Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Функции образования. 
Методика преподавания психологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимо понимать, что не только образование влияет на общество. Ведь образование — это часть социальной системы, и на процесс его осуществления и результаты оказывают влияние все аспекты общественной жизни: от политики и идеологии до материально-бытовых условий жизни педагогов и детей. Общественное развитие приводит к изменениям социальных условий, а также взглядов, идей, ценностей, что… Читать ещё >

Функции образования. Методика преподавания психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Функции образования есть проявления его необходимых свойств, соотносимые с различными областями действительности. В функциях образования заложена его роль в системах более высокого иерархического уровня (культура, общество, человек). Традиционно выделяют три его функции: культурную, общественную и гуманистическую. Несмотря на разделение функций, все они взаимосвязаны так же, как взаимосвязаны стороны действительности, к которым они относятся. Так, например, требования социального заказа не могут существовать иначе, чем в контексте культуры. Однако общечеловеческие ценности могут «уступать натиску» временным требованиям технико-технологического развития. Между функциями можно наблюдать некоторые пересечения (поскольку анализу подвергается одно целостное явление), но отсутствие тождества (поскольку ракурсы анализа различны).

Какой из представленных рисунков подходит, на Ваш взгляд, для схематичного изображения общества, культуры и образования? Почему? Обозначьте на нем названные явления.

Функции образования. Методика преподавания психологии.

Если рассматривать культуру как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, проявляющий себя в мире материальных и духовных ценностей, то взаимодействие культуры и образования имеет две стороны. Первая — «проникновение» культуры в образование, обретение им содержания и собственной формы (образование является отраслью массового духовного производства и средством трансляции культуры), вторая — воспроизводство культуры через ее реальное существование в человеке (сохранение и развитие культурных достижений).

Культурная функция образования имеет два аспекта. Во-первых, образование есть процесс передачи — присвоения культурно оформленных образцов человеческой деятельности и ее результатов в виде знаний, способов деятельности, отношений, ценностей. Приобщение ребенка к культуре — не пассивный процесс «напластовывания», «прибавления» к нему культурных достижений. В рамках сотрудничества со взрослым и совместной деятельности ребенок преобразует культурно предпочитаемые способы деятельности в свои собственные, тем самым «окультуривает» себя [64]. Присвоенный ребенком опыт перерабатывается и возвращается к культуре в виде определенных индивидуальных способов и результатов деятельности.

Это и есть второй аспект культурной функции образования — воспроизводство и развитие культуры. Если бы механизм процесса передачи — присвоения культурных ценностей из поколения в поколение был подобен механизму передачи каких-либо предметов, то процесс развития культуры был бы невозможен, и образование «производило» бы однотипные «продукты». Поэтому в реализации культурной функции значение имеют не только овладение определенными знаниями, умениями, навыками, а также интериоризация общечеловеческих ценностей, но и творческая переработка человеком культурного опыта, преобразование культурных значений в смыслы, воспроизводство культуры не в неизменном виде, а в преобразованном, «пропущенном через себя».

Общественная функция образования проявляется в том, что оно является институтом социализации личности, подготовки новых членов общества. От того, насколько эффективно образование выполняет социальный заказ, зависит развитие производства и других сфер общественной жизни.

Что такое социальный заказ образованию? Докажите, что цель образования и социальный заказ не есть тождество.

Без образования немыслимо развитие общества, так как общество состоит из людей, которые и являются «двигателями прогресса». Поскольку в общественном развитии трудно переоценить роль человеческого фактора, во многих странах совершенствование образования рассматривается как первоочередная задача национальной политики. Даже в странах с самыми децентрализованными системами образования заботу о его развитии и финансировании вводимых новшеств берет на себя государство.

Необходимо понимать, что не только образование влияет на общество. Ведь образование — это часть социальной системы, и на процесс его осуществления и результаты оказывают влияние все аспекты общественной жизни: от политики и идеологии до материально-бытовых условий жизни педагогов и детей. Общественное развитие приводит к изменениям социальных условий, а также взглядов, идей, ценностей, что находит свое отражение в корректировке социального заказа и, как следствие, в реформировании образования. Так, в связи с резким увеличением объема накопленных обществом знаний, высокой динамикой развития технологии производства, современное начальное и среднее профессиональное образование не могут претендовать на окончательную подготовку человека к профессиональной деятельности. Для работы в любой сфере кроме профессионально важных знаний и умений необходим определенный уровень общей культуры, фундаментальная подготовка в ряде наук, хорошая ориентация в сфере человеческих взаимоотношений. Даже высшее образование не может рассматриваться как подготовка человека на всю жизнь. Поэтому от всего общества и каждого человека требуется понимание необходимости постоянного образования. А образование, в свою очередь, должно быть нацелено на подготовку человека, который сможет сам искать и находить информацию; решать не только проблемы сегодняшнего дня, но и те, которые возникнут в будущем; осваивать новые способы деятельности; заниматься самообразованием. Иными словами, каждое новое поколение должно не только усвоить опыт предыдущего, но и двигаться дальше в своем развитии. Только в этом случае возможен прогресс общества.

Как отмечают философы, в современной цивилизации происходят трансформации, ведущие к созданию постиндустриального общества, важнейшим отличием которого от существующего станут место и роль в нем активной личности. В таком обществе от человека будут требоваться не только исполнительность, компетентность, ответственность, но и способность организовать свою деятельность в различных условиях и масштабах времени, умения согласовать свои возможности, способности, ожидания со встречными условиями и требованиями профессиональной деятельности. А это предполагает разрешение противоречий, самопознание, самоопределение. Иными словами, необходимо развитие личности как полноправного субъекта деятельности.

Если цель общества — прогресс, то образование должно путем развития личности обеспечить саморазвитие общества. Тогда в рамках реализации образованием общественной функции к основным его задачам необходимо отнести не только формирование инициативных, ответственных, компетентных, самостоятельных, стремящихся к самообразованию членов общества, но и развитие личностных, субъектных функций человека.

В гуманистической функции образования отражается его значимость для каждой личности. Эффективность реализации данной функции образования проявляется в том, насколько успешно оно обеспечивает основу для удовлетворения потребностей и достижения жизненных целей. Что же человек может найти для себя в образовании? Какое образование приобретет личностную значимость для всех людей? Не такие уж простые вопросы, поскольку они уходят корнями в представления о природе человека, его роли и месте во Вселенной, и могут решаться только в контексте понимания целей, ценностей человека и даже предназначения и смысла жизни.

Следует отметить, что в рамках некоторых парадигм, проблема определения смысла гуманистической функции образования решается достаточно легко и однозначно или вообще не ставится. Так, например, в условиях авторитаризма, когда образование призвано «подавить» природу человека и «вылепить» из него то, что нужно правящим классам, гуманистическая функция лишается какого-либо смысла. Если человек понимается в первую очередь как «общественное животное», наделенное биологическими и социальными потребностями, то суть гуманистической функции в том, что образование, развивая способности и умения, позволяет человеку зарабатывать себе на жизнь, «вписаться» в жизнь общества, реализовать свои потребности, редуцированные до биологических и элементарных социальных.

В настоящее время, когда в образовании делается попытка поворота к человеку, и в педагогику на новом витке ее развития возвращаются гуманистические ценности, можно с полным правом утверждать приоритет гуманистической функции образования. Однако для того, чтобы раскрыть ее содержание, необходимо определиться, в рамках какой парадигмы образования мы находимся, а значит обратиться к представлениям о человеке, лежащим в ее основе.

зо.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой