Учебный портфель (портфолио) — эго та технология, которая может быть использована как основа индивидуального маршрута образования ребенка (См. Приложения 2 и 3). Применение портфолио позволит отслеживать образовательные результаты. Это наиболее эффективная технология отслеживания интегрированных результатов тьютора и одарённого ребёнка.
Портфолио — нечто большее, чем просто папка работ обучающихся; это — спланированная заранее индивидуальная подборка достижений обучающихся, который связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину. Кроме «накопительной», портфолио выполняет модельную функцию, отражая динамику развития ребенка, его отношений, результатов его самореализации. Эта форма демонстрирует стиль учения, свойственный учащемуся, показывает особенности его общей культуры и отдельных сторон интеллекта, помогает ему проводить рефлексию собственной учебной работы. Кроме того, она служит формой обсуждения и самооценки результатов работы учащегося на итоговом занятии, помогает ему самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями. Поэтому портфолио можно рассматривать в качестве модели индивидуального образовательного маршрута.
Особого внимания требует механизм оценки портфолио, который позволяет решить две основные задачи:
- 1. Проследить индивидуальный образовательный маршрут ребенка, достигнутый им в процессе тыоторского сопровождения, причем вне прямого сравнения с достижениями других детей.
- 2. Оценить его образовательные достижения и дополнить результаты аттестата и других традиционных форм контроля, который применяется в общеобразовательной школе. В этом случае итоговый документ портфолио может выступать наряду с аттестатом при поступлении в учебные заведения более высокого уровня.
Таким образом, практика тьюторе гва активно заимствует как традиционные, показавшие свою эффективность психологопедагогические технологии организации деятельности, так и инновационные. Наблюдается тенденция к поиску более продуктивных, специфичных технологий.