Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профильное обучение как условие развития педагогической системы средней общеобразовательной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года как наиболее эффективное средство развития старшей ступени школьного образования было определено создание системы специализированной подготовки учащихся — профильного обучения. В развитие концептуальных взглядов на модернизацию российского образования была разработана «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Профильное обучение в педагогической системе средней общеобразовательной школы
    • 1. Сущность и структура процесса профильного обучения в педагогической системе средней общеобразовательной школы
    • 2. Влияние профильного обучения на педагогическую систему средней общеобразовательной школы
    • 3. Моделирование профильногообучения школьников в педагогической системе средней общеобразовательной школы
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Опытно-экспериментальное исследование реализации профильного обучения как условия развития педагогической системы средней общеобразовательной школы
    • 1. Экспериментальная реализация профильного обучения в педагогической системе средней общеобразовательной школы
    • 2. Разработка педагогических условий эффективной реализации профильного обучения в процессе опытно-экспериментальной деятельности
    • 3. Результаты и интерпретация опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по II главе

Профильное обучение как условие развития педагогической системы средней общеобразовательной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Характерной чертой современного общественного развития является приведение системы образования в соответствие с требованиями постиндустриального информационного общества. Усложнение аспектов общественной и профессиональной деятельности на современном этапе определило приоритетным направлением государственной политики в области образования формирование системы непрерывного профессионального * образования, начало которому закладывается в средней общеобразовательной школе. Приведение в соответствие с решаемыми задачами профилизации образования педагогической системы средней общеобразовательной школы является важнейшей проблемой педагогической науки и практики.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года как наиболее эффективное средство развития старшей ступени школьного образования было определено создание системы специализированной подготовки учащихся — профильного обучения. В развитие концептуальных взглядов на модернизацию российского образования была разработана «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» (2002 г.) определившая цели, общие направления в структуре, содержании и организации профильного обучения в средней общеобразовательной школе. В практику работы школ был внедрен комплекс взаимосвязанных инноваций, включающих: предпрофильную подготовку учащихся девятых классовновую систему оценивания учебных достижений (ученическое портфолио) — компетентностное конструирование содержания обучениясоздание ресурсных центров, муниципальных сетейкадровое и информационно-технологическое обеспечение предпрофильной подготовки и профильного обучения. Таким образом, заданы пути развития педагогической системы средней общеобразовательной школы.

1 См.: Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Одобрена на заседаниях Федерального координационного совета по общему образованию 24.04.2002 и 28.06.2002. Доработана по отзывам, поступившим из субъектов Российской Федерации (май-июнь 2002), и результатам 2-ого Всероссийского совещания по профильному обучению (28.06.2002). Утверждена Приказом Минобразования РФ от 18.07.2002 г. № 2783 // СПС «Гарант». на старшей ступени школьного образования. Однако, в практике работы школ профильное обучение сталкивается с рядом сложностей, обусловленных необходимостью изменения всех элементов педагогической системы средней общеобразовательной школы.

В научно-педагогической литературе достаточно полно рассматриваются вопросы, освещающие отдельные аспекты профильного обучения. В частности, вопросы организации профильного обучения в общеобразовательной школе рассматривают в ' своих работах Т. А. Афанасьева, А. В. Баранников, С. Г. Броневщук, Е. В. Воронина, С. С. Кравцов, А. М. Моисеев, Н. В. Немова, А. А. Пинскийпроблемы управления школой на этапе перехода к профильному обучению исследуют С. Н. Белова, И. В. Ильина, Г. Н. Подчалимова, С. А. Писарева, С. Н. Чистякова, А. Н. Худина, Т. И. Шамоваразработку профильного содержания и развитие соответствующих педагогических технологий описывают В. В. Гузеев, О. Б. Даутова, О. Н. Крылова, П. С. Лернер, И. М. Осмоловская, А. П. Тряпицына, А. В. Хуторской.

В большинстве работ, связанных с проблемами профильного обучения, авторы, затрагивают отдельные аспекты профильного обучения, без исследования общего контекста изменений в педагогической системе средней общеобразовательной школы, происходящих под влиянием данного явления, недостаточное внимание уделяют проблемам условий реализации профильного обучения и оценке его эффективности.

Значимым является факт массового характера реализации профильного обучения в средней общеобразовательной школе, его перспективность в решении задачи повышения качества образования, приведение его в соответствие с современными требованиями. Вместе с тем, в процессе реализации профильного обучения все очевидней проявляется ограниченность определенным пределом развития традиционной педагогической системы средней общеобразовательной школы, что сдерживает реализацию задач профильного обучения. Прогрессивное развитие образования невозможно без адаптации элементов педагогической системы средней общеобразовательной школы к инновационным процессам профильного обучения, выступающего, при определенных условиях, максимально действенным фактором развития всей указанной системы.

Обозначенные в Концепции профильного обучения условия его введения недостаточны для эффективного функционирования и развития педагогической системы средней общеобразовательной школы. Получившие в некоторых теоретико-педагогических исследованиях развитие концептуально обозначенные условия введения профильного обучения не учитывают трансформацию преобладающей части этих условий в процессе реализации обучения данного вида в нормативные требования. Вместе с тем, в практике реализации профильного обучения возникает потребность поиска новых механизмов, способствующих развитию всей педагогической системы средней общеобразовательной школы и достижению нового качества образования. Это проявляется, например, при формировании новых качеств ученика, его способности делать осознанный выбор профиля обучения и активно участвовать в процессе конструирования знанийпри формировании новых качеств учителя, способного оказывать действенную помощь выбора учащимися профиля обучения, эффективно решать дидактические и методологические задачи сообразно целям обучения, внимательно отслеживая динамику образовательного процесса. Отсутствие теоретически разработанных и опробованных на практике условий успешного функционирования и развития профильного обучения вступает в противоречие с традиционной педагогической системой средней общеобразовательной школы. Это противоречие определяет актуальность исследования.

Данное противоречие поставило перед нами научную проблему: каковы педагогические условия, необходимые для реализации профильного обучения, влияющие на развитие педагогической системы средней общеобразовательной школы. Исходя из этого, была сформулирована тема исследования: «Профильное обучение как условие развития педагогической системы средней общеобразовательной школы».

Сообразно теме были определены объект исследования — процесс функционирования и развития педагогической системы средней общеобразовательной школы и предмет исследования — профильное обучение как условие развития педагогической системы средней общеобразовательной школы.

Цель исследования состоит в выявлении и обосновании педагогических условий реализации профильного обучения, обеспечивающих функционирование и развитие педагогической системы средней общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования: предполагаем, что функционирование и развитие педагогической системы средней общеобразовательной школы зависит от совокупности педагогических условий реализации профильного обучения, где основные условия будут сконструированы как:

— система профильной ориентации школьников, охватывающая все ступени школьного обучения и лежащая в основе формирования модели центра непрерывного профильного образования;

— модель инновационной научно-методической среды профильного обучения, способной обеспечить функционирование и развитие педагогической системы средней общеобразовательной школы;

— совокупность критериев эффективности профильного обучения, позволяющая идентифицировать уровень развития педагогической системы средней общеобразовательной школы.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой определены следующие задачи исследования:

Осуществить теоретический анализ сущности и структуры процесса профильного обучения в педагогической системе средней общеобразовательной школы.

2. На основе теоретического анализа выявить сущность развития педагогической системы средней общеобразовательной школы.

3. Разработать и опытно-экспериментальным путем проверить систему профильной ориентации школьников, охватывающей все ступени школьного обучения.

4. Создать модель инновационной научно-методической среды, обеспечивающей функционирование профильного обучения, обусловливающей развитие педагогической системы средней общеобразовательной школы.

5. Создать и экспериментально проверить совокупность критериев эффективности профильного обучения.

6. Подготовить научно-практические рекомендации по реализации педагогических условий функционирования профильного обучения, влияющих на развитие педагогической системы средней общеобразовательной школы.

Методологическую основу исследования составил диалектический подход к сути педагогических явлений, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Исследование базируется на идее о деятельностной природе образования и обучениясоциальной детерминированности педагогических явленийучении о социальных функциях обучения и воспитания подрастающего поколения. В основу исследования положены общенаучные подходы: системный, личностно-ориентированный, компетентностный.

Проведенный анализ обеспечил сбор и описание историко-педагогических, эмпирических фактових структурирование и выстраивание в определенный процесс путем логического анализа. Логическое построение позволило представить различные факты, зависимости исследуемого объекта в виде целостной теории.

Теоретическую базу исследования составили работы по вопросам философии образования (Б.С. Гершунский, В. В. Краевский, Ю. А. Огородников, Н.П. Пищулин), в области обоснования сущности и развития теории педагогических систем (И.В. Блауберг, В. П. Беспалько, М. А. Данилов, Ф. Ф. Королев, Ю. А. Конаржевский, Н. В. Кузьмина, В. С. Лазарев, М. М. Поташник, В. П. Сергеева, П. И. Третьяков, Э.Г. Юдин), педагогической диагностики (Б.С.Гершунский, В. И. Зверева, К. Ингенкамп) — работы о сущности и природе человека как субъекта деятельности и отношений (А.Г. Асмолов, А. Дистервег, К.Д. Ушинский) — теория развития человека в процессе его обучения и воспитания (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, А.Н. Леонтьев) — концепция личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская) — теория структуры и содержания образования (А.В. Баранников, В. И. Загвязинский, А. А. Кузнецов, И. Я. Лернер, В.В. Краевский) — работы в области оценки качества общего образования (В.А. Болотов, Н. Ф. Ефремова, Г. С. Ковалева) — проблемы организации, управления и функционирования целостного педагогического процесса (Т.М. Давыденко, Ю. А. Конаржевский, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, В. П. Симонов, Т.И. Шамова) — инновационная деятельность в педагогике (JI.C. Подымова, В.А.Сластенин) — теоретико-методологические и методические положения концепции профильного обучения (А.В. Баранников, А. А. Кузнецов, С.Н. Чистякова) — методологические подходы к организации профильного обучения и предпрофильной подготовки (С.Н. Белова, Е. В. Воронина, И. В. Ильина, С. С. Кравцов, Н. В. Немова, Г. Н. Подчалимо-ва, А. Н. Худин, С. Н. Чистякова, Т.И. Шамова) — деятельностный, компетентно-стный подходы в профильном образовательном процессе (И.А.Зимняя, А. В. Хуторской, В.В.Краевский) — исследования по проблеме формирования образа профессии (Е.А. Климов, Г. В. Резапкина).

Источниковую базу диссертационного исследования составили нормативные документы в области образованияаналитические материалы итогов федерального эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учрежденияхнаучные труды по истории и современному состоянию профильного обучения в средней общеобразовательной школетеоретические и практико-ориентированные исследования по философии, социологии, психологии, педагогикепрограммно-методические и учебные материалы в области профильного обучениясобственный опыт моделирования и управления профильным обучениемиздания справочного характера, содержащие общепринятые определения основных понятийматериалы научно-практических конференций и семинаров по теме исследованияпрограммы развития школ, участвовавших в Национальном Проекте «Образование" — ресурсы сети Интернет, освещающие современные проблемы профильного обучения.

Методы исследования. На разных этапах исследования использовался комплекс взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов: анализ, обобщение и систематизация нормативно-правовых документов, научной литературы, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, мониторинг, тестирование, педагогическое и организационное моделирование, педагогический эксперимент, педагогическая экспертиза, статистические методы анализа и обработки результатов исследования.

Экспериментальной базой исследования явились ГОУ СОШ № 2001, а также школы, входящие в сетевое взаимодействие по вопросам профильного обучения в Южном образовательном округе г. Москвы (ГОУ СОШ № № 877, 879, 904, 925, 933, 934, 1173).

Основные этапы исследования.

На первом этапе (2002;2004 гг.) проводилось изучение различных теоретических источников, анализ существующего опыта введения инноваций профильного обучения в практику общеобразовательной школыразработаны механизмы организации и управления профильным обучением учащихсяпроанализировано исходное состояние педагогической системы средней общеобразовательной школы, определены направления содержательных изменений элементов системы под влиянием профильного обученияопределены направления опытно-экспериментальной деятельностисформулирована гипотеза исследованияразработан необходимый инструментарийопределены участники эксперимента.

На втором этапе (2004;2006 гг.) в процессе формирующего эксперимента была уточнена гипотеза исследованияосуществлена разработка и внедрение системы педагогических условий реализации профильного обучения, под влиянием которых были проведены содержательные изменения элементов педагогической системы средней общеобразовательной школы. Была разработана Программа развития школы как модели центра непрерывного профильного образования.

На третьем этапе (2006;2008 гг.) в ходе контрольно-констатирующего эксперимента была осуществлена систематизация и интерпретация полученных результатовразработан комплекс доказательств, подтверждающих оптимальность выбора педагогических условий, влияющих на развитие педагогической системы средней общеобразовательной школы. Результаты исследования были транслированы школам сети, представлены на окружном экспертном совете по результатам экспериментальной деятельности школ Южного образовательного округа г. Москвы, а также на выставке «Дни Московского образования на ВВЦ- 2008».

Научная новизна исследования:

— разработана система педагогических условий реализации профильного обучения, влияющих на развитие педагогической системы средней общеобразовательной школы, среди которых ведущими являются: система профильной ориентации школьников, охватывающая все ступени школьного обучениямодель инновационной научно-методической среды профильного обучениясовокупность критериев эффективности профильного обучения, обязательная для самоидентификации качества процесса и результата профильного обучения;

— раскрыты сущность, значение, содержание, структура системы профильной ориентации учащихся, охватывающей все ступени школьного обучения;

— разработана теоретическая модель инновационной научно-методической среды, обеспечивающей функционирование профильного обучения, обуславливающего развитие педагогической системы средней общеобразовательной школы;

— разработана совокупность критериев эффективности профильного обучения в педагогической системе средней общеобразовательной школы, представленная двумя группами: организационно-процессуальные и субъектно-результативные.

Теоретическая значимость исследования:

— раскрыты теоретические положения развития педагогической системы средней общеобразовательной школы путем реализации профильного обучения такие, как усиление субъектности учителя и ученика, проектирование профильных целей и содержания обучения, построение оптимального взаимодействия ученика и учителя в профильном образовательном процессе;

— конкретизированы и углублены имеющиеся теоретические представления о педагогической системе средней общеобразовательной школы, реализующей профильное обучение, как центра непрерывного профильного образования;

— уточнены показатели развития педагогической системы средней общеобразовательной школы как центра непрерывного профильного образования;

— разработаны научно-практические рекомендации по развитию педагогической системе средней общеобразовательной школы путем реализации профильного обучения.

Практическая значимость исследования состоит в разработке Программы развития школы как модели центра непрерывного профильного образования, научно-практических рекомендаций по развитию педагогической системы средней общеобразовательной, организации научно-методической среды профильного обучения и развитию структурных элементов методической службы, проведению процедуры самоидентификации эффективности профильного обучения. Материалы диссертации могут быть использованы в практике работы средних общеобразовательных школ, реализующих профильное обучение, при организации сетевого взаимодействия таких школ, а также при подготовке педагогических кадров для образовательных учреждений, реализующих концепцию профильного обучения и в системе повышения квалификации педагогических работников.

Обоснованность и достоверность полученных результатов диссертационного исследования обусловлены: согласованностью, целостностью и непротиворечивостью теоретико-методологических позицийвыбором исходных методологических позиций, адекватных поставленным задачамполнотой и системностью рассмотрения предмета исследования в его структурных, функциональных и процессуальных характеристикахиспользованием разнообразных теоретических и эмпирических методов исследования в соответствии с его концептуальными положениями и логикой организации. Результаты исследования имеют экспериментальное подтверждение, прошли апробацию и педагогическую экспертизу.

Апробация результатов исследования осуществлялась через публикации в сборниках по проблемам профильного обучения в Южном округе города Москвы, журнале «Завуч. Управление современной школой" — через обсуждение на экспертных советах по итогам экспериментальной деятельности в Южном округе г. Москвы (2005 — 2008 гг.), в рамках деятельности координационного совета по работе городских экспериментальных площадок «Формирование модели Центра непрерывного профильного образования» (2003;2005 гг.), «Разработка различных форм сетевого взаимодействия образовательных учреждений реализующих профильное обучение, их управленческого и методического сопровождения» (2006;2008 гг.) — через выступления на городской научно-практической конференции «Методическая работа и методическая служба в XXI веке» (2008 г.), научно-практической конференции в Московском гуманитарном педагогическом институте (2008 г.) — на семинарах по профильному обучению для руководителей и заместителей руководителей школ города Москвы (2003 — 2007 гг.) — через подготовку и проведение мастер-классов (городских и окружных) по профильному обучению (2006 — 2007гг.), организацию сетевого взаимодействия школ районов Бирюлево Западное, Бирюлево Восточное Южного округа г. Москвы с целью трансляции результатов экспериментальной деятельности и формирования методического сотрудничествачерез организацию и проведение на базе ГОУ СОШ № 2001 курсов повышения квалификации филиала МИОО по теме «Деятельность педагога в условиях перехода к профильному обучению" — представление результатов экспериментальной деятельности по реализации профильного обучения на выставке «Дни Московского образования на ВВЦ — 2008».

На защиту выносятся следующие основные положения:

1) Профильное обучение, являющееся системообразующим фактором педагогической системы средней общеобразовательной школы, обеспечивает ее развитие путем реализации системы профильной ориентации школьников, охватывающей все ступени школьного обучениясоздания модели инновационной научно-методической среды профильного обученияиспользования совокупности критериев эффективности профильного обучения. Соблюдение выявленных условий влияет на изменение педагогической системы средней общеобразовательной школы и определяет её функционирование как модели центра непрерывного профильного образования.

2) Создание системы профильной ориентации учащихся включает следующие элементы: вариативную образовательную среду, профильное содержание, учебный процесс, профориентацию, психолого-педагогическое сопровождение, и охватывает все ступени школьного обучения., что позволяет реализовать заявленные цели профильного обучения на уровне социального и личностного образовательного запроса, сформировать необходимую базу для продолжения образования на протяжении всей жизни.

3) Модель инновационной научно-методической среды, состоящая из следующих элементов: научно-исследовательская деятельность педагогов и учащихсяопытно-экспериментальная деятельностьметодическая деятельностьсистема непрерывного повышения квалификации, обеспечивает функционирование и развитие инновационных процессов профильного обучения и способствует содержательному развитию элементов педагогической системы средней общеобразовательной школы.

4) Анализ развития педагогической системы средней общеобразовательной школы с использованием совокупности критериев эффективности профильного обучения, предусматривающей две группы характеристик: организационно-процессуальные и субъектно-результативные, позволяет определить направления её развития.

Выводы по 2 главе.

1. В ходе опытно-экспериментальной деятельности была разработана и внедрена система педагогических условий реализации профильного обучения, при которой профильное обучение становится фактором, влияющим на развитие всей педагогической системы средней общеобразовательной школы. К данным условиям относятся:

• моделирование системы профильной ориентации школьников;

• создание модели инновационной научно-методической среды профильного обучения;

• разработка и внедрение совокупности критериев эффективности профильного образовательного процесса как основы для рефлексии результативности профильного обучения.

2. В процессе опытно-экспериментальной разработки, обоснования и конструирования системы профильной ориентации учащихся, выделенной как наиболее необходимого условия обеспечения выбора образовательной траектории в соответствии с возможностями, потребностями и способностями обучающихся, была поставлена задача: начинать данный вид педагогической деятельности на начальном этапе знакомства с педагогической системой средней общеобразовательной школы в рамках развивающих программ блока дополнительного образования для дошкольников и продолжать её на протяжении всего периода обучения. Таким образом, опытным путем была сконструирована модель центра непрерывного профильного обучения, где все образовательные блоки и элементы работают на формирование выбора профиля обучения и на основе выбора учащихся формируются индивидуальные образовательные маршруты профильного обучения.

3. Эффективное развитие педагогической системы средней общеобразовательной школы как модели центра непрерывного профильного образования возможно при условии моделирования инновационной научно-методической среды, способной обеспечить образовательные запросы всех участников образовательного процесса, развить их креативные возможности и способствовать непрерывному самосовершенствованию.

4. Определение уровня результативности профильного обучения, смоделированного на основе системы профильной ориентации, обеспеченного моделью инновационной научно-методической среды, возможно через разработанную совокупность критериев эффективности профильного обучения, где сопоставляются две обязательные величины: качество процесса и качество результата, рассматриваемые как организационно-процессуальные и субъектно-результативные характеристики профильного образовательного процесса.

5. Выделенные опытным путем педагогические условия реализации профильного обучения как условия, обеспечивающие устойчивое развитие педагогической системы средней общеобразовательной школы, стали содержательной основой Программы развития школы.

6. Анализ результатов итоговой диагностики контрольно-констатирующего эксперимента подтверждает эффективность выделенных нами педагогических условий реализации профильного обучения в педагогической системе средней общеобразовательной школы.

2. Практические рекомендации.

Проведенное исследование позволяет сформулировать совокупность практических рекомендаций, реализация которых могла бы способствовать дальнейшему развитию педагогической системы средней общеобразовательной школы:

1. Государственным образовательным учреждениям средним общеобразовательным школам в целях совершенствования и развития педагогических систем, реализующих профильное обучение, предлагается:

• разработанную опытным путем систему педагогических условий взять за основу при проектировании модели центра непрерывного профильного образования как наиболее перспективной формы адаптивного обучения, способного удовлетворить вариативные и дифференцированные образовательные потребности и способности обучающихся, чутко реагировать на изменения рынка труда и интегрировать государственный, социальный и личностный запрос на обучение;

• при разработке Программы развития школы систему педагогических условий реализации профильного обучения учитывать как обязательную и учитывать их влияние на уровень развития педагогической системы средней общеобразовательной школы;

• при организации системы профильной ориентации школьников обязательно включать: моделирование вариативной образовательной средыпроектирование социально-образовательных ситуаций, направленных на оптимизацию выбора профиля обученияпсихолого-педагогическую диагностику субъектов образовательного процессаработу с ученическим портфолиопрофориентацион-ную работу;

• при моделировании научно-методической среды профильного обучения синхронизировать содержательные и структурные изменения методического обеспечения при обязательном условии поддержания инновационности развития всех субъектов образовательного процесса;

• рефлексию профильного обучения проводить на основе разработанной совокупности критериев эффективности данного процесса.

2. Окружным управлениям образования, инспекторским службам:

• включить в систему контроля за соблюдением государственных образовательных гарантий оценку уровня развития педагогических систем средней общеобразовательной школы как модели центра непрерывного профильного образования, наиболее полно компилирующей педагогические условия реализации профильного обучения;

• использовать совокупность критериев эффективности профильного обучения как обязательную методику рефлексии данного процесса, оценивающую как организацию процесса, так и результат процесса, что наиболее полно соответствует современному пониманию качества обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Б.В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения: Учебно-методическое пособие для администрации и учителей общеобразовательных учреждений / Под ред. А. Я. Тряпицыной. / Б. В. Авво. СПб.: КА-РО, 2005.-96 с.
  2. , Г. Н. Основы теории педагогических систем и педагогических технологий: Учеб. пособ./ Г. Н. Александров, А. А. Дзарасов, А. И. Науменко. Сев.- Осет. гос. ун-т., Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2001.- 76 с.
  3. , В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев.- Казань: Центр иннов.технол., 2000. — 600 с.
  4. Альманах «Продуктивное образование»: индивидуальные образовательные траектории: Материалы международной научно-практической конференции: В 2 ч. 4.1. / Под ред. Вып.8. / Е. А. Александрова, Т. Н. Черняева,
  5. B.А.Ширяева. М.: Экшен, 2006. — 228 с.
  6. , Л.К. Профильное обучение учащихся в системе общего среднего образования / JI. К. Артемова- Ин-т общ. сред, образования и др. Новокузнецк: НГПИ, 2002.- 118 с.
  7. , А.Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России / А. Г. Асмолов // Мир психологии. 1999. — № 1.1. C. 198 -208.
  8. , А.Г. Стратегия развития вариативного образования / А. Г. Асмолов // Учительская газета. 1994. — 7 июня.
  9. , А. Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 104 с.
  10. Ю.Афанасьева, Т. П. Управление профильным обучением старшеклассников: методическое пособие для руководителей школ / Под ред. Н. В. Немовой / Т. А. Афанасьева, Н. В. Немова, Н. Я. Стрельцова, А. Н. Томазова М.: АПК и ППРО, 2005. — 100 с.
  11. П.Афанасьева, Т. П. Управление профильным обучением старшеклассников: Методическое пособие для руководителей школ / Под ред. Н. В. Немовой / Т. П. Афанасьева, Н. В. Немова. М.: АПК и ППРО, 2005. — 140 с.
  12. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192с.
  13. , Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения / Ю. К. Бабанский -М.:Знание, 1978.-47с.
  14. , А.В. Профильное обучение как условие повышения качества образования/ А. В. Баранников // Профильная школа. 2006. — № 2(17).- С. 1423.
  15. , А.Е. Мониторинг школьного образования: проблемы и решения / А. Е. Бахмутский. СПб.: КАРО, 2007.-176с.
  16. , Р.В. Специфика обучения в профильной школе: содержание и процесс / Р. В. Бессонов, О. П. Олелов // Педагогика. 2006. — № 7.- С.23−29
  17. , В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977. -304 е.-
  18. Беспалько, В. П. Общее среднее образование — педагогическая система / В. П. Беспалько // Сов. педагогика. 1988. — № 6. — С.56−60-
  19. , В.П. Природосообразная педагогика / В. П. Беспалько. М.: Народное образование, 2008. — 512 с.
  20. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1994. 192 с.
  21. , Б.П. Педагогическая диагностика: сущность, функции перспективы / Б. П. Битинас, Л. И. Катаева // Педагогика. 1993. — № 2 — С.8−18.
  22. , И.В. Проблемы методологии системного исследования / И. В. Блауберг, В. Н Садовский, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1970. — 456 с.
  23. , В.А. Системы оценки качества образования: Учебное пособие /
  24. В.А. Болотов, Н. Ф. Ефремова. М.: Университетская книга- Логос, 2007. -192 с.
  25. , В.А. ЕГЭ: промежуточные итоги / В. А. Болотов // Вопросы образования. 2004. — № 2. — С. 155−167.
  26. , В.А. О построении общероссийской системы качества образования / В. А. Болотов // Вопросы образования. 2005. — № 1.- С.5−11.
  27. , В.А. Развитие инструментальных технологий контроля качества образования: стандарты профессионализма и парадоксы роста / В. А. Болотов, А. Г. Шмелева //Высшее образование сегодня. 2005. — № 4.- С. 16−21.
  28. , Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов, пед. универ., 2000. -351 с.
  29. , Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев / Н. М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2001, — 181 с.
  30. , С.Г. Профильное обучение в школе. Вопросы организации и содержания. В помощь руководителям и учителям школ / С. Г. Броневщук -М.: Издат. дом «Витязь-М», 2004. 208с.
  31. , Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение / Е. В. Воронина. М.: «5 за знания», 2006.-256с.
  32. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Бабанского / Ю. К. Бабанский М.: Педагогика, 1981.- 176с.
  33. JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
  34. Т.И. Организация профильного обучения в школе / Книга современного завуча / Т. И. Галкина, Н. В. Сухенко. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 256 с. (Административное управление образованием)
  35. , Б.С. Философия образования / Б. С. Гершунский М. Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998, — 432 с.
  36. , И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпицыной / И. В. Гладкая. СПб.: КАРО, 2006. — 176 с.
  37. , И.В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпицыной / И. В .Гладкая, С. П. Ильина, С. В. Ривкина. СПб.: КАРО, 2005. — 128 с.
  38. , Н.К. О введении фуркации в старших классах средней школы / Н. К. Гончаров // Советская педагогика. 1958. — № 6. — С.18−38.
  39. Гребенкина, J1.K. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы / JI. K Гребенкина, Н. С. Анциперова М.: Центр «Педагогический поиск», 2000 .- 160 с.
  40. , В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе / В. Гузеев // Народное образование. 2002. — № 9. — С.113−122.
  41. , И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников (Теория. История. Практика) Текст.: учебное пособие / И. Ю. Гутник.-СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.- 158 с.
  42. , И.Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпицыной / И. Ю. Гутник. СПб.: КАРО, 2005. — 128с.
  43. , В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М.: ИН-ТОР, 1996.-541 с.
  44. , О.Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпицыной / О. Б. Даутова, О. Н. Крылова. СПб.: КАРО, 2006.-176с.
  45. , О.Б. Самоопределение школьника в профильном обучении: Учебно-методическое пособие /Под ред. А. П. Тряпицыной / О. Б. Даутова. СПб.: КАРО, 2006.- 352 с.
  46. Дик, Ю. И. Профильное обучение: состояние, поиск, перспективы / Ю. И. Дик, С. Н. Чистякова, И. А. Сасова. — М.: Новая школа, 2005. — 184 с.
  47. Диссертация по педагогическим наукам: организационно-методические основы подготовки и защиты: учебное пособие / И. А. Алехин и др. М.: ВУ, 2003.-486с.
  48. , А.Ф. Избранные педагогические сочинения / А. Ф. Дистервег. -М.: Госуд. учебно-пед. изд-во, 1956.- 374 с.
  49. , В.К. Современная дидактика: Теория и практика обучения в общеобразовательной школе: в 2 ч. / В. К. Дьяченко Новокузнецк, Ин-т повышения квалификации, 1996.- 333 с.
  50. , В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие / В. К. Дьяченко -М.: Педагогика, 1989.- 160 с.
  51. О. Профильное образование проблемы и перспективы / О. Егоров // Народное образование. — 2006. № 5. — С.32−36.
  52. , Д.С. Откуда и куда ведет компетентностный подход? / Д. С. Ермаков //Народное образование.- 2008. № 7.- С.181−187.
  53. , Д.С. Элективные курсы для профильного обучения / Д. С. Ермаков // Педагогика. 2005. — № 2. — С.36−41.
  54. , И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С.34- 42.
  55. , Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д. Иванов. М.: Чистые пруды, 2007.- 32 с. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 6 (12)).
  56. , К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. / К. Ингенкамп.-М.: Педагогика, 1991.- 240 с.
  57. П.Н. Очерк о русской школе / П. И. Игнатьев // Педагогика. 2000. — № 2.
  58. , Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях: Пособие руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием / Л. П. Ильенко. М.: АРК-ТИ, 2003.-168 с.
  59. , П.Ф. Избранные сочинения / П. Ф. Каптерев.- М.: Педагогика, 1982. 704 с.
  60. , Е.А. Как выбрать профессию: кн. для учащихся / Е. А. Климов. М.:
  61. Просвещение, 1984. — 160 с.
  62. Коджаспирова, Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г. М. Коджаспирова. -3-е изд. М.: Айрис-пресс, 2008. — 256 с.
  63. , Е.М. Ведомство императрицы Марии Федоровны: вклад в педагогическое образование: монография. / Е. М. Колосова. И. А. Свиридова, Н. М. Федорова. СПб.: Астерион, 2006. 176 с.
  64. , Ф.Ф. Системный подход и возможность его применения в педагогических исследованиях / Ф. Ф. Королев // Сов. педагогика. 1970. — № 9. -С.103−109
  65. , Ю.А. Анализ урока / Ю. А. Конаржевский. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 336 с.
  66. , Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю. А. Конаржевский. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000, — 224 с.
  67. , Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе: Учеб.пособ. / Ю. А. Конаржевский. — Челябинск: ЧГПИ, 1986.- 135 с.
  68. Конструирование профильного обучения в современной школе: Технология дифференцир. образования / В. И. Гагарин и др. Омск: ОмГУ, 2003. — 98 с.
  69. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Рос. Федерации от 29.12.01 № 1756-р. М.: АПКиПРО, 2002. — 24 с.
  70. , С.С. Профильное обучение в современной России: теория и практика. Монография. / С. С. Кравцов М.: Готика, 2007. — 296 с.
  71. , В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В Хуторской. М.: Издат. центр «Академия», 2007. — 352 с.
  72. , О.Н. Технология работы с учебным содержанием в профильной школе: Учебно-методическое пособие для учителей /Под ред. А.П. Тряпи-цыной / О. Н. Крылова. СПб.: КАРО, 2005.-112 с.
  73. , А.А. Базовые и профильные курсы: цели, функции, содержание / А. А. Кузнецов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 3.-С.30−33.
  74. , А.А. Новая структура и содержание образования на старшей ступени школы / А. А. Кузнецов, О. Л. Филатова. М.:Новая школа, 2005.- 128 с.
  75. , B.C. Профильные классы в средней школе: организация и функционирование / В. С. Кукшин. Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 408 с.
  76. , С.В. Не совсем обычный урок: Практ. пособие: Для учителей, кл.рук., студентов сред, и высш. пед. уч. завед., слушателей ИГЖ / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. Воронеж: Учитель, 2001.- 173 с.
  77. , B.C. Системное развитие школы. Издание второе / В. С. Лазарев. -М., Педагогическое общество России, 2003. 304 с.
  78. , И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1980.-96 с.
  79. , И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер.- М.: Педагогика, 1981.-186 с.
  80. , П.С. Новое содержание образования: повседневное знание становится основным / П. С. Лернер // Народное образование. — 2008. № 7.1. С.165−172.
  81. , А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. / А. Н. Леонтьев. Т.1 М.: Педагогика, 1983. — 392 е., 319 с.
  82. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304с
  83. , Б.Т. Педагогика. Курс лекций /Б.Т.Лихачев. — М.: Прометей, 1992. -528с.
  84. Лучшие школы Москвы / Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в городе Москве» / отв. редактор Л. Е. Курнешова. -М.: Центр «Школьная книга», 2006. 272 с.
  85. , А.И. Социальность современного образования: Монография / А. И. Маврина. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. — 182 с.
  86. , А.С. Сочинения: в 7 т. / А. С. Макаренко. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1958. — 3952 с.
  87. , Д.Ш. Управление качеством образования в муниципальном образовательном пространстве / Д. Ш. Матрос, М. И. Солодкова. Челябинск: ООО ЮУИ, 2001
  88. , М.А. Опыт дифференцированного обучения в средней общеобразовательной школе / М. А. Мельников // Советская педагогика. -1960. -№ 8. С.34−35.
  89. Т. Условия перехода в режим развития // Директор школы. -2007. № 6. — С. 20−27.
  90. Методы системного педагогического исследования / Под. ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. — 172 с.
  91. , A.M. Определение готовности к введению профильного обучения: регион, муниципалитет, школа: Монография./ A.M. Моисеев, С. С. Кравцов М.: «Готика», 2005. — 252 с.
  92. , A.M. Готова ли ваша школа к профильному обучению / A.M. Моисеев, С. С. Кравцов // Управление школой. 2007. -16−31 января. — С.4−10.
  93. , Н.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников. Учебно-методическое пособие / Н. В. Немова М.: АПК и ПРО, 2003. — 68 с.
  94. , Н.В. Профильное обучение старшеклассников новая педагогическая стратегия российской школы / Н. В. Немова // Директор школы -2004. — № 10. — С.49−58.
  95. , Т.Г. Папка личных достижений школьника.- «Портфолио»: теория вопроса и практика реализации / Под. Ред. Т. Г. Новиковой // Т. Г. Новикова, А. С. Прутченков, М. А. Пинская, Е. Е. Федотова. М.: АПК и ПРО, 2004.-112 с.
  96. Нормативно-правовая база профильного обучения. Сборник документов и материалов / сост. А. Г. Капустняк. М.: Новая школа, 2005. — 208 с.
  97. Об образовании: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266−1: в ред. // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. — № 30. — Ст.1797.
  98. О развитии образования в городе Москве: Закон города Москвы М.: Центр «Школьная книга», 2001. С.ЗО.
  99. Обновление содержания образования. Проблемы и перспективы / Серия: «Экспериментальная и инновационная деятельность образовательных учреждений города Москвы» / отв. ред. JI.E. Курнешова. М.: Центр «Школьная книга», 2008. — 176 с.
  100. , С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: «Сов. энциклопедия», 1970. — 900 с.
  101. , И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе: Учеб. пособие / И. М. Осмоловская.- М.: Издат. Моск. Психол.-социального ин-та: Воронеж: Издат. НПО «МОДЭК», 2004.- 176 с.
  102. , И.М. Формирование вариативной составляющей содержания образования в школе / И. М. Осмоловская // Народное образование. -2008.-№ 7.- С. 188−194.
  103. Организационно-практические основы и социально-образовательные итоги эксперимента по введению профильного обучения в Южном округе города Москвы./ Под ред. Минько Н. Г. / Сост. Н. Н. Ваганова, Е. В. Неганова, Е. В. Воронина. М.: ЮОУ ДОМ, 2005. — 406 с.
  104. Организация предпрофильного и профильного обучения в образовательных учреждениях Москвы // Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве" / Отв. редактор Курнешова JI.E. -М.: Центр «Школьная книга», 2007. 384 с.
  105. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова.- М.: Гардарики, 2007. -528 с.
  106. Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Под. редакцией Ю. К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1983. 608 с.
  107. Педагогика: учебник / Подласый И. П. М.: Высшее образование, 2008. — 540 с.
  108. , В.В. Управление вариативным образованием в школе: Монография / В. В .Пикан.- М.: АПК и ППРО, 2005.- 270 с.
  109. А. Концепция профильного обучения: все идет по плану / А. Пинский // Народное образование.- 2004.- № 1.- С. 55−56
  110. А.А. Профильная подготовка: начало эксперимента / А. А. Пинский. -М.: Альянс Пресс, 2004. 312 с.
  111. , Н.П., Образование и управление / Н. П. Пищулин, В.М. Ана-нишнев. М.: «Жизнь и мысль», 1999.-296с
  112. , Н.П. Философия образования / Н. П. Пищулин, Ю. А. Огородников. М.: Жизнь и мысль, 2003. — 512 с.
  113. , С.А. Образовательная среда профильного обучения: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпицыной / С. А. Писарева.-СПб.: КАРО, 2005. 96 с.
  114. Подготовка педагогических кадров к введению предпрофильного обучения. Методическое пособие. / науч. рук. проекта И. Д. Чечель М.: АПКи-ПРО, 2003.-124с
  115. , Е.Я. Профильное обучение и социализация личности / ЕЛ. Подгорная, Е. С. Стефанова, А. Ю. Либеров // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2003 .-№ 5.- с.42−46
  116. , И.П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов: учеб. пособие для студентов вузов/И.П.Подласый. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. -365с.
  117. Портфолио в зарубежной образовательной практике / Т. Г. Новикова и др. // Вопросы образования.- 2004, — № 3.- С.201−239.
  118. Постановление Правительства Москвы от 20 ноября 2001 г. № 1047−1Ш «О городской целевой программе „Модернизация московского образования (Столичное образование-3)“ // Вестник мэрии Москвы. — 2001. № 47.
  119. Постановление Правительства Москвы от 19 июля 2005 г. № 529−1Ш „О городской целевой программе развития образования „Столичное образование 4“ на 2005−2007 гг.“ // Вестник Мэра и Правительства Москвы. — 2005. -№ 45.
  120. Постановление Правительства Москвы от Программа „Столичное образование^“
  121. , М.М. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. / М. М. Поташник, М. В. Левит М.: Педагогическое общество России, 2004.-112 с.
  122. , М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (в вопросах и ответах) / М. М. Поташник. М.: Педагогическое общество России, 2002.- 352с.
  123. , М.М. Оптимизация управления школой / М. М. Поташник. — М.: Знание, 1991.-64 с.
  124. , М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие / М. М. Поташник. М.: Центр педагогического образования, 2007.272 с.
  125. , М.М. Управление качеством образования. Практикоориенти-рованная монография и методическое пособие./ М. М. Поташник и др. -М.: Педагогическое общество России, 2000.- 448 с.
  126. М.В. Трансформация педагогической системы под влиянием информационно-коммуникативных технологий: дисс.. канд.пед.наук. Ростов н/Д., 2007. С. 65.
  127. Правовые проблемы модернизации образования / отв. ред. И. А. Рожков. -М.: ГУ ВШЭ, 2002.- 192 с. (Серия: Библиотека развития образования.)
  128. Проблемы взаимосвязи рынков труда и школьного образования в условиях введения профильного обучения / Под. Ред А. А. Пинского, Н. Ф. Родичева, С. С. Кравцова. Материалы семинара 9 июня 2004 г. М.: Альянс Пресс, 2004. — 48 с.
  129. Профильное обучение в старшей школе. Учебное пособие для повышения квалификации работников образования /Под. Ред. Г. А. Бордовского и др. М.: УРАО, 2005. — 252 с.
  130. Профильное обучение. Из опыта работы школ в Федеральном эксперименте „Совершенствование содержания и структуры общего образования“. Вып.1. Под общей ред. A.M. Константиновой /сост. Е. В. Воронина М.: УМЦ ЮАУ ДОМ, 2004. — 132 с.
  131. Профильное обучение: Нормативные и правовые документы.- М.: ТЦ Сфера, 2006.- 96 с. (Правовая библиотека образования).
  132. Профильное обучение: программы элективных курсов здоровьесбере-гающей направленности: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. В. Черниковой. М.: ТЦ Сфера, 2006. -304 с.
  133. URL:http://teacher.fio.ru/news.php?n=24 387&c=1441
  134. Профильное обучение: исторический опыт, новые горизонты / URL: http://edu.of.ru/profil/default.asp?obno=12 603
  135. Различные модели предпрофильного и профильного обучения (из опыта работы) / отв. ред. Л. Е. Курнешова. — М.: Центр „Школьная книга“, 2005. — 160 с.
  136. Распоряжение Правительства РФ от 29 февраля 2001 г. № 1756-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. — № 1 (Часть II). — Ст. 119.
  137. Вестник образования. 2002. декабрь
  138. , Г. В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков / Г. В. Резапкина. — М.: Генезис, 2000.- 128 с.
  139. , А.С. Элективный курс в профильной школе как введение в науку: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпицыной / А. С. Роботова, И. Н. Никонов.- СПб.: КАРО, 2005. 80 с.
  140. , М.И. Концепция воспитания свободного человека / М. И. Рожков // Концепции ведущих ученых института педагогики и психологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского.- Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006.- 221 с.
  141. , П.В. К вопросу „дифференциации общего образования“ в средней школе // Народное образование. 1963 .- № 1. — С.20.
  142. , С. Б. Схема оценки эффективности учебного процесса (тренинга) / С. Б. Савелова // Мастерство. 2002. — № '/2. — с. 27 — 28.
  143. , А.И. Секреты жизненного успеха / А. И. Савенков // Директор школы. 2004. — С.68−76.
  144. , Г. К. Традиционная педагогическая технология и её гуманистическая модернизация / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. -144 с.
  145. , И.С. Руководителю образования о введении профильного обучения: Практич. пособие / И. С. Сергеев. — М.: АРКТИ, 2006. — 136 с.
  146. , В.П. Управление образовательными системами. Программно-методическое пособие / В. П. Сергеева. М.: Издатель А. Е. Дмитриев, 2001.160 с.
  147. , В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Сериков- под ред. В.А. Сла-стенина, И. А. Колесниковой.- М.: Издат. центр „Академия“, 2008. — 256 с.-(Профессионализм педагога).
  148. , В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учеб. пособие / В. П. Симонов. — М., Рос. педагог, агентство, 1997. 264с.
  149. , В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под. Ред. В. А. Сластенина 2-е изд., стереотип. / В. А. Ситаров. — М.: Издат. центр „Академия“, 2004.- 368 с.
  150. , В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов- под. ред. В. А. Сластенина.- 8-е изд., стереотип.- М.: Издат. центр „Академия“, 2008.-576 с.
  151. Сластенин, В, А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: ИЧП „Издательство Магистр“, 1997. -224 с.
  152. В.И. Инновации в образовании: основания и смысл / URL http://hghltd.yandex.net/yandbtm?url=http%3A%2F%2Fwww.researcher.ru%2 °F methodics%2Fnauka%2Falxizkd.html&text (дата обращения 19.12.2008)
  153. , И.П. Человек образование — профессия — личность. Монография / И. П. Смирнов.- М.: УМИЦ „Граф-Пресс“, 2002. — 420 с.
  154. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров.- 3-е изд.- М.: Сов. энциклопедия, 1985. -1600 с.
  155. , К.Е. Профильное обучение: какова цена вопроса? / К. Е. Сумнительный. М.: Чистые пруды, 2006.- 32 с. — (Библиотечка „Первого сентября“, серия „Управление школой“. Вып. 4 (10)).
  156. Третьяков, П. И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии / П. И. Третьяков. М.: ООО „Издательство Скрипторий 2003“, 2006.-568с.
  157. , П.И. Управление школой по результатам: практика педагогического менеджмента./ П. И. Третьяков. М.: Новая школа, 2001.- 320 с.
  158. , А.Н. Концепция изменения содержания общего образования / А. Н. Тубельский // Новые ценности образования.- НЦО, 2006. № Vi д (25/26) к № 25 425 (Образовательная деятельность).
  159. , Н.Н. Педагогика: Взаимосвязь науки и практики в условиях модернизации образования: монография / Н. Н. Тулькибаева, З.М. Большакова—Челябинск: изд-во Челяб.гос.пед.ун-та, 2008.- 162 с.
  160. Управление школой: Словарь-справочник руководителя образовательного учреждения / Под ред. A.M. Моисеева, А. А. Хвана. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 320с.
  161. , О. Как перевести образование в активную форму? О некоторых принципах построения модели профильной школы / О. Уколова, М. Калужская // Управление школой.- 2007.- № 2.- С.11−15.
  162. К.Д. Три элемента школы / Пед.соч.: В 6 т.-М.: 1989−1990.
  163. , Е.И. От выбора профессии к успеху в жизни. Учебно-методическое пособие / Е. И. Фадеева, М. В. Ясюкевич М.: УЦ Перспектива, 2008. -128 с.
  164. , В.Т. Исходные логические структуры процесса обучения: Монография / В. Т. Фоменко. Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 1985. — 222 с.
  165. Философский энциклопедический словарь /Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов М.: „Советская энциклопедия“, 1983.-840 с.
  166. , С.Ф. Управление современной школой. Выпуск IV. Профильное обучение: новые подходы. Практич. пособие для руководителей системы образования, слушателей ИПК / С. Ф. Хлебунова, Н. Д. Тараненко Рос-тов-н/Д: издательство „Учитель“, 2004.-95 с.
  167. , О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс: Метод, пособ. для рук. образ, учрежд / О. Г. Хомерики, М. М. Поташник, А.В. Лоренсов- под ред. М. М. Поташника. М.: Новаякнига, 1994, — 64 с.
  168. , А.В. Ключевые компетентности как элемент личностно-ориентированной парадигмы образования /А.В. Хуторской // Народное образование.- 2003. № 2.- С.58−64
  169. , А.А. Структура и содержание профильного обучения в общеобразовательной школе: Автореф. дис.канд. пед. наук: защищена 2002 /
  170. А.А. Чернышов. М., 2002. — 20 с.
  171. , Т.В. Качество управления школой на этапе перехода к профильному обучению / Т. В. Черникова. М.: ТЦ Сфера, 2006. — 112 с. (Педагогическое мастерство)
  172. , С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников / С. Н. Чистякова. М.: Academia, 2005. -128 с.
  173. , С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса: Учебное пособие / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, Е. О. Черкашин. — М.: Издательский центр „Академия“, 2004.- 96с.
  174. С.Н. Самоопределение личности школьника в условиях пред-профильной подготовки и профильного обучения / URL http://sputnik.master-telecom.ru/Docs24/Pedsovet/Vopros2/Chist.doc (дата обращения 17.12.2008)
  175. , Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко М.: Центр „Педагогический поиск“, 2001.-384 с.
  176. , Т.И. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова- Под ред. Т. И. Шамовой, — 2-е изд., стереотип. М.: Издат. центр1. Акдемия», 2005, — 384 с.
  177. , Т.И. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода./ Т. И. Шамова и др. М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.-160 с.
  178. Эффективное управление школой в современных условиях: Учебно-методическое пособие / О. Е. Лебедев и др. СПб.: КАРО, 2005. — 272 с.
  179. , И.Я. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. Я. Якиманская. — М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
  180. , Е. А. Управление развитием адаптивной школы / Е. А. Ямбург. — М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2004. 368 с.
  181. Chechland Р.В. Systems Thinking, Systems Practice. J. Wiley and Sons: Chichester, 1981. 200 p. — p. 122
Заполнить форму текущей работой