Коррекционно-логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи в процессе формирования социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Проведённое экспериментальное изучение социальных представлений детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи показало, что они качественно отличаются от социальных представлений их нормально развивающихся сверстников по уровню развития. В условиях речевого недоразвития выявлена дефицитарность структурных компонентов социальных представлений (когнитивного, коммуникативного… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы 11 формирования социальных представлении у дошкольников (нормальное развитие речи и недоразвитие речи)
- 1. 1. Значение социальных представлений как социально-когнитивного образования
- 1. 2. Становление образа Я и образа другого у ребёнка
- 1. 3. Роль семьи в формировании социальных представлений ребёнка
- 1. 4. Становление образа мира (представлений о мире) ребёнка
- 1. 5. Предпосылки формирования социальных представлений у детей с 44 отклонениями в развитии
- Глава 2. Экспериментальное изучение социальных представлений 52 детей с общим недоразвитием речи
- 2. 1. Цели, задачи и организация констатирующего эксперимента
- 2. 2. Анализ результатов экспериментального изучения
- Глава 3. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи в процессе формирования социальных представлений у детей 5−6 лет (формирующий эксперимент)
- 3. 1. Цель, задачи, содержание и принципы формирующего эксперимента
3.2. Развитие социальных эмоций посредством формирования навыков 120 социальной перцепции, развития способности к эмоциональной децентрации, эмпатии и введение в активную речь эмоциональной лексики (I этап)
3.3. Развитие речи и формирование представлений о социально- 138 этических нормах и правилах поведения (II этап)
3.4. Обучение воспроизведению речевых моделей в игровых ситуациях 147 (III этап)
3.5. Формирование навыка переноса усвоенных социальных представлений в сферу межличностного общения (IV этап)
3.6. Анализ результатов контрольного эксперимента и
выводы.
Список литературы
- Абраменкова В. В. Сорадование и сострадание в детской картине мира.-М., 1999.
- Аксёнова Ю. А. Символы мироустройства в сознании детей. -Екатеринбург, 2000. 272 с.
- Алан Д. Ландшафт детской души: Пер. с англ./ Под ред. В. В. Зеленского. СПб-Минск, 1997. — 256 с.
- Андреева Г. М. К проблематике психологии социального познания // Мир психологии. 1999. — № 3. — С. 15−23
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2002. — 364 с.
- Антонова Т. В. Актуальные проблемы социального развития в дошкольном возрасте // Как помочь ребёнку войти в современный мир /Подред. Т. В. Антоновой. -М., 1995.-С. 10−26
- Антонович В. А. Взаимосвязь эмпатии и усвоения нравственных норм детьми младшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. Киев, 1988.-24 с.
- Арушанова А. Г. Обучение родному языку и развитие речевого общения детей // Как помочь ребёнку войти в современный мир / Под ред. Т. В. Антоновой. М., 1995. — С. 52−56
- Бариленко Н. В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности // Вопросы психологии. — 1996. -№ 4.-С. 24−31
- Баряева Л., Зарин А. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием // Дошкольное воспитание. 1998. — № 2.-С. 71−75
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — С. 312
- Беликов В. И., Крысин Л. П. Социолингвистика. М., 2001. — 439 с.
- Бердяев Н. А. Я и мир объектов// Философия свободного духа. М., 1994.-С. 267
- Берне Р. Я-концепция и воспитание. -М., 1986.
- Библер В. С. Самостоянье человека. Кемерово, 1993. — С. 57
- Бобрышева Т. В. Социальные представления как объект психологического исследования: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1996.-23 с.
- Богуславская 3. М. Индивидуальные особенности взаимоотношения со взрослыми у детей дошкольников // Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обучения: Тезисы докл. конф. Киев, 1976. — С. 145−161
- Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Весёлый этикет: учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребёнка. Екатеринбург, 2002.- 192 с.
- Бодалёв А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.-200 с.
- Божович JI. И. Избранные психологические труды // Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995. -212 с.
- Борлишевский М. И. Влияние статуса ребёнка в семье на развитие у него способности к саморегуляции поведения // Семья и формирование личности. Сб. науч. Трудов / Под ред. А. А. Бодалёва и В. В. Сталина. М, 1981. — С. 88−89
- Бреслав Г. М. Воспитание нравственных чувств ребёнка в семье // Вопросы психологии. 1986. — № 1. — С. 41−47.
- Брунер Дж. С. Развитие процессов представления у детей // Вопросы психологии. 1968.- № 5. — С. 135−145.
- Брунер Дж. Онтогенез речевых актов// Психолингвистика. М., 1984. -С. 21−50.
- Бубер М. Я и Ты. М., 1993.
- Буре Р. С. Развитие взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной трудовой деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1968. 21 с.
- Валлон А. Психическое развитие ребёнка. — М., 1967. С. 70−137.
- Верньо Ж. К интегративной теории представлений // Иностранная психология. 1995. Т. 3. -№ 5. — С. 9−18
- Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976.
- Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. -М., 1990. 184 с.
- Выготский JI. С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. -М., 2001. -368 с.
- Выготский JI. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1966. — № 6. — С. 18−26.
- Гаврилова Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и школьного возраста// Вопросы психологии. 1974. — № 5. -С. 24−27
- Гаврилова Т. П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тезисы докладов / Под ред. А. А. Бодалёва Краснодар, 1975. С. 17−19
- Гаврилушкина О. П. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития // Дошкольное воспитание. 1998. — № 2. — С. 67−71
- Гальперин П. Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии. 1957. — № 6. — С. 58−69.
- Гофман А. Б. Социология как социальная психология: Г. Тард // История теоретической социологии / Под ред. Ю. Н. Давыдова. Т. 1. -М., 2002.-С. 310−314
- Грибова О. Е. К проблеме анализа речевой коммуникации у детей с речевой патологией// Дефектология. — 1995. № 6. — С. 7−16
- Гриншпун Б. М. Недоразвитие речи у дошкольников// Дошкольное воспитание. 1968. — № 8. — С. 63−67
- Гриншпун Б. М., Селивёрстов В. И. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью// Дефектология. 1988. — № 3. — С. 81−84
- Давидович Л. Р. К вопросу об особенностях мышления при моторной алалии на поздних этапах речевого развития// Расстройства речи и их устранение: Сб. научн. тр./ Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. М., 1975. — С. 31−36
- Донцов А. И., Емельянова Т. П. Социальные представления как предмет экспериментального исследования в современной французской социальной психологии/УВестник Московского университета. Серия 14. Психология 1985. № 1. — С. 45−53
- Дружинин В. Н. Психология семьи. М., 1996. — 158 с.
- Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение: Пер. с фр. / Сост. А. Б. Гофман. М., 1995.-352 с.
- Егорова М. А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному воспитанию дошкольников в детском доме: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998.- 17 с.
- Егорова М. А. Особенности представлений воспитанников детского дома о социальных отношениях // Дефектология. 1997. № 5. — С. 63−69
- Еремеев Б. А. К феноменологии социальной перцепции // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тезисы докладов / Под ред. А. А. Бодалёва Краснодар, 1975.-С. 24−26.
- Ермолаева М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1995. № 9.-С. 21−28.
- Ерофеева Т. И. Представления детей старшего дошкольного возраста о правилах поведения и их влияние на взаимоотношения со сверстниками// Отношения между сверстниками в группе детского сада/Под ред. Т. А. Репиной.-М., 1978.-С. 137−150.
- Ерофеева Т. И., Зверева О. JT. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре.-М, 1996.-С. 12−16.
- Ефименкова JT.H. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. М., 1985. — 112 с.
- Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. М., 1994. — 128 с.
- Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. Екатеринбург., 2000. 320 с.
- Захаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. 1982. — № 1. — С. 59−68.
- Зиммель, Г. Общение, пример чистой, или формальной, социологии // Социологические исследования. М., 1984. — N 2. — с. 170−178
- Изард К. Е. Эмоции человека: Пер. с англ./ Под ред. JI. Я. Гозмана, М. С. Егоровой. М., 1980. — 439 с.
- Кадырова 3. Р. Формирование нравственных норм у старших дошкольников в разных условиях семейного воспитания: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1987. 16 с.
- Киянченко Е. А. Воспитание осознанного отношения к правилам поведения у детей 5−6 лет: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1999. — 17 с.
- Ковалёв А. Г. Эмпатия и процесс практического познания одной личности другой // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тезисы докладов / Под ред. А. А. Бодалёва Краснодар, 1975. — С. 32−33
- Ковалёв В. В., Кириченко Е. И. К вопросу о динамике речевых и психических нарушений у детей и подростков с синдромом моторной алалии// Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. -1970. -№ 10.-С. 1561−1565
- Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия. М., 2001. — 96 с.
- Колесник Н. Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Диссертация канд. психол. наук. -М., 1999.- 188 с.
- Коломинский Я. JL, Панько Е. А. Что такое педагогическое общение // Дошкольное воспитание. 1985. — № 6.- С. 39−43
- Коломинский Я. JI. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. Минск, 1984. — 106 с.
- Кондратенко И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи / Выявление ипреодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод, пособие. М., 2005. — 224 с.
- Конева О. Б. Влияние социальных эмоций на процесс социализации детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1997.- 16 с.
- Кон И. С. Ребёнок и общество. М., 1978. — 174 с.
- Кон И. С. В поисках себя: личность и её самосознание. М., 1984. — 335 с.
- Конюхов Н. И. Словарь-справочник по психологии. М., 1996. — 160 с.
- Корепанова М. В. Феномен образа Я и особенности его развития в дошкольном детстве: Учеб. пособие к спецкурсу. Волгоград, 2000. -120 с.
- Корнев А.Н. Особенности интеллектуального развития детей с моторной алалией // Методы изучения и преодоления речевых расстройств. СПб., 1994.
- Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.
- Краткий психологический словарь. М., 1999. — С. 187.
- Кроткова А. В. Коррекционно-педагогическая1 работа по формированию межличностных процессов в группе детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1999. 17 с.
- Крысин JI. П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях // Язык и личность / Отв. ред. Д. Н. Шмелёв. М., 1989.
- Кули Ч. X. Человеческая природа и социальный порядок: Пер. с англ. -М., 2000.-С. 66−102
- Купецкова Е. Ф. Обогащение содержания образа мира у дошкольников: Диссертация канд. пед. наук. — М., 1997. 189 с.
- Лаврентьева Г. П. Роль эмоций в овладении дошкольниками правил взаимоотношений со сверстниками: Автореф. дис. канд. психол. наук. Киев, 1982.
- Лалаева Р.И., Гермаковска А. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи //Дефектология. 2000. — № 4. — С. 17−22.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. -СПб., 2001.-224 с.
- Леви-Брюль Л. Социальная обусловленность религиозных представлений и институтов // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.
- Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. — М., 1997. — С. 268−283
- Леонтьев А. И. Философия психологии. М., 1994. — С. 200.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. — С. 527−537.
- Леонтьев А. Н. Ощущения и восприятия как образы предметного мира // Познавательные процессы. М., 1982. — С. 14−69.
- Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. Т. II. М., 1983.-С. 251−261
- Лисина В. О. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника // Дошкольное воспитание. 1994. — № 3. -С. 4−7
- Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. -М., 1986. 143 с.
- Лопатина А., Скребцова М. Искусство видеть мир: Книга для занятий по духовному воспитанию. М., 1997. — С. 389
- Марковская И. М. Диагностика и тренинг взаимодействия родителей с детьми: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1996. — 24 с.
- Мастюкова Е. М. О нарушениях гностических функций у учащихся с тяжёлыми расстройствами речи// Дефектология. 1976. — № 1. — С. 1317
- Межличностные отношения ребёнка от рождения до семи лет / Под ред. Е. О. Смирновой. Москва — Воронеж, 2001 — 240 с.
- Мертон Р., Мид Дж., Парсонс Т., Шюц А. Американская социологическая мысль /Сост. Е. И. Кравченко / Под общей ред. В. И. Добренькова. М., 1996. — С. 213−224- С. 314−327
- Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М., 1991.-208 с.
- Миронова С. А. Речь взрослого как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи// Дефектология. — 1986. № 4. — С. 64−68
- Морева Г. И. Самооценка как фактор регуляции морального поведения дошкольников: Автореф. дис. канд. психол наук. М., 1985.- 19 с.
- Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. — 1995. Т. 16. № 2. — С. 3−13
- Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. М., 1981- 218 с.
- Мухина В. С. Психология дошкольника. М., 1975. — 240 с.
- Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности. -Воронеж, 1999.-640 с.
- Нарушение речи у дошкольников (Н. И. Жинкин, Р. А. Белова-Давид, А. Я. Иванова и др.)/ Сост. Р. А. Белова-Давид. М., 1972. -232 с.
- Новосёлова С. Л. Развитие мышления детей в раннем детстве. М., 1978.-С. 73−88.
- Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 2004. 442 с.
- Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981. -187с.
- Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. -М., 1968.-367 с.
- Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т. А. Репиной. М., 1978. — 194 с.
- Павлова О. С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи/ Психолингвистика и современная логопедия/ Под ред. Л. Б. Халиловой. М., 1997. — С. 210−226
- Парсонс Т. О социальных системах / Под ред. В. Ф. Чесноковой и С. А. Белановской. М., 2002. — С. 310−332
- Парыгин Б. Д. Социальная психология: Учеб. Пособие. СПб., 2003.-616 с.
- Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981.
- Петровский В. А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону, 1996.- С. 20−25
- Пиаже Ж.: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Под ред. Л. Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской. М., 2001. 624 с.
- Приходько Ю. А. Возрастная динамика эмоциональных отношений к сверстнику в процессе совместной деятельности// Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье/ Под ред. В. К. Котырло. М., 1987. — С. 39−51
- Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений / Сост. О. А. Соломенникова. М., 2002.- 112с.
- Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. М., 1974. — 288 с.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович, М., 1986. — 172 с.
- Разуваева Т. Н. Отражение дошкольником субъективно значимого взрослого // Актуальные вопросы развития личности: Межвузовский сб. научных трудов. Шадринск, 1995. С. 100−105
- Репина Т. А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и её влияние на отношение детей к герою книги // Вопросы психологии. 1960. — № 5. — С. 115−124
- Репина Т. А. Роль половых психических особенностей в становлении личности ребёнка // Как помочь ребёнку войти в современный мир / Под ред. Т. В. Антоновой. М., 1995. — С. 27−33
- Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М., 1988. — 230 с.
- Розен Г. Я. Влияние представления о себе на формирование представления о личности другого человека // Теоретические и прикладные психологии познания людьми друг друга: Тезисы докладов. / Под ред. А. А. Бодалёва Краснодар, 1975. — С. 50−52
- Романова Е. С., Потёмкина О. Ф. Графические методы в психической диагностике. М., 1991. — 256 с.
- Рубинштейн С. JI. Человек и мир// Проблемы общей психологии. -М., 1973.-С. 322
- Рузская А. Г. Отношение детей дошкольного возраста к разным вариантам общения со взрослым// Развитие общения у дошкольников/ Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. М., 1974.
- Рузская А. Г., Ганошенко П. И. Развитие потребности в общении со сверстниками в дошкольном возрасте// Развитие общения дошкольников со сверстниками/ Под ред. А. Г. Рузской. М., 1989. -С. 74−98
- Рябонеделя Н. Н. Влияние социальных эмоций на интеллектуальное развитие дошкольников // Актуальные вопросыразвития личности: Межвузовский сб. научных трудов. Шадринск, 1995.-С. 36−40
- Сакулина Н. П. Особенности изобразительной деятельности у детей с недоразвитием речи // Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1961. С. 238−254
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992. — 192 с.
- Селивёрстов В.И. Заикание у детей. М., 1994. — 200 с
- Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1994. — 256 с.
- Слинько О. А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи// Дефектология. 1992. — № 1. — С. 62−68.
- Слобин Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики// Психолингвистика. М., 1984.-С. 143−207.
- Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. — № 6. — С. 14−22.
- Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие. -М., 2000. 160 с.
- Смирнова Е. О. Представление о сверстнике как основа взаимоотношений у детей// Новые исследования в психологии. — 1987. -№ 1-№ 2.
- Смирнова Е. О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С. 5−13.
- Смирнов С. Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов // А. Н. Леонтьев и современная психология. -М., 1983. — С. 149−155.
- Снегирёва Т. В. Смысл и символ в проективном рисунке // Вопросы психологии. 1995. — № 3. — С. 20−32.
- Современная личность: социальные представления, мышление, развитие в норме и патологии / Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, Е. А. Чудиной. М., 2000. — 100с.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие / Под ред. Т. И. Ерофеевой. М., 2000. -344 с.
- Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.
- Соловьёва JI. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1996. — № 1. — С. 62−66.
- Соловьёва JI. Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности // Дефектология. 1996. — № 6. — С. 67−71.
- Состояние сферы образов-представлений у детей с трудностями обучения//Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб. пособие / Под ред. JI. С. Цветковой. М. — Воронеж, 2001. — С. 174−225
- Спиваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватности родительских позиций // Семья и формирование личности. -М., 1981.-С. 38−48.
- Стрелкова JI. П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1987.
- Субботский Е. В. Стиль общения как способ формирования личности ребёнка// Психолого-педагогические проблемы общения. -М., 1979.
- Сушков И. Р. Психология взаимоотношений. Екатеринбург, 1999.-448 с.
- Тард Г. Социальная логика: Пер. с фр. СПб., 1996. — 548 с.
- Терещук Р. К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников. Кишинёв, 1989. — 99 с.
- Ткачёва В.В. Психокоррекционная работа с' матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. М., 2000. — 64с.
- Торндайк Э., Уотсон Д. Бихевиоризм. М., 1998. — 704 с.
- Торндайк Э. Процесс учения у человека. М., 1935.
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М., 1995. — 291 с.
- Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. М., 1995.
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М., 2001. — 240 с.
- Фельдштейн Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1985. — № 6. -С. 26−37.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старших группах специального детского сада// Дефектология. 1986. — № 3. — С. 50−55.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста// Дефектология. 1985. — № 4. — С. 72−78.
- Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / Под ред. В. К. Котырло. М., 1987.
- Фотекова Т. А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи// Дефектология. 1994. — № 2. — С. 9−13.
- Фоше К., Московичи С. К психологии языка // Психолингвистика за рубежом.-М., 1972.-С. 102−103.
- Франк С. JT. Духовные основы общества. М., 1992.
- Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990. — С. 120
- Фрейд А., Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов: Сб. работ/ Под ред. М. М. Решетникова. СПб., 1997. — 387с.
- Халилова JI. Б. Семантические нарушения и пути их преодоления у детей с расстройствами речи// Психолингвистика и современная логопедия/ Под ред. JI. Б. Халиловой. М., 1997. — С. 227−240.
- Холева JI. А. Влияние отношений в семье на общение старшего дошкольника со сверстниками // Личность в системе общественных отношений. М., 1983. — С. 912−913.
- Цейтлин С. Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи: Учебное пособие. М., 2000. — 240 с.
- Цветкова Л. С., Семенович А. В. И Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб. пособие / Под ред. Л. С. Цветковой. М. — Воронеж, 2001. — 272 с.
- Чеснокова О. Б. Изучение социального познания в детском возрасте// Познаиие. Общество. Развитие / Под ред. Д. В. Ушакова. -М., 1996.-С. 55−75.
- Чеснокова О. Б. Развитие представлений детей о социальной причинности // Вопросы психологии. 2000. — № 3. — С. 34−47.
- Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. М., 1995.- 160 с.
- Шамко Л. Ю. Формирование представлений о социальных явлениях у умственно отсталых дошкольников: Диссертация канд. пед. наук. -М., 1993.- 167 с.
- Шаповал И.А. Специальная психология: Учеб. пособие. М.: 2005. — 224 с.
- Шаховская С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи// Психолингвистика и современная логопедия/ Под ред. Л. Б. Халиловой. -М., 1997. С. 240−250.
- Шацкая О. О. Формирование социального поведения у детей 5−6 лет с общим недоразвитием речи в процессе коррекционнологопедической работы: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2003. -17с.
- Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Часть 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М., 1995. — 544 с.
- Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969
- Щур В. Г. Методика изучения представления ребёнка об отношении к нему других людей// Психология личности. М., 1982.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989. — С. 170−519.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978. — С. 480−489.
- Эриксон Э. Детство и общество: Пер. с англ. А. А. Алексеева. — СПб., 2002.-416 с.
- Якимова Е. В. Теория социальных представлений в социальной психологии: дискуссии 80-х -90-х годов. -М., 1996. С. 21−48.
- Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984. — 144 с.
- Якобсон С. Г., Морева Г. И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 34−42.
- Визель Т.Г. М., 1998. — 216 с.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. 1999. — № 6.
- Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. М., 2000.
- Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения / Под ред. Л. И. Плаксиной. М., 1995.
- Bandura A., Walters R. II. Social Learning and Personality Development.-N.Y., 1964.-PP. 1−27.
- Denham S. A. Maternal affect and todders' social-emotional competence// American Journal of Orthopsychiatry. 1989. — Vol. 59. -PP. 368−376.
- Denham S. A., McKinley M., Couchoud E. A., & Holt R. Emotional and behavioral predictors of preschool peer ratings// Child Development.- 1990. -Vol. 61.-PP. 1145−1152.
- Denham S. A., Zoller D., & Couchoud E. A. Socialization of preschoolers' emotion understanding// Developmental Psychology. 1994. — Vol. 30, No. 6. — PP. 928−936.
- Edwards C. P. Promoting social and moral development in young children: Creative approach for the classroom. N. Y. — London, 1986. -212 p.
- Garner P. W., Jones D. C., & Palmer D. J. Social cognitive correlates of preschool children’s sibling caregiving behavior// Developmental Psychology. 1994. — Vol. 30, No. 6. — PP. 905−911.
- Shantz C. U. The development of social cognition in P. H. Mussen (series Ed.) & J. N. Fiavell & E. M. Markman (vol. Eds.) Handbode of child psychology. 1983. — Vol. 2. Cognitive development. — PP. 495−555.