Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Школа диалога культур

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обучение строится на сквозном диалоге двух основных сфер учебного процесса: речевой стихии русской речи и исторической последовательности основных форм европейской культуры. Ученик развивает речевую интуицию, основанную на многоречии современной языковой культуры. Только человек, мыслящий на родном языке, способен культурно освоить культуры различных народов и диалог между ними. В течение всех… Читать ещё >

Школа диалога культур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цели:

  • — сформировать представление об особенностях школы диалога культур;
  • — систематизировать философско-культурологические и педагогические основания школы диалога культур;
  • — вывить потенциал школы диалога культур и трудности при организации образовательного процесса на основе ее идей;
  • — продолжить работу над формированием исследовательских компетенций студентов.

Основные понятия: школа диалога культур, диалог культурных эпох, человек культуры.

Идеи, положенные в основу концепции школы диалога культур.

Диалоговые педагогические технологии по ряду признаков близки интегративным, однако имеют свои особенности. Наиболее яркими образцами таких технологий являются школа диалога культур (В. С. Библер) и ситуативно-диалоговая модель обучения (В. В. Сериков).

Ключевые положения, составившие методологическую основу школы диалога культур, сводятся к следующим идеям.

  • 1. Основополагающая тенденция современного образования — рождение новой педагогической установки: от «человека образованного» к «человеку культуры», сопрягающему в своем мышлении и поведении различные, несводимые друг к другу культуры, формы деятельности, ценностные, смысловые спектры. Человек культуры не просто владеет знаниевым багажом, но способен преобразовывать знания, открывать новые. Он не просто наделен рядом умений, а может постоянно вырабатывать новые. Его характеризует не наличие прочных навыков, а готовность их трансформировать, совершенствовать, усложнять.
  • 2. Мышление человека рубежа тысячелетий приобретает особые черты. В своих предельных понятиях оно обращается к собственным началам. Старое знание включается в новое не в процедуре гегелевского «снятия», но в структурах диалогического сопряжения старых и новых представлений. В высочайших точках своего развития современное мышление соединяет теоретическое знание и сознанное незнание (определение проблем и трудностей). Понятия высшего эшелона науки сближаются с изначальными понятиями детского восприятия, первоначального формирования удивления. Современное мышление строится по модели культуры: высшие достижения человечества вступают в диалогическое общение с предшествующими формами культуры. Востребована не ситуация взаимоисключения, а ситуация встречи, трагического сопряжения уникальных и неповторимых личностных феноменов. В XX веке ценностные и духовные спектры разных форм культур стягиваются в одно культурное пространство, в одно сознание и требуют от человека не однозначного выбора, а постоянного духовного сопряжения, глубинного спора по основным вопросам бытия.
  • 3. Диалог — не просто эвристический прием усвоения монологического знания и умения, но определение самой сути и смысла узнаваемых и творчески формируемых понятий (понятие диалогично по своей природе). Диалог, имеющий дидактический смысл, — это диалог культур, общающихся между собой в контексте современной культуры, в средоточии основных вопросов бытия, точках удивления разума. Диалог в школе диалога культур должен быть непрерывным диалогом в сознании ученика и учителя голосов поэта, теоретика, образного и рационального понимания мира.

В этом смысле культура понимается как форма одновременного бытия и общения людей разных эпох и культур. Бытие культуры предполагает пограничность, «культура своей территории не имеет». Сходящиеся к общему горизонту предельные вопросы культуры сходны друг с другом, в ответах они расходятся. Каждая культура говорит на одном языке, но при этом — о метавопросах, метаидеях, существенных для языка любой другой культуры.

  • 4. Культура — «форма детерминации индивида в горизонте личности». Личность жива в своей обращенности к другим, в восприятии другого, в общении с другим, в «идеальной представленности в другом». Человек нуждается в диалоге, чтобы понять самого себя.
  • 5. В традиционном образовании учащиеся знакомятся с историей познания в ее результатах (М. Бахтин). В диалоговом сопряжении текстов различных культур, в диалоге стоящих за этими текстами личностей обучение превращается в историю познающих личностей. Деятельность ученика должна определяться культурным текстом, а не словом учителя или учебником. Позиция учителя — быть равноправным партнером диалога.
  • 6. Диалогизм современной культуры и современного сознания требует изменения содержания, методов, форм организации учебного процесса, изменения самого типа школы. Для создания модели такой школы понятие «диалог» имеет универсальный смысл:
    • — диалог — это определение самой сути и смысла усваиваемых и творчески формируемых понятий;
    • — диалог, имеющий действенный образовательный смысл, — это диалог культур, общающихся между собой в средоточии основных вопросов бытия;
    • — диалог — это постоянный диалог в сознании ученика (и учителя) голосов поэта (художника) и теоретика как основа реального развития творческого мышления;

Обучение строится на сквозном диалоге двух основных сфер учебного процесса: речевой стихии русской речи и исторической последовательности основных форм европейской культуры. Ученик развивает речевую интуицию, основанную на многоречии современной языковой культуры. Только человек, мыслящий на родном языке, способен культурно освоить культуры различных народов и диалог между ними. В течение всех лет обучения углубляется сквозной предмет — русская речь, русская культура, на этой основе развивается диалог собственной культуры и культур Запада и Востока.

7. Именно такое понимание диалога дает основание для создания школы, развивающей мышление и деятельность человека культуры. В школе диалога культур создается такое пространство, которое можно охарактеризовать как «место действия» взятых в целостности Прошлого, Настоящего и Будущего. Именно диалог, рассматриваемый как способ организации содержания образования и способ освоения мира культуры, предоставляет ребенку возможность самореализации, обретения своего места в культуре. В школе диалога культур готовое знание, добытое предшествующими поколениями, перестает быть самоцелью. Лейтмотивом процесса познания становится не обладание истиной в последней инстанции, а способ ее отыскания. Процесс учения превращает человека в мыслящую личность, которой движет неудовлетворенное желание познать мир и самого себя. Школа диалога культур позволяет ребенку пройти, личностно пережить все этапы развития мировой культуры, самостоятельно разрешить сложные вопросы, стоявшие перед людьми на разных этапах истории, разгадать многочисленные загадки культуры, прожить различные культурно-исторические эпохи.

В основу построения школы диалога культур положены принципы:

  • — проецирование на весь процесс обучения диалогичности как важнейшей особенности мышления «человека культуры»;
  • — построение обучения на сквозном диалоге двух основных сфер учебного процесса: речевой стихии русской речи в ее соотнесенностью с речевой стихией других культур и внутренней диалогичности и исторической последовательности основных форм европейской культуры;
  • — последовательность классов отвечает последовательности современного освоения и осмысления основных исторических культур, сменявших друг друга в европейской истории;
  • — обучение строится не на основе учебников, а на основе реальных текстов данной культуры.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой