Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сша. 
Сравнительная педагогика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обучение в вузе, особенно популярном и престижном, связано с существенными финансовыми затратами. Американцы рассматривают плату за высшее образование как инвестицию, которая в дальнейшем принесет гарантированную финансовую отдачу. Стоимость высшего образования колеблется от 10 до 50 тыс. долл, в год. В оплату включены затраты за обучение и проживание, студенческие взносы, страховка, деньги… Читать ещё >

Сша. Сравнительная педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

США занимают лидирующие позиции в мировом высшем образовании. В США насчитывается свыше 4 тыс. высших учебных заведений. Более половина из них (около 2,5 тыс.) — частные. Динамика гендерного состава преподавателей в высших школах США свидетельствует о заметном увеличении числа женщин. К примеру, если в 1974 г. почти 95% профессоров Гарвардского университета были мужчинами, то к 2010 г. их было уже 84%[1].

В США нет четкого определения понятия «высшее учебное заведение». К нему относят всякое учебное заведение, где дают более высокую академическую подготовку после окончания средней школы. Учреждения высшего образования делятся на две большие группы: младшие и коммунальные колледжи, а также университеты.

Колледжи обычно специализируются на предоставлении степени бакалавра. Для получения диплома бакалавра надо заработать около 150 кредитов (1 кредит равен 10—15 учебным часам). Как и университет, колледж является учебным заведением. Но при этом у колледжа и университета разные цели. Колледж занят тем, что передает студентам знания, накопленные в прошлом. Университет — это и площадка научной деятельности, где создают новое знание.

В категорию университетов входят: колледжи свободных искусств, где ограничиваются академическим образованием; профессиональные высшие школы, прежде всего медицины и права; традиционные университеты, исследовательские университеты, где ведутся научные исследования и преподавание; международные университеты (с большим числом международных программ и иностранных профессоров).

Университеты — наиболее престижные вузы и представляют трехступенчатые заведения (бакалавр-магистр-доктор). Университеты исходят из того, что профессорско-преподавательский состав должен непременно заниматься научной деятельностью. О переориентации на научную работу профессоров свидетельствует резкое сокращение их преподавательской нагрузки. Подобная переориентация не приносит решительных изменений. Даже в исследовательских университетах научной работой занимается менее 40% профессоров[2].

Высшее образование в США ценится весьма высоко. Получив его, американец может рассчитывать на вполне достойное место в социуме. Сделать карьеру без высшего образования практически невозможно.

Обучение в вузе, особенно популярном и престижном, связано с существенными финансовыми затратами[3]. Американцы рассматривают плату за высшее образование как инвестицию, которая в дальнейшем принесет гарантированную финансовую отдачу. Стоимость высшего образования колеблется от 10 до 50 тыс. долл, в год. В оплату включены затраты за обучение и проживание, студенческие взносы, страховка, деньги па приобретение учебников, расходы на транспорт, развлечения и пр. Есть довольно много различных стипендий, с помощью которых успешные выпускники средней школы учатся бесплатно или со значительными скидками. Лучшие выпускники каждой школы (10%) получают от государства scholarship — средства для бесплатного обучения в вузе. Многие студенты оплачивают обучение, получая стипендии и гранты от вузов, федерального правительства, отдельных штатов, частных лиц либо подрабатывая, пользуются налоговыми льготами. В ряде случаев практикуется «система Робин Гуда», когда относительно состоятельные студенты оплачивают большую часть расходов на обучение, чем нуждающиеся. Студенты нередко берут кредиты через особые государственные программы. Погашение кредита начинается спустя полгода после окончания университета путем выплаты ежемесячных взносов и обычно длится около 10 лет. Значительному числу выпускников не удается должным образом оплатить эти кредиты.

Право поступления в вуз имеют те, кто закончили 12 классов средней школы и обладают соответствующим дипломом. Раз в год выпускники средней школы в масштабе всей страны сдают общенациональный экзамен. Хотя экзамен не имеет большой юридической силы, университеты при приеме абитуриентов ориентируются на его результаты. Процедура поступления в вуз складывается из нескольких этапов. Обычно абитуриенты посылают по почте в вуз данные о результатах общенационального экзамена и ответы на стандартные тесты. Получив оценки по тестам, можно отправлять свидетельства о них и другие документы в несколько высших учебных заведений. При поступлении учитываются не только академические достижения. Рассматриваются разного рода бумаги и рекомендации — от местной церкви, полиции, соседей, властей, протоколы школьных экзаменов, спортивные показатели и пр. Возможны собеседования. Не исключено, что продвинутым абитуриентам предпочитают сверстников и одноклассников с худшими учебными достижениями. Это — следствие «Закона о представительстве», согласно которому преимущества при поступлении имеют жители штатов, на территории которых находятся вузы; закон предусматривает также квоты для национальных меньшинств.

Значительная часть выпускников средней школы (от 30 до 50%), особенно из низших социальных страт, не планирует получать высшее образование. Рассуждая о таких выпускниках, А. Димиев пишет: «Они хватаются за любую неквалифицированную работу. Пока у них есть работа, есть деньги. Соответственно, они сыты, одеты и имеют крышу над головой. Этого им вполне достаточно. У них нет никаких амбиций и желаний иметь больше. Они уверены, что все равно не могут достичь большего, как бы того не хотели»[4].

Миллионы американцев лишены возможности учиться в вузе[5]. В колледж к 26 годам зачисляется менее 2/3 белых выпускников средней школы. Еще безнадежнее статистика для этнических меньшинств: шансом поступить в колледж располагают чуть более половины чернокожих и меньше 50% латиноамериканцев того же возраста. Система финансовой поддержки нуждающихся студентов не решает кардинально проблему равенства при приобретении высшего образования. Финансовая обеспеченность весьма сильно отражается на возможностях приобретения высшего образования. Если юный американец из семьи с доходом немногим более 90 тыс. долл, в год, его шансы получить диплом бакалавра расцениваются как два к одному; если доход составляет от 60 до 90 тыс. долл. — один к четырем, если менее 35 тыс. — один к семнадцати. Основным местом обучения черной молодежи остаются наименее престижные двухгодичные гак называемые черные колледжи высшего образования.

Вузы США ставят одновременно академические и возвышенные цели образования. В последнем случае в педагогическом сообществе популярна цель свободного образования, в продолжение традиции artes liberates (свободные искусства) европейского Ренессанса и Просвещения. Подобная цель означает познание всего лучшего, что осмыслено, сказано и сделано в мировой культуре. Имеется в виду приобретение выпускниками вуза способности воспринимать и принимать гуманистические истины, идеалы и гармонию.

Первые два года вузы дают образование на основе ряда обязательных предметов: обычно это математика, английский язык, иностранные языки, несколько социальных научных курсов, естественные и физические науки; возможны курсы философии и мировой культуры. Далее студенты выбирают профилирующую дисциплину, на которую уходит основное учебное время. В последние два года студент может избрать практически любой курс в качестве факультатива, даже если он нс совпадает с профилирующей дисциплиной.

За последние 50 лет значительно увеличилось количество курсов и предметов. Утрачивается междисциплинарный характер программы. Лишь отдельные учебные заведения требуют освоения оговоренного набора дисциплин для получения диплома. «Перечень предметов стал чем-то средним между энциклопедией и пресловутым китайским меню, из которого студенты выбирают чуть-чуть того, чуть-чуть этого, если только не специализируются на „точных науках“, для которых выбор уже»[6].

Программы меняются качественно. Лидеры американской высшей школы внимательно присматриваются к идущим за рубежом процессам выработки единых требований к программам высшего образования. Идет выработка стандартов высшего образования. В программах имеются федеральный и региональный компоненты. Первый используется как стратегический ориентир программ конкретных учебных заведений.

Очевиден утилитарный настрой содержания высшего образования. Распространены гак называемые кооперативные программы, когда студенты одновременно получают академическое образование и работают в промышленных и иных компаниях. В дополнение к академическому образованию организуется так называемое обучение действием (sendee learning). Речь идет о добровольном участии студентов во вне учебной деятельности в качестве помощников врачей, юристов, психологов, экологов и г. д.

«Обучение действием» популярно в ряде вузов. В университете Висконсин-Медисон студенты занимаются психологической реабилитацией ветеранов войны во Вьетнаме. В Стэнфорде в рамках программы «Дом надежды» студенты-волонтеры обсуждают классические литературные и философские тексты с женщинами-наркоманками и бывшими осужденными. «Обучение действием» не только способствует духовному и нравственному росту учащихся, но и повышению качества обучения, диверсификации методов образования, умениям эффективнее применять полученные знания[7].

Программам предлагается придать опережающий характер, чтобы готовить выпускников к труднопредсказуемому будущему. Министр образования Р. Райли при президенте Клинтоне заявлял этой связи: «Сейчас мы готовим наших студентов для работ, которые еще не существуют», «чтобы они могли решать проблемы, о существовании которых мы пока еще не подозреваем»[8]. Для того чтобы помочь студентам определиться по окончании обучения, в высших школах действует система «консультирования для деловой карьеры». Система включает ряд составляющих: информацию, изучение моделей поведения, консультации.

В процессе модернизации высшего образования предлагается составить номенклатуру профессиональных компетенций выпускников вузов. Совет по аккредитации инженерного образования предлагает разделить такие компетенции исходя из семи критериев: 1) обучение на протяжении всей жизни (lifetime learning skills)] 2) решение задачи (problem solving), способность критически мыслить (critical thinking), мыслить творчески (creative thinking skills)] 3) межличностное общение и работа в команде (interpersonal and teamwork skills)] 4) коммуникативность (communicative skills)] 5) самооценка (self assessment skills)] 6) интегративное и глобальное мышление (integrative and global thinking skills)] 7) реагирование на перемены (change management skills).

В высшем образовании США широко используются новые возможности информации: видеоконференции, мобильная связь, портативные компьютерные комплексы, учебные материалы и выполнение учебных заданий в электронном виде. Так, в университете Карнеги-Меллон при внедрении «открытого обучения» практикуется онлайн-курсы, когда студентам студенты готовят упражнения и презентации[9].

Многие в США далеки от эйфории от внедрения в высшее образование достижений технологической революции. «Студенты, начинающие учебу в этом году (2009/2010), могут оказаться последним поколением, для которого „пойти в колледж“ означает собрать вещи, получить место в общежитии, слушать профессоров. Колледжи будут разрушены при помощи новых способов информации через Интернет», — читаем мы в газете «Washington Post»[10].

Американский педагог Э. Дельбанко видит определенные резоны в таких оценках. Он считает, что предоставление студентам возможности самостоятельного обучения по преимуществу с помощью новейших технических средств наносит вред качеству высшего образования. Э. Дельбанко опасается размывания специфики высшего образования ради расширения его доступности. Ученый скептически относится к «светлому будущему образования по Интернету». По его мнению, это грозит возвращением к худшему прошлому, когда студенты учились у кого угодно, но только не у преподавателей[11].

  • [1] Грэм П. А. Америка за школьной партой.
  • [2] Грэм П. Л. Америка за школьной партой.
  • [3] Сидоркин В. В. Профессиональная подготовка учителей в США: уроки для России //Вопросы образования. 2013. № 1.
  • [4] Димиев А. Классная Америка.
  • [5] Дельбанко Э. Колледж. Каким он был, стал и должен быть: пер. с англ. М., 2015.
  • [6] Дельбаико Э. Колледж. Каким он был, стал и должен быть.
  • [7] Johnson М. Research study and capacity development in community-based learning andresearch: доклад в Высшей школе экономики. Рукопись. 2012.
  • [8] См. Дельбанко Э. Колледж. Каким он был, стал и должен быть.
  • [9] Инициатива открытого обучения. URL: http://oli.web.cmu.edu/openlearning.
  • [10] См.: Дельбанко Э. Колледж. Каким он был, стал и должен быть.
  • [11] Дельбанко Э. Колледж. Каким он был, стал и должен быть.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой