Методика обучения деловому стилю речи учащихся 5-11 классов татарской школы
Диссертация
Русский язык на территории Татарстана на протяжении столетий плодотворно служил взаимосвязям восточной (тюркской) и славянской (русской) культур и в настоящее время сохраняет свою важную роль как язык межнационального общения. Своеобразие современной языковой ситуации в Республике Татарстан определяется наличием двух государственных языков, русского и татарского. Основой языковой политики… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Учение о функциональных стилях речи как теоретическая основа методики обучения деловому стилю речи учащихся татарской школы
- 1. 1. Проблемы стиля и классификации функциональных стилей в лингвистической литературе
- 1. 2. 0. фициально-деловой стиль русского языка и его особенности (функциональная характеристика)
- 1. 3. Проблемы текста в коммуникативной лингвистике
- 1. 1. Проблемы стиля и классификации функциональных стилей в лингвистической литературе
- ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
- ГЛАВА II. Психолого-педагогические и лингвометодические предпосылки обучения деловому стилю речи учащихся татарской школы
- 2. 1. Обучение деловому стилю в свете теории речевой деятельности
- 2. 2. Монологическая письменная речь делового стиля в общей системе развития речи
- 2. 3. Умения и навыки, необходимые для овладения деловым стилем речи
- ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
- ГЛАВА III. Обучение деловой речи школьников как проблема формирования современной толерантной языковой личности
- 3. 1. Коммуникативная культура и особенности её формирования в условиях двуязычия
- 3. 2. Учет особенностей родного языка учащихся
- 3. 3. Проблемы обучения деловому стилю речи в методической литературе
- ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ
- ГЛАВА IV. Обучение деловому стилю речи учащихся 5−11 классов татарской школы
- 4. 1. Содержание обучения деловому стилю речи в татарской школе в контексте формирования языковой личности
- 4. 2. Упражнения в методической системе обучения деловому стилю речи
- 4. 3. Проблемно-поисковая модель обучения деловому стилю русского языка в татарской школе
- ВЫВОДЫ ПО ЧЕТВЁРТОЙ ГЛАВЕ
Список литературы
- Аверьянова Г. Н. Лингвистика текста в практическом курсе русского языка. — Л., 1990.
- Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка (к вопросу определения социолингвистики). Л.: Наука, 1975. -276 с.
- Акишина A.A. Структура целого текста. М., 1979.
- Актуальные проблемы развития речи учащихся / Под ред. А. П. Еремеевой.-М.: Просвещение, 1981.-151 с.
- Актуальные проблемы культуры речи / Под ред. В. Г. Костомарова, Л. И. Скворцова. М.: Наука, 1970. — 403 с.
- Актуальные проблемы развития речи учащихся / Под ред. А. П. Еремеевой.-М.: Просвещение, 1981.-151 с.
- Алатырев В. И. Как писать деловые бумаги: Пособие для учителей. -Ижевск: Издательство «Удмуртия», 1966. 103 с.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1985.230.
- Андреев В.И. Деловая риторика: Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства. Казанский госуд. университет, 1994. — 251 с.
- Ю.Анисимов Г. А. Сложное синтаксическое целое // Методика обучения русскому языку в 4−10 классах тюркоязычных школ. Л.: Просвещение, 1984.-С. 311−325.
- Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. -М., 1968.
- Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: Коммуникативно-деятельностный подход / Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Раздел 3. М.: МГОУ, 2005.- 141 с.
- Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для 7−8 классов. М.: Вербум — М, 2001. — 175 с.
- Н.Артемов В. А. Культура речи. М.: Знание, 1966. — 79 с.
- Артёмов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1969. — 280 с.
- Арутюнова А.Д. Фактор адресата. М.: Изв. АН СССР, сер. лит. и яз., т. 40, 1981.-№ 4.
- Асадуллин А.Ш., Ахметзянов М. Г., Гарифьянова Р. Б., Жданова Г. А. Лексико-фразеологический и ситуативный минимум русского языка для 4−8 классов татарской школы: Пособие для учителей. Казань: Татар, кн. изд-во, 1983. — 136 с.
- Асадуллин А.Ш. Первоначальное обучение русскому языку в татарской школе. Казань: Магариф, 1989. — 183 с.
- Асадуллин А. Ш. Основы методики русского языка в татарской начальной школе. Казань: Татар, кн. изд-во, 1991. — 320 с.
- Асадуллин А. Ш. Татарский язык в русскоязычной аудитории / Под ред. P.A. Юсупова. Казань: Магариф, 1995. — 168 с.
- Афанасьев П.О. и др. Виды делового письма. В кн.: Сборник статей для изложения. — М., 1951. — С. 209−213.
- Афанасьев В.Н. Некоторые теоретические вопросы методики обучения второму языку // Вопросы обучения и воспитания в национальной школе. М.: НИИ нац. школ Министерства просвещения РСФСР, 1971.-С. 15−49.
- Ахбарова Г. Х., Скиргайло Т. О. Диалоговое общение: Пособие для учителей и учащихся. Часть 1. Казань, в надзаг.: ИПКРО РТ, 1996.103 с.
- Ахбарова Г. Х., Скиргайло Т. О. Деловые бумаги: Пособие для учащихся и студентов. Казань, в надзаг.: ИПКРО РТ, 1999. — 112 с.
- Ахбарова Г. Х., Скиргайло Т. О. Деловое письмо. М.: Просвещение, 2004. — 103 с.
- Ахмадуллина Ф.Ю. Методика обучения глаголам движения в татарской школе / Под ред. JI.3. Шакировой. Казань, 1980.
- Ахунзянов Э. М. Контрастивная грамматика: морфология русского и тюркских языков. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1987. — 86 с.
- Ахутина Т.В. Порождение речи: Нейро-лингвистический анализ синтаксиса. -М.: Изд-во МГУ, 1989.-213 с.
- Бабайцева В.В. Лингводидактические основы реализации принципа преемственности и перспективности в преподавании русского языка в школе // В сб.: Преемственность и перспективность в обучении русскому языку. М.: НИИ нац. шк., 1978. — С. 8−20.
- ЗГБабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. -М.: Педагогика, 1977. 251 с.
- Бадмаев БД., Малышев A.A. Психология обучения речевому мастерству. М.: Владос, 1999. — 224 с.
- Байрамова Л.К. Введение в контрастивную лингвистику. -Казань: Казанский госуд. университет, 1994. 119 с.
- Байрамова Л.К. Сопоставительный синтаксис русского и татарского языков. Казань: Дело, 1997. — 165 с.
- Баженова С.И. Стиль, жанр, текст. -Таллин: Валгус, 1990. 92 с.
- Бакеева Н.З. Очерки по методике преподавания русского и родного языков в татарской школе. -М.: Учпедгиз, 1952.-246 с.
- БакееваН, 3. Работа над развитием связной речи важный фактор повышения эффективности обучения русскому языку // Обучениесвязной русской речи в 4−8 классах татарской школы. Казань: Татар, кн. изд-во, 1980.-С. 7−16.
- Бакеева Н.З. Научные основы методики обучения грамматическому строю русского языка в национальной школе. М.: Педагогика, 1983. — 169 с.
- Бакеева М.К. Система внеклассных занятий по русскому языку в татарской школе. -Казань, 1989.
- Балли Ш. Функциональная стилистика. -М., 1961. 109 с.
- Балыхина Т.М. Актуальные тенденции в методике обучения русскому языку в школе // Гуманитарное образование в школе: состояние, проблемы обновления. -М.: МИПКРОД999.
- Балыхина Т.М. Структура и содержание российского филологического образования. Методологические проблемы обучения русскому языку: Научное издание. М.: Изд-во МГУП, 2000. — 400 с.
- Баранов М.Т. Умения и навыки в школьном курсе русскогоязыка// Рус. яз. в школе, 1979. № 4. — С. 18−24.
- Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. М.: Просвещение, 1978.225 с.
- Барт Р. Лингвистика текста // Новое в зарубежной лингвистике: Сб. ст. М., 1978. — Вып. 8. — С. 442−449.
- Бахтин М.М. Проблема текста. М.: Русский язык, 1976.
- Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества: Сборник избранных трудов. М.: Искусство, 1979. — 423 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.-423 с.
- Беллерт И. Об одном условии связности текста // Новое в зарубежной лингвистике: Сб. ст. М., 1978. — Вып. — С. 172 — 207.
- Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика. М.: Русский язык, 1988.- 157 с.
- Беляев Б.В. Психолингвистические основы обучения русскому языку в национальной школе // Рус. яз. в нац. школе, 1962. № 3. — С. 1718.
- Беляев Б.В. Новое в психологии обучения иностранным языкам // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком.-М., 1969.-С. 143−155.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1965. — 228 с.
- Беляев Б.В. Психологический анализ новейших методических принципов обучения иностранным языкам // Иностр. яз. в шк., 1968. -№ З.-С. 31−35.
- Березовский Н.С. Использование делового письма для развития речи учащихся // Русский язык в школе, 1959. № 4. — С. 76−80.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.-Л., 1992.-78 с.
- Беспалько В. П.Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
- Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. M., 1995. — 170 с.
- Бехтерева Н.П. Слово о нейронных ансамблях. Наука и жизнь, 1977. -№ 10. -С. 90−96.
- Бехтерева Н.П. Зашифровано природой, разгадано человеком // Наука и жизнь, 1976. № 9. — С. 79−83.
- Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы. М.: Просвещение, 1988. -256 с.
- Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. — 288 с.
- Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М.: Учпедгиз, 1964. — 547 с.
- Богин Г. И. Современная лингводидактика. Калинин: Калининский госуд. университет, 1980. — 61 с.
- Богородицкий В.А. О преподавании грамматики в татарской школе. Казань, 1951.
- Богородицкий В. А. Курс сравнительной грамматики индоевропейских языков: Тетрадь 1.-Казань, 1880,
- Богородицкий В.А. Введение в татарское языкознание в связи с другими тюркскими языками / Под ред. чл.-корр. АН СССР проф. Н. К. Дмитриева, 2-е изд., испр. и доп. Казань: Татгосиздат, 1953. — 220 с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. -М: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 297 с.
- Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М.: Просвещение, 1966. — 307 с.
- Богоявленский Д.Н. Психологические принципы обучения орфографии //Рус. яз. в школе, 1976. № 4. — С. 12−20.
- Богуславский В.М. В защиту делового штампа // Русская речь. -1968.-№ 6.-С. 33−38.
- Бодалев A.A. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983, — 271 с.
- Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию. М.: Изд-во АН СССР, 1963. Т. 1 — 310 с.
- Боженкова Р. К., Боженкова Н. А. Деловое письмо: Справочное пособие. Курск, 1997.
- Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Р. К. Боженкова, H.A. Боженкова. Москва: Вербум-М, 2004. -560 с.
- Бойко Е.И. К постановке проблемы умений и навыков // Советская педагогика, 1955. -№ 1. С. 35−52.
- Бондалетов В. Д., Вартапетова С. С., Кушлина Э. Н., Леонова Н.
- А. Стилистика русского языка. JL, 1989.
- Бондалетов В. Д., Вартапетова С. С., Кушлина Э. Н. Сборник упражнений по стилистике русского языка. JL, 1989.
- Бочаров Е. Опыт создания системы письменных работ в старших классах средней школы. Саратов: Саратовский город, институт усовершен. учителей, 1957. — 115 с.
- Будагов P.A. Введение в науку о языке. М., 1958.
- Бурвикова Н.Д. Закономерности линейной структуры монологического текста. Автореферат дисс.. докт. филолог, наук. -М.: Институт русского языка им. A.C. Пушкина, 1981. 44 с.
- Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. Л.: Учпедгиз, 1941.
- Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1992. — 511 с.
- Бухбинднр В.А., Розанов Е. Д. О целостности и структуре текста // Вопросы языкознания, 1975. № 6. — С. 73−86.
- Бухбиндер В.А.О некоторых теоретических прикладных аспектах лингвистики текста // Лингвистика текста и обучение иностранным языкам. Киев. — 1978. — 207 с.
- Бухарин В.И. Коммуникативный синтаксис в преподаваниирусского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1986. — 92 с.
- Бухбиндер В.А. Основы методики преподавания иностранных языков.-М., 1986.-91 с.
- Быстрова Е. А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // Рус. яз. в школе. -1996. № 1. С. 3−8.
- ЮО.Быстрова Е. А. Новые тенденции в преподавании русского языка и школьный учебник // Русская словесность. -1996. № 4. — С. 3943.
- Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. -М., 2002.-№ 2.- С. 2−32.
- ЮЗ.Вайнрайх Х. У. Языковые контакты. Состояние и проблемы исследования. Киев: Вища школа, 1979. — 187 с.
- Ю4.Валиев З. В. Образцы деловых бумаг. Казань: Татар, кн. изд-во, 1999. -240 с.
- Ю5.Валиуллина З. М. Сопоставительная грамматика русского и татарского языков: Словообразование и морфология /Под ред. проф. М. З. Закиева и Л. З. Шакировой. Казань: Таткнигоиздат, 1983. -150 с.
- Юб.Василенко Н. С. Виды деловой письменной речи. В кн.: Учёные записки Московского педагогического института им. В. И. Ленина, т. 45.-М., 1947.-С. 95−103.
- Ю7.Васильева А. Н. Функциональное направление в лингвистике и его значение в преподавании русского языка как иностранного. Автореф. дисс. д-рафилол. наук. -М., 1981-С. 99 .
- Ю8.Васильева А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка. -М.: Русский язык, 1976. 240 с.
- Васильева JT.M. Современная лингвистическая семантика. -М., 1990. С. 170−172.
- Ю.Васильева И. И. О значении идей М. М. Бахтина о диалоге и диалогических отношениях для психологии общения // Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985. — С. 81−94.
- Ш. Величко Л. И. Работа над текстом на уроках русского языка. -М.: Просвещение, 1983. 128 с.(ЗЗ). ?
- Величко Л.И., Лебедева Н. В., Юдина Л. П. Обучение монологической речи студентов-филологов. М.: Изд-во МГУ, 1988. -154 с.
- З.Верещагин Е. М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия. М: Изд-во МГУ, 1969. — 160 с.
- Верховской П.В. Письменная деловая речь. М.: Техника управления, 1930.
- Верховской П.В. Письменная деловая речь. М.-Л., 1931.-е.27.
- Верховской П.В. Служебное письмо // Русская речь, 1970. № 4.
- Веселов П. В. Современное деловое письмо в промышленности. -М.: Изд-во Комитета стандартов, мер и измерительных приборов, 1968.
- Веселов П. В. Современное деловое письмо в промышленности. М. Изд-во Комитета стандартов, 1990.
- Веселов П. В. Как составить служебный документ. М.: Экономика, 1982.
- Веселов П. В. Аксиомы делового письма: Культура делового общения и официальной переписки. 4-е изд., перераб. — М., 1993.
- Веселовская Т.М. Особенности синтаксиса официально-делового стиля / Функциональная стилистика: теория стилей и их языковая реализация. Межвузовский сборник научных трудов. Пермь, 1986.
- Вилькеев Д.В. Методы научного познания в школьном обучении. Казань: Татар, кн. изд-во, 1975. — 160 с.
- Виноградов В.В. Лингвистические аспекты обучения языку. -М.: Изд-во МГУ, 1976. -64 с.
- Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. -М., 1981.
- Виноградов В.В. Итоги обсуждения вопросов стилистики // Вопросы языкознания. 1955. — № 1. — С. 62−75.
- Виноградов В. В Проблема авторства и теория стилей. М.: Просвещение, 1961. — 157 с.
- Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 225 с.
- Виноградов В.В., Костомаров В. Г. Теория советского языкознания и практика обучения русскому языку иностранцев. М.: Русский язык, 1967. — № 2.
- Виноградов В.В. О взаимодействии лексико-семантических уровней с грамматическими в структуре языка // Мысли о современном русском языке. М., 1969. — С. 5−24.
- Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М.: Высшая школа, 1981. -320 с.
- Ш. Виноградов В. Н., Винокур Т. Г., Ерёмина Л. И. и др. Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики. М.: Наука, 1987.-236 с.
- Винокур Т.Г. Об изучении функциональных стилей русского языка советской эпохи (К постановке вопроса). В кн.: Развитие функциональных стилей современного русского языка. М.: Наука, 1968.
- Винокур Т.Г. О содержании некоторых стилистических понятий / Стилистические исследования. М.: Наука, 1972. — 319 с.
- Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. Автореф. дисс.. докт. филолог, наук. -М., 1980.-55 с.
- Власов Л.М., Сементовская В. К. Деловое общение. Л.: Лениздат, 1980.-80 с.
- Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст, Стили речи: Учеб. для 10−11 классов общеобразовательных учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. 9-е изд. — М.: Просвещение, 2003. — 350 с.
- Воителева Т.М. Формирование умений и навыков учащихся 5−9 классов на уроках русского языка. Дисс.. докт. пед. наук. М., 2000. -339 с.
- НО.Вомперский П. О. О некоторых стилистических признаках информационных материалов / Вестник Моск. универ., серия 7, филология, -1960. № 6.
- Вопросы языкознания. 1954. — №№ 1−6- 1955.- № 1.
- Востоков А.Х. Русская грамматика, 1834, параграф 8. 1981. -№ 3.-С. 69- 79.
- МЗ.Выготский Л. С. Мышление и речь: Психологические исследования. М. — Л.: Соцэкгиз, 1934. — 324 с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
- Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: АПН РСФСР, 1967. 93 с.
- Габдулхаков В.Ф. Развитие связной русской речи учащихся в татарской школе: Пособие для учителей. Казань: Татар, кн. изд-во, 1989.-144 с.
- Габдулхаков В.Ф. Современная языковая коммуникация и технология развития речевой деятельности в условиях билингвизма /Под ред. J1.3. Шакировой. Казань, 1999. — 201 с.
- Газизов Р. С. Сопоставительная грамматика татарского и русского языков. Фонетика и морфология. Изд. 3-е, дораб. Предисл. Ф. С. Фасеева / Под ред. С. П. Лопушанской и Ф. С. Фасеева, Казань: Татар, кн. изд-во, 1977.-272 с.
- Гайда Ст. Проблемы жанра / Функциональная стилистика теории стилей и их языковая реализация. Межвуз. сб. научн. тр. Пермь, 1986.
- Галкина-Федорук Е.М. и др. Современный русский язык. Ч. II. МГУ. -1962.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С. 236−264.
- Гальперин П.Я. и Талызина Н. Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / Под ред. П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во МГУ, 1968. -134 с.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистическогоисследования. М.: Наука, 1981. — 239 с.
- Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2000. — 165 с.
- Гарифьянова Р.Б., Хасанов Н. М., Ахбарова Г. Х., Скиргайло Т. О. Программа по русскому языку для У-1Х классов татарской школы: Для классов с углубленным изучением русского языка. Казань: Магариф, 1996.-73 с.
- Гарифьянова Р.Б. Обучение связной русской речи в 4−8 классах. Казань: Татар, кн, изд-во, 1980. -176 с.
- Гарифьянова Р.Б. Система обучения русской диалогической и монологической речи. Казань: Тат. кн, изд-во, 1992. — 119 с.
- Гарифьянова Р.Б., Ахбарова Г. Х., Камалова Ф. С., Скиргайло Т. О. Русский язык для 7 класса татарской школы: Методические указания к учебнику. Казань: Магариф, 1995. — 126 с.
- Гарифьянова Р. Б., Ахбарова Г. Х., Камалова Ф. С., Скиргайло Т. О. Дидактический материал по русскому языку для 7 класса: Пособие для учителя. Казань: Магариф, 1995. — 109 с.
- Гвенцадзе М.А. Коммуникативная лингвистика и типология текста. Тбилиси: Ганатлеба, 1986.
- Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М.: Просвещение, 1965.-408 с.
- Гегечкори JI. Ш. Основы методики интенсивного обучения взрослых устной речи на иностранном языке. Дис.. доктора пед. наук. -М., 1978.-С. 68−81.
- Гез Н. И. Методика изучения иностранных языков в средней школе. -М.: Высшая школа, 1982. 373 с.
- Гез Н. И. Взаимоотношения между устной и письменной формой коммуникации // Иностранные языки в школе, 1966. № 2.
- Гладышева JI.A. Об изучении деловой речи. Сб.: Русский языкдля иностранцев. Выпуск 9. — М., 1969. — С. 246−270.
- Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику. М., 1959. -С.339. ?
- Головин Б.Н. Введение в языкознание. 3-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1977. — 277 с.
- Головин Б.Н. Общее языкознание. М.: Просвещение, 1979. -297 с. 106.
- Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1988.-335 с.
- Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Выс. шк., 1986. -336 с.
- Горбунов П.И. Деловые бумаги. -М., 1959. 50 с.
- Горбушина J1.A. Культура устной и письменной речи / JI. А. Горбушина, В. Ф. Греков. -М., 1950. -С. 66−70.
- Городилова Г. Г. Формирование речевых умений. В сб.: Вопросы методики обучения русскому языку учащихся национальной школы / Под ред. Н. З. Бакеевой. — М.: Просвещение, 1976. — 13−19 с.
- Городилова Г. Г. Лингводидактическое обоснование системы обучения русской речи нерусских студентов. Диссер.. док. пед. наук. -М., 1980.-329 с.
- Городилова Г. Г. Практикум по развитию речи: Учеб. пособие для студентов нац. групп пед. ин-тов. Ч. 2 / Г. Г. Городилова, А. Г. Хмара, А. А. Баранникова и др.- Под ред. Г. Г. Городиловой, А. Г. Хмары. Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1991. — 288 с.
- ГОСТ Р 51 141−98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. М., 1998. — С.1, п. З- С. 2, п.32- С. 2, п.22- С. 2, п.23- С. 2, п. 25.
- Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан
- Ведомости Верховного Совета Татарстана. 1994. — № 8, 9. — С. 4−19.
- Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. -М., 1997.
- Грамматика русского языка. М.: АН СССР, т. I, II. — М.: Наука, 1980.
- Громова H. М. Обучение деловой письменной речи: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1993. 26 с.
- Грунский Н.К., Тюкалов М. А. Ведение письменных работ в средней школе.-Рига, 1915.-211 с.
- Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984.-397 с.
- Гу Сяцзюнь и Ху Хонцзюнь. Лексическая стилистика русского языка. Шанхай, 1986.-215 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Педагогика, 1986. 240 с.
- Двуязычие и взаимовлияние языков / Отв. ред. М. М. Михайлов. Чебоксары: ЧГУ, 1990. — 107 с.
- Дегтярева Т. А. Культура письменной речи. Стилистика слова. -М., 1968.
- Дейкина А. Д., Новожилова Ф. А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособие дляя учителя. -.: Флинта, Наука, 1998. 144 с.
- Дейкина А. Д. Воспитание национального самосознания при обучении родному языку // Русский язык в школе. 1993. — № 5. — С. 311.
- Дейкина А. Д. Формирование у школьников взгляда на роднойязык как национальный феномен при обучении русскому языку в средней школе. Автореф. дисс. докт. пед. наук. -М.: МПГУ, 1994. -76 с.
- Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык. Учебник -практикумдля старших классов. М.: Вербум — М, 2004. — 416 с.
- Деловая переписка с иностранными фирмами: Практическое пособие. -М., 1991.
- Дешериев Ю. Д., Протченко И. Ф. Основные аспекты исследования двуязычия и многоязычия. Проблемы двуязычия и многоязычия. -М.: Наука, 1972.
- Джон Ягер. Деловой этикет. Как выжить и преуспевать в мире бизнеса. Перевод Белова В. М., 1994. — 288 с.
- Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд. перераб. и дополн. — М.: Просвещение, 1982.-383 с.
- Дмитриев Н.К., Чистяков В. М. Очерки по методике преподавания русского языка в татарской школе. Казань, 1948.
- Добромыслов В.А. Развитие связной речи учащихся на уроках грамматики // Русский язык в школе, 1959. № 3.
- Добсон Энн. Как писать деловые письма: Практическое руководство для всех / Пер. с анг. Челябинск: Урал LTD, 1997. — 293 с.
- Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. -М.: Наука, 1984. -124 с.
- Дридзе Т.М. Организация и методы лингвопсихологического исследования массовой коммуникации. М., 1979. — 264 с.
- Дридзе Т.М. Ассоциативный эксперимент в конкретном социологическом исследовании. В кн.: Семантическая структура слова -М., 1971.- 187 с.
- Дьячков М.В. Проблемы двуязычия (многоязычия) иобразования. М.: Институт национальных проблем образования, 1991. -104 с.
- Дюженко Г. А. Документная лингвистика. М.: Статистика, 1975.-131 с.
- Егоров С. изучение деловой речи в V-VII классах средней школы. Калуга, 1954. — 25 с.
- Ерастов Н.П. Культура связной речи. Ярославль: Ярослав. Госуд. Изд. институт им. К. Д. Ушинского. Ярославский областной институт усовершенствования учителей, 1969. — 116 с.
- Еремеева А.П. Проблемы разработки единой лингвометодической концепции развития речи учащихся // Актуальные проблемы развития речи учащихся. М.: Просвещение, 1980. — С. 3−15.
- Еремеева А.П. Формирование речевой деятельности учащихся в процессе изучения русского (родного) языка. Дисс.. докт. пед. наук. -М.: МПГУ, 1991.-442с.
- Ю.Еремеева А. П. Преемственность и перспективность в развитии связной речи /Под ред. проф. В. В. Бабайцевой и Г. К. Лидман-Орловой. -М.: Министерство просвещения РСФСР, 1979. 101 с.
- Ефремова Е.В. О преемственности в обучении русскому языку в 5 классе национальной школы //Вопросы развития речи учащихся в школах РСФСР: Сборник научных трудов. М.: НИИ нац. школ, 1982. -С. 77−89.
- Ждан А.Н., Гохлернер М. М. Психологические механизмы усвоения грамматики родного языка. М.: МГУ, 1972. 256 с.
- Жинкин Н.И. Психологические основы развития мышления и речи // Рус яз. в шк., 1985. № 1. — С. 47−54.
- Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся 3−6 классов
- Известия АПН РСФСР. М.: Изд-во АПН РСФСР. — 1956.- Выпуск 78.
- Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся VI-VIII классов // Психология усвоения грамматики, орфографии и развития речемыслительной деятельности. Известия АПН РСФСР. — М., 1956, вып. 78.-С. 141−256.
- Жинкин Н.И. О кодовых пересказах во внутренней речи // Вопросы языкознания. 1964. — № 6. — 26−38 с.
- Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В сб.: В защиту живого слова. М., 1966. — С. 47−58.
- Иванова В.А. К изучению деловой документации в школе // Русский язык в школе, 1972. № 2. — С. 37−43.
- Иванова Т.И. Обучение деловому письму. М.: Русская речь, 1973.-№ 4, № 5.
- Изаренков Д.И. Обучение диалогической речи. М.: Рус. яз., 1986.-169 с.
- Ипполитова Н. А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. Москва, 1980.
- Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения в школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. -М.: Флинта, Наука, 1998. -176 с.
- Иссерлин Е.М. Официально-деловой стиль. М., 1970.
- Институт русского языка РАН. Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текстов. -М., 1987.
- Казарцева О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 1998. — 496 с.
- Камалова Ф.С. Обучение русской лексике в 5−8 классах татарской школы / Под ред. JI.3. Шакировой. Казань, 1986.
- Капинос В.И. Работа по развитию речи учащихся в свете теории речевой деятельности // Русский язык в школе, 1978. № 4. — С.58−61.
- Капинос В.И. Совершенствование методов обучения русскому языку // Сборник статей / Состав. А. Ю. Купалова. М.: Просвещение, 1981.- 160 с.
- Капинос В.И., Сергеева H.H., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
- Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.-263 с.
- Каримова P.A. Семантико-структурная организация текста. -Уфа, 1991.- 156 с.
- Кацнельсон С.Д. Типология языка и мышления. JL: Наука, 1972.-216 с.
- Каюм Насыри. Предисловие к «Краткой татарской грамматике». Казань, 1889.
- Киперберг М. А. Деловая корреспонденция предприятия. М.: Экономика, 1968. — 63 с.
- Киселева JI.A. Вопросы теории речевого воздействия. JL: Ленинградский государ. Универ., 1978. — 160 с.
- Китаева H.H., Щербак М. К. и др. Психологические вопросы развития речи в школе. М.: АПН РСФСР, 1953.
- Климентенко А.Д. Некоторые вопросы системы упражнений, обучающих умению выражать свои мысли на иностранном языке. В сб.: Актуальные вопросы обучения иностранным языкам в средней школе, М., 1973.
- Клобукова Л.П. Лингвометодические основы обучения иностранных студентов-нефилологов гуманитарных факультетов речевому общению на профессиональные темы. Дисс. .докт. пед. наук.-М., 1995.- 57 с.
- Клобукова Л.П. Феномен языковой личности в свете лингводидактики //Международная юбилейная сессия, посвящённая 100-летию со дня рождения академика Виктора Владимировича Виноградова. Тезисы докладов. М., 1995. — С. 321−323.
- Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М., 1998.
- Князева М. Д. Работа над деловой речью в 7 классе. Смоленск, 1956.- 15 с.
- Ковалев A.B. Психология личности. М.: Просвещение, 1969. -197 с.
- Ковтунова И.И. Современный русский язык: Порядок слов актуальное членение предложения. М.: Просвещение, 1976. — 239 с.
- Кожевникова К. Об аспекте связности в тексте как целом // Синтаксис текста: Сб. ст. М., 1979. — С.49−67.
- Кожин А.Н., Крылова O.A., Одинцов В. В. Функциональные типы русской речи. М.: Высшая школа, 1982. — 217 с.
- Кожина М.Н. О специфике художественной речи в аспекте функциональной стилистики. Пермь, 1966. — 116 с.
- Кожина М.Н. К основаниям функциональной стилистики. -Пермь, 1968.-213 с.
- Кожина М.Н. Язык и стиль в функциональном аспекте.
- Основные понятия и категория стилистики. Пермь, 1982.
- Кожина М.Н. О соотношении стилей языка и стилей речи с как функционирующей системы (Принципы функционирования языка в его речевых разновидностях). Пермь, 1984.
- Кожина H.A. Оппозитивный неоднородный блок реплик в диалоге //Языковое общение. Единицы и регулятивы. Калинин, 1987. -С.120−125.
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. 2-е изд., М.: Просвещение, 1983. -224 с.
- Колесов В.В. Культура речи культура поведения. — JI.: Лениздат, 1988.
- Колшанский Г. В. Проблемы коммуникативной лингвистики // Вопросы языкознания. 1979. — № 6. — С. 51−62.
- Колшанский Г. В. Билингвизм и обучение языку. В кн.: Путь развития национально-русского двуязычия в нерусских школах РСФСР. -М.: Наука, 1979.-С. 58−67.
- Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. -М.: Наука, 1984. 178 с.
- Колтунова М. В. Деловое письмо: Что нужно знать составителю. -М., 1999.
- Коляденко Г. С. Развитие речи с элементами стилистики./ Г. С. Коляденко, М. П. Сенкевич. Л., 1981.
- Коменский Ян Амос. Избранные педагогические сочинения. -М., 1955.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982.-209 с.
- Копылов П. А. Корреспонденция и делопроизводство. М., 1956.
- Корчагина Т.Е. К проблеме текста как коммуникативной единицы и единицы обучения. Сб. статей: Языковая системность при коммуникативном обучении. Под ред. O.A. Лаптевой, Н. И. Формановской, H.A. Лобановой. М., 1988.
- Костомаров В.Г. Несколько слов по поводу грамматических упражнений. В. сб.: Как подготовить интересно урок иностранного языка-М, 1963.-С. 48.
- Костомаров Г. В. Принципы отбора лексического минимума / Материалы четвёртого международного методического семинара преподавателей русского языка. М., 1964. — 81с.
- Костомаров Г. В. Русский язык на газетной полосе: некоторые особенности языка современной газетной публицистики. М.: Изд-во МГУ, 1971.-181 с.
- Костомаров В. Г., Леонтьев А. А., Шварцкопф Б. С. Теория речевой деятельности и культура речи / Основы речевой деятельности. -М., 1974.-С. 39−46.
- Костомаров В.Г., Митрофанова О. Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. М.: Русский язык, 1976.- 145 с.
- Костомаров В.Г., Митрофанова О. Д. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1984. — 160 с.
- Костомаров В.Г. Методическое руководство для преподавания русского языка иностранцам. 4-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1988. — 157 с.
- Костомаров В. Г. Мой гений, мой язык. Размышления языковеда в связи с общественными дискуссиями о языке. М.: Знание, 1991. -64 с.
- Костомаров В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. М.: Гардарики, 2005. — 287 с.
- Костюк Г. С. Вопрос психологии мышления //В кн.:
- Психологическая наука в современном мире. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. Т. I/ - 480 с.
- Котылева К. В. Воспитание активности и самостоятельности учащихся на уроках русского языка // Русский язык в школе, 1959. № 4. -С.54−59.
- Кохтев Н. Н. Популярная стилистика русского языка / Н. Н. Кохтев, Д. Э. Розенталь. -М., 1983.
- Котюрова М.П. Смысловая структура специфических периферийных текстов / Функциональные разновидности речи в коммуникативном аспекте. Пермь, 1988. — С.4−16.
- Красных В.В. О чём не говорит «человек говорящий»? (К вопросу о некоторых лингвокогнитивных аспектах коммуникации) // Лингвокогнитивные проблемы межкультурной коммуникации. М., 1997.-С. 81−90.
- Краус И.К. К общим вопросам речевых стилей и жанрово-стилистических классификаций. Пермь, 1986.
- Крутецкий В.А., Лукин Н. С. Очерки психологии старшего школьного возраста. М.: Учпедгиз, 1963. — 198 с.
- Крылова O.A. Основы функциональной стилистики русского языка. М.: Русский язык, 1979. — 223 с.
- Культура устной и письменной речи делового человека: Практикум. М.: Флинта, Наука, 1997. — 159 с.
- Кулеша Ю.В. Развитие интереса к урокам русского языка в 6 классе // Рус. яз. в школе. 1997. — № 7. — С. 32−33.
- Купалова А.Ю. Совершенствование методики обучения русскому языку: Пособие для учителей /Сост. А. Ю. Купалова, М.: Просвещение, 1981.
- Курганов Н.К. Занятия по стилистике. М.: Учпедгиз, 1960. — 73с.
- ЗЮ.Кустарева В. А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1993. — 287 с. 311 .Кучиева JI. А. Работа по теории связного текста как важное звено в развитии русской речи учащихся национальных школ. -Орджоникидзе, 1983.-71 с.
- Кыркунова Л.Г. Смысловая структура официально-деловых текстов соотносительно с жанром (на материале актов) / Разновидности текста в функционально-стилевом аспекте. Межвуз. сб. научн. тр. -Пермь, 1994.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1975. — 256 с.
- Ладыженская Т.А. Живое слово. М.: Просвещение, 1990. -211с.
- Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения: Учебное пособие для студентов. 2-е изд., перераб. — М.: Флинта — Наука, 1998. — 136 с.
- Лаптева O.A. Внутристилевая эволюция современной русской научной прозы АН СССР. Развитие функциональных стилей современного русского языка. М.: Наука, 1968.
- Лаптева O.A. Русский разговорный синтаксис. М.: Наука, 1976.-399 с.
- Лауфер А.П. Корреспонденция и делопроизводство. -М., 1956. -167 с.
- Левитов Н.Д. Психология старшего школьника. М.: Госучпедгиз РСФСР, 1955. — 197 с.
- Леглер А. П. Система письменных работ по развитию речи учащихся 5−8 классов. Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1964. — 292 с.
- Леонтьев A.A. Внутренняя речь и процессы грамотного порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения языку. -М., 1967.
- Леонтьев A.A. Язык, речь. Речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-211 с.
- Леонтьев A.A. Психолингвистические единицы и порождение // Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, речевого высказывания. — М.: Просвещение, 1969. — 307 с.
- Леонтьев A.A. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному: Психолингвистические очерки.-М.: Изд-во МГУ, 1970.-88 с.
- Леонтьев A.A. Психология проблемы массовой коммуникации. -М.: Наука, 1974.-212 с.
- Леонтьев A.A. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974.
- Леонтьев А. А. Высказывание как объект лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации // Синтаксис текста, М., 1979.
- Леонтьев А. А. Теория речевой деятельности на современном этапе и её значение для обучения иностранцев русскому языку //Рус. яз. за рубежом. 1979. — № 3. — С. 57−61.
- Леонтьев A.A. Деятельность и общение //Вопросы философии. -1979.-№ 1.-С. 121−132.
- Леонтьев A.A. Принцип коммуникативности сегодня // Иностр. языки в школе, 1986. № 2. — С. 48−54.
- З.Леонтьев A.A. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком // Иностр. языки в школе, 1985. № 4.-С. 68−73.
- Леонтьев A.A. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. -287 с.
- Леонтьев A.A. Признаки связности и цельности текста.// Лингвистика текста /МГПИИЯ им. М. Тореза, 1974. С. 169 — 172.(104).
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психологии, 3-е изд. Изд-во Московского университета, 1972. — 368 с.
- Леонтьев А.Н., Деятельность, сознание, личность. М., Политиздат, 1977. — 304 с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения как фактор конструирования содержания образования // Теоретические основы содержания образования. -М.: Педагогика, 1983. С. 76−121.
- Летченко М.С. Деловые бумаги в школе. В сб: Виды работ по развитию речи на уроках русского языка. М.: Учпедгиз МП РСФСР, 1963.-С. 135−149.
- Лившиц ЯЗ. Хрестоматия по административному делопроизводству в советских учреждениях. М., 1963.
- Лившиц ЯЗ. Особенности языка и стиля служебных документов // Советские архивы, 1969. № 6.
- Лившиц ЯЗ. /Я. 3. Лившиц, А. Н. Кузнецова. Машинопись и основы современного делопроизводства. М., 1974.
- Липкина А.И., Оморокова М. И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения. М.: Просвещение, 1967. — 221 с.
- Литвинов Н.Д. Психология старшего школьника. -М.: Учпедгиз РСФСР, 1955.-С. 80.
- Логинова К.А. Деловая речь и её стилистические изменения в советскую эпоху // Развитие функциональных стилей современногорусского языка. -М.: Наука, 1968. С. 186−230.
- Ломоносов М.В. Предисловие о пользе книг церковных в российском языке// Поли. Собр. соч. Т. 7. — С. 585 — 595.
- Лосева Л.М. Как строится текст. М.: Просвещение, 1980. — 96с.
- Лосева Л.М. Межфразовая связь в текстах монологической речи. Автореф. дис.. на соискание уч. степени докт. филол. наук. Одесса, 1969.-43 с.
- Лосева Л.М. Структурно-семантическая организация целых текстов. Одесса, 1979. — 183 с.
- Лузина Л.Г. Проблемы современной стилистики. Сб. аналитических обзоров. М., 1989.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. -М.: Изд-во МГУ, 1979. 319 с.
- Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 248 с.
- Львов М.Р. Тенденции формирования грамматического строя письменной речи учащихся в средней школе. АДД — Магнитогорск, 1972.
- Львов М.Р. Вопросы теории речевой деятельности // Ин. яз. в школе. 1985. — № 6. — С. 83−88.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. -М.: Просвещение, 1988. 239 с.
- Ляудис В.Я., Негурэ И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 148 с.
- Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков. -М.: Высшая школа, 1981.- 158 с.
- Малиновский Н. Д. Изучение деловой речи в средней школе.1. Рига, 1962.- Ill с.
- Мальцева К.В. Письменные работы на русском языке в национальной школе. Изд. 2-ое. -М.: Учпедгиз, 1961.-248 с. (119).
- Мамушин В. Е. Изучение и развитие письменной речи учащихся в свете теории речевой деятельности. Автореферат дисс. д-ра пед. наук. М., 1980.-32с.
- Маркова А.К. Периодизация речевого развития // Вопросы психологии. 1973. — № 6. — С. 18−106.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974. — 240 с.
- Марков В.Т. Методическая концепция обучения общению иностранных студентов гуманитарного профиля (на базе интегративно-когнитивного подхода): Монография. -М.: МПГУ, 2003. 304. с.
- Матвеев С. С. Деловая корреспонденция. М., 1960. — 16 с.
- Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. Свердловск: изд-во Уральского ун-та, 1990. — С. 9−83.
- Матезиус В. О так называемом актуальном членении предложений // В кн.: Парижский лингвистический кружок. М.: Прогресс, 1967.
- Махмутов М.И. К вопросу о психолого-педагогическом аспекте языка обучения // В сб.: Тезисы докладов, представленных на Всероссийскую научно-практическую конференцию. Москва — Баку, 1969.-С.37−41.
- Махмутов М. И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. -184 с.
- Махмутов М. И. Проблемное обучение. Казань: Татиздат, 1975.-387 с.
- Методика обучения русскому языку в 4−10 классах тюркоязычных школ / Под ред. Н. М. Хасанова. Л.: Просвещение, 1994. -356 с.
- Методика преподавания русского языка в национальной средней школе / Под ред. Н. З. Бакеевой, З. П. Даунене. Л.: Просвещение, Ленинградское отделение, 1981 — 319 с.
- Михалкина И.В. Лингвометодические основы обучения иностранных граждан русскому языку как средству делового общения: Дис. Доктора пед. Наук, М.: 1998.- 459 с.
- Михайлов М.М. Двуязычие (Принципы и проблемы). Из курса лекций по языкознанию. Чебоксары, 1969. — С.25−44
- Михайлов М.М. Стилистика русской речи. Чебоксары, 1968. -370 с.
- Митрофанова О.Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. 4-ое изд. М.: Рус. яз., 1988.- 157с.
- Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. -М., 1976.382. .Молчанов С. С. Деловые бумаги: Пособие для восьмилетней средней школы. Майкоп, 1960. — 56 с.
- Москальская О.И. Грамматика текста. М.: Высшая школа, 1981.- 184 с.
- Москальская О.И. Текст два понимания и два подхода // Русский язык. Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст. Сб. статей.-М., 1984.-С. 154−161.
- Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. 2-е изд., М.: Русский язык, 1983. — 176с.
- Мурат В.П. Об основных проблемах стилистики, 1957.
- Мучник Б.С. Культура письменной речи. М., 1994.
- Насыров К. Татарско-русский словарь. Казань, 1875.
- Насыров К. Образец русско-татарской грамматики. Казань, 1891.
- Насыров К. Предисловие к «Краткой татарской грамматике». -Казань, 1889.
- Нечаева O.A. Речевая ситуация и функционально-смысловые типы речи. Улан-Удэ: Вестник Бурятского университета. Серия 6. Филология. — Выпуск 2. — 1974. -112 с.
- Нечаева А.И. Русский язык: Учеб. пособие. Ташкент: Изд-во «Укитучи», 1992.-292 с.
- Николаева Т.М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1978. — Вып. 8. -С.14−21.
- Никольский В. А. Работа над деловым письмом в школе // Русский язык в школе, 1940. № 6. — С. 59−61.
- Никольский В. А. Работа над деловым письмом в школе /Учёные записки МГПИ им. В. И. Ленина, т. 45. М., 1947.
- Никольский В.А. Сочинения в средней школе. М.: Учпедгиз, 1954.-224 с.
- Никулина Л.Ф., Иванов Г. Г., Курекова В. Н., Стукалова И.Б.
- Документы в торговых операциях. М., 1994. — 141 с.
- Паневчик В.В. Деловое письмо. М., 1999.
- Панфилов В.З. Взаимоотношения языка и мышления. М.: Наука, 1971. -230 с.
- Панфилов В.З. Философские проблемы языкознания: Гносеологические аспекты. М.: Наука, 1979. — С. 58−67.256.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики. М.: Русский язык, 1977.-216 с
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие для учителей иностранных языков. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991.
- Пассов Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. -М.: Просвещение, 2000. 175 с.
- Петрищева Е.Ф. Стиль и стилистические средства (обзор взглядов советских лингвистов). В кн.: Стилистические исследования. -М., 1972.
- Петров В. П. Деловые бумаги. Фрунзе. — 1964.
- Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. 7-е изд.-М.: Учпедгиз, 1956.-511 с.
- Пешковский A.M. Роль грамматики при обучении стилю. -Избранные труды. М., 1959. -148 с.
- Плёнкин H.A. Стилистика русского языка в старших классах. -М.: Просвещение, 1975. 143 с.
- Познавательная активность в системе процессов памяти / Под ред. Чуприковой Н. И. -М.: Педагогика, 1989. 190 с.
- Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. -М.: Просвещение, 1984. -192 с.
- Покросс Г. С. Язык государственных стандартов. М.: Стандартизация, 1966.
- Понамарев А.Я. Психология творчества и педагогика. м.: Просвещение, 1976. — 217 с.
- Понамарев А.Я. Фазы творчества и структурные уровни его организации // Советская педагогика. 1982. — № 2.
- Понятие текста в современной лингвистике и психолингвистике // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. Киев, 1979.
- Поспелов Н.С. Проблема сложного синтаксического целого в современном русском языке. // Учёные записки МГУ. Труды кафедры русского языка, кн. 2 -я. 1948. — Вып. 137. — 129 с.
- Поспелов Н.С. Из наблюдений над синтаксисом языка A.C. Пушкина //Материалы и исследования по истории русского языка: В 3-х т. М.: АН СССР, 1953. — С. 176−199.
- Потебня A.A. Из записок по русской грамматике. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1941.-Т.4.
- Потебня A.A. Из записок по русской грамматике. В 2-х т. — М.: Учпедгиз, 1958. — Т. I — II. — 536 с.
- В. П. Вомперского. М., 1970.
- Пристансков П. Д. и др. Обучение учащихся средней школы деловой речи. Волгоград, 1962.
- Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. Для классов гуманитарного профиля. -М: Просвещение, 1994. -110 с.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 10−11 классы / Сост. Jl. М. Рыбченкова, М.: Просвещение, 1997. -65 с.
- Программно-методические материалы: Русский язык. 5−9 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова. 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000.- 192 с.
- Программы средней школы: Русский язык. 5−11 классы татарских школ / Авторы-сост.: Л. 3. Шакирова, Н. Н. Фаттахова, Р. Ю. Закирова, 3. Ф. Юсупова. Казань: Магариф, 2003. — 136 с.
- Психология. Словарь / Под ред. Петровского A.B. и Ярошевского М. Г., 2-е изд. испр. и допол. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Психология: Учебник для пединститутов, институтов / Под ред. А. Смирнова, 2-е изд. М.: Учпедгиз РСФСР, 1962. — 559 с.
- Пустовалов П.С., Сенкевич М. П. Пособие по развитию речи: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2001. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1987. — 288 с.
- Пушкин В.Н. Психологические возможности человека. М.: Знание, 1972.-64 с.
- Работа над деловой речью. В кн.: О преподавании русского языка в восьмилетней школе / Под ред. В. А. Добромыслова и Г. П. Фирсова. — М., 1961.-С. 168−190.
- Радлов В.В. Грамматика русского языка. Казань, 1873.
- Развитие речи учащихся в процессе обучения в средней школе / Под ред. проф. В. В. Голубкова и к. п. н. Э. И. Моносзона. М.: МП РСФСР, 1954.- 153 с.
- Разинкина Н.М. Функциональная стилистика. М.: Высш. школа, 1989.- 182 с.
- Райе К. Классификация текстов и методов перевода. Вопросы теории перевода в зарубежной лингвистике. Сб. статей, М.: Международные отношения, 1978. С. 202−228.
- Рахманин П.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М.: Высш. шк., 1982. 238 с.
- Рахманин П.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов / Уч. пособие. 4-е изд., испр. — М., 1997.
- Реформатский A.A. Книга о русском языке // Русский язык в школе. 1970. — № 5. — С.108−113.45 6. Реформатский A.A. Фонология на службе обучения произношению неродного языка //Рус. яз. в нац. школе, 1961. № 6. — С. 67.
- Рогов Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. -М.: Просвещение, 1991.-287 с.
- Рогожин М.Ю. Документы делового общения. -М., 1999.
- Рождественский Н.С., Кустарева В. А. Методика начального обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1965. — 347 с.
- Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. Изд-е 3-е, испр. и доп. Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1974. -352 с.
- Романов А. А. Грамматика деловых бесед. Тверь, 1995.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии (в двух томах). -М.: Педагогика, 1989. Т. 1. — 488 с., Т. 2. — 328 с.
- Румынина JI. А. Делопроизводство: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования, обучающихся по юридическим специальностям. -М.: Мастерство- Высшая школа, 2001.-208 с.
- Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ф. П. Филин. М.: Советская энциклопедия, 1979. — 432 с.
- Русский язык в 7 классе татарской школы: Методические указания к учебнику / Р. Б. Гарифьянова, Ф. С. Камалова, Г. X. Ахбарова, Т. О. Скиргайло. Казань: Магариф, 1995. -128 с. 304.
- Русская речь: Учебное пособие по развитию речи для 7 класса татарской школы / Р. Б. Гарифьянова, Ф. С. Камалова, Г. X. Ахбарова, Т. О. Скиргайло. Под ред. Р. Б. Гарифьяновой. Казань: Магариф, 2000. -112 с.
- Сабаткоев Р.Б. Методика развития связной русской речи в осетинской школе: Методическое пособие. Орджоникидзе: Ир, 1979. -136 с.
- Сабаткоев Р.Б. Проблемы обогащения синтаксического строя русской речи учащихся национальных школ: автореф. дис. .доктора пед. наук. 1979. — 36 с.
- Салистра И.Д. Очерки методов обучения иностранным языкам. -М., 1964.
- Салистра И. Д. О некоторых методических терминах /
- Иностранные языки в школе, 1952, № 2.
- Сафиуллина Ф.С. Учёт актуального членения предложения при переводе с русского на татарский /Татар тел белеме мэсьэлэлэре (Вопросы татарского языкознания). 5-я книга. Казань: КГУ, 1972. — С. 22−42.
- Саяхова JI. Г. Лингводидактические основы описания лексико-семантической системы русского языка и учебные словари для национальной школы. Автореф.. д-ра пед. наук. М., 1981. -45 с.
- Сборник упражнений по синтаксической стилистике и культуре речи: Пособие для учителя / Под ред. проф. В. Д. Бондалетова. М.: Просвещение, 1978. — 175 с.
- Севбо И.П. Структура связного текста и автоматизация реферирования. М.: Наука, 1969. — 135 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Сильман Т.И. Синтаксико-стилистические особенности местоимений // Вопросы языкознания. 1970. — № 4. — С. 80−81.
- Сиротинина О.Б. Межстилевая и внутристилевая вариативность языковой системы / Вопросы стилистики. Саратов, 1986. — С. 3−8.
- Сиротинина О.Б. Русская разговорная речь. М.: Просвещение, 1983.-253 с.
- Скребнев Ю.М. Очерк теории стилистики. Горький, 1975. -175 с.
- Смирнова А. Н. Воспитание навыков деловой речи (из опытаработы в V-VII классах). В кн: Ломизов А. Ф. и др. Воспитание культуры устной и письменной речи. — Л., 1957. — С. 105−116.
- Смелкова З.С. Деловой человек: культура речевого общения/ Пособие и словарь-справочник. -М.: КубК-а, 1997. -192 с.
- Соколова В. В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995, — 192 с.
- Соколов Н.М. Устное и письменное слово учащихся. М.-Л.: ГИЗД927. — 119 с.
- Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М.: Просвещение, 1968. -248 с.
- Солганик Г. Я. О штампах и «газетном языке» // Вестник МГУ. Серия 2-я. Журналистика, 1968. -№ 2. С. 42−48.
- Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика. Сложное синтаксическое целое. -М.: Высшая школа, 1973. 214 с.
- Солганик Г. Я. К проблеме классификации функциональных стилей на интралингвистической основе / Основные понятия и категории лингвостилистики. Сб. ст. Под ред. М. Н. Кожиной. Пермь, 1982.-С.43−52.
- Солганик Г. Я. Стилистика текста: Учебное пособие. М.: Флинта, Наука, 1997. — 256 с.
- Сорокин Ю.С. К вопросу об основных понятиях стилистики. -М.: Русский язык, 1954. № 2. — С. 68−82.
- Сорокина М. Г. Деловая речь на уроках русского языка // Русский язык в школе, 1962. № 2.
- Стернин И. А. Русский язык делового общения. Воронеж, 1995.
- Степанов A.B. Основные понятия стилистики. М.: Изд-во МГУ, 1966.-72 с.
- Стилистические функции лингвистических единиц в тексте. -Куйбышев: Гос. пед. инс-т, 1984. 101 с.
- Стилистические функции единиц разных уровней языка. Межвуз. сб. науч. трудов, Редкол. Новикова Ю. Г. Красноярск, 1985. -122 с.
- Ступин JI. П., Ищук И. В. Как писать письма по-английски. -СПб., 1999.-240 с.
- Ступин JI. П. Письма по-английски на все случаи жизни: Учебно-справочное пособие для изучающих английский язык. СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1997.-207 с.
- Стилистика русского языка. Под ред. Н. М. Шанского JL, 1982.--286 с.
- Тагиева А.Т. Развитие и совершенствование письменной речи учащихся-азербайджан на продвинутом этапе (9−11 классы). Дис.. канд. пед. наук. Баку, 1987. — 197 с.
- Тарасов Е. Ф. Методические проблемы исследования речевого общения // Речевое общение: цели, мотивы, средства. М., 1985. — С.4−10.
- Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. А. Д. Климентенко, A.A. Миролюбова- Научно-исследовательский институт содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР. -М.: Педагогика, 1981.- 456 с.
- Теория и практика обучения русскому языку: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. В. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина и др. Под ред. Р. Б. Сабаткоева. М.: Изд-ий центр «Академия», 2005. — 320 с.
- Тростенцова JI.A. Действие и «операция» при анализе процессаизучения морфологии // Рус. яз. в школе, 1979. — № - С. 42−46.
- Труды научных сессий, посвящённых 120-летию со дня рождения Каюма Насыри. Казань, 1983.
- Уралова Т. В. Сборник статей для изложений в V-VII классах. -М., 1957.-С. 306−308.
- Уфимцева A.A. К вопросу о лексико-семантической системе языка // Вопр. языкознания, 1962. № 4. — С. 36−46.
- Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1945.
- Фрадков JI. М. За грамотность и культуру речи. Куйбышев, 1961,-С. 136−145.5Ю.Фролова А. Д. Делопроизводство в советских учреждениях. -М., 1957.- 183 с.
- Федоренко Л.П. О структуре речевых умений и навыков // Русский яз. в школе 1971.-№ 2.-С. 12- 17.
- Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1973. — 160 с.
- Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
- Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку: Учебное пособие. Курск: изд-во КГПИ, 1994.-204 с.
- Фигуровский И.А. Синтаксис целого текста и ученические письменные работы. М.: Учпедгиз, 1961.-171 с.
- Хамблин Д. Формирование учебных навыков. М.:1. Просвещение, 1986. 160 с.
- Храпченко Н.Б. Текст и его свойства // Вопросы языкознания, 1985.-№ 2.-С. 5−12.
- Хэгболдт П. Изучение иностранных языков, М.: Учпедгиз, 1963.- 112 с.
- Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -437 с.
- Чернова Е. Д. Стилистическая организация речи // Проблемы лингвистики текста. М., 1988. — С. 84−87.
- Черных А. Ф. Изучение деловых бумаг в школе // Русский язык в школе, 1955. № 6. — С. 53−58.
- Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. М.: Просвещение, 1987. — 176 с.
- Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. -М.: Народное образование, 1996. -245 с.
- Шакирова Л.З. Казанская лингвистическая школа в аспекте её развития /Русский язык в школе: опыт проблемы, перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть 1. -Казань, 2001.- С. 3−13.
- Шакирова Л.З. Основы методики преподавания русского языка в татарской школе / Под ред. Н. М. Шанского. 3-е изд., перераб. и доп. -Казань: Магариф, 1999. -327с.
- Шаклеин В.М. Лингвокультурная ситуация и исследование текста. -М., 1997.
- Шварцкопф Б.С. Функционирование современного русского языка // Русский язык в современном мире. М.: Наука, 1974. — С. 190 220.
- Шмелёв Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. М.: Наука, 1973.-280 с.
- О.Шмелёв Д. Н. Русский язык в его функциональных разновидностях (К постановке проблемы). М.: Наука, 1977. — 168 с.
- Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам. -М.: Просвещение, 1971.-297 с.
- Шубин Э.И. Основные принципы обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1972. — 350 с.
- Щерба JT.B. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании. Известия АН СССР. Отд-ние общ. наук, 1931. Вып. I.
- Щерба JI.B. Преподавание иностранных языков в средней школе: Общие вопросы методики. JL, 1947.
- Щерба J1.B. Избранные работы по русскому языку. М., 1957.
- Щерба JI.B. О трояком аспекте в языкознании / Хрестоматия по истории языкознания 19−20 веков. -М., 1958. С.252−256.
- Щерба JI. В. Языковая система и речевая деятельность. JL: Наука, 1974.-428 с.
- Щербакова О. М. Официально-деловой стиль современных школьных документов. Автореф. дисс. к. филол. н. -М., 1988.
- Щербатский Б. М. Занятия по стилистике в старших классах средней школы: Пособие для учителей. Государственное учебно-педагогическое изд-во БССР. — Минск, 1954. — 177 с
- Щепина К. П. Обучение деловому письму на уроках русского языка: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1980. 80 с.
- Экба Н.Б. Взаимовлияние языков и развитие двуязычия в национальной школе. СПб.: Просвещение, 1993.
- Эльконин Д. Б., Занков JI. В. Проблемы развивающего обучения. -М., 1986.- 150 с.
- Ярцева В.Н. Сопоставительная лингвистика и обучение неродному языку. М.: Наука, 1988. — 280 с.
- Яцикевичюс А.И. Психология формирования многоязычия. Дисс.. док. психол. наук. Шауляй, 1969. — 360 с.
- Blanton L. Composition Practice. Heinle Publishers, Boston. 1993. Leggett G Handbook for Writers. Prentike Hall, Lnc., New Jersey. 1998.
- Clegg C.S. Critical Reading and Writing Across the Disciplines, Holt, Rinehart and Winston, Lnc № V, 1988.
- Comprehendinq oral and written language / Ed by Rosalind Horowits. -N.Y., 1986.-411 p.
- Cramer R.L. Writing, Reading and Language Gromth. Columbus, etc, 1978.
- Guilford J. P. Personlichkeit. Weinheim, 1964. S. 94. 483. Optimization of the Lingvistic Message // Под. ред. Ахматовой O.C. и Перекальской Т. К. Изд-во МГУ, 1974.
- Troyka L.Q. Quick Access: Reference for Writers. Prentice Hall, Lnc., New Jersey, 1995.1. Словари
- Аверинцев C.C. Филология / Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1991. — 727 с.
- Агеенко Ф. Л., Зарева М. В. Словарь ударений русского языка. -М., 1993.
- Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка. -М., 1989.
- Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. энциклопедия, 1966. — 386 с.
- Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. -М., 1976.
- Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. 3-е изд.1. М, 1986.
- Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов современного русского языка. -М., 1994.
- Болыиой орфографический словарь русского языка / Под ред. С. Г. Бархударова и др. М., 1993.
- Болыиой словарь иностранных слов. -М., 1999.
- Большой толковый словарь русского языка. СПб., 1998.
- Болыпая советская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1975.-365 с.
- Букчина В.З., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. М., 1998.
- Васюкова И. А.Словарь иностранных слов. М., 1999.
- Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. М., 1984.
- Горбачевич К. С. Русский синонимический словарь. СПб., 1996.
- Горбачевич К. С. Нормы современного русского языка. М., 1989.
- Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. СПб., 2000.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т.-М., 1998.
- Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: Эксмо-Пресс, 2001. — 736 с.
- Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы. Ударение. М., 1994.
- Ефремова Т. Ф., Костомаров В. Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. -М., 1993.
- Каленчук М. Л., Касаткина Р. Ф. Словарь трудностей русского произношения. М., 1997.
- Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов. М., 1999.
- Крысин JI. П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 1998.
- Лекант П.А., Леденёва В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка: Произношение слов. -М., 1998.
- Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. -М.: Советская энциклопедия, 1990. 685 с.
- Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка. М., 1999.
- Малитков A.C. Краткий словарь видов и разновидностей документов. М., 1974.
- Морковкин В.В. Лексический минимум современного русского языка. М.: Русский язык, 1985.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М., 1997.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 ООО слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 2002. — 944 с.
- Орфографический словарь русского языка / Под ред. В. В. Лопатина идр. 3-е изд. М., 1998.
- Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1964.-Т. I.-353 с.
- Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка.-М., 1987.
- Розенталь Д.Э., Гнеленкова М. А. Справочник лингвистических терминов. -М.: Просвещение, 1976. 543 с.
- Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П. Н.
- Денисова, В.В. Морковкина. М., 1983.
- Словарь устаревших слов / Н. Г. Ткаченко, И. В. Андреева, Н. В. Баско.-М., 1997.
- Сомов В. П. Словарь редких и забытых слов. М., 1996.
- Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т.-М., 1990.
- Шанский Н.М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. -М., 1994.
- Русско-татарский словарь: Около 47 ООО слов / Э. М. Ахунзянов, Р. С. Газизов, Ф. А. Ганиев и др.- Под ред. Ф. А. Ганиева. -2-е изд., стереотип. -М.: Рус. яз., 1985. 736 с.