опытно-экспериментальной работы в двух школах г. Краснодара.

Апробация и внедрение результатов работы осуществлялись посредством:

— проведения ежегодных Всекубанских Кирилло-Мефодиевских православных духовно-образовательных чтений (с 1997 г. по.

2003 г.);

— участие соискателя в десяти Международных Рождественских чтениях и выступлений на них с докладами, посвященными педагогическому наследию Феофана Затворника;

— организации Краснодарского форума интеллигенции с участием в нем большого числа сотрудников управления образования города и края, педагогов, деятелей культуры и науки;

— проведение курсов по подготовке светских преподавателей по основам православной культуры (2002 — 2004 гт.) при храме Рождества Христова;

— выступлений с докладами на научно-практических конференциях в Краснодаре (2000 — 2004 гг.), (Курск 2003 г.,.

2004 г.);

— ознакомления всех учащихся с 1 по 11 класс Православной общеобразовательной школы города Краснодара со «здравым понятием о том, как устроен человек, с получением вернейших указаний на то, как ему следует жить»;

— систематическое преподавание в духовной школе для взрослых, действующей при храме Рождества Христова, цикла бесед по учению Святителя Феофана (1998 — 2004 гг.);

— ряда телевизионных краевых и городских телеи радиопередач («Православный вестник Кубани», «Отчий Дом», «Верую» и др.).

Основные результаты отражены в 6 публикациях по теме исследования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав,.

Выводы ко 2 главе: Рассмотрев религиозно-педагогическое учение святителя Феофана Затворника мы можем констатировать, что оно построено на здравом смысле о том, как устроен человек.

1. Опираясь на евангельское учение, святоотеческую традицию он определяет трехсоставную структуру человека: тело, душа, дух. При этом они находятся в иерархической соподчиненности, где главенствующую роль играет дух.

2. Исходя из этого святитель доказывает необходимость воспитывать не только тело, (посредством физических упражнений, совместных экскурсий и походов, физического труда и т. д.), и душу (посредством умственных и эстетических занятий), но и дух (посредством учения, чтения священного писания, святоотеческой литературы, посредством высоконравственного поведения в религиозной и церковной жизни).

3. Воспитание человека (в гармонии телесных, душевных и духовных сил) должно продолжаться всю жизнь человека, начиная с ранних лет в, семье, где оно наиболее плодотворно.

4. Среди важнейших педагогических принципов Епископа Феофана, выстроенных на традициях святоотеческой педагогики, было требование религиозности и церковности: (ежевоскресное посещение церковных богослужений, молитвы в школе и дома, чтение Евангелия и другой святоотеческой литературы) — искренней и глубокой любви к воспитаннику, будь он учеником церковно-приходской школы или воспитанником (студентом) духовной академииуважение и почтительное отношение к каждому человеку, уважение к личности воспитанникаглубокое знание и любовь к изучаемому предмету (Феофан. Затворник преподавал в разных учебных учреждениях любимые им предметы: психологию, нравственное богословие) — глубокое внимание к всестороннему развитию каждоговоспитанника, не только духовному, но и душевному и физическому (он проводил экскурсии, прогулки, заботился о здоровье каждого ученика) — стремление развить особый, присущий данному ребенку талант.

5. Важнейшим принципомобусловившим педагогические успехи святителястало высочайшее требование к самому себе, своему духовному росту и самосовершенствованию, позволившее сформироваться ему, как подлинно духовной личности. Его возвышенные высокодуховные личные качества, истинно христианская кротость и мудрость, его не только глубочайшие познанияно и удивительный пример собственного исполнения всего того, чему он учил своих воспитанников, позволяют по праву ю называть его воспитателем духа. Святитель Феофан Затворник был способен пробуждать в сердцах, даже не желавших чувствовать и ценить эти качества, сначала уважение к себе, затем! благоговение, и как следствие, — неутомимое желание в меру своих сил ему подражать.

6. Учениесвятителя Феофана не только не потеряло своей актуальности: в наше время, но и в силу тяжелейшего духовного кризиса современного общества, оно еще более востребовано, чем при его жизни. Феофана Затворника. При этом: оно может использоваться икаждым человеком, и в семейном воспитании. И как показывает, в частности, наша экспериментальная работа, они могут быть использованы в практике современного воспитания.

7. Для успешного использования его учения необходимо соблюдение ряда условий: законодательные: соответствие Конституции, Закону «Об образовании», «О свободе совести и религиозных организациях», нормативным документам Министерства образования и науки РФ и региональных органов власти;

— социальных: совместная деятельность государственных и церковных органов власти, совместная деятельность общественности и школы, совместная деятельность учителей, учащихся, родителей;

— теоретического: наличие четкой концепциипсихолого-педагогических: разработка содержательных и организационных основ, методик преподавания и т. д.

Заключение

.

Интерес к личности и творениям святителя Феофана не угасает и в наши дни. Об этом свидетельствует один из видных современных иерархов Русской Православной Церкви — митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. «Труды епископа Феофана, — пишет он, -дают руководство к духовному устроению жизни. Они представляют собой ответ на множество проблем его духовных детей, которые вытекают из одного-единственного вопроса, который стал также названием одной из книг епископа Феофана: „Что есть духовная жизнь и .как на нее настроиться?“ Это — основной жизненный вопрос во все времена, он стоит также и перед христианами наших дней» (167,8).

Внимательно изучив жизненный путь, теоретические труды и письма великого подвижника XIX столетия святителя и педагога, Феофана Затворника, который был одним из выдающихся учителей благочестия не только того периода, но и нашего времени, мы можем со всей ответственностью заключить, что уникальные по своей высоте богословские психолого" - педагогические духовнонравственные творения преосвященного Феофана могут стать основной развития и совершенствования современной системы образования, они окажут неоценимую услугу в деле воспитания подрастающего поколения не только работникам образования, но и, что особенно важно, родителям нынешних российских школьников.

Всю свою земную жизнь святитель Феофан отдал на служение Богу и людям. Одаренный от природы глубоким, проницательным умом и обладавший разносторонним образованием, онне только явил пример" личного духовного подвига, но и как педагог он оставил замечательные результаты, которых он достиг, служа на разных педагогических поприщах. Как справедливо замечает он в одном из своих произведений, «умершие продолжают и на земле жить в памяти живущих через добрые дела свои».

182,38). Добрые дела святителя Феофана- — это прежде всего его многочисленные творениякоторые составляют эпоху в развитии православной богословской науки, это его духовная жизнь и педагогическая деятельность.

Он также оставил после себя богатое религиозно-педагогическое наследие, в котором запечатлел плоды своих внутренних переживаний, свои < педагогические идеи, составлявшие основу его педагогической системы.

В посмертных жизнеописаниях и характеристиках преосвященного Феофана сравнивают со святителем Тихоном Задонским (по — направлению своих сочинений и личной жизни) и со святителем Иоанном Златоустом (по характеру толкования слова Божия). Святителя Феофана называют «одним из самых славных и гениальных духовных писателей XIX века», «носителем Святого Духа, палатой благоразумия» (56,71),. «величайшим, учителем нравственности за последнее столетие» (10,255).

Удивительно современно звучат словаСвятителя, ясно объясняющие нам причину многих сегодняшних проблем, которые возникают во всех сферах жизни, и в том числе и в педагогике: «Светильник тела есть око» (Лк. 11,34), а светильник души — ум. Как при неповрежденное&tradeока телесноговсе вокруг нас во внешнем быту нашем видно для нас и мы знаем, как и куда идти и что делать, так при здравом уме видно бывает для нас все во внутреннем быту нашем, в нашем отношении к Богу и ближним и в том, как должно намдержать, самих себя. Ум, высшая сторона души, совмещает чувство Божества, требования совести и чаяния лучшего, сравнительно со всем, чем мы обладаем и что знаем. Когда ум здравый — в душе царствует страх Божий, добросовестность и несвязанность ничем внешним. А когда он нездравый — Бог забыт, совесть хромает на обе ноги и душа вся погрязает в видимое и обладаемое. В последнем случае у человека темная ночь: понятия спутаны, в делах нестройность, в сердце безотрадная тоска. Толкают его обстоятельства — и он влечется вслед за ними, как щепка по течению ручья. Не знает он, что сделано прежде, что он есть теперь и чем кончится путь его.

Напротив, у кого ум здравыйтот, боясь Бога, ведет свои дела с осмотрительностью, слушает одногозакона совести, дающего единообразный строй всей жизни его, не погружается в чувственное, окрыляясь чаянием будущего всеблаженства. От этого он ясновидит все: течение жизни со всеми ее взаимосвязями и для него все светло, как при ярком светильнике" (122,629).

Педагогическая (теоретическая и практическая) деятельность епископа Феофана проходила в период крайне противоречивого развития воспитания и образования в России. С одной стороны, православие являлось фундаментом российского воспитания и педагогического сознания, определяя их важнейшие стороны и константы, с другой, — на протяженииXVIII и XIX века этот фундамент подвергался непрерывному разрушению.

В этой ситуации педагогическая деятельность святителя служила живым примером: успешной работы: на основе православия и православной! педагогики. Практически всю свою жизнь, начиная, с обучения: в Киевской! духовной академии и до последних дней своей жизни, он посвятил воспитанию и просвещению на самых различных: поприщах: от простого преподавателя до руководителя учебных заведений и организатора и устроителя разных учебных заведений, будучи на посту правящего архиерея. Велика просветительская деятельность святителя. Благодаря его слову сотни людей пришли ко Христу.

В жизни, духовной и педагогической деятельности и писаниях святитель Феофан выступает не только как высокий подвижник Церкви Христовой, не только как досточтимый иерарх, святитель ее, но и как один из тех, о которых святой апостол Павел говорит, что они являются «яко светила в мире» (Флп. 2, 15). «Существование в мире подобных лиц есть великая благодать Божия. Они заменяют собой апостольские мрежи. Как около сильного магнита собирается5 множество опилок или как сильный характер увлекает слабых, так и обитающая в них сила Духа влечет к себе всех, особенно же тех, у кого есть начатки Духа» (188,65).

Огромное значение для современной педагогики имеет православная антропологическая концепция< святителя о триедином строении: человека и построенное на ее основе педагогическое учение. При этом православнаяпедагогика утверждает, что иерархически важнее подготовка к вечной жизниа подготовка к земной жизни происходит в процессе духовно-нравственного становления личности.

Святителю Феофану в своих трудах с удивительной проникновенностью удалось, осветить этапы духовной жизникаждого человека. Полные духовно-благодатной силы писания святителяне только побуждают душу человека к покаянию и * благодатному исправлению через обращение ко Христу, но и показывают ему путь живого реального общения с Богом. Именно эта идея Богообщения, составляющая начало, середину иконец христианской жизни, является стержнем всего нравоучения святителя Феофана Затворника.

Внимательное изучение наследия преосвященного Феофана Затворника позволяет полностью согласиться с выводом комиссии профессоровСанкт-Петербургской духовной академии, которая после всестороннего изучения его теоретических трудов определилаV его самостоятельным глубоким православным богословом — мыслителем созерцательного направления, у которого богословские православные понятия приняли глубоко оригинальную форму и сложились в своеобразную систему.

Педагогическое учение святителя прежде всего нашло плодотворное отражение в его педагогической, деятельности. Среди важнейших педагогических принципов епископа Феофана, выстроенных на традициях святоотеческой педагогики, было требование религиозности и церковности, искреннейи глубокой любви к воспитаннику, будь он учеником церковноприходской школы или воспитанником (студентом) духовнойакадемииуважительное и почтительное отношение к к личности воспитанникаглубокое знание и любовь к изучаемому предмету (Феофан Затворник читал любимые им предметы: психологию, нравственное богословие) — глубокое внимание к всестороннему развитию каждого воспитанника, не только духовному, но и душевному и физическому (он проводил экскурсии, прогулки, заботился о здоровье каждого ученика) — стремление развить особый, присущий данному ребенку талант, постоянное самовоспитание и самосовершенствование педагогов. Важнейшим принципом, обусловившим педагогические успехи святителя, стало высочайшее требование к самому себе, своему духовному росту и самосовершенствованию, позволившее сформироваться подлинно духовной личности. Его возвышенные высокодуховные личные качества, истинно христианская кротость и мудрость его, не только глубочайшие познания, но и удивительный пример собственного исполнения всего того, чему он учил своих воспитанников, позволяют по праву называть его воспитателем духа. Святитель Феофан Затворник был способен пробуждать в сердцах, даже не желавших чувствовать и ценить эти качества, сначала уважение к себе, затем благоговение и как следствие — неутомимое желание в меру своих сил ему подражать.

Современный человек, ищущий духовного возрождения, может найти ответ на многие. вопросы бытия. Святой архипастырь предстает, перед нами не только как аскет-подвижник Церкви Христовойне только как досточтимый иерарх, святитель ее, но й как один из тех, о которых святой апостол Павел говорит, что они являются «яко светила в мире» (Флп. 2, 15).

Большой авторитет святителя Феофана в православном мире объясняется не только теоретическим достоинством его учения, но и/ его практической пользой, проявившейся в плодотворном влиянии на людей: «Под непосредственным: воздействием его произведений многие ревностно посвящали себя христианским подвигам» (188,510).

Современные исследователи, работающие в области педагогики и психологии, священнослужители, учителя, студенты духовных и светских учебных заведений, а также родители смогут найти в творениях святителя.

Феофана конкретные пути духовно-нравственного воспитания, построенного на основе традиций отечественного образования.

В настоящее время не только в детских дошкольных учреждениях, школах, ВУЗах, но и во всей России постепенно восстанавливаются духовные связи с культурными традициями прошлого, основанные на Православных традициях. Снова потянулись русские люди к благодатным источникам веры, к спасительному учению Христа. И это значит, что Россия вновь обретает духовные силы. Почтипо всей её территории уже открываются школы, где ученики из различных семей постигают основы Православной культуры и< нравственной жизни.

Учение святителя Феофана не только не потеряло своей актуальности в наше время, но в силу тяжелейшего духовного кризиса современного обществаоно еще более востребовано, чем при его жизни. При этом оно может использоваться и в самовоспитании, и в семейном, и в школьном воспитании.

Используя идеи святителя Феофана, современные родители, педагоги и воспитатели смогут не только' подвести: своих детей к неиссякаемому источнику христианской мудрости, напитав их живой водой евангельской любви, но и через познание Истины просветить и приготовить их юные души к блаженной вечной жизни будущего века.

Практическому использованию идей святителя была посвящена наша экспериментальная работа, которая показала, что действенность духовно-нравственного воспитания была намного выше втех учебных заведениях, где были созданы условия для организации систематического воспитания и образования на основе учения святителя Феофана Затворника;

Опираясь на бесценный педагогический опыт святителя, современный: учитель может не только уделить особое внимание процессу духовного становления своих воспитанников в разные годы их жизни, но и, осознав необходимость собственного духовного возрастания, сможет и сам пройти, как советует святитель Феофан, все ступени христианского совершенства. Только тот, кто идет сам может повести за собой и других. Поэтому труды святителя могут стать незаменимым средством духовного совершенствования для каждого учителя. Сам святитель придавал огромное внимание воспитанию и самовоспитанию учителя.

Столь же необходимо выстроить на прочном фундаменте православия школьное воспитание, и все школьные годы содержать воспитываемого под благотворным влиянием Церкви, которая спасительно действует на духовный рост человека. При этом" церковность и благочестие родителей и учителей святитель Феофан считает лучшим воспитательным средством.

Пример духовной жизни < и подвигов святителя Феофана может явить каждому человеку и особенно современной, молодежи образец целомудрия, здравомыслия и целеустремленности.

Наша экспериментальная работа показала, что сегодня можно с успехом использовать труды святителя в практике воспитания. Используя бесценные труды святителя Феофана, современные родители, педагоги ш воспитатели смогут, не только подвести своих детей к неиссякаемому источнику христианской мудрости, напитав их живой водой евангельской любви, но и через познание Истины просветить и приготовить их юные души к блаженной вечной жизни будущего века.

Для успешного использования учения святителя необходимо соблюдение ряда условий:

— законодательных: соответствие Конституции, Закону «Об образовании», «О свободе совести и религиозных объединениях», нормативным документам Министерства образования и науки РФ и региональных органов власти;

— социальных: совместная деятельность государственных и церковных органов власти, общественности и школы, учителей, родителей и учащихся;

— теоретических: наличие четкой концепции деятельности;

— опора на современную психолого-педагогическую науку: разработка содержательных основ педагогической деятельности и методик преподавания и т. д.;

— организационных: разработка функционирования и работы учебных заведений.

Из вышесказанного вытекает, что одной из ключевых задач в деле современного образования и воспитания является кропотливая и сложнейшая работа по восстановлению почти разрушенных традиций исторически сложившегося православного просвещения. Однако эта работа осложняется еще и тем, что ее приходится выполнять в борьбе с сознательно действующим и хорошо организованным противником. Бывший госсекретарь США Генри Киссинджер, один из крупнейших специалистов по Россиипрямо заявил, что его беспокоит не возможность восстановления СССР сталинского типа, т. е. коммунистической державы (к этому, считает он, нет возврата), но реальная возможность восстановления на основе православия образа той страны, которая было до 1917 года. Поэтому здесь идет борьба не на жизнь, а на смерть.

Как и прежде, на этом пути возникает немало проблем, но при? осознании того, что современная российская школа без основ своей тысячелетней культуры, без народного православного учителябез душепитательной литературы, безсвятого Евангелия — полноценно развиваться не сможет, позволит нам, объединившись, обрести свой неповторимый путь к духовнонравственному оздоровлению подрастающего поколения и послужить великому и душеспасительному делу возрождения Святой Руси.

Однако для этого нам предстоит еще очень многое сделать, в, том числе и на уровне использования религиозно-педагогического наследия Феофана Затворника. Как нам представляется необходима работа по пропаганде и более широкому изданию трудов святителя, но более глубокому теоретическому их осмыслению, разработке рекомендаций по практике их разнообразного применения от организации воспитания и образования до использования материалов его сочинений в вузовских и школьных курсах: православной культуре, литературе, истории, музыке, изобразительном искусстве и т. д.- включению его сочинений в преподавание психолого-педагогических дисциплинорганизации профессиональной подготовки учителя с ориентацией её на духовно-нравственные методики и т. д.

Поэтому в настоящее время необходимо продолжить работу не только по теоретическому изучению трудов святителя, но прежде всего по их практическому использованию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. О путях построения психологии личности//Психологический журнал, 1983.—№ 1. —С. 146−29.
  2. Августин. О граде Божием. В 4-х тт. — М., 1994.
  3. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И. А. Каирова и О. С. Богдановой. М.: Просвещение, 1979. — 318 с.
  4. Азбука православного воспитания. Сборник. — М., 1997. — 160 с.
  5. Г. В. Российское сознание. Самара, 2002. — 91 с.
  6. Алексий И, Патриарх Московский и всея Руси. Основы православного образования в России. // Педагогика, 1995, № 3. С.74−81.
  7. Алексий И, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Слова, речи, послания, обращения 1990 — 1998 гг. / Под ред. епископа Бронницкого Тихона. М.: Изд-во Московской Патриархии,. 1999. — 912 с.
  8. Алексий И, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Духовное образование и духовное воспитание. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ideas/ ёиЬоупоЬгагЛ^т
  9. Г. Н. Православная педагогика в средневековой Руси: уроки для современности // Магистр. 1997. № 4. — С.37−46.
  10. М.М. Очерк восточно-славянской церковной истории. -Вена, 1950.-756 с.
  11. .Г. Психология и проблемы человекознания. — М.: Изд-во Ин-та практ. психол.- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК» 1996. 384 с.
  12. С.Ф. Мораль и поведение.—М.: Мысль, 1979. 141 с.
  13. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV? XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин. М.: Педагогика, 1985.? 343 с.
  14. Антология педагогической мысли России второй половины XIX? начала XX вв. / Сост. П. А. Лебедев.? М.: Педагогика,? 1990.? 608 с.
  15. Е.А. Социальная роль и активность личности. — М.: Изд-во МГУ, 1971.- 152 с.
  16. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. — М: Педагогика, 1981. С. 3−24.
  17. Аплетаев М. Н. Теоретические и методические основы нравственного воспитания личности в процессе обучения: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М, 1989. — 35 с.
  18. Аристотель. Метафизика / Сочинения. В 4-х тт. — М.: Мысль, 1983.-Т. 1.-С. 63−367.
  19. Аристотель. Политика / Сочинения. В 4-х тт. — М.: Мысль, 1983. -Т. 4.-С. 375−644.
  20. Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. — М.: Мысль, 1974. 221 с.
  21. А.Н. Народ-художник. М.: Советская Россия, 1986. -386 с.
  22. С.Д. Из истории зарождения школы высшего типа в Древней Руси // Советская педагогика, 1972. № 8? С. 94П100.
  23. С.Д. Основные тенденции развития школы и просвещения в Древней Руси (первая половина XIII в.). — Авт. дис.. докт. пед. наук. Киев, 1985. — 47 с.
  24. Бан И.К. К. П. Победоносцев и распространение церковноприходской школы в 1884? 1904 гг.: Дис. канд. пед. наук.? Спб., 2000.? 206 с.
  25. Г. И., Кузин Г. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., — 1995. — 72 с.
  26. А.Н. Рассказы из русской церковной истории. М.: Современник, 1995.-459 с.
  27. Беленчук Л. Н. Концепция национального воспитания на рубеже
  28. Х1ХШХХ веков // Педагогика. 1999. № 5? С. 89П94.
  29. Е.П. Образ и смысл русской школы. М: МПГУ, 1999. -309 с.
  30. Д.А. Основы личиостио ориентированной педагогики. — М.: Изд-во Ин-та пракг. психол.- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996. -318 с.
  31. Н.М. Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века: Авт. дисканд.пед. наук. -М., 1998. 16 с.
  32. Библия. М.: Издание Московской Патриархии. 1990. -1375 с. 3 2. Бодалев А. А. Личность и общение. — М.: Педагогика, 1983. 270 с.
  33. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968.—464 с.
  34. Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1979. — 224 с.
  35. Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. № 1. — 2001. — С.20.
  36. А.А., профессор. Странник. Т.2, 4.2. — М-: 1905. — 593 с.
  37. Л.П. Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  38. Быть русским / Сост. В. Михайлов. — СПб, 1998. 272 с.
  39. ЗМ. Направленность личности учащегося и пути ее изучения учителем // Изучение личности школьника учителем. — М.: Педагогика, 1991.-С. 5−20.
  40. З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной: деятельности: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. — Л, 1973 —42 с.
  41. Ю.В. Страницы отечественного образования с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1996.? 375 с.
  42. Вехи. Интеллигенция в России. Сборник статей 1909−1910 / Сост. Н. Казакова. — М.: Молодая гвардия, 1991. 462 с.
  43. З.В. Становление русской школы: теория и практика (с древнейших времён до Октябрьской революции 1917 г.). Липецк: ЛГПИ, 2000.-193 с.
  44. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1979. -288 с.
  45. Воробьёв Владимир, протоиерей. Проблемы российского образования и Православие: Материалы докладов седьмых Международных Рождественских чтений М.: Отдел религиозного образования и катехизации, 1999.-С. 130−139.
  46. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 199 Г. — 480 с.
  47. В. А. Проблемы развития теории нравственного воспитания школьников в советской педагогике. 1945—1985. — Кишинев: Штиинца, 1990- 193 с.
  48. Н.К. Русская философия и религиозное сознание // Вопросы философии. 1994. -№ 1. — С. 14−34.
  49. П.А. Размышления о суцьбах русской школы. // Педагогика, 1998. № 6.-С.10−15.
  50. Н.В. Духовная проза-М.: Паломник, 1992. -433 с.
  51. И. Ф. Якорь спасения: о возрождении русской школы // Народное образование. 1991. — № 5. — С. 31−36.
  52. В.В. Исторический очерк русской школы. М., 1990.? 587 с.
  53. М.М. Мир русской деревни. — М.: Мол. гвардия, 1991. — 446 с.
  54. М.М., Буганов A.B. О воззрениях русского народа. — М.: Паломник, 2000. 541 с.
  55. Н.Я. Россия и Европа. — М.: Книга, 1991. — 573 с.
  56. Н. Ревнитель благочестия XIX века епископ Феофан Затворник. //Кандидатское сочинение студента IV курса богословскогофакультета святого Владимира в г. Харбине, 1938. — Харбин. Типография Свято-Троицкого монастыря, 1971. 187 с.
  57. В .Я. Иларион. Жизнь и «Слово» / Иларион. Слово о Законе и Благодати.? М.: Столица, 1994.? С.5ШТ.
  58. Доклад Министра образования РФ на X Международных Рождественских чтениях. — М.: Просветитель. — 24 с.
  59. Доклад митрополита Курского и Рыльского Ювеналия на XI Международных Рождественских Чтениях. М-: Просветитель, 2002. -17с.)
  60. Доклад Святейшего Патриарха Алексия II на X Международных Рождественских образовательных чтениях. — г. Москва. 2002 год. Духовное образование и духовное воспитание. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ideas/ duhovnobraz/htm
  61. О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. — 331 с.
  62. И.И. Очерки из истории Тамбовского края. М.: 1883, Вып. 1. -370 с.
  63. А.И. Нравственное воспитание учащихся в процессе обучения: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Иркутск, 1973. — 60 с.
  64. Дьяченко Григорий, протоиерей. Уроки и примеры христианской любви. М.: Паломник, 1998. — 740с.
  65. Евгений, архиепископ Верейский. Религия и наука. Путь к знанию: Материалы докладов восьмых Международных Рождественских чтений М.: Отдел религиозного образования и катехизации, 2000. — С. 123−130.
  66. С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века. — М.: Педагогика, 1987. 157 с.
  67. В.К. Русский язык и русский характер. М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата- 2002.-256 с.
  68. Закон Божий. — М.: Мысль, 1991. —723 с.
  69. Закон Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях. М., 2004. — 17 с.73- Закон Российской Федерации «Об образовании» М.: Изд. Дом ИНФРА, 2001. — 64 с.
  70. Законоучитель. //Сборник материалов в помощь преподавателю. Выпуск первый. М/. Православная книга, 1993. — 176 с.
  71. A.C. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности. // Педагогика, 2002. № 2. С. 3−8.
  72. Зеньковский В. В- Педагогика. — М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1996. — 347 с.
  73. В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. -М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1993- -224 с.
  74. Зиновий (Корзинкин), архимандрит. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Курск, 1999. -20 с.
  75. Зинченко В. П* О целях и ценностях образования. // Педагогика, 1997. № 5. -С.3−16.
  76. В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии, 1995, № 6. С. 14−19.
  77. A.B. Педагогическая система святителя Тихона Задонского. Авт. дис. канд. пед. наук. Елец, 2000. 18 с.
  78. Из речи Преосвященного Никандра, епископа Нарвского, произнесенной на торжественном собрании членов «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе
  79. Православной Церкви» в память епископа Феофана // Прибавление к Церковным ведомостям, 1894. № 8.
  80. Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по пастырскому богословию. — М.: Самшит, 2001. 406 с.
  81. Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Русь Соборная. СПб.: «Царское дело», 1995. — 248 с.
  82. Иоанн Златоуст, архиепископ. Толкование на 1-е послание к Тим. Бес. II М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994. — 860 с.
  83. Иоанн Златоуст, св. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова: Репринт, изд-во. Московской Патриархии, 1993 — 194 с.
  84. Иоанн Златоуст, св. О воспитании: Репринт, изд-во Московской Патриархии, 1993. 260 с.
  85. Иоанн Златоуст, св. Творения: В 12-ти т. -СПб., 1898−1906.
  86. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на книгу Бытия. СПб., 1898: Репринт: изд-во Московской Патриархии, 1993. — 191 с.
  87. Иоанн Кронштадтский, праведный. Моя жизнь во"Христе. В 2-х частях. М.: Благовест, 2000. — 832с.
  88. Иувеналий, Архиепископ Курский и Рыльский. Проблемы современного православного воспитания (доклады, выступления, размышления). К.: Изд — во КГПУ, 1999. — 139 с.
  89. Г., протоир. Очерки духовно-нравственных основ создания и построения семьи в современных условиях. — М., 1997. — 149 с.
  90. Канонизация святых. Поместный Собор Русской Православной Церкви, посвященный юбилею 1000-я Крещения Руси. Троице-Сергиева Лавра, 6−9 июня 1988 г. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1989. — 289 с.
  91. И.В. Полное собрание сочинений. М., 1861.
  92. Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Через религиозное образование к православному образу жизни: Материалы докладов седьмых Международных Рождественских чтений — М.: Отделрелигиозного образования и катехизации, 1999. С. 48−64.
  93. Клавдиан, архимандрит. Преосвященный Феофан, Вышинский затворник // ЖМП. 1953. январь. 51 с.
  94. В.М., Петров В. М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных воспитателей IX—XX вв..- М.: Просвещение, 1996. 346 с.
  95. A.C. Преосвященный Феофан Затворник и его пастырская деятельность // Православный собеседник. 1904, Октябрь, -С. 639.
  96. A.C. Преосвященный Феофан и его пастырская деятельность//Православный собеседник, 1904- октябрь и ноябрь.
  97. Д.В. Психологические основания нравственности // Советская педагогика. 1990. — № 4. — С.35−39.
  98. И.П. Задачи русского просвещения в его прошлом и настоящем. — Спб., 1902. — 416 с.
  99. A.A. Русская духовная философия. СПб., 1998, 576 с.
  100. И.Н. Преосвященный епископ Феофан (Говоров). -М., 1895.-С. 274−275.
  101. И.Н., профессор. Преосвященный епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский. М.: 1905. — 159 с.
  102. М.Н. Вероисповедная политика Министерства Народного Просвещения Российской Империи в XX веке. Авт. дис. Докт. пед. наук. Курск, 2002., 35 с.
  103. Крутиков И-А. Святитель Феофан, Затворник и подвижник Вышинской пустыни. Издание 2-е. М.: 1905. — 380 с.
  104. И.А. Святитель Феофан Затворник и подвижник Вышенской пустыни. 2-е изд. — М., 1905. — 8 с.
  105. А. «Основы православной культуры» как лекарство от экстремизма. http://www.kuraev.ru/opk.html.
  106. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  107. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  108. .Т. Философия воспитания. — М.: Прометей, 1995. 282 с.
  109. С.Г. Кладовая духа // Начальная школа. — 1997. — № 12. — С. 58−62.
  110. И.С. Нравственное становление личности школьника. — М.: Педагогика, 1985. -104 с.
  111. В.М., Сластенин В. А. Российская школа в контексте европейского образования (историко-теоретический анализ). Курск: К ГПУ, 1999.-176 с.
  112. A.C. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников сельских школ на традициях русской народной культуры. Дис.. канд. пед. наук. — М., 1996.
  113. И.В. Религия и образование в светской школе. М.: Планета-2000, 2004. — 384 с.
  114. Молитвенный щит православного христианина. Воронеж: 7-е изд. — НПО «МОДЭК», 2000. — 704 с.
  115. Молитвослов. Правило ко причастию. — М.: Благовест, 1995. 381 с.120: Мудрые советы и мысли святых отцов и подвижников благочестия. М.: Паломник-Правило веры, 1994. — 160 с.
  116. В.Н. Психология отношений. — М.: Изд-во Ин-та практ. психол.- Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 1995. 356 с.
  117. Настольная книга священнослужителя. М.: Изд-во Московской патриархии, 1994. -799 с.
  118. А. Сказание о русской земле. Репринтное издание в четырех книгах. Книга первая. — Кемерово.: Кузбасс, 1991. 314 с.
  119. Н.Д. Российская национальная идея и воспитание в духе православия. // Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. М., 1999. — С.21−30.
  120. Никандров Н. Д- Нравственные уроки православия // Педагогика, 1997. № 3. -С.3−10.
  121. Н.Д. Нравственные уроки православия. Размышления при чтении Библии. // Начальная школа. -1997. № 6. — С.52−57.
  122. Н.Д. Православие судьба России: размышления на пороге третьего тысячелетия: Материалы докладов Восьмых Международных Рождественских чтений — М.: Отдел религиозного образования и катехизации, 2000. — С. 41−48.
  123. Н.Д. Русское Православие и российская национальная идея: Материалы докладов Седьмых Международных Рождественских чтений — М.: Отдел религиозного образования и катехизации, 1999. С. 18−34.
  124. Никодим (Ростов), архим. История Русской духовной Миссии в Иерусалиме: Курсовое сочинение. Машинопись. JL, 1959. — С. 118.
  125. С., священник, студент МДА. Речь, сказанная при погребении преосвященного епископа Феофана 12 января 1894 г. -Сергиев Посад, 1895 3 с.
  126. А.И. Христианство дает нам реальный идеал. М-: 1999 -53 с.
  127. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. -М.: 2000.-88 с.
  128. НА. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук —Курск, 2000.-18с.
  129. C.B. Тайны русской веры. М., 2001. — 432 с.
  130. Переписка между преосвященным Феофаном, бывшим епископом Владимирским, и Аркадием, бывшим архиепископом Олонецким // Христианское чтение. 1894, Часть 2-я. Июль-август.
  131. Н.Е. Православное воспитание детей. — СПб.: Сатисъ, 1999. -149 с.
  132. Т.И. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся. М.: Академия, 1998. — 94 с.
  133. Письмо Министра образования РФ № 14−52−876 ин/16 от 22.10.2002 и приложение к нему на 30 стр.
  134. К.П. Великая ложь нашего времени. — М.: Русская книга, 1993.-637 с.
  135. К.П. Духовное образование // Московский сборник, 1896, № 7.
  136. К.П. Учение и учитель: Педагогические заметки. — М., 1900.-61с.
  137. Православная церковь и образование. // Педагогика, 1998. № 1. -С.61−65.
  138. Преосвященный Феофан как писатель богослов // Церковный вестник. 1894. № 4.
  139. Преосвященный Феофан, бывший епископ Владимирский, как нравоучитель // Русский паломник. 1894, № 4.
  140. Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» // Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 22.10.2002 № 14−52−876 ин / 16.
  141. Просвещение и педагогическая мысль Древней Руси- М.: АПН СССР, 1983.? 121 с.
  142. С.А. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (под редакцией H.JI. Селивановой). //Педагогическое общество России. М.: Б/И, 1998. — 336 с.
  143. С.А. Сельская школа. — СПб. 1890. — 371 с.
  144. Религиозно-этическая энциклопедия. Афины, 1965. — 989 с.
  145. СЛ. Бытие и сознание. М.: АПН РСФСР, 1957. — С. 328.
  146. СЛ. Принципы и пути развития психологии. — М.: АПН СССР, 1959. 354с.
  147. В.П. Памяти преосвященного Феофана, епископа Владимирского и Суздальского // Труды Киевской Духовной Академии. 1894, Март. Т.1.-422 с.
  148. В.П. Памяти преосвященного Феофана, епископа Владимирского и Суздальского / Труды Киевской духовной академии. -1894. Т. 1, март. — С. 417−425.
  149. Сборник программ по Закону Божию для церковноприходских воскресных школ. — М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1999. 142 с.
  150. Свадковский И. Ф: Нравственное воспитание. М.: Педагогика, 1977.- 144 с.
  151. Сергий Страгородский, архиепископ. Православное учение о спасении. М.: Просветитель, 1991. — 264 с.
  152. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов E.H. Педагогика. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  153. В.И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с. 161. «Служебник». Правило к Литургии. — М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1991. 607 с.
  154. П.А. Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского Затворника. 2-е изд. — М., 1915.- 75 с.
  155. П.А. Жизнь и учение святителя Феофана Затворника. -М.: Благовест, 1990.-380 с.
  156. Сопроводительное слово митрополита Филарета, Патриаршего Экзарха Средней Европы, Г. Тертышников. //На пути к Богу. Жизнь и учение старца Феофана. Лейпциг, 1978 — 327 с.
  157. Л.В. Православная школа сегодня. Владимир, 1996 — 495 с.
  158. Тертышников Георгий, архимандрит. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М.: Правило веры, 1996. — 569 с.
  159. . Епископ Феофан. Русский библиографический словарь, издаваемый Русским историческим обществом. СПб., 1913. — С. 386. 169- Тихон Задонский. Творения. Т.1: 1760−1768. Т. 2: 1770−1771.
  160. Толкование первого Послания Святого Апостола Павла к Коринфянам.- М.: Изд-во Сретенского Монастыря, 1996 г. 970 с.
  161. М.В. История русской церкви. — Издание Спасо-Пребраженского Валаамского монастыря, 1991. 735 с.
  162. В.Ю. Пути русской школы. — М.: Свет Отечества, 1994. — 96 с.
  163. Н.М. Нравственное формирование личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дис.. д-ра пед наук. Воронеж. —1992.—46 с.
  164. Устав общества православного братства при церкви Богоявления Господня в слободе Мстере Владимирской губернии Вязниковского уезда // Владимирские епархиальные ведомости, 1865, № 3.
  165. Ушинский К. Д: О народности в общественном воспитании / Собрание сочинений. В 11-ти тт.- М.: АПН РСФСР, 1948. — Т.2. — С. 69−161.
  166. К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании / Собрание сочинений. В 11- та тт.- М.: АПН РСФСР, 1948.-Т.2. — С. 425 -448.
  167. К.Д. Родное слово.-М.: Изд-во Лествица, 2000. — с. 496
  168. Феофан Затворник епископ. Слова к Тамбовской пастве в 18 591 860 гг.-СПб, 1861.- 175 с.
  169. Феофан Затворник, епископ. Мудрые советы. Минск: Изд-во Белорусской Православной Церкви, 2002. — 350 с.
  170. Феофан Затворник, епископ. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Репринт. М.: Реклама, 1991. — 196 с.
  171. Феофан Затворник, епископ. Мысли на каждый день года, по церковным чтениям из Слова Божия.- М.: Правило веры, 1997. — 370 с.
  172. Феофан Затворник, епископ. Наставления в духовной жизни. М.: Изд-во Московского Патриархата, 1994. 187 с.
  173. Феофан Затворник, епископ. Начертание христианского нравоучения. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1996. 570 с.
  174. Феофан Затворник, епископ. Начертание христианского нравоучения. М.: Паломник, 1994. — 334 с.
  175. Феофан Затворник, епископ. О Православии, с предостережениями от погрешений против него. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1995.-202 с.
  176. Феофан Затворник, епископ. Письма к священнику в Киеве // Воскресное чтение. 1894. № 33−34.
  177. Феофан Затворник, епископ. Путь ко спасению. // Письма о христианской жизни. // Поучения. М.: Лепта. — 2002. — 800 с.
  178. Феофан Затворник, епископ. Слова к Владимирской пастве. -Владимир. 1869 — 86 с.
  179. Феофан Затворник, епископ. Созерцание и размышление. М.: Правило веры, 1998. — 370 с.
  180. Феофан Затворник, епископ. Творения. Собрание писем. Выпуск V-VIII. М.: Паломник, 1994. -228 с.
  181. Феофан Затворник. О нашем спасении. Собрание творений святителя Феофана, затворника Вышинского. М.: Ковчег, 2003.- 1168 с.
  182. Феофан Затворник. Собрание писем Святителя Феофана Затворника М.: 1898, Вып. 3. — 233 с.
  183. Феофан Затворник. Собрание писем Святителя Феофана Затворника Вышинского. — М.: Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1995. -202 с.
  184. Филарет (Дроздов), Митрополит Московский и Коломенский. Творения. М.: Отчий дом, 1994. — 476 с.
  185. Филарет Московский, митрополит. Цветочки духовные с Божией нивы. М.: Благовест, 1993. — 380 с.
  186. Г. Н. Воспитание личности школьника. — М.: Педагогика, 1985. 223 с.
  187. И.Ф. Кризис воспитания и педагогика // Советская педагогика. -1991. № 10. — С.23−29.
  188. В.Т. Теоретические и методические основы процессавоспитания нравственных качеств личности младшего школьника: Диссдра. пед. наук. М., 1997. — 338 с.
  189. И.А. С.-Петербургская духовная академия за последние 30 лет (1858−1888 гг.). СПб., 1889. — С. 53.
  190. В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. М.: Педагогика, 1981. — 208 с.
  191. Шестун Евгений, священник. Православная педагогика. // Учебное пособие. Изд. 2-е. М.: Православная педагогика, 2001. — 559 с.
  192. Школа и педагогика в культуре Древней Руси. — М.: РОУ, 1992. -208 с.
  193. Школа православной России / Сост. А. И. Шпеко. М.: Россия Молодая, 1998.- 198 с.
  194. Н.Е. Система воспитания нравственных отношений современного школьника: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — М., 1987. — 52с.
  195. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Изд-во Ин-та практ. психол.- Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 1996. — 416 с.
Заполнить форму текущей работой