Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Семантико-функциональный аспект изучения языковых средств качественной характеристики предмета в общеобразовательной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При разработке методической системы изучения языковых средств качественной характеристики автор опирался на основополагающие труды лингвистов по вопросам системного характера языка, диалектики семантического и функционального в языке, единства содержания и формы языковых единиц (Ю.Д.Апресян, А. В. Бондарко, В. В. Виноградов, Г. А. Золотова, Ю. Н. Караулов, Г. Г. Почепцов и др.) — на труды… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ КАЧЕСТВЕННОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ ."'
    • 1. 1. Лингвистический статус языковых средств качественной характеристики
    • 1. 2. Лексико-семантические группы языковых средств качественной характеристики
    • 1. 3. Языковые средства качественной характеристики в практике обучения русскому языку
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСВОЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ ЯЗЫКОВОЙ СЕМАНТИКИ КАЧЕСТВЕННОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДМЕТА
    • 2. 1. Состояние знаний и умений учащихся по семантике и способам выражения качественной характеристики
    • 2. 2. Психологические закономерности усвоения родного языка и речевой деятельности
    • 2. 3. Факторы, определяющие эффективность формирования у учащихся умения использовать языковые средства качественной характеристики предмета
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ КВАЛИТАТИВНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ В СЕМАНТИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ (ПО ДАННЫМ ОБУЧАЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА)
    • 3. 1. Экспериментальная программа формирования у учащихся умений осознанно и целесообразно использовать языковые средства качественной характеристики предмета
    • 3. 2. Особенности семантических сфер квалитатива в экспериментальном обучении
    • 3. 3. Методические условия реализации семантико-функционального изучения языковых единиц качественной характеристики
  • Выводы по третьей главе

Семантико-функциональный аспект изучения языковых средств качественной характеристики предмета в общеобразовательной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Гуманитаризация образования в средней школе, культуросообразность, антропоцентризм выступают как основные концепты формирования системы образования в Российской Федерации (Закон Российской Федерации «Об образовании», 1992 г.- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Проект, 2000 г.). Переоценка функций образования актуализирует проблему коммуникативной компетенции учащихся. В этой связи особое значение приобретает задача исследования разных сторон и сфер речевой деятельности коммуникантов (Ю.Д.Апресян, Н. Д. Арутюнова, В. Г. Гак, Г. А. Золотова, С. Г. Ильенко, Ю. Н. Караулов, Г. Г. Почепцов, Н. А. Слюсарева, А. А. Уфимцева и др.).

Исключительно велика в этом отношении роль методических исследований, призванных существенно изменить стратегию языкового образования в школе. Принципиально новый подход к содержанию и организации курса русского языка в общеобразовательной школе определяется следующими направлениями методических исследований: функционально-стилистическим (Л.М.Кузнецова, О. А. Нечаева, Н. Е. Сулименко, Т. И. Чижова и др.), функционально-семантическим (М.Т.Баранов, Е. Ф. Глебова, Т. К. Донская, Т. М. Зыбина, С. И. Львова, Е. П. Пронина, Е. Н. Пузанкова, Е. С. Пышкина, Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева и др.), коммуникативно-деятельностным (В.И.Капинос, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и др).

Суть проблемы состоит в разрешении противоречия между социальным заказом, предъявляемым обществом к уровню языковой и речевой компетенции школьников, и не отвечающими объективной потребности технологиями обучения русскому языку.

Сложившаяся методика преподавания пока не в состоянии преодолеть отрыв формируемых знаний от практических потребностей учащихся, то есть органично соединить процессы формирования языковой и речевой компетенции. Умение пользоваться лингвистическими знаниями в целях общения предполагает изучение теории языка и практики совершенствования речевых навыков как взаимообусловленных процессов, личностное развитие обучаемых. Вместе с тем анализ школьной практики показывает, что данный подход не находит еще достаточного учебно-методического обеспечения в силу ряда причин, в том числе дискуссионного характера вопроса о семантике языковых единиц как предмета изучения в школе, нерешенности вопросов определения объема семантики, выявления интегральных и дифференциальных сем языковых единиц, систематизации средств представления дифференцированной семантики определенных типов в структуре слова, предложения и т. п.

Выбор темы нашего диссертационного исследования продиктован необходимостью разработки методики изучения языковых явлений в школе, выражающейся в усилении развивающего характера обучения. I.

Языковые средства семантики качественной характеристики играют немалую роль в повышении языковой и речевой компетенции школьников. Богатство смысловых оттенков, разнообразие формальных средств выражения, активное функционирование их в текстах разных стилей и жанров характеризуют такие языковые единицы особенно высоким развивающим потенциалом языковых и речевых способностей школьников. Однако раздробленность теоретических сведений о средствах языка, формирующих качественную характеристику предмета, ориентация на освоение грамматических показателей языковых единиц без внимания к их связи с содержанием и выполняемыми функциями в речевом высказывании в практике обучения привели к ослаблению мотивации школьников к овладению родным языком как средством коммуйикации, носителем культуры и менталитета нации.

Цель исследования: разработка методики изучения языковых средств качественной характеристики предмета на семантико-функциональной основе.

Объектом исследования выступает процесс изучения языковых средств качественной характеристики, ориентированный на формирование языковой и речевой компетенции учащихся.

Предмет исследования представляет собой методическую организацию продуктивно-творческой деятельности учащихся по усвоению ими средств различных уровней: лексического, морфологического, словообразовательного, синтаксического, объединенных семантикой качественной характеристики предмета.

Гипотеза исследования: если языковые средства качественной характеристики описать как семантико-функциональные единицы с учетом их текстообразующей роли, это позволит:

— органично связать содержание лингвистических знаний с коммуникативными потребностями учащихся;

— создать систему упражнений на основе семантических обобщений и разных способов их выражения, обеспечивающую формирование навыков осознанного употребления изучаемых языковых единиц в определенных коммуникативных целях.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Выявить теоретические предпосылки создания методики семан-тико-функционального изучения языковых средств семантики качественной характеристики предмета.

2. Описать состояние проблемы изучения средств семантики качественной характеристики в школьной практике, выявляя возможности использования учебников русского языка для изучения языковых средств качественной характеристики в семантико-функциональном аспекте.

3. Определить критерии отбора языкового материала и систему понятий изучения средств качественной характеристики в целях повышения языковой и речевой компетенции учащихся.

4. Разработать методику обучения, ориентированную на реализацию семантико-функционального изучения языковых средств качественной характеристики предмета.

5. Экспериментально проверить эффективность разработанной системы обучения языковым средствам качественной характеристики предмета в целях совершенствования языковой и речевой компетенции учащихся.

Методологической основой исследования явились философские положения о диалектическом познании явлений в их взаимной связи, о единстве существенных свойств объектао взаимообусловленности теоретического мышления и практики совершенствования речевых навыковпринципы системного анализа и личностно-деятельностного подхода.

При разработке методической системы изучения языковых средств качественной характеристики автор опирался на основополагающие труды лингвистов по вопросам системного характера языка, диалектики семантического и функционального в языке, единства содержания и формы языковых единиц (Ю.Д.Апресян, А. В. Бондарко, В. В. Виноградов, Г. А. Золотова, Ю. Н. Караулов, Г. Г. Почепцов и др.) — на труды психологов о единстве сознания и деятельности (А.Н.Леощъев, С.Л.Рубинштейн), о зоне ближайшего развития (Л.С.Выготский), теорию поэтапного формирования умственных действий, на коммуникативную теорию текста (И.Р.Гальперин, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, А.А.Леонтьев), на модель порождения речи (Н.И.Жинкин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия,.

A.М.Шахнарович), на закономерности психического развития учащихся подросткового возраста (Л.И.Айдарова, А. К. Маркова, Н.Ф.Талызина), на дидактические закономерности процесса обучения (Ю.К.Бабанский,.

B.И.Загвязинский, М. Н. Скаткин и др.), на концептуальные идеи отечественных ученых о сущности педагогических систем и технологий обучения (Б.П.Беспалько, В. П. Симонов и др.).

Методы исследования. Основным методом является индуктивный метод: от конкретных наблюдений над языковыми фактами и процессом усвоения языковых единиц учащимися к систематизации и обобщению в положения и выводы. В зависимости от семантико-функционального подхода к языковому материалу и целей исследования использовался прием компонентного анализа. Широкое применение в работе нашел метод педагогического эксперимента, анализ и обобщение педагогического опыта учителей. Проводилась статистическая обработка результатов обучения по созданной семантико-функциональной системе обучения русскому языку в общеобразовательной школе.

Логика и этапы исследования.. Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования проблёмы, которое проводилось в течение пяти лет (1994;2000гг.) в три этапа.

На первом этапе (1995;1996гг.) осуществлялся анализ философской, лингвистической и психолого-педагогической литературы и определялись основные подходы к разработке концепции исследования, выделялись актуальность и специфика изучаемой проблемыизучались и описывались эмпирические факты.

На втором этапе (1996;1997гг.) изучалась проблема управления и самоуправления продуктивно-творческой деятельностью школьников в массовой педагогической практикеразрабатывались программа и методическая система экспериментального обучения учащихся пятых-седьмых классов языковым средствам качественной характеристики в семантико-функциональном аспекте.

На третьем этапе (1997;2000гг.) осуществлялась экспериментальная проверка эффективности разработанной системы изучения языковых средств качественной характеристики предмета в целях совершенствования языковой и речевой компетенции учащихся, анализ и обобщение результатов опытного обучения. Были оформлены материалы диссертационного исследования, завершена подготовка диссертации к защите.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались опорой на исходные методологические позиции, применением охарактеризованных выше методов исследования, соответствующих цели и задачам работы.

Научная новизна исследования заключается в том, что: — выявлены теоретические предпосылки создания методики семантико-функционального изучения языковых единиц качественной характеристики предмета;

— впервые проблема изучения языковых средств качественной характеристики предмета в школе рассматривается на основе анализа их смысловой структуры, функциональной роли и грамматических показателей;

— разработана методика системного анализа языковых средств качественной характеристики предмета как основа перевода учащихся с интуитивно-подражательного на уровень осознанного владения языком;

— создана программа, ориентированная:1 на развитие языковой и речевой компетенции школьников, и система упражнений, ее реализующая.

Теоретическая значимость исследования состоит в интерпретации языковых единиц, обозначающих признак предмета, как семантико-функциональных средств языка. Дана объективная оценка достижений в развитии теории и практики обучения русскому языку, позволяющая осмыслить учебный процесс в новых социально-экономических условиях (антропоцентрический подход к изучению языка — от языковой системы к анализу живых процессов речи в духе идей когнитивной лингвистики). Описан развивающий потенциал языковых единиц качественной семантики в условиях обновления содержания обучения русскому языку в средней школе.

Практическая значимость исследования определяется тем, что научно-методические положения семантико-функциональной теории и опыт изучения языковых средств качественной семантики при творческом, критическом переосмыслении позволяют успешно применять соответствующие методики в работе и над всеми другими темами курса русского языка в школе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Изучение языковых средств качественной характеристики в функционально-семантическом аспекте создает благоприятные условия для коммуникативно ориентированного подхода к оценке языка. Это выражается во внимании к содержательной стороне’языковых единиц, к осознанию учащимися единства их значения, формы и функции.

2. Изучение семантики и функций средств качественной характеристики разных уровней предопределяет сопоставительно-сравнительное рассмотрение частей речи, обладающих способностью обозначать признак предмета, частей речи и их синтаксических функций. Такое положение вещей обеспечивает многократное повторение изучаемого языкового материала в различных связях и отношениях, что служит формированию «переноса» знаний в новые учебные ситуации.

3. В качестве ведущих положений, определяющих методическую систему семантико-функционального изучения средств качественной характеристики, выступают.

— усвоение учащимися понятий, объясняющих соотносительность языковых средств квалитативного признака и семантических сфер языка («картинок жизни»),.

— усвоение учащимися семантики языковых средств качественной характеристики разной степени обобщенности: лексическая семантика, категориальная семантика частей речи, разрядовая семантика, синтаксическая семантика, системный анализ языковых средств качественной характеристики предмета,.

— анализ текстообразующих возможностей средств квалитативного признака,.

— создание условий для конструирования текстов разных типов и стилей.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились в 1994;1999 г. г. в форме докладов и сообщений на научно-практической конференции «Новые технологии в системе подготовки учителя без отрыва от основной деятельности» (март 1997 г.), научно-методической конференции, посвященной памяти М. А. Рыбниковой (февраль 1998 г.) в Нижегородском государственном педагогическом университете, на фестивале «Русская словесность» (октябрь 1996 г.) в Нижегородском институте развития образования, на международных конференциях «М.Горький и XX век», «М.Горький на пороге XXI столетия» (апрель 1997 г., март 1998 г.) в Нижегородском государственном университете им. Н. И. Лобачевского, на заседаниях кафедры теории и методики обучения русской словесности (1997;2000г.г.), на заседаниях методических объединений учителей русского языка и литературы в школах №№ 14,15,25,35,40,169,183 г. Нижнего Новгородав формах констатирующего и обучающего экспериментов, проводившихся автором в общеобразовательных школах №№ 15, 25, 35, 40, 169 г. Нижнего Новгорода. Экспериментальным обучением было охвачено 256 учащихся 5−7 классов. •.

Выводы по третьей главе.

1. Методика семантико-функционального изучения языковых средств предопределяет в качестве основных лингводидактических следующие понятия: семантические сферы функционирования рассматриваемых языковых единиц, информативные и квалифицирующие функции, смысловые категории. Опора на принцип описания языковых явлений в взаимообусловленном единстве значения, формы и функции создает условия для реализации роли семантико-функционального аспекта языковых единиц качественной характеристики как ведущего компонента в формировании языковой и речевой компетенции учащихся.

2. Рассмотренные в предыдущих. главах предпосылки изучения языковых средств качественной характеристики в языковомречевом аспектах, а также результаты констатирующего эксперимента позволили разработать программу и технологию реализации семантико-функционального аспекта в реальном учебном процессе.

3. Созданная методическая система упражнений, включающая такие типы заданий, как выделение в тексте изучаемых языковых средств, дифференцирование значения средств качественной характеристики по разным основаниям, определение грамматических средств выражения квалитативного признака, их сочетательных в<�рзможностей, конструирование связных текстов, обеспечивает осмысление языковых средств качественной характеристики как коммуникативной единицы.

4. Обучающий эксперимент показал целесообразность актуализации дифференцированной семантики. Учащиеся овладели принципом дифференциации языковых значений в целях поиска способа наиболее точного выражения мысли. Результаты срезовых работ позволяют утверждать, что целенаправленное введение в процесс обучения семанти-ко-функциональных характеристик языковых средств квалитативного признака позитивно влияет на формирование языковой и речевой компетенции учащихся. Это проявилось в том, что в творческих работах школьников значительно увеличился объем языковых единиц качественной характеристики, учащиеся овладели разными грамматическими способами выражения квалитативного признака, что явилось основой формирования навыков осознанного и намеренного использования языковых средств качественной характеристики в связных высказываниях учащихся.

5. Реализация разработанной-нами программы обеспечила овладение школьниками общим методом анализа связного текста: определение общего значения текста, выделения предмета описания, установление языковых средств квалитатива, обоснование их роли и значения в тексте, целесообразности использования грамматических средств разных уровней как важнейшей основы осознанного и целесообразного использования языковых средств в коммуникативных целях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В соответствии с принятым принципом организации учебного материала — от анализа живых процессов речи к коммуникативной системности — описаны языковые средства качественной характеристики как се-мантико-функциональные единицы с учетом их текстообразующей роли, что позволило установить основные типы семантических сфер языка, в которых средства качественной характеристики выступают их номинатора-ми: «Человек», «Растительный мир», «Животный мир», «Земля» .

На уровне субсмыслов общее и различное данных семантических сфер определяется оппозицией «своего и чужого»: сфера «я» и «не я», освоенная и неосвоенная природа, дикие и домашние животные, божественное и утилитарное. Общий для выделенных сфер характер речевого действия в рамках каждой из них определяется наличием информационной и квалифицирующей функций.

Семантическая сфера «Человек» представлена описанием его как индивида и личности: внешние характеристики и духовный мир, особенности поведения, способность к различным видам деятельности и отношение к окружающим. При описании семантической сферы «Растительный мир» особенно актуальными оказались признаки по месту произрастания, времени созревания, сорту растений, классификационные характеристики. В семантической сфере «Животный мир» выделялись признаки, указывающие на место обитания, способ существования, поведение, особенности какой-нибудь части тела. Семантическая сфера «Земля» представлена как объект восприятия человеком и как объект, испытывающий дейI ствие со стороны стихийных природных сил.

Каждый из субсмыслов играет свою особую роль при оперировании языковыми знаками в процессе порождения речевого высказывания и текста. Выбор языкового средства качественной характеристики при порождении речевого высказывания происходит в сознании учащихся в синтезе двух состояний: как функциональной единицы вертикальной структуры (синонимические, антонимические и другие отношения) и как содержательного элемента горизонтальной структуры (в сочетании с другими знаками языка).' Выделение названных семантических сфер языка служит коммуникативной системой организации лексики учебного курса русского языка.

Программа изучения семантико-функционального аспекта средств качественной характеристики представляла собой новый способ их организации в отличие от тематической группировки лексем, принятой в действующей программе обучения русскому языку. Тем самым в системе обучающего эксперимента нами внедрено понятие признака в его широком понимании в языке. Соответственно в обучающем эксперименте изучались различные способы обозначения квалитатива: лексический, морфологический, словообразовательный, синтаксический — с точки зрения их коммуникативной целесообразности, что явилось основой органичной связи содержания лингвистических знаний с коммуникативными потребностями учащихся.

В ходе исследования разработан понятийный аппарат, объясняющий семантико-функциональный аспект изучения языковых средств качественной характеристики: реалии, обозначаемые средствами квалитатива, в обучающем эксперименте называются «картинки жизни», квалифицирующая функция называется в учебном процессе оценочной, языковой смысл качественной характеристики предмета, лица — интенсивом, оценкой, сравнением и др.

В работе создана методическая система изучения языковых единиц качественной характеристики на основе соотношения аналитических и продуктивных видов деятельности. Содержание и формы его представления в учебном процессе, формы анализа языкового материала, такие, как выделение интегральных (общих) и различных (дифференциальных) признаков, соответствующая система упражнений обеспечивают как осознание семантики и способов ее обозначения в языке, так и ориентацию на коммуникативно намеренное употребление средств качественной характеристики в собственной речи.

Результаты обучающего эксперимента показали, что произошло перераспределение соотношения средств качественной характеристики как частей речи в творческих работах учащихся. Прилагательное по-прежнему остается одним из самых активных способов обозначения качественного признака, но вместе с тем значительно увеличился объем причастий до изучения этой темы, наречий, существительных, местоимений.

Таким образом, результаты экспериментального обучения языковым средствам качественной характеристики на основе семантико-функционального подхода подтверждают правильность выдвинутой гипотезы и эффективность разработанной нами методики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации — М.: Дело, 1999. — 40с.
  2. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании"// Вестник образования. 1996 — № 7. — С. 3−56.
  3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (Проект). М., 1999. — 7с.
  4. В.Г. Качественный и количественный анализ грамматических явлений// Вопросы языкознания. 1963. — № 3. — С.57−63.
  5. Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М.: Педагогйка, 1978. — 144с.
  6. Н.Н. Предупреждение ошибок в построении словосочетаний и предложений. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 120с.
  7. М.Н., Колшанский В. Г. О соотношении логических и грамматических категорий// Вопросы языкознания. 1955. — № 5. — С.3−19.
  8. Р.В. Семантическая значимость слова и структура лексико-семантической группы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.-177с.
  9. Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М.: Наука, 1974.-366с.
  10. Н.Н. О семантике предложения // Филологические науки. -1979.-№ 5.- С.52−61. ,
  11. Арутюнова Н Д- Предложение р его смысл: Логико-семантические проблемы. М.: Наука, 1976. — 383с.
  12. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368с.
  13. О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. энциклопедия, 1996. — 607с.
  14. В.В. Лингвометодические основы нового учебного комплекса по русскому языку // Филологические науки. 1996. — № 6. — С. З-7.
  15. В.В. Об углубленном изучении русского языка в школах Российской Федерации // Русская словесность. 1995. — № 5. — С.5−9.
  16. В.В. Предложение как многоаспектная единица синтаксиса // Русский язык в школе. 1984. — № 3. — С.78−83.
  17. В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. М.: Просвещение, 1979. — 269с.
  18. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Методические основы. М.: Просвещение, 1982. — 192с.
  19. Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М.: Изд. иностр. лит., 1955. — 403с.
  20. М.Т., Ладыженская Т. А., Львов М. Р. и др. Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1990. — 3'68с.
  21. Беспалько В. П: Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-С.3−29. • ?
  22. Г. И. Изучение связи слов на уроках русского языка. -М.: Просвещение, 1963.-122с.
  23. В.В. Предложение и текст: семантика, прагматика и синтаксис. Л'.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 166с.
  24. В.В. Семантико-синтаксическая организация предложения. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. — 204с.
  25. В.А. Общий курс русской грамматики. М.-Л.: Наука, 1935. — 230с.
  26. Богоявленский, Д.Н. .О диалектической природе грамматического мышления// Русский язык в школе. 1981. — № 2. — С.62−69.
  27. Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. — С.38−85.
  28. А.В. Функциональная грамматика / АПН СССР. Научный совет по теории сов. языкознания. Ин-т языкознания. Л.: Наука, 1984- 136с.
  29. А.В. Вид и время русского глагола (значение и употребление): Пособие для студентов. М.: Просвещение, 1971.-239с.
  30. А.В. Грамматическая категория и контекст. Л.: Наука, 1971. — 115с.
  31. А.В. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии. Л.: Наука, 1983. — 208с.
  32. А.В. Теория морфологических категорий. Л. Наука, 1976. — 255с.
  33. А.В. Функциональная грамматика. Л.: Наука, 1984. — 136с.
  34. Г. А. Теория познания общей семантики. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1959. — С.27−39.
  35. Н.Д. Методика обучения связной речи: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М.', 1977.-27с.
  36. Бурвикова Н. Д- Текст: лингвистический и методический аспекты. М.: Русский язык, 1981. — 113с.
  37. Ф.И. Преподавание отечественного языка. М.: Просвещение, 1992.- 511с.
  38. Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка// Русский язык в школе. 1996. — № 1. — С.3−9.
  39. Г. В. Функциональные типы предложений в современном русском языке. Ростов — на — Дону: Изд. Рост, ун-та, 1967. — 331с.
  40. Васильев Л. М-. Современная лингвистическая семантика: Учеб. пособие для вузов. М&bdquo-: Высш. шк., 1990. — 1'76с.
  41. Васильев JI. M Теория семантических полей// Вопросы языкознания. 1971. — № 5. — С.23−28.
  42. Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. -М.: Просвещение, 1983. 128с.
  43. В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М.: Наука, 1977. — С. 162−189.
  44. В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове): Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Г. А. Золотова. 3-е изд. испр. и доп.- М.: Высш. шк., 1986 — 640с.
  45. А.И. Развивающее обучение русскому языку (IV-УШкл.): Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. — 208с.
  46. Е.М. Грамматика и семантика прилагательных. М.: Наука, 1978. — 200с.
  47. Е.М. К вопросу о классификаторах признаков// Филологические науки. 1982. — № 2. — С. 15−19.
  48. Ю.Л. Степени качества у качественных, относительных и притяжательных прилагательных// Филологические науки. -1992.-№ 3.-С.117−120.
  49. В помощь учителю стажеру. Работа над синонимами при изучении глагола/ Сост. Ё. Г. Сорокин. — Горький: ГГПИ им. М. Горького, 1986.-13с. » :
  50. Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Под ред. и со вступительной статьей А. Н. Леонтьева и А. Г. Лурии. М.: АПН РСФСР, 1956.'-520с.
  51. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. — 479с.
  52. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии/Под ред-. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — 504с.
  53. Гак В. Г. Сопоставительная лексиколЬгия. М.: Международные отношения, 1977. 264с.
  54. Гак В. Г. Языковые преобразования. М.: Высш. школа, 1998.763с.
  55. Галкина Федорук Е. М. Слово и понятие. — М.: Госучпедгиз, 1956.-56с.
  56. И.Р. Грамматические категории текста /Изв. АПН СССР, 1997. Т.36. — № 6. — С. 112−136.
  57. И.Р. К проблеме зависимости предложения от контекста//Вопросы языкознания. 1977. — № 1. — С.48−55.
  58. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. — 139с.
  59. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка// Вопросы психологии. 1969. — № 1. — С.8−11.
  60. Н.А. Семантика предикативного признака в предложениях с субстантивами в роли сказуемого // Русский язык в школе. 1997. -№ 5. -С.83−87.
  61. Е.Ф. Методические проблемы усиления речевой направленности синтаксиса в школе: Учебное пособие. Горький: ГГПИ им. М. Горького, 1986. — 72с.
  62. Е.Ф. Русский язык /учебник для 8−9кл./. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 1993. — 327с.
  63. Е.Ф. Системный подход к процессу обучения синтаксису в средней школе. М.: Просвещение, 1982. — 1'72с.
  64. .Н. Лингвистические термины и лингвистические идеи// Вопросы языкознания. 1976. — № 3. — С.20.
  65. Головин Б. Н Основы культуры речи: Учеб. для вузов по спец. «Рус.яз. и лит.» 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 1988. — 320с.
  66. .Н. Основы теории синтаксиса современного русского языка: Учебное пособие. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского унта, 1994, — 172с.
  67. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.- 544с.
  68. В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х томах. Изд-во иностр. и нац. словарей. т.1. — 1956. — 672с.
  69. П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. М.: Наука, 1980.- 210с.
  70. А.В. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе. М.: Просвещение, 1977. — 304с.
  71. А.В. Методы и приемы преподавания русского языка с точки зрения развивающего обучения // Русский язык в школе. 1985. -№ 4. — С.34−41.
  72. И.А. Семантические и синтаксические свойства классов имен прилагательных: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. М, 1981. -17с.
  73. О. Философия грамматики. М.: Изд-во иностр. лит., 1958. — 404с. ''
  74. JI.K. Уточнения к основаниям классификации номинативных единиц (предметные и признаковые имена) // Филологические науки. 1995. — № 2. — С.71−80.
  75. Н.И. Механизмы речи. М.: АПН, 1958. — 370с.
  76. Н.И. Психологические основы развития речи. // В защиту живого слова/Сост. В .Я. Коровина. М.: Просвещение, 1966. — С.5−25.
  77. В.А. Предложение и его отношение к языку и речи.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 307с.
  78. В.А. Язык и лингвистическая теория. М.: Изд. Моск. ун-та 1973.- 248с.
  79. Н.М., Маскаева Т. Е. Дидактика для учителя: Учеб. пособие. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996.- 131с.
  80. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. — 219с.
  81. Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: Наука, 1982. — 368с.
  82. Г. А. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: Наука. — 1998. — 365с.
  83. Г. А. О категории оценок в русском языке // Русский язык в школе.- 1980. № 2. -'С.84−88.
  84. Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М.: Наука, 1973. — 351с.
  85. С.Г. Обучение русскому языку в 7−8 классах по новой программе. М.: Просвещение, 1973. — 237с.
  86. С.Г. Сборник упражнений по современному русскому языку /Под ред. С. Г. Ильенко и др. М.: Просвещение, 1977. — 271с.
  87. Н.А. Совершенствование механизмов речи школьников на уроках русского языка // Русский язык в школе. 1995. -№ 3. — С.3−10.
  88. Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. М.: Флинта: Наука, 1998. — 171с.
  89. Каменская O. J1. Текст и коммуникация: Учебное пособие для ин-тов и фак-тов иностр. яз. М.: Высш. шк., 1990. — 152с.
  90. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. — 261с.
  91. С.Д. Речемыслительные процессы // Вопросы языкознания. 1984. — № 4. — С.312. -
  92. С.Д. Содержание слова, значение и обозначение. -М.-Л.: Наука, 1965. 112с.
  93. С.Д. Типология языка и речевое мышление. Л.: Наука, 1972. -216с.
  94. И.В. Функционально-семантические особенности обозначений качественных признаков внешности человека: Автореф. дисс.канд. филол. наук. М., 1989. — с. 19.
  95. С.М. Степени сравнения прилагательных и выражаемая ими интенсивность признака // Русский язык в школе. 1998.-№ 5. — С.69−74.
  96. Н.Г. Слово в речи. Денотатив. аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1992.- 214с.
  97. Кондаков Н. И". Логический словарь. М.: Наука, 1971. — 649с.
  98. Е.В. Стимулирование Творческой деятельности учащихся // Русский язык в школе. 1995. — № 5 — С.3−9.
  99. Т.А. Структурно-семантические и функциональные возможности сложноподчиненного предложения для речевого развития учащихся': Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 1991. -с.14.
  100. Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности. -М.: Наука, 1986.- 156с.
  101. Э.В. Лексикология русского языка: Учеб. пособие для студ. филологич. спец. ун-тов. М. г Высш. школа, 1989. — 216с.
  102. Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1974. -256с.
  103. В.А. Уроки русского языка в 5 классе. Владимир.: Изд-во «Владимирская школа», 1996. — 168с.
  104. П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М.: Высшая школа, 1974. — 175с.
  105. А.А. Проблемы деятельности в психологии // Вопросы языкознания. 1972. — № 9. — С. 105−108.
  106. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности. М.: Прогресс, 1967.-С.48−54.
  107. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. — 214с.
  108. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Наука, 1977. — 304с.
  109. А.Н. Признаки связности и целостности текста // Лингвистика текста. Вып. 103 / Отв. ред. А. Н. Леонтьев. — М.: Наука, 1976. -С.60−70.
  110. А.Н. Психо лингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. — 307с.
  111. Лингвистика текста: Сб. научных трудов Московского гос. пед. ин-та им. М. Тореза: Вып. 103 / Отв. ре (д. И. И. Чернышова. М.: БИ., 1976.- 291с.
  112. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов.энцикл., 1990. — 682с.
  113. И.Н. На уроках словесности. Семантика сравнения и способы ее выражения (однородные члены предложения в функциональном ряду) // Русская словесность. 1993. — № 5. — С.47−49.
  114. И.Н. Семантика языковых единиц как основа словесного творчества учащихся (на материале предложений с однородными членами): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 1994. -17с.
  115. А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 319с.
  116. М.Р. Словарь- справочник по методике русского языка. -М.: Просвещение, 1988. 240с.
  117. М.Р. Тенденции развития речи учащихся. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1978. — Вып. I — 79с., Вып. II. — 79с,
  118. Л.Ю. Язык и композиция художественного текста: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Л. Ю. Максимов. М.: МГПИ, 1983. -124с.
  119. Л.Ю., Чешко Л. А. Русский язык: Учебное пособиедля 10−12 кл. вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений и самообразования. М.: Просвещение, 1997. — 220с.
  120. Т.В. Выражение оценки в русском языке // Русский язык в школе. 1995. — № 1. — С.76−80.
  121. Т.В. Семантика и прагматика средств выражения оценки в русском языке // Филологические науки. 1995. — № 3. — С.67−79.
  122. А.К. Психология обучения подростка. М.: «Знание», 1975.-64с.
  123. А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: «Педагогика», 1974.- 240с.- *
  124. Методические рекомендации по изучению словообразования в школе/Сост. В. В. Федорова. Н. Новгород: НГПУ им. М. Горького, 1994. — 12с.
  125. Методические рекомендации по семантико-функциональному анализу однородных членов предложений в школе/ Сост. И. Н. Лобанова. Н. Новгород: НГПИ им. М. Горького, 1993. — 41с.
  126. Методические рекомендации по семантико-функциональному изучению русского языка в школе/ Сост. Е. Ф. Глебова, М. Л. Зимицкая, И. Н. Лобанова и др. Н. Новгород: НГПУ им. М. Горького, 1994. — 87с.
  127. Методические рекомендации по анализу текстообразующих возможностей языковых единиц: Материалы для самостоятельной работы студентов/ Сост. Т. В. Романова. Горький: ГГПИ им. М. Горького, 1988. -18с.
  128. Методические рекомендации по работе над текстом (в помощь студентам практикантам)/ Сост. Т. В. Романова. — Горький: ГГПИ им. М. Горького, 1988. — 29с.
  129. И.И. Члены предложения и части речи. Л.: Наука, 1978. -, 378с.
  130. С.Н. Изучение имени прилагательного по учебному комплексу// Русский язык в школе. 1994. — № 6. — С.25−29.
  131. О.И. Вопросы синтаксической семантики // Вопросы языкознания. 1977. -№ 2. — G.45−56. :
  132. О.И. Проблемы системного описания синтаксиса: Учеб. пособие для пед. ин-тов и фак. иностр. яз. М.: Высш. школа, 1981. — 175с.
  133. Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1983. — 111с.
  134. Е.И. Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи 5−7 кл. общеобразовательных учреждений / Науч. ред. В. В. Бабайцева. 5-е изд. — М.: Просвещение, 1996. — 191с.
  135. Н.А. Языковые средства выражения нравственных качеств // Русский язык в школе. 1998. — № 4. — С.75−83.
  136. Новиков J1.A. Семантика русского языка: Учеб. пособие. -М.: Высш. школа, 1982. 272с.
  137. JI.A. Синонимические функции слов (семантическая синонимия) // Русский язык в школе. 1968. — № 1. — С. 17−21.
  138. JI.A. Художественный текст и его анализ. М.: Русский язык, 1988.- 304с.
  139. Новые технолргии в системе подготовки учителя без отрыва от основной деятельности: Тезисы докладов научно-практической конференции 31 марта 1 апреля 1997 г./ Отв. ред. С. Н. Митина, С. М. Пономарев. — Н. Новгород: НГПУ, 1997. — 219с.
  140. С.И. Словарь русского языка. Изд. 5-е, стереотип. -М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1963. -900с.
  141. В.П. Изучение синтаксиса на основе взаимосвязи с морфологией. М.: Просвещение, 1982. — 96с.
  142. В.П. Уровень синтаксических знаний, умений и навыков четвероклассников // Русский язык в школе. 1967. — № 4. — С.41−50.
  143. Л.В. Введение в общую дидактику. М.: Высш. шк., 1990.- 381с.
  144. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. -368с. ' • '
  145. Особенности изучения синтаксиса в средней общеобразовательной школе: Межвузовский сборник научных трудов/ Отв. ред. Е. Ф. Глебова. Горький: ГГПИ им. М. Горького, 1989. — 122с.
  146. Р.В. Язык, функция, коммуникация // Вопросы языкознания. 1979. — № 6. — С.42−50.
  147. В.З. Взаимоотношение языка и мышления. М.: Наука, 1971.- 232с.
  148. В.З. Философские проблемы языкознания: Гносеологические аспекты. М.:.Наука, 1977. — 287с. ?
  149. Т.М. Изучение лексики по учебному комплексу // Русский язык в школе. 1994. — № 4. — С.31−36.
  150. Т.М. Художественный текст и его анализ на уроках русского языка// Русский язык в школе. 1993. — № 3. — С.3−10.
  151. Педагогическая практика студентов филологического факультета: Методическое пособие/ Под ред. Н. Ю. Русовой. Н. Новгород: НГПУ, 1998. — 176с.
  152. A.M. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М.: Учпедгиз., .1959. — 252q.
  153. .А. О форме и содержании в языке. Минск: Вышейш. шк., 1989, — 252с.
  154. А.Н. Категория интенсивности признака в языке. Автореф. дисс. канд. филолог, наук. М., 1978. — 16с.
  155. А.Н. Мера и степень признака в русском языке // Русский язык в школе. 1980. — № 6. — С.87−91.
  156. А.А. Из записок по русской грамматике: В 4-х т. -М.: Просвещение, 1985. 287с.
  157. А.А. Теоретическая поэтика. М.: Высш. школа, 1990. — 342с.
  158. Г. Г. Коммуникативные аспекты семантики. Киев: Высш. школа, 1987. — 131с.
  159. Г. Г.- Коммуникативно-прагматические аспекты семантики // Филологические науки. -. 1984. № 4. — <2.29−36.
  160. Проект государственного образовательного стандарта общего среднего образования // Русский язык в школе. 1994. — № 9. — С.7−11.
  161. Программы для образовательных учреждений на 1994/95 учебный год. Русский язык. М.: Просвещение, 1994 — 111с.
  162. Е.П. Структурно-семантический принцип и пути его реализации в преподавании школьного курса синтаксиса. Куйбышев: Гос. пед. институт, 1984 — 84с.
  163. Просвиркина JHLH. Обогащение речи учащихся средствами оценки при изучении лексики // Русский язык в школе. 1994. — № 6. — С.9−12.
  164. Психологический словарь /Под ред. Зинченко В. П. М.: Педагогика — Пресс, 1998. — 439с.
  165. И.П. Несколько замечаний о так называемой семантической структуре предложения // Вопросы языкознания. 1981. — № 4. — С.24−34.
  166. Д.Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей. Изд. 2-е испр. и доп. М.: Просвещение, 1976 — 543с.
  167. C.JI. Проблемы общей психологии/ Отв. ред. (и авт. вступит, статьи) Е. В. Шорохова Сост. и авт.комплект. К.А. Абульха-нова-Славская и А. В. Брушлинский. М.: Педагогика, 1973. — 423с.
  168. И.Г. Когнитивные стратегии именования: модусы перцепции (зрение, слух, осязание, обояние, вкус) и их выражение в языке // Вопросы языкознания. 1994. — № 6. — С.79−99.
  169. Русский язык: Теория: Учебник для 5−9 классов общеобразовательных учебных заведений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. М.: Просвещение, 1992.-256с.
  170. Русский язык: Практика: Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений /Сост. А. Ю. Купалова. Научн. ред. В. В. Бабайцева М.: Просвещение, 1992. — 256с.
  171. Русский язык:'Учебник 5 кл. сред. шк. /Т.А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян и др: 19-е изд. — М: Просвещение, 1990. -318с.
  172. Русский язык: Учебник 6 кл. сред. шк. /М.Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. 16-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1992.- 224с. '
  173. Русский язык: Учебник для 5 кл. сред. шк. /Сост. С. И. Львова, Г. К. Лидман-Орлова, В. В. Львов, М. М. Разумовская. М.: Изд-во ВАЛЕНТ, 1996.1ч.- 223с., Ич. — 191с.
  174. Русский язык: Энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1979. — С.282 — 290. 7
  175. Семантика слова и семантика текста: сборник научных трудов/ Под ред. Н. Г. Гольцовой, А. А. Мурашова. М.: МПУ, 1994. — 120с.
  176. Семантика и функционирование имени существительного: Практические- рекомендации для студентов филологического факультета/ Сост. М. Л. Зимицкая. Н. Новгород: НГПИ им. М. Горького, 1993. — 25с.
  177. Семантика языковых единиц и ее изучение в школе и Вузе: Межвузовский сборник научных трудов. Н. Новгород: НГПУ им. М. Горького, 1993. — 252с.
  178. В.А. Создание условий для формирования у школьников общеучебных умений текстообразования // Русский язык в школе. 1997. — № 6. — С.3−9.
  179. В.А. Формирование общеучебных умений текстообразования// Русский язык в школе. 1997. — № 2. — С.3−10.
  180. Е.В. Проблемы речевой системности. М.: Наука, 1987. — 138с.
  181. Е.С. Очерки по теории словосочетания и предложения. Куйбышев: Изд-во Сарат. ун-та, 1990.- 141с.
  182. Словарь синонимов. АН СССР. Справочное пособие. /Под ред. А. П. Евгеньевой. Л.: Наука, 1975. — 648с.
  183. А.И. Объективность существования языка. Материалы к курсам языкознания. М.: Изд-во МГУ, 1954. — 34с.
  184. В.В. Речевая культура школьников. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1989. 143с. •
  185. Г. П. Уроки русского языка: 5-й кл.: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. -207с.
  186. .П. Система в лексической семантике. Киев.: Вища школа, 1979. — 189с.
  187. В.М. Язык как системно-структурное образование. -М.: Наука, 1971. -292с.
  188. Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977.695с.
  189. Ю.С. Семиотика. М.: Наука, 1971. — 167с.
  190. Ю.С. Основы общего языкознания. М.: Просвещение, 1975. — 271с.
  191. Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М.: Наука, 1975. — 311с.
  192. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: МГУ, 1975.
  193. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. — 96с.
  194. А.В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1980. — 414с.
  195. Н.И. Язычество древних славян // Очерки истории культуры славян: Межвузовский сб. науч. трудов. М.: МГУ, 1996.- С. 153
  196. И.С. Язык и речь. Воронеж: Изд-во Воронеж, унта, 1985. — 199с.
  197. Т.А. Функциональная типология словосочетаний. -Киев: Вища школа, 1976. 176с.
  198. И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания. М.: Наука, 1977/- 256с.
  199. Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь»: 5 класс / Под общей ред. Г. И. Канаки-ной, Г. В. Пранцовой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 160с.
  200. А.А. Слово в Лексико-семантической системе языка. М.: Наука, 1968. — 272с.
  201. Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М.: Просвещение, 1984. — 160с.
  202. Федоренко Л/П. Методическое руководство по русскому языку для преподавателей ПТУ. М.: Высш. шк., 4983. -96с.
  203. Л.П. Принципы обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1973. — 160с.
  204. В.В. Методические рекомендации по морфемному и словообразовательному анализу. Н. Новгород: НГПИ им. М. Горького, 1993. — Юс.
  205. В.В. Роль словообразовательной семантики в смысловой организации текста. Н. Новгород: НГПИ им. М. Горького, 1992- 17с.
  206. В.А. Предложения с предикатами оценки //Русский язык в школе. 1998. — № 2. — С.95−103.
  207. В.И. Определение как семантическая категория // Филологические науки. 1982. — № 2. — С. 17−24.
  208. С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. — 128с.
  209. Л.С. Актуализация признака, выраженного прилагательными, в структуре простого предложения: Автореф. дисс.. канд. филолог, наук. М.: МГУ, 1988. -17с.
  210. Т.Й. Стилистическая работа на уроках русского языка. Л.: ЛГПИ, 1977. — 50с.
  211. Т.И. Функционально-стилистическая направленность в обучении русскому языку: Учебноё пособие. Л.: ЛГПИ, 1981. -95с.
  212. В.И. Субстантивные конструкции с зависимой атрибутивной частью. М.: МГПИ, 1984. — 88с.
  213. Н.М. Школьный курс русского языка (Актуальные проблемы и возможные решения) // Русский язык в школе. 1993.- № 2. -С.3−10.
  214. Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом.- М.: Просвещение, 1986. 157с.
  215. A.M. Семантические аспекты коммуникативной функции языка // Язык как коммуникативная деятельность человека. М.: МГУ, 1987.-С.24−28. .'.
  216. Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. -М: Наука, 1973.- 280с.
  217. Шрамм А. Н Очерки по семантике качественных прилагательных. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 134с
  218. Л.В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. — 188с.
  219. Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. — 428с.
  220. Щур Г. С. Теория поля в лингвистике. М.: Наука, 1974.255с.
  221. Язык: система и функционирование: Сб. научных трудов /АП СССР. Институт русского языка/ Отв. ред. Ю. Н. Караулов. М.: Наука, 1988. — 270с.
Заполнить форму текущей работой