Принципы, компоненты и этапы моделирования активной образовательной среды
![Реферат: Принципы, компоненты и этапы моделирования активной образовательной среды](https://westud.ru/work/6443652/cover.png)
Активная образовательная среда представляет собой совокупность условий, в которых осуществляется процесс образования и с которым вступают во взаимодействие субъекты этого процесса. В активной образовательной среде взаимодействуют обучающиеся с основными и дополнительными образовательными структурами (влияние педагогических воздействий); социальной средой (влияние коммуникаций… Читать ещё >
Принципы, компоненты и этапы моделирования активной образовательной среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Характеристики и типологии образовательных сред
Понятием «среда» оперируют разные науки. В философии «среда» понимается как «окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов (Р.С. Немов) или как окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования (Новейший философский словарь).
Оперирующим термином социологии является «социальная среда». Термин трактуется как «совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп или как часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и т. д.» (Социологический энциклопедический словарь). При этом отмечается, что среда выступает значимым условием формирования и развития личности, особенно микросреда как совокупность социальных групп, социальных общностей, социальных институтов и социальных организаций, с которыми непосредственно связан индивид в ходе социализации, межличностного общения и деятельности.
Таким образом, в философии и социологии среда понимается как совокупность различных (природных, экономических, социальных, политических, духовных) условий существования индивида, в которых происходит развитие личности.
В психологии понятие «среда» также рассматривается в различных аспектах. Среда — это то, что противостоит человеку в окружающем его мире и отличается от сознания, психики человека, находится вне их (Р.С. Немов); это совокупность природных условий; общественно-историческая обстановка (Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко), это совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Среда может меняться быстрее, чем сама личность. Противоречия, возникающие при этом, оказывают влияние на процесс воспитания и перевоспитания личности (К.К. Платонов).
Среда может быть естественной и социальной, внутренней и внешней.
Социокультурная среда — это сложная структура общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека. Среда оказывается существенным условием развития личности. В то же время под влиянием деятельности человека среда изменяется сама. Вот почему проблемы взаимоотношений человека и среды рассматриваются в рамках различных научных дисциплин и направлений (философия, психология, социальная экология, педагогика, социология и др.).
В широком смысле социокультурную образовательную среду можно понимать как структуру, включающую несколько взаимосвязанных уровней. К глобальному уровню можно отнести общемировые тенденции развития культуры, экономики, политики, образования, глобально-информационные сети и др. К региональному уровню (страны, крупные регионы) — образовательную политику, культуру, систему образования, жизнедеятельность в соответствии с социальными и национальными нормами, обычаями и традициями, средствами массовой коммуникации и др. К локальному уровню — образовательное учреждение (его микрокультура, микроклимат), ближайшее окружение, семью. В узком смысле слова к среде можно отнести лишь непосредственное окружение индивида. Именно это окружение и общение с ним может оказывать наиболее сильное влияние на становление и развитие человека.
Многие исследователи под образовательной социокультурной средой понимают систему ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека: люди, которые влияют на образовательные процсееы; общественно-политический строй страны; природная и социокультурная среда (включая культуру педагогической среды); средства массовой информации; случайные события.
Вводя понятие «гуманитарная образовательная среда», исследователи рассматривают ее как условие, способное обеспечить формирование основ нового культурно-образовательного и социалыю-педашгического мышления. Гуманитарная образовательная среда является культурно-образовательным пространством с приоритетом гуманистичсски-нравствснных ценностей и обладает такими качественными характеристиками, как целостность, автономность и открытость (С.Е. Каптерев, Р. В. Бугров и др.). Гуманитарная образовательная среда создает условия для развития интерсубъективного процесса образования, акгуальных преобразований субъекгивносги.
Исследователями и учеными образовательная среда понимается как часть социокультурного пространства, где взаимодействуют различные образовательные процессы и их составляющие, и где ребенок включается в культурные связи с обществом, приобретает опыт самостоятельной культурной деятельности и межличностных отношений (Н.Б. Крылова, Н. А. Спичко и др.), как «учебно-воспитательная среда конкрегного образовательного учреждения, моделируемая педагогической деятельностью педагогов-предмегников и управленческого персонала учреждения» (Г.Ю. Беляев).
В большинстве современных исследований (В.И. Панов, С. В. Тарасов, В. А. Ясвин и др.) образовательная среда трактуется как совокупность условий, влияний и возможностей, которые создают возможность для раскрытия интересов и способностей обучаемых и обеспечивающих акгивную позицию обучаемых в образовательном процессе, их личностное развитие и саморазвитие (В.А. Ясвин).
Создать в системе образования формирующую личность среду — значит способствовать реализации гуманистической концепции образования, ее целей и задач на всех этапах педагогического процесса (А.А. Макареня).
Образовательная среда обладает большой мерой сложности, поскольку имеет несколько уровней — от федерального, регионального до основною своего первоэлемента — образовательной среды конкретного учебного заведения и класса. Образовательная среда также создастся индивидом, поскольку каждый развивается сообразно своим индивидуальным особенностям и создает свое собственное пространство вхождения в историю и культуру, свое видение ценностей и приоритетов познания. Атак как всякое знание личностно, то и образовательная среда каждою есть, в конечном счеге, особое, личностное пространство познания и развития.
Образовательная среда современных образовательных систем складывается во взаимодействии новых образовательных комплексовсистем, инновационных и традиционных моделей, сложных систем стандартов образования, сложного интегрирующего содержания учебных программ и планов, высокотехнологичных образовательных средств и образовательного материала, и главное, нового качества взаимоотношений, диалогическою общения между субъектами образования: детьми, их родителями и педагогами.
Еще одной характеристикой современной образовательной среды является взаимодействие множества локальных образовательных сред, взаимное использование конкретных особенностей инновационных сред одной страны в образовательном пространстве других стран, что создает схожие образовательные си туации во многих странах и способствует развитию сферы образования в целом. Это является проявлением тенденций интеграции образовательных процессов в разных странах и регионах в мировое образовательное пространство, которое сегодня развивается на основе идей гуманизации, демократизации и повышения стандартов (Б.П. Черник).
Активная образовательная среда рассматривается как воздействующая на сферу разума и чувств многоаспектная образовательно-обучающая система внешних и внутренних влияний и условий социализации личности, аккумулирующая в себе особенности протекания процесса становления личности с заданными характеристиками.
Активная образовательная среда представляет собой совокупность условий, в которых осуществляется процесс образования и с которым вступают во взаимодействие субъекты этого процесса. В активной образовательной среде взаимодействуют обучающиеся с основными и дополнительными образовательными структурами (влияние педагогических воздействий); социальной средой (влияние коммуникаций и социально-психологических воздействий, рассмотренных вне учебного процесса); информационной средой (влияние средств масс-медиа и глобальных информационных ресурсов); средой обитания и развития (психофизиологические воздействия окружающей природной и урбанизированной среды).
Модель активной образовательной среды включает в себя целевой, мотивационный, содержательный, процессуально-технологический, личностно-деятельностный и результативно-оценочный компоненты.
Технология моделирования активной образовательной среды включает следующие этапы:
- — анализ существующей (сложившейся) системы образования, методов, средств, условий, направленных на достижение конечной цели образования детей с ОВЗ;
- — прогнозирование перспективных направлений и технологий создания активной образовательной среды;
- — целеполагание, фиксирующее цели и задачи создания активной образовательной среды;
- — выработка и принятие решения, на основании которого фиксируется концепция и подбирается состав разработчиков среды;
- — планирование действий, предусматривающих научно-теоретическое, организационно-педагогическое, управленческое обоснование модели, разработку структурной схемы модели;
- — проектирование результативно-оценочного компонента активной образовательной среды.
В общем виде среда любого образовательного учреждения может иметь следующие компоненты структуры.
- 1. Пространственно-семантический компонент:
- — архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная струкгура учебных и рекреационных помещений, возможность пространственной трансформации помещений при возникающей необходимости и др.);
- — символическое пространство (различные символы — герб, гимн, традиции и др.).
- 2. Содержательно-методический компонент:
- — содержательная сфера (концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.);
формы и методы организации образования (формы организации занятий — лекции, дискуссии, конференции, экскурсии и т. д., исследовательские общества, структуры самоуправления и др.).
- 3. Коммуникационно-организационный компонент:
- — особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и обучающих, их ценности, установки, стереотипы и т. п.);
- — коммуникационная сфера (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности и др.);
- — организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.);
- 4. Основаниями типологизации образовательной среды служат:
- — стиль взаимодействия внугри среды (конкуреитная-кооперативная, гуманистическая — технократическая и т. д.);
- — характер отношения к социальному опыту и его передаче (традиционная — инновационная, национальная — универсальная и т. д.);
- — степень творческой активности (творческая — регламентированная);
- -характер взаимодействия с внешней средой (открытаязамкнутая).
Необходимо отметить, что любая типология образовательной среды условна. В одном образовательном учреждении может быть сочетание разных, иногда весьма противоречивых условий среды.
В основе создания того или иного типа образовательной среды лежат ценностно-смысловые доминанты восприятия мира и человека. Эти доминанты отражаются в философских и психолого-педагогических концепциях, которые могуг быть сформулированы (отрсфлсксированы), либо присутствовать имплицитно.
Характеристику некоторых типов среды дал Я. Корчак: «догматический», «безмятежного потребления», «внешнего лоска и карьеры», «идейный». «Догматический» тип характеризуется наличием жестких традиций и авторитета, дисциплиной, пассивностью обучающихся. Для «безмятежной» образовательной среды характерно доброжелательное отношение к обучающимся, отсутствие необходимой требовательности. Такой тип формирует пассивность и неспособность к деятельной, напряженной жизни. «Карьерный» тип формирует конкурентоспособность, упорство, деятельный прагматизм, равнодушие к другим. «Идейная» (творческая) среда воспитывает личность с высокой самооценкой, активно осваивающую и преобразующую окружающий мир, открытую и свободную.
Творческое развитие индивида может осуществляться одновременно в условиях нескольких образовательных (социокультурных) сред — организации, где он непосредственно учится, учреждения дополнительного образования; социокультурной среды (различные сообщества, литературные источники, информационные сети и др.). Активное взаимодействие с различными средами сиособствуег раскрытию личностных качеств.
Основными условиями, при которых творческое развитие может быть наиболее эффективным, являются:
- — актуальность содержания образования для развития личности и профессиональной деятельности специалиста;
- — интегративный подход к содержанию обучения;
- — открытость содержания образования для изменений, включение в содержание актуальных проблем;
- — вариативность учебных/образоватсльных программ;
- — свобода выбора образовательного маршрута в рамках одного образовательного учреждения;
- — разнообразие методических обучающих средств;
- — акцент на диалогическое общение;
- — учег различных преобладающих способов восприятия информации у разных людей;
- — взаимопонимание и удовлстворенность взаимодействием всех участников;
- — преобладающее позитивное настроение всех участников;
- — участие всех субъектов в конструировании и оптимизации образовательного процесса.
Ядром образования является личностный рост образовывающегося. При этом задача педагога состоит в организации кульгуросообразного и природосообразною взаимодействия школьника с создаваемыми условиями. Роль педагога заключается в организации соответствующей образовательной среды, в которой ученик обучается, опираясь на личностный потенциал и используя соответствующую технологию обучения (Б.М. Бим-Бад).
Основой саморазвития в процессе взаимодействия со средой выступает индивидуальный опыт ребенка. Он определяется социальной средой, как отмечал Л. С. Выготский. И если учитель бессилен в непосредственном воздействии на ученика, то он всесилен при опосредованном влиянии на него через социальную среду.
Моделирование педагогом конкретных материальных, коммуникационных и социальных условий, обеспечивающих процессы преподавания и учения, включение обучающегося в среду, организация взаимодействия окружения с субъектом становятся возможными при создании среды обучения.
Среда обучения — это специально организованная среда, направленная на приобретение учащимся определенных знаний, умений и навыков, в которой цели, содержание, методы и организационные формы обучения становятся подвижными и доступными для изменения в рамках конкретного учебного заведения.
Для конкретизации понятия «образовательная среда» необходимо соотнести его с понятием «образовательное пространство». Впервые понятие образовательное пространство появляется в работах французского социолога Пьера Бурдьё. В отечественной педагогике понятие образовательного пространства было введено И. Фруминым и Б. Элькониным. В отличие от образовательной среды образовательное пространство, в широком смысле, понимается как совокупность образовательных институтов, образовательных процессов и образовательных сред. Под образовательным пространством России понимается вся совокупность ее образовательных учреждений разного типа и взаимодействующих с ними общественных и государственных организаций, а также идущих образовательных и учебно-воспитательных процессов. Вместе они создают пространство социализации человека, превращения его в личность. Образовательные пространства различаются по территориальному принципу: мировое образовательное пространство; европейское образовательное пространство; образовательное пространство России; региональное образовательное пространство; образовательное пространство учебного заведения.
Основными принципами организации образовательного пространства в образовательной организации выступают принципы открытости, многообразия, единства и избыточности.
Образовательное пространство образовательной организации должно служить средством для раскрытия и развития природных задатков ребенка, его потенциальных возможностей. Для этого оно должно быть максимально вариативным по своему содержанию и представленным в ней культурно-историческим способам человеческой деятельности. Попадая в такую среду, школьник с особым развитием должен иметь возможность попробовать себя в разных учебных и игровых си туациях, где могут проявить себя его природные задатки или потенциальные возможности.
Активная внутренняя среда образовательной организации признает приоритет самоценности индивидуума; поддерживает смещение акцентов на собственную активность ребенка; учитывает субъективный опыт каждого обучающегося; организует коммуникативную деятельность, межличностное общение.