Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система работы по развитию семантической стороны речи младших дошкольников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Работа над содержательной стороной слова является важной задачей речевого развития дошкольников. В теории дошкольной педагогики вопросы методики словарной работы представлены достаточно полно, однако, как показывают исследования, многие дошкольники испытывают затруднения в подборе адекватных лексических средств при построении связного высказывания, так как в процессе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования лексикосемантической системы у детей дошкольного возраста
    • 1. 1. Место семантики в системе языка
    • 1. 2. Роль коммуникативной структуры высказывания в формировании содержательной стороны речи детей
    • 1. 3. Психологические и психолингвистические вопросы становления семантики в онтогенезе
    • 1. 4. Педагогический аспект изучения словаря дошкольников
    • 1. 5. Взаимосвязь формирования словаря и других разделов работы по развитию речи дошкольников
  • Глава II. Особенности понимания и употребления семантических единиц дошкольниками
    • 2. 1. Анализ результатов поискового эксперимента
    • 2. 2. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
    • 2. 3. Понимание значений слов младшими дошкольниками
    • 2. 4. Особенности овладения детьми семантическими отношениями
    • 2. 5. Функционирование семантических единиц и отношений в речевой деятельности детей
  • Глава III. Пути формирования лексико-семантической системы у младших дошкольников
    • 3. 1. Общая характеристика экспериментального обучения
    • 3. 2. Ход формирующего эксперимента
    • 3. 3. Индивидуальная работа с детьми в процессе обучения
    • 3. 4. Анализ результатов обучения
  • Выводы

Система работы по развитию семантической стороны речи младших дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Работа над содержательной стороной слова является важной задачей речевого развития дошкольников. В теории дошкольной педагогики вопросы методики словарной работы представлены достаточно полно, однако, как показывают исследования, многие дошкольники испытывают затруднения в подборе адекватных лексических средств при построении связного высказывания, так как в процессе речевого воспитания не всегда учитываются особенности семантического развития каждого ребенка. В методике развития речи широко освещаются вопросы активизации словаря детей дошкольного возраста. При этом проблема осознания дошкольниками семантической стороны слова и адекватности ее функционирования в речевой деятельности (что отражает качественную сторону развития словаря) требует дальнейшего изучения.

Становление системы лексических значений слов родного языка происходит постепенно, не все дети овладевают семантическими единицами и отношениями одинаково успешно. Содержание и методика работы на этапе обучения во второй младшей группе детского сада разработаны недостаточно, что создает определенные трудности для воспитателей дошкольных учреждений в работе по формированию системы смысловых связей в языковом сознании дошкольников.

Актуальность исследования определяется также спецификой возраста: к старшему дошкольному возрасту «основной каркас семантических отношений» (А.В.Захарова) складывается почти полностью, представляя собой итог предшествующего семантического развития. Впоследствии этот каркас существенно не меняется, хотя количественное обогащение словаря протекает достаточно интенсивно. В младшем дошкольном возрасте он только начинает складываться, формируется ядро словаря, расширяется семантическое пространство языка. л.

Многие авторы отмечают большие трудности в выявлении уровня развития семантической стороны речи у детей четвертого года жизни, вызываемые рядом причин: быстрой утомляемостью детей, неспособностью к вычленению существенных признаков ситуации, несоответствием овладения фонетическим и содержательным планом слов (Д.Палермо, И. Н. Горелов, Т. Н. Наумова, Е.Ю.Протасова). Это еще раз подчеркивает необходимость создания методики, позволяющей адекватным образом диагностировать состояние развития семантики слова в речи трех-четырехлетних детей, а также формировать в их языковом сознании систему семантических единиц и отношений, опираясь на стихийное осознание ими уже сложившихся и функционирующих независимо друг от друга семантических шкал, отражающих постоянную тенденцию этого возраста сравнивать и противопоставлять предметы, явления и их характеристики.

Проблема развития семантической стороны слова в процессе развития речи младших дошкольников тесно соприкасается с тремя взаимосвязанными аспектами: лингвистическим (а также психолингвистическим), психологическим и педагогическим.

Лингвистический аспект позволяет взглянуть на семантику слова как на одно из проявлений системного характера языка и его лексического уровня (Ф. де Соссюр, А. А. Потебня, М. М. Покровский, Л. В. Щерба, А. Н. Гвоздев, В. В. Виноградов, Е. Курилович, Л. Ельмслев, Ю. Д. Апресян, А. А .Уфимцева, Д. Н. Шмелев, Н. М. Шанский, Б. Ю. Городецкий и др.).

В отличие от лингвистического понимания статичности лексической системы языка, ее элементов и отношений, психолингвистический подход рассматривает элементы семантической системы языка, значения слов как «динамическую иерархию процессов», показывает функционирование этих элементов в речевой деятельности носителей языка, а также их становление и развитие в индивидуальном сознании (А.А.Леонтьев, А. М. Шахнарович, Н. И. Лепская, Л. В. Сахарный, А. А. Залевская, А. П. Клименко, И.Н.Горелов).

Психологический аспект проблемы основывается на представлении о закономерностях развития речи дошкольников, которые были сформулированы в трудах Л. С. Выготского, C. J1. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Ф. А. Сохина. Развитие речи в онтогенезе они оценивают как результат генерализации языковых явлений и как соединение различных линий психического развития (мышление, память, эмоции, воображение). При этом развитие речи дошкольников рассматривается во взаимосвязи основных направлений исследований: структурного (связанного с формированием различных уровней системы языка), функционального (касающегося использования речевых навыков и умений в условиях коммуникации, в построении связного высказывания) и когнитивного (способствующего формированию осознания явлений языка и речи).

Понимание смысловой стороны речи рассматривалось во многих педагогических исследованиях, изучавших особенности развития словаря в дошкольном возрасте (Е.И.Тихеева, А. М. Леушина, М. М. Конина, В. И. Логинова и др.). Наша работа примыкает к исследованиям, проведенным под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой, которые рассматривали различные аспекты формирования словаря в процессе речевого развития детей среднего и старшего дошкольного возраста (Е.М.Струнина, А. А. Смага, Л.А.Колунова).

Продолжая эти исследования, мы вычленяем проблему развития семантической стороны слова в процессе речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

Объектом исследования определен процесс речевого развития детей четвертого года жизни.

Предметом исследования явилось развитие семантической стороны слова в речи детей младшего дошкольного возраста.

Цель исследования — определение оптимальных путей формирования лексико-семантической системы младших дошкольников.

Гипотеза исследования. Понимание и использование в речевой деятельности лексических единиц и семантических отношений можно сформировать у детей четвертого года жизни на основе специальной педагогической работы, направленной на осознание детьми места слов в лексической системе родного языка. Такое формирование возможно при соблюдении условий, позволяющих:

— показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названияраскрыть разнообразие способов объединения слов в зависимости от семантического признакаразвить стратегии ассоциирования;

— вводить новые единицы в лексико-семантическую систему в определенных коммуникативных ситуациях;

— учитывать индивидуальные особенности организации словаря каждого ребенка.

Специальная работа над семантикой слов в дальнейшем окажет существенное влияние как на развитие всех сторон речи ребенка (фонетической, морфологической, синтаксической), так и на процесс становления связной речи дошкольников.

Задачи исследования:

1. Определить исходные теоретические позиции исследования.

2. Выявить особенности организации лексико-семантической системы младших дошкольников.

3. Разработать методику формирования семантической стороны речи детей, развивающую умения использовать лексические единицы в зависимости от их места в семантической системе и от коммуникативных условий.

4. Показать взаимосвязь разрабатываемой методики с остальными направлениями речевого развития (фонетическим, грамматическим), а также ее влияние на адекватность отбора лексических единиц в речевой деятельности ребенка.

Научная новизна исследования состоит в выявлении педагогических условий развития лексико-семантической системы родного языка у младшего дошкольника с учетом индивидуальных особенностей становления его словаря. Формирование этой системы осуществляется на основе знания закономерностей коммуникативной организации высказывания. Показано, что целенаправленная организация ориентировки ребенка на коммуникативную структуру высказывания влияет на его лексическое наполнение.

Теоретическое значение исследования заключается в том, что педагогические аспекты проблемы формирования семантики речи детей рассмотрены с учетом лингвистических, психолингвистических и психологических позиций, на основе которых раскрывается специфика процесса становления лексико-семантической системы в онтогенезе. Результаты работы доказывают, что в условиях специально организованных фронтальных и индивидуальных развивающих занятий значительно расширяются возможности младших дошкольников в овладении качественной стороной словаря и в сознательном использовании речевых умений в построении самостоятельных высказываний.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная методика может быть использована в практике речевого воспитания дошкольников. Разработаны методические рекомендации для индивидуального формирования лексической системы. Конспекты занятий включают игры и упражнения, направленные на развитие семантической стороны речи младших дошкольников. Теоретические выводы и результаты экспериментального обучения могут быть использованы в спецкурсах по методике развития речи на дошкольных факультетах педагогических университетов и колледжей, а также на спецсеминарах по лингвистике и психолингвистике филологических факультетов университетов.

Положения, выносимые на защиту:

1. К началу младшего дошкольного возраста в языковом сознании ребенка складывается некоторая система семантических координат. Поэтому методика формирования лексической стороны речи ребенка должна ориентироваться на организацию педагогических условий, обеспечивающих встраивание в его словарь новых единиц.

2. Средством развития лексико-семантической системы ребенка служит коммуникативная организация высказывания, способствующая становлению структуры семантических отношений.

3. Степень сформированности разных сторон речи (фонетической, грамматической и др.) является важнейшей предпосылкой адекватного отбора ребенком лексики при построении самостоятельного высказывания, а также условием дальнейшего качественного и количественного развития его словаря.

Апробация материалов исследования. Ход и результаты исследования обсуждались в лаборатории развития речи Исследовательского центра семьи и детства (ныне Институт дошкольного образования и семейного воспитания) РАО, докладывались на научных и научно-практических конференциях по проблемам дошкольного образования, психолингвистики и теории коммуникации (Москва, 1993;1997).

Разработанные методические рекомендации были представлены на семинарах дошкольных работников и родительских собраниях детского сада № 160 г. Кирова. Результаты исследования внедряются в практику работы дошкольных учреждений Москвы, Кирова и других регионов России.

По теме диссертации опубликовано 11 научных работ.

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы.

Исследование позволяет сделать следующие ВЫВОДЫ.

1. Система образовательной работы, направленная на развитие семантической стороны речи ребенка, показала целесообразность проведения развивающих занятий, способствующих формированию осознания детьми места слова в лексической системе родного языка, начиная с младшего дошкольного возраста.

2. Развитие лексико-семантической системы у младших дошкольников происходит стремительно: знакомство с окружающей действительностью несет новую информацию о предметах, явлениях, их признаках. Происходит становление в языковом сознании каркаса семантических шкал, на котором базируется все дальнейшее развитие словаря носителя языка. Первоначально ребенок овладевает стратегиями противопоставления, определяющими ход его семантического развития.

3. Без специального обучения в результате влияния экстралингвистических (внеязыковых) факторов в речи детей младшего дошкольного возраста, как правило, наблюдается неадекватное употребление семантических единиц в той или иной речевой ситуации.

4. Теоретически обоснованная система диагностических заданий, выявляющих уровень семантического развития детей, позволяет не только наиболее полно представлять особенности лексико-семантической системы каждого ребенка, но и оказывает существенное влияние на формирование осознания значений языковых элементов и их отношений.

5. В системе обучения важно использовать различные методики применительно к одному и тому же языковому материалу (ассоциативный эксперимент, построение семантических оппозиций, встраивание новых слов в тематический ряд и др.), которые способствуют постоянному процессу развития семантической стороны речи ребенка-дошкольника.

6. Работа над содержательной стороной речи предполагает организацию освоения коммуникативной структуры высказывания во взаимодействии с развитием лексико-семантической системы у ребенка, что обеспечивает при порождении высказывания точность словоупотребления и разнообразие лексического наполнения текста.

7. Формирование словаря младших дошкольников происходит на основе его функционирования в условиях коммуникации, оказывает влияние на развитие всех сторон речи (фонетической, морфологической, синтаксической) и на адекватность отбора детьми лексики при построении самостоятельного связного высказывания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. — М.: Педагогика, 1978. — 143 с.
  2. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / Под ред. Н. С. Рождественского, Г. А. Фомичевой. М.: Педагогика, 1977. — 248 с.
  3. Н.М. Важнейшие факторы развития речи детей раннего возраста // Вопросы педагогики раннего детства (речевое и умственное воспитание детей в группах второго года жизни) / Под ред. Н. М. Аксариной и Е. И. Радиной. М., 1964. — С. 10−33.
  4. Н.М. Воспитание детей раннего возраста М.: Медицина, 1977. — 303 с.
  5. М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте // Развитие речи и речевого общения дошкольников: Сб. научн. трудов / Под ред. О. С. Ушаковой. М.: Изд-во РАО, 1995. -С. 70−94.
  6. М.М., Ушакова О. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста: Межвуз. сб. научн. трудов. М., 1983. — С.27−43.
  7. Ю.Д. Лексическая семантика и синонимические средства языка. М.: Наука, 1974. — 367 с.
  8. Д.И. Основные способы толкования значения слов // Русский язык в школе. 1970. — № 3. — С. 26−31.
  9. Т.Г., Проничев В. П. Наблюдения над содержанием и структурой текста, создаваемого детьми дошкольного возраста // Детская речь: лингвистический аспект. Спб.: Образование, 1992. -С. 112−121.
  10. О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. М.: Учпедгиз, 1957.-295 с.
  11. О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966. -606 с.
  12. Т.В. Вариативность нормы нейропсихологический и нейролингвистический анализ индивидуальных различий у взрослых и детей // Язык. Сознание. Этнос. Культура. — М., 1994. -С. 63−65.
  13. Г. Н. Формирование словаря у детей младшего и среднего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд.пед.наук. -Л., 1977.-20 с.
  14. Л.Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л.: Наука, 1976. — 218 с.
  15. В.В. Диалектические структуры в высказываниях дошкольников: Автореф. канд.психол.наук. М., 1997. — 17 с.
  16. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.-445 с.
  17. В.А. Современный русский язык. Синтаксис. М.: Высшая школа, 1977. — 248 с.
  18. Г. П. Осознание смысловой структуры предложения детьми дошкольного возраста // Развитие речи дошкольника: Сб. научн. трудов / Под ред. О. С. Ушаковой. М.: Изд-во АПН СССР, 1990.-С. 53−67.
  19. Г. П. Формирование у старших дошкольников в детском саду элементарного осознания языковых явлений: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1982. — 24 с.
  20. Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. — 447 с.
  21. Н.И. Модель внутреннего лексикона в позднем онтогенезе (ассоциативный эксперимент): Автореф. дис.. канд.филол.наук. Пермь, 1997. — 20 с.
  22. Н.И., Дубровская Л. А., Овчинникова И. Г. Ассоциации детей от шести до десяти лет (ассоциативное значение слова в онтогенезе). Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1995. — 255 с.
  23. А.Н. Возрастные особенности понимания и употребления слов детьми 3−5 лет (на материале слов-существительных): Автореф. дис.. канд.психол.наук. М., 1970. -21 с.
  24. A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1984. — 255 с.
  25. A.M. Методика словарной работы в детском саду. М.: Просвещение, 1968. — 67 с.
  26. А.А. Значение слова и психология противопоставлений // Семантическая структура слова. Психолингвистические исследования. М.: Наука, 1971. — С. 19−27.
  27. А.А. Семантика языка и психология человека. Фрунзе: Изд-во «Илим», 1972. — 234 с.
  28. Л.А. Восприятие и обучение (Дошкольный возраст). М.: Просвещение, 1969. — 365 с.
  29. В.В. Из истории лексикологии // Доклады и сообщения института языкознания АН СССР. М.: АН СССР, 1956.- № 10. — С. 3−9.
  30. В.В. Лексикология и лексикография // Избр. труды. -М.: Наука, 1977.-312 с.
  31. В.В. Основные типы лексических значений слова // Вопросы языкознания. 1953. — № 5. — С. 3−29.
  32. Р.И. Ранние этапы онтогенеза речи: Автореф. дис.. канд.пед.наук (по психологии). Минск, 1968. — 25 с.
  33. Вопросы речевого развития дошкольников: Материалы конференции, посвященной 70-летию Ф. А. Сохина / Под ред О. С. Ушаковой. М.: Изд-во РАО, 1998. — 66 с.
  34. Л.С. Мышление и речь // Полн. собр.соч. в 6 т. Т. II. -М.: Педагогика, 1982. — С. 6−361.
  35. Гак В. Г. Семантическая структура слова как компонент семантической структуры высказывания // Семантическая структура слова. Психологические исследования / Под ред. А. А. Леонтьева. М.:Наука, 1971. — С.78−96.
  36. Н.А. Ассоциативная структура значения слова в онтогенезе. Автореф. дис. канд.филол.наук. М., 1990. — 15 с.
  37. А.Н. Вопросы изучения детской речи . М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-417 с.
  38. А.Н. От первых слов до первого класса. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1981. — 323 с.
  39. А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. Куйбышев: Изд-во Саратовского ун-та, 1990. — 103 с.
  40. В.В. Особенности формирования словаря детей третьего года жизни. Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1971. -18 с.
  41. И.Н. О некоторых особенностях речи и мышления младших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1970. — № 5. -С. 34−37.
  42. И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. Челябинск, 1974. — 116 с.
  43. И.Н., Петрова А. А. Речевая продукция детей как средство предоления состояния депривации в раннем и среднем онтогенезе // Проблемы детской речи: Материалы межвузов, конференции. -Спб.: Образование, 1994. 80 с. — С. 17−18.
  44. .Ю. К проблеме семантической типологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 564 с.
  45. В.В. Проблемы развивающего обучения М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
  46. Детская речь. Словарь лингвистических терминов / Составители: С. Н. Цейтлин, М. В. Русакова Спб.: Образование, 1993. — 16 с.
  47. Детская речь. Хрестоматия. Часть I. / Сост. Н. И. Лепская и С. Н. Цейтлин. Спб.: Образование, 1994. — 77 с.
  48. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-методич. пособие / Под ред. О. С. Ушаковой. М.: Изд-во РАО, 1997. -136 с.
  49. Единицы разных уровней грамматического строя языка и их взаимодействие: Доклады симпозиума. 18−22 апр. 1967 г. / Ред. В. Н. Ярцева и Н. Ю. Шведова. М.: Наука, 1969. — 331 с.
  50. Ельмслев J1. Можно ли считать, что значения слов образуют структуру? // Новое в лингвистике. М., 1962. — № 2. — С. 117−136.
  51. Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. М., 1972. — С. 9−32.
  52. Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова / Сост. В. Я. Коровина. М.: Просвещение, 1966. — С. 5−25.
  53. С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. М.: Педагогика, 1979.- 184 с.
  54. А.А. Проблемы организации внутреннего лексикона человека: Уч. пособие. Калинин: Калининский ун-т, 1977. — 83 с.
  55. А.А. Слово в лексиконе человека. Психолингвистическое исследование. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1990. — 204 с.
  56. А.В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста. М.: М-во здравоохранения СССР, 1969. — 26 с.
  57. А.В.Запорожец и современная наука о детях: Тезисы конференции, посвященной 90-летию А. В. Запоржца (13−15 декабря 1995 г.). М., 1995. — С. 46−69.
  58. А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: Автореф. дис. канд.филол.наук. Новосибирск, 1975. — 23 с.
  59. В.А. Проблема значения в современном зарубежном языкознании // Новое в лингвистике. М., 1962. — № 2. — С. 9−16.
  60. В.А. Семасиология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1957. — 321 с.
  61. Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. -М.: Наука, 1982.-368 с.
  62. Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. -М.: Наука, 1973. 351 с.
  63. Н.О. Разграничение ядра и перифериии в исследованиях организации лексики // Психолингвистические исследования: звук, слово, текст: Сб. научн. трудов / Отв. ред. А. А. Залевская. -Калинин, 1987.-С. 101−108.
  64. А.П. Словарная работа с детьми четвертого года жизни: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1971. -19 с.
  65. В.В. Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем. М.: Сов. радио, 1978. 185 с.
  66. Н.П. Система словарной работы с детьми четвертого года жизни: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1983. — 18 с.
  67. Е.И., Смирнова О. В. Дифференциация семиозиса на начальном этапе развития речи у детей // Психолингвистические исследования значения слова и понимания текста: Сб. научн. трудов / Отв. ред. А. А. Залевская. Калинин, 1988. — С. 109−114.
  68. Д.М. Использование прилагательных большой-маленький на начальном этапе развития речи // Детская речь: проблемы и наблюдения: Межвуз. сб. научн. трудов / Отв.ред. С. Н. Цейтлин. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. — 160 с. — С. 118 126.
  69. Ю.Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус русского языка. М.: Наука, 1981. — 366 с.
  70. С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1967. — 329 с.
  71. Е. Универсальные категории: о семантике слов-классификаторов, усваиваемых детьми // Психолингвистика / Сост. А. М. Шахнарович. -М&bdquo- 1994. С. 221−240.
  72. А.П. Вопросы психолингвистического изучения семантики. Минск: Вышэйшая школа, 1970. — 206 с.
  73. А.П. Лексическая системность и ее психолингвистическое изучение. Минск: Минский пед. ин-т иностр. яз., 1974. — 108 с.
  74. А.П. Проблема лексической системности в психолингвистическом освещении: Автореф. дисс.. доктора филол. наук. Минск, 1980.-41 с.75
Заполнить форму текущей работой