Новые технологии в обучении русскому языку школьников 7-8 классов
Рассмотрим подробнее некоторые дистанционные бесплатные курсы, предлагаемые сегодня. Если для вас главное это знание, то проблем не возникнет. Если нужен документ об окончании курсов, то приготовьтесь, что вас могут попросить приехать на очную аттестацию. Причем, за это, возможно, еще попросят и заплатить. Цены могут быть разными, от пятисот рублей до нескольких тысяч. В некоторых случаях… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты инновационных процессов в образовании
- 1. 1. Понятие об инновациях в образовании, их классификация
- 1. 2. Роль инноваций в развитии образования
- Глава 2. Применение новых технологий в обучении
- 2. 1. Информатика и образование
- 2. 2. Уроки-презентации и Интернет в образовании
- 2. 3. Методические основы использования электронных учебных пособий в образовании
- 2. 4. Дистанционное образование в современной системе обучения
- Глава 3. Инновационные технологии в обучении русскому языку в школе
- 3. 1. Использование электронных учебных пособий в обучении русскому языку и их примеры
- 3. 2. Технологии интерактивного обучения русскому языку
- 3. 3. Примерный план урока русского языка с использованием инновационных технологий
- Заключение
- Список литературы
В настоящее время в России происходят изменения во всех сферах жизни общества, в том числе и в области образования. В национальной политике образования уже несколько лет разрабатываются новые программы, направленные на совершенствование и модернизацию системы обучения в школе. Это обусловлено переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из основных задач современной школы является раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.
Проблема образования всегда интересовала ученых, политиков, социологов, поскольку именно образование является той основой, на которой формируется будущее направление процессов в стране, именно образование позволяет укрепить национальную мощь страны.
Данный дипломный проект посвящен. Актуальность темы заключается в том, что система образования не может находиться в стороне от происходящих новшеств, перемен, инноваций, образование и научно-технические процессы, происходящие в мире, должны находится в тесном взаимодействии для успешного и эффективного обучения. Именно поэтому была выбрана тема работы, которая активно рассматривается и обсуждается и исследуется многими учеными педагогами в нашей стране.
Целью данной работы является рассмотрение и применение на практике (конспекты уроков) всех инновационных технологий в обучении русскому языку в школе в современной системе образования. Для достижения поставленной цели нами будут решаться следующие задачи:
1) описание теоретических аспектов инновационных процессов в современной системе образования;
2) рассмотрение новых технологий в образовании и их применения на практике
3) анализ инновационных технологий в обучении русскому языку;
4) составление конспектов уроков русского языка с применением новых технологий обучения.
Объектом исследования данной работы являются новые технологии в обучении русскому языку в школе. Предметом исследования послужили основные тенденции и инновации в современной системе образования.
Работа состоит из введения, трех глав, рассматривающих как теоретические, так и практические аспекты по проблеме исследования, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты инновационных процессов в образовании
1.1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация
Для того чтобы эффективно организовать работу школы в инновационном режиме, нужно не только освоить определенные управленческие навыки, что безусловно является важной составной частью для реализации данной задачи в практической деятельности, но и восстановить первоначальный контекст, связанный с разворачиванием инновационных процессов как таковых, а затем представить специфику этих инновационных процессов в сфере образования.
Для более четкого понимания инновационных процессов в образовании необходимо сначала рассмотреть понятие «инновации» в образовании. Первоначально термин «инновация», предельно широко понимаемый как нечто новое и имеющее общественную значимость, появился в исследованиях по культурологии и лингвистике в середине прошлого века при описании процессов культурной диффузии. Его ввели для рассмотрения ситуации, в которой феномен из одног культурного ареала распространялся в другие, где выступал не как лежащий в культурной традиции, а как культурная (языковая) инновация, в той или иной форме ассимилируемая в сложившейся культуре. Эта диффузия трактовалась фактически в качестве естественного механизма-развития самой культуры. Такое значение термина «инновация» и по сей день сохраняется в ряде наук, например в этнографии.
Усиливающийся с каждым годом интерес и все большее осознание в обществе возможности использования инновационных процессов привели к тому, что с начала XX века стала оформляться специализированная область знания инноватика как особая наука о нововведениях, в рамках которой начали изучаться общие закономерности технических нововведений в сфере материального производства .
Приблизительно в конце 50-х годов на Западе и лишь в последние 10 лет у нас в стране образовательные инновационные процессы выделились в предмет особых исследований ученых. Были созданы специальные информационные службы, издания и журналы, отражающие ход и результаты данных исследований. Так, например, при ЮНЕСКО существует сейчас Азиатский центр педагогических инноваций для развития образования, который обобщает педагогические нововведения в различных странах мира и информирует о них (совместно с Международным бюро по вопросам образования) всю педагогическую общественность на страницах своего специального издания. Международное бюро по вопросам образования также принимает участие в публикации и другого периодического издания, посвященного инновационным процессам, журнала «Информация и инновация в образовании».
Инновации в образовании находятся под контролем отдельной области педагогических знаний педагогической инноватики. Это наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования. Развитие педагогической инноватики в нашей стране связано прежде всего с возникновением и оформлением массового обшественно-педагогического движения. Как и всякое социокультурное явление, российское инновационное педагогическое движение имеет свои субъективные и объективные предпосылки для возникновения, свою собственную историю и основные линии становления.
Инновационные процессы выражают не только внутреннюю, предметную логику нововведения, но и логику его взаимодействия с окружающей средой. С этой точки зрения нововведение характеризуется динамическим соотношением параметров, выражающих как его воздействие на окружающую среду, так и обратное влияние самой среды на нововведение. Динамика этих характеристик во времени и образует жизненный цикл нововведений: старт, быстрый рост, зрелость, насыщение, финиш или кризис .
«Инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение», то есть можно сказать, что понятие «новое» напрямую связано с инновацией. В известном словаре СИ. Ожегова дается следующее определение: «Новый это впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный» .
Если первое определение «впервые созданный» дает представление о чем-то совершенно неизвестном ранее, то следующие характеристики «недавно» и особенно «вновь открытый» — говорят нам о том, что в новом может присутствовать в какой-то степени элемент «старого», чего-то такого, что уже было. Таким образом, можно говорить о двух типах нового.
1. Впервые созданное новое (абсолютно новое).
Такое новое равносильно открытию в области педагогики.
2. Новое, содержащее в себе элементы старого.
Старые и новые элементы, соединившись, могут дать как конкретизацию и дополнение, так и принципиально новую картину знания.
Любая инновация в образовании относительна как в личностном, так и во временном (историческом) плане. То, что является новым для одного учителя, может быть абсолютно неновым для другого. Новизна всегда носит конкретно-исторический характер, она рождается в конкретное время и решает задачи конкретно-исторического периода. Нововведение может очень быстро стать достоянием многих, войти в массовую образовательную практику, но затем может также устареть и в более позднее время даже стать тормозом развития.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введени нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
Существуют различные виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют.
1) по видам деятельности: педагогические и управленческие, причем педагогические обеспечивают педагогический процесс.
2) по характеру вносимых изменений: радикальные, комбинаторные, модифицирующие. Радикальные основаны на принципиально новых идеях и подходах; комбинаторные представляют собой новое сочетание известных элементов; модифицирующие совершенствуют и дополняют соответствующие формы и образцы.
3) по масштабу вносимых изменений: локальные, модульные, системные. Локальные это инновации, в которых изменения компонентов не зависят друг от друга; модульные представляют собой взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций; системные это инновации, при которых осуществляется полная реконструкция системы как целого.
4) по проблематике: инновации, направленные на изменение всей школы в целом, на создание в ней воспитательной системы или иной системообразующей деятельности на основе концептуальных идей; инновации, направленные на разработку новых форм, технологий и методов учебно-воспитательного процесса; инновации, направленные на отработку нового содержания образования и новых способов его структурирования; инновации, направленные на разработку новых форм и систем управления;
5) по источнику возникновения: внешние (за пределами образовательной системы); внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы).
6) по масштабу использования: единичные; диффузные.
7) в зависимости от функциональных возможностей: нововведения условия; нововведения-продукты; организационно-управленческие нововведения. Нововведения условия обеспечивают эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные услови и т. д. Нововведения-продукты это педагогические средства, технологические образовательные проекты и т. д. Организационно-управленческие нововведения это качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование.
8) по масштабности и социально-педагогической значимости: федеральные, региональные, субрегиональные (предназначены для образовательных учреждений определённого типа и для конкретных профессионально-типологических групп педагогов).
9) по осмыслению перед внедрением инноваций: случайные, полезные, системные. Случайные это инновации надуманные и привнесённые извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы. Чаще всего они внедряются по приказу вышестоящего руководства и обречены на поражение. Полезные инновации это инновации, соответствующие миссии образовательного учреждения, но неподготовленные, с неопределёнными целями и критериями, не составляющими единого целого со школьной системой. Системные это такие инновации, которые выведены из проблемного поля с чётко обозначенными целями и задачами. Они строятся на основе учёта интересов учащихся и педагогов и носят характер преемственности с традициями. Они тщательно готовятся, экспертируются и обеспечиваются необходимыми средствами (кадровыми, материальными, научно-методическими).
На основе представленной классификации инноваций можно сделать вывод, что чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно-обоснованному управлению инновационным процессом.
Список литературы
- Антология «Дистанционное обучение в современном мире». М.: Владос, 2005.
- Бондарко А.В. Основы функциональной грамматики. СПб.: Наука, 2001.
- Власкин А. А., Сенцова Т. М. Автоматизированная система обучения русскому языку. Материалы VI международной конференции Информационные технологии в образовании
- Горбунова В.А., Ширшова Л. А. Компьютерные технологии — новый ресурс привлечения учащихся в школьные библиотеки. Материалы НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"// www.ioso.iip.net
- Ерофеева Н. И. Управление проектами в образовании //Народное образование.2002, № 5.
- Закон Российской Федерации «Об образовании», т.32, п. 2.
- Интернет в гуманитарном образовании: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Владос, 2001.
- Исаев. Е.И. Теория и практика психологического образования педагога // Психологический журнал, 2000, № 11.
- Кажигалиева Г. А., Васенкова М. В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе//Педагогика, 2005, № 2.
- Карлинский А.Е. Принципы, методы и приемы лингвистических исследований//ИЯШ, 2003, № 4.
- Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003.
- Компьютерные телекоммуникации в системе школьного образования/Учеб.пособие для студентов пед. вузов и повыш. квалиф. пед. Кадров. М.: ЮНИТИ, 2004.
- Костомаров, В.Г., Митрофанова, О.Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Академия, 2005.
- Лыфенко А. В. Решение проблемы ментальной несовместимости в процессе изучения историко-методических вопросов //Начальное образование на пороге XXI века (Проблемы и перспективы). Материалы Всероссийской научной конференции. — Тула, 2000.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Учебное пособие для Студенов педагогических ВУЗов. М.: Наука, 2006.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Эксмо, 2002.
- Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках русского языка потребность времени//Вестник МУ. 2005 № 7.
- Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений. М.: Новая школа, 1996.
- Пугачёва Н. Б. Источники инноваций общеобразовательного учреждения// Завуч, 2005, № 3. С. 29.
- Пугачёва Н. Б. Психолого-педагогическое обеспечение инновационной деятельности общеобразовательного учреждения // Завуч, 2005, № 3.
- Руднев Е.Н. Миссия, стратегия и практические действия // Директор школы, 2006, № 8.
- Сергоманов П. Р. Изменения в школе: одни проблемы // Учитель, 2003, № 6.
- Сластёнин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. — М.: Магистр, 2007.
- Сластёнин, В. А. Педагогика М.: Школа-Пресс, 2000.
- Трайнев В. А и др. Дистанционное обучение и его развитие. М.: Гардарики, 2005.
- Третьяков П.И. Оперативное уравление качеством образования в школе. Новые технологии. М.: Скрипторий 2003, 2005.
- Тюнников Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход// Стандарты и мониторинг в образовании, 2004, № 5.
- Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005
- Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. — М.: АСТ, 2001.
- Яковлева Е.В. Современные теории и методики обучения русскому языку. М.: Экзамен, 2004.