Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические основы модульной технологии как средства совершенствования обучения «черчению» в сельской школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Модульное обучение (МО), общие положения которого были сформулированы в конце 60-х годов ХХ века в США, быстро распространялось в образовательных системах Европы и Америки. В конце ХХ века МО является одним из наиболее целостных и системных подходов к процессу обучения, обеспечивающим высокоэффективную технологию реализации дидактического процесса. Анализ сути МО позволяет определить его как… Читать ещё >

Теоретические основы модульной технологии как средства совершенствования обучения «черчению» в сельской школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сущность и принципы модульного обучения

Модульное обучение (МО), общие положения которого были сформулированы в конце 60-х годов ХХ века в США, быстро распространялось в образовательных системах Европы и Америки. В конце ХХ века МО является одним из наиболее целостных и системных подходов к процессу обучения, обеспечивающим высокоэффективную технологию реализации дидактического процесса.

Сущность дидактического процесса на основе модульной технологии обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется на автономные организационно — методические блоки (модули). Содержание и объём модулей в свою очередь варьируются в зависимости от профильной и уровневой дифференциации обучающихся и дидактических целей. Такой подход позволяет создать условия для выбора индивидуальной траектории движения по учебному курсу. обучение черчение школа сельский Основатель МО американский исследователь Дж. Рассел в работе «Modular instruction» (1974) определяет модуль как учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписанные обучающемуся действия. Обучаемый, выполняя их в индивидуальном темпе, полностью овладевает учебным материалом.

В нашу страну МО проникло в конце 80-х годов благодаря трудам исследователя П. Юцявичене и её последователей А. Алексюк, М. А Анденко, Р. С. Бекиревой, М. А. Чошонова и др. Обобщение подходов названных авторов позволяет сказать, что цель МО — создание наиболее благоприятных условий развития личности путём обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления дидактической системы к индивидуальным потребностям личности и уровню её базовой подготовки посредством организации учебно — познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе [25, с. 190 ].

Теоретический анализ работ вышеуказанных авторов и авторское видение сути МО позволил выделить следующие его особенности [25,с.192]:

обеспечивает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное его представление в модульной программе и модулях;

предполагает чёткую структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса информационно предметной системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения;

предусматривает вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.

Эти отличительные особенности МО позволяют выявить высокую его технологичность, которая определяется:

структуризацией содержания обучения;

чёткой последовательностью предъявления всех элементов дидактической системы (целей, содержания, способов управления учебным процессом) в форме модульной программы;

вариативностью структурных организационно — методических единиц.

Анализ сути МО позволяет определить его как инновационный вид обучения, основанный на деятельностном подходе и принципе сознательности (осознаётся программа обучения и собственная траектория учения), характеризующийся замкнутым типом управления, благодаря модульной программе и модулям, что относит его к категории высокотехнологичных.

Любая технология обучения прогнозируется и осуществляется на основе научных принципов как общих, так и специфических. Для модульных технологий обучения основополагающие принципы, определяющие их цели, были выдвинуты П. А. Юцявичене. К ним относятся [ 10, с. 215 ]:

принцип модульности определяет модульный подход к обучению, отражённый в содержании, организационных формах и методах. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным функциональным узлам — модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей;

принцип структуризации требует структурирования материала модуля, а более мелкие шаги, которые выделяются в соответствии с дидактическими целями, а поставленная цель определяет объём содержания части — шага;

принцип гибкости требует построения модульной программы и соответственно модулей таким образом, чтобы легко обеспечивалась возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых;

принцип осознанной перспективы требует глубокого понимания обучающимися близких, средних и отдалённых стимулов учения;

принцип паритетности, при котором одним из факторов, определяющих успешность изучения модуля, является уровень субъект — субъективных отношений между педагогом и слушателем; в отличие от классической схемы «педагог — передатчик» — «ученик — получатель», отводящей обучающемуся роль пассивного участника учебного процесса, технология МО предполагает сотрудничество между педагогом, выступающим в роли консультанта — координатора, и обучающимся, самостоятельно усваивающим учебный материал модуля.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой