Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дифференцированный подход в подготовке специалистов социальной сферы в учреждении дополнительного профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования освещались на Высших курсах по подготовке социальных педагогов и социальных работников АСОПиР (Москва, 1997) — ежегодных научных сессиях докторантов, аспирантов, соискателей и руководителей региональных отделений Института педагогики социальной работы РАО (Москва, 1997;2001) — на методологическом семинаре «Социальная… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы дифференцированного обучения специалистов социальной сферы в учреждении дополнительного профессионального образования
    • 1. Проблема дифференцированного обучения в трудах отечественных и зарубежных исследователей
    • 2. Специфика контингента обучающихся в системе дополнительного профессионального образования
    • 3. Концепция дифференцированного обучения специалистов социальной сферы в учреждении дополнительного профессионального образования
    • 4. Понятийно-терминологический аппарат дифференцированного обучения взрослых в системе дополнительного профессионального образования
  • Глава 2. Условия эффективной реализации дифференцированного подхода в процессе профессиональной подготовки специалистов социальной сферы
    • 1. Конструирование модели инновационного учреждения дополнительного профессионального образования
    • 2. Организация дифференцированного образовательного процесса подготовки специалистов социальной сферы в учреждении дополнительного профессионального образования
    • 3. Специализация в обучении как основа дифференцированного подхода в подготовке специалистов социальной сферы

Дифференцированный подход в подготовке специалистов социальной сферы в учреждении дополнительного профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная социальная ситуация в России, характеризующаяся отсутствием эффективной социальной политики, актуализирует значимость компенсационных механизмов, смягчающих последствия маргинализации большей части населения страны. Одним из механизмов, обеспечивающих относительную устойчивость нынешней социальной системы и минимизирующих последствия социально-экономического кризиса общества, является формирование системы социальных служб помощи населению, становление и развитие профессионального социального образования.

Формирование кадровых ресурсов для социальных служб различной ведомственной подчиненности, муниципальных органов социальной защиты населения, общественных организаций, для образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, становится одним из приоритетных направлений профессионального образования в России и занимает достойное место в системе гуманитарного образования.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., одобренная Правительством РФ, в качестве основной цели профессионального образования определяет подготовку квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Профессиональная деятельность специалистов социальной сферы, действующих в условиях нестабильности общества, постоянно меняющейся социокультурной ситуации развития личности, вызывает острейшую потребность в постоянном повышении их профессиональной компетентности и профессионального мастерства.

В этих условиях возрастает роль учреждений дополнительного профессионального образования, способных в достаточно короткие сроки и в гибких формах обеспечить решение проблемы качественной подготовки, переподготовки, повышения профессиональной компетентности работников социальной сферы всех уровней.

Необходимость массовой профессиональной подготовки специалистов социальной сферы для проведения эффективной социальной политики и поддержания высокого уровня квалификации кадров требует построения гибкой системы дополнительного профессионального образования, быстро реагирующей на меняющиеся условия общественного развития.

Вместе с тем в образовательной практике учреждений дополнительного профессионального образования имеются существенные противоречия и недостатки, преодоление которых позволит превратить учреждения профессионального образования в один из факторов реализации социальной политики государства и повышения на этой основе качества жизни населения. Наиболее существенными являются следующие противоречия:

• между традиционной системой повышения квалификации и переподготовки специалистов социальной сферы, не отвечающей требованиям современного общества к качеству их обучения, и потребностями социальной сферы в подготовке специалистов нового поколения;

• между индивидуальным характером усвоения системы специальных знаний и умений и формами организации образовательного процесса, ориентированными, как правило, на массовую аудиторию, аудиторные формы работы со слушателями;

• между унифицированным набором образовательных технологий, предлагаемых слушателям, и индивидуализированными интересами и потребностями слушателей, требующими дифференцированного подхода к организации профессиональной подготовки.

Назревшая потребность совершенствования системы социального образования стимулирует научный поиск ученых-специалистов. К настоящему времени проведен ряд исследований, раскрывающих различные аспекты профессиональной подготовки специалистов социальной сферы. Данной проблеме посвящены работы: С. А. Беличевой, М. А. Беляевой, В. Г. Бочаровой, А. А. Вербицкого, Н. Н. Володиной, С. И. Григорьева, Л. Г. Гусляковой, Т. П. Долговой, И. А. Зимней, В. Г. Иванова, В. В. Колкова, P.M. Куличенко, И. М. Лавриненко, А. И. Ляшенко, К. М. Оганяна, П. Д. Павленка, В. А. Сластенина, А. В. Соловьева, Е. И. Холостовой, Б. Ю. Шапиро, Н. Б. Шмелевой.

Принципиальные пути разрешения отмеченных противоречий известны давно и достаточно широко используются в системе общего и профессионального образования. Одним из них выступает целенаправленная дифференциация и индивидуализация процесса обучения. При этом различные аспекты исследуемой проблемы рассматривались в основном как отдельные направления: дифференциация как средство повышения познавательной активности учащихся (А.А. Кирсанов, Н. С. Рабунский, И.Э. Унт), дифференциация как средство разноуровневого обучения (С.А. Бударный, А. М. Гельмонт, B.C. Ивашкин, Л. С. Славина, В. Ф. Харьковская и др.), дифференциация как средство организации учебных занятий (Е.Л. Голант, И. И. Дьяченко, Е. Паркхерсг и др.), дифференциация как средство обучения по отдельным планам и программам (Э.Р. Гречкина, Е. С. Рабунский, И. Э. Унт и др.).

Дифференциация обучения приобретает особое значение в профессиональной переподготовке и повышении квалификации специалистов социальной сферы, являющейся составной частью системы непрерывного профессионального социального образования, образования взрослых. Однако этот аспект профессионального образования в научных исследованиях последних лет не получил должного освещения.

Особая актуальность, необходимость конструктивного разрешения обозначенных противоречий обусловили постановку и исследование проблемы дифференцированного обучения в учреждении дополнительного профессионального образования, социально-педагогического обоснования содержательных и организационных аспектов дифференцированного подхода в подготовке специалистов социальной сферы и выбор темы исследования «Дифференцированный подход в подготовке специалистов социальной сферы в учреждении дополнительного профессионального образования».

Объектом диссертационного исследования является профессиональная подготовка специалистов социальной сферы в системе дополнительного профессионального образования, а предметом — процесс дифференцированного обучения специалистов социальной сферы в учреждении дополнительного профессионального образования.

Цель исследования заключается в разработке концептуальных подходов и определении условий эффективной реализации дифференцированного обучения специалистов социальной сферы в учреждении дополнительного профессионального образования.

Гипотеза исследования. Процесс подготовки специалистов социальной сферы в учреждениях дополнительного профессионального образования на основе дифференцированного подхода будет эффективен, если он предусматривает:

• выбор образовательной траектории развития каждого слушателя в соответствии с его профессиональными потребностями, интересами и способностями к тому или иному виду социальной работы;

• дифференциацию самообразования слушателей, языковой подготовки, обучения компьютерным технологиям, подготовки к различным сферам социальной работы (практической, административной, преподавательской, научно-исследовательской деятельности);

• активное взаимодействие преподавателя и слушателя, при котором преподаватель одновременно является и тьютором, осуществляющим личностное сопровождение обучения слушателя;

• ориентацию слушателей на работу с различными источниками информации, выполнение творческих проектов, письменных работ, самостоятельный поиск альтернативных подходов к решению социальных проблем;

• вариативность программ спецкурсов и учебной практики, органически взаимосвязанных со сферой практической деятельности слушателей.

В соответствии с объектно-предметной сферой и гипотезой определены задачи исследования:

1. Осуществить историко-логический анализ развития проблемы дифференцированного обучения в трудах отечественных и зарубежных исследователей.

2. Раскрыть сущность и особенности дифференцированного обучения в учреждении дополнительного профессионального образования и специфику контингента обучающихся.

3. Разработать концепцию дифференцированного обучения специалистов в системе дополнительного профессионального образования и определить этапы конструирования модели инновационного образовательного учреждения дополнительного образования.

4. Обосновать условия эффективной реализации дифференцированного подхода в подготовке специалистов социальной сферы.

Методологическую основу исследования составляют базовые положения психологии, общей и профессиональной педагогики, социальной педагогики и андрагогикиличностно-ориентированный, системный, деятельностный подходы к процессу профессионализации специалистов социальной сферыведущие идеи отечественных и зарубежных исследователей по теории и практике профессионального образования, дифференцированного подхода в обучении и социально-педагогической деятельности.

Теоретическую базу диссертационного исследования составили:

— положения общей теории профессионально-педагогического образования, философии и методологии педагогического образования, а также работы ученых-исследователей (С.Н. Архангельский, И. Д. Багаева, Е. П. Белозерцев, М. Я. Виленский, Б. З. Вульфов, Б. С. Гершунский, И. Ф. Исаев, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, Б. Т. Лихачев, А. И. Мищенко, А. В. Мудрик, Н. Д. Никандров, A.M. Новиков, П. И. Пидкасистый, А. И. Пискунов, З. И. Равкин,.

B.А. Сластенин, Е. Н. Шиянов, А.И. Щербаков);

— теоретические положения социального профессионального образования отечественных (С.А. Беличева, В. Г. Бочарова, Н. С. Григорьева, С. И. Григорьев, М. П. Гурьянова, И. А. Зимняя, В. В. Колков, А. В. Соловьев, Е. А. Сорочинская,.

C.В. Тетерский, Е. И. Холостова, Т. В. Чубарова, Б. Ю. Шапиро, КБ. Шмелева, Г. Н. Филонов, Т. Ф. Яркина и др.) и зарубежных (И. Валлиман, Г. Вильфинг, Ш. Рамон, Т. Шанин, Ф. Шервиш) специалистов;

— выводы ученых, посвятивших свои труды проблемам индивидуального подхода и дифференцированного обучения (Р.Б. Вендровская, А. Н. Бударный, E.JI. Голант, Н. К. Гончаров, Э. Д. Днепров, М. А. Дошилов, В. И. Загвязинский,.

A.А. Кирсанов, А. Н. Конев, В. М. Монахов, В. А. Орлов, Е. С. Рабунский, П. В. Руднев, И. Э. Унт, В. В. Фирсов, Н. М. Шахмаев, Д. А. Эпштейн, и др.);

— инновационные идеи, изложенные в работах специалистов в области андрогогики (С.Г. Вершловский, С. И. Змеев, М. Т. Громкова, О. Г. Кукосян, JI.H. Лесохина, Е.Я. Римская), непрерывного профессионального образования (А.П. Владиславлев, Б. С. Гершунский, А. Н. Лейбович, Е. И. Огарев,.

B.Г. Онушкин, ILI.3. Санатулов), специализации в профессиональной подготовке (А. Минахен, А. Пинкус, Дж. Раймонд, М. Ф. Черкасова и др.);

— положения психологических концепций развития личности, психологии взрослых (Б.Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский,.

В.П. Зинченко, В. А. Крутецкий, Ю. Н. Кулюткин, Е. Б. Моргунов, З. И. Рябикова, Т. С. Сухобская, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн, В. К. Шишмаренков, И.С. Якиманская).

В качестве источниковедческой базы использовались документы, монографическая литература, диссертационные исследования, а также материалы, полученные на основе информационного поиска в Интернете, среди них: электронные базы данных Российской государственной библиотеки, материалы международных, российских и региональных сетевых конференций, размещенных в Интернете.

Для достижения цели и решения задач исследования, проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: изучение и теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, периодических изданий, нормативно-правовых актов, документов и литературных источниковизучение, обобщение и систематизация инновационного, в том числе собственного педагогического опытавключенное наблюдениеанкетированиестатистическая обработка данных, их системный количественный и качественный анализпубликационный метод и др.

Основной базой исследования были: отделение социальной педагогики факультета дошкольной педагогики Беловского педагогического училища Кемеровской области (1995;1997) — факультет социального менеджмента и социальной работы Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН) — российско-британского поствузовского университета (19 972 001). Исследованием были охвачены студенты, выпускники, слушатели, деканы, преподаватели образовательных учреждений Беловского педагогического училища и Московской высшей школы социальных и экономических наук.

В целом в исследовании приняло участие около 150 слушателей и выпускников двух образовательных учреждений.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 1995 по 2001 г. и включало три основных этапа:

На первом этапе (1995;1998) изучены состояние проблемы профессионального образования в области социальной работы, передовой отечественный и зарубежный опыт подготовки специалистов социальной сферы на основе научного анализа философской, социологической, социальной, профессионально-педагогической литературы, периодических изданий и нормативно-правовых актовопределены объект, предмет, цель, задачи, методы исследованиясформулирована рабочая гипотеза исследования.

На втором этапе (1997;2001) в рамках включенного наблюдения проведен анализ и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования, а также собственной работы по моделированию системы дифференцированного обучения на базе исследованияпроведено анкетирование участников образовательного процесса, изучены документы и материалыразработаны теоретические основы дифференциации обучения специалистов социальной сферы в рамках целостной образовательной модели подготовки и переподготовки кадров в учреждении дополнительного профессионального образования.

На третьем этапе (2000;2001) проведены качественный и количественный анализ полученных данныхсистематизация, коррекция и оформление результатов научно-исследовательской деятельности в виде диссертационной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в осуществлении историко-логического анализа развития проблемы дифференцированного обученияв определении сущности и особенностей дифференцированного обучения специалистов социальной сферы в учреждении дополнительного профессионального образования в современных условияхуточнении, конкретизации и систематизации понятийно-терминологического аппарата дифференцированного обучения взрослыхразработаны концепция дифференцированного обучения специалистов социальной сферы, базовые принципы и условия эффективной реализации адаптивной образовательной модели подготовки специалистов социальной сферы в учреждении дополнительного профессионального образования.

Практическая значимость исследования. В диссертации представлена апробированная адаптивная модель инновационного учреждения дополнительного профессионального образования как один из возможных вариантов переподготовки и повышения квалификации специалистов, которая может быть использована в практике работы образовательных учреждений различных регионов Россииизложены этапы конструирования дифференцированного образовательного процессаопределены специфика, сферы дифференцированного обучения, виды дифференциации и формы организации дифференцированного обучения в учреждении дополнительного профессионального образованиявыявлены особенности контингента обучающихся.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования определяются выбором комплекса научных методов, адекватных природе изучаемого объекта и задачам исследованияпривлечением достаточного количества источников и практических материаловколичественным и качественным анализом имеющихся данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования освещались на Высших курсах по подготовке социальных педагогов и социальных работников АСОПиР (Москва, 1997) — ежегодных научных сессиях докторантов, аспирантов, соискателей и руководителей региональных отделений Института педагогики социальной работы РАО (Москва, 1997;2001) — на методологическом семинаре «Социальная работа глазами студентов» (Москва, 1999) — на методологическом семинаре «Этика социальной работы» (Москва, 1999) — а также использовались в рамках образовательного процесса Московской высшей школы социальных и экономических наук (Москва, 1998;2001).

Ряд материалов проведенного исследования опубликован в профессиональных журналах и научных сборниках.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Дифференциация обучения специалистов социальной сферы в учреждении дополнительного профессионального образования рассматривается в качестве определяющего фактора гуманизации, вариативности образования и необходимого компонента образовательного процесса.

2. Дифференциация образовательного процесса в учреждении дополнительного профессионального образования включает разнообразные сферы образовательной деятельности, специфические формы организации образовательного процесса, виды дифференциации, отвечающие задачам учреждения и способствующие личностному и профессиональному развитию специалистов.

3. Дифференциация обучения в учреждении дополнительного профессионального образования исходит из целевой ориентации профессиональной подготовки (формирование профессиональной компетентности в практической, управленческой, преподавательской, научно-исследовательской деятельности) и базовых принципов образования (интеграции традиционных и инновационных методов обучения, социального партнерства преподавателей и слушателей, интеграции учебной и исследовательской деятельности слушателей, внедрения инновационных форм образовательной деятельности).

4. Важнейшими условиями эффективной реализации дифференцированного обучения в учреждении дополнительного профессионального образования являются: а) инновационный характер деятельности учреждения дополнительного профессионального образованияб) дифференцированный подход к организации образовательного процессав) учет специфики контингента обучающихсяг) специализация в обучении как основа дифференцированного подхода к подготовке специалистов социальной сферы.

Выводы по второй главе.

Дифференцированное обучение можно определить как обучение субъекта, максимально обращенное к его индивидуальному опыту, потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитиисоздание условий для полноценного появления и, соответственно, развития личностных и профессиональных качеств субъектов образовательного процесса.

Дифференцированный подход в обучении — эффективное средство профессиональной подготовки специалистов социальной сферы всех уровней, при условии его осуществления в рамках целостной образовательной концепции, основанной на целевой ориентации профессиональной подготовки (к практической, управленческой, преподавательской, научно-исследовательской деятельности) и основных направлениях деятельности конкретного учреждения дополнительного профессионального образования.

Выделение инновационного характера деятельности учреждения дополнительного профессионального образования, дифференцированного подхода к организации процесса обучения, учет специфики контингента обучающихся, а также особенностей профессиональной подготовки и переподготовки кадров в учреждении дополнительного профессионального образования в качестве условий эффективности подготовки специалистов будет способствовать оптимизации профессионального обучения специалистов социальной сферы.

Выделение специализации в процессе подготовки специалистов социальной сферы в учреждении дополнительного профессионального образования приобретает особую значимость в связи со спецификой контингента обучающихся, разносторонним, многоплановым характером профессиональной деятельности социальных педагогов, социальных работников и специалистов в области социальной работы, а также обусловлено необходимостью повышения эффективности деятельности социальных служб различной направленности и ведомственной подчиненности.

Заключение

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. В современных условиях модернизации российского образования дифференциация обучения является важным элементом развития вариативного образования, ответной реакцией профессионального социального образования на разнообразные потребности социальных служб в квалифицированных кадрах, одним из главных внутренних ресурсов системы профессионального образования, способствующих повышению качества подготовки специалистов социальной сферы, достижению образовательным учреждением новых образовательных результатов, удовлетворению личностных и профессиональных потребностей студентов и слушателей.

2. Массовое развертывание системы подготовки специалистов для социальной сферы, создание специальных программ обучения, переподготовки и повышения квалификации становится одним из приоритетных направлений развития социального образования в России. Исследование показало, что в условиях динамичной, постоянно меняющейся ситуации в России, перехода к многоступенчатой системе высшего образования, растущего социального спроса на переподготовку и повышение квалификации специалистов социальной сферы различного профиля, учреждения дополнительного профессионального образования (как государственные, так и негосударственные) являются наиболее мобильной образовательной структурой, способной удовлетворить возросшие потребности общества в специалистах социальной сферы, профессионально подготовленных к выполнению практической, управленческой деятельности, преподавательской и научно-исследовательской работы.

3. Дифференцированный подход в учреждении дополнительного профессионального образования может стать эффективным средством профессионального совершенствования специалистов социальной сферы всех уровней, если осуществляется в контексте инновационной образовательной деятельности с учетом специфики контингента обучающихся, в целостной системе различных дифференциаций в обучении, на основе реализации таких базовых принципов, как интеграция отечественных и зарубежных методов обучения, развитие фундаментального гуманитарного образования, проблемная ориентированность учебных курсов, построение образовательного процесса на принципах академической свободы, сочетание учебной и исследовательской деятельности слушателей, активизация сотрудничества российских исследователей и западных специалистов.

4. Как показало исследование, в основе которого научное обобщение опыта профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в Московской высшей школе социальных и экономических наук, негосударственного учреждения, реализующего программы дополнительного профессионального образования, дифференциация дает возможность соединить массовость обучения и его индивидуализацию, традиционные и инновационные методы обучения. Являясь важным фактором оптимизации образовательного процесса, дифференциация также позволяет интенсифицировать процесс формирования и развития личности и профессиональной компетентности специалиста.

5. Выделение специализации в подготовке специалистов социальной сферы как основы дифференциации и средства профессионализации, с одной стороны способствует развитию системы профессионального образования в области социальной работы, с другой — значительно повысит эффективность деятельности системы социальных служб за счет усиления кадрового потенциала и повышения уровня профессионализма будущих специалистов.

6. Установлено, что процесс подготовки специалистов всех уровней будет эффективным, если он предусматривает внедрение новых образовательных и информационно-коммуникативных технологий (тьюторство, супервизорство, информационное обеспечение, реализация индивидуальных образовательных программ, интерактивные формы обучения и др.), основанных на дифференцированном подходе к профессиональному обучению, активной роли слушателей в образовательном процессе, интеграции отечественных и зарубежных методов преподавания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -Ростов-на-Дону, 1997. 21 с.
  2. АваковаД.А. Новым научным специальностям зеленый свет // Социальная работа. — 1995. — № 1(7). — С.47−48.
  3. Актуальные проблемы высшей школы./ Под ред. А. В. Барабанщикова. -М.: ВПА, 1988.
  4. Актуальные проблемы дифференцированного обучения /Под ред. Рожиной JI.M. Минск: Нар. асвета, 1992. — 189 с.
  5. И.А. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения. -Челябинск: ЧГПУ, 1995. -164 с.
  6. М.В., Манке Г. Г. и др. Диференцированное обучение: педагогическая и физиологическая оценка// Педагогика. -1992. № 9/10. — С.23−28.
  7. М.В., Манке Г. Г. Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 19−26.
  8. Антропософский путь познания: Пер. с немецкого / Ред. Ф. Карлгрена. -М.: Центр Вальдорфской педагогики при ПОХ, 1991. 158 с.
  9. Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал, 1980. Т. 1. — № 2. — С.52−60.
  10. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. -М.: Педагогика, 1977.- 254 с. 11 .Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  11. Н.И. Проблемы социальных технологий высшего образования // Российский журнал социальной работы. -1996. № 2. — С.75.
  12. БезлепкинВ., Власов В. Система дополнительного профессионального образования: состояние и перспективы // Новые знания. 1997. — № 4. — С.16−19.
  13. С.А. Научно-методическое обеспечение подготовки кадров социальных работников // Социальная работа. Вып. 6. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. -1992. — С.65−68.
  14. С.А. Создание в России сети социальных служб как базы для практической подготовки специалистов по социальной работе // Социальная работа. Вып. 9. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. — 1995. — С.98−102.
  15. А.С. Дифференцированный подход к учащимся глазами психолога. // Народное образование. 1991. -№ 11.- С.64−70.
  16. П.Беляева М. А. Подготовка специалистов по социальной работе для детских медицинских учреждений // Социальная работа: Теория, технология, образование М., 1996. — № 2.
  17. Ю.К., Сидоров В. Н. Социальный педагог. Некоторые подходы к его подготовке // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт М.-Тула, 1993. — Т. 2. — С.275−279.
  18. Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика, 1996. № 1. — С.3−8.
  19. Бр., Шервиш Ф. Обучение социальной работе в США // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. М.: Социнновация, 1991.
  20. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения, вступ. ст. А. В. Петровского и М. Г. Данильченко. Т. 1−2. М., 1979.
  21. Л.И. Методические основы усвоения идей народной педагогики будущими социальными педагогами в процессе профессиональной подготовки // Теория и практика социальной работы: отечественный изарубежный опыт. М.-Тула, 1993. Т. 2. — С.326−331.
  22. Д. Инновационное обучение, микрокомпьютеры и интуиция // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО, 1983. № 1. — С.39−47.
  23. В.Г. Профессиональная социальная работа: Личностно-ориентированный подход. М., 1999. — 184 с.
  24. В.Г. Развитие образования в области социальной работы в России в контексте международного опыта. М.: ЦСП РАО, 1996. -16 с.
  25. В.Г. Социальная работа: знакомство с профессией. М., 1993.
  26. В.Г. Педагогика социальной работы. М.: SvR-Apryc, 1994. — 208 с.
  27. Д. Обучение практике в Великобритании // Образование в области социальной работы в России. М., 1996. — 64 с.
  28. И.Т. Дифференцированное обучение важнейшее средство эффективного обучения школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М, 1968. — 28 с.
  29. Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе // Вопросы психологии. 1973. — № 5. -С.30−39.
  30. И. Специфика подготовки социальных работников в Швейцарии // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт М. -Тула. 1993. — Т. 2. — С.287−295.
  31. Ю.Н. Психологический портрет социального работника // Социальная работа. Вып. 5. М. -1992. — С.55−63.
  32. Г. Региональная модель: Архангельская область // Социальная работа. -1996. № 1/8. — С.39−40.
  33. Р.Б., Шахмаев Н. М. Дифференциация обучения // РПЭ: В 2 т. /Гл. ред. В. В. Давыдов М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. -С. 276−277.
  34. А.А. Контекстное обучение в системе подготовки социальных работников // Социальная работа. Вып. 5. М., 1992. С.101−112.
  35. Г. А., Стрикун Н. Г. Теоретический анализ проблем развития системы образования, роль системы повышения квалификации в их решении. Новокузнецк: Изд-во института УУ, 1994. -16 с.
  36. С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М., 1987.
  37. Г. Соображения по набору, обучению и обязанностям социальных педагогов // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт М.- Тула, 1993. Т. 2. — С.295−303.
  38. Л.Я. Подготовка социальных педагогов в системе культурологического образования // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт М.- Тула, 1993. Т. 2. — С.322−326.
  39. А.П. Непрерывное образование. Проблемы и перспективы. -М.: Мол. гвардия, 1978. С.33−40.
  40. Возрастные особенности умственной деятельности взрослых: сб. научных трудов / Под ред. Е. И. Степановой. JI.: НИИ общего образования взрослых АПН СССР, 1973. — 89 с.
  41. М.В. Организация дифференцированного обучения старшеклассников в условиях учебно-воспитательного комплекса: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Чебоксары, 1997, — 24 с.
  42. В., КурловВ. Постдипломное образование: предпочтения учителей и возможности существующей системы // Директор школы. М., — 1998. — № 4. — С.21.
  43. И.М. и др. Дифференциация обучения в школах капиталистических стран. М.: Просвещение, 1988. — 57 с.
  44. Д. Подготовка социальных работников в Югославии: становление, состояние и перспективы // Российский журнал социальной работы. 1996. — № 2. — С. 142.
  45. .З. Социальная педагогика и процесс формирования личности / Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т. Ф. Яркиной. М.- Тула, 1993. — С.59.
  46. JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика. 479 с.
  47. .Н., Коланда В. М. Принцип профессионализма в государственной службе // Государство и право. 1995. — № 12.- С. 19−26.
  48. О.С. Свобода ребенка в образовательном процессе // Современные проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. 4.1. -М., 1993.-18 с.
  49. Ю.З. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике // Педагогика. -1994. № 5. — С.80−83.
  50. Т. М. Специалист по социальной работе: принципиально новая профессия // Социальная работа. Вып. 9. М., 1992. — С.73−79.
  51. Г. Д. Проблемы индивидуализации и дифференциации обучения в вечерней школе. / Под ред. Г. Д. Глейзер. М.: НИИ ООВ, 1981. — 91 с.
  52. Е.Я. Дидактические основы дифференцированного обучения в советской школе // Актуальные проблемы индивидуализации обучения. -Тарту: Тарт. кн. изд-во, 1970. С.44−52.
  53. Н.К. Дифференциация и индивидуализация образования в современных условиях // Проблемы социалистической педагогики. -М.: Педагогика, 1973. -С.338−341.
  54. Н.К. Дифференциация и индивидуализация образования и воспитания в современных условиях: Материалы к научной конференции ученых педагогов социалистических стран. М., 1971. — 24 с.
  55. В.П. Педагогическая практика студентов: Новые научные подходы // Педагогика. 1996. — № 5. — С.24−26.
  56. Города России: образование и социальная работа // Социальная работа. -1994. № 3−4(6). — С.53−62.
  57. М.Д. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. -Самара: Изд-во «Самарский университет», 1977. -132с.
  58. Э.Р. На пути к новой школе: Опыт перестройки народного образования в Эстонской ССР. -М.: Педагогика, 1988. -224с.
  59. Н.С., Соловьев А. В., Чубарова Т. В. Социальная работа и здравоохранение: 200 основных терминов по-английски и по-русски / Под общ. ред. Н. С. Григорьевой. М.: Издательство «Альфа-Принт», 1996. — 50 с.
  60. С. Модернизация региональной подсистемы социального образования в Алтайском крае // Социальная работа. -1996. № 1/8. — С.40−41.
  61. С.И. Социальная культура, социальное образование и социальная работа в современной России пути самоопределения // Российский журнал социальной работы. 1995. — № 1. — С.41.
  62. С.И. Социальное развитие и образование в провинциальном регионе России: контекст сохранения и эволюции жизненных сил человека // Российский журнал социальной работы. 1996. — № 2. — С. 10.
  63. С.И., Гуслякова Л. Г. Специалисты учреждений социальной сферы в регионе экологического неблагополучия: Концептуальные основания оптимизации структуры и воспроизводства кадров // Российский журнал социальной работы. 1996.- № 2. — С.81.
  64. М.Т. Педагогика образования взрослых: Учебное пособие. М., 1985.-с. 216.
  65. М.П. Введение в новую профессию: социально-исторический контекст. Методическое письмо «О работе социального педагога» // Социальная работа. 1994. — № 1 /4 (в соавторстве). — С.11−17.
  66. Л.Г. Развитие социальных и психологических исследований и подготовка кадров социальных работников активная сфера сотрудничества России и Швеции//Алтайский социологический вестник. Барнаул, 1992. Вып. 2.
  67. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  68. В.В., ЗинченкоВ.П. Культура, образование, мышление // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО, 1992. № ½. — С.11−16.
  69. С.В., Купцов В. И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования // Социально-политический журнал. 1995.- № 6.- С. 107−115.
  70. А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — С. 15−28, 82−117.
  71. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников. М.: РАО ЦСП АСОПиР, 1994.
  72. Дидактика средней школы /Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1975. -330 с.
  73. ДимоваЛ. Чуткое сердце и привычные к работе руки. // Социальная работа. 1993. — № 1(2). — С.15−19.
  74. Дипломированный социальный педагог: Специфика профессиональной деятельности и система профессиональной подготовки / Урал. гос. пед. унт- Под ред. М. А. Галагузовой, М. Н. Костиковой. -Екатеринбург, 1996. -61с.
  75. Дифференциация и индивидуализация обучения учителей в системе повышения квалификации. Методические рекомендации для ИУУ. Л.: НИИ общего образования взрослых, 1980. — 60 с.
  76. Дифференцированное обучение: Педагогическая и физиологическая оценка / М. В. Антропова, Г. Г. Манке и др. // Педагогика. -1992. № 9−10, — С.23−28.
  77. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России: Пособие для преподавателей. -М.: Интерпракс, 1994. 242 с.
  78. Добро пожаловать в новое учебное заведение // Социальная работа. 1993. — № 2/3. — С.54−55.
  79. Т.П., Иванов В. Г. Особенности профессиональной подготовки работников социальной службы семьи // Проблемы социальной работы в России М., 1995. — С. 32−39.
  80. М., Шадлоу С. Практика социальной работы: Пер. с англ./Под ред. Б. Ю. Шапиро. М.: Аспект пресс, 1995. — 237 с.
  81. Ю. Подготовка кадров: Нижегородский региональный вариант // -Социальная работа. 1996. — № 1/8. — С.34−36.
  82. Закон Российской Федерации «Об образовании» М.: Новая школа, 1992.
  83. Т.И. Социальные результаты реформ и задачи социальной политики // Куда идет Россия?. Трансформация социальной сферы и социальная политика / Под общ. ред. Т. И. Заславской. М.: Дело, 1998. — 384 с.
  84. И.А. Начало диалога: Подготовка социальных работников: Зарубежный опыт (аналитический обзор выступлений зарубежных участников школы-семинара) // Социальная работа. Вып. 9. — М., 1995. — С. 10.
  85. И.А. Подготовка социального работника как многоуровневый процесс // Социальная работа. Вып. 6. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. — С.85−91.
  86. И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа. — Вып. 2. — М., 1992. — С.8−16.
  87. И.А. Социальный работник: Проблемы формирования новой профессии в плане подготовки специалистов // Проблемы семьи и детства в современной России. М., 1992.
  88. С.И. Андрагогика: становление и пути развития // Педагогика, 1995.-№ 2.-С. 64.
  89. С. Жизнь во всем многообразии // Социальная работа. 1993. — № 2/3. -С.53−54.
  90. С. Образование взрослых в России: от века 20 к веку 21 // Новые знания. -1997. № 3. — С.16−20.
  91. Ю.А. Дифференцированное обучение. // Дифференциация как система.- М.: Новая школа, 1992. Кн.1. С. 18−31.
  92. Индивидуализация и дифференциация обучения в общеобразовательной школе / Сост. О. Г. Максимова. Чебоксары: ЧГПИ, 1994. — 30 с.
  93. Индивидуализация и дифференциация обучения в вечерней школе / Под ред. Г. Д. Глейзера. М.: Просвещение, 1985. — 143 с.
  94. Инновационное обучение: Стратегия и практика // Материалы Первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования. Сочи, 3−10 окт. 1993 / Под ред. В. Я. Ляудис. -М., 1994. -203с.
  95. Институт социальной работы // Социальная работа. -1995. № 1/7. — С.50−52.
  96. Инструкция для педагогических колледжей и училищ по применению программы «Педагогическая практика». Проект. М.: Министерство образования РФ. 1994. -13 с.
  97. К.Г. Профессиональное обучение и содействие занятости безработных: Науч. изд. -М.: Международный центр развития модульной системы обучения, 1998. 220 с.
  98. Кан-Калик В. А. Восхождение к студенту // Вестник высшей школы. -1987. -С.11.
  99. JI.И., Ермоленко Г. В. Проблемы и перспективы допрофессиональной подготовки социальных педагогов и социальных работников. // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. М.- Тула, 1993. — Т .2. — С.312−318.
  100. Е.Ю. Способ организации дифференцированного обучения на основе анализа внутренней позиции учащихся // Новые исследования в педагогике. 1973. — № 8. — 69 с.
  101. А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников. -Казань: Татарское кн. изд-во, 1980. 206 с.
  102. Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. -М.: Высшая школа, 1986. 99 с.
  103. М.В. Индивидуализированного обучения системы // РПЭ: В 2 т. /Гл. ред. В. В. Давыдов М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с.
  104. Н., Денисова JI. Заполярный центр: Разноуровневая система обучения социальной работе // Социальная работа. -1996. № 1/8. — С.36−37.
  105. В. Социальное образование: анализ ситуации и путей развития // Социальная работа: Теория, технология, образование. М. — 1996. — С.54−55.
  106. КовальчукМА. Проблема гуманизации обучения в контексте подготовки социальных работников // Социальная работа. Вып. 5. / Отв. ред. ИА Зимняя М: Исследовательский ценпр проблем качества подготовки специалистов, 1992. — С.81−89.
  107. Кодекс этики социального педагога и социального работника // Программы высших учебных заведений для специальности 03.11.00 «Социальная педагогика». М.: Изд-во ВНИК «Школа-микрорайон», 1991. — С. 10−18.
  108. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 176 с.
  109. А.А. Социальная работа и проблемы духовности // Российский журнал социальной работы. 1996.- № 1.- С.22−26.
  110. М. Проект «Кадры Российской провинции» // Социальная работа. 1996. — № 1/8. — С.33−34.
  111. В.В. Система подготовки социальных работников в Федеративной Республике Германии // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1995. — № 3. — С.45−61.
  112. А.Н. Индивидуально-типологические особенности младших школьников на основе дифференцированного обучения. -М.: Просвещение, 1968. 208 с.
  113. Конфуций и его школа // Антология гуманной педагогики. -М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1996. 175 с.
  114. Н.К. Педагогические сочинения. Т.2. М.: Педагогика, 1978.347 с.
  115. Ю.А., Тышкевич Б. И. Подготовка социального работника: нормативно-правовые аспекты // Социальная работа. Вып. 5. / Отв. ред. И. А. Зимняя М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 1992. — С.139−154.
  116. В.А. Проблемы многоуровневой подготовки учителя в университете // Оптимизация университетского педагогического образования на современном этапе. Саранск, 1993. — С.23−28.
  117. Н. В. Щербич Л.И. Управленческая культура социального работника условие эффективной деятельности социальной службы // Социальная работа. Вып. 8. — М., 1993. — С.228−250.
  118. КукосянО.Г., Журавлева Е. А. Профессиональная переподготовка специалистов по социальной работе (из опыта работы) // Образование в области социальной работы в России. М., 1996. — С.27−30.
  119. С.В. Особенности приема абитуриентов и подготовки специалистов по социальной работе в Орловском педагогическом университете // Российский журнал социальной работы. 1996. — № 2. — С. 105.
  120. В.В. Дополнительное профессиональное образование как компонент региональной системы образования взрослых (на материале Краснодарского края): Автореф. дисс. канд. пед. наук. Краснодар, 1999. -26 с.
  121. КуличенкоР. Готовим профессионалов // Социальная работа. -1996. № 1/8. — С.39−40.
  122. P.M., Панасенко А. И. Из опыта подготовки социальных педагогов как второй профессии // Социальная работа. Вып. 6. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. — С.91−97.
  123. Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности // Вопросы психологии. -1984. № 5. — С.44−51.
  124. Ю.Н. Психология обучения взрослых. -М.: Педагогика, 1985. -128 с.
  125. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. -М.: Педагогика, 1977. 152 с.
  126. Ю.Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащегося вечерней школы. -М.: Педагогика, 1977. 152 с.
  127. КутьевВ.О. Педагогическая прогностика: научные подходы и мифы // Педагогика. -1995. № 3. — С.7−14.
  128. В.А. Образование: лицом к человеку // Сов. педагогика, 1991.-№ 6. С.51−57.
  129. И.М. Социальная работа: Проблемы, поиск решений (вопросы профессиональной деятельности социального работника) // Российский журнал социальной работы. 1995. — № 2. — С.55−60.
  130. В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию // Педагогика. -1996. № 5. — С.24−26.
  131. B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспектива. М.: Высшая школа, 1991. — 244 с.
  132. А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. -М: Высшая школа, 1994. 286 с.
  133. С.В. Дифференцированное обучение как фактор оптимизации образовательного процесса в высшем военном инженерном училище: Автореф. дисс.канд.пед. наук. СПб, 1998. — 24 с.
  134. А.А. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд.- М.: Просвещение, 1977. — 304 с.
  135. Л.Н. Образование взрослых в общецивилизационном контексте // Образование взрослых: Теория и практика. Вып. 1. СПб., 1995.
  136. А.В. О народном образовании. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-559 с.
  137. А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие. М.: Наука, 1995. — 74 с.
  138. Н.М. Дифференцированный подход к обучению, воспитанию школьников: проблемы, перспективы. -Самара: СамГУ, 1993. 250 с.
  139. Н.В. Практика в подготовке социального работника // Социальная работа. Вып. 9. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. — С. 137−141.
  140. МальковаЗ.А. Последствия дифференцированного обучения в США // Народное образование. 1970. — С.99−101.
  141. Л.Д. Подготовка социальных педагогов в учреждении дополнительного профессионального образования на региональном уровне: Автореф. дисс. канд пед. наук. М., 1999. — 23 с.
  142. Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969. — 241 с.
  143. М.А. Опыт дифференцированного обучения в средней общеобразовательной школе // Сов. Педагогика, 1990. № 8. — С.34−50.
  144. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е. И. Комарова и А. И. Войтенко. -М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1999. 288 с.
  145. Методика работы социального педагога и социального работника: «Программы для высших учебных заведений по специальности 03.11.00 «Социальная педагогика», ч. 2. М.: Изд. АПН СССР, 1991. — 14 с.
  146. Методические рекомендации по проблеме дифференциации обучения / Сост. М. И. Любшина, Т. К. Донская и др. Л.: Ленинградское отделение пед. общества РСФСР, 1978. — 50 с.
  147. Методическое письмо «О работе социального педагога». Ротапринт Центра социальной педагогики РАО. М., 1993.
  148. В. Образование в области социальной работы // Социальная работа: Теория, технология, образование М., 1996. — № 1. — С. 18.
  149. Мнение зарубежного эксперта // Социальная работа. -1993. № 2 (3). — С.58−59.
  150. В.И., Орлов В. А., ФирсовВ.В. Дифференциация обучения в средней школе // Советская педагогика. -1990. № 8. — С.42−47.
  151. К. Практика социальной работы как процесс размышления // Обучение социальной работе: Состояние и перспективы (Материалы международных конгрессов школ социальной работы) / Под ред. В. Г. Бочаровой М., 1997. — С.248−255.
  152. Г. В. Студентам интересно // Социальная работа. -1994. № ¼. — С.26−29.
  153. А.В. Личностный подход // Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. -М., 1993. Т.1. 522 с.
  154. А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии, 1997. — 365 с.
  155. З.К. Проблема индивидуализации обучения в современной американской педагогике и пути ее решения в элементарной школе США. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1974. 24 с.
  156. М.В. Реализация принципов дифференциации и элитарноати в учебно-воспнательном процессе школ нового типа // Дифференциация как система. М.: Новая школа, 1992. Кн.2. — С.32−35.
  157. А. Развитие концепций социального благосостояния и подготовка специалистов в области социальной работы за рубежом // Российский журнал социальной работы. 1997. — № 1. — С. 144−132.
  158. Е.Ю. Педагогические условия подготовки будущего учителя к осуществлению дифференцированного обучения в школе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Челябинск, 1995. 21 с.
  159. Л.Е. Развитие социальной педагогики в России: Автореф дисс. докт. пед. наук. М., 2001. — 54 с.
  160. Н.И. Проект реформы средней школы Италии // Педагогика. 1998.-№ 5. — С. 110−114.
  161. Т.Г. Дифференциация обучения в общеобразовательных учебных заведениях. М.: Б.И., 1994. — 56 с.
  162. Новые ценности образования / Под ред. О. С. Газмана, № 2. М.: Инноватор, 1995. — 153с.
  163. Новые ценности образования. Тезаурус / Под ред. Н. Б. Крыловой. М., 1995. — 113с
  164. Образование в жизни взрослого человека: Материалы научно-практической конференции. -СПб., 1997. 102 с.
  165. Образование в конце XX века: Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1992. — № 9. — С.8−9.
  166. Образование в области социальной работы в России. М.: Московская высшая школа социальных и экономических наук, 1996. — 64 с.
  167. Образование взрослых в России на рубеже 21 века: проблемы и перспективы. -СПб., 1995. 231 с.
  168. Образование взрослых как социальный институт: тенденции развития и проблемы: Материалы научно-практической конференции. -СПб., 1997. -136с.
  169. Образование взрослых: Реальность, проблемы, прогноз / Под ред. С. Г. Вершловского. СПб., 1998. — 161 с.
  170. Образование и социальная работа // Социальное обеспечение. 1996. -№ 4. — С.7−9.
  171. Обучение практике социальной работы: Международный опыт и перспективы / Под ред. М. Доэла, С. Шардлоу- Пер. с англ. под ред. Б. Ю. Шапиро М.: Аспект Пресс, 1997. — 223 с.
  172. Обучение социальной работе: Преемственность и инновации (Серия «Социальная работа в меняющемся мире») / Под. ред. Ш. Рамон и Р. Сарри- Пер. с англ.- под ред. Б. Ю. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1996. -157 с.
  173. Обучение социальной работе: состояние и перспективы (Материалы Международных Конгрессов Школ социальной работы) / Под ред. В. Г. Бочаровой. М., 1997. — 283 с.
  174. ОганянК.М. К проблеме подготовки социального работника и формирования профессиональной компетентности // Российский журнал социальной работы. 1996. — № 2. — С.96.
  175. Одаренные дети (пер. с англ.) / Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. -М: Прогресс, 1991. 308 с.
  176. Л.Я. Подготовка и переподготовка кадров для социальной работы в области образования // Социальная работа. Вып. 6 М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. -1992. — С.108−114.
  177. ОнушкинВ.Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: Междисциплинарный словарь терминологии. СПб., 1995.
  178. П. «Хотим стать социальными работниками!» // Социальная работа. 1994. — № ¼. — С.23−24.
  179. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 1997.- 368 с.
  180. П.Д. Гуманитаризация образования и ее роль в подготовке социальных работников // Российский журнал социальной работы. 1995. -№ 1. С. 87.
  181. П.Д. Система подготовки социальных работников в России и роль в этом процессе ГАСБУ // Российский журнал социальной работы. -1996. -№ 1. С.113−117.
  182. А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перспектива кадров. М.: Высшая школа. 1991. — 78 с.
  183. Т.С., Червякова Г. А. Экологические основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. -160 с.
  184. Педагогика отношений в социуме: Перспективная альтернатива. Введение в специальность 03.11.00 «Социальная педагогика» // Программы для высших учебных заведений по специальности 03.11.00 «Социальная педагогика», ч. 1. — М.: Изд. АПН СССР, 1991. — 41с.
  185. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. / Под ред. И. А. Капрова, Ф. Н. Петрова и др. -М.: Сов. энциклопедия, 1964.
  186. Переподготовка преподавателей социальной работы в России / Проект Темпус (Тасис) // Образование в области социальной работы в России. -М., 1996. С.6−10.
  187. А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы. -М.: МГУ, 1986.-304 с.
  188. Л.И. Допрофессиональная подготовка социального педагога в педагогическом классе общеобразовательной школы // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт М.- Тула, 1993. — Т.2. — С.318−322.
  189. П.И. Самостоятельная деятельность учащегося: Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. -М.: Педагогика, 1972. 184 с.
  190. Н.М. Подготовка социальных работников в Муниципальном институте практической психологии и социальной работы // Образование в области социальной работы в России. М., 1996. — С.30−33.
  191. Н.М., Якунина В. А. Педагогика. Теория обучения. СПб., 1993.-98 с.
  192. Н.А. Интенсификация подготовки специалиста высшей квалификации // Советская педагогика. -1986. № 3. — С.72−78.
  193. П. Чужая азбука // Учительская газета. 1993. — 9 февраля. -№ 5. -С.21−24.
  194. Практика в вузовской подготовке социальных работников (по материалам российско-американского совещания 20−22 мая 1993 года, Москва, Салтыковка) / Отв. ред. И. А. Зимняя // Социальная работа. Вып. 9.
  195. М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 1995. — С. 210.
  196. Практическая психология основа индивидуализации и дифференциации образования / Сост. А. Г. Асмолов. М.: 1991. — 378 с.
  197. Приоритетные направления развития и состояние системы профессионального образования // Социальная работа. -1994. № 2/5. — С.3−8.
  198. Проблемы научно-методического обеспечения качества подготовки социальных работников в высшей школе // Научные достижения и передовой опыт в области высшего образования: Информ. сб. М., 1992. Вып. 8.
  199. Программа комплексной курсовой подготовки. // Социальная работа.1992.-№ 1.-С. 29−35.
  200. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с.
  201. Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования. Межвуз. сб. науч. тр. М.: РИПКРО МОРФ.1993.- 161 с.
  202. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников / На основе анализа их самостоятельной деятельности/. -М.: Педагогика, 1975. -184 с.
  203. Е.С. Разработка дидактической проблемы индивидуального подхода в СССР // Индивидуальный подход к школьникам в процессе бучения. Горький, 1974. — С.8−43.
  204. Дж. Специализация в практике подготовки социальных работников // Обучение социальной работе: состояние и перспективы (Материалы Международных Конгрессов Школ социальной работы) / Под ред. В. Г. Бочаровой- М., 1997. С.255−261.
  205. Ш., Шанин Т. Милосердие и умение: Социальный работник как профессия // Вестник высшей школы. 1991. — № 11.
  206. С.А. Социальная педагогика развивающаяся область образования: Учебное пособие / Под ред. К. Д. Радиной. — Псков: ПОИПКРО, 1998. — 180 с.
  207. А.А., Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПб.: Питер, 1999. 416 с.
  208. Т.И. Развитие системы факультативных занятий как средство выявления и формирования познавательных склонностей учащихся: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1989. 27 с.
  209. П.Е. Педагогическая практика в комплексе «педколледж -пединститут» // Педагогика. 1994. — № 4.
  210. Е.Я. Дифференциация и интеграция профессионального образования учителя в системе повышения квалификации: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1996. 25 с.
  211. Н. Дифференцированное обучение как его осуществить. // Народное образование. — 1991. — № 3. — С. 22−26.
  212. Рональд де Гроот. Дифференциация в образовании / Фрагменты из учебника по управлению образованием // Директор школы. 1994, — № 5, -1995,-№ 1.-С.16.
  213. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. -М., 1993 -Т.1.-608 с.
  214. Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. Панова A.M. и Холостовой Е. И. Тт. 1,2. М.: ИСР, 1997.
  215. Т.И. Формирование основ педагогического профессионализма у студентов университета. Самара: СамГУ, 1996. — 243 с.
  216. Н.А. К вопросу о профессиональном воспитании: путеводитель профессионального становления социального работника // Российский журнал социальной работы. 1996. — № 1. — С. 117−122.
  217. . Общество и образование. -М.: Прогресс, 1989. С.21−29.
  218. Ш. З. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации профсоюзных кадров фактор развития социального партнерства // Человек: Социальная научно-практическая конференция. -М., 1997.-С.171−174.
  219. З.М., Татарченко А. Ф. Специфика подготовки социальных работников в Нижегородском государственном университете // Российский журнал социальной работы. 1995. — № 1. — С. 100.
  220. . Тиндалл Г. Программа структурной полевой практики для первокурсников // Обучение социальной работе: состояние и перспективы (Материалы международных конгрессов школ социальной работы) / Под ред. В. Г. Бочаровой. М., 1997. — С.261−268.
  221. С.В. Довузовская подготовка социальных работников (из опыта работы школы № 15 г. Курска) // Российский журнал социальной работы. 1996. — № 2. — С.98.
  222. В.А. Социальный педагог и социальный работник: Личность и профессия // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. М.- Тула, 1993. — Т.2. — С.265−275.
  223. В.А. Социальный работник: Личность и профессия // Социальная работа. Вып. 6. М., 1992. — С.48−58.
  224. В.А. Специалисты будут! / Как готовить кадры // Социальная работа. — 1992. — № 1. — С.25−29.
  225. В.А. Теория и практика высшего педагогического образования. М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1987. — 142 с.
  226. Словарь основных понятий дополнительного профессионального образования. -М., 1997. 44 с.
  227. Ю.А. Проблемы подготовки практиков для служб психологической помощи и поддержки подростков и юношества // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт.- М.- Тула, 1993. Т.2. — С. 334−340.
  228. В. Международная Федерация социальных работников // Социальная работа. -1994. № 2(5). — С.13−18.
  229. Е.Р. Высшее образование по социальной работе в Саратовском государственном техническом университете // Российский журнал социальной работы. 1995. — № 2. — С.85−88.
  230. A.JT. Педагогические проблемы подготовки социальных работников в учебном заведении // Социальная работа. Вып. 6. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. -1992.-С. 114−118.
  231. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 1631 с.
  232. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1992. -740 с.
  233. А.В. Морально-этические проблемы социальной работы // Образование в области социальной работы в России. М., 1996. — С. 16−24.
  234. А.В. Процесс рождения новых профессий: социальная работа в США, Великобритании и России // Взаимосвязь социальной работы и социальной политики: пер. с англ. / Под ред. Ш. Рамон. М.: Аспект Пресс, 1997. — С.105−120.
  235. А.В. Профессионализация социальной работы в России: Проблемы и перспективы // Куда идет Россия?. Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год. М., 1999. — С.306−310.
  236. Социальная защита человека: региональные модели / Под ред. В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой. М.: Изд-во АСОП и Р, 1995. -185 с.
  237. Социальная педагогика: Учебное пособие / Челяб. гос. пед. ин-т- Под ред. Р. А. Литвак. -Челябинск, 1994. -152 с.
  238. Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Канаде, США: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. И. А. Зимняя // Социальная работа. Вып. 3. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. — 200 с.
  239. Социальная работа и проблемы подготовки кадров / Отв. ред. И. А. Зимняя // Социальная работа. Вып. 2. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. — 104 с.
  240. Социальная работа: Теория и практика: Учебное пособие / Под ред. Л. А. Арутюнян. Ереван: Изд-во Ереванского Университета, 1995. 319 с.
  241. Социальная работа: Учебные планы и программы (Шведский опыт) / Сост. Л. Г. Гуслякова, В. А. Ельчанинов и др. ~ М.: Наука, 1994. 185 с.
  242. Социально-педагогический колледж: Учебное пособие по подготовке социальных педагогов села / Под ред. М. П. Гурьяновой. М., 1995. 4.1−2.
  243. Социально-экономические проблемы образования взрослых / Под ред. В. Г. Онушкина. Л.: НИИ общего образования взрослых АПН СССР, 1980. — 85 с.
  244. Социальные и психологические проблемы целевой интенсивной подготовки специалистов / Под ред. В. Т. Трусова. Л., 1989.
  245. Справочное пособие по социальной работе / Л. С. Алексеева, П. В. Бобкова, Г. Ю. Бурлака и др.- Под ред. A.M. Панова, Е. И. Холостовой. М.: Юристъ, 1997. 168 с.
  246. Е.И. Умственное развитие и обучение взрослых. Л. 1981. — 80 с.
  247. М. Социальная работа в России // Социальная защита. -1995. № 5. — С.116−122.
  248. А. Готовят специалистов по социальной работе // Социальное обеспечение. 1995. — № 6. — С.20.
  249. Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке (антропоцентрический взгляд). Вчера. Завтра.: Цикл лекций. -М.: Центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. 64 с.
  250. JI.A. Благотворительность в истории России в контексте подготовки социальных работников // Образование в области социальной работы в России. М., 1996. — С.33−37.
  251. Л.А. Традиции милосердия и подготовка специалистов для современной системы социальной защиты в Калужской области // Российский журнал социальной работы. 1995. — № 2. — С.100−103.
  252. Теоретические основы непрерывного образования / Под ред. В. Г. Онушкина. -М.: Педагогика, 1987. 208 с.
  253. Теория и методика социальной работы: Учебное пособие в вопросах и ответах / Под ред. A.M. Панова, Е. И. Холостовой. М., 1996. — 223 с.
  254. Теория и методика социальной работы: Учебное пособие. Ч. 1. М.: Союз, 1994. — 339 с.
  255. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т. Ф. Яркиной, В. Г. Бочаровой. М.- Тула: Изд. АСОПиР, 1993. Т. 1−2.
  256. С.В. Образовательная программа допрофессиональной подготовки и начального профессионального образования социальных педагогов и социальных работников М.: Изд. АСОПиР, 1996. — 56 с.
  257. JI.H. Воспитание и образование. Собр. соч.: В 22 т. -М.: Терра, 1983. Т.19.-346 с.
  258. JI.B. Проблемы подготовки кадров социальных работников в Российской Федерации // Социальная работа. Вып. 2 / Отв. ред. И. А. Зимняя. М., 1992. — С.26−44.
  259. Требования и инструкции к диплому социального работника // Циркуляр № 30 Центрального Совета по обучению и подготовке социальных работников Великобритании / Бюллетень научной информации. М.: РГСИ, 1989, № 1.
  260. А.Н. Школа самоопределения. 4.1, 2 II М.: Политнекст, 1994. — 300 с.
  261. Унт И. Э. Индивидуальное и дифференцированное обучение. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  262. Уровневая дифференциация обучения: из опыта московских учителей // Вечерняя средняя школа. 1994. — № 2. — С.25−28.
  263. Учебные планы и программы подготовки социальных работников из зарубежного опыта. М.: Институт молодежи, 1992.
  264. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.
  265. Г. Н. Социально-педагогическая теория: сущность и тенденции развития // Педагогика. 1997. — № 6.
  266. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
  267. М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект). М.: Изд-во Институт практической психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. — 192 с.
  268. М.В. История социальной работы, а России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1999. — 256 с.
  269. М.В., Шапиро Б. Ю. Профессионально-образовательная программа подготовки социального развития. М., 1992.
  270. С. Избранные педагогические сочинения. М.: Прогресс, 1990. -301 с.
  271. Н.И. Пути и средства дифференциации обучения школьников: Автреф. Дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1997. — 23 с.
  272. Е.И. Генезис социальной работы в России. М.: Институт социальной работы Ассоциации работников социальных служб, 1995. — 86 с.
  273. Е.И. Некоторые проблемы подготовки кадров социальных работников II Территориальные социальные службы: Теория и практика функционирования. М., 1995.
  274. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А. И. Пискунов. М.: Просвещение, 1971. — 559 с.
  275. С. Профессию постигают юные // Социальная работа.1993. № 2(3). — С.55−56.
  276. ЦелищеваН. Жгучая потребность общества // Социальная работа.1994. № ¼. С.6−11.
  277. Р., Виссер У. Курсы повышения квалификации социальных работников России // Российский журнал социальной работы. 1995. -№ 2. -С. 129.
  278. Д.В. Слагаемые современной педагогической технологии подготовки специалистов // Специалист. 1996.- № 11/12. -С.33−37.
  279. В., Лефстедт Л., Вайлер Г. Развитие людских ресурсов и планирование образования // Перспективы. Вопросы образования. 1998. № 4.-С. 31−38.
  280. И.А. К истории исследования вопроса об индивидуально-дифференцированном подходе к учащимся в процессе обучения: (19 171 931) // Проблемы истории советской школы и педагогики. Йошкар-Ола, 1971. — С.164−171.
  281. Т. Социальная работа как культурный феномен современности: новая профессия и академическая дисциплина // Куда идет Россия?. Трансформация социальной сферы и социальная политика / Под общ. ред. Т. Н. Заславской. М.: Дело, 1998. — 384 с.
  282. Т. О пользе иного: британская академическая традиция и российское университетское образование. М.: МВШСЭН, 2001. — 22 с.
  283. .Ю. Предметно-профессиональная подготовка социальных работников: Задачи, содержание, организация // Социальная работа. Вып. 5 / Отв. ред. И. А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. — С.89−101.
  284. .Ю. Проблема целостного подхода в обучении социальной работе // Образование в области социальной работы в России. М., 1996. — С. 10−16.
  285. .Ю. Об опыте организации послевузовского образования в области социальной работы // Российский журнал социальной работы. -1997. -№ 1.-С.99−105.
  286. .Ю. Подготовка и переподготовка кадров в области социальной работы: идеология и содержание // Зарубежный и отечественный опыт социальной работы: Учебно-методическое пособие. -М.: СТИ, 1999. С.155−159.
  287. А.В. Состояние и перспективы подготовки кадров для социальной работы с молодежью // Социальная работа: Теория, технология образование. М., 1996. — № 2. — С. 15−21.
  288. Н.М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе // Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М., Просвещение, 1975. — С.251−582.
  289. ШахмаевН.М. Учителю о дифференцированном обучении. М.: Просвещение, 1989. — 114 с.
  290. С.Т. Педагогические сочинения. В 4-х т. М.: Просвещение, 1962.-Т. 3.-463 с.
  291. Т.Д. Личностные качества социального работника как проблема его профессиональной (квалификационной) характеристики // Социальная работа. Вып. 2. М., 1992. — С.77−83.
  292. Т.Д. О личностной характеристике социального работника// Социальная работа. Вып. 5. М., 1992. — С.50−55.
  293. Ф.Г. Обучение и практика социальной работы в Соединенных Штатах Америки // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. М.- Тула, 1993. — Т.2. — С.279−287.
  294. В.К. Дифференциация обучения как психологическая проблема. Челябинск: ЧелГУ, 1996. — 207 с.
  295. Школа социальных педагогов и социальных работников (серия «Социальная педагогика и социальная работа за рубежом») // Вып. 1, 2, 3, 4, 5, 6. М: Изд-во АПН СССР, 1991. — 450 с.
  296. Н.Б. Профессиональная подготовка социальных работников в системе деятельности школы-семинара // Российский журнал социальной работы. -1995. № 1. — С. 94.
  297. Н.Б. Профессиональная подготовка студентов будущих специалистов по социальной работе (акмеологический подход) // Российский журнал социальной работы. — 1996. — № 1. — С.109−113.
  298. Н.Б. Ценностные ориентации, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника // Российский журнал социальной работы. -1997. № 1. — С. 115−124.
  299. ШтиноваГ.Н. Понятийно-терминологические проблемы социальной работы и их значение для образования в этой области // Образование в области социальной работы в России. М., 1996. — С. 24−27.
  300. Энциклопедия социальной работы: Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. Тт. 1−3.
  301. Этика социальной работы: принципы и стандарты (принято на общем собрании МФСР) // Российский журнал социальной работы. 1995. — № 2. -С.122−126.
  302. И.С. Дифференцированное обучение: «Внешние» и «внутренние» формы // Директор школы. 1995. — № 3. — С.39−45.
  303. И.С., Абрамова С. Г., ШияноваЕ.Б., ЮдашинаН.И. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения // Советская педагогика. 1991. — № 4. — С.44−52.
  304. Н.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 95 с.
  305. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969.- 317 с.
  306. Т.Ф. Гуманизм как теоретико-методологическая основа социальной педагогики. М.: Изд-во АСОПиР РФ, 1997.
  307. Т.Ф. Социальная педагогика и социальная работа в контексте международного сотрудничества. М.: Изд-во АСОПиР РФ, 1998. — с. 62.
  308. Л. Воспитание через образование // Директор школы, 1995. № 5. — С.50−57.
  309. Learning and Teaching in Social Work: Towards Reflective Practice / Ed. M. Yelloly, M. Henkel. London: Jessica Kingsley Publ., 1995. 231 p.
  310. Social Work. Practice in Social Workers' Education and Training. (Some Publications from «Social Workers' Training. Foreign Countries Experience» Moscow, May, 1993). Moscow: MSPI Ltd., 1996. 87 p.
  311. World Guide to Social Work Education. Ed. K. A. Kendall, N.-Y., 1984. 535 p.
  312. Zastrow Ch. Introduction to social work and social welfare. 5th ed. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole Publishing Company, 1993. 667 p.
  313. Перечень нормативно-правовых документов, подзаконных актов и методических рекомендаций, регламентирующих деятельность системы общего и профессионального образования РФ
  314. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования / Государственный комитет РФ по высшему образованию. -М., 1995.-383 с.
  315. Закон Российской Федерации об образовании // Учительская газета, 1992, 4 августа,№ 28.
  316. Закон Российской Федерации об образовании. // Учительская газета, 1996, 30 января, № 5.
  317. Концептуальные основы функционирования и развития системы послевузовского профессионального образования России: Проект и Поиск. -1999. -16 апр.
  318. Концепция повышения квалификации и переподготовки. М.: РИПКРО, 1991.-20 с.
  319. Межведомственная целевая программа «Развитие системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в России на 1997−2000 г. г. (Утв. пр. Минобр. РФ от 29.09.97 № 1961).
  320. О введении в действие Государственного образовательного стандарта в части Классификатора специальностей среднего профессионального образования. // Вестник образования. № 2. — 1995.
  321. Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ: Приказ Минобразования РФ от 18 июня 1997 г. № 1221 // Курьер. -1997. -12 авг.
  322. Общие требования к образовательному минимуму содержания и уровня подготовки бакалавра по направлению 521 100 социальная работа. — М., 1993.
  323. Постановление Комитета по высшей школе Министерства науки России № 13 от 13.02.92 г. «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации».
  324. Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» № 940 от 12.08.94 г.
  325. Программы высших учебных заведений для специальности 03.11.00 «Социальная педагогика». Школа социальных педагогов и социальных работников. М., 1991. Т. 1−4.
  326. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610.
  327. Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ. Пр. Министерства образования от 18.06.97, № 1212.
Заполнить форму текущей работой