Система инновационных информационных технологий в формировании профессиональной компетенции учителя: На примере подготовки учителя изобразительного искусства
Разработанная концепция реализована в исследовании в совокупности инновационных информационных технологий, положенных в основу курса «Новые информационные технологии» с выделением предметноориентированного приложения «Информационные технологии в изобразительном искусстве», учитывающего специфику профиля обучения студентов факультета «Изобразительное искусство». Созданная модель системы… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-мепгодологические основы формирования профессиональной компетенции учителя в условиях информатизации образования
- 1. 1. Инновационные информационные технологии в современной образовательной системе
- 1. 1. 1. Сущность, роль и место информационных технологий в сфере образования
- 1. 1. 2. Этапы становления и современное состояние информатики в учебном процессе
- 1. 2. Компьютерные технологии в профессиональной подготовке учителя
- 1. 3. Концепция и модель системы профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства с использованием новых информационных технологий
- 1. 3. 1. Концептуальные основы проектирования системы профессиональной подготовки учителя
- 1. 3. 2. Теоретическая модель системы инновационных информационных технологий в подготовке учителя
- 1. 4. Информационно-предметная среда в профессиональном становлении учителя
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование системы инновационных информационных технологий формирования профессиональной компетенции учителя (на примере подготовки учителя изобразительного искусства). 2.1. Проблемы учебных планов, программ и содержания информатики в системе высшего педагогического образования.
2.2. Информационные технологии в профессиональной компетенции учителя изобразительного искусства.
2.3. Педагогические технологии системы новых информационных технологий в формировании профессиональной компетенции учителя изобразительного искусства.
2.3.1. Особенности построения и организация курса «Новые информационные технологии».
2.3.2. Формирование творческих способностей учителя в процессе самостоятельной работы и использования межпредметных связей.
2.3.3. Специфика построения предметно-ориентированного курса «Информационные технологии в изобразительном искусстве».
2.4. Результаты опытно-экспериментального исследования эффективности системы инновационных информационных технологий формирования профессиональной компетенции учителя изобразительного искусства.
- 1. 1. Инновационные информационные технологии в современной образовательной системе
Список литературы
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования — М.: Просвещение, 1990. — 140 С.
- Актуальные вопросы инженерной графики // под ред. Виницкого И. Г. -Йошкар-Ола: МарГУ, 1984. С. 7.
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении // под ред. Щукиной Г. И. М.: Просвещение, 1984. — С. 7.
- Александров Г. Н. Программированное обучение и новые информационные технологии//Информатика и образование, 1993, — № 5, — С. 7−19.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания М.: Наука, 1977.-С. 307.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. Казань. Изд-во Казанского ун-та, 1998. — С. 318.
- Анисимов А.В. Информатика. Творчество. Рекурсия. Киев: Наукова думка, 1988. — 221 С.
- Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании -М.:РАО, 1994.-С 10−18.
- Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе М.: Высшая школа, 1976. — 200 С.
- Архангельский С.И. Некоторые пути развития систем обучения М.: Знание, 1968. — С. 54−58.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 С.
- Архангельский С.И., Мизинцев В. П. Модель учебной информация /. вкн.: Информационный подход к анализу учебного материала. Кисivrl4u>. |.Ы1 II1. Т7 Ю"7Л П .11
- A f'^.in Г ^ rfr >Т! (Г" М I «• I п «I 1 U"-«nO'lLI И «1 ! 1 f Т LJ ' * '' t * f f L ' С ' L ' О /ч1 14-VV1.'. А. l"iL/iriL'UUlL/l II .111 IIIUVIH. .VlUlV.lU. L r' .1.s
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. 193 С.
- Батаршев А.В. Преемственность б применении методов и дидактических приемов обучения на уроке. Талин: Валгус, 1989. 96 С.
- Батурина Г. И., Байер У. Цели и критерии эффективности обучения (к постановке проблемы) // Сов. Педагогика, 1975. С. 41−49.
- Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для средних учебных заведений. М.: Академ А, 1998. 176 С.
- Безрукова B.C. Педагогика: Учебник для инженерно-педагогических специальностей Екатеринбург: Изд. Свердл. инж.-пед. ин-та, 1993. 320 С.
- Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. М: Высшая школа, 1991. 205 С.
- Беляева А.П. Политеоретические основы многоуровневой профессиональной подготовки. СПб., 1995. С. 5.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977, — 304 С.
- Беспалько В.П. Программированное обучение (дидактические основы). М. 1985. 300 С.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологи. М.: Педагогика, 1989.- 192 С.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие. М: Высшая школа, 1989. 144 С.
- Бирюков Б.В., Гутчин И. Б. Машина и творчество: Результаты, проблемы, перспективы. М.- Радио и связь, 1982. 151 С.
- Блауберг И.В., Юдин Б. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1985. С. 24.
- Богданов Д А. Федосеев А. А. Проблемы дистанционного обучения в России// Информатика и образование, 1996. № 3 С. 94−97.
- Ботвинников А.Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков у школьников. М.: Педагогика, 1979. — С. 1−23.
- Буга П., Карпов В. Технологии обучения в высшей школе (о результатах конкурса) «Alma mater, 1991. № 2 11 С. 14−17.
- Волков И.П. Учим творчеству 7 Опыт работы учителя труда. М.: Педагогика, 1982. 86 С.
- Воронцова Ю.Л. Компьютер и эстетическое воспитание М.: Информатика и образование, 2000. № 8 С. 93−94.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965. 519 С.
- Выготский Л.С. Методика рефлексологического и психологического исследования '! Проблемы современной психологии Л.: 1986. 268 С.
- Гаврилова Н. Е, Масленикова О. Н. Использование компьютерной графики при создании мозаичных орнаментов. М.: Информатика и образование, 2001, — № 10- С. 83−85.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий 7 сб. «Исследование мышления в советской психологии» М.: Наука, 1966. С. 236−277.
- Гергей Г., Машбиц Е. И. Психолого-педагогическне проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе «Вопросы психологии, 1985. Л-: 3 С. 111−118.
- Гершунский Б. С. Философия образования М: Московский психолого-социальный институт, Флина, 1998. — 432 С.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования. Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 С.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Интер-Диалеюч-, 1997. — С. 81−82
- Гесс дс Кальве Т., Касаткин В. Собственная дизайн-студия: Компьютерный художник: как, с кем и чем работать // Художественный совет, 1998.- № 4 102 С.
- Гласс Д., Стэнли Д. Статистические методы в педагогике и психологии.- М.: Прогресс, 1976. С. 1−39.
- Глушков В.М. Новое в информатике М.: Наука, 1977. 552 С.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 686)' сайт сети Интернет.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики-в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977. 115 С.
- Григорьевская Л.П. Исследование процесса формирования специалиста. Дис. .канд. пел. на>к. М.: 1996. 116 С.
- Гурьева Т.Н. Внедрение информационных технологий М.- Информатика и образование, 1996. .Nk 3 С. 98 104.
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения «Педагогика, 1995. № 1 С. 29−39.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544 С.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960. — 299 С.
- Данилов М.А., Есипов Б. П. Дидактика. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.- 518 С.
- Дворецкий С.И., Майстренко А. В., Муратова Е. И., Формирование информационной культуры специалиста // Тамбов: Информатика и образование, 2001.- № 4-С. 21−31.
- Демакова И., Годунова Е., Борисова В. и др. На подступах к компьютерной педагогике // Информатика и образование, 1990. № 6 — С. 82−87.
- Джонассен Д.Х. Компьютеры как инструмент познания. Август, 1996. — № 4 — С. 117−131.
- Дидактика средней школы // под ред. М. А. Скаткина. М.: Просвещение, 1975, — 303 С.
- Дидактические основы комплексного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы // под ред. Палат Е. С. М.: НШ СО и УК СССР, 1991.- С. 12−28.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. — 160 С,
- Елканов Е.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. -М.: Просвещение, 1989. 189 С.
- Ершов А.П., Монахов В. М., Бешенков С. А. и др. Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учебное пособие для ср.юбных заведений /-' под ред. Ершова А. П. и др. М.: Просвещение, 1988. ч. 2. 96 С.
- Ерыгин А.И., Мокрушин Е. Л. и др. Системный подход к управлению развития личности и новые информационные технологии /-' Педагогическая информатика, 1995. Ш С. 18−2!
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя // Советская педагогика, 1988. № 1 — С. 5.
- Загвязинский В.П., Гриценко Л. И. Основы дидактики высшей школы. -Тюмень, 1978. 90 С.
- Залега Ю.М., Маркина Л. Н., Омелько Н. Е. Новые информационные технологии в школе // Информатика и образование. М.: 2000. — № 2. — С. 31−33.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: 1990. 418 С.
- Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М: Педагогика, 1977. — 64 С.
- Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: 1974.289 С.
- Зорина Л.Я. Конкретизация принципа научности в дидактике // Новые исследования в педагогических науках, 1975. № 13. — С. 9−10.
- Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып. № I. М: 1971. — 72 С.- Вып. № 2. М.: 1971. — 88 С.- Вып. № 3. — М.: 1972. — 78 С.
- Ильина Т.А. Программированное обучение. М.: Просвещение, 1969. С. 5−18.
- Интеграция в педагогике и образовании // Сборник научно-методических работ Самара: 1994. — 241 С.
- Каймин В.А. Основы компьютерной технологии. М. Финансы и статистика, 1992. — 208 С.
- Каймин В.А., Щеголева А. Г., Ерохина Е А. и др. Основы информатики и вычислительной техники: Пробный учебник для 10-М классов средней школы. М.: Просвещение, 1990. — 272 С.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М: Педагогика, 1990. — 143 С.
- Карху Л.Л. Шрифт. Объем пространство. М.: Педагогика, 1990. С. 1 1 «>
- Катханова Ю.Ф. Развитие творческой самостоятельности школьников и студентов в графической деятельности. Дис.. канд. пед. наук. М.: 1994. -196 С.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе // Педагогика и психология, 1989. № 6 — С. 13.
- Клименко С.М., Уразметов В. В. Среда обитания информационного общества Протвино. Российский центр физико-технической информатики, 1995. С. 3−14.
- Козлов О. Поэтапная подготовка учителей-предметников к проведению занятий в кабинете информатики // Информатика и образование, 1991. № 3 — С. 97−99.
- Короткое A.M. Компьютерное обучение: Система и среда // Информатика и образование М.: 2000. № 2 — С. 35−36.
- Короткое A.M., Петров А. В., Шуховцев A.M. Преподавание информатики в системе личностно-ориентированного обучения // Педагогическая информатика, 1994. Ш — С.52−53.
- Краевский В.В. Дидактический принцип как структурный элемент научного обоснования обучения // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике: Межвуз. Сб. научн. Тр. Челябинск: ЧГПИ, 1985.
- Краевский В.В. Проблема научного обоснования учения. М.: Педагогика, 1977. 264 С.
- Крылова Е.С., Горячев А. В. Проект программы по информатике // Информатика и образование, 1996. № 1 — С. 3−12.
- Кудрявцев Т.В. О проблемном обучении как основе умственного развития М: Просвещение, 1966. 256 С.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. -Л.: ЛГУ, 1980. 172 С.
- Кустов Ю.А. Единство и преемственность педагогических действий в высшей школе. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1993. — 112 С.
- Кустов Ю.А., Осоргин Е. П., Гусев В. А. Концептуальные основы интеграции профессионально-педагогической подготовки молодежи в средней специальной и высшей школе // сб. «Интеграция в педагогике и образовании» Самара: 1994. — 7 С.
- Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Талин: Валгус, 1980. — 334 С.
- Лапчик М П. Информатика и компьютерные технологии в содержании профессиональных программ высшего педагогического образования /7 Педагогическая информатика, 1994. -№ 1 С. 32−39.
- Лапчик М.П. Информатика и технология: компоненты педагогического образования // Информатика и образование, 1992. № 1 — С. 3−6.
- Ларионов В.М. Информатизация профессионального образования: проблемы и перспективы // Педагогическая информатика, 1993. № 1 С. 72−88.
- Леднев B.C. Содержание общего и среднего образования: проблемы структуры. М.: Педагогика, 1980. — 360 С.
- Леонтьев А.Н. Деятельность и личность // Вопросы философии, 1966.1. Гп? п О 1 лj 41-. о- 1
- Лепский В.Е., Лепская Н. А. Компьютер в художественном образовании. М.: Научно-практический центр непрерывного художественного образования, 1995. С. 2−15.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М: Знание, 1974. 64 С.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекции // Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М:
- Луканкин Г. Л., Сергеева Т. Ф. Информационно-категориальный подход к обучению математике младших школьников // Информатика и образование, 2000. № 1 — С. 81−84.
- Мавзутов А.В., Харламов М. А., Харламова Р. Д. О создании автоматизированной системы // Специалист, 1992. № 7−9. — С. 25−27.
- Максимова В.И. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. — 192 С.
- Маригодов В.К., Скободняк А. А. Массив информации и педагогика // Специалист, 1995. № 8 — С. 23−26.
- Матрос Д. Информационная модель школы // Информатика и образование, 1996. № 3 С. 1−8.
- Матрос Д.Ш. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в школу // Информатика и образование, 2000. № 8 С. 9−11.
- Матрос Д.Ш. Проблемы взаимосвязи оптимизации обучения и задачи математического программирования // Методологические и тсорстичсские проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса. М.: 1984. — С. 59−68.
- Матюшкин-Гсрке А. Что в программе плохо? // Информатика и образование, 1987. № 2 — С. 119−121.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. 367 С.
- Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории. // 2-е изд., неправ. и допол. М.: Педагогика, 1985. 184 С.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения М.: 1988. 192 С.
- Межпредметные связи сетсственно-математичсских дисциплин // под ред. В. Н. Федоровой. М.: Просвещение, 1980. 207 С.
- Методы системного педагогического исследования. Учебное посооие // под ред. Н. В. Кузьминой, Е. А. Григорьевой, В. А. Якунина, Г. Н. Князевой и др. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1980. — 172 С.
- Могилев А.В., Титоренко С. А. Дидактические принципы в компьютерном обучении /./ Педагогическая информатика, 1993. № 2 С. 10−16.
- Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя // под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: 1981. — 120 С.
- Молибог А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. М.: Высшая школа, 1971. — 296 С.
- Моллакаев М. Волшебный мир 3 D графики // Художественный совет, 2000. № 2 — 98 С.
- Монахов В.М. Изучение основ информатики и вычислительной техники в средней школе: опыт и перспективы М.: Просвещение, 1987 — 192 С.
- Монахов В.М. Психолого-педагогические проблемы обеспечения компьютерной грамотности учащихся // Вопросы психологии, 1985. № 3п < Q^ о.
- Огородников И.Т. Педагогика. М.: Просвещение, 1968. 375 С.
- Околелов О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России, 1994. № 2-С. 45−50.
- Орешков И., Зеленская Н. Новому этапу информатизации новую программу // Информатика и образование, 1991. Лг"2 — С. 7−12.
- Осухова Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога // Педагогика, 1992. -№ 3−4 С. 53−57.
- Педагогика в системе наук о человеке М.: Педагогика, 1990. — 168 С.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии // под ред. С. А. Смирнова. М.: 1999. — С. 259.
- Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи // пер. с англ. под ред. А. В. Беляевой, В. В. Леоноса. М.: Педагогика, 1989.-С. 11−15.
- Переверзев Л.Б. Дизайн в средней школе: британский эксперимент // Техническая эстетика, 1987. № 6 — С. 26−34.
- Петровский М. Технология обучения М.: Просвещение, 1998 — С. 34.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. — 240 С.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Academa, 1999. — С. 3−45.
- Программы высших педагогических учебных заведений. Педагогика. Для всех специальностей. М.: МГОПИ, 1991. — 11 С.
- Психолого-педагогические и психолого-физиологические проблемы компьютерного обучения: сборник научных трудов // под ред. Бодалева А. А., Соколова М.: АПН СССР, МГУ, 1985. — 162 С.
- Пьяных М. Новейшие информационные технологии в образовании // Энергия, 1999. № 12 — С. 56−62.
- Ребров И. Кентавр компьютерной графики: Когда и насколько компьютерная графика может быть творчеством, а когда нет // Художественный совет, 1999. № 4 87 С.
- Решинская И.В., Шугурика М. В. Отечественные системы для создания учебных курсов // Мир ПК, 1993. № 3 — С. 55−60.
- Роберт И.В. Информационно-предметная среда со встроенными элементами обучения // Педагогическая информатика, 1995. № 2 — С. 15−17.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в обучении: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Школа — Пресс, 1994. — 205 С.
- Роберт И.В. Экспертно-аналитическая оценка качества программных средств учебного назначения // Педагогическая информатика, 1993. № 1 -С. 54−62.
- Ройтман И.А. Рациональный выбор изображений как оценка количества информации // Вестник высшей школы, 1967. С. 2−13.
- Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии: в 2-х томах. Т. 1 М.: Педагогика, 1989. — 352 С.
- Сайгак Л.Н. Преемственность графической подготовки учащихся средних школ и вузов в соответствии с их профориентацией. Дис.. канд. пед. наук. Куйбышев: 1984. — 204 С.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников. М.: 1962. — 504 С.
- Сергеева Т. Новые информационные технологии и содержание обучения // Информатика и образование, 1991. № 1 — С. 3−10.
- Симонович С.В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Специальная информатика: Учебное пособие. М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 1999. — С. 480.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.-95 С.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика. М.: Изд-во школа Пресс, 1998. -512 С.
- Сластенин В.А., Мищенко А. И. «Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя» // Советская педагогика, 1991. № 10-С. 79−84.
- Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. -М.: Academa, 1999. С. 34.
- Советский энциклопедический словарь // под ред. A.M. Прохорова -М.: 1980.-С. 1225.
- Соловьев А.В. Информационные технологии в профессиональном образовании // Информатика и образование, 1996. № 1 — С. 13−16.
- Сохор A.M. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1974. — 192 С.
- Талызина Н.Ф. Внедрение компьютеров в учебный процесс научную основу. // Сов. Педагогика, 1985. — № 12 — 13 С.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы программированного обучения. -М.: Знание, 1968.- 102 С.
- Теория и практика высшего педагогического образования. Межвузовский сборник научных трудов // под ред. Сластенина В. А. М.: Изд-во Прометей, 1993.- 117 С.
- Токарева Л.А., Веретенникова Н. А., Алексеев А. С., Якунин В. Е. Значимость вербальных и невербальных средств общения в педагогической деятельности // «Проблемы повышения квалификации и непрерывного образования». М.: ИОСО РАО, 2002.-С. 256−262.
- Удалов С.Р. Методические основы введения новых информационных технологий при обучении конструированию в курсе черчения средней общеобразовательной школы. Дис.. канд. пед. наук. Омск: 1993. — 123 С.
- Ульман Дж. Основы систем баз данных М.: Финансы и статистика, 1998.-334 С.
- Федосеев А.А. Проектирование учебной деятельности как методическая основа внедрения информационных технологий в образование // Системы и средства информатики: РАН Институт проблем информатики. 1995. -выпуск 7 С. 160−163.
- Фомин А.А. О развитии учебно-познавательной деятельности студентов // Специалист, 1994. № 3 — С. 17−18.
- Фрейман В. Методические подходы к обучению школьников работе с базами данных // Информатика и образование, 1993. № 3 — С. 3−7.
- Фурман А.В. Повышение эффективности графической подготовки школьников. Дис.. канд. пед. наук. Киев: 1984. — 164 С.
- Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах // перевод Шапи-рова P.M. М. Просвещение, 1989. — С. 33−34.
- Хомиченко Г. А. Дидактические условия обеспечения преемственности графической подготовки учащихся общеобразовательной школы и студентов втузов. Дис.. канд. пед. наук. Львов: 1989. — 190 С.
- Человеческий фактор: В 6 т. Т. 3. Моделирование деятельности, профессиональное обучение и отбор операторов // Пер. с англ., Холдинг Д., Гол-дстейн Н., Эберст Р. Часть 2. М.: Мир, 1991. — 302 С.
- Черемных Г. В. Компьютер и дети М.: Издательство, Mill У, 1999. -С. 12−16.
- Чернова Ю.К. Основы проектирования педагогических технологий в техническом вузе. Учебное пособие. Тольятти: ТолПИ, 1992. — 121 С.
- Шафрин Ю.А. Информационные технологии. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998. — 704 С.
- Шахмаев Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе. М.: Педагогика, 1973. — 268 С.
- Швецкий М.В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом ВУЗе в условиях двухступенчатого образования. Диссертация. док. пед. Наук. Санкт-Петербург: 1994. — С. 53.
- Шеварев П.А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 303 С.
- Щеголь В.И., Медяник Г. А. Педагогические технологии творческого саморазвития личности студентов в процессе педагогической практики. -Тольятти: 2001. 175 С.
- Юцявичене П.А. Основы модульного обучения. Вильнюс: Мин-во нар. обр. Литовской ССР, ИПК СНХ при Совете Министров Литовской ССР, 1989.-68 С.
- Юцявичене П.А. Теоретические основы модульного обучения: Дис.. доктора пед. наук. Вильнюс: 1990. — 406 С.
- Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989.-272 С.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 С.
- Якубайтис Э.А. Информатика электроника — сети. — М.: Финансы и статистика, 1989. — 200 С.
- Sternberg R. General intellectual ability. // Human abilities by R. Sternberg 1985, — p. 5−31.
- Wollach M., Kogan N. A new look at the createvety intelligence distinction. //Journal of Personality, 1965. -№ 33 — p. 348−369.
- Gmoch R. Wybrane problemy komputerowego wspomagania KSZT alce-nia chimicrnego, Uniwersytet Opollsky, Opole, 1995. 127 p.
- Kleiman G., Humplirey M., Lindstay P. Microcomputers and huperaktive children // Greative Computing, March, 1981. p. 93−94.
- Papert S., Children’s machine. Rethinking school in the age of computer. New York: Basic Books Ihs, Publischers, 1993. p. 13−24.
- Гущина О.М. Информационное обучение будущего учителя-предметника // «Пути совершенствования непрерывного профессионального образования». М.: ИОСО РАО, 2000. — С. 205−208.
- Гущина О.М. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя-гуманитария в условиях информатизации образования // Профессиональное образование в научно-педагогических исследованиях. -ТГУ, 2003.-С. 223−228.
- Гущина О.М., Павленко Н. М. Практическая информатика. Компьютерная графика // Учебное пособие для студентов гуманитарных специальностей ун-тов очной и заочной формы обучения. Тольятти: 2002. — 72 С.
- Павленко Н.М., Гущина О. М. Практическая информатика. СУБД Access for Windows // Методические рекомендации для студентов педагогических вузов. Тольятти: 2000. — 68 С.