Обучение аудированию аутентичных текстов-интервью учащихся старших классов школ с углубленным изучением английского языка
Диссертация
Актуальность исследования заключается в следующем. В настоящее время обучению аудированию в школе уделяется большее внимание, чем несколько лет назад. Аудирование является составной частью экзаменационных испытаний, например Единого государственного экзамена в России, равно как и частью международных тестов: TOEFL, Cambridge First Certificate in English, IELTS и другие. В связи с этим аудирование… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИРОВАНИЯ
- 1. Аудирование как вид речевой деятельности и объект обучения в преподавании английского языка
- 2. Восприятие речи при аудировании
- 3. Узнавание речевых форм при аудировании
- 4. Понимание в прогрессе аудирования
- 5. Навыки и умения аудирования
- 6. Механизмы аудирования
- 7. Аудитивный текст как объект речевой деятельности слушающего
- 8. Особенности аудирования текстов-интервью
- 9. Об аудировании как виде учебной деятельности
- 10. Характеристики учебной деятельности аудирования
- 11. Об учебной компетентности аудирования
- 12. Структура учебной деятельности аудирования
- 13. Психологические особенности старших школьников
- ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ АУДИРОВАНИЮ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ-ИНТЕРВЬЮ В КЛАССАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
- 1. Сравнительный анализ УМК с точки зрения обучения аудированию аутентичных текстов-интервью в классах с углубленным изучением английского языка
- 2. Модель обучения учащихся аудированию аутентичных текстов-интервью
- 3. Описание комплекса упражнений для обучения аудированию аутентичных текстов
- 4. Экспериментальное обучение старших школьников аудированию аутентичных текстов-интервью в классах с углубленным изучением английского языка
- 5. Выводы по II главе
Список литературы
- Абрамовская Н.Ю. Выявление трудностей при обучении аудированию, обусловленных стилевой принадлежностью звучащих текстов. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М.: 2000. — 16 с.
- Алхазишвили А.А. Основы овладения иноязычной речью. — М.: Просвещение, 1988. 128 с.
- Алымова Е.В. Методика формирования звукового образа речевых единиц на начальном этапе обучения в языковом вузе. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М.: 2003. — 17 с.
- Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1969. -280 с.
- Бабайлова А.Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении неродному языку. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. 152 с.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. — М.: Просвещение, 1965. 227 с.
- Бессонова И.В. Обучение аудированию//Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках под ред. В. А. Бухбиндера. Киев: 1980.-С. 212−218.
- Бессонова И.В. Упражнения для формирования лексических навыков аудирования//Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках под ред. В. А. Бухбиндера. Киев: 1980. — С. 169−175.
- Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьника: Психолого-педагогические аспекты языкового преобразования: учебно-методическое пособие Воронеж: МОДЭК, 2002. — 286 с.
- Божович Е.Д. Развитие идей Н.А. Менчинской в исследованиях учебной психологии//Вопр. психологии. 2005. — № 2. — С. 73−80.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности/под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. 208 с.
- Бухбиндер В.А. О системе упражнений/Юбщая методика обучения иностранным языкам. М.: Русский язык, 1991. — С. 92—99.
- Вайзер Г. А., Юдина О. Н. Теория учения развивающейся личности: история и современность//Вопр. психологии. — 2005. — № 3. С. 122 133.
- Вайсбурд М.Л. Обучение пониманию иностранной речи на слух. На материале английского языка. М.: Просвещение, 1965. — 79 с.
- Вайсбурд M. JL, Блохина С. А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности//Иностр. яз. в шк. — 1997.-№ 1.-С. 19−25.
- Вайсбурд M. JL, Блохина С. А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности/УИностр. яз. в шк. -1997.-№ 2.-С. 33−39.
- Венцов А.В., Касевич В. Б. Проблемы восприятия речи. — М.: Едито-риал УРСС, 2003. 240 с.
- Гальперин П.Я. К проблеме внимания/ТХрестоматия по вниманию под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1976.-с. 220−228
- Гальскова Н. Д Современная методика обучения иностранным языкам. М.: АРКТИ-ГЛОССА, 2000. — 165 с.
- Гальскова Н.Д. Грампластинка на уроках немецкого языка.//Иностр. яз. в шк. 1987. — № 5. — С. 44−49.
- Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. М.: Академия, 2004. — 336 с.
- Гез Н. И. Роль условий общения при обучении слушанию и говоре-нию//Иностр. яз. в шк. 1981. — № 5. — С. 32−38.
- Гез Н. И. Типологии упражнений и организация обучения аудированию в школе с преподаванием ряда предметов на иностранных язы-ках//Иностр. яз. в шк. -1985. № 6. — С. 19−24.
- Гоман Ю.В. Методика обучения синхронной переводческой деятельности студентов старших курсов языковых вузов. Дисс.. канд. пед. наук. СПб.: — 2002. — 278 с.
- Гордиенко О.Н. Обучение студентов технического вуза восприятию иноязычных радиопрограмм, (на материале английского языка) Дисс.. канд. пед. наук. — Таганрог: -2002. — 129 с.
- Гоцкин Н.Г. Обучение учащихся V-VI классов восьмилетней школы аудированию на немецком языке. Дисс.. канд. пед. наук в 2-х т- — Л.: 1969. — т.1 — 303 е.- т.2 — 42с.
- Гурвич П.Б., Кудряшов Ю. А. Лексические умения, обусловливающие говорение на иностранном языке и основные линии их разви-тия//Общая методика обучения иностранным языкам. — М.: Русский язык, 1991. — С.327−343.
- Гурленов В.М. Методологические основы обучения иноязычному ре-чемышлению в языковом педагогическом вузе. Сыктывкар: 2000. -103 с.
- Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности//Вопр. психологии. 2003. — № 2. — С. 42−49.
- Демьяненко М.Я., Лазаренко К. А., Мельник С. В. Основы общей методики обучения иностранным языкам. Теоретический курс. Киев: 1984.-252 с.
- Деркач М.Ф. и др. Восприятие речи в речераспознающих моделях. -Львов, 1971.-81 с.
- Дубовицкая Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации//Вопр. Психологии. 2005. — № 1. — С.73−78.
- Дубровина И.В., Круглова Б. С. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет. — М.: Педагогика, 1988. 192 с.
- Елухина Н.В. Интенсификация обучения аудированию на начальном этапе//Иностр. яз. в шк. -1986. № 5. — С. 15−19.
- Елухина Н.В. Обучение аудированию в русле коммуникативно-ориентированной методики//Иностр. яз. в шк. -1989. № 2. — С. 2835.
- Елухина Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоле-ния//Общая методика обучения иностранным языкам. М.: Русский язык, 1991.-С. 226−237.
- Елухина Н.В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способности устно общаться//Иностр. яз. в шк. 1996. — № 4. — С.25−29.
- Елухина Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи//Иностр. яз. в шк. -1996. № 5. — С.20−23.
- Еремин Ю.В. Совершенствование устной монологической речи на основе аудирования на IV курсе языкового вуза. Дисс.. канд. пед. наук.-Л.:-1974.-230 с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: изд. АПН РСФСР, 1958. — 370 с.
- Зимняя И.А. Некоторые психологические предпосылки моделирования речевой деятельности при обучении иностранному языку//Иностр. яз. в высшей шк М.: Высшая школа, 1964. — вып. III. -С. 164−169.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. — М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. -М.: Просвещение, 1991. -219 с.
- Зимняя И.А., Малинина Ю. Ф., Толкачева С. Д. К вопросу о психологических механизмах рецептивных видов речевой деятельности// Иностр. яз. в высшей шк. —1977. — вып. 12. — С. 106−115.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. — М.: Логос, 2002.-384 с.
- Исенина Е.И. Механизмы речевого слуха и обучение восприятию иноязычной речи//Иностр. яз. в шк. —1975. — № 2 — С. 35−41.
- Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии. — Владимир: Вл. Гос. Пединститут, 1972. 264 с.
- Караваева Л.А. Использование стратегической компетенции в процессе бучения устному общению в аспекте диалога культур. Дисс.. канд. пед. наук. М.: — 2000. — 252 с.
- Карих Т.В. Повышение эффективности обучения аудированию на уроках английского языка в VIII-XI классах//Иностр. яз. в шк. 1991. -№ 1.-С. 31−36.
- Колесникова И.А., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. С-Петербург: Блиц, 2001. — 224 с.
- Колкер Я.М., Устинова Е. С., Еналиева Т. М. Практическая методика обучения иностранному языку. — М.: Академия, 2001. — 258 с.
- Колосникова Г. В. Требования, предъявляемые к учебному аудиотек-сту. Автореферат дисс.. канд. пед. наук. — М.: 1977. 19 с.
- Конева Н.Н. Методические основы обучения аудированию деловых людей в сфере профессионального общении. Дисс.. канд. пед. наук. -М.:-2001.-294 с.
- Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. М.: АРКТИ, 2002. — 176 с.
- Кост Д. Оригинальные тексты и материалы на продвинутом этапе обучения/ЛЗопросы методики обучения иностранным языкам за рубежом. -М.: Просвещение, 1978. С. 123−129.
- Кочкина З.А. Аудирование как процесс восприятия и понимания звучащей речи//Иностр. яз. в высшей школе. — М.: 1964. вып. III. — С.161−163.
- Кочкина З.А. Что должны слышать и слушать студенты при овладении иностранным языком//Иностр. яз. в высшей школе. М.: 1965. -вып. 1.-С. 17−26.
- Кочукова О.В. Обучение пониманию социокультурного содержания иноязычного дискурса художественных видеофильмов. Автореферат дисс.. канд. пед. наук. Тамбов: 2004. — 18 с.
- Краноперова Ю.В. Дискурсивные стратегии участников интервью. Автореферат дисс.. канд. фил. наук. — Иркутск: 2005. — 19 с.
- Крупник К.И. Определение уровней понимания при обучении рецептивным видам речевой деятельности.//Сборник научных трудов. М.: МГПИ ИЯ им. Мориса Тореза, 1979. — 101 с.
- Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1986. — 335 с.
- Кудрявцева В.Т., Уразалиева Г. К. Субъект деятельности в онтогене-зе//Вопр. психологии. 2001. — № 4. — С. 14−30.
- Лапидус Б.А. Обучение второму иностранному языку как специальности. -М.: Высшая школа, 1980. 172 с.
- Лапидус Б.А. Об обучении пониманию речи, характеризующейся неполным типом произношения и индивидуальными особенностями го-ворения/УИностр. яз. в высшей школе. —1977. — вып.12. С.38−47.
- Ластовка С.З. Распознавание, понимание, восприятие речи//Сб. трудов: Вопросы обучения иностранным языкам в школе и вузе/под ред. Роговой Г. В. М.: 1978. — С. 348−352.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во Московского университета, 1972. — 576 с.
- Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. М.:Наука, 1965. — 245 с.
- Леонтьев А.А. Речь и общение/ТИностр. яз. в шк. — 1985. -№ 6. с. 8185.
- Леонтьев А.А. Психология восприятия речи//Иностр. яз. в шк. 1975. -№ 1. — с. 76−81.
- Липкина А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1968. — 142 с. ^
- Лукина М.М. Технология интервью: учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2003. 191 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М.: Просвещение, 1983. 65 с.
- Маргулис В.Д. Вербальный текст как единица обучения (Интегратив-ная методика обучения естественных языков) — Челябинск: 1990. -175 с.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. -М.: Педагогика, 1989.-218 с.
- Милашкина Е.А. Обучение аудированию немецкой речи на III курсе английского отделения педагогического вуза (грамматический аспект). Дисс. канд. пед. наук. — JL: — 1985. 200 с.
- Мильруд Р.П., Гончаров А. А. Теоретические и практические проблемы бучения пониманию коммуникативного смысла иноязычного тек-ста//Иностр. яз. в шк. 2003. — № 1. — С. 12−17.
- Мильруд Р.П. Компетентность в изучении языка//Иностр. яз. в шк. — 2004.-№ 7.-С. 30−36.
- Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку. — М.: Просвещение, 1990. 224 с.
- Миньяр-Белоручев Р. К. Теория и методы перевода. М.: 1996. -223 с.
- Мороз JI.C. Об упражнениях для обучения аудированию.//Повышение эффективности урока иностранного языка в школе и занятий по иностранному языку в вузе (в свете основных направлений реформы школы). Сыктывкар, 1987. — С. 86−88.
- Москальская О.И. Грамматика текста. М.: Высшая школа, 1981. -183 с.
- Москальская О.И. Актуальные проблемы грамматики текста//Иностр. яз. в шк. 1982. — № 2. — С. 3−7.
- Носович Е.В., Мильруд Р. П. Параметры аутентичного учебного тек-ста//Иностр. яз. в шк. 1999. -№ 1. — С. 11−17.
- Носонович Е.В. Методическая аутентичность учебного текста. Автореферат дисс.. .канд. пед. наук. Тамбов: 1999. — 19 с.
- Параева Н.Б. Обучение аудированию аутентичных текстов на немецком зыке учащихся VII класса средней школы. Дисс.. канд. пед. наук. С-Петербург: — 2001. — 224 с.
- Пассов Е.И. Учебное пособие по методике обучения иностранным языкам. Воронеж: ВГПИ, 1975. — 283 с.
- Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. М.: Русский язык, 1977. — 216 с.
- Першина Э.А. О функциях текста при обучении иноязычной речевой деятельности по тематическому принципу и в рамках пробле-мы//Научно-методические доклады сотрудников НМЛ. — Сыктывкар: Коми пед. институт, 1988. — 164 с.
- Петровский А.В. Личность в психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-512 с.
- Положишникова О.В. О некоторых психологических особенностях восприятия и понимания устной иноязычной речи//Психология в обучении иностранному языку. -М.: Просвещение, 1967. С.172−181.
- Риверс У.М. Лингвистические и психологические факторы восприятия речи и их применение в обучении//Методика преподавания иностранных языков за рубежом. М.: Прогресс, 1967. — С. 96−108.
- Риверс В. Формирование речевых умений и навыков.//Вопросы методики обучения иностранным языкам за рубежом. М.: Просвещение, 1978.-С. 19−54.
- Рознюк В.К. Психолингвистические принципы обучения иностранному языку. Киев: 1988. — 144 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Вниманием/Хрестоматия по вниманию под ред. А. Н. Леонтьева, А.А. Пузы-рея, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1976. — С. 229−231.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. T. II М.: Педагогика, 1989.-328 с.
- Санкова Е.И. Преемственность развития рецептивного речевого навыка в коррективном курсе//Проблемы преподавания иностранного языка в средней школе и неязыковом вузе. Свердловск: Свердл. кн. изд-во, 1982.-С. 46−53.
- Сатинова В.Ф. Аудирование монологической речи (творческий этап)//Вопросы научной организации преподавания иностранныхязыков в специальном вузе, пути внедрения результатов научных исследований в практику обучения. — Горький: 1970. — С. 126−129.
- Сатинова В.Ф. Проблемы обучения аудированию монологической речи на творческом этапе: Автореф. дисс.. канд.пед. наук. -Минск: 1971.-32 с.
- Серкова Н.И. Сверхфразовое членение текста (теория и ме-тод)//Иностр. яз. в шк. -1987. № 3. — С. 3−8.
- Скалкин B.JI. Обучение диалогической речи. — Киев.: Радянська школа, 1989.- 158 с.
- Следников Б.П. Обучение аудированию иноязычной речи в средней школе: Автореф. дисс.. канд пед. наук. — М.: 1973. — 25 с.
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. — М.: Просвещение, 1966.-423 с.
- Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М.: Просвещение, 1968.-248 с.
- Солганик Г. Я., Дроняева Т. С. Стилистика современного русского языка и культура речи. — М.: Академия, 2002. — 256 с.
- Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. — М.: Просвещение, 2002. — 239 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.-671 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: изд-во МГУ, 1984. — 344 с.
- Фоломкина С.К. Текст в обучении иностранным языкам//Иностр. яз. вшк.-1985.-№ 3.-С. 18−22.
- Фрумкина P.M. Вероятность элементов текста и речевое поведение. -М.: Наука, 1971. 168 с.
- Халеева. И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков) М.: Высшая школа, 1989. — 236 с.
- Хекгаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М.: Педагогика, 1986.-Т.1.-408 е.- т.2,-392 с.
- Цетлин B.C. Знания, умения и навыки в обучении иностранным языкам. М.: Русский язык, 1991. — С. 38−43.
- Цукерман Г. А. Развитие учебного сообщества//Вопр. психологии. 2004. — № 1. — С. 50−67.
- Цуприкова О.В. Обучение аудированию текстов, содержащих неизученные слова: (сред, школа): Автореф. дисс.. канд. фил. наук. — М.: 1981.-25 с.
- Чистович JI.A. Проблемы исследования временной организации речи//Сборник статей: Вопросы теории и методов исследования восприятия речевых сигналов. — Д.: 1972. — вып. 3. — С. 5−32.
- Шарапкина Г. П. Совершенствование аудитивных умений студентов старшего этапа обучения в языковом педагогическом вузе (на материале английского языка). Дисс.канд. пед. наук. Л.: — 1984. — 242 с.
- Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. -М.: Просвещение, 1986. —221 с.
- Швейцер А.Д. Социальная дифференциация английского языка в США. М.: Наука, 1983. — 215 с.
- Шеварев П.А. К вопросу о структуре восприятий//Восприятие и мышление. М.: Изд-во АПН, 1962. — С. 7−37.
- Шевякова В.Е. Основные методические принципы работы с озвученным материалом//Преподавание иностранных языков. Теория и практика. -М.: Наука, 1971. С.282−291.
- Шендельс Е.И. Внутренняя организация текста//Иностр. яз. в шк. -1987.-№ 4.-С. 9−12.
- Шпринберг Д.М. Обучение аудированию на третьем курсе языкового факультета. Дисс.. канд. пед. наук. Ленинабад: — 1972. — 211с.
- Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. М.:Филоматис, 2004.-416 с.
- Эльконин Д.Б. Действие как единица развития//Вопр. психологии. 2004. — № 1. — С. 35−49.
- Эльконин Д.Б. Выдержки из научных дневников//Вопр. психологии. 2004. — № 1. — С. 9−21.
- Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Доб-росвет, 1999. — 596 с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. — М.: Педагогика, 1979. -144 с.
- Ashworth Mary. Beyond Methodology (Second Language Learning and the Community) Cambridge University Press, 1985. — 180 c.
- Brown G. Comprehension of Spoken English. M.: Просвещение, 1984.-171 с.
- Carrasquillo, Angela L. Teaching English as a Second Language. A Resource Guide. N. Y and London, 1994. — 220 c.
- Harmer, Jeremy. The Practice of English Language Teaching. -Longman, 1991.-296 c.
- Norbrook H. Learning English with the ВВС//Иностр. яз. в шк. -1990.-№ 4.-С. 74−79.
- Rivers W.M. Communicating Naturally in a Second Language. Theory and Practice in Language Teaching. Cambridge University Press, 1983.- 178 c.
- Underwood M. Teaching Listening. Longman, 1997. — 156 c.
- Ur P. Teaching Listening Comprehension. — Cambridge University Press, 1997.-136 c.1. Словари
- Большой психологический словарь/под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. -М.: Олма-пресс, 2004. 672 с.
- Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. Минск: Харверст, 2001.-976 с.
- Лингвистический энциклопедический словарь/под ред. В. Н. Ярцевой. —М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с.
- Майк Кордуэлл. Психология. Словарь-справочник. М.: Фаир-пресс, 2000 — 448 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка/под ред. Н. Ю. Швецовой. -14-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1982. — 816 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. 24-е изд., испр. — М. ЮОО «Издательский дом «Оникс 21 век»: ООО «Изд-во «Мир и образование», 2004. — 1200 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1994. -917 с.
- Психологический словарь/под ред. В. В. Давыдова и др. — М.: Педагогика, 1983. 448 с.
- Психологический словарь/под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Изд-во полит, лит—ры, 1990. — 494 с.
- Психологический словарь/под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с.
- Российский энциклопедический словарь/под ред. A.M. Прохорова. Книга 1. — М.: Большая российская энциклопедия, 2001. — 1024 с.
- Современный философский словарь/под общ. ред. В. Е, Кемерова. М.: Академический Проект, 2004. — 864 с.
- Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. М.: Элайда, 2000 — 704 с.
- Учебно-методические комплексы и программы
- Английский язык: Учебник для 10—11 классов общеобразовательных учреждений/В.П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудова и др. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 336 с.
- Гроза О.П., Дворецкая О. Б., Казырбаева Н. Ю., Клименко В. В., Мичурина M.JL, Новикова Н. В., Шалимова Е. Ю., Рыжкова Т. Н. New Millennium English/Учебник англ. яз. для 10 кл. общеобр. учреждений. Обнинск: Титул, 2003. — 176 с.
- Кузовлев В.П., Лапа Н. М. Книга для учителя к учебнику английского языка для 10−11 классов общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2000. — 127 с.
- Примерные программы по иностранным языкам. Пояснительная записка//Иностр. яз. в шк. -2005. .№ 5 — С. 2−33.
- Numrich С. Face the Issues. Intermediate listening and critical thinking skills. Longman, 1997. — 187 c.
- Harris M., Mower D., Sikorzynska A. Opportunities Upper-Intermediate. Longman, 2004. — 176 c.
- Soars J., Soars L. Headway Advanced: Studenta Book. — Oxford University Press, 1995. 156 c.
- Шукунда C.3., Энгель Е. И. English Through Radio Programs. Английский через радиопередачи: Аудиопособие для самостоятельной работы. -М.: НВИ-ТЕЗАУРУС, 2004. 218 с.