В ходе поведенного эксперимента произошло значительное накопление сенсорного опыта, формирование представлений о различных свойствах растений.
Дети научились выделять такие свойства растений, как форма, величина, цвет, запах и оперировать ими в процессе деятельности. Многие дети (Ира, Миша) стали проявлять интерес к растениям, которого до проведения формирующего эксперимента не имели или не моги выразить. Некоторые дети (Лена, Игорь, Вася) стали проявлять постоянное желание к труду в уголке природы, выбрали себе растения для ухода, оформили их горшочки своими рисунками.
В целом следует отметить, что занятия по сенсорному развитию детей, прогулки и экскурсии, специальные игры и упражнения позволили повысить сенсорную культуру детей, способствовали формированию сенсорных эталонов.
На заключительном этапе эксперимента (контрольном) было проведено повторное исследование с целью изучения сформированности сенсорной культуры детей.
Анализ результатов представим в виде таблицы.
Таблица 2.
Диагностика сенсорного развития дошкольников (на основе представлений о растениях). Контрольный эксперимент.
|
Имя ребенка, возраст. | Методики. | Общее кол-во баллов. | Вывод об уровне развития. | |
| | | | | | | | | |
Лена М. | | | | | | | | Высокий. | |
Оля Ч. | | | | | | | | Высокий. | |
Ира К. | | | | | | | | Средний. | |
Маша В. | | | | | | | | Средний. | |
Игорь Т. | | | | | | | | Средний. | |
Саша Н. | | | | | | | | Средний. | |
Дима К. | | | | | | | | Средний. | |
Вася П. | | | | | | | | Средний. | |
Петя С. | | | | | | | | Средний. | |
Паша К. | | | | | | | | Средний. | |
|
Итак, в результате диагностики сенсорного развития дошкольников были получены следующие результаты:
- — количество детей с высоким уровнем сенсорного развития увеличилось на 10% и составило 2 человека.
- — количество детей со средним уровнем сенсорного развития увеличилось на 20% и составило 8 человек.
- — дети с низким уровнем сенсорного развития не выявлены.
Таким образом, результаты диагностики позволяют сделать вывод об эффективности проведенной работы по развитию сенсорных способностей детей.
Вывод по главе 2
Итак, опытно-экспериментальная работа, проведенная в средней группе ДОУ № 330 города Волгограда, позволила выявить условия сенсорного развития дошкольников в процессе ознакомления с миром растений.
На первом этапе, в ходе констатирующего эксперимента, был определен уровень овладения сенсорными эталонами на примере растений, который оказался недостаточно высоким у большинства детей (90% детей имели средний и низкий уровень развития).
На втором этапе (формирующем) были проведены специальные занятия по сенсорному развитию дошкольников с использованием игр, наблюдений, упражнений.
В ходе эксперимента было замечено, что во время таких занятий происходило накопление чувственного опыта детей, закрепление их сенсорных представлений на практике. Дети научились слышать, видеть, чувствовать природу, у них появился стойкий интерес к растительному миру.
В целом, занятия по сенсорному развитию детей, прогулки, экскурсии, игры и упражнения позволили повысить сенсорную культуру дошкольников.