Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности обучения иностранному языку на средней ступени. 
Специфика урока иностранного языка. 
Цели обучения иностранному языку на средней ступени. 
Возрастные индивидуальные особенности учащихся средней ступени обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как отмечает Л. И. Божович, всё это объясняется тем, что у подростков, как и у младших школьников, недостаточно развито понимание необходимости учения для будущей профессиональной деятельности. Автор выявляет две тенденции, характеризующие мотивацию учения на средней ступени обучения: «С одной стороны, подростки мечтают о том, чтобы пропустить школу, хотят гулять, играть, заявляют, что школа… Читать ещё >

Особенности обучения иностранному языку на средней ступени. Специфика урока иностранного языка. Цели обучения иностранному языку на средней ступени. Возрастные индивидуальные особенности учащихся средней ступени обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Урок — это диалектический феномен; он является частью учебного процесса и одновременно его целым. Как часть учебного процесса он позволяет решать промежуточные задачи; как законченное целое урок должен представлять собой относительно законченное произведение, построенное в соответствии с определёнными требованиями, вытекающими из целей, содержания и технологии обучения иностранному языку в школе. В следующем разделе предлагаются к рассмотрению основные положения, определяющие специфику урока иностранного языка, а также цели обучения иностранному языку на средней ступени и учёт возрастных индивидуальных особенностей учащихся средней ступени при обучении иностранному языку. Остановимся подробнее на определении понятия «урок иностранного языка» и его специфике.

Н.И. Гез так определяет урок иностранного языка: «Урок иностранного языка можно определить как законченный отрезок учебной работы, на протяжении которого осуществляется достижение определённой практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей путём выполнения заранее спланированных упражнений индивидуального и индивидуально-группового характера на основе используемых учителем средств и приёмов обучения» [Гез, 1982: 321]. Таким образом, специфика урока иностранного языка обусловлена требованиями к уроку, которые, по мнению автора, должны выглядеть следующим образом: [Гез, 1982: 325].

  • — урок иностранного языка должен отвечать общедидактическим требованиям, т. е. строиться с учётом единства обучения и развития, быть научным по характеру содержания учебного материала и по способам его усвоения, основываться на экспериментальных данных возрастной психологии; а также частнометодических требованиях (учёт особенностей языкового материала, правильный выбор источников информации и приёмов обучения для каждого этапа урока, осуществление межпредметных связей);
  • — урок иностранного языка должен способствовать комплексной реализации практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей обучения;
  • — урок иностранного языка должен развивать самостоятельность и творческую активность учащихся, создавать у них мотивацию учения.

Рассматривая специфику иностранного языка, И. Л. Бим акцентирует внимание на межпредметных связях в процессе обучения: «Обучение иностранному языку предусматривает овладение не только самим языком, но и ознакомление с литературой, историей и в целом с культурой страны изучаемого языка. Владение иностранным языком выступает, кроме того, как средство для овладения другими предметными областями в сфере гуманитарных, естественных и других наук; таким образом, для современного языкового образования характерна междисциплинарная интеграция, многоуровневость, вариативность, ориентация на межкультурный аспект владения языком. Ведущей тенденцией современного языкового образования является поликультурность и языковой плюрализм» [Бим, 2009: 4−5].

Е.И. Пассов рассматривает методическое содержание урока иностранного языка как совокупность пяти основных положений, которые определяют его особенности, структуру, логику и приёмы работы: это индивидуализация, речевая направленность, ситуативность, функциональность и новизна урока иностранного языка.

Г. В. Рогова также выделяет три основные черты, характеризующие урок иностранного языка:

  • — целенаправленность урока — каждый урок должен обеспечивать достижение практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей через решение конкретных задач;
  • — содержательность урока — подразумевает значимость самого материала, которым оперируют на уроке (доминанта содержания); адекватность приёмов и упражнений задачам урока; оптимальное соотношение тренировки учащихся в усвоении материала и его использовании в речи;
  • — активность учащихся на уроке — должна проявляться в их речемыслительной деятельности, а это связано с воспитанием их речевой инициативы [Рогова, Рабинович, Сахарова, 1991: 189].

Следовательно, основное назначение обучения иностранному языку, по мнению многих авторов (Е.Н. Соловова, Е. И. Пассов, Г. В. Рогова, И. Л. Бим и др.) состоит в формировании иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка, реальное практическое овладение иностранным языком, что должно способствовать развитию личности школьников, формированию научной картины мира, критического мышления, а также социальной адаптации выпускников школы, их конкурентоспособности на рынке труда.

Безусловно, влияние социального заказа общества проявляется не только в отношении воспитательной функции преподавания иностранных языков, но и отражается и на конкретизации целей обучения иностранному языку в школе. Обратимся к рассмотрению основных целей изучения предмета иностранный язык в школе на современном этапе.

Под целями обучения понимаются планируемые результаты изучения иностранного языка школьником. Традиционно, в методике обучения иностранным языкам выделяют четыре цели обучения иностранному языку в средней школе — практическую, воспитательную, образовательную и развивающую цели. Остановимся подробнее на каждой из этих целей.

Так, Е. Н. Соловова, рассматривая цели обучения иностранным языкам на современном этапе, ориентируется на Пороговый уровень владения языком, определённым Советом Европы. Основной целью обучения иностранному языку в Пороговом уровне названо формирование коммуникативной компетенции; при этом выделяются несколько её составляющих: лингвистическая, социолингвистическая, социокультурная, стратегическая, дискурсивная, социальная. [Соловова, 2002: 6] Далее автор обращается к определению практической цели обучения иностранному языку: «Практический аспект предполагает овладение всеми формами общения и всеми речевыми функциями для того, чтобы владение ИЯ было средством межличностного общения, обогащения духовного мира, отстаивания своих убеждений, пропаганды отечественной культуры, дружбы между народами, экономического и социального прогресса» [Соловова, 2002: 11]. Сходное определение представлено и в работах И. Л. Бим: «Основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка, реальное практическое овладение ИЯ, что должно способствовать развитию личности школьников, формированию научной картины мира, критического мышления, а также социальной адаптации выпускников школы, их конкурентоспособности на рынке труда» [Бим, Биболетова, Щепилова, Копылова, 2009: 5]. Таким образом, формирование коммуникативной компетенции представляет собой основную практическую цель обучения иностранному языку в средней школе.

Воспитательная цель предполагает «формирование у учащихся мировоззрения, идейной убеждённости, патриотизма, нравственности, ответственности за себя и происходящее вокруг, а также эстетическое и духовное развитие личности» [Соловова, 2002: 12].

Образовательная цель предполагает «приобретение знаний о культуре страны изучаемого языка, а также знаний о строе языка, его системе, характере, особенностях, сходстве и различии с родным; удовлетворении личных познавательных интересов в любой из сфер своей деятельности» [Соловова, 2002: 12].

Развивающая цель обеспечивает «осознание средств выражения мыслей, того, как люди произносят, какие слова употребляют для номинации предметов, сравнение и сопоставление явлений родного и иностранного языков, развитие чувства языка, языковой догадки, памяти во всех её видах, логики (анализа, синтеза, сравнения, умозаключения), развитие сенсорного восприятия, мотивационной сферы, умения общаться, трудолюбия, воли, целеустремлённости, активности, умения учиться» [Соловова, 2002: 12].

В заключение, следует отметить, что все вышеперечисленные цели находят своё отражение в Государственном образовательном стандарте. Так, изучение английского языка на средней ступени обучения выглядит следующим образом:

  • 1) развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной;
  • 2) развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры [Программа основного общего образования по английскому языку в соответствии с Государственным образовательным стандартом, 2005: 8−9].

Таковы основные цели обучения иностранному языку на средней ступени.

Согласно современным исследованиям, уроки иностранного языка на средней ступени обучения обладают определённой спецификой, которая вытекает и из возрастных особенностей учащихся, и из задач, стоящих перед этим периодом, и из содержания, и из того психолого-педагогического факта, что этот период начинает обучение. Средняя ступень, являясь промежуточной, с одной стороны, сохраняет черты начальной (особенно в пятом классе), а с другой — представляет собой новый этап в развитии умений и навыков учащихся по иностранному языку. Обратимся к рассмотрению возрастных индивидуальных особенностей учащихся на средней ступени обучения.

Так, В. И. Ковалёв выделяет возникновение у учащихся стойкого интереса к определённому предмету в качестве первой особенности учащихся средней ступени обучения: «Интерес к определённому предмету не проявляется неожиданно, в связи с ситуацией на конкретном уроке, а возникает постепенно, по мере накопления знаний, и опирается на внутреннюю логику этого знания. При этом чем больше узнаёт школьник об интересующем его предмете, тем больше этот предмет его привлекает» [Ковалёв, 1988: 110]. Далее автор приводит отрицательные последствия общей тенденции понижения мотивации учения на среднем этапе: «Повышение интереса к одному предмету протекает у многих подростков на фоне общего снижения мотивации учения и аморфной познавательной потребности, из-за чего они начинают нарушать дисциплину, пропускать уроки, не выполняют домашние задания. У этих учащихся меняются мотивы посещения школы: не потому что хочется, а потому что надо. Это приводит к формализму в усвоении знаний — уроки учат не для того чтобы знать, а для того чтобы получать отметки. «[Ковалёв, 1988: 111]. В связи с этим можно отметить, что на средней ступени обучения у учащихся наблюдается спад мотивации к изучению иностранного языка, что может вызвать определённые трудности в плане организации учебного процесса.

Как отмечает Л. И. Божович, всё это объясняется тем, что у подростков, как и у младших школьников, недостаточно развито понимание необходимости учения для будущей профессиональной деятельности. Автор выявляет две тенденции, характеризующие мотивацию учения на средней ступени обучения: «С одной стороны, подростки мечтают о том, чтобы пропустить школу, хотят гулять, играть, заявляют, что школа им надоела, что учение для них — тяжёлая и неприятная обязанность, от которой они не прочь освободиться. С другой стороны, те же ученики, будучи поставленными в ходе экспериментальной беседы перед возможностью не ходить в школу и не учиться, сопротивляются такой перспективе» [Божович, 1979: 46]. Л. И. Божович полагает, что это сопротивление связано с неосознаваемой учащимися потребностью оставаться на уровне тех требований, которые к ним как к школьникам предъявляет общество: «…на данном этапе борются два мотивационных образования: мотивационная установка, связанная с перспективой получения образования, и мотив, отражающий состояние учащихся, их усталость от однообразия и постоянной необходимости делать уроки» [Божович, 1979: 48]. Таким образом, главным мотивом поведения и деятельности учащихся средних классов в школе является, как считает Л. И. Божович, стремление найти своё место среди одноклассников, поэтому иногда недисциплинированность в этом возрасте означает стремление противопоставить себя классу, желание доказать свою неисправимость. Характерной особенностью подростков является стремление всячески избегать критики сверстников и наличие страха быть ими отвергнутыми.

По мнению Е. П. Ильина, неумение найти своё место среди одноклассников вызывает характерное для подростков стремление во что бы то ни стало добиться хороших отметок, даже в том случае, если имеющиеся знания не соответствуют им: «Фетишизация отметки свидетельствует о том большом значении, какое приобретает для подростка положение хорошего ученика: оно определяет его социальный статус в классе. Ни до этого возраста, ни после отметка такой мотивационной роли не играла: у младших школьников она является показателем признания учителем их стараний, а у старших школьников — показателем знаний» [Ильин, 2006: 258−259].

Хайнц Хекхаузен полагает, что особенностью поведения учащихся средних классов является наличие у них «подростковых установок» (моральных взглядов, суждений, оценок, часто не совпадающих с таковыми у взрослых и обладающих большей «генетической» устойчивостью, передающихся из года в год от старших подростков к младшим и почти не поддающиеся педагогическому воздействию). К таким установкам, например, относится осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или не хотят подсказывать на уроке, и с другой стороны — поощрительное отношение к тем, кто списывает и пользуется подсказкой [Хекхаузен, 2001: 197]. В то же время, автор отмечает, что моральные установки подростка не имеют опоры в подлинных моральных убеждениях, поэтому он легко их меняет при переходе в другой коллектив, где существуют традиции, требования, иное общественное мнение.

Современный подросток по единодушному мнению всех психологов и педагогов — личность. Так, Е. И. Пассов выделяет четыре основные черты учащегося средних классов, характеризующих его как полноценного индивидуума: «Во-первых, чувство „взрослости“, стремление к равноправию во взаимоотношениях со взрослыми. Во-вторых, влияние его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками на успехи подростка, повышение значимости мнения одноклассников по сравнению с мнением учителя. В-третьих, стремление утвердить себя в коллективе любыми средствами, иногда и не очень достойными. В-четвёртых, повышение самосознания: ребёнок начинает задумываться над вопросом: „Какой я?“ Эти особенности оказывают решающее влияние на контекст деятельности пятиклассника, его личный опыт, на его интересы и желания, эмоции, мировоззрение, на его статус в коллективе» [Пассов, 1988: 122]. Е. И. Пассов полагает, что «возраст учащихся четвёртого класса-это качественно иная ступень развития; именно с четвёртого класса начинается отсчёт младшего подросткового возраста, что необходимо учитывать при подборе учебных материалов, при выборе приёмов работы, упражнений, при организации обучения» [Пассов, 1988: 121].

Таковы основные возрастные индивидуальные особенности учащихся средней ступени обучения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой