Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-6 классах как катализатор усвоения знаний в рамках реализации требований ФГОС

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Роль катализатора в отношении усвоения учебного материала выполняют инновационные педагогические технологии. Активными пользователями педагогическими технологиями должны быть не только педагоги, но и все участники образовательного процесса — ученики и родители. Это требование является важным условием успешного функционирования результатов обучения в рамках внедрения Федеральных Государственных… Читать ещё >

Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-6 классах как катализатор усвоения знаний в рамках реализации требований ФГОС (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе развития педагогического процесса и системы образования к результатам обучения предъявляются требования не только усвоения новых знаний, но и их активного применения. Целесообразное применение полученных в ходе учебных занятий умений формирует актуальные навыки и систематизирует объем материала.

Роль катализатора в отношении усвоения учебного материала выполняют инновационные педагогические технологии. Активными пользователями педагогическими технологиями должны быть не только педагоги, но и все участники образовательного процесса — ученики и родители. Это требование является важным условием успешного функционирования результатов обучения в рамках внедрения Федеральных Государственных стандартов (далее ФГОС).

Наиболее удобным и универсальным средством среди инновационных является проектная деятельность учащихся. Особенно значимым элементом такая работа становится в пятых-шестых классах в условиях адаптационного периода при переходе на новую ступень обучения. Именно в 5−6 классах проектная деятельность является ключевой и приобретает широкомасштабное значение как в содержательном плане, так и в областях ее применения.

При переходе в среднее звено (5−6 классы) из начальной школы повышается риск возникновения учебной тревожности, как ситуативной, так и тревожности общего плана. Учебный материал в данном случае должен быть подобран с учетом психологических требований — быть соответвующим возрастным требованиям, половой принадлежности, составу класса. Также необходимо учитывать эмоциональную составляющую — настроение, самочувствие, периоды активности и усталости учащихся.

В соответствии с этим, задания поискового плана необходимо включать в начале урока. Задания на усвоение новых понятий не должны быть в конце учебных занятий, это противоречит закономерности усвоения учебного материала.

Обратить внимание следует и на межличностные отношения в классе. Особое значение уделить распределению учеников по группам, и выделению лидеров в классном коллективе. Группы должны быть разноплановые и отличаться по составу при решении учебных задач.

Проектная деятельность в пятом классе успешно функционирует благодаря игровым технологиям, которые являясь структурным элементом учебного процесса, не только дополняют его, но и делают процесс получения знаний интересным и продуктивным.

На уроках русского языка проектная деятельность может быть представлена следующими способами:

При изучении раздела «Морфология. Орфография»:

  • 1. Исследовательские проекты о частях речи, систематизация имеющихся знаний о частях речи, представление материала в виде презентаций, рассмотрение трудных случаев. Работа может быть выполнена как индивидуально, так и в группах.
  • 2. Проект по служебным частям речи «Значение и функционирование служебных частей речи». Модификации текстов с использованием служебных частей речи и без их употребления. Исследовательская работа «Ах, ох, ух» — использование междометий для выражения эмоционального характера фразы.

В изучение раздела «Синтаксис и пунктуация» для реализации элементов проектной деятельности и принципов ФГОС необходимо также включать элементы проектной деятельности:

  • 1. В теме «Виды предложений по цели высказывания» — проект по составлению текста (сочинения) с использованием только побудительных, только вопросительных предложений с последующим групповым анализом получившихся работ.
  • 2. В теме «Второстепенные члены предложения» целесообразно выполнение проектной работы — «Пазлы из словосочетаний», где необходимо добавить к грамматической основе второстепенные члены из предложенных, анализируя и объясняя свой выбор.
  • 3. Темы «Дополнение», «Обстоятельство» и «Определение» можно сопроводить игрой. Суть игры заключается в нахождении в тексте всех определений, обстоятельств или дополнений за определенный временной промежуток. Это способствует развитию точности, быстроты реакции и автоматизирует навыки по нахождению второстепенных членов предложения.

Изучение раздела «Фонетика» представляет для учителя огромный пласт игровых методик, в том числе проектных. Так, ученикам предлагается записать на диктофон и представить в классе произношение слов, трудных с точки зрения фонемного состава. Учащиеся в классе пробуют восстановить произнесенное слово в буквенной записи.

Задания по типу «найти лишнюю строку», «найти лишнее слово», «найти лишнее словосочетание» развивают не только познавательные умения учащихся, но и регулятивные универсальные учебные действия (далее УУД) — умение ставить цель перед выполнением учебной задачи, умение вычленять нужную информацию из ряда представленных данных.

Задания на постановку знаков препинания, на вставку букв или слов в пропуски развивают и автоматизируют умения учащихся, активизируют имеющиеся и стимулируют выработку необходимых познавательных процессов.

Рассмотрим применение указанных проектных технологий в использовании УМК по русскому языку под редакцией А. Д. Шмелева для шестого в рамках современного филологического образования.

В первом же разделе перед обучающимися поставлена задача восстановления изученного материала — «Язык и речь» (повторение). Однако добавляются учебные задания на сравнение диалектов с современным русским языком и русским литературным языком. Это развивает личностные УУД, учит уважению к родному языку и определению особенностей восприятия диалектов.

При изучении разделов учебного пособия важным дополнением является то, что правила даны обучающимся не в первоначальном (готовом) виде. Сформулировать правило — собрать, провести аналогии, сопоставить — все эти учебные задачи выполняет обучающихся в самом начале урока.

Каждый раздел учебного пособия сопровождается заданиями для работы в группах — дополнение, составление своих примеров, придумывание рассказов и прочее.

Необходимо отметить важность включения в учебное пособие дополнительной информации справочного типа «Лингвистическая кладовая». Такой раздел имеет важное значение в содержательном плане для развития речевых и языковых умений, для развития и углубления материала по изучаемой теме и освоению дополнительных сведений.

Кроме того, в УМК под редакцией А. Д. Шмелева такой раздел имеет не только справочный характер, сведения из этого раздела органично вписаны в пласт изучаемой темы.

Такие задания формируют не только познавательный интерес к изучаемому разделу или теме, но и активизируют самостоятельность и нестандартность мышления, что является важным требованием, предъявляемым к выпускнику в современной образовательной системе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой