Система работы по развитию семантической стороны речи младших дошкольников
Диссертация
Актуальность исследования. Работа над содержательной стороной слова является важной задачей речевого развития дошкольников. В теории дошкольной педагогики вопросы методики словарной работы представлены достаточно полно, однако, как показывают исследования, многие дошкольники испытывают затруднения в подборе адекватных лексических средств при построении связного высказывания, так как в процессе… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы формирования лексикосемантической системы у детей дошкольного возраста
- 1. 1. Место семантики в системе языка
- 1. 2. Роль коммуникативной структуры высказывания в формировании содержательной стороны речи детей
- 1. 3. Психологические и психолингвистические вопросы становления семантики в онтогенезе
- 1. 4. Педагогический аспект изучения словаря дошкольников
- 1. 5. Взаимосвязь формирования словаря и других разделов работы по развитию речи дошкольников
- Глава II. Особенности понимания и употребления семантических единиц дошкольниками
- 2. 1. Анализ результатов поискового эксперимента
- 2. 2. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
- 2. 3. Понимание значений слов младшими дошкольниками
- 2. 4. Особенности овладения детьми семантическими отношениями
- 2. 5. Функционирование семантических единиц и отношений в речевой деятельности детей
- Глава III. Пути формирования лексико-семантической системы у младших дошкольников
- 3. 1. Общая характеристика экспериментального обучения
- 3. 2. Ход формирующего эксперимента
- 3. 3. Индивидуальная работа с детьми в процессе обучения
- 3. 4. Анализ результатов обучения
- Выводы
Список литературы
- Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. — М.: Педагогика, 1978. — 143 с.
- Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / Под ред. Н. С. Рождественского, Г. А. Фомичевой. М.: Педагогика, 1977. — 248 с.
- Аксарина Н.М. Важнейшие факторы развития речи детей раннего возраста // Вопросы педагогики раннего детства (речевое и умственное воспитание детей в группах второго года жизни) / Под ред. Н. М. Аксариной и Е. И. Радиной. М., 1964. — С. 10−33.
- Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста М.: Медицина, 1977. — 303 с.
- Алексеева М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте // Развитие речи и речевого общения дошкольников: Сб. научн. трудов / Под ред. О. С. Ушаковой. М.: Изд-во РАО, 1995. -С. 70−94.
- Алексеева М.М., Ушакова О. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста: Межвуз. сб. научн. трудов. М., 1983. — С.27−43.
- Апресян Ю.Д. Лексическая семантика и синонимические средства языка. М.: Наука, 1974. — 367 с.
- Арбатский Д.И. Основные способы толкования значения слов // Русский язык в школе. 1970. — № 3. — С. 26−31.
- Аркадьева Т.Г., Проничев В. П. Наблюдения над содержанием и структурой текста, создаваемого детьми дошкольного возраста // Детская речь: лингвистический аспект. Спб.: Образование, 1992. -С. 112−121.
- Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. М.: Учпедгиз, 1957.-295 с.
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966. -606 с.
- Ахутина Т.В. Вариативность нормы нейропсихологический и нейролингвистический анализ индивидуальных различий у взрослых и детей // Язык. Сознание. Этнос. Культура. — М., 1994. -С. 63−65.
- Бавыкина Г. Н. Формирование словаря у детей младшего и среднего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд.пед.наук. -Л., 1977.-20 с.
- Балонов Л.Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л.: Наука, 1976. — 218 с.
- Баринова В.В. Диалектические структуры в высказываниях дошкольников: Автореф. канд.психол.наук. М., 1997. — 17 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.-445 с.
- Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис. М.: Высшая школа, 1977. — 248 с.
- Белякова Г. П. Осознание смысловой структуры предложения детьми дошкольного возраста // Развитие речи дошкольника: Сб. научн. трудов / Под ред. О. С. Ушаковой. М.: Изд-во АПН СССР, 1990.-С. 53−67.
- Белякова Г. П. Формирование у старших дошкольников в детском саду элементарного осознания языковых явлений: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1982. — 24 с.
- Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. — 447 с.
- Береснева Н.И. Модель внутреннего лексикона в позднем онтогенезе (ассоциативный эксперимент): Автореф. дис.. канд.филол.наук. Пермь, 1997. — 20 с.
- Береснева Н.И., Дубровская Л. А., Овчинникова И. Г. Ассоциации детей от шести до десяти лет (ассоциативное значение слова в онтогенезе). Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1995. — 255 с.
- Богатырева А.Н. Возрастные особенности понимания и употребления слов детьми 3−5 лет (на материале слов-существительных): Автореф. дис.. канд.психол.наук. М., 1970. -21 с.
- Бородач A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1984. — 255 с.
- Бородач A.M. Методика словарной работы в детском саду. М.: Просвещение, 1968. — 67 с.
- Брудный А.А. Значение слова и психология противопоставлений // Семантическая структура слова. Психолингвистические исследования. М.: Наука, 1971. — С. 19−27.
- Брудный А.А. Семантика языка и психология человека. Фрунзе: Изд-во «Илим», 1972. — 234 с.
- Венгер Л.А. Восприятие и обучение (Дошкольный возраст). М.: Просвещение, 1969. — 365 с.
- Виноградов В.В. Из истории лексикологии // Доклады и сообщения института языкознания АН СССР. М.: АН СССР, 1956.- № 10. — С. 3−9.
- Виноградов В.В. Лексикология и лексикография // Избр. труды. -М.: Наука, 1977.-312 с.
- Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова // Вопросы языкознания. 1953. — № 5. — С. 3−29.
- Водейко Р.И. Ранние этапы онтогенеза речи: Автореф. дис.. канд.пед.наук (по психологии). Минск, 1968. — 25 с.
- Вопросы речевого развития дошкольников: Материалы конференции, посвященной 70-летию Ф. А. Сохина / Под ред О. С. Ушаковой. М.: Изд-во РАО, 1998. — 66 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Полн. собр.соч. в 6 т. Т. II. -М.: Педагогика, 1982. — С. 6−361.
- Гак В. Г. Семантическая структура слова как компонент семантической структуры высказывания // Семантическая структура слова. Психологические исследования / Под ред. А. А. Леонтьева. М.:Наука, 1971. — С.78−96.
- Гасица Н.А. Ассоциативная структура значения слова в онтогенезе. Автореф. дис. канд.филол.наук. М., 1990. — 15 с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи . М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-417 с.
- Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1981. — 323 с.
- Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. Куйбышев: Изд-во Саратовского ун-та, 1990. — 103 с.
- Гербова В.В. Особенности формирования словаря детей третьего года жизни. Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1971. -18 с.
- Горелов И.Н. О некоторых особенностях речи и мышления младших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1970. — № 5. -С. 34−37.
- Горелов И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. Челябинск, 1974. — 116 с.
- Горелов И.Н., Петрова А. А. Речевая продукция детей как средство предоления состояния депривации в раннем и среднем онтогенезе // Проблемы детской речи: Материалы межвузов, конференции. -Спб.: Образование, 1994. 80 с. — С. 17−18.
- Городецкий Б.Ю. К проблеме семантической типологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 564 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
- Детская речь. Словарь лингвистических терминов / Составители: С. Н. Цейтлин, М. В. Русакова Спб.: Образование, 1993. — 16 с.
- Детская речь. Хрестоматия. Часть I. / Сост. Н. И. Лепская и С. Н. Цейтлин. Спб.: Образование, 1994. — 77 с.
- Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-методич. пособие / Под ред. О. С. Ушаковой. М.: Изд-во РАО, 1997. -136 с.
- Единицы разных уровней грамматического строя языка и их взаимодействие: Доклады симпозиума. 18−22 апр. 1967 г. / Ред. В. Н. Ярцева и Н. Ю. Шведова. М.: Наука, 1969. — 331 с.
- Ельмслев J1. Можно ли считать, что значения слов образуют структуру? // Новое в лингвистике. М., 1962. — № 2. — С. 117−136.
- Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. М., 1972. — С. 9−32.
- Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова / Сост. В. Я. Коровина. М.: Просвещение, 1966. — С. 5−25.
- Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. М.: Педагогика, 1979.- 184 с.
- Залевская А.А. Проблемы организации внутреннего лексикона человека: Уч. пособие. Калинин: Калининский ун-т, 1977. — 83 с.
- Залевская А.А. Слово в лексиконе человека. Психолингвистическое исследование. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1990. — 204 с.
- Запорожец А.В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста. М.: М-во здравоохранения СССР, 1969. — 26 с.
- А.В.Запорожец и современная наука о детях: Тезисы конференции, посвященной 90-летию А. В. Запоржца (13−15 декабря 1995 г.). М., 1995. — С. 46−69.
- Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: Автореф. дис. канд.филол.наук. Новосибирск, 1975. — 23 с.
- Звегинцев В.А. Проблема значения в современном зарубежном языкознании // Новое в лингвистике. М., 1962. — № 2. — С. 9−16.
- Звегинцев В.А. Семасиология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1957. — 321 с.
- Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. -М.: Наука, 1982.-368 с.
- Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. -М.: Наука, 1973. 351 с.
- Золотова Н.О. Разграничение ядра и перифериии в исследованиях организации лексики // Психолингвистические исследования: звук, слово, текст: Сб. научн. трудов / Отв. ред. А. А. Залевская. -Калинин, 1987.-С. 101−108.
- Иваненко А.П. Словарная работа с детьми четвертого года жизни: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1971. -19 с.
- Иванов В.В. Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем. М.: Сов. радио, 1978. 185 с.
- Иванова Н.П. Система словарной работы с детьми четвертого года жизни: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1983. — 18 с.
- Исенина Е.И., Смирнова О. В. Дифференциация семиозиса на начальном этапе развития речи у детей // Психолингвистические исследования значения слова и понимания текста: Сб. научн. трудов / Отв. ред. А. А. Залевская. Калинин, 1988. — С. 109−114.
- Калашник Д.М. Использование прилагательных большой-маленький на начальном этапе развития речи // Детская речь: проблемы и наблюдения: Межвуз. сб. научн. трудов / Отв.ред. С. Н. Цейтлин. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. — 160 с. — С. 118 126.
- Караулов Ю.Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус русского языка. М.: Наука, 1981. — 366 с.
- Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1967. — 329 с.
- Кларк Е. Универсальные категории: о семантике слов-классификаторов, усваиваемых детьми // Психолингвистика / Сост. А. М. Шахнарович. -М&bdquo- 1994. С. 221−240.
- Клименко А.П. Вопросы психолингвистического изучения семантики. Минск: Вышэйшая школа, 1970. — 206 с.
- Клименко А.П. Лексическая системность и ее психолингвистическое изучение. Минск: Минский пед. ин-т иностр. яз., 1974. — 108 с.
- Клименко А.П. Проблема лексической системности в психолингвистическом освещении: Автореф. дисс.. доктора филол. наук. Минск, 1980.-41 с.75