Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Руководство научно-исследовательской работой учащихся

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для повышения эффективности работы вполне разумно использовать практику отчетов (устных или письменных) по выполнению НИР, разработать четкий план работы и выполнять исследование поэтапно, с подведением итогов каждого этапа. При этом ученики должны уметь самостоятельно анализировать свои успехи и неудачи. Совершенно очевидно, что результаты НИР школьников во многом зависят от учителя. Успехи НИР… Читать ещё >

Руководство научно-исследовательской работой учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема руководства научно-исследовательской работы (НИР) в школе связана, прежде всего, с тем, что учитель в школе, как правило, не является субъектом научной деятельности. Учитель не занимается разработкой каких-либо научных направлений в любой из областей знания. Основная область знаний, с которой учитель сталкивается в ходе своей деятельности — это педагогика. Однако учитель не всегда является активным участником научно-теоретических разработок в области педагогики. Учитель, прежде всего, — практик, он пользуется уже готовыми результатами педагогических исследований, которые разрабатываются, как правило, в НИИ и ВУЗах.

Современное общество предъявляет свои требования к школе. И школа должна им соответствовать. Учителю необходимо ясно представлять цели и задачи НИР школьников. Только тогда он сможет правильно организовать свою педагогическую деятельность и добиться необходимых результатов.

Главная цель НИР школьников — поэтапное осуществление познавательного процесса путем непосредственного участия в нем ученика. Все этапы НИР должны осуществляться учеником самостоятельно. Учитель в данном случае осуществляет контролирующую и консультационную функции.

Задачи НИР школьников сводятся к следующему:

  • 1. Развитие самостоятельности учащегося. В основе НИР заложен поиск знаний, осуществляемый непосредственно учеником. В этом случае происходит развитие самостоятельности, необходимой для правильной социальной адаптации.
  • 2. Самореализация личности учащегося. Процесс самореализации обязателен для любой личности. НИР способствует накоплению опыта самореализации, в результате которого учащийся сможет более правильно и объективно выбрать свой «жизненный путь» и оценить свои способности. Самореализация может осуществляться стихийно в различных направлениях жизни. Однако более эффективно — направить этот процесс в нужное русло. Например, ребенок, имеющий способности к математике не представляет себе процесс самореализации в этой области. Для него математика — это цифры и задачи с имеющимися ответами. Отсюда его самореализация может проходить в других сферах: музыке, спорте, даже если ребенок не имеет к этим видам деятельности особенных способностей.
  • 3. Развитие творческих и коммуникативных способностей учащегося. НИР напрямую затрагивает творческие способности человека. Она развивает образное мышление, память, логику, умение четко выражать свои мысли устно или на бумаге.

Кроме того, учитель должен заинтересовать ученика. Желательно, чтобы НИР сопровождалась заинтересованностью со стороны как руководителя (педагога), так исполнителя (ученика). Практика показывает, что не всегда ученик проявляет интерес к НИР, особенно на первом этапе. В этом случае первоначально учитель должен делать упор на исполнительность и ответственность школьника. Однако в ходе научно-исследовательской деятельности все равно необходимо заинтересовать учащегося. В противном случае результаты будут не так высоки, как этого можно было бы ожидать.

Учитель может использовать несколько приемов для пробуждения интереса к НИР и активизации творческой деятельности школьника.

Во-первых, можно сделать акцент на том, что участие в НИР пригодится в дальнейшей жизни учащегося, уже за пределами школы.

Во-вторых, известно, что людям, особенно подросткам, свойственно стремление выделяться, быть не похожим на большинство. Участие в НИР позволит ученику ощутить свое особенное положение.

В-третьих, можно внести соревновательный или конкурсный аспект.

В-четвертых, прежде чем дать задание ученику, нужно выяснить его интересы, склонности, способности. Эти интересы следует учитывать при выборе темы НИР.

Интерес учащегося к НИР надо не только вызвать, но и постоянно поддерживать.

Для этого необходимо учитывать следующие моменты:

  • -все этапы НИР должны быть одинаково интересны;
  • -у учеников должна быть четкая, ясная цель;
  • — необходимо осуществлять постоянный контроль за ходом НИР.

Для повышения эффективности работы вполне разумно использовать практику отчетов (устных или письменных) по выполнению НИР, разработать четкий план работы и выполнять исследование поэтапно, с подведением итогов каждого этапа. При этом ученики должны уметь самостоятельно анализировать свои успехи и неудачи.

Методика научно-исследовательской работы ученика состоит из следующих этапов:

  • 1. Ученик ставит перед собой конкретную задачу
  • 2. Ученик анализирует источники по следующему плану:
  • 2.1. Достоверность (проверяется соотношением фактов, свидетельством очевидцев, происхождением и т. д.).
  • 2.2. Информативность (ученик должен уметь извлекать максимально возможное количество информации из любого источника).
  • 2.3. Выводы (определение наиболее ценных источников, классификация источников, их значение для работы).
  • 3. Осмысление полученной информации и написание работы (ученик пишет работу, основанную на анализе источников, по четкому плану).

План не должен сковывать ученика, мешать проявлению его познавательной активности. Поэтому при выборе типа плана важно учитывать индивидуальные особенности учащегося.

Совершенно очевидно, что результаты НИР школьников во многом зависят от учителя. Успехи НИР школьников — результат работы педагога. Именно педагог должен правильно организовать работу, заинтересовать учащегося, контролировать деятельность учеников. Из выше сказанного можно сделать следующие выводы:

  • 1. НИР учащихся является важным компонентом современной школы.
  • 2. При организации НИР важно учитывать способности ученика. Даже при отсутствии больших способностей ученик может заниматься научно-исследовательской деятельностью.
  • 3. Очень важно заинтересовать учащихся и поддерживать этот интерес на протяжении всей работы.
  • 4. Большое значение имеет организация НИР. Именно от того, насколько правильно организованна работа, зависит ее конечный успех. Работа должна быть четко продумана учителем.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой