Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Коррекционно-логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи в процессе формирования социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведённое экспериментальное изучение социальных представлений детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи показало, что они качественно отличаются от социальных представлений их нормально развивающихся сверстников по уровню развития. В условиях речевого недоразвития выявлена дефицитарность структурных компонентов социальных представлений (когнитивного, коммуникативного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы 11 формирования социальных представлении у дошкольников (нормальное развитие речи и недоразвитие речи)
    • 1. 1. Значение социальных представлений как социально-когнитивного образования
    • 1. 2. Становление образа Я и образа другого у ребёнка
    • 1. 3. Роль семьи в формировании социальных представлений ребёнка
    • 1. 4. Становление образа мира (представлений о мире) ребёнка
    • 1. 5. Предпосылки формирования социальных представлений у детей с 44 отклонениями в развитии
  • Глава 2. Экспериментальное изучение социальных представлений 52 детей с общим недоразвитием речи
    • 2. 1. Цели, задачи и организация констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Анализ результатов экспериментального изучения
  • Глава 3. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи в процессе формирования социальных представлений у детей 5−6 лет (формирующий эксперимент)
    • 3. 1. Цель, задачи, содержание и принципы формирующего эксперимента

    3.2. Развитие социальных эмоций посредством формирования навыков 120 социальной перцепции, развития способности к эмоциональной децентрации, эмпатии и введение в активную речь эмоциональной лексики (I этап)

    3.3. Развитие речи и формирование представлений о социально- 138 этических нормах и правилах поведения (II этап)

    3.4. Обучение воспроизведению речевых моделей в игровых ситуациях 147 (III этап)

    3.5. Формирование навыка переноса усвоенных социальных представлений в сферу межличностного общения (IV этап)

    3.6. Анализ результатов контрольного эксперимента и

    выводы.

Коррекционно-логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи в процессе формирования социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Формирование социальных представлений неразрывно связано с речевым, познавательным и социально-личностным развитием ребёнка. Следовательно, проведение коррекционно-логопедической работы в процессе формирования социальных представлений будет способствовать не только преодолению речевых нарушений, но и социализации и интеграции дошкольников с ОНР. Социальные представления — это совокупность представлений ребёнка о себе (образ Я: реальное, зеркальное, идеальное), о другом (образ другого), о структуре взаимоотношений между людьми и о нравственных категориях.

Суть социальных представлений заключается в том, что они включают в себя три взаимосвязанных компонента (коммуникативный, перцептивный, когнитивный) и основываются на постепенности освоения ребёнком языка как знаково-символической системы, а также поведенческих установок, социальных ценностей, норм и стереотипов, которые способствует познанию социальной действительности. Овладение социальными представлениями происходит в процессе повседневной межличностной коммуникации ребёнка со взрослыми и сверстниками. Социальные представления не только ориентируют ребёнка в социальной реальности и формируют его картину мира, но и в результате интернализации становятся внутренними регуляторами поведения личности (Ч.Х.Кули, Д. Г. Мид, С. Московичи, Т. Парсонс, З. Фрейд, К. Эдвардс, Э. Эриксон, Е. В. Якимова и др.).

Анализ исследований по специальной психологии и педагогике показал, что у детей с отклонениями в развитии процесс социализации протекает своеобразно. Трудности налаживания межличностных отношений, неадекватность эмоциональных реакций, оценки и самооценки, нарушение коммуникативной деятельности, низкая познавательная мотивация приводят к резкому снижению уровня психосоциального и личностного развития ребёнка и ограничивают его возможности в познании социальной действительности (Л.А.Головчиц, М. А. Егорова, А. В. Кроткова, Е. В. Селезнева, В. И. Селивёрстов, Л. Ю. Шамко, С. Г. Шевченко и др.).

В отечественной логопедии проблема овладения социальными представлениями детей с ОНР старшего дошкольного возраста косвенно рассматривалась в научных исследованиях разных авторов (О.С.Павлова,.

0.А.Слинько, Л. Г. Соловьёва, О. О. Шацкая и др.), однако специфика их формирования не нашла отражения в работах. Вместе с тем системное недоразвитие речи у детей дошкольного возраста оказывает деструктивное воздействие на познание социальной реальности, что является причиной фрагментарности и. неустойчивости их социальных представлений. Дефицитарность компонентов социальных представлений будет оказывать влияние на речь, мышление, общение, поведение, и, следовательно, замедлять и затруднять процесс социализации личности в основных сферах жизнедеятельности: познавательной, поведенческой, эмоциональной, этико-нравственной, межличностной. В связи с этим возникла потребность в разработке и экспериментальной проверке методических рекомендаций по коррекции общего недоразвития речи в процессе формирования социальных представлений у детей 5−6 лет. Это позволит преодолеть речевые нарушения и сформировать с учётом сензитивных периодов необходимые для развития ребёнка психологические новообразования, обеспечивающие нормализацию процесса его социализации.

Актуальность темы

позволила определить проблему исследования:

1. Каковы особенности сформированности социальных представлений у детей с ОНР?

2. Какие направления и приёмы коррекционно-логопедической работы способствуют преодолению общего недоразвития речи в процессе формирования социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста?

Цель исследования — повышение эффективности коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством формирования социальных представлений.

Объект исследования: социальные представления как средства коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

В качестве предмета исследования выступала система коррекционно-логопедической работы в процессе формирования социальных представлений у детей 5−6 лет с ОНР III уровня.

В основу исследования была положена гипотеза о том, что формирование социальных представлений как средства коррекции речи обеспечит позитивную динамику в развитии речевой, познавательной и социально-личностной сфер (коммуникативная и социальная компетентность), а это будет способствовать повышению качества всей коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи.

В соответствии с намеченной целью были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретико-методологические принципы исследования социальных представлений у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

2. Провести исследование состояния речи и социальных представлений у детей 5−6 лет с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент).

3. Обосновать направления и приёмы коррекционно-логопедической работы по преодолению ОНР посредством формирования социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

4. Проверить эффективность предложенной модели в ходе экспериментального обучения (обучающий эксперимент).

Методологическую основу исследования составили фундаментальные положения философии, общей и специальной психологии и педагогики о неразрывном единстве биологического и социального в развитии ребёнка (С.Л.Рубинштейн) — зоне ближайшего и актуального развития (Л.С. Выготский, Л. Ф. Обухова и др.) — о целостном подходе к личности как субъекту социальных отношений (К.А.Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.) — положения о роли деятельности в социальном и личностном развитии ребёнка (А.Н.Леонтьев, Д. И. Фельдштейн, Д.Б.Эльконин) — о социальном характере сознания (М.М.Бахтин, В. С. Мухина, В. А. Петровский и др.) — о взаимосвязи формирования социальных представлений с процессом социализации ребёнкао решающем значении общения в процессе формирования социальных представлений, их связи со способностью к моделированию и символизации (Г.М.Андреева, М. И. Лисина, С. Московичи, Е.О.Смирнова) — о комплексном подходе к процессу формирования личности ребёнка в коррекционном обучении и воспитании (Л.Б.Баряева, Т. Г. Визель, Е. А. Екжанова, Н. М. Назарова, Л. И. Плаксина, Е. А. Стребелева и др.) — исследования К. Эдвардс, Е. В. Якимовой, показывающих, что социальные представления обеспечивают основу общения и взаимодействия, регулируя отношения и определяя поведение индивидов.

Методы исследования: библиографический метод (анализ теоретических источников по проблеме исследования) — эмпирические методы (наблюдение, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты) — метод беседы, анкетированиябиографический (анализ анамнестических сведений, изучение медико-педагогической документации) — статистические методы (количественная и качественная обработка полученных результатов исследования).

Организация исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе групп для детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, в центре психолого-медико-социального сопровождения «Живые потоки», ГОУ Д/с № 1715, 1676 г. Москвы с 2003 по 2006 гг. На разных этапах исследования участвовало 160 дошкольников шестого года жизни (включая экспериментальную и контрольную группы).

Исследование проводилось в 2003;2006 годах и включало три этапа. Первый этап (2003;2004г.г.) предполагал изучение и анализ теоретических источников по проблеме исследования. Были определены задачи исследования, разработана методика констатирующего эксперимента для выявления сформированности социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Второй этап (2004;2005г.г.) предусматривал проведение экспериментального изучения речи и социальных представлений дошкольников с общим недоразвитием речи, обобщение и систематизацию полученных данных, составление и частичную апробацию методики обучающего эксперимента.

Третий этап (2005;2006г.г.) включал экспериментальное обучение, выявление динамики и эффективности предложенных направлений работы по преодолению ОНР в процессе формирования социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста, анализ и обобщение полученных результатов исследования, формулирование выводов.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— получены фактические данные, иллюстрирующие особенности социальных представлений у детей 5−6 лет с ОНР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками;

— разработана методика диагностики уровня развития социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

— раскрыто значение формирования социальных представлений в развитии речи, познавательной и социально-личностной сферах дошкольников с общим недоразвитием речи;

— обоснованы положения о необходимости использования социальных представлений как средства коррекционно-логопедической работы;

— подтверждено влияние применения предложенной модели обучения на повышение эффективности преодоления общего недоразвития речи.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— общее недоразвитие речи является фактором, препятствующим своевременному развитию социальных представленийрасширены теоретические представления о предпосылках формирования социальных представлений у детей с общим недоразвитием речи;

— расширены теоретические положения о взаимовлиянии уровня речевого развития, формирования социально-личностного развития и социального поведения;

— обоснована необходимость целенаправленного осуществления коррекционно-логопедической работы посредством формирования социальных представлений как условие преодоления общего недоразвития речи.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— предложена модель обучения, в которой коррекция речевых нарушений и развитие речи осуществляются посредством формирования социальных представлений;

— полученные данные позволят применять психолого-педагогический эксперимент к детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста в диагностических, прогностических и коррекционных целях;

— результаты исследования используются в практической работе дефектологами, логопедами и воспитателями специальных (коррекционных) дошкольных учреждений, а также преподавателями ВУЗов.

Результаты исследования, полученные автором лично:

— заявлена необходимость использования социальных представлений как средства коррекционно-логопедической работы с целью развития речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

— впервые показано, что в условиях речевого недоразвития не происходит спонтанного усвоения полноценных социальных представлений, что негативно влияет на развитие речи детей 5−6 лет с ОНР;

— расширены имеющиеся теоретические сведения об особенностях предпосылок формирования социальных представлений у детей с общим недоразвитием речи;

— подобран комплекс взаимодополняющих методик, способствующий выявлению уровня сформированности социальных представлений;

— подтверждена в ходе контрольного эксперимента эффективность предложенной модели коррекционно-логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи в процессе формирования социальных представлений у детей 5−6 лет.

Достоверность результатов обеспечивается методологическим подходом к проблеме формирования социальных представлений дошкольников с общим недоразвитием речиновейшими достижениями психолого-педагогических наукоптимальностью комплекса взаимодополняющих методов, выбранных согласно предмету, целям и задачам исследованиясочетанием количественного и качественного анализа полученных результатов, подтверждённых в ходе экспериментального обучения.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной дефектологии МПГУ, на межвузовских научно-практических конференциях, материалы исследования использовались при чтении лекций и проведении практических занятий со студентами факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, МГПИ. Предлагаемые направления коррекционно-логопедической работы внедрялись в практику работы ГОУ Д/с № 1715, центра ПМСС «Живые потоки» г. Москвы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Системное речевое недоразвитие препятствует формированию социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

2. Реализация комплексной коррекционно-логопедической работы на основе формирования социальных представлений — одно из условий эффективного преодоления общего недоразвития речи у детей 5−6 лет.

3. Формирование социальных представлений как средства развития речи способствует процессу социализации ребёнка с недоразвитием речи и его интеграции в общество нормально развивающихся сверстников.

Публикации. Основное содержание диссертационного исследования изложено в 6 печатных работах.

Структура и объём работы.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы, включающего 201 источник, имеет приложение.

Результаты исследования позволили нам сделать следующие выводы:

1. Анализ научной литературы по проблеме коррекции речи при общем недоразвитии речи, позволяет считать, что неполноценные социальные представления влияют на речь, мышление, общение, поведение и, следовательно, замедляют и затрудняют процесс социализации и интеграции личности.

2. У детей с общим недоразвитием речи наряду с тем, что у них нарушено формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи), полностью отсутствует лексика, связанная с социальными представлениями.

3. Проведённое экспериментальное изучение социальных представлений детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи показало, что они качественно отличаются от социальных представлений их нормально развивающихся сверстников: наблюдаются трудности в актуализации имеющихся социальных представлений в словах и их обобщении в речисоциальная некомпетентность в анализе и объяснении смысла социальной ситуациинеумение децентрироваться в речитрудности в усвоении речевых моделей.

4. Использование модели коррекционно-логопедической работы на базе формирования социальных представлений при коррекции общего недоразвития речи показало положительную динамику в речевом статусе детей, что выражалось в качественном развитии языковой способности в её грамматическом и семантическом аспектах.

5. Коррекционный эффект обучения по разработанной модели заключается в том, что комплексная коррекционно-логопедической работа, включающая единство компонентов социальных представлений (когнитивный, коммуникативный, социально-перцептивный) способствовала, помимо развития речи, формированию познавательной и социально-личностной сфер дошкольников с общим недоразвитием речи и повышала эффективность коррекции речевого недоразвития в процессе формирования социальных представлений.

Повышение качества коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи оказалось возможным благодаря использованию апробируемого нами подхода, включающего развитие языковой способности посредством формирования социальных представлений. Это даёт основание судить о перспективности и эффективности данного направления совершенствования коррекционно-логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи в процессе формирования социальных представлений у дошкольников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема формирования социальных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи является чрезвычайно актуальной. Как показывают имеющиеся исследования, системное недоразвитие речи у детей дошкольного возраста оказывает деструктивное воздействие на формирование системы социальных представлений. Неполноценные социальные представления, в свою очередь, оказывают влияние на речь, мышление, общение, поведение, и, следовательно, замедляют и затрудняют процесс социализации личности в основных сферах жизнедеятельности: поведенческой, эмоциональной, познавательной, этико-нравственной, межличностной.

Проведённое экспериментальное изучение социальных представлений детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи показало, что они качественно отличаются от социальных представлений их нормально развивающихся сверстников по уровню развития. В условиях речевого недоразвития выявлена дефицитарность структурных компонентов социальных представлений (когнитивного, коммуникативного, социально-перцептивного). Недоразвитие речи и дефицитарность компонентов социальных представлений ребёнка с общим недоразвитием речи опосредуют слабую продуктивность его в роли субъекта познания социальной действительности и усвоения языковых понятий. Следствием этого является несформированность социальной и коммуникативной компетентности дошкольников.

В соответствии с результатами констатирующего эксперимента было определено направление экспериментального обучения: формирование языковой способности в её грамматическом и семантическом аспектах на основе формирования социальных представлений. Направление работы выступало в качестве стержневой линии экспериментального обучения и реализовывалось на всех его этапах. Суть данного направления заключалась в преодолении общего недоразвития речи у детей.

Коррекционный эффект обучения заключается в том, что комплексная коррекционно-логопедическая работа включающая единство компонентов социальных представлений (когнитивного, коммуникативного, социально-перцептивного) способствовала развитию речи, познавательной и социально-личностной сфер дошкольников с ОНР и повышала эффективность коррекции речевого недоразвития в процессе формирования социальных представлений. В речевом статусе дошкольников с общим недоразвитием речи произошли значительные изменения. Расширилась и обогатилась семантическая структура слова, что обеспечивало точное употребление эмоциональной лексики (синонимов, антонимов) при построении оценочных суждений. Отмечался устойчивый навык программирования самостоятельного речевого высказывания с учётом коммуникативной ситуации и заданной речевой ситуации. Дети свободно применяли усвоенные модели речевого поведения в ситуации общения. Повысился уровень понимания социального содержания сюжетных картинок. Дети научились описывать, анализировать и классифицировать объекты и явления социальной действительности, предвосхищать результат того или иного действия, поступка с последующим обоснованием.

Таким образом, преодоление общего недоразвития речи в процессе формирования социальных представлений должно стать обязательной составляющей системы коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи. Такая модель обучения в значительной степени способствует развитию речи, нормализации процесса социализации и успешной интеграции дошкольников в общество нормально развивающихся сверстников.

В проведённом диссертационном исследовании проблема коррекции речевых нарушений в процессе формирования социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи приобрела теоретическую и практическую значимость. Результаты исследования подтвердили справедливость выдвинутой гипотезы и высокий коррекционно-развивающий эффект предложенной модели обучения. Было доказано, что проведение коррекционно-логопедической работы с учётом особенностей развития речевого, когнитивного, коммуникативного и социально-перцептивного компонентов социальных представлений повысит эффективность коррекции речевого недоразвития. Результаты диссертации могут быть использованы для дальнейшего изучения проблемы формирования социальных представлений как средства коррекции речи у детей в начальной школе и предполагают использование психолого-педагогического эксперимента в диагностических и прогностических целях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. В. Сорадование и сострадание в детской картине мира.-М., 1999.
  2. Ю. А. Символы мироустройства в сознании детей. -Екатеринбург, 2000. 272 с.
  3. Д. Ландшафт детской души: Пер. с англ./ Под ред. В. В. Зеленского. СПб-Минск, 1997. — 256 с.
  4. Г. М. К проблематике психологии социального познания // Мир психологии. 1999. — № 3. — С. 15−23
  5. Г. М. Социальная психология. М., 2002. — 364 с.
  6. Т. В. Актуальные проблемы социального развития в дошкольном возрасте // Как помочь ребёнку войти в современный мир /Подред. Т. В. Антоновой. -М., 1995.-С. 10−26
  7. В. А. Взаимосвязь эмпатии и усвоения нравственных норм детьми младшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. Киев, 1988.-24 с.
  8. А. Г. Обучение родному языку и развитие речевого общения детей // Как помочь ребёнку войти в современный мир / Под ред. Т. В. Антоновой. М., 1995. — С. 52−56
  9. Н. В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности // Вопросы психологии. — 1996. -№ 4.-С. 24−31
  10. Л., Зарин А. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием // Дошкольное воспитание. 1998. — № 2.-С. 71−75
  11. М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — С. 312
  12. В. И., Крысин Л. П. Социолингвистика. М., 2001. — 439 с.
  13. Н. А. Я и мир объектов// Философия свободного духа. М., 1994.-С. 267
  14. Р. Я-концепция и воспитание. -М., 1986.
  15. В. С. Самостоянье человека. Кемерово, 1993. — С. 57
  16. Т. В. Социальные представления как объект психологического исследования: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1996.-23 с.
  17. Богуславская 3. М. Индивидуальные особенности взаимоотношения со взрослыми у детей дошкольников // Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обучения: Тезисы докл. конф. Киев, 1976. — С. 145−161
  18. Н. Е., Купина Н. А. Весёлый этикет: учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребёнка. Екатеринбург, 2002.- 192 с.
  19. А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.-200 с.
  20. JI. И. Избранные психологические труды // Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995. -212 с.
  21. М. И. Влияние статуса ребёнка в семье на развитие у него способности к саморегуляции поведения // Семья и формирование личности. Сб. науч. Трудов / Под ред. А. А. Бодалёва и В. В. Сталина. М, 1981. — С. 88−89
  22. Г. М. Воспитание нравственных чувств ребёнка в семье // Вопросы психологии. 1986. — № 1. — С. 41−47.
  23. Дж. С. Развитие процессов представления у детей // Вопросы психологии. 1968.- № 5. — С. 135−145.
  24. Дж. Онтогенез речевых актов// Психолингвистика. М., 1984. -С. 21−50.
  25. М. Я и Ты. М., 1993.
  26. Р. С. Развитие взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной трудовой деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1968. 21 с.
  27. А. Психическое развитие ребёнка. — М., 1967. С. 70−137.
  28. . К интегративной теории представлений // Иностранная психология. 1995. Т. 3. -№ 5. — С. 9−18
  29. В. К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976.
  30. И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. -М., 1990. 184 с.
  31. JI. С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. -М., 2001. -368 с.
  32. JI. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1966. — № 6. — С. 18−26.
  33. Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и школьного возраста// Вопросы психологии. 1974. — № 5. -С. 24−27
  34. Т. П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тезисы докладов / Под ред. А. А. Бодалёва Краснодар, 1975. С. 17−19
  35. О. П. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития // Дошкольное воспитание. 1998. — № 2. — С. 67−71
  36. П. Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии. 1957. — № 6. — С. 58−69.
  37. А. Б. Социология как социальная психология: Г. Тард // История теоретической социологии / Под ред. Ю. Н. Давыдова. Т. 1. -М., 2002.-С. 310−314
  38. О. Е. К проблеме анализа речевой коммуникации у детей с речевой патологией// Дефектология. — 1995. № 6. — С. 7−16
  39. . М. Недоразвитие речи у дошкольников// Дошкольное воспитание. 1968. — № 8. — С. 63−67
  40. . М., Селивёрстов В. И. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью// Дефектология. 1988. — № 3. — С. 81−84
  41. Л. Р. К вопросу об особенностях мышления при моторной алалии на поздних этапах речевого развития// Расстройства речи и их устранение: Сб. научн. тр./ Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. М., 1975. — С. 31−36
  42. А. И., Емельянова Т. П. Социальные представления как предмет экспериментального исследования в современной французской социальной психологии/УВестник Московского университета. Серия 14. Психология 1985. № 1. — С. 45−53
  43. В. Н. Психология семьи. М., 1996. — 158 с.
  44. Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение: Пер. с фр. / Сост. А. Б. Гофман. М., 1995.-352 с.
  45. М. А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному воспитанию дошкольников в детском доме: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998.- 17 с.
  46. М. А. Особенности представлений воспитанников детского дома о социальных отношениях // Дефектология. 1997. № 5. — С. 63−69
  47. . А. К феноменологии социальной перцепции // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тезисы докладов / Под ред. А. А. Бодалёва Краснодар, 1975.-С. 24−26.
  48. М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1995. № 9.-С. 21−28.
  49. Т. И. Представления детей старшего дошкольного возраста о правилах поведения и их влияние на взаимоотношения со сверстниками// Отношения между сверстниками в группе детского сада/Под ред. Т. А. Репиной.-М., 1978.-С. 137−150.
  50. Т. И., Зверева О. JT. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре.-М, 1996.-С. 12−16.
  51. JT.H. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. М., 1985. — 112 с.
  52. Н. С. Отклонения в развитии детской речи. М., 1994. — 128 с.
  53. Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. Екатеринбург., 2000. 320 с.
  54. А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. 1982. — № 1. — С. 59−68.
  55. , Г. Общение, пример чистой, или формальной, социологии // Социологические исследования. М., 1984. — N 2. — с. 170−178
  56. К. Е. Эмоции человека: Пер. с англ./ Под ред. JI. Я. Гозмана, М. С. Егоровой. М., 1980. — 439 с.
  57. Кадырова 3. Р. Формирование нравственных норм у старших дошкольников в разных условиях семейного воспитания: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1987. 16 с.
  58. Е. А. Воспитание осознанного отношения к правилам поведения у детей 5−6 лет: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1999. — 17 с.
  59. А. Г. Эмпатия и процесс практического познания одной личности другой // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тезисы докладов / Под ред. А. А. Бодалёва Краснодар, 1975. — С. 32−33
  60. В. В., Кириченко Е. И. К вопросу о динамике речевых и психических нарушений у детей и подростков с синдромом моторной алалии// Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. -1970. -№ 10.-С. 1561−1565
  61. В. А. Экспрессивная алалия. М., 2001. — 96 с.
  62. Н. Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Диссертация канд. психол. наук. -М., 1999.- 188 с.
  63. Коломинский Я. JL, Панько Е. А. Что такое педагогическое общение // Дошкольное воспитание. 1985. — № 6.- С. 39−43
  64. Я. JI. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. Минск, 1984. — 106 с.
  65. И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи / Выявление ипреодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод, пособие. М., 2005. — 224 с.
  66. О. Б. Влияние социальных эмоций на процесс социализации детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1997.- 16 с.
  67. Кон И. С. Ребёнок и общество. М., 1978. — 174 с.
  68. Кон И. С. В поисках себя: личность и её самосознание. М., 1984. — 335 с.
  69. Н. И. Словарь-справочник по психологии. М., 1996. — 160 с.
  70. М. В. Феномен образа Я и особенности его развития в дошкольном детстве: Учеб. пособие к спецкурсу. Волгоград, 2000. -120 с.
  71. А.Н. Особенности интеллектуального развития детей с моторной алалией // Методы изучения и преодоления речевых расстройств. СПб., 1994.
  72. А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.
  73. Краткий психологический словарь. М., 1999. — С. 187.
  74. А. В. Коррекционно-педагогическая1 работа по формированию межличностных процессов в группе детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1999. 17 с.
  75. JI. П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях // Язык и личность / Отв. ред. Д. Н. Шмелёв. М., 1989.
  76. Ч. X. Человеческая природа и социальный порядок: Пер. с англ. -М., 2000.-С. 66−102
  77. Е. Ф. Обогащение содержания образа мира у дошкольников: Диссертация канд. пед. наук. — М., 1997. 189 с.
  78. Г. П. Роль эмоций в овладении дошкольниками правил взаимоотношений со сверстниками: Автореф. дис. канд. психол. наук. Киев, 1982.
  79. Р.И., Гермаковска А. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи //Дефектология. 2000. — № 4. — С. 17−22.
  80. Р.И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. -СПб., 2001.-224 с.
  81. Леви-Брюль Л. Социальная обусловленность религиозных представлений и институтов // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.
  82. А. А. Основы психолингвистики. — М., 1997. — С. 268−283
  83. А. И. Философия психологии. М., 1994. — С. 200.
  84. А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. — С. 527−537.
  85. А. Н. Ощущения и восприятия как образы предметного мира // Познавательные процессы. М., 1982. — С. 14−69.
  86. А. Н. Избранные психологические произведения. Т. II. М., 1983.-С. 251−261
  87. В. О. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника // Дошкольное воспитание. 1994. — № 3. -С. 4−7
  88. М. И. Проблемы онтогенеза общения. -М., 1986. 143 с.
  89. А., Скребцова М. Искусство видеть мир: Книга для занятий по духовному воспитанию. М., 1997. — С. 389
  90. И. М. Диагностика и тренинг взаимодействия родителей с детьми: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1996. — 24 с.
  91. Е. М. О нарушениях гностических функций у учащихся с тяжёлыми расстройствами речи// Дефектология. 1976. — № 1. — С. 1317
  92. Межличностные отношения ребёнка от рождения до семи лет / Под ред. Е. О. Смирновой. Москва — Воронеж, 2001 — 240 с.
  93. Р., Мид Дж., Парсонс Т., Шюц А. Американская социологическая мысль /Сост. Е. И. Кравченко / Под общей ред. В. И. Добренькова. М., 1996. — С. 213−224- С. 314−327
  94. С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М., 1991.-208 с.
  95. С. А. Речь взрослого как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи// Дефектология. — 1986. № 4. — С. 64−68
  96. Г. И. Самооценка как фактор регуляции морального поведения дошкольников: Автореф. дис. канд. психол наук. М., 1985.- 19 с.
  97. С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. — 1995. Т. 16. № 2. — С. 3−13
  98. В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. М., 1981- 218 с.
  99. В. С. Психология дошкольника. М., 1975. — 240 с.
  100. В. С. Феноменология развития и бытия личности. -Воронеж, 1999.-640 с.
  101. Нарушение речи у дошкольников (Н. И. Жинкин, Р. А. Белова-Давид, А. Я. Иванова и др.)/ Сост. Р. А. Белова-Давид. М., 1972. -232 с.
  102. С. Л. Развитие мышления детей в раннем детстве. М., 1978.-С. 73−88.
  103. Л. Ф. Возрастная психология. М., 2004. 442 с.
  104. Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981. -187с.
  105. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. -М., 1968.-367 с.
  106. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т. А. Репиной. М., 1978. — 194 с.
  107. О. С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи/ Психолингвистика и современная логопедия/ Под ред. Л. Б. Халиловой. М., 1997. — С. 210−226
  108. Т. О социальных системах / Под ред. В. Ф. Чесноковой и С. А. Белановской. М., 2002. — С. 310−332
  109. . Д. Социальная психология: Учеб. Пособие. СПб., 2003.-616 с.
  110. А. В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981.
  111. В. А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону, 1996.- С. 20−25
  112. Пиаже Ж.: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Под ред. Л. Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской. М., 2001. 624 с.
  113. Ю. А. Возрастная динамика эмоциональных отношений к сверстнику в процессе совместной деятельности// Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье/ Под ред. В. К. Котырло. М., 1987. — С. 39−51
  114. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений / Сост. О. А. Соломенникова. М., 2002.- 112с.
  115. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. М., 1974. — 288 с.
  116. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович, М., 1986. — 172 с.
  117. Т. Н. Отражение дошкольником субъективно значимого взрослого // Актуальные вопросы развития личности: Межвузовский сб. научных трудов. Шадринск, 1995. С. 100−105
  118. Т. А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и её влияние на отношение детей к герою книги // Вопросы психологии. 1960. — № 5. — С. 115−124
  119. Т. А. Роль половых психических особенностей в становлении личности ребёнка // Как помочь ребёнку войти в современный мир / Под ред. Т. В. Антоновой. М., 1995. — С. 27−33
  120. Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М., 1988. — 230 с.
  121. Г. Я. Влияние представления о себе на формирование представления о личности другого человека // Теоретические и прикладные психологии познания людьми друг друга: Тезисы докладов. / Под ред. А. А. Бодалёва Краснодар, 1975. — С. 50−52
  122. Е. С., Потёмкина О. Ф. Графические методы в психической диагностике. М., 1991. — 256 с.
  123. С. JI. Человек и мир// Проблемы общей психологии. -М., 1973.-С. 322
  124. А. Г. Отношение детей дошкольного возраста к разным вариантам общения со взрослым// Развитие общения у дошкольников/ Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. М., 1974.
  125. А. Г., Ганошенко П. И. Развитие потребности в общении со сверстниками в дошкольном возрасте// Развитие общения дошкольников со сверстниками/ Под ред. А. Г. Рузской. М., 1989. -С. 74−98
  126. Н. Н. Влияние социальных эмоций на интеллектуальное развитие дошкольников // Актуальные вопросыразвития личности: Межвузовский сб. научных трудов. Шадринск, 1995.-С. 36−40
  127. Н. П. Особенности изобразительной деятельности у детей с недоразвитием речи // Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1961. С. 238−254
  128. В. Как строить себя и свою семью. М., 1992. — 192 с.
  129. В.И. Заикание у детей. М., 1994. — 200 с
  130. Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1994. — 256 с.
  131. О. А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи// Дефектология. 1992. — № 1. — С. 62−68.
  132. Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики// Психолингвистика. М., 1984.-С. 143−207.
  133. В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. — № 6. — С. 14−22.
  134. Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие. -М., 2000. 160 с.
  135. Е. О. Представление о сверстнике как основа взаимоотношений у детей// Новые исследования в психологии. — 1987. -№ 1-№ 2.
  136. Е. О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С. 5−13.
  137. С. Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов // А. Н. Леонтьев и современная психология. -М., 1983. — С. 149−155.
  138. Т. В. Смысл и символ в проективном рисунке // Вопросы психологии. 1995. — № 3. — С. 20−32.
  139. Современная личность: социальные представления, мышление, развитие в норме и патологии / Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, Е. А. Чудиной. М., 2000. — 100с.
  140. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие / Под ред. Т. И. Ерофеевой. М., 2000. -344 с.
  141. Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.
  142. JI. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1996. — № 1. — С. 62−66.
  143. JI. Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности // Дефектология. 1996. — № 6. — С. 67−71.
  144. Состояние сферы образов-представлений у детей с трудностями обучения//Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб. пособие / Под ред. JI. С. Цветковой. М. — Воронеж, 2001. — С. 174−225
  145. А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватности родительских позиций // Семья и формирование личности. -М., 1981.-С. 38−48.
  146. JI. П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1987.
  147. Е. В. Стиль общения как способ формирования личности ребёнка// Психолого-педагогические проблемы общения. -М., 1979.
  148. И. Р. Психология взаимоотношений. Екатеринбург, 1999.-448 с.
  149. Г. Социальная логика: Пер. с фр. СПб., 1996. — 548 с.
  150. Р. К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников. Кишинёв, 1989. — 99 с.
  151. В.В. Психокоррекционная работа с' матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. М., 2000. — 64с.
  152. Э., Уотсон Д. Бихевиоризм. М., 1998. — 704 с.
  153. Э. Процесс учения у человека. М., 1935.
  154. Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М., 1995. — 291 с.
  155. О.Н. Дети с проблемами психического развития. М., 1995.
  156. О.С. Развитие речи дошкольников. М., 2001. — 240 с.
  157. Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1985. — № 6. -С. 26−37.
  158. Т. Б., Чиркина Г. В. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старших группах специального детского сада// Дефектология. 1986. — № 3. — С. 50−55.
  159. Т. Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста// Дефектология. 1985. — № 4. — С. 72−78.
  160. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / Под ред. В. К. Котырло. М., 1987.
  161. Т. А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи// Дефектология. 1994. — № 2. — С. 9−13.
  162. К., Московичи С. К психологии языка // Психолингвистика за рубежом.-М., 1972.-С. 102−103.
  163. С. JT. Духовные основы общества. М., 1992.
  164. В. Человек в поисках смысла. М., 1990. — С. 120
  165. А., Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов: Сб. работ/ Под ред. М. М. Решетникова. СПб., 1997. — 387с.
  166. JI. Б. Семантические нарушения и пути их преодоления у детей с расстройствами речи// Психолингвистика и современная логопедия/ Под ред. JI. Б. Халиловой. М., 1997. — С. 227−240.
  167. JI. А. Влияние отношений в семье на общение старшего дошкольника со сверстниками // Личность в системе общественных отношений. М., 1983. — С. 912−913.
  168. С. Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи: Учебное пособие. М., 2000. — 240 с.
  169. Л. С., Семенович А. В. И Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб. пособие / Под ред. Л. С. Цветковой. М. — Воронеж, 2001. — 272 с.
  170. О. Б. Изучение социального познания в детском возрасте// Познаиие. Общество. Развитие / Под ред. Д. В. Ушакова. -М., 1996.-С. 55−75.
  171. О. Б. Развитие представлений детей о социальной причинности // Вопросы психологии. 2000. — № 3. — С. 34−47.
  172. М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. М., 1995.- 160 с.
  173. Л. Ю. Формирование представлений о социальных явлениях у умственно отсталых дошкольников: Диссертация канд. пед. наук. -М., 1993.- 167 с.
  174. И.А. Специальная психология: Учеб. пособие. М.: 2005. — 224 с.
  175. С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи// Психолингвистика и современная логопедия/ Под ред. Л. Б. Халиловой. -М., 1997. С. 240−250.
  176. О. О. Формирование социального поведения у детей 5−6 лет с общим недоразвитием речи в процессе коррекционнологопедической работы: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2003. -17с.
  177. Н. И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Часть 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М., 1995. — 544 с.
  178. Т. Социальная психология. М., 1969
  179. Щур В. Г. Методика изучения представления ребёнка об отношении к нему других людей// Психология личности. М., 1982.
  180. Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989. — С. 170−519.
  181. Д. Б. Психология игры. М., 1978. — С. 480−489.
  182. Э. Детство и общество: Пер. с англ. А. А. Алексеева. — СПб., 2002.-416 с.
  183. Е. В. Теория социальных представлений в социальной психологии: дискуссии 80-х -90-х годов. -М., 1996. С. 21−48.
  184. С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984. — 144 с.
  185. С. Г., Морева Г. И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 34−42.
  186. Т.Г. М., 1998. — 216 с.
  187. Е.А., Стребелева Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. 1999. — № 6.
  188. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. М., 2000.
  189. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения / Под ред. Л. И. Плаксиной. М., 1995.
  190. Bandura A., Walters R. II. Social Learning and Personality Development.-N.Y., 1964.-PP. 1−27.
  191. Denham S. A. Maternal affect and todders' social-emotional competence// American Journal of Orthopsychiatry. 1989. — Vol. 59. -PP. 368−376.
  192. Denham S. A., McKinley M., Couchoud E. A., & Holt R. Emotional and behavioral predictors of preschool peer ratings// Child Development.- 1990. -Vol. 61.-PP. 1145−1152.
  193. S. A., Zoller D., & Couchoud E. A. Socialization of preschoolers' emotion understanding// Developmental Psychology. 1994. — Vol. 30, No. 6. — PP. 928−936.
  194. Edwards C. P. Promoting social and moral development in young children: Creative approach for the classroom. N. Y. — London, 1986. -212 p.
  195. P. W., Jones D. C., & Palmer D. J. Social cognitive correlates of preschool children’s sibling caregiving behavior// Developmental Psychology. 1994. — Vol. 30, No. 6. — PP. 905−911.
  196. Shantz C. U. The development of social cognition in P. H. Mussen (series Ed.) & J. N. Fiavell & E. M. Markman (vol. Eds.) Handbode of child psychology. 1983. — Vol. 2. Cognitive development. — PP. 495−555.
Заполнить форму текущей работой