Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Последовательность организации исследовательской работы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Четвертый этап — выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния проблемного отношения. О научных методах исследования, принципах их использования сказано выше. Следует лишь отметить, что на педагогический процесс и его результаты одновременно влияет множество факторов. Это требует использования разнообразных взаимодополняющих… Читать ещё >

Последовательность организации исследовательской работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Планирование предполагает разработку этапов исследовательской деятельности. Последовательность педагогического исследования, как правило, включает в себя следующие этапы.

Первый этап — знакомство с проблемой исследования. Обоснование актуальности исследования, уровня разработанности проблемы; определение объекта и предмета, темы исследования; формулирование цели и задач, решение которых позволяет достичь цели исследования.

Педагогическое исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется из социально-педагогической практики для специального изучения. Научная проблема обобщает систему противоречий, которые должны быть разрешены средствами науки. Проблема педагогического исследования отражает противоречия, существующие между знаниями о потребностях людей в области обучения и воспитания и представлением о путях, средствах и методах реализации этих потребностей.

Проблема должна найти отражение в теме исследования. Тема — это лаконичная формулировка, отражающая разрешение проблемы исследования. Сформулировать тему непросто. Ее следует обозначить так, чтобы в ней нашло отражение движение от достигнутого наукой к новому, пока неизвестному.

При выборе темы следует иметь в виду ее актуальность и соответствие требованиям науки и практики. Актуальные исследования дают ответ на наиболее острые в данное время вопросы, отражают социальный заказ общества педагогической науке, обнаруживают важнейшие противоречия, которые имеют место в практике обучения и воспитания.

Затем определяется цель исследования, или его замысел. Цель предполагает научный результат, итог исследования. Цели научно-исследовательской работы могут быть разнообразны: выявить зависимости, существующие между факторами; определить связи между явлениями; разработать условия для устранения недостатков; раскрыть возможности усовершенствования процесса; охарактеризовать обстоятельства и т. д.

Цель влечет за собой выбор объекта исследования. Определяя объект исследования, следует ответить на вопрос о том, что именно рассматривается. Объектом может быть педагогический процесс, область педагогической действительности или какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие. Другими словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию; это то, на что направлен процесс познания.

Предмет исследования — какая-либо часть, сторона объекта. Это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Предмет исследования дает представление о том, какова специфика рассмотрения объекта именно в данном исследовании.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи. Задачи конкретизируют цель исследования; они дают представление о том, в каких направлениях должно идти исследование, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Формулируя задачи, ученый тем самым обозначает логику своего исследования, ставит как бы ряд промежуточных целей, выполнение которых необходимо для реализации общей цели.

Второй этап — выбор методологии: исходной концепции, опорных теоретических положений, методов познания, единого замысла, определяющего ход и предполагаемые результаты исследования.

В современных педагогических исследованиях реализуются различные исследовательские подходы. Из них наиболее распространенными являются номотетический и идеографический. Номотетический направлен на выявление общих закономерностей и генерализацию тенденций. Идеографический противопоставляется номотетическому, так как он направлен на установление особенностей, уникальности исследуемого.

Третий этап — построение гипотезы исследования.

Гипотеза исследования — это научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке. Гипотеза формулируется таким образом, чтобы автор давал новое видение или понимание того, что он исследует.

Построение гипотезы является творческим этапом в исследовательской работе, результатом мышления, при котором исследователь создает себе представление о возможных связях между исследуемыми явлениями.

Гипотеза необходима в научной работе, поскольку:

  • — дает определенное направление исследовательской деятельности;
  • — предупреждает расплывчатость работы;
  • — направляет мысли исследователя и определяет, какие материалы необходимы для работы.

Для того чтобы правильно построить гипотезу, необходимо обладать широким кругозором в области исследуемой проблемы, быть хорошо знакомым с историей науки, спецификой проблемы и методами работы. Д. И. Менделеев говорил, что гипотезы — это тот компас, которым исследователь должен руководствоваться, чтобы не заблудиться в лесу фактов и океане мысли.

В гипотезе необходимо показать то, что не очевидно в предмете исследования, а что предполагается обнаружить и проверить в ходе работы. Гипотеза должна быть принципиально проверяемой при помощи известных и применимых в данном случае методов и процедур. При построении гипотезы в педагогическом исследовании необходимо учитывать возможность ее опровержения. С целью уберечь исследователя от напрасной траты времени (в случае отрицательного результата исследования) лучше формулировать многоаспектную гипотезу, охватывающую два, три и более отношений исследуемого предмета с его системным окружением.

Гипотезы подразделяются на две категории — индуктивные и дедуктивные. При индуктивной гипотезе исходят из наблюдения отдельных факторов, на основе которых делают обобщающие выводы. Выводы должны быть действительными, но отношению ко всем явлениям данного вида. Основой дедуктивной гипотезы является какое-либо общее положение, на основании которого делаются выводы о связях между отдельными явлениями. Состоятельность гипотезы исследователь должен проверить и доказать с помощью эксперимента. Характер гипотезы зависит от типа исследовательской работы и степени разработанности проблемы.

Четвертый этап — выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния проблемного отношения. О научных методах исследования, принципах их использования сказано выше. Следует лишь отметить, что на педагогический процесс и его результаты одновременно влияет множество факторов. Это требует использования разнообразных взаимодополняющих исследовательских методов и приемов.

В ходе констатирующего эксперимента идет накопление и анализ фактов, всесторонне изучается исходное состояние предмета исследования до проведения преобразующего эксперимента.

Пятый этап — организация и проведение преобразующего, формирующего эксперимента. Это основной этап исследования.

Эксперимент — научно поставленный опыт преобразования педагогической действительности в строго учитываемых условиях. В ходе преобразующего эксперимента изменения вносятся в содержание и ход педагогического процесса, проверяется состоятельность приведенных в гипотезе положений.

Шестой этап — анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. Обрабатываются результаты наблюдений и экспериментов. Сравнение результатов с использованием математических, статистических методов позволяет определить степень эффективности нововведения. Формулируются выводы, создается концепция.

Между концепцией и теорией сложные взаимоотношения. В целом можно сказать, что теория более глобальна. Концепция представляет собой определенный способ трактовки связи исследуемых явлений. Концепция становится теорией, если она проверяется и подтверждается в различных условиях; другими словами, теория — это концепция, достоверно работающая применительно к общим, фундаментальным, а не частным вопросам.

Оценивается эффективность исследования. Для фундаментальных исследований основной характеристикой их эффективности являются теоретическая актуальность, новизна и практическая значимость. При рассмотрении прикладных исследований необходимо оценивать в первую очередь их практическую актуальность и значимость, возможность внедрения в практику. Для разработок ценны новизна, актуальность и эффективность, степень соответствия адресату, ясность изложения.

Седьмой этап — выработка практических рекомендаций. Это своеобразный итог исследовательской деятельности. Он необходим по той причине, что исследовательская работа не является самоцелью; важны не только и не столько вскрытые закономерности, а возможность улучшения педагогической практики на их основе.

Таковы основные этапы исследования. От правильной последовательности отдельных этапов исследования и их взаимной связи зависят объективные результаты исследовательской работы и успешность оформления научного труда. Из вышеизложенного можно заключить, что методология науки есть культура исследовательского труда.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой