Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Создание и развитие воспитательной системы МБОУ «СОШ № 2»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под воспитательной деятельностью обучающихся понимается деятельность, которую организуют педагоги школы для больших и малых групп детей. Совместная воспитательная деятельность предполагает сотрудничество педагогов и обучающихся при подготовке школьных и классных дел на всех этапах подготовки, проведения и анализа деятельности. Под профессиональной воспитательной деятельностью педагогов понимается… Читать ещё >

Создание и развитие воспитательной системы МБОУ «СОШ № 2» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особенности структурирования и технологии построения воспитательной системы школы

В ходе исследования, как это было изложено выше, мной изучались различные воспитательные системы и их типичные характеристики, определялось, как условия жизни и развития воспитательной среды влияют на особенности создания воспитательных систем, что позволило мне подойти к построению модели воспитательной системы МБОУ «СОШ № 2».

Говоря о развитии воспитательной системы общеобразовательной школы, необходимо затронуть проблему сохранения национальных традиций в воспитании. Воспитательная система школы должна основываться на ценностных ориентациях и мотивах поведения нации, сформированных за тысячелетнюю историю развития государства; опираться на собственные педагогические традиции, соответствующие российскому менталитету.

Все это вызывает необходимость в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных преумножить духовные и материальные богатства общества. Это предъявляет повышенные требования к выпускникам средней школы, которые должны быть способны к самоактуализации, самореализации, самоутверждению, к непрерывному самосовершенствованию.

С другой стороны, в условиях экономического и политического реформирования изменилась социокультурная ситуация жизнедеятельности подрастающего поколения. Реформирование вызвало резкое расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения страны. Эти изменения отрицательно сказались на российской семье. Отмечается массовое обнищание семей, разрушение нравственно — этических норм и традиций семейного уклада, снижение воспитательного потенциала семьи, ее роли в социализации детей, рост социального сиротства, ухудшение состояния здоровья детей и молодежи. Угрожающие масштабы приобрели безнадзорность, беспризорность детей, наблюдается тенденция роста детской преступности.

Вышеназванные проблемы особенно характерны для района, где расположена наша школа. Высокий процент проживания малообеспеченных и многодетных семей, тяжелые социальные условия обусловливают особые подходы воспитания со стороны педагогического коллектива.

Изменения, происходящие в обществе, определяют дополнительные требования к системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда, формирование нравственного отношения к миру — являются одними из важнейших задач учебно-воспитательного процесса.

В этих сложных условиях школа была и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания.

Ядром современного воспитания может и должна стать такая воспитательная система, которая основана на педагогической поддержке и стимулировании личностного саморазвития обучающихся Общие сведения об ОУ.

Наименование общеобразовательного учреждения (далее — ОУ) по уставу.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2».

Адрес, телефон ОУ, электронная почта.

665 832, Иркутская область, г. Ангарск, 7 микрорайон, дом 20; тел. 674 571.

Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script.

ФИО директора.

Рябоконь Игорь Юрьевич.

ФИО руководителя органа самоуправления ОУ.

Председатель Управляющего совета — Березовский Андрей Александрович.

№ и дата выдачи лицензии, срок действия.

Серия РО, № 43 787, дата выдачи — 11.03.2012 года, срок действия — бессрочно.

№ и дата выдачи свидетельства о государственной аккредитации, срок действия.

Серия 38А01, № 49, дата выдачи — 20.06.2012 года, свидетельство действительно 5 лет.

Категорийный состав, обеспечивающий организацию воспитательной работы школы Воспитательная работа в школе, ее организацию обеспечивает зам. директора по УВР Белова Н. В. Вся работа строится на непосредственном сотрудничестве с администрацией школы и методическим советом школы. В воспитательном процессе участвуют 18 классных руководителей. В организации воспитательного процесса оказывает помощь классным руководителям социальный педагог, а также методическое объединение классных руководителей и учителей предметников. Работу с обучающимися «группы риска» организует соц. педагог Просянкина В. Н.,, логопед Аржадеева О. В., внеклассную работу Сычёва Т. А., Черепанова О.И.

Эффективность воспитательного процесса обеспечивается квалификацией педагогов. Далее приведена таблица, которая позволяет проанализировать потенциал наших педагогов, ведь классный руководитель является главным организатором воспитательного пространства в классном коллективе.

КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ.

Ф.И.О.

Должность.

Стаж работы.

в данной должности.

Образование.

Категория, разряд.

Педагогический почерк.

Хангорова Татьяна Александровна.

Кл. рук.

1а.

1 год.

высшее.

Воспитание уважительных отношений среди обучающихся, ответственного отношения к учебе.

Никитенко Ольга Александровна.

Кл. рук.

1 а.

1 год.

высшее.

Разностороннее развитие личности, индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Арцыбашева Марина Александровна.

Кл. рук.

2 а.

2 год.

высшее.

Разностороннее развитие личности, тесное взаимодействие с семьями обучающихся.

Решетникова Елена Николаевна.

Кл. рук.

2 б.

2 год.

высшее.

Доброжелательность отношений учитель-ученик. Система работы с родителями.

Валеянова Анжела Васильевна.

Кл .рук.

3 а.

3 год.

ср. — спец.

Индивидуальный подход в воспитании.

Данилова.

Анна Геннадьевна.

Кл рук.

3б.

1 год.

ср. — спец.

Демократический стиль общения. Использование нестандартных форм по сплочению коллектива.

Мельник Ольга Владиславовна.

Кл. рук.

4 а.

4 год.

высшее.

Развитие самостоятельности и ответственности среди обучающихся.

Сычёва.

Татьяна Александровна.

Кл. рук.

4 б.

1 год.

ср.- спец.

Творческий подход в воспитании, доверительный стиль общения, нестандартные формы работы по сплочению коллектива.

Меньщикова Галина Вячеславовна.

Кл. рук.

5 а.

1 год.

высшее.

Использование нестандартных методов работы для сплочения классного коллектива.

Истомина.

Галина Николаевна.

Кл. рук.

5 б.

1 год.

высшее.

Система работы с обучающимися и родителями.

Задаева.

Ирина Сергеевна.

Кл. рук. 6а.

2 год.

Высшее.

Творческий подход к созданию воспитательной работы в классе.

Ниренберчик Лариса Григорьевна.

Кл. рук. 6б.

2 год.

Высшее.

В системе ведется работа с родителями и обучающимися, имеющими проблемы в обучении.

Муксинова.

Нурия Александровна.

Кл. рук. 7а.

1 год.

Высшее.

Нестандартные формы работы с обучающимися, индивидуальный подход в воспитании.

Просянкина Валентина Николаевна.

Кл рук.

7б.

3 год.

ср. — спец.

Творческий подход к мероприятиям, направленным на сплочение коллектива Доброжелательность отношений учитель-ученик.

Черепанова.

Ольга Ивановна.

Кл. рук.

8 а.

4 год.

высшее.

Развитие органов ученического самоуправления, дружеское отношение в классном коллективе.

Овчаренко Елена Валентиновна.

Кл. рук.

9 а.

1 год.

высшее.

высшая.

Развитие самостоятельности обучающихся. Доброжелательность отношений учитель-ученик.

Крылова Валентина Петровна.

Кл. рук.

10 а.

6 год.

высшее.

Воспитание ответственного отношения к учебе. Сплочение классного коллектива.

Утникова Татьяна Александровна.

Кл. рук.

11 а.

2 год.

высшее.

Творческий подход к мероприятиям, направленным на сплочение коллектива.

Просянкина.

Валентина Николаевна.

Соц. педагог.

6 лет.

Сред. -спец.

Проведение профилактических мероприятий, системный подход в работе с «трудными».

Аржадеева Оксана Владимировна.

Педагог-логопед.

5 год.

высшее.

Умение вести индивидуальную работу с обучающимися и родителями, работа с документацией.

Следует отметить, что у большинства педагогов есть положительный опыт:

тесное сотрудничество с родителями в организации досуговых совместных мероприятий, при проведении классных часов, это Арцыбашева М. А., Никитенко О. А., Решетникова Е. Н.;

Системный подход при работе с детьми девиантного поведения и из неблагополучных семей, это Черепанова О. И., Просянкина В. Н., Крылова В. П., Данилова А.Г.

Использование разных форм при организации внеклассной работы с учащимися, это Сычёва Т. А., Меньщикова Г. В., Черепанова О. И., Никитенко О.А.

Воспитание самостоятельности и саморазвитие личности ребенка, это Мельник О. В, Решетникова Е. Н., Муксинова Н. А., Хангорова Т.А.

Работа строится на доброжелательности и сотрудничестве в рамках «учитель-ученик», это Хангорова Т. А., Черепанова О. И., Просянкина В. Н., Утникова Т.А.

Уровень квалификации педагогических работников отвечает требованиям квалификационных характеристик, определённых для соответствующих должностей, и позволяет обеспечивать реализацию образовательных программ.

Материально-техническая база Проектная мощность основного здания составляет около 1200 ученических мест, в школе оборудованы 32 учебных кабинета, столовая на 150 посадочных мест, 2 спортивныхзала (большой и малый), кабинет психологической разгрузки, медицинский кабинет + прививочный кабинет, библиотека+читальный зал, 2компьютерных класса на 10 ученических мест, спортивные площадки, мастерские.

На прилежащей к школе территории находятся следующие здания: гараж, склад, тир.

Сведения об обучающихся В 2012/2013 учебном году в школе обучается 414 учеников, всего 18 классов — комплектов. Начальных классов — 8, в них занимается 192 обучающихся. В основной школе 8 классов — комплектов, в них обучается 191 человек. В средней школе — 2 класса — комплекта, численность учащихся 31 человека. Средняя наполняемость классов -23 человека. Школа работает в 1 смену. Во второй половине дня проводятся факультативы, кружки, секции, общешкольные и классные мероприятия.

Характеристика социального статуса семей обучающихся При работе с учащимися учитывается социальное положение их семей.

В школе 125 малообеспеченных семей, неполных семей — 75, многодетных — 43, неблагополучных семей — 20.

13 детей находятся под опекой или сирота, 1 ученик находятся на домашней форме обучения, 1 учащийся — на учете в СОП. С данными категориями семей и учащихся проводится совместная работа классных руководителей, учителей — предметников, психолога, социального педагога.

В школе 230 учащихся, из них 9 учащихся страдают хроническими заболеваниями, 7 учащихся — инвалиды, 172 ребенка практически здоровы.

В школе осуществляется работа по профилактике заболеваемости и укреплению здоровья детей.

Внешние связи школы Школа находится на территории ст. Курагино. По соседству со школой расположены с одной стороны ДК ст. Курагино, где находится библиотека, с другой стороны — детский сад «Аленушка». Курагинская СОШ № 7 находится недалеко от центра п. Курагино. Его близость дает прекрасную возможность педагогам, родителям и учащимся посещать Дом детского творчества, Районный ресурсный центр, детско-юношескую спортивную школу, школу искусств, центральную районную библиотеку, музейно-выставочный центр, районный Дом Культуры, стадион «Урожай», молодежный центр «Патриот» для удовлетворения интеллектуальных, духовных и эстетических потребностей. Школа активно использует возможности данных учреждений в организации внеклассной и внешкольной работы.

Развитию творческих способностей, проявлению социальной активности учащихся, реализации их интересов и склонностей способствует сотрудничество школы с внешкольными учреждениями, общественными организациями района.

В учебно-воспитательной деятельности школа осуществляет сетевое взаимодействие с Курагинскими школами № 1, № 3, МБОУ Рощинская СОШ № 17. Учащиеся школы обучаются дистанционно в «Школе космонавтики» города Железногорска.

Связь с учебными заведениями способствует развитию творческого потенциала учащихся и учителей. Учащиеся обучаются в заочных школах, участвуют в олимпиадах и тестированиях данных вузов, посещают Дни открытых дверей, что обеспечивает их разностороннюю и углублённую подготовку по различным предметам, помогает подготовиться к поступлению в ВУЗы и СУЗы.

Сотрудничество с Институтом Повышения Квалификации способствует повышению педагогического мастерства учителей и администрации школы, внедрению в образовательный процесс новых педагогических и управленческих технологий.

Финансовые ресурсы Школа находится на финансовой самостоятельности, имеет свой расчетный счет и осуществляет оперативное управление поступающими средствами.

Общая характеристика школы Одним из направлений модернизации школы является дифференциация и индивидуализация обучения.

Школа на протяжении нескольких лет использует инновационные образовательные технологии и методики преподавания различных учебных дисциплин, позволяющих значительно повысить эффективность обучения.

На сегодняшней день в ходе анализа проведенных внутри школы исследований были сделаны следующие выводы:

  • — все учителя школы владеют информацией о современных педагогических технологиях, большинство используют ИКТ в учебной и воспитательной деятельности;
  • — большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков творческой научно-исследовательской деятельности, сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды.

Деятельность школы направлена на создание воспитательно-образовательной среды, способствующей интеллектуальному, духовно-нравственному, физическому развитию и социализации ребенка. Образовательное учреждение предоставляет широкий спектр образовательных услуг, в том числе дополнительных. 88% обучающихся охвачены программами дополнительного образования в школе. В школе организована работа по дополнительным программам следующих направленностей:

  • ? художественно-эстетическая;
  • ? эколого-биологическая;
  • ? научно-техническая;
  • ? культурологическая;
  • ? гражданско-патриотическая;
  • ? физкультурно-спортивная.

Кроме того, школа, тесно сотрудничая с общественными организациями поселка, расширяет область совместной деятельности педагогов и воспитанников во внеурочное время.

Планирование воспитательной работы опирается на школьную целевую комплексную воспитательную программу «Быть Человеком».

Главной идеей школы является развитие воспитательной системы, влияющей на формирование творчески развитой социально ориентированной личности, способной строить жизнь достойного человека, а также раскрытие, развитие и реализация интеллектуальных и духовных свойств личности, ее самоактуализация, самореализация и самоутверждение в современном мире.

Школьная столовая обеспечивает учащихся горячим питанием в соответствии с режимом работы школы. Доля учащихся охваченных горячим питанием составляет 100%.

В целях развития государственно-общественных норм управления в сфере образования и дополнительного привлечения внебюджетных ресурсов для обеспечения деятельности школы работает Управляющий Совет.

Результативность деятельности общеобразовательного учреждения:

Школа выпустила … учащихся с… золотой медалью, … с серебреной медалью. Учащиеся становятся успешными студентами училищ, колледжей, ВУЗов.

В качестве исходных принципов построения этой модели были взяты четыре основных принципа воспитания, разработанные Маленковой Л. И. [104].

1. Принцип целенаправленной ориентированности на ценностные отношения.

Если суть воспитания — формирование отношений к окружающему миру, то в процессе воспитания главная задача — представление перед развивающимся человеком всей палитры красок окружающего мира.

В организованной жизнедеятельности детей в школьном воспитательном процессе обязательно должно быть общение с высоким искусством, с прекрасной природой, с красивыми и добрыми людьми, с результатами прекрасных и добрых деяний человека, с богатым и оригинальным содержанием собственного «Я» воспитанника.

2. Принцип восприятия и принятия человека таким, каков он есть.

Это один из главных принципов гуманистической педагогики. Он прекрасно соотнесён с идеей самоактуализации личности в процессе воспитания и самовоспитания.

3. Принцип подхода к человеку с оптимистической гипотезой.

Этот принцип позволяет маленькому и большому Человеку раскрыть свои потенциальные возможности, самореализоваться, занять достойное место в общении со сверстниками и взрослыми. Очень важно при реализации этого принципа — опора на положительное в личности воспитанника.

4. Принцип воспитания в коллективе.

Он предполагает прежде всего заботу воспитателя о том, чтобы каждый воспитанник занимал достойное место в коллективе. В подростковом возрасте влияние коллектива сверстников является одним из главных факторов развития человека. В коллективе происходит самореализация и самоутверждение личности в многообразных видах деятельности — признание сверстников становится мощным фактором стимулирования развития способностей и интересов.

При выборе цели создания воспитательной системы МБОУ «СОШ № 2» мной использовался природосообразный целостный подход к развитию личности педагога и воспитанника, который может быть представлен следующими качествами личности (в порядке их значимости): духовность, свобода, творчество, самостоятельность, активность. На мой взгляд, наиболее полное отражение это находит в школах коллективного творческого воспитания, Вальдорфских школах, где целью воспитания является человек (взрослый и ребёнок) с его проблемами, интересами и замыслами.

Субъекты жизнедеятельности любой воспитательной системы (педагоги, дети, родители) должны быть в равноправном положении. Я убеждена, что необходимо расширять круг субъектов воспитательной системы школы и среду взаимодействия, обогащая их, в первую очередь, за счёт взрослых и детей окружающего социума, а также всех учреждений, готовых к сотрудничеству.

Я считаю, что для решения всего комплекса задач воспитания необходима тесная связь воспитательной системы школы со средой, так как замкнутость системы внутри себя, изоляция её от среды приведут к саморазрушению воспитательной системы.

Управление воспитательной системой МБОУ «СОШ № 2» строится на демократических началах на всех уровнях управления, включая самоуправление и соуправление.

Содержание воспитания обеспечивает готовность человека к реализации комплекса социальных ролей в различных сферах социальных отношений. Оно ориентировано на развитие личности, предполагает формирование тех качеств в человеке, которые составляют основу его взаимоотношений с людьми, обществом, государством и миром в целом.

В основу определения видов и форм воспитательной деятельности были положены три способа её организации в школе: профессиональная воспитательная деятельность педагогов, совместная воспитательная деятельность педагогов и обучающихся и воспитательная деятельность обучающихся.

Под воспитательной деятельностью обучающихся понимается деятельность, которую организуют педагоги школы для больших и малых групп детей. Совместная воспитательная деятельность предполагает сотрудничество педагогов и обучающихся при подготовке школьных и классных дел на всех этапах подготовки, проведения и анализа деятельности. Под профессиональной воспитательной деятельностью педагогов понимается аналитическая и индивидуальная деятельность педагогов с обучающимися школы, класса, клуба или секции.

Виды и формы воспитательной деятельности школы.

№ п/п.

Способы организации воспитательной деятельности.

Виды воспитательной деятельности.

Формы воспитательной деятельности.

1.

Профессиональная воспитательная деятельность педагогов.

  • 1. Аналитическая работа
  • 2. Работа с активом школы.
  • 3. Педагогическая работа.
  • 4. Психологическая работа.
  • 5. Профилактическая работа.
  • а)анализ воспитательной деятельности;
  • б)мониторинг состояния воспитательной

деятельности школы, классов, объединений;

в)организация круглых столов, анкетирование педагогов, родителей, обучающихся;

  • г)социометрия классов и объединений;
  • д)коллективный анализ всех дел и мероприятий школы и классов.
  • а) выявление, организация, обучение и выдвижение актива школы и классов.
  • а)организация учебной помощи учащихся;
  • б)запись и контроль за посещаемостью

факультативов.

  • а)диагностика детей;
  • б)психологическое консультирование детей

и родителей;

в)психологические группы;

работа с одарёнными детьми;

  • д)социометрия;
  • е)профориентация.
  • а) индивидуальная профилактическая работа;
  • б)работа с родителями детей, требующих повышенного внимания;
  • в)взаимодействие с инспекцией по делам несовершеннолетних.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой