Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическая технология преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста с нарушением зрения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования состоит в том, что: — выявлены особенности развития речи у детей раннего возраста с нарушением зрения и задержкой речевого развития: относительно равномерное отставание в сформированности импрессивной и экспрессивной речи, елабость подражательной деятельности, речевая пассивность, эхолалии, от-сроченность речевых реакций, речевой негативизм, нарушение номинативной… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретическое обоснование проблемы преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста с нарушением зрения
    • 1. 1. Познавательное развитие детей раннего возраста в норме и с нарушением зрения
    • 1. 2. Речевое развитие детей раннего возраста в норме и с нарушением зрения
    • 1. 3. Моторное развитие детей раннего возраста в норме и с нарушением зрения
    • 1. 4. Взаимосвязь чувственного восприятия и речи в развитии ребенка
    • 1. 5. Выводы по первой главе
  • Глава II. Экспериментальное изучение познавательного, речевого и моторного развития детей раннего возраста
    • 2. 1. Теоретические основы и организация экспериментального изучения детей раннего возраста
    • 2. 2. Методики изучения познавательного, речевого и моторного развития детей раннего возраста
    • 2. 3. Анализ результатов констатирующего эксперимента
  • Выводы по второй главе
  • Глава III. Педагогическая технология преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста с нарушением зрения
    • 3. 1. Теоретическое обоснование и принципы коррекционно-развивающей работы по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с нарушением зрения
    • 3. 2. Педагогическая технология преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста с нарушением зрения
    • 3. 3. Результаты экспериментального обучения и сравнительный анализ полученных данных
  • Выводы по третьей главе

Педагогическая технология преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста с нарушением зрения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. В настоящее время в стране в связи с уменьшением доли рождения здоровых детей, повышением показателей осложненных родов и отклонений в развитии, а также повышением процента рождения недоношенных детей с критически низкой массой тела (от 700 до 1 100 г) наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей с нарушением зрения (Е. С. Либман, О. В. Парамей, Е. В. Шахова и др.).

Зрительные нарушения осложняют и изменяют процесс познания детьми окружающего мира, задерживают овладение предметными действиями, отрицательно влияют на формирование у них представлений о предметах, что в свою очередь сказывается на познавательном, речевом и моторном развитии детей, имеющих зрительную патологию (JI.C. Волкова, А. Г. Литвак, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева, С.М. Хорош).

Исследователи, занимающиеся изучением речи детей с нарушением зрения, отмечают замедленность темпов речевого развития, наиболее отчетливо проявляющуюся в период от б месяцев до 3—4 лет, что объясняется причинами как биологического, так и социального характера (Л.С. Волкова, Н. С. Костючек, Н.А. Крылова).

Речевые нарушения в раннем возрасте обозначаются в современной логопедии как задержка речевого развития. При этом под задержкой речевого развития понимается отставание в темпах становления речевой функции, проявляющееся во всех структурных компонентах речи, носящее временный характер и относительно легко ликвидируемое в условиях коррекционной работы (Т.В. Волосовец, О. Е. Громова, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т.Б. Филичева).

Сочетание нарушения зрения и задержки речевого развития создает сложную структуру дефекта и значительно снижает возможности полноценного развития детей, имеющих зрительно-речевой дефект, без специально организованного обучения.

Специалисты, работающие с детьми, имеющими различные отклонения в развитии (Е.М. Мастюкова, О. Г. Приходько, Е. А. Стребелева, У.В. Ульенкова), указывают на необходимость и целесообразность раннего начала коррекционно-педагогической работы с детьми независимо от вида имеющегося у них дефекта. Это связано с пластичностью детского мозга, чувствительностью к стимуляции речевого и психического развития, способностью к компенсации нарушенных функций.

На социально-педагогическом уровне актуальность нашего исследования связана с увеличением количества детей, имеющих сложный зрительно-речевой дефект, и необходимостью их адаптации и социализации в современном обществе.

По мнению Н. Н. Малофеева, Ю. А. Разенковой, Н. Д. Шматко, раннее вмешательство позволит значительно снизить степень социальной недостаточности детей и достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня развития, образования и социальной интеграции.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования определяется недостаточной изученностью особенностей речевого, познавательного и моторного развития детей раннего возраста с нарушением зрения, а также отсутствием научно обоснованной педагогической технологии преодоления задержки речевого развития у данной категории детей.

Исследования в области познавательных процессов и речи детей с нарушением зрения относятся в основном к старшему дошкольному (Л.С. Волкова, JI.H. Лихо дедова, И. В. Новичкова, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева и др.) и школьному возрастам (А.И. Зотов, А. Г. Литвак, Г. В. Никулина, В. А. Феоктистова и др.), а особенности развития речи детей раннего возраста с нарушением зрения до сих пор остаются недостаточно изученными.

На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблемы преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста в условиях зрительной депривации и высоким потенциалом речи служить средством компенсации нарушенной зрительной функции, а также потребностью в практической организации дифференцированного обучения данной категории детей.

Существующие программы и педагогические технологии познавательного и речевого развития детей раннего возраста созданы в основном для работы с детьми, имеющими речевые, интеллектуальные и двигательные нарушения (Е.Ф. Архипова, О. Е. Громова, О. Г. Приходько, Е. А. Стребелева, Е. А. Шумилова и др.), однако отсутствуют программы и технологии для детей раннего возраста с нарушением зрения, что делает невозможным оказание им своевременной и качественной педагогической помощи в преодолении задержки речевого развития.

Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной изучению детей с нарушением зрения, позволил выявить следующие несоответствия между: необходимостью организации и оказания ранней педагогической помощи детям с нарушением зрения и задержкой речевого развития и преимущественной ориентацией педагогической работы на старший дошкольный и младший школьный возрастпрактической востребованностью педагогической работььпо преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с нарушением зрения и отсутствием теоретически обоснованной педагогической технологииотсутствием системы взаимодействия педагогов и родителей, имеющих детей раннего возраста со сложным зрительно-речевым дефектом, и необходимостью активного вовлечения родителей в коррекционный процесс.

Актуальность исследования и выявленные несоответствия позволили обозначить проблему исследования, которая заключается в изучении особенностей речевого, познавательного и моторного развития детей раннего возраста со сложным зрительно-речевым дефектом, а также в теоретическом обосновании и разработке педагогической технологии преодоления задержки речевого развития у данной категории детей.

Актуальность проблемы и выявленные несоответствия позволили определить тему исследования: «Педагогическая технология преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста с нарушением зрения».

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать, апробировать и проверить эффективность предлагаемой педагогической технологии преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста с нарушением зрения.

Объект исследования — речевое развитие детей раннего возраста с нарушением зрения.

Предмет исследования — процесс дифференцированной коррекцион-но-развивающей работы по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с нарушением зрения.

Гипотеза исследования. Предполагается, что педагогическая технология преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста с нарушением зрения будет эффективна, если в нее включить: рациональную организацию ранней комплексной помощи детям со сложным зрительно-речевым дефектомкоординированную работу всех педагогов, работающих с детьми третьего года жизни с нарушением зрения, и организацию эффективного взаимодействия с родителями, имеющими детей со сложным зрительно-речевым дефектомиспользование алгоритма формирования предметной отнесенности слова на полисенсорной основе.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования: проанализировать психолого-педагогическую литературу и определить степень разработанности проблемы познавательного, речевого и моторного развития детей раннего возраста с нарушением зрения- 2) провести психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста с нарушением зрения и задержкой речевого развития, детей с задержкой речевого развития и нормальным зрением, детей с нормальным зрением и речью для выявления особенностей речевого развития детей раннего возраста со сложным зрительно-речевым дефектом;

3) научно обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность педагогической технологии преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста с нарушением зрения. Ограничение: разработанная нами педагогическая технология преодоления задержки речевого развития ориентирована на детей со сложным зрительно-речевым дефектом в возрасте от 2 до 3 лет.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: положение о единстве законов нормального и аномального развития (Т.А. Власова, JI.C. Выготский, В.И. Лубовский), о взаимосвязи речи и других высших психических функций (Л.С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, А.Р. Лурия) — представления о закономерностях речевого онтогенеза (В.И. Бельтюков, А. Н. Гвоздев, Ю. А. Разенкова, Т.Н. Ушакова) — положение о деятельностном подходе в осуществлении коррекционной работы (П.Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) — принцип опоры на различные анализаторы (В.И. Бельтюков, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А.Р. Лурия) — концепция оказания ранней педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (Н.Н. Малофеев, Е. М. Мастюкова, Ю. А. Разенкова, Е.А. Стребелева) — принцип дифференцированного подхода к коррекционной работе (Т.А. Власова, Л.С. Выготский).

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической, медицинской и психолингвистической литературы по проблеме исследования, обработка результатов исследования с использованием методов математической статистикиэмпирические: изучение и анализ анамнестических сведений, медицинской документации, анкетирование, беседа с родителями и педагогами, структурированное наблюдение в процессе свободной и образовательной деятельности, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ полученных результатов.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (2005—2006) — поисково-теоретический. Предполагал осуществление анализа психолого-педагогической литературы, определение теоретических и методологических основ исследования, его предмета, объекта, задач, методов, формулировку гипотезы исследования.

Второй этап (2006—2009) — диагностическо-экспериментальный. Предусматривал разработку содержания методов диагностического обследования детей раннего возраста, организацию и проведение констатирующего эксперимента, обобщение и систематизацию полученных данныхтеоретическое обоснование, разработку, апробацию и проверку эффективности педагогической технологии преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста с нарушением зрения, ее усовершенствованиепроверку гипотезы.

Третий этап (2009—2010) — заключительно-обобщающий. Предполагал осмысление, анализ и систематизацию полученных результатов, формулирование выводов.

База исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ детский сад № 35 «Малышок» г. Шадринска Курганской области, МДОУ детский сад № 8 «Солнышко» г. Ханты-Мансийска Тюменской области. Исследованием на этапе констатирующего эксперимента было охвачено 79 детей в возрасте 2—3-х лет. Первую группу испытуемых составили 29 детей с нарушением зрения и задержкой речевого развития, их родители и 5 воспитателей, работающих с детьми раннего возраста с нарушением зренияво вторую группу вошли 25 детей с задержкой речевого развития и нормальным зрениемтретью группу составили 23 ребенка с нормальным зрением и речевым развитием.

Научная новизна исследования состоит в том, что: — выявлены особенности развития речи у детей раннего возраста с нарушением зрения и задержкой речевого развития: относительно равномерное отставание в сформированности импрессивной и экспрессивной речи, елабость подражательной деятельности, речевая пассивность, эхолалии, от-сроченность речевых реакций, речевой негативизм, нарушение номинативной и коммуникативной функций речиразработан и апробирован алгоритм формирования предметной отнесенности слова на полисенсорной основе у детей раннего возраста с нарушением зренияразработана педагогическая технология преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста с нарушением зрения, основанная на целенаправленном воздействии на познавательную, речевую и моторную сферы ребенка в сензитивном для них периоде, предполагающая скоординированную работу всех педагогов, работающих с детьми третьего года жизни с нарушением зрения, и активное вовлечение родителей в коррекци-онно-развивающий процесс.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные позволили: расширить представления об особенностях развития речи, познавательной и моторной сфер у детей раннего возраста с нарушением зрения и задержкой речевого развитияконкретизировать понятие «задержка речевого развития у детей с нарушением зрения" — уточнить представления о влиянии зрительной патологии на процесс становления речи, познавательной и моторной сфер детей раннего возраста с нарушением зрениянаучно обосновать и разработать педагогическую технологию преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста с нарушением зрения.

Практическая значимость исследования состоит: во внедрении педагогической технологии преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста с нарушением зрения в практическую деятельность специальных дошкольных образовательных учрежденийв разработке комплекса теоретических и практических форм взаимодействия с родителями, имеющими детей с нарушением зрения и задержкой речевого развития, и педагогами, работающими с детьми раннего возраста со сложным зрительно-речевым дефектомв возможности использования материалов специалистами в коррекцион-ной работе с детьми, имеющими нарушение зренияв системе подготовки и повышения квалификации дефектологов специальных дошкольных учрежденийв лекционных курсах по логопедии и тифлопедагогике на факультетах коррекционной педагогикипри разработке рекомендаций для педагогов и родителей, воспитывающих детей раннего возраста с нарушением зрения.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются: методологическим подходом, опирающимся на использование современных достижений в области специальной педагогики и психологииприменением теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных целям и задачам исследованиясочетанием количественного и качественного анализа экспериментальных данных, использованием методов математической статистикивоспроизводимостью результатов эксперименталичным участием автора на всех этапах исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования были представлены: на международных научно-практических конференциях: «Образование в период детства: традиции, реальность, инновации» (Шадринск, 2007), «Теоретические аспекты модернизации социальных, экономических, психолого-педагогических и информационных технологий» (Шадринск, 2008), «Система взаимодействия специалистов в образовательном пространстве как фактор психолого-педагогического обеспечения становления личности» (Шадринск, 2008), «Актуальные проблемы современной педагогики» (Новосибирск, 2010) — на всероссийской научно-практической конференции «Проблемы медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями: теория и практика» (Пермь, 2007) — на заседаниях кафедры психопатологии и логопедии ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» (Шадринск) — на заседаниях педагогических советов МДОУ детский сад № 35 «Малышок» (Шадринск), МДОУ детский сад № 8 «Солнышко» (Ханты-Мансийск).

Публикации. Основные результаты диссертационного исследования отражены в 10 публикациях общим объемом 4,1 п. л.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Особенности речевого развития детей раннего возраста со сложным зрительно-речевым дефектом, проявляющиеся в относительно равномерном отставании в сформированности импрессивной и экспрессивной речи, слабости подражательной деятельности, речевой пассивности, эхолалии, отсро-ченности речевых реакций, речевом негативизме, нарушении номинативной и коммуникативной функций речи.

2. Педагогическая технология преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста с нарушением зрения, основанная на целенаправленном воздействии на познавательную, речевую и моторную сферы ребенка в сензитивном для них периоде, предполагающая скоординированную работу всех педагогов, работающих с детьми третьего года жизни с нарушением зрения, и активное вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс.

3. Алгоритм формирования предметной отнесенности слова на полисенсорной основе у детей раннего возраста с нарушением зрения и задержкой речевого развития, позволяющий обучить детей последовательному обследованию предмета с использованием каналов различных модальностей, благодаря чему сформировать у них целостное восприятие предмета, расширить представления о предмете и закрепить связь между предметом и словом.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, общих выводов, заключения, библиографического списка, включающего 228 источников, и 14 приложений. Текст диссертации содержит 23 таблицы, иллюстрирован 3 рисунками, 15 гистограммами.

Выводы по третьей главе.

Анализ полученных данных выявил наличие положительной динамики в сформированности базовых факторов и состоянии импрессивной и экспрессивной речи у детей экспериментальной группы, что проявлялось в превышении показателей детей контрольной группы, значительном повышении уровня развития по всем пяти показателям в сравнении с результатами констатирующего эксперимента, а также значительных качественных изменениях в психомоторном и речевом развитии детей.

Наиболее высокие показатели как в экспериментальной, так и контрольной группе были получены по параметрам: психологическая база речи и импрессивная речь, что свидетельствует об интеллектуальной сохранности детей обеих групп, а уровневые различия на этапе констатирующего и контрольного эксперимента по этим же параметрам доказывают наличие негативного влияния нарушения зрения на становление и развитие познавательной сферы детей и подтверждают данные о сензитивности раннего возраста для полноценного становления этих функций.

Расчеты с использованием Xкритерия Пирсона, указывают на наличие положительных и достоверных, с точки зрения математической статистики, изменений, что подтверждает нашу гипотезу и свидетельствует об эффективности предлагаемой нами педагогической технологии преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста с нарушением зрения.

Заключение

.

1. Конкретизировано понятие «задержка речевого развития у детей раннего возраста с нарушением зрения», под которым понимается отставание в темпах становления всех структурных компонентов речевой функции, носящее временный характер, протекающее в условиях зрительной деприва-ции и недоразвития или относительно нормального развития базовых факторов речи.

2. Выявлены особенности речевого развития детей со сложным зрительно-речевым дефектом: относительно равномерное отставание в сформированности импрессивной и экспрессивной речи, слабость подражательной деятельности, речевая пассивность, эхолалии, отсроченность речевых реакций, речевой негативизм, нарушение номинативной и коммуникативной функций речи.

3. Установлена корреляция между недостаточной сформированностью зрительного восприятия и уровнем развития психологической базы речи, а также уровнем развития моторной базы речи, импрессивной и экспрессивной сторон речи.

4. Разработан алгоритм формирования предметной отнесенности слова наполисенсорной основе у детей раннего возраста с нарушением зрения и задержкой речевого развития, позволяющий обучить детей последовательному обследованию предмета с использованием каналов различных модальностей, благодаря чему сформировать у них целостное восприятие предмета, расширить представления о предмете и закрепить связь между предметом и словом.

5. Разработана и апробирована педагогическая технология преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста с нарушением зрения, основанная на целенаправленном воздействии на познавательную, речевую и моторную сферы ребенка в сензитивном для них периоде, предполагающая скоординированную работу всех педагогов, работающих с детьми третьего года жизни с нарушением зрения, осуществление полисенсорного характера обучения, создание полисенсорного предметно-развивающего пространства группы, активное включение родителей в коррекционный процесс, организацию специального комплекса логопедических занятий и полисенсорно-насыщенного режима дня.

6. Экспериментально проверена и подтверждена на количественном, качественном и статистическом уровнях эффективность предлагаемой нами педагогической технологии преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста с нарушением зрения, позволяющая достичь оптимально возможного для данной категории детей уровня речевого и психомоторного развития, что является важной задачей адаптации и дальнейшей социализации их в условиях современного общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.М. Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет Текст. / Н. М. Аксарина, М. Ю. Кистяковская, Н. Р. Ладыгина, Н. Р. Эйгес. -М., 1969.
  2. , Л.И. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет Текст. /Л.И. Аксенова, А. А. Лисеев, Н. Ш. Тюрина, Е. В. Шкадаревич // Дефектология. 2002. -№ 5.-С. 3−27.
  3. , Л.И. Специальная педагогика Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.- Под ред. Н. М. Назаровой. — 3-е изд., испр. М.: Академия, 2004. — 400 с.
  4. , О.Л. Теоретические основы учебной тифлотехники Текст. / О. Л. Алексеев. НИИ дефектологии РАО — Екатеринбург, 1992. — 284с.
  5. , Б.Г. Психология и проблемы человекознания Текст. / Б.Г. Ананьев- Под ред. А. А. Бодалева. М.: ИПП, Воронеж: НПО МО-ДЕК, 1996.-384с.
  6. , Е.А. Дошкольный возраст Текст. / Е. А. Аркин. М., 1949. — 146с.
  7. , Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста Текст.: учебное пособие / Е. Ф. Архипова. М.: ACT: Астрель, 2006. -222с, [2] с.
  8. , Л. О. Невропатология Текст.: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений / Л. О. Бадалян. 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2003. — 368 с.
  9. , Дж. Принципы психологии развития Текст. / Дж. Баттер-ворт, М. Харрис: [пер. с англ.] М.: Когито-Центр, 2000. — 350с.
  10. , Т. Психическое развитие младенца Текст.: [пер. с англ.] / Т. Бауэр- под общ. ред. А. В. Запорожца, Б.М. Величковского- 2-е изд., М: Прогресс, 1985.-320с.
  11. , О.А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Текст. / О. А. Безрукова, О.Н. Каленкова- худож. Н. Н. Бутусова [и др.]. М.: Каисса, 2008. — 86с.
  12. , А.С. Возрастная педагогика Текст. / А. С. Белкин. Екатеринбург: Асбестовская типография, 1999. — 269с.
  13. , В.И. Пути исследования механизма развития речи Текст. / В. И. Бельтюков // Дефектология. 1984. — № 3,4. — С. 15−23, 32−37.
  14. , Л.И. Логопедия. Заикание Текст.: учебник для студ. высш. пед. учеб. завед. / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. М.: Академия, 2003. — 208с.
  15. , Н.А. Некоторые назревающие проблемы регуляции двигательных актов Текст. / Н. А. Бернштейн // Вопросы психологии. 1957. — № 6.-С. 23−33.
  16. , В.П. Образование и обучение с участием компьютера (педагогика третьего тысячелетия) Текст. / В. П. Беспалько. — М.: МПСИ, Воронеж: Модек, 2002. 352с.
  17. , П.П. Память и мышление Текст. /П.П. Блонский. — СПб.: Питер, 2001.-288с.
  18. , А.Н. О понимании слов маленькими детьми Текст. / А. Н. Богатырева // Дошкольное воспитание. -1968. № 12. — С. 25−34.
  19. , М.Г. Диагностика развития ребенка (0−3 года) Текст. Практическое руководство по тестированию / М. Г. Борисенко, Н.А. Лукина- Худож. Е. П. Кузнецова, И. И. Буракова, А. П. Голованова и др. СПб.: Паритет, 2006. — 80с.: ил.
  20. , М.Г. Начинаем говорить (Развитие речи) Текст. / М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. СПб.: Паритет, 2005. — 160с.
  21. , Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Текст. / Учеб. Пособие для студентов пед-вудов / Н. Ю. Борякова. М.: ACT: Астрель, 2008. — 222, [2] с.
  22. , P.M. Развитие смысловой стороны речи у глухих и слабослышащих детей (при раннем возникновении слухового дефекта) Текст. / P.M.
  23. Боскис //Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися / НИИ дефектологии АПН СССР. М., 1981. — С. 7−22.
  24. , М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье Текст. / М. Брамбринг- Пер. с нем. В.Т. Алтухова- Научн. ред. русск. текста Н. М. Назарова. -М.: Академия, 2003. 144с.
  25. , Дж. Онтогенез речевых актов Текст. /Дж. Брунер // Психолингвистика. М. — 1984. — С.34−39.
  26. , К. Теория языка Текст. / К. Бюлер. М., 1993. — 224с.
  27. Бюрклен, А Психология слепых. М.: Учпедгиз, 1934. — 261с.
  28. , JI.A. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до шести лет: Текст. Книга для воспитателей детского сада / JI.A. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер- Под ред. JI.A. Венгера. М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.
  29. , Т.Г. Основы нейропсихологии Текст.: учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. М.: ACT: Транзиткнига, 2006. — 384с.
  30. , A.M. Основные направления работы с родителями детей раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения Текст. /A.M. Витковская // Дефектология. 2003. — № 4. — С. 40−43.
  31. , Т.А. Основные направления и задачи дальнейшего развития научных исследований в дефектологии Текст. / Т. А. Власова // Дефектология. 1975. — № 5. — с. 43−49.
  32. , JI.C. Результаты экспериментального изучения нарушений устной речи у детей с глубокими дефектами зрения Текст. /Л.С. Волкова// Дефектология. 1982. № 3. С. 14−21.
  33. , Т.В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям в России Текст. / Т. В. Волосовец // Дефектология. -2003.-№ 4.-С. 5−6.
  34. , Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности Текст. / Л. С. Выготский // Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. М. 1924. С. 21−32.
  35. , Л.С. Мышление и речь: Сборник Текст. / Л. С. Выготский. -М.: Хранитель, 2008, 668с, [4] с.
  36. , Л.С. Основы дефектологии Текст. / Л. С. Выготский. — СПб.: Лань, 2003. -656с.
  37. , Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. 1972. — № 2. С.34−41.
  38. , Л.С. Развитие высших психических функций (из неопубликованных трудов) Текст. / Л.С. Выготский- под ред. А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Б. М. Теплова. М.: АПН., 1960. — 499с.
  39. , П.Я. Введение в психологию Текст.: Учеб пособие для вузов / П. Я. Гальперин. 3-е изд. — М.: Университет, 2000. — 336с.
  40. , А.Н. Вопросы изучения детской речи Текст. / А. Н. Гвоздев -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. 472с.
  41. , В.В. Развитие речи в детском саду Текст. Программа и методические рекомендации / В. В. Гербова. М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 56 с.
  42. , Т.Н. Педагогическая технология преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии Текст.: дис. канд. пед. наук / Т.Н. Гирилюк-
  43. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: б. и., 2005. — 263с.
  44. Дж., Статистические методы в педагогике и психологии Текст. / Д. Гласс, Д. Стенли. М.: Прогресс, 1976. — 494с.
  45. , В.П. Основы психолингвистики Текст.: учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. М.: ACT: Астрель, 2005. — 351, 1.
  46. , Т.П. О некоторых особенностях узнавания объектов слабовидящими школьниками // Специальная школа. — 1958. Вып. 4. — С. 6.
  47. , Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. Г. Голубева, М. В. Лещенко, К.Л. Печора- под ред. В. А. Доскина, С. А. Козловой. М.: Академия, 2002. -192с.
  48. , Т.Н. Психофизиология Текст.: учеб. пособие / Т. Н. Гречен-ко- М.: Гардарики, 1999. — 358с.: ил.
  49. , О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит: Книга для тех, кому это интересно Текст. / О. Е. Грибова. М.: Айрис-пресс, 2004. — 48с.
  50. , Г. Г. Педагогика раннего возраста Текст.: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Г.Г. Григорьева, Г. В. Груба, Е. В. Зворыгина и др.- под ред. Г. Г. Григорьевой Н.П. Кочетовой Д. В. Сергеевой. М.: Академия, 1998. — 336с.
  51. , Л.А. Лечебно-восстановительная работа в условиях специализированного детского сада по лечению амблиопии и косоглазия Текст. / Л. А. Григорян // Вопросы изучения, обучения и воспитания аномальных детей. -М., 1974. С. 41−43.
  52. , О.Е. Задержка речевого развития или «особый» путь развития речи Текст. / О. Е. Громова // Логопед. 2007. — № 3. — С. 26−32.
  53. , О.Е. Методика формирования начального детского лексикона Текст. / О. Е. Громова. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 176с.
  54. , О.Е. Речевое поведение детей раннего возраста Текст. / О. Е. Громова // Логопед. 2008. — № 7. — С. 42−60.
  55. , Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития Текст. / Т. А. Датешидзе. СПб.: Речь, 2004. — 128с.
  56. , В.З. Взаимосвязь дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения Текст. / В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. — № 3. — С. 20−29.
  57. Детская логопсихология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология» Текст. / [О.А. Денисова, В. Н. Поникарова, Т.В. Захарова]: Под редакцией В. И. Селиверстова. -М.: ВЛАДОС, 2008 175с.
  58. , Дж. X. Избранные работы по афазии / Дж. X. Джексон /Перс. С англ. и предисл. Е. Н. Винарской. СПб.: Нива, 1996.
  59. Джонсон-Мартин, Н. М. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями / Н.М. Джонсон-Мартин, К. Г. Дженс, С. М. Аттермиер, Б.Дж. Хаккер /Под ред. Н. Ю. Барановой. -СПб.: КАРО, 2005.-336с.
  60. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Текст. (Пособие для воспитателя детского сада) / Под ред. Л. А. Венгера. -М.: Просвещение, 1973. 110 с.: ил.
  61. Дошкольное образование. Словарь терминов. Текст. / [Сост. Виноградова Н. А. и др.] М.: Айрис-пресс, 2005. — 400с.
  62. , М.Б. О лексическом развитии ребенка раннего возраста Текст. / М. Б. Елисеева // Логопед в детском саду. 2006. — № 1 (10). — С. 4−14.
  63. , В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. М.: ВЛАДОС, 2000. — 240с.
  64. , Н.И. Интеллект, язык и речь Текст. / Н. И. Жинкин // Нарушения речи у школьников. М., 1972.
  65. , Н.И. Механизмы речи Текст. / Н. И. Жинкин. М.: АПН РСФСР, 1958.-370с.
  66. , В.П. Реабилитация детей страдающих содружественным косоглазием и амблиопией Текст. / В. П. Жохов, Е. А. Карманова, Л.И. Плак-сина. -М., ВОС, 1989. 57с.
  67. , Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников Текст.: Кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург: ЛИ-ТУР, 2003. -320с.
  68. , О.В. Развивайся, малыш! Текст.: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста / О. В. Закревская. — М.: ГНОМ и Д, 2008. 88с.
  69. , А.А. Проблемы организации внутреннего лексикона человека Текст. /А.А. Залевская. Калинин, 1977. — 129с.
  70. , А.В. Психология действия: Избранные психологические труды Текст. / А. В. Запорожец М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2000. — 736с.
  71. , Е.В. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста Текст.: пособие для воспитателя дет. сада / Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И. М. Кононова и др.- под ред. С. Л. Новоселовой. 4-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1985. — 144с.
  72. , М.И. Особенности зрительного восприятия при глубоком нарушении зрения у детей / М. И. Земцова // Специальная школа. 1967. -№ 1. — С. 24−31.
  73. , В.П. Развитие зрения в контексте перспектив общего духовного развития человека Текст. / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. 1984 — № 6. — С. 24−31.
  74. , А.И. Сравнительное изучение соотношения типов и видов памяти у слепых, слабовидящих и нормально видящих школьников Текст. /А.И. Зотов, Л. А. Зотов // Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников. Л., 1981. — С. 5−6.
  75. , С.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии Текст.: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. / С. А. Игнатьева, Ю. А. Блинков. М.: ВЛАДОС, 2004 — 304с.
  76. , Е.И. Дословесный период развития речи у детей Текст. / Е. И. Исенина. -Саратов, 1986.- 162с.
  77. , Е.И. Психологические закономерности речевого онтогенеза Текст. / Е. И. Исенина. Иваново: МВГУ, 1983. — 72с.
  78. , М.В. Воспитание детей церебральным параличом в семье Текст. / М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова, Р. Д. Бабенкова. М., 1985.
  79. , Е.К. О развитии речи детей первых двух лет жизни Текст. / Е. К. Каверина. М.: Медгиз, 1950. — 122с.
  80. , Н.Г. Методы восстановления номинативной функции речи при акустико-мнестической афазии Текст. / Н. Г. Калита // Проблемы афазии и восстановительного обучения (Под ред. Л.С. Цветковой) / МГУ. -1975.-С. 176−183.
  81. , В.А. Когда ребенок плохо говорит Текст.: Советы психолога / В. А. Калягин СПб.: КАРО, 2004. — 192с.
  82. , В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи Текст.: пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. -СПб.: КАРО, 2004.-432с.
  83. , А.И. Задачи и методы повышения зрительной эффективности и развитие восприятия у детей с остаточным зрением Текст. /А.И. Каплан // Дефектология. 1981. — № 4. — С. 34−38.
  84. , Е.Б. Формирование представлений о предметах окружающего мира у детей с недостатками зрения младшего дошкольного возраста Текст.: автореф.. канд. пед. наук / Е. Б. Карпушина. Москва, 2001.- 16с.
  85. , М.В. Развитие педагогической технологии и проблемы теории обучения Текст. / М. В. Кларин // Советская педагогика. 1984. — № 4. — С. 117−122.
  86. , Б.И. Тифлопедагогика Текст. / Б. И. Коваленко, Н. Б. Коваленко. -М.: 1975.
  87. , JI.M. Говорю красиво и правильно: Развитие речи у детей от рождения до 5 лет Текст. / JI.M. Козырева Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 224с.
  88. , М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг Текст. / М. М. Кольцова, М. С. Рузина. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 224с. + цв. вкл.
  89. , JI.B. Коррекция восприятия ребенка со сложным дефектом развития в процессе занятий по конструированию, лепке, рисованию Текст. / J1.B. Кораблева // Логопед в детском саду. 2006. — № 1. — С. 54−60.
  90. , К.Н. Очерк психологии ребенка дошкольного возраста Текст. / К. Н. Корнилов. -М., 1917.
  91. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи Текст. / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М.: Се-качевЮ.В., 2001.- 157с.
  92. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: Методическое пособие / Под. ред. Е. А. Стребелевой. 2-е изд. -М.: Экзамен, 2004. — 128с.
  93. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста Текст. / А. Е. Иванова, О. Ю. Кравец, И. А. Рыбкина и др.- Под ред. Н. В. Серебряковой. СПб.: КАРО, 2005. — 112с.: ил.
  94. , А.В. Педагогическая технология формирования экспрессивной речи у детей с врожденной гидроцефалией в преддошкольном возрасте Текст.: автореф.. канд. пед. наук / А. В. Костюк. Екатеринбург: [б.и.], 2008.-23с.
  95. , Н.С. Развитие речи слепого ребенка в условиях семьи Текст. / Н. С. Костючек // Воспитание ребенка с нарушениями зрения в семье // НИИ дефектологии АПН СССР. М., 1979. — С. 12−26.
  96. , Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста Текст.: игры, упражнения, тесты / Н. В. Краснощекова. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. 319 е.: ил.
  97. Краткий психологический словарь Текст. / Сост. JI.A. Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431с.
  98. , Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности Текст. / Е. С. Кубрякова М., 1986. — 112с.
  99. , Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых Текст. / Ю. А. Кулагин. М.: Педагогика, 1969. — 116с.
  100. , Л.М. Разработка и реализация проектов развития образовательных учреждений Текст. / Л. М. Кустов и др. Челябинск, 1998. — 365с.
  101. , Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников Текст. / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. Ростов н/Д: Феникс, СПб: Союз, 2004. — 224с.
  102. , Е.А. Особенности логопедической работы с дошкольниками с амблиопией и косоглазием Текст. / Е. А. Лапп // Логопед. 2005. -№ 4.-С. 9−11.
  103. , Е.А. Развитие связной речи у детей пяти-семи лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты Текст. / Е. А. Лапп. М.: ТЦ Сфера, 2006.-256с.
  104. , В.А. Основы дефектологии Текст. / В. А. Лапшин, Б. В. Пузанов: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1991. — 143с.
  105. , А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Текст. Коррекционно-развивающая программа. / А. Н. Лебедева М.: Школьная Пресса, 2004. — 32с.
  106. , В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. М., 1997. — 345с.
  107. , Р.Е. Нарушения речи и письма у детей Текст.: Избранные труды / Р.Е. Левина- Ред. Сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. М. Аркти, 2005.-224с.
  108. , А.А. Основы психолингвистики Текст. / А. А. Леонтьев. — Изд 3-е. М. / СПб, 2003. — 536с.
  109. , А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии Текст.: Избранные психологические труды / А. А. Леонтьев. М.: НПО МОДЕК, 2003. — 536с.
  110. , А.Н. Восприятие и деятельность Текст. / Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Изд. Московского универ-та, 1976. — 320с.
  111. , Л.М. «Сенсология» новая наука о развитии дополнительных возможностей получения человеком информации: путь к бесконечному развитию или путь в никуда? Текст. / Л. М. Либерман // Дефектология.-2001. — № 5.-С. 12−20.
  112. , М.И. О механизмах смены ведущей деятельности в первые семь лет жизни Текст. / М. И. Лисина // Вопросы психологии. 1978. -№ 5. С. 73−78.
  113. , А.Г. Психология слепых и слабовидящих Текст.: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Г. Литвак- СПб.: КАРО, 2006.-336с.
  114. , Л.Н. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с амблиопией и страбизмом в дошкольном возрасте Текст.: дис.канд. пед. наук / Л.Н. Лиходедова- Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.], 1998. -201с.
  115. , В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста Текст.: пособие для воспитателя детского сада / В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И Попова и др.- под ред. Ф. А. Сохина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1984. 223с.
  116. , Б.В. Категория общения и деятельности в психологии Текст. / Б. Ф. Ломов // Вопросы психологии. — 1979. — № 8. С. 9−17.
  117. , Д.В. Введение в методологические основы психологии Текст. Учеб. пособие / Д. В. Лубовский. М.: МПСИ, Воронеж: НПО МОДЕК, 2005.-224с.
  118. , А.Р. Мозг человечества и психические процессы Текст. / А. Р. Лурия. -М.: Академия педагогических наук, 1963. -477с.
  119. , А.Р. Основы нейропсихологии Текст.: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. / А.Р. Лурия- автор предисловия Е.Д. Хом-ская. М.: Академия, 2003. — 384с.
  120. , Н.Б. Особенности обучения слабовидящих школьников Текст. / Н. Б. Лурье. М.: Просвещение, 1968. — 39с.
  121. , А.А. Очерки психического развития ребенка Текст. /А.А. Люблинская. М., 1959. — 123с.
  122. , А.А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей Текст. // Психология дошкольника. Хрестоматия /А.А. Люблинская- Сост. Г. А. Урунтаева. М.: Академия, 1997. — 384с.
  123. , Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста Текст.: метод, пособие / Г. М. Лямина. М.: Айрис-пресс, 2005. — 96с.
  124. , С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы кор-рекционной педагогики. Учебник для вузов Текст. / С.С. Ляпидевский- Под ред. В. И. Селиверстова. М., 2000. — 354с.
  125. , Н.Н. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в Российской Федерации Текст. / Н. Н. Малофеев, Ю.А. Разен-кова, Н. А. Урядницкая // Дефектология. 2007. — № 6. — С. 60−68.
  126. Мастюкова, Е. М Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. / Е. М. Мастюкова, А.Г. Московкина- под ред. В. И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2003, 408с.
  127. , Н.Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2−3 лет Текст.: пособие для психологов, воспитателей и родителей / Н. Н. Матвеева. М.: АРКТИ, 2005. — 96с.
  128. , Н.Н. Психологические условия изучения и коррекции задержки речевого развития в раннем возрасте Текст.: дис. канд.психол. наук/Н.Н. Матвеева- -Н. Новгород: б. и., 2004. -242с.
  129. , М.И. Современный урок Текст. / М. И. Махмутов. М., 1984.- 165с.
  130. , Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии Текст.: Сборник игр и игровых упражнений / Л. А. Метиева, Э.Я. Уда-лова М.: Книголюб, 2007. — 120с.
  131. , Ю.В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ Текст. / Ю. В. Микляева, В. Н. Сидоренко. М.: Айрис-пресс, 2005. — 80с.
  132. , М. Помоги мне сделать это самому Текст. / Сост., вступ. Статья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов, научный редактор С. В. Лыков М.: Карапуз, 2006. — 272с., ил.
  133. , И.С. Некоторые вопросы теории специального обучения Текст. / И. С. Моргулис // Дефектология. 1989. — № 5.
  134. , Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей Текст. /Н.Г. Морозова. М.: Просвещение, 1969. — 280с.
  135. , В.И. Психология отношений Текст. / В.И. Мясищев- Под ред. А. А. Бодалева / Вступит, ст. А. А. Бодалева. М.: МПСИ, Воронеж: НПО МОДЕК, 2003. — 400с.
  136. , JT.B. Развитие осязания и мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения в процессе коррекционного обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук/ J1.B. Мясникова- -М.: [б. и.], 2005.- 185с.
  137. Нет «необучаемых детей»: Книга о раннем вмешательстве Текст. / под ред. Е. В. Кожевниковой и Е. В. Клочковой. СПб.: КАРО, 2007. — 352с.
  138. , Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: Текст. Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. М.: Мастерство, 2002.-288с.
  139. , Г. В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения: Теоретико-экспериментальное исследование Текст. / Г. В. Никулина. СПб.: КАРО, 2006. — 400с.
  140. , JI.A. Нейрофизиологические механизмы зрительной и слуховой депривации Текст. / JI.A. Новикова //Физиология человека. -1986. -Т 22. -№ 1.
  141. , И.В. Логопедическая работа со старшими дошкольниками, имеющими нарушения зрения Текст. / И. В. Новичкова // Дефектология. 1994. — № 4. — С. 71 -76.
  142. Основы логопедической работы с детьми: Учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ /Под общ. ред. Г. В. Чиркиной. 2-е изд., испр.- М.: АРКТИ, 2003. 240с.
  143. , И.П. Мозг и психика Текст. / И.П. Павлов- под ред. М.Г. Яро-шевского. М.: ИПП, Воронеж: НПО МОДЕК, 1996. — 320с.
  144. , JI.H. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие Текст. / JI.H. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина. М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 152с.
  145. , JI.H. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие Текст. / JI.H. Павлова М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 168с.
  146. , В.Г. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет Текст. / В. А. Петрова. Изд. 3-е, доп. -М.: Просвещение, 1970. 136с., ил.
  147. , K.JI. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях Текст.: кн. для воспитателя дет. сада / K.JI. Печора, Г. В. Пантюхина, Л.Г. Голу-бева. М.: Просвещение, 1986. — 144с.
  148. , Ж. Избранные психологические труды Текст. / Ж. Пиаже. М.: Просвещение, 1969. — 569с.
  149. , Э.Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет Текст. / Э.Г. Пилюгина-М: Мозаика-Синтез- М: 2005. 120с.
  150. , Л.И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду Текст. / под ред. Л. И. Плаксиной. М.: Экзамен, 2003. — 256с.
  151. , Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения Текст. / Л. И. Плаксина. — М.: ГОРОД, 1998.-262с.
  152. , М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону" Феникс, 2002. — 448с.
  153. , Е.Н. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения Текст. / Е. Н. Подколзина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. — № 3. — С. 36−39.
  154. Понятийно-терминологический словарь логопеда. Текст. / Под ред. В. И. Селеверстова / М.: ВЛАДОС, 1997. — 400с.
  155. , А.А. Из записок по русской грамматике Текст. /А.А. Потебня. -Харьков, 1905.- 189с.
  156. , О.В. Логопедия Текст.: Учеб. пособие для деф. фак. пед. вузов / О. В. Правдина. М.: 1969. — 3 Юс., ил.
  157. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. Ред. Т. В. Волосовец. М.: Секачев, 2007.-224с.
  158. , О.Г. Принципы организации логопедической работы с детьми раннего возраста неврологическими нарушениями Текст. / О. Г. Приходько // Развитие и коррекция. 1998. — № 3. — С. 65−76.
  159. , О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни Текст.: Методическое пособие / О. Г. Приходько. — СПб.: КАРО, 2006.- 112с.
  160. , О.Г. Система ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом Текст.: автореф.. докт. пед. наук / О. Г. Приходько. М., 2008. — 47с.
  161. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа Текст. / авт. сост. В. И. Мустафаева [и др.]. Волгоград: Учитель, 2010.-87с.
  162. Развитие речи детей дошкольного возраста: Текст. Пособие для воспитателя детского сада / В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова и др.- Под ред. Ф. А. Сохина. 3-е изд., испр. и доп.: — М.: Просвещение, 1984.-223 е., ил.
  163. , З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи: учеб. пособие / З. А. Репина. — Екатеринбург.: Урал. гос. пед ун-т., 1995.-121с.
  164. Розенгард-Пупко, Г. Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте Текст. / Г. Л. Розенгард-Пупко. М.: АПН СССР, 1948. — 200с.
  165. Розенгард-Пупко, Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста Текст. / Г. Л. Розенгард-Пупко. М.: АРМ РСФСР, 1963. — 96с.
  166. , Ю.А. Выявление проблем в развитии детей раннего возраста Текст. / Ю. А. Розенкова, Ю. Ю. Коваленко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. — № 2. — С. 54−60.
  167. , Ф.С. Особенности осязательного восприятия ребенка-дошкольника Текст. / Ф. С. Розенфельд. М.: АПН РСФСР, 1948. -Вып. 17.-С. 45−52.
  168. , В.Ф. Психологические основы обработки первичной информации.-Л., 1974.-232с.
  169. , С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб. ком, 1998. — 688с.
  170. , Л.А. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением Текст. / Л. А. Рудакова. М., 1995. — 116с.
  171. , А.Ф. Проблема мышления в тифлопсихологии Текст. / А. Ф. Самойлов // Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников. Сб. Л., 1981.
  172. , Т.П. Формирование интереса к учению у слабовидящих школьников Текст. / Т. П. Свиридюк. — Киев, 1985. — 137с.
  173. , Л.С. Организация двигательного режима детей дошкольного возраста с нарушением зрения Текст. / Л. С. Сековец. 1987 — № 6. — С. 62−64.
  174. , Н.Я. Развитие речи ребенка раннего возраста Текст. / Н. Я. Семаго // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003. — № 1. — С. 52−59.
  175. Сенсорное воспитание в детском саду Текст.: Пособие для воспитателей / Под ред. Н. Н. Поддъякова, В. Н. Аванесовой. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1981. — 192с, ил.
  176. , И.М. Психология поведения. / И.М. Сеченов- под ред. М. Г. Ярошевского Текст. / Вступ. ст. М. Г. Ярошевского. М., Воронеж: НПО МОДЕК, 1995. — 320с.
  177. , О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир Текст. / О. И. Скороходова. М.: Педагогика, 1972. — 448с.
  178. , Е. О. Первые шаги Текст. Программа воспитания и развития детей раннего возраста / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-М.: Мозаика-Синтез, 2007. 160с.
  179. , Л.И. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям Текст.: Практич. пособие /Л.И. Солнцева, С. М. Хорош. 2е изд. -М.: Экзамен, 2004. — 128с.
  180. , Л.И. Значение дошкольного воспитания в коррекции недостатков психического развития детей с нарушением зрения Текст. / Л. И. Солнцева // Дефектология. 1983. — № 4. С. 54−59.
  181. , Л.И. Теоретические и практические проблемы современной тифлопсихологии и тифлопедагогики Текст. / Л. И. Солнцева // Специальная психология. 2006. — № 2. — С. 4−25.
  182. Специальная педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.- под ред. Н. М. Назаровой. 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2004. — 400с.
  183. , Н.А. Развитие речи ребенка Текст.: Практические советы педагога / Н. А. Стародубова. М.: Школьная Пресса, 2005. — 46с.
  184. , Е.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста Текст.: пособие для учителя-дефектолога: учеб. пособие для студентов вузов / Е.А. Стеребе-лева, Г. А. Мишина. М.: ВЛАДОС, 2008, — 143с.
  185. , Е.А. Специальная дошкольная педагогика Текст.: учебное пособие / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др.- под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Академия, 2002. — 312с.
  186. , С. Н. Дети раннего возраста в детском саду Текст. Программа и методические рекомендации / С. Н. Теплюк, Г. М. Лямина, М.Б. Зацепина-М: Мозаика-Синтез, 2005. 104с.
  187. , Е.И. Игры и занятия малых детей Текст. / Е.И. Тихеева- спецредакция Е. А. Лебедевой. — 2-е изд. М.: Просвещение, 1965. — 117с.
  188. , Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста Текст. / Е.И. Тихеева- Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. -М.: Академия, 2000. 560с.
  189. , Б.К. Использование офтальмоэргономических рекомендаций в ходе предметного преподавания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях III—IV вв.идов Текст. / Б. К. Тупоногов // Дефектология. 2003. — № 2. — С. 58−64.
  190. , У.В. Актуальные проблемы развития ребенка на этапах раннего онтогенеза Текст.: Учеб пособ./ У. В. Ульенкова Н. Новгород: НГПУ, 2006.-120с.
  191. , Т.Н. О механизмах детского словотворчества Текст. / Т.Н. Ушакова//Вопросы психологии. 1969. -№ 1. — С. 12−19.
  192. , О.С. Теория и практика развития речи дошкольника Текст. / О. С. Ушакова. М.: ТЦ Сфера, 2008. — 240с.
  193. , Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возрста Текст. / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев М.: Просвещение, 1977.-239с.
  194. , В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей Текст. / В. А. Феоктистова. СПб.: Речь, 2005. — 128с.
  195. , В.А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики Текст.: учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов. / В. А. Феоктистова. М.: Просвещение, 1981. -168с.
  196. , Л.И. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция Текст.: Методическое пособие / Л. И. Фильчикова, М. Э. Вернадская, О. В. Парамей. 2-е изд. — М.: Экзамен, 2004. — 192с.
  197. , М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей Текст.: методическое пособие / М. Н. Фишман. -М.: Экзамен, 2006. 157, [3] с.
  198. , Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения Текст.: учебно-методическое пособие / Л.В. Фомичева- СПб.: КАРО, 2007. — 256с.
  199. , A.M. Ребенок и среда Текст. /A.M. Фонарев. М., 1975. — 78с.
  200. , Дж. Как развивать таланты ребенка от рождения до 5 лет Текст. / Д. Фриман, пер. с англ. А. Левитовой, под ред. Е. Копелевой. -М.: ТОО Центр ПРО при участии АОЗТ «Альвис» и АО «Столетие», 1995.-240с.
  201. , A.M. Поиграй со мной: Пособие для родителей. Как стимулировать развитие общей моторики в первые годы жизни у детей с нарушениями зрения. СПб.: НОУПК, СПб ин-т ранн. вмешат., 1998. — 34с.
  202. , М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи Текст.: Пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей / М. Е. Хватцев. СПб.: КАРО, Дельта+, 2004. — 272с.
  203. , Д. Глаз, мозг, зрение Текст. /Д. Хьюбел Москва: Мир, 1990. — 232с.
  204. , Л.С. Афазиология: современные проблемы и пути их решения. Текст. / Л. С. Цветкова М.: МПСИ- Воронеж: МОДЕК, 2002. — 640с.
  205. , С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи Текст. / С. Н. Цейтлин. -М., 2000. СПб.: КАРО, 2006. — 128с.
  206. , Г. В. Методы обследования речи детей Текст.: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной 3-е изд., доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 240с.
  207. , А.И. Понимание речи детьми третьего года жизни в старшей группе яслей Текст. / А. И. Чухин. Симферополь, 1950. — 91с.
  208. , Е.В. Формирование индивидуального лексикона у дошкольников с нарушением зрения Текст.: дис.канд. пед. наук / Е.В. Шалай--М. [б. и.], 2004.- 151с.
  209. , Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника Текст. / Н. Х. Швачкин // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. АПН РСФСР ин-т психологии. М., 1948. С. 92−101.
  210. , Н.Х. Экспериментальное изучение ранних обобщений ребенка Текст. / Н. Х. Швачкин // Известия АПН РСФСР. М., 1954. Вып. 54. С. 83−110.
  211. , Г. А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения Текст. / Широкова Г. А. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.-256с.
  212. Шиф, Ж. И. Усвоение языка и развитие мышлнения у глухих детей Текст. / Ж. И. Шиф. М.: Прсвещений, 1968. — 316с., ил.
  213. , Н.Д. Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии. Успехи и опасения Текст. / Н. Д. Шматко // Дефектология. 2003. — № 4. — С. 11−17.
  214. , В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста Текст.: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. заведений / В. Штрасмайер [пер. с нем.] / А. А. Михлина, Н. М. Назаровой. М.: Академия, 2002. — 240с.
  215. , Е.А. Формирование внимания как необходимое условие предупреждения задержки речевого развития у детей преддошкольноговозраста Текст.: дис.канд. пед. наук / Е.А. Шумилова- Урал. гос.пед. ун-т. Екатеринбург: б. и., 2005. — 188с.
  216. , Д.Б. Детская психология Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед.- / ред. сост. Д. Б. Эльконин. 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2007.-384с.
  217. , С.Г. Психологические проблемы этического развития детей Текст. / С. Г. Якобсон. М., 1984. — 123с.
  218. Adelson, Е. Gross motor development in infants blind from birth Text. / E. Adelson, S. Fraiberg and other (Eds.) Exceptional infant: Assessment and intervention. — New York: Brunner/Mazel, 1975. — P. 63−83.
  219. Becker, K.R. Rehabilitations padagogik Text. / K.R. Becker. -VEBVerlag Volk und gesundheit Berlin, 1979.
  220. Fraiberg S. The development of human attachments in infant blind from birth Text. / S. Fraiberg // Merrill-Palmer Quarterly. 1975. — Vol. 21. — P. 315 -334.
  221. Suhrweier, H. Entwicklung Blender im kleinkind alter «Die Sonderschule» Text. / H. Suhrweier. 27 Jg., 1982.
  222. Urwin, C. The Development of Communication Between Blind Infants And Their Parents Text. / C. Urwin // Merrill-Palmer Quarterly. 1978.
Заполнить форму текущей работой