Интеллектуальная обучающая система как средство повышения качества обучения в современной школе
![Диссертация: Интеллектуальная обучающая система как средство повышения качества обучения в современной школе](https://westud.ru/work/2526741/cover.png)
Диссертация
Системный подход к созданию обучающих систем нового уровня для эффективного обучения учащихся дает возможность рассматривать все компоненты современных обучающих систем в тесной взаимосвязи с требованиями социального заказа к выпускнику средней школы. Попытки моделировать учебный процесс помогают подойти к нему как к сложной динамической системе и учесть те возможности, которые открывает… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА
- ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ. l
- 1. 1. Необходимость применения современных информационных технологии в образовательном процессе. l
- 1. 2. Сущностные характеристики современных обучающих средств и факторы повышения эффективности образовательного процесса при применении обучающей системы
- 1. 3. Интеграция обучающей системы в образовательный процесс средней школы
- 1. 4. Разработка информационно-логической и структурной модели обучающей системы.5!
- Выводы по первой главе.9!
- ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОСТАНОВКА ЭКСПЕРИМЕНТА ПО
- ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
- 2. 1. Программная реализация обучающей системы с элементами искусственного интеллекта
- 2. 1. 1. Состав и функции основных модулей обучающей системы. Ш
- 2. 1. 2. Параметризация обучающей системы
- 2. 1. 3. Разработка системы защиты и дизайн обучающей системы
- 2. 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗРАБОТАННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
- 2. 2. 1. Подготовка тестовых заданий в соответствии с теорией тестирования и проведение эксперимента
- 2. 2. 2. Экспертная оценка качества учебного процесса
- 2. 1. Программная реализация обучающей системы с элементами искусственного интеллекта
Список литературы
- Абдулгалимов Г. Л., Баклаев Ш. А., Везиров Т. Г., //Информационные технологии в процессе подготовки современного специалиста: Межвузовский сборник. Липецк: ЛГПУ — 2001, вып.4, том 1
- Абросимов В.В., Абросимов Д. В., Максудова Л. Г., Сельманова Н.Н, Опыт применения обучающе-аттестующей системы в учебном процессе //Телекоммуникации и информатизация образования. 2001. -№ 6(7)
- Аванесов B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний i Монография. М.: Исследовательский центр проблем качестве подготовки специалистов, 1994.
- Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. М., 1996
- Аванесов B.C. Форма тестовых заданий Москва: МИСиС, 1991
- Агеев В.Н. Электронные учебники и автоматизированные обучающие системы.-М.: 2001
- Агранович Б.Л., Филиппов В. М., Арсеньев Д. Г. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. М.:Логос, 2006.
- Аджемов А.С. Единое образовательное пространство на основе инфотелекоммуникационных технологий //Сети и системы связи, 2001,№ 11
- Алексеева Л.Н. Формирование гибкого содержания образования v обучения в средних специальных учебных заведениях. Автореф. дисс.. канд тех. наук. Москва, 1997.
- Андреев А.А. Теоретико-методический подход к проектированию v реализации сетевого обучения. В сб. тезисов доклада «Интернет-технологи!: в открытом образовании» (2 ноября 2001 г., г. Москва). М., МЭСИ, 2001
- Андреев А. А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития //Основы применения информационных технологий в учебном процессе вузов. СБ.научн. тр. М.:ВУ, 1999
- Андреев А.А., Каплан C.JL, Краснова Г. А., Кобелев C. JL и др./ Отв.ред.В. И. Содлдаткин Основы открытого образования/ -т.1.-РГИОО, М. :НИИЦ РАО, 2002
- Анисимов П.Ф., Байденко В. И. Системы качества среднего профессионального образования в Российской Федерации. Основные направления деятельности по их созданию // Новое качество высшего образования в современной России. М., 2000
- Анисимов Н.М. Инновационная культура преподавателя вуза- Инновации. 2001. N ½.
- Афанасьев В.В., Афанасьева И. В., Тыщенко О. Б. Основные компоненты компьютерных технологий обучения //НИИВО 23.04.98, № 86−98, деп. Муром, ин-т, фил. Владим. ГОС. Ун-та. Муром, 1998
- Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании. Концептуально-теоретические и методологические проблемы. Москва, 1999
- Баринова С.Н. Автоматизированные учебные курсы и их влияние ж качество процесса обучения /Материалы конференции «Информационные технологии в образовании», 1999. http://ito.bitpro.ru/
- Башмаков А.И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников у обучающих систем. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003
- Башмаков А.И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных и обучающго систем.//Вопросы Интернет-образования. 2003. № 10 http://center.fio.ru/vio/vio10/cdsite/Articles/artl32.htm
- Башмаков И.А., Рабинович И. Д. Анализ моделей семантических сетей каь математического аппарата представления знаний об учебном материале / Справочник. Инженерный журнал, № 8, 2002. М.: Машиностроение-2002
- Белобородов В.Н., Крюков B.C., Новикова .Ю., Татур А. О
- Критериальное шкалирование при оценке результатов тестирования. IX международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании». Сборник трудов участников конференции. Часть II М.: МИФИ, 1999
- Белов В.В., Воробьев Е. М., Шаталов В. Е. Теория графов. Москва, 1976
- Березин Н.В. Перспективы создания системы адаптивного тестирования как элемента централизованного тестирования / Научный вестник МГТУ ГА, серия «Информатика», 2001
- Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) М.: Изд-во Московского психологосоциального института, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1996
- Беспалько В.П. Теоретические основы стандартизации образования h Педагогическое обеспечение государственного стандарта образования. М. 1994
- Болч Б., Хуань Дж. К. Многомерные статистические методы для экономики. -М.: Статистика, 1979
- Брановский Ю.С. Университет в формировании информационногс пространства // Вестник Ставропольского университета. 2001. Вып. 27.
- Брусиловский П.Л. Интеллектуальные обучающие системы L «Информатика», сер. «Информационные технологии. Средства и системы». -1990. -Вып.2.
- Брусиловский П.Л. Построение и использование моделей обучаемого i интеллектуальных обучающих системах // Известия АН СССР. Техническая кибернетика. 1992. № 5
- Брусиловский П.Л. Построение и использование моделей обучаемого i интеллектуальных обучающих системах // Изв. РАН. Техн. Кибернетика.- 1992 № 5
- Брусиловский П.Л. Модели обучаемого в интеллектуальных обучающюситемах //Управляющие системы и машины. 1998
- Булгаков М.В., Якивчук Е. Е. Инструментальные системы для разработки обучающих программ В кн. «Компьютерные технологии в образовании» / Ред.кол.: А. Н. Тихонов, В. А. Садовничий и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994
- Бухаркина М.Ю. Мультимедийный учебник: что это? //ИЯШ, 2001. № 4
- Васильев В.Н., Малышев Н. Г., Тягунова Т. Н. Программно-педагогические тесты (система методологических правил): МГУ ГА, 1999
- Васильев В.Н., Стафеев С. К. Компьютерные информационные технологии основа образования XXI века //Современные образовательные технологии. Сб-СПб.: СПбГИТМО, 2001
- Васильев В.И., Демидов А. Н., Малышев Н. Г., Тягунова Т. Н. Методологические правила конструирования компьютерных педагогических тестов. М.:ВТУ, 2000
- Васин Б.И., Галаев Д. А., Лаптев B.C. Инструментальные программные средства для организации дистанционного обучения, учитывающие требования международных стандартов // Конференция RELARN-2001. Тезиск докладов. -http:Wwww.relarn.ru
- Вопросы разработки автоматизированных систем обучения. /Под ред В. М. Ветошкина М., ВВИА им. проф. Н. Е. Жидовского, 1999
- Воронин А.И., Шарапов А. В. Опыт построения педагогическю программных средств с помощью универсальной системы «Фея» //Новые информационные технологии в университетском образовании. Матер междунар. научн.-методич. конф. Новосибирск, 1996
- Вострокнутов И.Е. Методология оценки качества программных средст. учебного назначения. IX международная конференция-выставкг «Информационные технологии в образовании». Сборник трудов участника конференции. Часть II М.: МИФИ, 1999
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М., 1991
- Высоцкий И.Р. Компьютеризация в образовании// Информатика и образование. 2000. № 1
- Виштынецкий Е.И., Кривошеев А. О. Вопросы применения информационных технологий в сфере образования и обучения // Информационные технологии, № 2, 1998.
- Гаврилова Т.А., Хорошевский В. Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. СПб: Питер, 2000
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. М., 1996
- Гиркин И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий // Информационные технологии, 1998
- Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: ВШД977
- Головина Е. Ю. Чибизова И.В. О построении интеллектуальной обучающей системы. // Известия академии наук. Теории и системы управления. 1996. № 5
- Голицына И.Н. Вопросы эффективности внедрения компьютерных технологий в профессиональное образование // Educational Technology & Society.-2000.-3 (3)
- Горбунова Е.И., Самойлов В. А., Шевченко К. К. Методические рекомендации по созданию тестовых заданий итогового контроля знаний. -М.:МЭСИ, 2000
- Г. И.Горская, Р. Г. Чуракова Организация учебно-воспитательногс процесса в школе: Пособие для учителя. Ташкент.: Укитувчи, А 1990
- Григорьев С.Г., Гриншкун В. В., Макаров С. И. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения //Научное издание/ Самара изд-во Самарской государственной экономической академии, 2002
- Гутгарц Р.Д., Чебышева Б. П. Компьютерные технологии обучениз //Информатика и образование, 2000. № 5
- Давыдова Е.М. Адаптивная обучающая система. В сб. тезисов докладов всероссийской практической конференции «Электронные учебники и электронные библиотеки в открытом образовании» (29 ноября 2001 г., г. Москва). М., МЭСИ, 2001.
- Дайзард У. Наступление информационного века // Новая технократическая волна на Западе / Под ред. П.С.Манина- М.: Прогресс, 1986
- Демушкин А.С., Кириллов А. И., Сливина Н.А, Чубров Е. В., Кривошеев А. О., Фомин С. С. Комплексные обучающие программы // Информатика и образование. 1995. № 3
- Джалалуддин А.К. Применение компьютеров для целей непрерывного образования//Перспективы, 1991, № 2
- Джонассен Д.Х. Компьютеры как инструменты познания: изучение с помощью технологии, а не из технологии // Информатика и образование. 1996. -№ 4.
- Долгоруков А.М., Антонов В.Н. Научно-методическое обеспечение развития дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования, 2002
- Домрачев В.Г., Ретинская И. В. О классификации образовательных информационных технологий. // Информационные технологии, 1996, № 2
- Дулепова Н.В., Бельченко JI.A. Система непрерывного контроля знании студентов на основе индивидуального кумулятивного индекса (ИКИ) к модульной структуры курса / Тезисы докладов научно-практическор конференции.-Барнаул, 2000
- Елисеева О.Е. Инструментальные средства проектирование интеллектуальных обучающих систем // «Вышэйшая школа». 1998. -№ 1
- Елисеева О.Е., Гапонов П. А. Интеллектуальные обучающие системы и и> проектирование // Интеллектуальные системы: сб. науч. тр. / ин-т техн кибернетики НАН Беларуси, Мн- 1999
- Ерецкий М.И., Чекулаев М. А. Система контроля качества подготовь студентов, обеспечивающая требования государственных стандартов. М.1994
- Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М., 2001
- Захарова И.Г. «Информационные технологии в образовании», М., ACADEMA, 2003
- Зайцева Ж.Н., Солдаткин В. И. Информатизация образования: состояние, проблемы и перспективы. М.:ИЦПКПС, 1998
- Закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 8.07.2006г.
- Зимняя И.А. Элементарный курс педагогической психологии. М., 1992
- Известия от 17 мая 2000 г., № 88
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991
- Информационные технологии и телекоммуникации в образовании L Каталог и тезисы докладов //, Москва, ВВЦ, 6−9 апреля 2000 г.
- Информационные технологии в образовании /Сб.трудов конференции ИТО 2002, часть2, М., МИФИ, 2002
- Использование компьютерных технологий в учебном процессе / Под ред Ю. В. Шакина. М., ВА РВСН им. П.Великого, 2000
- Карлащук В.И. Обучающие программы. М.:"СОЛОН-Р", 2001
- Кирилова Г. Л. Информационные технологии и компьютерные системы . среднем профессиональном образовании //Педагогика средней профессионального образования. Глава IV. Казань: ИСПО РАО, 2001
- Китаев Н.Н. Групповые экспертные оценки. М., 1995
- Козеренко Е. Б. Концептуально-лингвистическое моделирование ! интеллектуальных системах на основе расширенных семантических сетей
- Дисс. канд. филол. наук: 05.13.17.- М-1995
- Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев: ПАН-ЛТД, 1994
- Костюк Г. С. О зависимости результатов тестирования от формы тестов. -М.: Московское технологическое объединение, 1998
- Коломиец Б.К. Категория качество образования //Квалиметрия человека и образования. Матер. VIII симпоз. М., 1999
- Копылов В.А. Еще раз о термине «информатизация» // НТИ, Сер.1. -1994, № 8
- Копылов В.А. Информационное законодательство и информационное общество // НТИ, Сер.1. 1997 — № 1
- Краснова Г. А., Беляев М. И., Соловов А. В. Технология создания электронных обучающих средств. М.:МГИУ, 2001
- Кречетников К.Г. Методология проектирования, оценки качества v применения средств информационных технологий обучения, М. «Мин-вс образования ГКЦ ИТ», 2000
- Кривицкий Б.Х. О систематизации компьютерных учебных средств / Кафедра педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе МГУ, 1999
- Кручинин В.В. Разработка компьютерных учебных программ. Томск ТГУ, 1998
- Крюков B.C., Татур А. О. Проблема адекватности тестовы: характеристик. IX международная конференция-выставка «Информационны! технологии в образовании». Сборник трудов участников конференции. Часть I -М.: МИФИ, 1999
- Макарова Н.В. «Информатика», -М., «Финансы и статистика», 1998
- Мартынов Д.В., Смольникова И. А. Искусственный интеллект и образование //Тезисы научно-мет. конференции «Информационные технологиив образовании», Москва, 1999 -http://ito.bitpro.ru/
- Матрос Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М, 2001
- Машбиц Е. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.:Педагогика, 1988
- Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. -М: Едиториал УРСС, 2004
- Монахов В.М. Теоретические вопросы проектирования новых информационных технологий обучения. //Проектирование новых инфоррмационных технологий обучения: Сб.научн.статей. М.:ВНМК «новые ИТО, 1991
- Монахов В.М. Что такое новая информационная технология обучения? II Математика в школе. 1990. — № 2. — с.47.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е. С. Полат, М., 2002
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Бухаркина М. Ю, Моисеева М. В., Петров А. Е. /Под ред. Е. С. Полат -М.:Изд-ий центр «Академия», 2001
- Норенков Ю.И. Исследование и разработка принципов построения адаптивных обучающих систем. / Автореферат. М.: 1993
- Осин А.В. Технология и критерии образовательных электронных изданий //XI конференция-выставка «Информационные технологии в образовании): Сб. трудов участ.конференции, часть VI М.: МИФИ, 2001
- Пасхин Е.Н., Митин А. И. Автоматизированная система обученш ЭКСТЕРН. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985
- Петрик Е.А., Тельнова Г. Ю. Методика проектирования современных учебных материалов. Тезисы доклада. Роль информационных технологий при обучении по программе МБ А. -М.: Госуд. центр МЭСИ, 2003
- Петрушин В.А. Интеллектуальные обучающие системы: архитектура и методы реализации (обзор) // Известия Академии наук. Техническая кибернетика. -1993. № 2
- Покалицына О.В. Дистанционное обучение: возможности и проблемы // Вестник МГОУ. Армавир, 2002. № 2
- Покалицына О.В. Информационные технологии в организации учебного процесса // Вестник МГОУ. Армавир, 2003. № 2
- Покалицына О.В. Компьютеризация учебного процесса // Вестник МГОУ. Армавир, 2001. № 3
- Покалицына О.В. Модели использования электронных учебных материалов (в среднем профессиональном образовании) // Вестник МГОУ, Кавказская, 2004. № 1(14)
- Покалицына О.В. Модель представления учебного материала и обучаемого в адаптивной автоматизированной обучающей системе // Вестник МГОУ. Кавказская, 2005. № 2.- С. 85−87.
- Покалицына О.В. Эконометрическое моделирование влияния факторов на качество учебного процесса в среднем профессиональном учебном заведении // «Образование Наука — Творчество». Армавир, 2005.№ 6. — С.72−77
- Покалицына О.В. Интеграция информационных и телекоммуникационных технологий в процесс интеллектуального воспитания школьников // Информатика и образование, М.: Изд-во «Образование и информатика (ИНФО)», 2006. № 10 С.113−115
- Покалицына О.В. Интеллектуальная обучающая система «Диалог>: //Компьютерные учебные программы и инновации. -М: ГОСКООРЦЕНТР РУИ, 2006. № 12, С.13−14
- Поспелов В.К. Энциклопедический словарь. Информатика длз начинающих. -М.: Педагогика-Пресс, 1994
- Постановление Правительства Российской Федерацш от 28 января 2002 года № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002−2010 годы)»
- Пятибратов А.П., Гудыно Л. П., Кириченко А. А. Вычислительны» машины, сети и телекоммуникационные системы: Учебно-практичесш пособие. М.: МЭСИ, 1999
- Радионов Б.У., Татур А. О. Стандарты и тесты в образовании. Москва МИФИ, 1995
- Растригин JI.A. Обучение как управление // Известия Академии наук Техническая кибернетика. 1993. № 2
- Ретинская И.В. Системы и методы поддержки принятия решений по оценке качества и выбору компьютерных средств учебного назначения (Обзор) //Информационные технологии, 1997, № 6.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа Пресс, 1994
- Роберт И.В., Самойленко П. И., Информационные технологии в науке и образовании. Учебно- методическое пособие. -М., 1998
- Российская наука: тенденции и перспективы /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2002. № 21 (177)
- Рош У. Л. Библия мультимедиа /Пер. с англ. (+ CD). М.: ДиаСофт, 1998
- Рублев Ю.В., Востров Г. Н. Математические основы логической структуры курса. //Вестник высшей школы, № 9, 1970.
- Рудинский И.Д., Соловей С. И. Алгоритмы прямого тестирования б автоматизированных системах педагогического контроля знаний //Ученые записки ИИО РАО, вып. 10, М., 2003
- Савельев А.Я., Новиков В. А., Лобанов Ю. И. Подготовка информацш для автоматизированных обучающих систем: Метод, пособие дле преподавателей и студентов / Под ред. А. Я. Савельева. М.: Высшая школа 1986
- Свиридов А.П. Основы статистической теории обучения и контроле знаний: Метод, пособие. М.: Высшая школа, 1981
- Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 томах. Тол 2 Серия: Энциклопедия образовательных технологий. Изд.: НИИ школьны? технологий, 2006 г.
- Семенов В.В. и др. Развитие компьютерных технологий в дистанционном обучении (в обзоре «Новые информационные технологии в образовании»), -Москва: НИИВО, 1999, вып. 3
- Симонович С. Информатика. Базовый курс. С.-Пб.: Питер, 2006
- Смольникова И.А. Информационные технологии в образовании М.: АПК и ПРО, 2003
- Соловов А.В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке //Высшее образование в России. 1995. № 2
- Соловов А.В. Об эффективности информационных технологий обучения //Высшее образование в России. 1997. № 3
- Соловов А.В., Меньшикова А. А., Пряничников Г. Ю. Педагогические инструментальные средства системы КАДИС. Самара: ЦНИТ СГАУ. http://cnit.ssau.ru/kadis/index.htm, 1998−2002
- Софронова Н.В. Технология применения программно-методических средств в школе // Педагогическая информатика 1999. № 2.
- Субетто А.И., Селезнева Н. А. Качество образования как синтезатор., //Качество образования: концепции и проблемы. Матер. III Междунар. Научн,-методич. конф. Новосибирск: Изд. НГУ, 2000
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. М. 1983
- Тезисы докладов уч.-мет. конференции «Современные информационные технологии в учебном процессе» Ростов: РГУ, 25−26 апреля 2000 г. • http://www.uic.rsu.ru/~nprohoro/DO/
- Терещенко Л.Я., Панов В. П., Майоркин С. Г. Управление обучение!* с помощью ЭВМ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981
- Тихонов A.M., Иванников А. Д. и др. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты.- М.: Вита-Пресс, 1998
- Трофимова О.Н. Автоматизация процесса составления учебных планов вузов Дисс. канд. тех. наук. М., 1999
- Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика, М.: 1999
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологической установки.-Тбилиси: Изд. АНГрССР, 1961
- Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 2001
- Управление качеством образования/ под ред. М. М. Поташника, — М.2000
- Фор А. Восприятие и распознавание образов /Пер. с фр. / Под ред.Г. П. Катыса.-М. Машиностроение, 1989
- А., Ускова М. Дистанционное образование: организационные, технологические и финансовые аспекты // Информационные технологии, № 1 1999.
- Худолий Н.Г. Интеграция начального, среднего и высшегс профессионального образования //Информатика и образование. 2000, № 9
- Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М. Педагогика, 1989
- Эконометрика / Под ред.И. И. Елисеевой, М.: Финансы и статистика 2004
- Шампанер Г., Шайдук А. Обучающие компьютерные системы //Высше! образование в России, 1998, № 3
- Юдин А.Б. Вычислительные методы теории принятия решений, М., 198!
- Bourelly L., Chouraqui Е., Ricard М. Formalization of an approximati reasoning: the analogical reasoning// Proc. of the IF AC Int. Symp. on Fuzz- Information. Knowledge Representation and Decisbn Analysis. Marsille. Julj 1983
- Bloom B.S. The sigma Problem: The Search for Methods of Group Instruction as Effective as One-to-One Tutoring // Education Researcher, № 13,1984
- Hebenstreit J. Computers in education The next step // Education and Computing, v. l, 1995
- Kristof R., Satran A. A Interactivity By Design package. Pearson Education. July. 1995
- Licklider J. Preliminary experiments in computer-aided teaching. // Programmed Learning and Computer Based Instruction». New York, Wiley, 1962
- Loeser, F., Gedachtnistraining, Urania-Verlag, Leipzig-Jena-Berlin, 1976
- Providing computing for distance learners: a strategy for home use. И Computers Education, 1992, vol.18, № 1
- Providing computing for distance learners: a strategy forp home use. /У Computers Education, 1992, vol.18, № 1170