Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности: На основе использования элементов театрализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В теории и практике дошкольного образования накоплен немалый опыт развития творчества детей в разных видах художественной деятельности, в том числе: в изобразительной (Р.Г. Казакова, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова, P.M. Чумичёва и др.), в художественно-речевой (Т.И. Алиева, Н. С. Карпинская, JI.A. Пеньевская, О. С. Ушакова и др.), в музыкальной (С.В. Акишев, Н. А… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Психолого-педагогический аспект проблемы развития творчества дошкольников в художественной деятельности
    • 1. 2. Особенности развития творчества детей дошкольного возраста в музыкальной деятельной
    • 1. 3. Возможности развития творчества старших дошкольников в музыкальной деятельности на основе использования элементов театрализации
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
    • 2. 1. Анализ состояния практики развития творчества детей в музыкальной деятельности (констатирующий эксперимент)
    • 2. 2. Методика развития детского творчества в процессе музыкальной деятельности на основе использования элементов театрализации (формирующий эксперимент)
    • 2. 3. Динамика уровней развития творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности контрольный эксперимент)
  • ВЫВОДЫ

Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности: На основе использования элементов театрализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Ориентация современной педагогики на гуманизацию образования, развивающее обучение, личностно-ориентированный подход предполагает создание условий для развития личности каждого ребёнка, его способностей, интересов, творческого самовыражения в различных видах деятельности. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики.

Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Б.В. Асафьев, JI.A. Венгер, Н. А. Ветлугина, J1.C. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Кабалевский, Н. Н. Поддьяков, Б. М. Теплов и др.).

В теории и практике дошкольного образования накоплен немалый опыт развития творчества детей в разных видах художественной деятельности, в том числе: в изобразительной (Р.Г. Казакова, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова, P.M. Чумичёва и др.), в художественно-речевой (Т.И. Алиева, Н. С. Карпинская, JI.A. Пеньевская, О. С. Ушакова и др.), в музыкальной (С.В. Акишев, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Г. И. Колесникова, JI.H. Комиссарова, М. А. Медведева, Н. А. Метлов, О. П. Радынова, А. И. Ходькова и др.). В последние годы усилилось внимание исследователей к изучению проблемы детского творчества в театрализованной деятельности (И.Г. Андреева, М. Б. Зацепина, Е. А. Медведева, JI.C. Фурмина, и др.).

Развитие детского творчества — сложная и комплексная проблема. Современные подходы к её изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творчества в условиях интеграции разных видов искусства и взаимосвязи на этой основе разных видов художественной деятельности детей. Положительная динамика в развитии творчества дошкольников прослеживается в условиях взаимосвязи изобразительной и театрализованной, изобразительной и музыкальной деятельности (В.В Домогацких, М. В. Колосова, Е. А Пелих, P.M. Чумичёва и ДР-).

Несмотря на значительный вклад исследователей в изучение проблемы развития творчества детей дошкольного возраста, многие её аспекты остаются недостаточно изученными. В частности, не раскрыты возможности развития творчества дошкольников в условиях взаимосвязи музыкальной и театрализованной деятельности.

Взаимосвязь этих видов деятельности должна быть не формальной, а логической, что способствует творческому осмыслению музыкального материала и творческому его преобразованию на уровне детского экспериментирования. Это даёт ребёнку большую самостоятельность в выборе средств выражения для воплощения своего замысла (Н.Н. Поддьяков).

Поэтому исследование данной проблемы является актуальным.

Анализ теоретических исследований и состояния изучаемой проблемы в практике позволил выявить ряд противоречий. К числу наиболее существенных, на наш взгляд, можно отнести противоречия между:

• имеющимися научными данными об эффективности развития ребёнка-дошкольника в различных видах художественной деятельности и недостаточной теоретической разработанностью проблемы развития творчества детей в условиях взаимосвязи музыкальной и театрализованной деятельности;

• наличием интереса педагогов-практиков к развитию детского творчества и отсутствием научно-обоснованных методических рекомендаций по созданию педагогических условий для реализации творческого потенциала детей в музыкально-театрализованной деятельности.

На основе выделенных противоречий была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности на основе использования элементов театрализации?

Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Объектом исследования выступает педагогический процесс развития творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности на основе использования элементов театрализации.

Предметом исследования являются педагогические условия и методика развития творчества старших дошкольников в музыкальной деятельности с использованием элементов театрализации.

Гипотеза исследования: мы рассматриваем детское творчество в музыкальной деятельности с использованием элементов театрализации как способность ребёнка к созданию музыкально-сценического образа на основе взаимосвязи эмоционально-образного, интонационно-двигательного и креативного компонентов. Предполагаем, что развитие творчества старших дошкольников в музыкальной деятельности будет происходить более успешно при следующих педагогических условиях:

— определения содержания музыкальной деятельности старших дошкольников, основанного на взаимосвязи восприятия музыкального произведения и создания музыкально-сценического образа;

— разработки методики поэтапного развития музыкально-сценического творчества детей, включающей творческие задания, проблемно-поисковые игровые ситуации, сюжетно-тематические комплексы, реализации творческих замыслов в музыкально-сценическом действии;

— создания предметно-пространственной художественной среды, стимулирующей творческие проявления детей: элементы театральной атрибутики, костюмы, декорации, музыкальные инструменты и др.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить сущность понятия «детское музыкально-сценическое творчество».

2. Определить и теоретически обосновать возможности развития детского творчества в музыкальной деятельности с использованием элементов театрализации.

3. Выявить педагогические условия развития творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности на основе использования элементов театрализации.

4. Экспериментально проверить эффективность выявленных педагогических условий.

Методологической основой исследования явились теоретические положения философии, музыкознания, психологии и педагогики. В исследовании мы опирались на положения философии о роли искусства в развитии художественного творчества и преобразования материального мира (А. Бергсон, Н. А. Бердяев, Ю. Б. Борев, В. В. Ванслов, М. С. Каган, И. Кант, В. А. Разумный, Ф. Шеллинг, А. Шопенгауэр и др.), психолого-педагогические положения о закономерностях творчества и путях его развития (Б.Г. Ананьев, JI.A. Венгер, Н. А. Ветлугина, JI.C. Выготский, О. М. Дьяченко, Т. С. Комарова, Н. Н. Поддьяков, СЛ. Рубинштейн, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флёрина и др.), психолого-педагогические исследования о сущности синтеза искусств как фактора развития личности человека (А.Я. Андреев, О. А. Апраксина, В. П. Михалёв, Б. М. Неменский, P.M. Чумичёва, В. Н. Шацкая, Г. К. Щедрин, Б. П. Юсов и др.) и о взаимосвязи музыкальной деятельности дошкольника с другими видами художественной деятельности (JI.JI. Бочкарёва, В. В. Домогацких, С. П. Козырева, М. В. Колосова, Е. А. Пелих, М. Д. Сосницкая, Е. Н. Тру сова и др.), положения педагогики о гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса, обновлении содержания методик развития детского творчества (Н.А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Р. Г. Казакова, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, JI.H. Комиссарова, О. П. Радынова, О. С. Ушакова и др.).

В решении задач использовались следующие методы педагогического исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, музыковедческой литературы по проблеме исследованияанкетирование воспитателей и музыкальных руководителей дошкольных образовательных учрежденийнаблюдение за деятельностью детейпедагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).

Организация и база исследования.

Экспериментальное исследование проводилось на базе дошкольных учреждений № 42, 70 г. Кирова. Всего в эксперименте участвовало 50 детей старшего дошкольного возраста, 50 воспитателей, 30 музыкальных руководителей г. Кирова и Кировской области. Исследование проводилось в три этапа:

1 этап (1996 — 1998 гг.) — поисково-теоретический. В этот период осуществлялось изучение и проводился анализ психолого-педагогической, музыковедческой, научно-методической литературы по проблеме исследования. Определялись исходные позиции исследования: цель, гипотеза, задачи, методология и методика исследования.

2 этап (1998 — 2001 гг.) — опытно-экспериментальный. На этом этапе выявлялись особенности проявления творчества старших дошкольников в музыкальной деятельности. Разрабатывался и проводился поисковый этап эксперимента, в процессе которого определялись критерии развития творчества дошкольников в музыкальной деятельности, обрабатывались результаты анкетирования педагогов. Апробировалась методика экспериментальной работы. Проводился педагогический эксперимент, в ходе которого проверялась гипотеза, корректировались содержание и методика эксперимента.

3 этап (2001 — 2004 гг.) — заключительно-обобщающий. Он включал обработку и анализ результатов проведённого исследования, обобщение и систематизирование экспериментальных данных исследования, уточнение теоретических положений, формулирование выводов.

Научная новизна заключается в том, что:

— раскрыто содержание понятия «детское музыкально-сценическое творчество»;

— разработана и научно обоснована методика поэтапного развития творчества старших дошкольников во всех видах музыкальной деятельности, основанная на использовании элементов театрализации;

— раскрыты значение и возможность использования элементов театрализации как средства взаимосвязи музыкальной и театрализованной деятельности детей;

— расширены формы организации работы с детьми по развитию творчества в музыкальной деятельности на основе использования элементов театрализации: сюжетно-тематические комплексы, драматизация, «мини-опера», «мини-балет», «оркестровая миниатюра».

Теоретическое значение исследования:

— определены основные компоненты взаимосвязи музыкальной и театрализованной деятельности (эмоционально-образный, интонационно-двигательный, креативный);

— выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия развития творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности;

— разработаны критерии оценки уровня развития творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкально-театрализованной деятельности;

— показаны возможности исследования проблемы развития творчества старших дошкольников в музыкальной деятельности с использованием элементов театрализации.

Практическая значимость исследования:

Разработанная методика позволяет повысить эффективность процесса развития творчества старших дошкольников в музыкальной деятельностирезультаты работы могут быть использованы в массовой практике дошкольного образования и в системе дополнительного образования, а также в подготовке педагогов и повышении их квалификации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично автором, заключаются в обосновании возможности развития творчества старших дошкольников в условиях взаимосвязи музыкальной и театрализованной деятельности, а также в выявлении педагогических условий, способствующих эффективности протекания данного процесса.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов исследования подтверждается их соответствием методологическим положениям философии, музыкознания, психологии и педагогикиприменением комплекса эмпирических методов исследования, адекватных целям, задачам и логике исследованиясочетанием качественного и количественного анализа экспериментального материалаэкспериментальной проверкой гипотезыреализацией результатов экспериментального исследования и их воспроизводимостью в дошкольных образовательных учреждениях.

Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и результаты исследования обсуждались на методологических семинарах и заседаниях кафедры педагогики и методики дошкольного образования Вятского государственного гуманитарного университетана аспирантских объединениях ВятГГУна региональных и общероссийских научно-практических конференциях (Санкт-Петербург — 1997, 2004 гг.- Киров — 1997, 1998, 1999, 2003 гг.- Москва — 1997, 1998 гг.). Результаты исследования использовались при проведении семинаров в дошкольных образовательных учреждениях г. Кирова (№№ 42, 66, 70,173).

По итогам диссертации опубликованы 4 научные работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творчество ребёнка в музыкальной деятельности с использованием элементов театрализации мы рассматриваем как способность создания музыкально-сценического образа на основе взаимосвязи восприятия музыки и элементов сценического действия.

2. Развитие творчества старших дошкольников в разных видах исполнительской музыкальной деятельности на основе использования элементов театрализации эффективно при следующих педагогических условиях:

— определения содержания музыкальной деятельности старших дошкольников, основанного на взаимосвязи восприятия музыкального произведения и создания музыкально-сценического образа;

— разработки методики поэтапного развития твортества детей, включающей творческие задания, проблемно-поисковые игровые ситуациисюжетно-тематические комплексыреализации творческих замыслов в музыкально-сценическом действии;

— создания предметно-пространственной художественной среды, оказывающей стимулирующее воздействие на музыкально-сценическое творчество детей (элементы театральной атрибутики, костюмы, декорации, музыкальные инструменты и др.).

Структура диссертации: материалы, полученные в результате анализа литературы и экспериментального исследования по выбранной теме, изложены в данной диссертации, состоящей из введения, двух глав, выводов, библиографического списка (250 наименований) и трёх приложений.

ВЫВОДЫ.

1. Изучение проблемы развития творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности с использованием элементов театрализации позволило изучить сущность понятия «детское музыкально-сценическое творчество». Данное понятие рассматривается нами как способность ребёнка к созданию музыкально-сценического образа на основе взаимосвязи эмоционально-образного, интонационно-двигательного и креативного компонентов.

Исследование показало, что эффективным средством развития детского музыкально-сценического творчества выступает использование элементов театрализации, являющихся обязательным компонентом театрализованных игр, стимулирующим творческие проявления детей. Они определяют основу взаимодействия музыкальной и театрализованной деятельности детей, способствуя эмоционально-образному восприятию музыки и созданию музыкально-сценического образа.

2. Установлена недостаточная научная обоснованность и практическая разработанность вопросов, связанных с возможностью развития творчества дошкольников в условиях взаимосвязи музыкальной и театрализованной деятельности.

Музыкальную и театрализованную деятельность объединяют такие элементы как язык интонации и язык движений, на базе которых развивается способность к образному перевоплощению. Между музыкальным искусством и игрой существует тесная взаимосвязь: музыкальное искусство, как и любое другое, включает реальный и воображаемый план, поэтому художественное творчество обязательно содержит игровой элемент. Музыка и игра-драматизация, как основа театрализованной деятельности, дают широкие возможности для импровизации и самовыражения через понятные и доступные детям образы и игровые действия.

3. В результате исследования были выявлены педагогические условия, способствующие развитию творчества дошкольников в музыкальной деятельности, основанной на использовании элементов театрализации:

— определение содержания музыкальной деятельности старших дошкольников, основанного на взаимосвязи восприятия музыкального произведения и создания музыкально-сценического образа;

— разработка методики поэтапного развития творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности посредством использования элементов театрализации («вхождение в образ» и действие в воображаемой ситуациидействие с воображаемым предметом и с неоформленным материаломнахождение адекватных действий, движений, голосовых имитаций и пр.- выполнение роли режиссёра в условиях игровых действийиспользование атрибутов, костюмов, декорацийприсутствие зрителей), ориентированной на последовательное применение разнообразных форм организации музыкально-творческой деятельности детей (от выполнения творческих заданий, проблемно-поисковых ситуаций, применения сюжетно-тематических комплексов — к реализации творческих замыслов в инсценировании литературных и музыкальных произведений в форме «мини-оперы», «мини-балета», «оркестровой миниатюры») и методов, стимулирующих творческие проявления детей (метод импровизации, метод творческих заданий, метод моделирования игровых ситуаций, метод физических действий);

— создание предметно-пространственной художественной среды, стимулирующей творческие проявления детей: элементы театральной атрибутики, костюмы, декорации, музыкальные инструменты и др.

4. Опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность выявленных педагогических условий и разработанной методики, направленной на развитие творчества старших дошкольников в музыкальной деятельности на основе использования элементов театрализации. Целостная система творческих заданий, проблемно-поисковых ситуаций, опирающаяся на взаимосвязь восприятия музыкального произведения и сценического действия позволила развить у детей умение активно, творчески действовать в процессе инсценирования литературных произведений и музыкальных композиций. Своё умение дети экспериментальной группы реализовывали в разнообразных и привлекательных для них формах музыкальной деятельности, основанной на использовании элементов театрализации. Применяемые методы и элементы театрализации способствовали активизации творческих проявлений у старших дошкольников. Использование разработанной нами методики поэтапного развития творчества позволило повысить уровень развития творчества в музыкальной деятельности у детей экспериментальной группы (высокий уровень развития музыкального творчества на контрольном этапе исследования был отмечен у 56%, средний — 39%, низкий — 5% детей). Это говорит о положительной динамике творческого развития детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности, основанной на использовании элементов театрализации.

Проведённое исследование не исчерпывает возможности ранения проблемы развития творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности. Перспективы исследования мы видим в дальнейшей разработке педагогических подходов к взаимодействию разных видов искусства и развитию на этой основе детского художественного творчества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Р. Т. Творческое развитие в процессе музыкально-хореографической деятельности детей 6 лет Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Р. Т. Акбарова. М., 1989. — 23 с.
  2. , С. В. Активизация творческих проявлений в танце старших дошкольников Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / С. В. Акишев. -М., 1988.- 186 с: ил. Библиогр.: с. 130−142.
  3. , Н. С. Детское эстетическое отношение к дымковской игрушке Текст. / Н. С. Александрова: Киров: ВГПУ, 1997. — 67 с.
  4. , Ю. Б. Музыкальное развитие учащихся общеобразовательной школы в процессе занятий хоровым пением Текст.: дис.. канд. пед. наук: утв. в науч.-исслед. ин-те общ. и политехи, образования АПН РСФСР 29.12.65/Ю. Б. Алиев. -М., 1965.-291 л.
  5. , Б. Г. Задачи психологии искусства Текст. / Б. Г. Ананьев // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. — Л., 1982.-С. 234−245.
  6. , И. Г. Развитие творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / И. Г. Андреева. Саратов, 2001. — 199 с.
  7. , О. А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе Текст. / О. А. Апраксина. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-224 с.
  8. , Л. В. Театрализованные игры дошкольников: книга для воспитателей детского сада Текст. / Л. В. Артёмова. М.: Просвещение, 1991.- 178 с.
  9. , Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании Текст. / Б. В. Асафьев. М.- Л.: Музыка, 1965. — 151с.
  10. , Б. В. Музыкальная форма как процесс Текст. / Б. В. Асафьев. -Л., 1977.-Кн. 2.-269 с.
  11. , М. Н. Западные концепции художественного творчества: учеб. пособие для филос. фак. ун-тов и вузов искусств. 2-е изд. — М.: Высшая школа, 1990. — 176 с.
  12. , А. В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследования на материале пространственных искусств Текст. / А. В. Бакушинский. М.: Новая Москва, 1925. — 240 с.
  13. , JI. А. Система детского музыкального воспитания К. Орфа Текст. / под ред. JI. А. Баренбойма. Л.: Музыка, 1970. — 160 с. с ил. и нот. ил.
  14. , Е. Я. Психология художественного творчества (личностный подход) Текст. / Е. Я. Басин. М.: Знание, 1985. — 64 с. — (Серия «Эстетика" — № 5)
  15. , В. К., Ригина, Г. С., Алиев, Ю. Б. Музыкальное восприятие школьников Текст. / В. К. Белобородова, Г. С. Ригина, Ю. Б. Алиев. М.: Педагогика, 1975. — 160 с.
  16. , А. Смех Текст. / А. Бергсон // Собр. соч. М, 1980. — Т. 5.
  17. , Н. А. Воля к культуре и воля к жизни Текст. / Н. А. Бердяев // Творчество. 1990. — № 4.
  18. , П. П. Избранные педагогические произведения Текст. / П. П. Блонский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-695 с.
  19. , П. П. Педагогика Текст. / П. П. Блонский. М.: Работник просвещения, 1924.- 144 с.
  20. , Д. Б. Пути к творчеству Текст. / Д. Б. Богоявленская. -М.: Знание, 1981.-96 с.
  21. , К. В. Детское музыкальное творчество Текст. / К. В. Богуславская. М., 1944.
  22. , Л. И. Личность и её формирование в дошкольном возрасте Текст. / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  23. , Л. Р., Комарова, Т. С., Баранов, С. П. Дошкольная педагогика Текст.: учебное пособие для студентов средних пед. учебных заведений / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. 2-е изд. — М.: Академия, 1997. — 240 с.
  24. , Ю. Б. Эстетика Текст. / Ю. Б. Борев. М.: Политиздат, 1981. -399 с.
  25. , Л. Л. Создание игровых образов детьми 6-го года жизни под влиянием художественной книги или картинки Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. Л. Бочкарёва. М., 1982. — 16 с.
  26. , С. И. Музыкально-ритмическая деятельность как средство формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. И. Букатина. М., 1998. — 18 с.
  27. , А. И. Ритмическая мозаика Текст.: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. И. Буренина. СПб., 1997. — 128 с.
  28. , Ю. А. Творчество как философско-этический принцип Текст. /Ю. А. Бычков.-М., 1971.
  29. , В. В. Содержание и форма в искусстве Текст. / В. В. Ванслов. М.: Искусство, 1956. — 370 с.
  30. , Л. А. Педагогика способностей Текст. / Л. А. Венгер. М.: Знание, 1973. — 96 е.: ил.
  31. , Н. А. Музыкальное воспитание и развитие ребёнка Текст.: дис.. доктора пед. наук. / Н. А. Ветлугина. М., 1967. — 703 е., 3 л. с нот.
  32. , Н. А. Музыкальное развитие ребёнка Текст. / Н. А. Ветлугина. М.: Просвещение, 1967. — 415 с.
  33. , Н. А. Художественное творчество и ребёнок Текст. / Н. А. Ветлугина // Сб. статей / под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1972. — 287 с.
  34. , Н. А. Художественное творчество в детском саду Текст. / Н. А. Ветлугина // Сб. статей / под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1974.- 175 с.
  35. , Н. А. Гипотеза о пяти истоках Текст. / Н. А. Ветлугина // Ф Советская культура. 1977. — 31 мая.
  36. , Н. А. Педагогические условия формирования художественной самостоятельной деятельности Текст. / Н. А. Ветлугина // Дошкольное воспитание. 1977. — № 1.
  37. , Н. А. Виды детской музыкальной деятельности Текст. / Ф Н. А. Ветлугина // Дошкольное воспитание. 1980. — № 9. — С. 85−93.
  38. , Н. А. Возраст и музыкальная восприимчивость Текст. / Н. А. Ветлугина // Восприятие музыки / ред.- сост. В. Н. Максимов- -М., 1980.-С. 229−243.
  39. , Н. А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников Текст. / Н. А. Ветлугина // Сб. статей / под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1980. ^
  40. , Н. А. Музыкальный букварь Текст. / Н. А. Ветлугина. М.: Музыка, 1988.- 112 с.
  41. , JI. Развитие творческих музыкальных способностей детей Текст. / J1. Волкова // Дошкольное воспитание. 1980. — № 12. — С. 81.
  42. , Т. В. Формирование самостоятельности в пении детей 5-гои 6-го года жизни Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. В. Волчанская. М., 1972. — 16 с.
  43. Всероссийское совещание по художественному воспитанию детей 3−7/II 1941): стенограмма. Архив. ИХВ АПН РСФСР. С. 227.
  44. , М. В. Фантазия и реальность в психике ребёнка Текст. / М. В. Вульф. Одесса, 1926. — 48 с. — (Вопросы теории и практики• психоанализа).
  45. , JI. С. Мышление и речь Текст. / J1. С. Выготский. М., 1956.-521с.
  46. , JI. С. Психология искусства Текст. / JI. С. Выготский. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Искусство, 1968. — 576 с. д 49. Выготский, JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте Текст.
  47. Л. С. Выготский. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 90 с.
  48. , П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий Текст. / П. Я. Гальперин // Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. -С. 236−278.
  49. , Р. О. О смысле карнавальных праздников Текст. / Р. О. Генон // Вопросы философии. 1991. — № 4. — С. 45 — 48.
  50. , С. В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники Текст. / С. В. Гиппиус. Л.- М.: Искусство, 1967. — 295 с.
  51. , Е. В. Обучение языку движений как средство формированияу дошкольников музыкально-двигательного творчества Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Горшкова.- М., 1989. 16 с.
  52. , Е. И. Знакомьтесь: «Выразительное движение» Текст. / Е. И. Горшкова // Дошкольное воспитание. 1999. -№ 10. — С. 10−15.
  53. , Е. С. Художественное творчество Текст. / Е. С. Громов. М.:
  54. Политическая культура, 1970. 364 с.
  55. , В. В. .Нет, зрелая творческая личность Текст. /
  56. B. В. Давыдов // Лит. газета. 1972. — 2 февр.
  57. , И. Л. Формирование восприятия музыки у дошкольников Текст.: дис.. канд. пед. наук. / И. Л. Дзержинская. М., 1962. — 267 л. с нот. илл.- 30 л. илл. нот.
  58. Диагностика творческих способностей детей в условиях проявления развитых технологий дошкольного образования: принципы, методика, рекомендации. -М: Декорт, 1995.
  59. , В. А. Развитие творческой направленности у детей в процессе различных видов музыкальной деятельности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. А. Дмитриев. Екатеринбург, 2002. — 23 с.
  60. , В. В. Развитие цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. В. Домогацких. М., 2000. — 16 с.
  61. Дошкольник: обучение и развитие, воспитателям и родителям / под ред. В. Н. Белкиной, Н. В. Васильевой и др. Ярославль: Академия развития, Академия и Ко, 1998.
  62. , Г. Н. Педагогические основы формирования художественной творческой деятельности детей 6−7 лет средствами музыкально-речевого фольклора Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. Н. Дубогрызова. Майкоп, 1996. — 19 с.
  63. , И. С. Философские проблемы науки о творчестве Текст. / И. С. Дышлевый // НТП: методология, теология, практика. М. 1989. —1. C.79.
  64. , Дж. Обладание опытом. Современная книга по эстетике. Антология Текст. / Дж. Дьюи / общ. ред. А. Егорова. М., Изд-во иностр. лит., 1957.
  65. , О. М., Лавреньева, Т. В. Психологическое развитие дошкольников Текст. / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. М.: Педагогика, 1984. — 128 с. — (Б-ка для родителей).
  66. , О. М. Воображение дошкольника Текст. / О. М. Дьяченко. -М., 1986.-96 с.
  67. , О. М. Развитие воображения в дошкольном детстве Текст.: автореф. дис.. докт. псих, наук / О. М. Дьяченко.-М., 1990. 11 с.
  68. , О. М., Веракса, Н. Е. Чего на свете не бывает? Текст. /
  69. О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса. М.: Знание, 1994. — 160 с.
  70. , В. А. Развитие способности художественного восприятия у дошкольников Текст. / В. А. Езикеева // Известия АПН РСФСР. Вып. 100.-М., 1959.- 143 с.
  71. , А. П. Развитие творческой потребности в процессе обучения подростков началу художественной деятельности Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. П. Ершова. М., 1968. — 102 л. — Библиогр.: л. 96 — 102.
  72. , А. П., Букатов, В. М. Актёрская грамота подросткам Текст.: программа, советы и разъяснения по четырёхлетнему курсу обучения в театральных школах, классах и студиях / А. П. Ершова, В. М. Букатов. — Ивантеевка, 1994. — 160 с.
  73. , Р. И. Творческие ролевые игры в детском саду Текст. / Р. И. Жуковская. М., Изд-во АПН РСФСР. 1960. — 160 с.
  74. , Р. И., Пеньевская, JI. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста Текст.: пособие для воспитателей детских садов
  75. Р. И. Жуковская, JI. А Пеньевская. 5 изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение. 1983. — 399 с.
  76. , А. В., Неверович, Я. 3. К вопросу о функциях и структуре детских эмоций Текст. / А. В. Запорожец, Я. 3. Неверович // Вопросы психологии. 1974. — № 6. — С. 59−73.
  77. , В. П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. П. Зинченко. М., 1996. — 31 с.
  78. , А. Я. Художественный образ Текст. / А. Я. Зись // Вопросы• философии. 1964. — № 1.
  79. , А. Э. Воображение и творчество ребёнка Текст. / А. Э. Иванова // Дошкольное воспитание. 1987. — № 10. — С.51−54.
  80. , А. Н. Природа художественного таланта Текст. / А. Н. Илиади. М.: Сов. писатель, 1965. — 535 с. д 81. Ильенков, Э. В. Личность и творчество Текст. / Э. В. Ильенков- ред.сост. И. П. Форман. М.: Языки русской культуры, 1999. — 272 е.: ил.
  81. , Д. И. Игровые приёмы как путь активизации обучению пению детей 5−6 лет Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Д. И. Иргалиева. -М., 1987. 145 е.: нот. -Библиогр.: С. 94- 103.
  82. , Г. Т. Педагогические условия художественно-музыкального развития детей 5−7 лет Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. Т. Исхакова. Уфа, 2001. — 20 с.
  83. , В. В. Взаимосвязь музыкальных дисциплин при обучении студентов игре на детских музыкальных инструментах (на факультетах дошкольного воспитания) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук /
  84. В. В. Ищук. М., 1999. — 24 с.
  85. , Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе: Эстетическое воспитание Текст. / Д. Б. Кабалевский. статьи, доклады, выступления. — М.: Педагогика, 1973. — 334 с.
  86. , М. С. В едином контексте: О культурологическом подходе к ^ изучению сценического творчества Текст. / М. С. Каган. М., 1981.3. С. 85−90.
  87. М.С. Музыка в мире искусства Текст. / М. С. Каган. М., 1997.
  88. , М. С. Философия культуры Текст. / М. С. Каган. СПб.: ш Петрополис, 1996. — 416 с.
  89. , Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество Текст.: пособие для воспитателей детского сада / Т. Г. Казакова. М.: Просвещение, 1958.- 192 с.
  90. , Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников Текст. / Т. Г. Казакова. М.: Педагогика, 1983.- 112 с.
  91. , Т. Нужен ли детям театр? Текст. / Т. Камаева // Дошкольное воспитание. 1993. — № 6. — С. 5 — 7.
  92. , И. Собрание сочинений в 6 томах Текст. / И. Кант. М.: Госполитиздат, 1964. — Т. 3. — 799 с.
  93. , П. Ф. О детских играх и развлечениях Текст. / П. Ф. Каптерев // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. — С. 109 — 147.
  94. , П. Ф. О детской подражательности Текст. / П. Ф. Каптерев. -СПб., 1998.
  95. , Н. С. Развитие художественных способностей дошкольников в процессе игры-драматизации Текст. / Н. С. Карпинская // Известия АПН РСФСР. 1959. — Вып. 100. -С. 99- 139.
  96. , Т. Урок по театрализованным играм Текст. / Т. Кирсанова // Дошкольное воспитание. 1998. — № 7. — С. 131 — 137.
  97. , Н. И., Лейзеров, Н. Л. Эстетическое творчество (о проблеме эстетического творчества в развитом социалистическом обществе) Текст. / Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров. М.: Знание, 1984. — 112 с. (Нар. ун-т. Фак. лит-ры и искусства).
  98. , С. П. Взаимосвязь музыки и рисования как средство изобразительного творчества старших дошкольников Текст.: дис. .канд. пед. наук: 13. 00. 01 / С. П. Козырева. М., 1985. — 192 е.: ил. -Библиогр.: С. 155 — 177.
  99. , Г. И. Музыкально-творческое развитие старших дошкольников средствами русской народной музыки Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.07 / Г. И. Колесникова. Екатеринбург, 1999.-23 с.
  100. , Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество Текст. / Т. С. Комарова. М.: Педагогика, 1990.- 144 с.
  101. , Т. С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве Текст. / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. 1991. № 12.-С. 56−58.
  102. , Т. С. Дети в мире творчества Текст. / Т. С. Комарова. М.: Мнемозина, 1995.-С. 158.
  103. , Т. С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей Текст. / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. 1998. — № 10. — С. 65−67.
  104. , Т. С., Антонова, А. В., Зацепина, М. Б. Красота. Радость. Творчество Текст.: программа эстетического воспитания детей 2−7 лет / Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 128 с.
  105. , Jl. Н. Наглядные средства и методы музыкального воспитания детей 6−7лет Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / JI. Н. Комиссарова. М., 1979. — 243 л.: ил. — Библиогр.: л. 169 — 183.
  106. , М. В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. В. Колосова. М., 1994. — 19 с.-Библиогр.: с. 18−19.
  107. , Е. Е. Разбуди в ребёнке волшебника Текст. / Е. Е. Кравцова. М.: Просвещение, 1996. — С. 6 — 29.
  108. , П. П. Категория «творчество» в исторических формах мировоззрения Текст. / П. П. Крамер // Проблемы философии. 1981. -№ 54.
  109. , А. Н. Методика пения Текст. / А. Н. Красев. — Изд. 9. М., 1946.
  110. Краткий психологический словарь / сост. Карпенко JI. А.- под общ. ред.
  111. A.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. -С. 351 -352.
  112. Краткий словарь психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984.
  113. , В. Т. Творческая природа психики человека Текст. /
  114. B. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 113−121.
  115. , В. С. Вопросы изобразительного творчества Текст. / В. С. Кузин-М.: Просвещение, 1971.- 154 с.
  116. , Т. Ю. На пути к музыке Текст.: метод, реком. для муз. рук. и восп. дошк. учреждений / Т. Ю. Кулагина, Т. А. Серде. Ульяновск: ИПКПРО, 1999.-71 с.
  117. , С. В. Педагогика личности: учебное пособие для высших и средних учебных заведений Текст. / С. В. Кульневич / под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов-на-Дону, 1995. — С. 59 — 71.
  118. , И. Г. Формирование музыкальных способностей младших школьников в процессе игры на элементарных инструментах Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. Г. Лаптев. М., 1982. — 16 с.
  119. , В. А. Воспитание творчества Текст. / В. А. Левин. М.: Педагогика, 1977. — 64 с.
  120. , Н. С. Способности, труд, талант Текст. / Н. С. Лейтес. М.: Знание, 1961.-32 с.
  121. , А. Н. О формировании способностей Текст. / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. 1960. — № 1. — С. 7 — 17.
  122. , А. Н. Психологические основы дошкольной игры Текст. / А. Н. Леонтьев // Проблемы развития психики. М.: Издательство МГУ, 1972.-С. 472−499.
  123. , А. Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
  124. , К. М. Рисование и моделирование ребёнка-дошкольника Текст. / К. М. Лепилов. Ленинград.: Гос. изд-во, 1925. — 135 с.
  125. , И. Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей Текст. / И. Я. Лернер // Научное творчество. -М., 1969.-С. 413−418.
  126. , И. Я. Дидактическая природа творчества Текст. / И. Я. Лернер // Творчество и личность: межвузовский сборник научных трудов. М., 1985.-С.З-11.
  127. , К. А. Содержание обучения и методы приобщения дошкольников (4−7 лет) к игре на детских музыкальных инструментах Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / К. А. Линкявичус.-М., 1983. -16 с.
  128. , Л. В. Педагогические условия формирования театрализованной деятельности у детей старшего дошкольноговозраста Текст.: дис.. канд. пед. наук / Л. В. Макаренко.- Бердянск, 1994. 185 с.: ил. — Библиогр.: с. 156 — 170.
  129. , JI. Развитие песенного творчества Текст. / Л. Маланина // Дошкольное воспитание. 1990. — № 7. — С. 96 — 99.
  130. , Н. Танцевально-игровое творчество старших дошкольников Текст. / Н. Маланина // Дошкольное воспитание. 1986. — № 1. -С. 76−78.
  131. , А. Г. Дальние пределы человеческой психики Текст.: [пер. с англ.] / А. Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1997. — 430 с.
  132. , А. М. Загадки одарённости Текст. / А. М. Матюшкин. -М.: Педагогика, 1993.- 127с.
  133. , А. М. Концепция творческой одарённости Текст. / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 29 — 33.
  134. , Е. А. К вопросу о диагностике воображения и творчества у старших дошкольников с ЗПР в театрализованных играх (Сообщение II) Текст. / Е. А. Медведева // Дефектология. 1999. — № 4. — С. 32 -36.
  135. , Е. А. Формирование предпосылок творческого воображения у старших дошкольников с ЗПР в театрализованных играх Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.03. / Е. А. Медведева. М., 1997.- 192 с.
  136. , В. В. Духовные аспекты в содержании музыкального образования Текст. / В. В. Медушевский // Теория и методика музыкального образования детей / авт. Л. В. Школяр [и др.]. М., 1983. -С. 260−289.
  137. Мелик-Пашаев, А. А., Новлянская, 3. Н. Ступеньки к творчеству Текст. / А. А. Мелик-Пашаев. М.: Педагогика. — 1987. С. 3 — 29, 102 -110.
  138. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности Текст. / А. А. Мелик-Пашаев //. М.: Знание, 1981. — № 1. — с. 96.
  139. , Д. В. Воспитателю о детской игре Текст.: пособие для воспитателей детского сада / Д. В. Менджерицкая / под ред. Т. А. Марковой. М., 1982. — 128 с.
  140. , Н. А., Михайлова, JI. И. Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях Текст. / Н. А. Метлов, JI. И. Михайлова. -М.: Учпедгиз, 1969. 187с.
  141. , Н. Я., Короткова, Н.А. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания Текст. / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова // Дошкольное воспитание. 1992. — № 5−6.-С. 17−27.
  142. , А. Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников: пособие для учителей начальных классов Текст. /
  143. A. Я. Михайлова. М.: Просвещение, 1975. — 88 с.
  144. , М. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников Текст. / М. А. Михайлова: популярное пособие для родителей и педагогов.-Ярославль: Академия развития, 1997.
  145. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1981.
  146. Музикални драматизации в детската градина Текст.: сб. статей / под ред. Ел. Петровой. София: Народна просвета, 1964.- 118 с.
  147. Музыкальное воспитание в Венгрии. М.: Советский композитор, 1983.
  148. Музыкальное образование в школе: учеб. пособие для студентов муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учебн. заведений / J1. В. Школяр,
  149. B. А. Школяр, Е. Д. Критская и др. М.: Академия, 2001. — 232 с.
  150. , Е. В. О психологии музыкального восприятия Текст. / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1972. — 383 с.
  151. , Б. С. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания Текст. / Б. С. Неменский.-М.: Просвещение, 1981.- 192с.
  152. , О. И. Исследования по психологии художественного творчества Текст. / О. И. Никифорова. М., Изд-во МГУ, 1972. -156 с.
  153. , О. И. К вопросу о воображении Текст. / О. И. Никифорова // Вопросы психологии. 1972. — № 2.
  154. Новлянская, 3. Н. Ступеньки к творчеству Текст. / 3. Н. Новлянская. -М.: Педагогика, 1987.
  155. , С. И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. М. Русский язык, 1981.
  156. , JI. А. В стране весёлых песен: Сценарии праздников и театрализованных представлений для дошкольников Текст. / JI. А. Олифирова. М.: Воспитание дошкольника, 2002. — 95 с.
  157. , Е. Б. Роль музыки в развитии творческих способностей личности: (На материале нар. ун-тов культуры) Текст.: дис.. канд. философ, наук: 09. 00. 04 / Е. Б. Оселедчик. М., 1987. — 237.: ил. -Библиогр.: с. 183−212.
  158. , П., Алексиева, С. Детската театрализирована игра Текст. / П. Пенчо, С. Алексиева. София: Народна просвета, 1980.- 150 с.
  159. , А. В. Психология в каждом из нас Текст. / А. В. Петровский. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992.
  160. , А. В. Введение в психологию Текст.: учебник / под общ. ред. проф. А. В. Петровского. М.: Академия, 1996. — 496 с.
  161. , Ж. Логика и психология Текст. / Ж. Пиаже // Избранные психологические труды. М., 1969.-е. 137−179.
  162. , А. А. Вопросы музыкального развития учащихся в процессе элементарного музицирования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. А. Пиличяускас. Вильнюс, 1973. — 28 с.
  163. , Н. Н. Мышление дошкольника Текст. / Н. Н. Поддьяков. -М.: Педагогика, 1977.-271с.
  164. , Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников Текст. / Н. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. -1990. -№ 1. С. 16−19.
  165. , Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект Текст. / Н. Н. Поддьяков- Волгогр. гос. пед. ун-т. Волгоград: Перемена, 1994. — 47 с.
  166. , Я. А. Психология творчества и педагогика Текст. / Я. А. Пономарёв. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  167. , Я. А. Психология творчества Текст. / Я. А. Пономарёв. -М.: Наука, 1976.-303 с.
  168. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учеб. пособие для студ. муз фак. высш. пед. учеб. заведений / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др.- под ред. Г. М. Цыпина. М.: Академия, 2003. — 368 с.
  169. Психология ребёнка-зрителя: тезисы доклада к Всероссийской конференции по эстетическому воспитанию (июнь 1971).- М., 1971. -48 с.
  170. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6−7 лет в детском саду / сост. Т. Н. Доронова. М.: Просвещение, 1997. — 224 с.
  171. , О. П. Музыкальное воспитание дошкольников Текст.: учебник для студентов высших и сред. пед. учеб. заведений / О. П. Радынова. М.: Академия, 1998.
  172. , О. П. Музыкальное развитие детей в 2-х ч. Текст. / О. П. Радынова. М.: Гуманит. — ВЛАДОС, 1997.
  173. , В. А. Художественный образ форма отражения действительности Текст. / В. А. Разумный. — М., 1952.
  174. , В. А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. Текст. / В. А. Разумный. М.: Мысль, 1969. — 190 с.
  175. Ребёнок в мире культуры Текст. / Р. М. Чумичёва / под ред. д.п.н., проф. Р. М. Чумичёвой. Ставрополь: Ставрополь сервис школа, 1998. -558 с.
  176. , Г. Раннее проявление одарённости и её узнавание Текст. / Г. Ревеш. -М.: Современные проблемы, 1924.
  177. , Дж. Грамматика фантазии Текст. / Дж. Родари. М.: Прогресс, 1978.
  178. , К. Р. Творчество как усиление себя Текст. / К. Р. Роджерс // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 164 — 168
  179. , Н. В. Психология художественного творчества Текст. / Н. В. Рождественская. С.-Пб., 1995.
  180. , С. JI. Проблемы общей психологии Текст. / С. JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 424 с.
  181. , Н. П., Ветлугина, Н. А. Художественное воспитание в детском саду Текст. / Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина. Изд. 1. — М.: Учпедгиз, 1954- ИздП, 1957.
  182. Сац, Н. И. Дети приходят в театр. Страницы воспоминаний Текст. / Н. И. Сац- предисл. П. Маркова.-М.: Искусство, 1961.-312 е.: ил.
  183. Сац, Н. И. На путях к прекрасному Текст. / Н. И. Сац- послесл.
  184. B.Викторов. М.: Знание, 1986. — 59 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Эстетика" — № 12.).
  185. , Н. В. Воспитание активности детей старшего дошкольного возраста в творческих ролевых играх Текст., дис.. канд. пед. наук: утв. в Ленингр. гос. пед. ин-те им. А. И. Герцена 27/ X 1969 г. — Л., 1969. — 302 л. — Библиогр.: л. 284 — 302.
  186. , Р. Рекомендации к организации театрализованных игр Текст. / Р. Сигуткина // Дошкольное воспитание. 1988. — № 8.1. C. 55 58.
  187. , В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций Текст. / В. Силивон // Дошкольное воспитание. 1983. — № 4. — С. 9 -12.
  188. , В. Б. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии Текст. / В. Б. Синельников // Дошкольное воспитание. 1993. — № 10. — С. 69.
  189. , О. А. Преемственность в формировании выразительности образа в лепке у старших дошкольников и учеников первого класса школы Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 01., 13. 00. 07. / О. А. Скопина. Киров, 1999. — 187 с.
  190. Современные проблемы теории творчества: сб. научн. ст. / под ред. д-ра философ, наук Г. Я. Буша. М.: Поиск, 1992.
  191. , Н. Ф. Театрализованное творчество дети Текст. / Н. Ф. Сорокина // Дошкольное воспитание. — 1994. -№ 8. — С. 106 — 113- 1994.-№ 9. с. 98−106.
  192. , Н. Ф. Театрализованные игры в детском саду Текст. / Н. Ф. Сорокина // Дошкольное воспитание. 1997. — № 6. — С. 64 — 66.
  193. , К. С. Моя жизнь в искусстве Текст. / К. С. Станиславский. М: Искусство, 1983. — 424 е., 40 л., 1 л. портр.
  194. , В. В. Психологические особенности развития творчества в дошкольном возрасте (на материале изобразит, деятельности) Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19. 00. 07. / В. В. Степанова. М., 1995. -141 с. — Библиогр.: с. 131−141.
  195. , JI. Музыка для всех нас Текст.: [пер. с англ.] / JI. Стоковский- предисл. Г. Шнеерсона. М.: Советский композитор, 1963. — 216 с. с нот. илл.
  196. , А. М. Росток. Программа по ТРИЗ РТВ для дошкольного возраста Текст. / А. М. Страунинг. — Обнинск, 1996. — Т.1 — 2.
  197. , И. В. Психологический анализ творческого вдохновения Текст. / И. В. Страхов // Тезисы докладов на II съезде Общества психологов. Вып. 1.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
  198. , Н. Н. Пути создания художественного образа (роль воображения в художественном творчестве) Текст. / Н. Н. Суворов. -М.: Знание, 1984. (Серия «Эстетика», № 9).
  199. , О. И., Басина, Н. И. С кисточкой и музыкой в ладошке. Текст. / О. И. Суслова, Н. И. Басина. М., 1997. — 144 с.
  200. , В. А. Мы слушаем музыку природы Текст. //
  201. B. А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям. 4-е изд. — Киев, 1973.1. C. 60−71.
  202. , JI. В. Развитие словесного творчества в художественной деятельности дошкольников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. В. Танина-М., 1999.-18 с.
  203. , К. В. Онтогенез музыкальных способностей Текст. / К. В. Тарасова- НИИ дошк. воспит-я АПН СССР. М.: Педагогика, 1988. — 173 е., 2 с. илл. — Библиогр.: с. 166 — 174.
  204. Театр, где играют дети Текст.: учеб-метод, пособие для руководителей детских театральных коллективов / под ред. А. Б. Никитиной. М.: ВЛАДОС, 2001. — 288 е.: илл.
  205. , Р. А. Введение в феноменологию музыки Текст. / Р. А. Тельчарова. М., 1991.
  206. , Б. М. Психология индивидуальных различий Текст. / Б. М. Теплов // Избр. труды: в 2-х т. М., 1985. — Т. 1. — 385 с.
  207. , Б. М. Психология музыкальных способностей Текст. / Б. М. Теплов. М.- Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. — 335 с.
  208. , М. А. Развитие музыкального слуха у дошкольников в процессе подбора мелодий на музыкальных инструментах Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / М. А. Трубникова. М., 1989. — 21 с.
  209. , Е. JI. Взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Е. JI. Трусова. М., 1986. — 24 с. — Библиогр.: с. 24.
  210. , В. С. К проблеме образа Текст. / В. С. Тюхтин // Вопросы философии. 1959. — № 6.
  211. Уроки театра на уроках в школе Текст. / А. П. Ершова / под ред. А. П. Ершовой. М.: НИИ Худ-го воспитания, 1990.
  212. , А. П. Воспитание общественных качеств ребёнка в игре Текст. / А. П. Усова // Психология и педагогика игры дошкольника — М., 1966.-С. 38−48.
  213. , О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий Текст. / О. С. Ушакова.-М., 2001.
  214. Философская энциклопедия. М.: Сов. энц., 1980. — Т. 5.
  215. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энц., 1986.642 с.
  216. , Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника Текст. / Е. А. Флёрина. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 334 с.
  217. , Л. С. Возможности творческих проявлений дошкольников в театрализованных играх Текст. / Л. С. Фурмина. М., 1972.
  218. , Л. С. Театр-дома Текст. / Л. С. Фурмина // Дошкольное воспитание. 1990. — № 2. — С. 60 — 62.
  219. , Н. Б. и др. Лепка в детском саду [Текст] / Н. Б. Халезова [и др.] М.: Просвещение, 1978. — 143 с.
  220. , В. В. Социально-эстетическая природа синтеза искусств Текст.: дис.. канд. философ, наук: 09.00.04 / В. В. Химчак. Л., 1990.- 181 с.-Библиогр.: с. 160- 181.
  221. , А. И. Формирование песенного творческого процесса у детей 6−7 лет Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. И. Ходькова. М., 1974. — 18 с.
  222. , М. И. Психогимнастика Текст. / М. И. Чистякова / под ред. М. И. Буянова. -М.: Просвещение- Владос, 1995.- 157 с.
  223. , Р. П. Формирование образного видения действительности Текст. / Р. П. Чуднова // Дошкольное воспитание. 1968. — № 11- 1972. -№ 2.
  224. , К. И. От двух до пяти Текст. / К. И. Чуковский / предисл. Ю. А. Сорокина- послеслов. А. Г. Арушановой. М., Педагогика, 1990. -381 с.
  225. , Р. М. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника Текст.: дис. .д-ра пед. наук: 13.00.01 / Р. М. Чумичёва. Ростов н/Д, 1995. — 448 е.: ил. — Библиогр.: с. 390 — 427.
  226. , Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста Текст.: программа / Э. Г. Чурилова. — М.: Владос, 2001.
  227. , Р. К. Педагогические условия и критерии развития творческих способностей дошкольников в игровой деятельности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Р. К. Шаехова. Казань, 1999.-20 с.
  228. , В. Н. Музыка в детском саду Текст. / В. Н. Шацкая. 2-е изд. — М.- Пб: Госиздат, 1923. — 237с.
  229. , А. И. Формирование первоначальных знаний о музыке у детей 6−7 лет Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 /
  230. A. И. Шелепенко. М., 1982. — 182 л. — Библиогр.: л. 168 — 182.
  231. Шеллинг, Ф.-В. Философия искусства Текст. / Ф.-В. Шеллинг / пер., вступ. статьи П. С. Попова и М. Ф. Овсянникова. М.: Мысль, 1966. -496 е., 8 л. с ил.
  232. , С. X. Формирование восприятия музыки у детей 6−7 летнего возраста Текст.: дис.. канд. пед. наук- утв. 21 Л-1972 г. в научн. исслед. ин-те содержания и методов обучения АПН СССР -М., 1971.-209 л. с ил. — Библиогр.: л. 199−208.
  233. , А. Мир как воля и представление Текст. / А. Шопенгауэр // Полн. собр. соч. М.: Просвещение, 1978. — Т.2. — 404 с.
  234. , В. С. Педагогика творчества учащихся Текст. /
  235. B. С. Шубинский. М.: Знание, 1988. — 79 с.
  236. , JI. Обучение игре на музыкальных инструментах и развитие детского творчества Текст. / JI. Шулятьева // Дошкольное воспитание. 1983. — № 7. — С. 90 — 94.
  237. , JI. Театрально-игровая деятельность Текст. / JI. Экки // Дошкольное воспитание. 1991. -№ 7. — С. 111 — 112.
  238. , Д. Б. Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: АПН РСФСР, 1957.
  239. Эстетика. Словарь. М.: Политиздат, 1998 — С. 23.
  240. , Е. И. Мой первый учебник по музыке и творчеству Текст. / Е. И. Юдина. М.: Аквариум, 1997 — 272 с. — (Азбука музыкально-творческого саморазвития. Серия «У тебя получится»).
  241. , Б. П. Изобразительное искусство в начальных классах Текст. / Б. П. Юсов. Минск, 1986.
  242. , Б. П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии Текст. / Б. П. Юсов // Теория эстетического воспитания: сборник научных трудов. М., 1975. — 80 с.
  243. , П. М. Психология сценических чувств Текст. / П. М. Якобсон М.: Худ. лит-ра, 1936.
  244. , П. М. Психология художественного творчества Текст. / П. М. Якобсон. -М.: Знание, 1971. -46 с.
  245. , X. Ш. Художественный образ как процесс Текст.: дис.. канд. философ, наук- утв. в Ленингр. Ордена Ленина гос. ун-те им. А. А. Жданова 21ЛХ 1966. / X. Ш. Якубова. — Л., 1966. — 288 л. -Библиогр.: л. 213 -228.
  246. Callahan, С. Developing creativity in gifted and talented Text. / C. Callahan / Reston VA: The Council for Exception / Children. 1978.
  247. Haskell L., Art in early childhood year Text. / L. Haskell / Charles R. Merril. Columbus, USA, 1979.
  248. Hess, R., Krofl, D. Teachers of young children Text. / R. Hess, D. Kroft. -Boston: Houghton Miffin Сотр., 1975.
  249. Marsell, James L. Music in American Schools Text. / Marsell. New York, 1943.
  250. Moran, G. D., Milgram, R.M., Sowyers, G. K. Original Thinking in preaschool children Text. / G. D. Moran, R.M. Milgram, G. K. Sowyers // Child Development. 1983 / Aug/. V. 54, Pp. 321 326. — 1962. V. 6. — № 3 -4. P. 376.
  251. Neisser, U. Intelligence Text. / U. Neisser // Knowns and Unknowns American Psychlogist. 1996. — № 2. — P. 77 — 101.
  252. Sternberg, R. Y. Inside intelligence Text. / R. Y. Sternberg //Amer. Scientist. 1986. — Vol. 74. — № 2. — P. 137 — 143.
  253. Torrance, E. Test of Creative Thinking Text. / E. Torrance. Princetion, N-Y-1966.-163 p.165
Заполнить форму текущей работой