Формирование ответственности как качества личности младших школьников средствами игровой деятельности
Диссертация
Методологическую основу исследования составили: 1) философские и психологические исследования ответственности (М.М. Бахтин, JI.A. Коган, Д. А. Леонтьев, К. Муздыбаев, Ж. Пиаже, В. П. Тугаринов и др.), давшие возможность рассмотреть ответственность как нравственное качество личности- 2) учение о роли деятельностного подхода в формировании личности (Б.Г. Ананьев, П. П. Блонский, JI.G. ВыготскийЛ. И… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И УСЛОВИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ
- 1. 1. Сущность ответственности как качества личности в младшем школьном возрасте
- 1. 2. Педагогический потенциал игровой деятельности в формировании ответственности младших школьников
- ВЫВОДЫ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ
- ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 2. 1. Диагностика ответственности ьсак качества личности младшего школьника
- 2. 2. Формирование ответственности младших школьников средствами игровой деятельности
- ВЫВОДЫ ВТОРОЙ ГЛАВЫ
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности //
- Психологический журнал. 1985. — № 5. — С. 3−17.
- Азаров Ю.П. Игра и труд. М.: Знание, 1973.- 93 с.
- Акулова О.В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А.П.
- Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / под общ. ред.1
- А.П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 290 с.
- Алферов А.Д. Формирование ответственного отношения' к учению:
- Учебное пособие к спецкурсу. Ростов н/Д: РИМ, 1984. — 80 с.
- Амонашвили Ш. А. Баллада о воспитании. Истинное воспитание Ребенка в воспитании самих себя. — М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2007. -189 с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: БГУ, 1990. — 560с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.-Т. 2.-288 с.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. — М.: Просвещение, 1987. 144 с.
- Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: МГУ, 1981. -С. 3−18.
- Аплетаев М.Н., Маврин С. А., Медведицков А. П. Воспитание ответственного отношения учащихся к учению в учебном процессе. Учеб. пособие / под ред. А. П. Медведицкого. — Омск, 1989. 77с.
- Аристотель. Большая этика Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4.-С. 310.
- Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974. — С. 221.
- Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии. //Вопросы психологии. 1999. — № 1. — С. 3−12.
- Бабанский Ю.К. Комплексный* подход к воспитанию учащихся: в вопросах и ответах. Киев: Рад. шк., 1985- - 256 с.
- Барановская JI.A. Формирование ответственности у студентов в процессе учебной деятельности: дис.. канд. пед. наук. Красноярск, 1996. -151с.
- Бахтин М.М. Искусство и ответственность // Собрание сочинений в 7 т. М.: Русские словари, Языки славянской. культуры, 2003. — Т. 1. — С. 5.
- Бахтин М.М. К философии поступка // Собр. Соч. в 7 т. М.: Русские словари- Языкиславянской культуры-, 2003- - ТС1.- С.7−68- ' .
- Белова C.B. Педагогика диалога: Теория" и практика построения гуманитарного образования: Монография- — М.: АПКиППРО, 2006. 380 с.
- Белозерцева Т.В. Педагогическая технология формирования рефлексии школьников в процессе обучения: дис.. канд. пед- наук. -Челябинск, 2000. 195с.20: Блонский П-П. Психология младшего: школьника. — Mi: МОДЭК, 2006. 632 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. труды / под ред. Д. И. Фельдштейна.- изд. 2-е. М.: «Институт практической психологии" — 19 971 —352 с., ' 1
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное, образование: опыт разработки парадигмы. Ростов н/Д: Рост. гос. пед. ун-т, 1997. — С. 13. v
- Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д, 2000. — 352 с.
- Борзых B.B. О свободе морального выбора // Вопросы философии. -1992.-№ 1.-С. 175−177.
- Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Питер, 2000. — 304 с.
- Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания / науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена- 2001. — 214 с.
- Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: монография / науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2000. — 225 с.
- Борытко Н. М. Методология и методы* психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход: учебник для студ. и магистрантов пед. вузов. В 2 ч. / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова. Волгоград: ВГИПК РО, 2006.- 284с.
- Бочкина Н.В. Самостоятельность личности школьника: (Системно-структурный анализ): учеб. пособие к спецкурсу. JL: РПТУ, 1991. — 85 с.
- Васильева З.И., Ежеленко В. Б., Седова Н. В. Воспитание дисциплинированности и ответственности у школьников в учебном процессе: учеб. Пособие. Л.: ЛГПИ,» 1983. — 75 с.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: «Ось-89″, 2007. — 256 с.
- Введение в философию ответственности. Монография / А. И. Ореховский и др. / под общ. ред. А. И. Ореховского. Новосибирск: СибГУТИ, 2005.-186 с.
- Величко О.Ю. Роль нравственно-ориентированной игры в процессе этического воспитания младших школьников // Начальная школа. 2008. № 8. -С.11−15.
- Венгер JI.A. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию школьников: пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1978. — 96 с.
- Винокурова Н.В. Формирование ответственности у подростков как целевая функция деятельности классного руководителя: автореф. дис.. канд. пед. наук. Киров. 2004. — 18с.
- Воробьева O.A. Социальная адаптация младших школьников с отклонениями в поведении средствами игровой деятельности Электронный ресурс.: дис.. канд. пед. наук. М.: РГБ, 2005. — (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
- Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. М.: Русская энциклопедия, 1998. — 360 с.
- Выготский JI.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии.- 1966.- № 6. С. 75.
- Выготский JI.C. Проблема возраста: Игра // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984.-Т.4−252 с.
- Выготский JI.C. Проблемы возрастной периодизации детского 4 развития // Вопросы психологии. № 2. 1972. С. 114−123.
- Гаврилычева Г. Ф. Воспитание самостоятельности // Воспитание школьников. 2008. — № 5. — С. 24−27.
- Гаврилычева Г. Ф. Современный младший школьник. Какой он?: Штрихи к портрету // Начальная школа. 2004. — № 3. — С. 13−19.
- Гаевая Т.Г. Моральная ответственность как качество личности: автореф. дис.. канд. псих. наук. -М., 1984. 18 с.
- Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы: Ст., воспоминания. М.: МИРОС, 2002. -294с.
- Газман О. С, Харитонова Н. Е. В’школу с игрой: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1991. — 96 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. — 150 с.
- Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова JI.M. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М.: „Институт практической психологии“, 1998. — 256 с.
- Гегель Г. В. Учение отбытии // Соч.: в 15 т. 3-е изд. — М. — 1930. -Т.1 — С. 157.
- Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. М.: Знание, 1989. — 208 с.
- Головко И.А. Свобода и моральная1 ответственность. — М.: Знание, 1973.-63 с.
- Гроголева О.Ю. Типологические особенности и детерминанты ответственности в младшем школьном возрасте: автореф. дис.. канд. психол. наук. Омск, 2005. — 23 с.
- Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / под ред. д.п.н. H.JI. Селивановой. -М.: Педагогическое общество России, 1998. 336 с.
- Гурова^ Р. Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
- Гусев A.A. Воспитание у старшеклассников ответственного отношения к учению: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1972. — 23с.
- Гусейнов A.A. Закон и поступок (Аристотель, И. Кант, М.М. Бахтин). Сектор этики Института философии РАН Этическая мысль. Вып. 2. — М.: ИФ РАН, 2001. С. 3−26.
- Гусейнов A.A., Апресян Р. Г. Этика. М.: Гардарика, 1998. — 472с.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Образование, 1996. — 159 с.
- Давидович В.Е. Грани свободы. М.: Мол. гвардия, 1969. — 224 с.
- Давыдов В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3- 4. С. 14 -19.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. -М.: Русский язык, 1989. Т.2: И-О. — 779 с.
- Данильчук В. И, Сериков В. В. К прогнозу развития образовательных систем // Известия Волгоградского государственного университета, серия» «Педагогические науки». Волгоград: Перемена, 2004. № 1. — С. 3−7.
- Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. СПб: КАРО, 2007. — 160 с.
- Демидов H.H. Особенности формирования социальной ответственности молодежи в условиях обновления советского общества: автореф. дис. канд. филос. наук. Санкт-Петербург, 1991. — 17 с.
- Денисова В.Г. Система дидактических игр как средство формирования познавательных интересов учащихся: дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1997. 195с.
- Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 432 с.
- Дружинин В. Психология семьи. М.: КСП, 1996. — С. 36−41.
- Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. — М.: Просвещение, 1991. —303 с.
- Дьяконова* В. Н: Педагогические условия нравственного воспитания студентов в процессе обучения в вузе: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1983. — 16 с.
- Елканов С.Б. Воспитание и" самовоспитание ответственности у подростков: автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1971. — 12 с.
- Ершов П.М. Игра в свете потребностно-информационной концепции человека//Потребности человека. М.: Мысль, 1990. — 364 с.
- Ефимов В.М., Комаров В. Ф. Введение в управленческие имитационные игры.- М.: Наука, 1980. 272 с.
- Железнов Ю.Д. Человек в природе и обществе: Введение в экологическую антропологию-- М.: МНЭПУ, 1998. С. 106.
- Завадская Ж.Е., Шевченко Л. В. Воспитание ответственности у старшеклассников. Минск: Народная асвета, 1981. — 152 с.
- Зайцев В.В. Механизмы, способствующие развитию, личностной--свободы младших школьников // Начальная школа. 1999. № 12. С. 101−104.
- Зайцев В.В. Принцип-свободы.в построении начального образования: методологические основы, исторический опыт и современные: тенденции. -Волгоград: Перемена, 1998. 382 с.
- Зайцев? В. В. Теория и практика развития" личностной свободы? учащихся в системе начального- образования: автореф. дисс:—д. пед. наук. -Волгоград, 1999. -48 с.
- Занько С.Ф., Тюнников Ю. С., Тюнникова С. М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового общения. М.: Логос, 1992. В 2-х ч.
- Запорожец А .В. Младший школьник / Избранные психологические труды-- М!: Наука, 1986.- С. 34−4Г.
- Захарченко И: А. Дидактические основы построения системы личностного развития младшего- школьника средствами- иностранного языка: автореф. дис.. канд. пед. наук. Ррстов-натДону: Ростовский гос. пед. ун-т, 1998.-24 с.
- Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности, М.: Политиздат, 1986. — 223 с.
- Зеленцова А.В. Личностный опыт в структуре содержания образования: автореф: дис. канд. пед: наук. Волгоград, 1996. — 37с.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. изд. 2-е, уточненное и дополненное. — М.: Тривола, 1994. — 304 с.
- Зосимовский A.B. Нравственно-волевое воспитание с позиций конфликтологии // Педагогика. 2004. — № 3. — С. 48−52.
- Зосимовский A.B. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен // Педагогика: 1998. — № 7. — С. 74−77.
- Иванов' С. П: Художественная деятельность как психологическое условие воспитания социальной ответственности: автореф. дис.. канд. псих, наук. М., 1989.-18 с.
- Иванова' Т. Ф. Формирование мотивации достижения у детей младшего школьного возраста: автореф. дис.. канд. пс. наук. — Волгоград, 2005.-23 с.
- Ильин B.C. Наука будущего: гносеологический анализ"// Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 1985. — № 5. — С. 14−19.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М: Педагогика, 1984. — 144 с.
- Ильин В.С. Целостный процесс формирования всесторонне развитой гармоничной личности, его строение // Целостный подход в учеб.-восп. процессе: Сб. науч. тр. Волгоград: ВГПИ- 1984. — 176ю.
- Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. 2-е изд. — Ростов н/Д>: Феникс, 2008. — 349 с.
- Ительсон Л.Б. Воспитание ответственности у учащихся в советской школе. Баку, 1954. — 28 с.
- Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Флинт, 1998. 192 с.
- Камю А. Избранное: Сборник. М.: Радуга, 1989. — 464 с.
- Кант И. Основы метафизики нравственности- Критика практического разума- Метафизика нравов. Перевод. СПб.: Наука. 1995 — 528 с.
- Караковский В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! / под ред. В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. М.: Новая школа, 1996. -160 с.
- Каракулина Т.А. Формирование самооценки младших школьников в" условиях совместной учебной деятельности: дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1998.- 164 с.
- ЮЗ.Кирьякова1 A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей. — Оренбург, 1996. 187 с.
- Кларин М.В. Обучение как игра // Школьные технологии. 2004: — № 5. — С. 45−58.
- Кларин М.В. Обучение на основе целостного-личностного опыта // Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. Тез. докл. 4.1. М., 1993. — С. 68−69.
- Климова К.А. О. формировании, ответственности у детей 6−7 лет // Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. -М.: Просвещение, 1968. С. 328−3531
- Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1970.-391 с.
- Ковал ев А.Г., Мясищев В. Н: Психологические особенности человека. -Т. II. Л.: ЛГУ, 1960. — С. 100 -136., 109: Коган* Л. А. Триединство свободы // Вопросы философии. 1997. -№ 5.-С. 31−43.
- ПО.Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты: учебное пособие. М.: Владос-Пресс, 2003.-224 с.
- Ш. Кождаспирова Г. М., Кождаспиров А. Ю. Педагогический словарь. -М.: Академия, 2000. 174 с.
- Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М: Академия, 2005. — 288 с.
- Кон И. С. Психология доброго поступка / Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. -М.: Политиздат, 1988. 384 с.
- Кон И. С. Свобода и ответственность // В поисках себя. М.: Политиздат, 1984. — 225 с.
- Конникова Т.Е. О взаимоотношениях в коллективах подростков // Ребенок в системе коллективных отношений / под ред. JI. Буевой, JL Новиковой. Mi, 1972. — 130 с.
- Косолапов С.М. Формирование активной жизненной позиции — цель нравственного воспитания. М.: Мысль, 1977. — 166с.
- Косолапова JI.A. Формирование ответственного отношения учащихся к учению как интегрального личностного образования: автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1990.' - 20 с.
- Котырло В.А. Развитие волевого поведения у дошкольников. — М.: Просвещение, 1992. — 118с.
- Кравцов Г. Г. Игра как основа детского творчества. // Искусство в школе. 2004. № 2. С. 3−8.
- Кравцов Г. Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. -М.: МГУ, 2005. 84 с.
- Краевский В.В. Методология научного исследования: Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных ун-тов. — СПб.: СПб. ГУП, 2001. 145 с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования. -Самара: Сам ГПИ, 1994. 165 с.
- Краевский В.В., Полонский В. М. Методология для педагога: теория и практика. — Волгоград: Перемена, 2001. 324 с.
- Крапивецкий С.Э. Общий курс философии: Учебник для студ. -Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 1998. — 472 с.
- Краткий психологический словарь / под общей ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского- ред.-составитель Л. А. Карпенко. 2-е изд., расширенное, испр. и доп. — Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998. — 431 с.
- Крутецкий В.А. Воспитание воли. М.: Учпедгиз, 1957. — 46с.
- Крюкова Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация. Монография. Волгоград: Перемена, 1999 г. — 196 с.
- Куванова О. А. Ответственность как профессионально-этическое качество учителя и пути его развития в послевузовский периода: автореф. дис.. канд. пед. наук.- Владимир, 1999. 24 с.
- Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2009.-464 с.
- Куприянов Б.В., Рожков М.И, Фришман И. И. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей: учеб.-метод. пособие. М: ВЛАДОС, 2004. — 216 с.
- Куренков И.А. Психология^ ответственности: учеб.-метод. пособие. -Балашов: БГПИ, 2002. 60 с.
- Куфарова А.Ю. Развитие рефлексивных умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию: автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. — 23 с.
- Лайзане С.Я. Диагностика уровня развития воли и внимания детей //Диагностика интеллектуального развития учащихся. — Рига, 1980. С.60−86.
- Левицкий С.А. Трагедия свободы / Составление, послесловие и комментарии, В. В. Сапова. М.: Канон, 1995. — С. 154−288.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. изд. 2-е. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Психологические* основы дошкольной игры // Избр. психол. соч.: В 2 т. М., 1983. — Т.1 — 392 с.
- Леонтьев Д. А. Личностное в. личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУим M.B. Ломоносова / под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева М.: Смысл, 2002. -Вып. 1. -С. 56−65.
- Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. № 1. С. 15−25.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2007. — 511 с.
- Леонтьев Д.А. Феномен ответственности: между недержанием и гиперконтролем. // Экзистенциальное измерение в консультировании' w психотерапии. Вильнюс: ВЕАЭТ, 2005. — Т. 2. — С. 7−22.
- Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 683 с.
- Липкина А.И. Самооценка школьника. М. г Просвещение, 1976.63с.
- Липкина А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1978. — 141 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и- теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Лотман Ю. Культура и взрыв. М.: Прогресс, 1992. — 270 с.
- Лысенко, Т.Ф. Проблема" уровней- нравственной воспитанности личности (на материале изучения нравственной ответственности студентов вуза). Электронный ресурс. URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/157 924.html (дата обращения: 20.09.2007).
- Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: пер. с англ. / предисл. А. Я. Варга. М.: Институт практической психологии, 1998. — 368с.148:Маврин С. А. Целостный* процесс воспитания в оценочной деятельности. Омск: ОПТУ, 1995. — 100 с.
- Майорова Н.П., Чепурных Е. Е., Шурухт С. М. Обучение жизненноважным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей / под ред. Н.П.
- Майоровой. СПб.: «Образование — Культура», 2002. — 288с.
- Макаренко A.C. Книга для родителей: Лекции о воспитании детей: -М.: Правда, 1986. 448 с.
- Максакова В.И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников: учеб. пособие для студ. пед. уч-щ и колледжей М.: ВЛАДОС, 2006.-238 с.
- Максимова В.Н. Организация учебного процесса в целях формирования познавательных интересов учащихся. // Межвуз. сб. науч. тр. -Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т им. Герцена- 1975.- 233с:
- Мамут Л.С. Проблема ответственности народа // Вопросы? философии. 1999: — № 8. — С. 19−28.
- Манцурова T.A. Формирование профессиональной ответственности социального педагога в вузе: дис. канд. пед. наук.- Нижний Новгород- 2007. -180 с.
- Маркова А.К. Формирование: мотивации учения в- школьном', возрасте: Пособие дляучителя. — М.: Просвещение, 1983. — 96 е.
- Матюхина M. B, Спиридонова С. Б. Развитие личности и, познавательных процессов в младшем школьном возрасте: учеб. пособие. -Волгоград: Перемена, 2005. 215 с:
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 170с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М.: Просвещение, 1977. — 240с.
- Мелюхин С.Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развития. — М.: Мысль, 1966. 383с.
- Миклин A.M., Подольский В. А. Категория развития в марксисткой диалектике —М.: Мысль, 1985. 160с.
- Милованова Л.А. Формирование экономических представлений старшеклассников при изучении иностранных языков: автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград: Волгогр. гос. пед. ун-т, 1998. — 20 с.
- Мирошникова С.С. Стимулирование осознанности выбора жизненной позиции подростка в процессе дидактической игры: дис. .канд. пед. наук. Волгоград, 2005. — 150с.
- Мишаткина М.В. Формирование у старшеклассников потребности в определении смысла учебной деятельности: автореф. дисс.. канд. пед. наук — Волгоград, 2005. С. 10.
- Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя*/ под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981.118с.
- Моложавый С.С. Игра и труд в дошкольном возрасте. — М.- JL, 1929. С. 24.
- Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий: монография. Волгоград: Перемена, 2006. — 319 с.
- Монахов В'.М. Технологические основы проектирования и: конструирования учебного процесса. — Волгоград: Перемена, 1995. 152 с.
- Морозкина Т.В. Проблема моральной ответственности в зарубежной психологии личности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1983. № 1. -с. 40−48.
- Морозкина Т. В: Формирование внутренней ответственности: (на материале дежурства школьников по классу). Экспериментальное исследование: дис.. канд. психол. наук. М.: РГБ, 2006. — (Из фондов Российской государственной библиотеки).- 1−74 с.
- Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Академия, 2006. — 304 с.
- Муздыбаев К. Психология ответственности. JL: Наука. 1983.240с.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. изд. 4-е, стереотипное. — М.: Академия, 1999. — 456 с.
- Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. — М.: Мысль, 1972. С. 56−60.
- Мясищев ВН. Психология отношений. М.: МПСИ, 2004. — 400 с.
- Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М.: Педагогика, 1992. — 160 с.
- Никонов К.М., Никольский Ю. С. Свобода личности при социализме (Некоторые философско-методологические проблемы): Монография. М.: Высш. шк., 1984. — 96 с.
- Новикова Л.М., Самойлова И. В. Настольная книга школьного психолога. 1−4'классы. -М.: Эксмо, 2009. 384 с.
- Новоселова С.Л. Игра- дошкольника: учебное пособие: Москва: Просвещение, 1989. — 286 с.179: Новоселова" С.Л. Родителям- о детских играх и игрушках. — М.: АППР, 1992.-16 с.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 374 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю- Толковый словарь русского языка. изд.4.е, доп: М.: ИТИ Технологии, 2006. — 944 с. 182,Олешкевич В. И. История психотехники: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Академия», 2002. — 304 с.
- Осмоловская- И. М. Игра на уроках. // Начальная школа 2004. № 5. С. 13,78.
- Основы разработки педагогических технологий и инноваций: Монография / Л-Н! Давыдова- В .А. Пятин- A.M. Трещев и др. / под ред- проф. В .А. Пятина. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 1998.- 380 с.
- Пантина Н.С. К характеристике исследования игры как формы детской деятельности //Психология. и педагогика игры дошкольника: (Материалы симпозиума) / под ред. А. В. Запорожца и Л. П. Усовой. М., 1966. -С.85.
- Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ- ред: В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. — М-: «Академия», 2006-.— 368 с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: «Издательсво ГНОМ и Д», 2002. — 160с.
- Пасниченко А.Э. О различиях самооценки волевых качеств личности в подростковом и юношеском возрасте // Вестник МГУ. 1991. — серия 14'. — № 3.-С. 39−45.
- Пашков А.Г. Развитие отношений ответственной зависимости в деятельности старшеклассников // Советская педагогика. 1983. № 5. С. 24−28.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — С. 388−389.
- Педагогическая, энциклопедия. В 4-х т. М.: «Советская энциклопедия», 1966. — Т.З. — С. 130.
- Перлз Ф. Теория гештальттерапии. М: Институт- Общегуманитарных Исследований, 2004. — С.246−247.
- Петрова"В.И., Трофимова Н.М.1 Азбука-нравственного взросления. — СПб.: Питер, 2006. 304 с.
- Петровский A.B. Введение в психологию. — М.: Академия, 1996.496 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов н/Д: Феликс, 1996. — 512с.
- Петрухина O.A. Формирование ответственного отношения подростков к учению в учебной деятельности // Специфика форм и методов воспитания ответственного отношения школьников к учению. Омск: ОГПИ, 1984. — С.44−49.
- Петунин О., Мжельская А. Основа экологического воспитания -ответственное отношение к природе. // Народное образование. 2005. № 8. С. 121−127.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта. 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2003. — 192 с.
- Платонов Г. В. Диалектика взаимодействия общества и природы. -М.: МГУ, 1989.-42 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности / отв. ред. А. Д. Глоточкин. М.: Наука, 1986. — 254 с.
- Плахотный А.Ф. Проблема социальной ответственности. Харьков: Вища школа, 1981. — 191 с.*
- Пожидаева Т.Ф. Игра как технология личностного развитиямладшего школьника Электронный ресурс.: дис.. канд. пед: наук. Ростов н/Д: РГБ, 2006. — (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
- Практикум по возрастной и педагогической психологии: для<^ студ. сред. пед. учеб. заведений / авт. сост. Е. Е. Данилова / под ред. И. В. Дубровиной.- 2-е изд., стереотип. М.: «Академия», 1999. — С.112.
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т. В., Барчук О. И., Беглова Т. В. и др. / под общ. ред. Битяновой М. Р. — СПб.: Питер, 2005. 304 с.
- Психологический словарь / под ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б.Г.2.е изд. перераб. и доп. М.: Педагогика — Пресс, 1996. — 440с.
- Психология развивающейся личности / под ред. A.B. Петровского. М., 1987.-238с.
- Психология: Словарь / под общ. ред. A.B. Петровского. — М.: Педагогика, 1987. 240 с.
- Реан A.A., Коломинский. Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер Ком, 1999. 416 с.
- Российская педагогическая энциклопедия- в двух томах. М.: «Большая Российская Энциклопедия», 1999. — Т.2. М-Я. — 672с.
- Рубинштейн^.Л. Бытие и сознание. Питер, 2003. — 512 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы, общей психологии. 2-е изд.* (1946г.) -СПб.: Питер, 2002 — 720 с.
- Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: Педагогика, 1981. — 126 с.
- Рудаковский Э.И. Свобода и ответственность личности. — Минск: БГУ им. В. И. Ленина, 1970. 152 с.
- Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу. Волгоград: ВГПИ им. A.C. Серафимовича, 1989. — 67с.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Ядов В. А., Магун B.C., Борзикова П. В. и др. / под. ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979: — 264 с.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнениям коррекционные программы. -М.: Новая школа, 1995. 144с.
- Самусева Г. В. Педагогическое сопровождение становления позиции субъекта учебной деятельности младшегояпкольника: дис.. канд. пед. наук. -Воронеж, 2009. 182с.
- Сапожникова Л.С. Некоторые особенности нравственной саморегуляции поведения младших школьников>// Вопросы психологии. 1990. № 4. С. 55−60.
- Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / пер. с фр., предисл., примеч. В'.И. Колядко. М.: Республика, 2000. — 638 с.
- Сафронова Е.М. Формирование нравственно-смыслового отношения *к образованию как цель и результат школьного воспитания: Монография. -Волгоград: Перемена, 2004. С. 164−165.
- Сахарчук Е.И. Средства и методы воспитания ответственности и организованности у будущих специалистов по физической культуре и спорту: автореф. дис.. кан. пед. наук. — Л., 1988. — 22 с.
- Селестен Ф. Избранные педагогические сочинения: пер. с фр. / С. Френе / ред. Н. Е. Файн. Москва: Прогресс, 1990. — 301с.
- Селецкая Е.Э. Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности школьника, автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1984. 19 с.
- Семенов HtH., Степанов С. Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. Запорожье: ЗГУ, 1992. — 140 с.
- Сергеев! Н. К. Целостный подход в педагогическом исследовании // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: материалы методол. семинара памяти B.C. Ильина. Волгоград: Перемена, 2001.- Вып.5.- 198 с.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. — Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика' проектирования педагогических систем: М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
- Сериков В.В. Общая педагогика: Избр. лекции. Волгоград: Перемена, 2004. — 278 с.
- Сериков В.В. Ориентация, на личность как парадигма современного образования // Гегярлт. 1998. -№ 1. С. 1−5.
- Сидорова Т.Н. Психологические условия1 воспитания социальной ответственности: автореф. дис.. кан. псих. наук. — М!, 1988. — 20 с.
- Симонов В.М. Дидактические основы естественнонаучного образования: гуманитарная парадигма. — Волгоград, 2000. — 295 с.
- Скорбилина Н.Б. Формирование ответственности у старших школьников в процессе обучения гуманитарным предметам: автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1990. — 15с.
- Славина Л.С. Трудные дети. Избранные психологические труды / под ред. В. Э. Чудновского. М.: МПСИ, 2006. — 496 с.
- Славина Л.С. Формирование у школьников первого класса ответственного выполнения учебных обязанностей // Вопросы психологии. -1956. № 4. С.96−105.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. завед. 3-е изд. М.: Школа-пресс, 2000 — 512 с.
- Слободский А.Л. Психологические проявления ответственности в различных видах отношений: автореф. дис.. канд. псих. наук. — Л., 1976. — 15с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа — Пресс, 1995. — 384 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная Пресса- 2000. -416 с.
- Слободчиков В.И., Цукерман Г.А-. Генезис рефлексивного сознанияв*. младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1990. № 3. С.25−36.
- Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. — М.: Современное слово, 2001. — 928 с.
- Соколова Н.П. Соотношение оценочного* и нормативного в моральной ответственности: автореф. дис. кан. филос. наук. — Свердловск, 1969.-27 с.
- Сокольников-Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. -М.: Педагогика, 1993. 200 с.
- Сосновикова Ю.Е. К вопросу об определении понятия и принципах классификации психических состояний человека //Вопросы психологи. — 1968. № 6. С.112−116.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.303 с.
- Срезневский И.И. Материалы для Словаря древнерусского языка.-М., 1958.-Т.2.- 1802 стб.
- Станчиц М.А. Долг и ответственность. Минск: Нар. асвета, 1988.61 с.
- Степанова O.A. и др. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- М.: «Академия», 2003. 272 с.
- Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива // Избр. пед: соч.: в 3-х т. (Сост. О. С. Богданова и др:), М.: Педагогика, 1982. — Т.З.- 640 с.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Избр. пед. соч. в. З-х т. / Сост. О. С. Богданова. Mi: Педагогика, 1979. — Т.1. — 557 с.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1998. — 288 с.
- Талызина Н: Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
- Тен Н. М. Формирование ответственного отношения подростков к общественно полезной’деятельности: Учеб., пособие к спецкурсу. Хабаровск: Хабаров. ГПИ, 1982. — 149 с.
- Тонков Е.В. Теория и практика воспитания. Курс лекций по педагогике. Москва-Белгород, 1992. — 108 с.
- Трубайчук JI.B. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Начальная школа. 2005. — № 9. — С. 6−9.
- Трунов Д. Что мы имеем в виду, когда говорим об ответственности? // Психология и школа. 2004. № 3. С.119−124.
- Тугаринов В.П. Личность и общество. -М.: Мысль, 1965: 370 с.
- Удачина Л.В. Категории* «структура», «функция» и ихметодологическая роль в физике: автореф. дис. канд. филос. наук.1. Свердловск, 1973. 25 с.
- Узнадзе Д.Н. Общая психология. М.: Смысл, 2004. — 417с.
- Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976. — 243 с.
- Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности развития ответственной социальной позиции // Среднее специальное образование. -1989. № 1.-С. 11−19.
- Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2001. — 719 с.
- Философский энциклопедический словарь/ под ред. Л. Ф. Ильичева и др. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / пер. с нем.- В 4-х томах. Mi: Генезис, 1998.-Т. 2.-160 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.- В 4-х томах. М.: Генезис, 1998.-Т. 3. — 160 с.
- Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
- Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992'. — С. 92.
- Фромм Э. Человек для себя. Искусство любви. — М.: Республика, 1989.-172 с.
- Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В. В. Бибихина. М.: Ad Marginem, 1997.-451 с.
- Хачатуров Р.Л., Ягутин Р. Г. Юридическая ответственность. -Тольятти, 1995. 175 с.
- Хейзинга Й. Homo Ludens- Статьи по истории культуры / ред., сост. и вступ. ст. Д.В. Сильвестрова- коммент. Д. Э. Харитоновича. М.: Прогресс -Традиция, 1997. — 416 с.
- Хелкама К. Развитие атрибуции ответственности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1982, с. 148−154.
- Цукерман Г. А. От умения сотрудничать к умению учить себя // Психол. наука и образование. 1996. № 2. С. 27−42.
- Черменина А.П. Проблема ответственности в современной буржуазной этике // Вопросы философии. -1965. № 2. — С. 86.
- Чернер C.JI. Опыт формирования деловых качеств личности // Педагогика. 1998. № 5. G. 28−34.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М: «Логос», 1996. — 320 с.
- Шаров- Ю. В. Вопросы психологии духовных потребностей // Проблемы формирования духовных потребностей личности. Новосибирск, 1970.- 104 с.
- Швейцер А. Жизнь и мысли / Сост., иер. с нем., послесл., примеч: и ук-ли А. Л1 Чернявского.-Mi: Республика, 1996. 528 с.
- Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.280- Шмаков С. А. Игры- учащихся5 феномен" культуры. — М: Новая- школа, 1994. — 240 с.
- Шмаков С.А., Н-И: Безбородова. От игры к самовоспитанию: сб, игрг. коррекций. М.: Новая школа, 1995. — 76 с.
- Шушерина O.A. Формирование ответственности: как профессионально-значимого качества у студентов вуза: дисканд. пед. наук.- Красноярск-, 1999. 195 с. Электронный ресурс.: URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/119 880.html- (дата обращения: 20.09:2007).
- Щедровицкий, Г. П. Методологические замечания к педагогическим исследованиям игры. // Психология и педагогика игры дошкольника. М.,.1966.- С. 92−93.
- Щукина Г. И: Активизация познавательной: деятельности учащихся в учебном процессе. Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1979. — 160 с. 285.1Цуркова H.E. Классное руководство: игровые методики. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с.
- Эксакусто Т.В., Истратова О. Н. Справочник психолога начальной школы. Ростов н/Д: Феникс, 2003: — 448 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.
- Этика: Энциклопедический словарь / под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. -М.: Гардарики, 2001. 671 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / под ред. М. А. Ушакова. 2-е изд. — М.: Сентябрь, 2000. -111 с.
- Яновская М.Г. Этические игры // Классный руководитель. 1999. № 6. С. 73−85.
- Ярикова С.Г. Формирование ответственности у младших школьников. Методические рекомендации для студентов и учителей начальных классов. Волгоград. 1983. — 19с.
- Ясперс К. Введение в философию / пер. с нем. Щитцова Т. В. / под ред. Михайлова А. А. Минск: Пропилеи. 2000. — 191 с.
- Avedon Е., Sutton S.E. The Study of Games. New York: John Wiley & Sons, 1971.
- Frank L. Play in personality development. Springfield. 1982. Jacobson E. The self and the object world // Journal of Projective Techniques. 1955, vol. 16, p. 66−79.
- Kagan S. Cooperative Learning. Laguna Niguel, CA.: Resources for Teachers, 1988.
- Parsohs T. Essays in Sociological Theory. N-Y-L., 1965 y. P. 283.
- Play therapy. Dynamics of process of counseling with children. En. by Garry Landreth. NY. 1982. t