Особенность представления детей о величине
![Контрольная: Особенность представления детей о величине](https://westud.ru/work/334055/cover.png)
Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом процессе участвуют различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательно-двигательный, причем двигательный анализатор играет ведущую роль во взаимной их работе, обеспечивая адекватное восприятие… Читать ещё >
Содержание
- Контрольная работа на тему «Особенность представления детей о величине»
При обучении математике исходной абстракцией является понятие «величина». «При построении курса математики, пишет В. В. Давыдов мы исходили из того, что в настоящее время конечной целью всего этого школьного учебного предмета… является создание у учащихся развернутой и полноценной концепции действительного числа, в основе которого лежит понятие о величине. Числа (натуральные и действительные) являются частным видом этого более общего математического объекта» [1; 385].
В математике существует несколько способов аксиоматического введения величины. Как исходное математическое отношение, существующее до числа, величину вводят В. Ф. Каган и A.Н. Колмогоров. По аксиоматике B.Ф. Кагана, величина вводится как скалярная величина, т. е. как отношение, базирующееся на отношениях порядка (равно, больше, меньше). Любые объекты, которые можно упорядочить как равные, большие или меньшие, являются, по В. Ф. Кагану, величинами [2].
Аксиоматика А. Н. Колмогорова более пространна. В ней величина определяется не как скалярная, а как скалярно-аддитивная, т. е. характеризуется не только отношениями порядка, но и операцией сложения, а также связью операции сложения и отношений порядка [3].
Представления о величине предметов дети усваивают с большим трудом. Общепринятые эталоны величины в отличие от эталонов формы и цвета имеют условный характер. Это меры, сознательно устанавливаемые людьми (сантиметр, метр). Система мер и способы их использования, как правило, не усваиваются в дошкольном детстве. Восприятие величины развивается у дошкольников на основе представлений об отношениях по величине между предметами. Эти отношения обозначают словами, которые указывают, какое место занимает предмет в ряду других (большой, маленький, самый большой и др.). Обычно к началу дошкольного возраста дети имеют представление об отношениях по величине только между двумя одновременно воспринимаемыми предметами (больше — меньше). Определить величину изолированного предмета ребенок не может, так как для этого нужно восстановить в памяти его место сред других. В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой меньше самый маленький). Они начинают определять как большие или маленькие некоторые знакомые им предметы независимо от того, сравниваются ли эти предметы с другими («слон большой», «муха маленькая») [4].
Список литературы
- Давыдов В.В. Логико-психологические проблемы начальной математики как учебного предмета // Возрастные возможности усвоения знаний. М., 1966. С. 54 104.
- Каган В.Ф. Очерки по геометрии. М., 1963. 571 с.
- Колмогоров А.Н. Величина // БСЭ. 2-е изд. Т. 7. М. С. 340 341.
- Мухина В. С. Детская психология. М., 1985.
- Стойлова Л.П., Пышкало А. М. Основы начального курса математики. — М., 1988.
- Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М., 1980.
- Ушинский К.Д. Преподавание арифметики и первоначальной геометрии // Соч. М., 1948. Т. 3. с. 531−533.
- Эльконин Б. Д. Знак как предметное действие // Эргономика. 1984. № 27. С. 2331.