Семантико-функциональный аспект изучения языковых средств качественной характеристики предмета в общеобразовательной школе
Диссертация
При разработке методической системы изучения языковых средств качественной характеристики автор опирался на основополагающие труды лингвистов по вопросам системного характера языка, диалектики семантического и функционального в языке, единства содержания и формы языковых единиц (Ю.Д.Апресян, А. В. Бондарко, В. В. Виноградов, Г. А. Золотова, Ю. Н. Караулов, Г. Г. Почепцов и др.) — на труды… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ КАЧЕСТВЕННОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ ."'
- 1. 1. Лингвистический статус языковых средств качественной характеристики
- 1. 2. Лексико-семантические группы языковых средств качественной характеристики
- 1. 3. Языковые средства качественной характеристики в практике обучения русскому языку
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСВОЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ ЯЗЫКОВОЙ СЕМАНТИКИ КАЧЕСТВЕННОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДМЕТА
- 2. 1. Состояние знаний и умений учащихся по семантике и способам выражения качественной характеристики
- 2. 2. Психологические закономерности усвоения родного языка и речевой деятельности
- 2. 3. Факторы, определяющие эффективность формирования у учащихся умения использовать языковые средства качественной характеристики предмета
- Выводы по второй главе
- ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ КВАЛИТАТИВНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ В СЕМАНТИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ (ПО ДАННЫМ ОБУЧАЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА)
- 3. 1. Экспериментальная программа формирования у учащихся умений осознанно и целесообразно использовать языковые средства качественной характеристики предмета
- 3. 2. Особенности семантических сфер квалитатива в экспериментальном обучении
- 3. 3. Методические условия реализации семантико-функционального изучения языковых единиц качественной характеристики
- Выводы по третьей главе
Список литературы
- Конституция Российской Федерации — М.: Дело, 1999. — 40с.
- О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании"// Вестник образования. 1996 — № 7. — С. 3−56.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации (Проект). М., 1999. — 7с.
- Адмони В.Г. Качественный и количественный анализ грамматических явлений// Вопросы языкознания. 1963. — № 3. — С.57−63.
- Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М.: Педагогйка, 1978. — 144с.
- Алгазина Н.Н. Предупреждение ошибок в построении словосочетаний и предложений. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 120с.
- Алексеев М.Н., Колшанский В. Г. О соотношении логических и грамматических категорий// Вопросы языкознания. 1955. — № 5. — С.3−19.
- Алимпиева Р.В. Семантическая значимость слова и структура лексико-семантической группы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.-177с.
- Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М.: Наука, 1974.-366с.
- Арват Н.Н. О семантике предложения // Филологические науки. -1979.-№ 5.- С.52−61. ,
- Арутюнова Н Д- Предложение р его смысл: Логико-семантические проблемы. М.: Наука, 1976. — 383с.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368с.
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. энциклопедия, 1996. — 607с.
- Бабайцева В.В. Лингвометодические основы нового учебного комплекса по русскому языку // Филологические науки. 1996. — № 6. — С. З-7.
- Бабайцева В.В. Об углубленном изучении русского языка в школах Российской Федерации // Русская словесность. 1995. — № 5. — С.5−9.
- Бабайцева В.В. Предложение как многоаспектная единица синтаксиса // Русский язык в школе. 1984. — № 3. — С.78−83.
- Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. М.: Просвещение, 1979. — 269с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Методические основы. М.: Просвещение, 1982. — 192с.
- Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М.: Изд. иностр. лит., 1955. — 403с.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т. А., Львов М. Р. и др. Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1990. — 3'68с.
- Беспалько В. П: Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-С.3−29. • ?
- Блинов Г. И. Изучение связи слов на уроках русского языка. -М.: Просвещение, 1963.-122с.
- Богданов В.В. Предложение и текст: семантика, прагматика и синтаксис. Л'.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 166с.
- Богданов В.В. Семантико-синтаксическая организация предложения. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. — 204с.
- Богородицкий В.А. Общий курс русской грамматики. М.-Л.: Наука, 1935. — 230с.
- Богоявленский, Д.Н. .О диалектической природе грамматического мышления// Русский язык в школе. 1981. — № 2. — С.62−69.
- Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. — С.38−85.
- Боидаренко А.В. Функциональная грамматика / АПН СССР. Научный совет по теории сов. языкознания. Ин-т языкознания. Л.: Наука, 1984- 136с.
- Бондарко А.В. Вид и время русского глагола (значение и употребление): Пособие для студентов. М.: Просвещение, 1971.-239с.
- Бондарко А.В. Грамматическая категория и контекст. Л.: Наука, 1971. — 115с.
- Бондарко А.В. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии. Л.: Наука, 1983. — 208с.
- Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. Л. Наука, 1976. — 255с.
- Бондарко А.В. Функциональная грамматика. Л.: Наука, 1984. — 136с.
- Брутян Г. А. Теория познания общей семантики. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1959. — С.27−39.
- Бурвикова Н.Д. Методика обучения связной речи: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М.', 1977.-27с.
- Бурвикова Н. Д- Текст: лингвистический и методический аспекты. М.: Русский язык, 1981. — 113с.
- Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. М.: Просвещение, 1992.- 511с.
- Бкстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка// Русский язык в школе. 1996. — № 1. — С.3−9.
- Валимова Г. В. Функциональные типы предложений в современном русском языке. Ростов — на — Дону: Изд. Рост, ун-та, 1967. — 331с.
- Васильев Л. М-. Современная лингвистическая семантика: Учеб. пособие для вузов. М&bdquo-: Высш. шк., 1990. — 1'76с.
- Васильев JI. M Теория семантических полей// Вопросы языкознания. 1971. — № 5. — С.23−28.
- Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. -М.: Просвещение, 1983. 128с.
- Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М.: Наука, 1977. — С. 162−189.
- Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове): Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Г. А. Золотова. 3-е изд. испр. и доп.- М.: Высш. шк., 1986 — 640с.
- Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку (IV-УШкл.): Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. — 208с.
- Вольф Е.М. Грамматика и семантика прилагательных. М.: Наука, 1978. — 200с.
- Вольф Е.М. К вопросу о классификаторах признаков// Филологические науки. 1982. — № 2. — С. 15−19.
- Воротников Ю.Л. Степени качества у качественных, относительных и притяжательных прилагательных// Филологические науки. -1992.-№ 3.-С.117−120.
- В помощь учителю стажеру. Работа над синонимами при изучении глагола/ Сост. Ё. Г. Сорокин. — Горький: ГГПИ им. М. Горького, 1986.-13с. » :
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Под ред. и со вступительной статьей А. Н. Леонтьева и А. Г. Лурии. М.: АПН РСФСР, 1956.'-520с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. — 479с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии/Под ред-. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — 504с.
- Гак В. Г. Сопоставительная лексиколЬгия. М.: Международные отношения, 1977. 264с.
- Гак В. Г. Языковые преобразования. М.: Высш. школа, 1998.763с.
- Галкина Федорук Е. М. Слово и понятие. — М.: Госучпедгиз, 1956.-56с.
- Гальперин И.Р. Грамматические категории текста /Изв. АПН СССР, 1997. Т.36. — № 6. — С. 112−136.
- Гальперин И.Р. К проблеме зависимости предложения от контекста//Вопросы языкознания. 1977. — № 1. — С.48−55.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. — 139с.
- Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка// Вопросы психологии. 1969. — № 1. — С.8−11.
- Герасименко Н.А. Семантика предикативного признака в предложениях с субстантивами в роли сказуемого // Русский язык в школе. 1997. -№ 5. -С.83−87.
- Глебова Е.Ф. Методические проблемы усиления речевой направленности синтаксиса в школе: Учебное пособие. Горький: ГГПИ им. М. Горького, 1986. — 72с.
- Глебова Е.Ф. Русский язык /учебник для 8−9кл./. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 1993. — 327с.
- Глебова Е.Ф. Системный подход к процессу обучения синтаксису в средней школе. М.: Просвещение, 1982. — 1'72с.
- Головин Б.Н. Лингвистические термины и лингвистические идеи// Вопросы языкознания. 1976. — № 3. — С.20.
- Головин Б. Н Основы культуры речи: Учеб. для вузов по спец. «Рус.яз. и лит.» 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 1988. — 320с.
- Головин Б.Н. Основы теории синтаксиса современного русского языка: Учебное пособие. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского унта, 1994, — 172с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.- 544с.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х томах. Изд-во иностр. и нац. словарей. т.1. — 1956. — 672с.
- Денисов П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. М.: Наука, 1980.- 210с.
- Дудников А.В. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе. М.: Просвещение, 1977. — 304с.
- Дудников А.В. Методы и приемы преподавания русского языка с точки зрения развивающего обучения // Русский язык в школе. 1985. -№ 4. — С.34−41.
- Елисеева И.А. Семантические и синтаксические свойства классов имен прилагательных: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. М, 1981. -17с.
- Есперсен О. Философия грамматики. М.: Изд-во иностр. лит., 1958. — 404с. ''
- Жаналина JI.K. Уточнения к основаниям классификации номинативных единиц (предметные и признаковые имена) // Филологические науки. 1995. — № 2. — С.71−80.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: АПН, 1958. — 370с.
- Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. // В защиту живого слова/Сост. В .Я. Коровина. М.: Просвещение, 1966. — С.5−25.
- Звегинцев В.А. Предложение и его отношение к языку и речи.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 307с.
- Звегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория. М.: Изд. Моск. ун-та 1973.- 248с.
- Зверева Н.М., Маскаева Т. Е. Дидактика для учителя: Учеб. пособие. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996.- 131с.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. — 219с.
- Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: Наука, 1982. — 368с.
- Золотова Г. А. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: Наука. — 1998. — 365с.
- Золотова Г. А. О категории оценок в русском языке // Русский язык в школе.- 1980. № 2. -'С.84−88.
- Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М.: Наука, 1973. — 351с.
- Ильенко С.Г. Обучение русскому языку в 7−8 классах по новой программе. М.: Просвещение, 1973. — 237с.
- Ильенко С.Г. Сборник упражнений по современному русскому языку /Под ред. С. Г. Ильенко и др. М.: Просвещение, 1977. — 271с.
- Ипполитова Н.А. Совершенствование механизмов речи школьников на уроках русского языка // Русский язык в школе. 1995. -№ 3. — С.3−10.
- Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. М.: Флинта: Наука, 1998. — 171с.
- Каменская O. J1. Текст и коммуникация: Учебное пособие для ин-тов и фак-тов иностр. яз. М.: Высш. шк., 1990. — 152с.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. — 261с.
- Кацнельсон С.Д. Речемыслительные процессы // Вопросы языкознания. 1984. — № 4. — С.312. -
- Кацнельсон С.Д. Содержание слова, значение и обозначение. -М.-Л.: Наука, 1965. 112с.
- Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. Л.: Наука, 1972. -216с.
- Коваленко И.В. Функционально-семантические особенности обозначений качественных признаков внешности человека: Автореф. дисс.канд. филол. наук. М., 1989. — с. 19.
- Колесникова С.М. Степени сравнения прилагательных и выражаемая ими интенсивность признака // Русский язык в школе. 1998.-№ 5. — С.69−74.
- Комлев Н.Г. Слово в речи. Денотатив. аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1992.- 214с.
- Кондаков Н. И". Логический словарь. М.: Наука, 1971. — 649с.
- Коротаева Е.В. Стимулирование Творческой деятельности учащихся // Русский язык в школе. 1995. — № 5 — С.3−9.
- Короткова Т.А. Структурно-семантические и функциональные возможности сложноподчиненного предложения для речевого развития учащихся': Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 1991. -с.14.
- Кубрякова Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности. -М.: Наука, 1986.- 156с.
- Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка: Учеб. пособие для студ. филологич. спец. ун-тов. М. г Высш. школа, 1989. — 216с.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1974. -256с.
- Лебедев В.А. Уроки русского языка в 5 классе. Владимир.: Изд-во «Владимирская школа», 1996. — 168с.
- Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М.: Высшая школа, 1974. — 175с.
- Леонтьев А.А. Проблемы деятельности в психологии // Вопросы языкознания. 1972. — № 9. — С. 105−108.
- Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности. М.: Прогресс, 1967.-С.48−54.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. — 214с.
- Деонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Наука, 1977. — 304с.
- Леонтьев А.Н. Признаки связности и целостности текста // Лингвистика текста. Вып. 103 / Отв. ред. А. Н. Леонтьев. — М.: Наука, 1976. -С.60−70.
- Леонтьев А.Н. Психо лингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. — 307с.
- Лингвистика текста: Сб. научных трудов Московского гос. пед. ин-та им. М. Тореза: Вып. 103 / Отв. ре (д. И. И. Чернышова. М.: БИ., 1976.- 291с.
- Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов.энцикл., 1990. — 682с.
- Лобанова И.Н. На уроках словесности. Семантика сравнения и способы ее выражения (однородные члены предложения в функциональном ряду) // Русская словесность. 1993. — № 5. — С.47−49.
- Лобанова И.Н. Семантика языковых единиц как основа словесного творчества учащихся (на материале предложений с однородными членами): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 1994. -17с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 319с.
- Львов М.Р. Словарь- справочник по методике русского языка. -М.: Просвещение, 1988. 240с.
- Львов М.Р. Тенденции развития речи учащихся. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1978. — Вып. I — 79с., Вып. II. — 79с,
- Максимов Л.Ю. Язык и композиция художественного текста: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Л. Ю. Максимов. М.: МГПИ, 1983. -124с.
- Максимов Л.Ю., Чешко Л. А. Русский язык: Учебное пособиедля 10−12 кл. вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений и самообразования. М.: Просвещение, 1997. — 220с.
- Маркелова Т.В. Выражение оценки в русском языке // Русский язык в школе. 1995. — № 1. — С.76−80.
- Маркелова Т.В. Семантика и прагматика средств выражения оценки в русском языке // Филологические науки. 1995. — № 3. — С.67−79.
- Маркова А.К. Психология обучения подростка. М.: «Знание», 1975.-64с.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: «Педагогика», 1974.- 240с.- *
- Методические рекомендации по изучению словообразования в школе/Сост. В. В. Федорова. Н. Новгород: НГПУ им. М. Горького, 1994. — 12с.
- Методические рекомендации по семантико-функциональному анализу однородных членов предложений в школе/ Сост. И. Н. Лобанова. Н. Новгород: НГПИ им. М. Горького, 1993. — 41с.
- Методические рекомендации по семантико-функциональному изучению русского языка в школе/ Сост. Е. Ф. Глебова, М. Л. Зимицкая, И. Н. Лобанова и др. Н. Новгород: НГПУ им. М. Горького, 1994. — 87с.
- Методические рекомендации по анализу текстообразующих возможностей языковых единиц: Материалы для самостоятельной работы студентов/ Сост. Т. В. Романова. Горький: ГГПИ им. М. Горького, 1988. -18с.
- Методические рекомендации по работе над текстом (в помощь студентам практикантам)/ Сост. Т. В. Романова. — Горький: ГГПИ им. М. Горького, 1988. — 29с.
- Мещанинов И.И. Члены предложения и части речи. Л.: Наука, 1978. -, 378с.
- Молодцова С.Н. Изучение имени прилагательного по учебному комплексу// Русский язык в школе. 1994. — № 6. — С.25−29.
- Москальская О.И. Вопросы синтаксической семантики // Вопросы языкознания. 1977. -№ 2. — G.45−56. :
- Москальская О.И. Проблемы системного описания синтаксиса: Учеб. пособие для пед. ин-тов и фак. иностр. яз. М.: Высш. школа, 1981. — 175с.
- Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1983. — 111с.
- Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи 5−7 кл. общеобразовательных учреждений / Науч. ред. В. В. Бабайцева. 5-е изд. — М.: Просвещение, 1996. — 191с.
- Николина Н.А. Языковые средства выражения нравственных качеств // Русский язык в школе. 1998. — № 4. — С.75−83.
- Новиков J1.A. Семантика русского языка: Учеб. пособие. -М.: Высш. школа, 1982. 272с.
- Новиков JI.A. Синонимические функции слов (семантическая синонимия) // Русский язык в школе. 1968. — № 1. — С. 17−21.
- Новиков JI.A. Художественный текст и его анализ. М.: Русский язык, 1988.- 304с.
- Новые технолргии в системе подготовки учителя без отрыва от основной деятельности: Тезисы докладов научно-практической конференции 31 марта 1 апреля 1997 г./ Отв. ред. С. Н. Митина, С. М. Пономарев. — Н. Новгород: НГПУ, 1997. — 219с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 5-е, стереотип. -М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1963. -900с.
- Озерская В.П. Изучение синтаксиса на основе взаимосвязи с морфологией. М.: Просвещение, 1982. — 96с.
- Озерская В.П. Уровень синтаксических знаний, умений и навыков четвероклассников // Русский язык в школе. 1967. — № 4. — С.41−50.
- Оконь Л.В. Введение в общую дидактику. М.: Высш. шк., 1990.- 381с.
- Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. -368с. ' • '
- Особенности изучения синтаксиса в средней общеобразовательной школе: Межвузовский сборник научных трудов/ Отв. ред. Е. Ф. Глебова. Горький: ГГПИ им. М. Горького, 1989. — 122с.
- Пазухин Р.В. Язык, функция, коммуникация // Вопросы языкознания. 1979. — № 6. — С.42−50.
- Панфилов В.З. Взаимоотношение языка и мышления. М.: Наука, 1971.- 232с.
- Панфилов В.З. Философские проблемы языкознания: Гносеологические аспекты. М.:.Наука, 1977. — 287с. ?
- Пахнова Т.М. Изучение лексики по учебному комплексу // Русский язык в школе. 1994. — № 4. — С.31−36.
- Пахнова Т.М. Художественный текст и его анализ на уроках русского языка// Русский язык в школе. 1993. — № 3. — С.3−10.
- Педагогическая практика студентов филологического факультета: Методическое пособие/ Под ред. Н. Ю. Русовой. Н. Новгород: НГПУ, 1998. — 176с.
- Пешковский A.M. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М.: Учпедгиз., .1959. — 252q.
- Плотников Б.А. О форме и содержании в языке. Минск: Вышейш. шк., 1989, — 252с.
- Полянский А.Н. Категория интенсивности признака в языке. Автореф. дисс. канд. филолог, наук. М., 1978. — 16с.
- Полянский А.Н. Мера и степень признака в русском языке // Русский язык в школе. 1980. — № 6. — С.87−91.
- Потебня А.А. Из записок по русской грамматике: В 4-х т. -М.: Просвещение, 1985. 287с.
- Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М.: Высш. школа, 1990. — 342с.
- Почепцов Г. Г. Коммуникативные аспекты семантики. Киев: Высш. школа, 1987. — 131с.
- Почепцов Г. Г.- Коммуникативно-прагматические аспекты семантики // Филологические науки. -. 1984. № 4. — <2.29−36.
- Проект государственного образовательного стандарта общего среднего образования // Русский язык в школе. 1994. — № 9. — С.7−11.
- Программы для образовательных учреждений на 1994/95 учебный год. Русский язык. М.: Просвещение, 1994 — 111с.
- Пронина Е.П. Структурно-семантический принцип и пути его реализации в преподавании школьного курса синтаксиса. Куйбышев: Гос. пед. институт, 1984 — 84с.
- Просвиркина JHLH. Обогащение речи учащихся средствами оценки при изучении лексики // Русский язык в школе. 1994. — № 6. — С.9−12.
- Психологический словарь /Под ред. Зинченко В. П. М.: Педагогика — Пресс, 1998. — 439с.
- Распопов И.П. Несколько замечаний о так называемой семантической структуре предложения // Вопросы языкознания. 1981. — № 4. — С.24−34.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей. Изд. 2-е испр. и доп. М.: Просвещение, 1976 — 543с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии/ Отв. ред. (и авт. вступит, статьи) Е. В. Шорохова Сост. и авт.комплект. К.А. Абульха-нова-Славская и А. В. Брушлинский. М.: Педагогика, 1973. — 423с.
- Рузин И.Г. Когнитивные стратегии именования: модусы перцепции (зрение, слух, осязание, обояние, вкус) и их выражение в языке // Вопросы языкознания. 1994. — № 6. — С.79−99.
- Русский язык: Теория: Учебник для 5−9 классов общеобразовательных учебных заведений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. М.: Просвещение, 1992.-256с.
- Русский язык: Практика: Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений /Сост. А. Ю. Купалова. Научн. ред. В. В. Бабайцева М.: Просвещение, 1992. — 256с.
- Русский язык:'Учебник 5 кл. сред. шк. /Т.А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян и др: 19-е изд. — М: Просвещение, 1990. -318с.
- Русский язык: Учебник 6 кл. сред. шк. /М.Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. 16-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1992.- 224с. '
- Русский язык: Учебник для 5 кл. сред. шк. /Сост. С. И. Львова, Г. К. Лидман-Орлова, В. В. Львов, М. М. Разумовская. М.: Изд-во ВАЛЕНТ, 1996.1ч.- 223с., Ич. — 191с.
- Русский язык: Энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1979. — С.282 — 290. 7
- Семантика слова и семантика текста: сборник научных трудов/ Под ред. Н. Г. Гольцовой, А. А. Мурашова. М.: МПУ, 1994. — 120с.
- Семантика и функционирование имени существительного: Практические- рекомендации для студентов филологического факультета/ Сост. М. Л. Зимицкая. Н. Новгород: НГПИ им. М. Горького, 1993. — 25с.
- Семантика языковых единиц и ее изучение в школе и Вузе: Межвузовский сборник научных трудов. Н. Новгород: НГПУ им. М. Горького, 1993. — 252с.
- Сидоренков В.А. Создание условий для формирования у школьников общеучебных умений текстообразования // Русский язык в школе. 1997. — № 6. — С.3−9.
- Сидоренков В.А. Формирование общеучебных умений текстообразования// Русский язык в школе. 1997. — № 2. — С.3−10.
- Сидоров Е.В. Проблемы речевой системности. М.: Наука, 1987. — 138с.
- Скобликова Е.С. Очерки по теории словосочетания и предложения. Куйбышев: Изд-во Сарат. ун-та, 1990.- 141с.
- Словарь синонимов. АН СССР. Справочное пособие. /Под ред. А. П. Евгеньевой. Л.: Наука, 1975. — 648с.
- Смирницкий А.И. Объективность существования языка. Материалы к курсам языкознания. М.: Изд-во МГУ, 1954. — 34с.
- Соколова В.В. Речевая культура школьников. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1989. 143с. •
- Соколова Г. П. Уроки русского языка: 5-й кл.: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. -207с.
- Соколовская Ж.П. Система в лексической семантике. Киев.: Вища школа, 1979. — 189с.
- Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. -М.: Наука, 1971. -292с.
- Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977.695с.
- Степанов Ю.С. Семиотика. М.: Наука, 1971. — 167с.
- Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М.: Просвещение, 1975. — 271с.
- Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М.: Наука, 1975. — 311с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: МГУ, 1975.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. — 96с.
- Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1980. — 414с.
- Толстой Н.И. Язычество древних славян // Очерки истории культуры славян: Межвузовский сб. науч. трудов. М.: МГУ, 1996.- С. 153
- Торопцев И.С. Язык и речь. Воронеж: Изд-во Воронеж, унта, 1985. — 199с.
- Тумина Т.А. Функциональная типология словосочетаний. -Киев: Вища школа, 1976. 176с.
- Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания. М.: Наука, 1977/- 256с.
- Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь»: 5 класс / Под общей ред. Г. И. Канаки-ной, Г. В. Пранцовой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 160с.
- Уфимцева А.А. Слово в Лексико-семантической системе языка. М.: Наука, 1968. — 272с.
- Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М.: Просвещение, 1984. — 160с.
- Федоренко Л/П. Методическое руководство по русскому языку для преподавателей ПТУ. М.: Высш. шк., 4983. -96с.
- Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1973. — 160с.
- Федорова В.В. Методические рекомендации по морфемному и словообразовательному анализу. Н. Новгород: НГПИ им. М. Горького, 1993. — Юс.
- Федорова В.В. Роль словообразовательной семантики в смысловой организации текста. Н. Новгород: НГПИ им. М. Горького, 1992- 17с.
- Федосеев В.А. Предложения с предикатами оценки //Русский язык в школе. 1998. — № 2. — С.95−103.
- Фурашов В.И. Определение как семантическая категория // Филологические науки. 1982. — № 2. — С. 17−24.
- Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. — 128с.
- Чечулина Л.С. Актуализация признака, выраженного прилагательными, в структуре простого предложения: Автореф. дисс.. канд. филолог, наук. М.: МГУ, 1988. -17с.
- Чижова Т.Й. Стилистическая работа на уроках русского языка. Л.: ЛГПИ, 1977. — 50с.
- Чижова Т.И. Функционально-стилистическая направленность в обучении русскому языку: Учебноё пособие. Л.: ЛГПИ, 1981. -95с.
- Чуглов В.И. Субстантивные конструкции с зависимой атрибутивной частью. М.: МГПИ, 1984. — 88с.
- Шанский Н.М. Школьный курс русского языка (Актуальные проблемы и возможные решения) // Русский язык в школе. 1993.- № 2. -С.3−10.
- Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом.- М.: Просвещение, 1986. 157с.
- Шахнарович A.M. Семантические аспекты коммуникативной функции языка // Язык как коммуникативная деятельность человека. М.: МГУ, 1987.-С.24−28. .'.
- Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. -М: Наука, 1973.- 280с.
- Шрамм А. Н Очерки по семантике качественных прилагательных. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 134с
- Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. — 188с.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. — 428с.
- Щур Г. С. Теория поля в лингвистике. М.: Наука, 1974.255с.
- Язык: система и функционирование: Сб. научных трудов /АП СССР. Институт русского языка/ Отв. ред. Ю. Н. Караулов. М.: Наука, 1988. — 270с.