Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности: На основе использования элементов театрализации
Диссертация
В теории и практике дошкольного образования накоплен немалый опыт развития творчества детей в разных видах художественной деятельности, в том числе: в изобразительной (Р.Г. Казакова, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова, P.M. Чумичёва и др.), в художественно-речевой (Т.И. Алиева, Н. С. Карпинская, JI.A. Пеньевская, О. С. Ушакова и др.), в музыкальной (С.В. Акишев, Н. А… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 1. 1. Психолого-педагогический аспект проблемы развития творчества дошкольников в художественной деятельности
- 1. 2. Особенности развития творчества детей дошкольного возраста в музыкальной деятельной
- 1. 3. Возможности развития творчества старших дошкольников в музыкальной деятельности на основе использования элементов театрализации
- ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
- 2. 1. Анализ состояния практики развития творчества детей в музыкальной деятельности (констатирующий эксперимент)
- 2. 2. Методика развития детского творчества в процессе музыкальной деятельности на основе использования элементов театрализации (формирующий эксперимент)
- 2. 3. Динамика уровней развития творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности контрольный эксперимент)
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Акбарова, Р. Т. Творческое развитие в процессе музыкально-хореографической деятельности детей 6 лет Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Р. Т. Акбарова. М., 1989. — 23 с.
- Акишев, С. В. Активизация творческих проявлений в танце старших дошкольников Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / С. В. Акишев. -М., 1988.- 186 с: ил. Библиогр.: с. 130−142.
- Александрова, Н. С. Детское эстетическое отношение к дымковской игрушке Текст. / Н. С. Александрова: Киров: ВГПУ, 1997. — 67 с.
- Алиев, Ю. Б. Музыкальное развитие учащихся общеобразовательной школы в процессе занятий хоровым пением Текст.: дис.. канд. пед. наук: утв. в науч.-исслед. ин-те общ. и политехи, образования АПН РСФСР 29.12.65/Ю. Б. Алиев. -М., 1965.-291 л.
- Ананьев, Б. Г. Задачи психологии искусства Текст. / Б. Г. Ананьев // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. — Л., 1982.-С. 234−245.
- Андреева, И. Г. Развитие творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / И. Г. Андреева. Саратов, 2001. — 199 с.
- Апраксина, О. А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе Текст. / О. А. Апраксина. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-224 с.
- Артёмова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников: книга для воспитателей детского сада Текст. / Л. В. Артёмова. М.: Просвещение, 1991.- 178 с.
- Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании Текст. / Б. В. Асафьев. М.- Л.: Музыка, 1965. — 151с.
- Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс Текст. / Б. В. Асафьев. -Л., 1977.-Кн. 2.-269 с.
- Афасижев, М. Н. Западные концепции художественного творчества: учеб. пособие для филос. фак. ун-тов и вузов искусств. 2-е изд. — М.: Высшая школа, 1990. — 176 с.
- Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследования на материале пространственных искусств Текст. / А. В. Бакушинский. М.: Новая Москва, 1925. — 240 с.
- Баренбойм, JI. А. Система детского музыкального воспитания К. Орфа Текст. / под ред. JI. А. Баренбойма. Л.: Музыка, 1970. — 160 с. с ил. и нот. ил.
- Басин, Е. Я. Психология художественного творчества (личностный подход) Текст. / Е. Я. Басин. М.: Знание, 1985. — 64 с. — (Серия «Эстетика" — № 5)
- Белобородова, В. К., Ригина, Г. С., Алиев, Ю. Б. Музыкальное восприятие школьников Текст. / В. К. Белобородова, Г. С. Ригина, Ю. Б. Алиев. М.: Педагогика, 1975. — 160 с.
- Бергсон, А. Смех Текст. / А. Бергсон // Собр. соч. М, 1980. — Т. 5.
- Бердяев, Н. А. Воля к культуре и воля к жизни Текст. / Н. А. Бердяев // Творчество. 1990. — № 4.
- Блонский, П. П. Избранные педагогические произведения Текст. / П. П. Блонский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-695 с.
- Блонский, П. П. Педагогика Текст. / П. П. Блонский. М.: Работник просвещения, 1924.- 144 с.
- Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству Текст. / Д. Б. Богоявленская. -М.: Знание, 1981.-96 с.
- Богуславская, К. В. Детское музыкальное творчество Текст. / К. В. Богуславская. М., 1944.
- Божович, Л. И. Личность и её формирование в дошкольном возрасте Текст. / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Болотина, Л. Р., Комарова, Т. С., Баранов, С. П. Дошкольная педагогика Текст.: учебное пособие для студентов средних пед. учебных заведений / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. 2-е изд. — М.: Академия, 1997. — 240 с.
- Борев, Ю. Б. Эстетика Текст. / Ю. Б. Борев. М.: Политиздат, 1981. -399 с.
- Бочкарёва, Л. Л. Создание игровых образов детьми 6-го года жизни под влиянием художественной книги или картинки Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. Л. Бочкарёва. М., 1982. — 16 с.
- Букатина, С. И. Музыкально-ритмическая деятельность как средство формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. И. Букатина. М., 1998. — 18 с.
- Буренина, А. И. Ритмическая мозаика Текст.: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. И. Буренина. СПб., 1997. — 128 с.
- Бычков, Ю. А. Творчество как философско-этический принцип Текст. /Ю. А. Бычков.-М., 1971.
- Ванслов, В. В. Содержание и форма в искусстве Текст. / В. В. Ванслов. М.: Искусство, 1956. — 370 с.
- Венгер, Л. А. Педагогика способностей Текст. / Л. А. Венгер. М.: Знание, 1973. — 96 е.: ил.
- Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание и развитие ребёнка Текст.: дис.. доктора пед. наук. / Н. А. Ветлугина. М., 1967. — 703 е., 3 л. с нот.
- Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребёнка Текст. / Н. А. Ветлугина. М.: Просвещение, 1967. — 415 с.
- Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребёнок Текст. / Н. А. Ветлугина // Сб. статей / под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1972. — 287 с.
- Ветлугина, Н. А. Художественное творчество в детском саду Текст. / Н. А. Ветлугина // Сб. статей / под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1974.- 175 с.
- Ветлугина, Н. А. Гипотеза о пяти истоках Текст. / Н. А. Ветлугина // Ф Советская культура. 1977. — 31 мая.
- Ветлугина, Н. А. Педагогические условия формирования художественной самостоятельной деятельности Текст. / Н. А. Ветлугина // Дошкольное воспитание. 1977. — № 1.
- Ветлугина, Н. А. Виды детской музыкальной деятельности Текст. / Ф Н. А. Ветлугина // Дошкольное воспитание. 1980. — № 9. — С. 85−93.
- Ветлугина, Н. А. Возраст и музыкальная восприимчивость Текст. / Н. А. Ветлугина // Восприятие музыки / ред.- сост. В. Н. Максимов- -М., 1980.-С. 229−243.
- Ветлугина, Н. А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников Текст. / Н. А. Ветлугина // Сб. статей / под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1980. ^
- Ветлугина, Н. А. Музыкальный букварь Текст. / Н. А. Ветлугина. М.: Музыка, 1988.- 112 с.
- Волкова, JI. Развитие творческих музыкальных способностей детей Текст. / J1. Волкова // Дошкольное воспитание. 1980. — № 12. — С. 81.
- Волчанская, Т. В. Формирование самостоятельности в пении детей 5-гои 6-го года жизни Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. В. Волчанская. М., 1972. — 16 с.
- Всероссийское совещание по художественному воспитанию детей 3−7/II 1941): стенограмма. Архив. ИХВ АПН РСФСР. С. 227.
- Вульф, М. В. Фантазия и реальность в психике ребёнка Текст. / М. В. Вульф. Одесса, 1926. — 48 с. — (Вопросы теории и практики• психоанализа).
- Выготский, JI. С. Мышление и речь Текст. / J1. С. Выготский. М., 1956.-521с.
- Выготский, JI. С. Психология искусства Текст. / JI. С. Выготский. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Искусство, 1968. — 576 с. д 49. Выготский, JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте Текст.
- Л. С. Выготский. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 90 с.
- Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий Текст. / П. Я. Гальперин // Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. -С. 236−278.
- Генон, Р. О. О смысле карнавальных праздников Текст. / Р. О. Генон // Вопросы философии. 1991. — № 4. — С. 45 — 48.
- Гиппиус, С. В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники Текст. / С. В. Гиппиус. Л.- М.: Искусство, 1967. — 295 с.
- Горшкова, Е. В. Обучение языку движений как средство формированияу дошкольников музыкально-двигательного творчества Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Горшкова.- М., 1989. 16 с.
- Горшкова, Е. И. Знакомьтесь: «Выразительное движение» Текст. / Е. И. Горшкова // Дошкольное воспитание. 1999. -№ 10. — С. 10−15.
- Громов, Е. С. Художественное творчество Текст. / Е. С. Громов. М.:
- Политическая культура, 1970. 364 с.
- Давыдов, В. В. .Нет, зрелая творческая личность Текст. /
- B. В. Давыдов // Лит. газета. 1972. — 2 февр.
- Дзержинская, И. Л. Формирование восприятия музыки у дошкольников Текст.: дис.. канд. пед. наук. / И. Л. Дзержинская. М., 1962. — 267 л. с нот. илл.- 30 л. илл. нот.
- Диагностика творческих способностей детей в условиях проявления развитых технологий дошкольного образования: принципы, методика, рекомендации. -М: Декорт, 1995.
- Дмитриев, В. А. Развитие творческой направленности у детей в процессе различных видов музыкальной деятельности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. А. Дмитриев. Екатеринбург, 2002. — 23 с.
- Домогацких, В. В. Развитие цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. В. Домогацких. М., 2000. — 16 с.
- Дошкольник: обучение и развитие, воспитателям и родителям / под ред. В. Н. Белкиной, Н. В. Васильевой и др. Ярославль: Академия развития, Академия и Ко, 1998.
- Дубогрызова, Г. Н. Педагогические основы формирования художественной творческой деятельности детей 6−7 лет средствами музыкально-речевого фольклора Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. Н. Дубогрызова. Майкоп, 1996. — 19 с.
- Дышлевый, И. С. Философские проблемы науки о творчестве Текст. / И. С. Дышлевый // НТП: методология, теология, практика. М. 1989. —1. C.79.
- Дьюи, Дж. Обладание опытом. Современная книга по эстетике. Антология Текст. / Дж. Дьюи / общ. ред. А. Егорова. М., Изд-во иностр. лит., 1957.
- Дьяченко, О. М., Лавреньева, Т. В. Психологическое развитие дошкольников Текст. / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. М.: Педагогика, 1984. — 128 с. — (Б-ка для родителей).
- Дьяченко, О. М. Воображение дошкольника Текст. / О. М. Дьяченко. -М., 1986.-96 с.
- Дьяченко, О. М. Развитие воображения в дошкольном детстве Текст.: автореф. дис.. докт. псих, наук / О. М. Дьяченко.-М., 1990. 11 с.
- Дьяченко, О. М., Веракса, Н. Е. Чего на свете не бывает? Текст. /
- О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса. М.: Знание, 1994. — 160 с.
- Езикеева, В. А. Развитие способности художественного восприятия у дошкольников Текст. / В. А. Езикеева // Известия АПН РСФСР. Вып. 100.-М., 1959.- 143 с.
- Ершова, А. П. Развитие творческой потребности в процессе обучения подростков началу художественной деятельности Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. П. Ершова. М., 1968. — 102 л. — Библиогр.: л. 96 — 102.
- Ершова, А. П., Букатов, В. М. Актёрская грамота подросткам Текст.: программа, советы и разъяснения по четырёхлетнему курсу обучения в театральных школах, классах и студиях / А. П. Ершова, В. М. Букатов. — Ивантеевка, 1994. — 160 с.
- Жуковская, Р. И. Творческие ролевые игры в детском саду Текст. / Р. И. Жуковская. М., Изд-во АПН РСФСР. 1960. — 160 с.
- Жуковская, Р. И., Пеньевская, JI. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста Текст.: пособие для воспитателей детских садов
- Р. И. Жуковская, JI. А Пеньевская. 5 изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение. 1983. — 399 с.
- Запорожец, А. В., Неверович, Я. 3. К вопросу о функциях и структуре детских эмоций Текст. / А. В. Запорожец, Я. 3. Неверович // Вопросы психологии. 1974. — № 6. — С. 59−73.
- Зинченко, В. П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. П. Зинченко. М., 1996. — 31 с.
- Зись, А. Я. Художественный образ Текст. / А. Я. Зись // Вопросы• философии. 1964. — № 1.
- Иванова, А. Э. Воображение и творчество ребёнка Текст. / А. Э. Иванова // Дошкольное воспитание. 1987. — № 10. — С.51−54.
- Илиади, А. Н. Природа художественного таланта Текст. / А. Н. Илиади. М.: Сов. писатель, 1965. — 535 с. д 81. Ильенков, Э. В. Личность и творчество Текст. / Э. В. Ильенков- ред.сост. И. П. Форман. М.: Языки русской культуры, 1999. — 272 е.: ил.
- Иргалиева, Д. И. Игровые приёмы как путь активизации обучению пению детей 5−6 лет Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Д. И. Иргалиева. -М., 1987. 145 е.: нот. -Библиогр.: С. 94- 103.
- Исхакова, Г. Т. Педагогические условия художественно-музыкального развития детей 5−7 лет Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. Т. Исхакова. Уфа, 2001. — 20 с.
- Ищук, В. В. Взаимосвязь музыкальных дисциплин при обучении студентов игре на детских музыкальных инструментах (на факультетах дошкольного воспитания) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук /
- В. В. Ищук. М., 1999. — 24 с.
- Кабалевский, Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе: Эстетическое воспитание Текст. / Д. Б. Кабалевский. статьи, доклады, выступления. — М.: Педагогика, 1973. — 334 с.
- Каган, М. С. В едином контексте: О культурологическом подходе к ^ изучению сценического творчества Текст. / М. С. Каган. М., 1981.3. С. 85−90.
- Каган М.С. Музыка в мире искусства Текст. / М. С. Каган. М., 1997.
- Каган, М. С. Философия культуры Текст. / М. С. Каган. СПб.: ш Петрополис, 1996. — 416 с.
- Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество Текст.: пособие для воспитателей детского сада / Т. Г. Казакова. М.: Просвещение, 1958.- 192 с.
- Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников Текст. / Т. Г. Казакова. М.: Педагогика, 1983.- 112 с.
- Камаева, Т. Нужен ли детям театр? Текст. / Т. Камаева // Дошкольное воспитание. 1993. — № 6. — С. 5 — 7.
- Кант, И. Собрание сочинений в 6 томах Текст. / И. Кант. М.: Госполитиздат, 1964. — Т. 3. — 799 с.
- Каптерев, П. Ф. О детских играх и развлечениях Текст. / П. Ф. Каптерев // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. — С. 109 — 147.
- Каптерев, П. Ф. О детской подражательности Текст. / П. Ф. Каптерев. -СПб., 1998.
- Карпинская, Н. С. Развитие художественных способностей дошкольников в процессе игры-драматизации Текст. / Н. С. Карпинская // Известия АПН РСФСР. 1959. — Вып. 100. -С. 99- 139.
- Кирсанова, Т. Урок по театрализованным играм Текст. / Т. Кирсанова // Дошкольное воспитание. 1998. — № 7. — С. 131 — 137.
- Киященко, Н. И., Лейзеров, Н. Л. Эстетическое творчество (о проблеме эстетического творчества в развитом социалистическом обществе) Текст. / Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров. М.: Знание, 1984. — 112 с. (Нар. ун-т. Фак. лит-ры и искусства).
- Козырева, С. П. Взаимосвязь музыки и рисования как средство изобразительного творчества старших дошкольников Текст.: дис. .канд. пед. наук: 13. 00. 01 / С. П. Козырева. М., 1985. — 192 е.: ил. -Библиогр.: С. 155 — 177.
- Колесникова, Г. И. Музыкально-творческое развитие старших дошкольников средствами русской народной музыки Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.07 / Г. И. Колесникова. Екатеринбург, 1999.-23 с.
- Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество Текст. / Т. С. Комарова. М.: Педагогика, 1990.- 144 с.
- Комарова, Т. С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве Текст. / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. 1991. № 12.-С. 56−58.
- Комарова, Т. С. Дети в мире творчества Текст. / Т. С. Комарова. М.: Мнемозина, 1995.-С. 158.
- Комарова, Т. С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей Текст. / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. 1998. — № 10. — С. 65−67.
- Комарова, Т. С., Антонова, А. В., Зацепина, М. Б. Красота. Радость. Творчество Текст.: программа эстетического воспитания детей 2−7 лет / Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 128 с.
- Комиссарова, Jl. Н. Наглядные средства и методы музыкального воспитания детей 6−7лет Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / JI. Н. Комиссарова. М., 1979. — 243 л.: ил. — Библиогр.: л. 169 — 183.
- Колосова, М. В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. В. Колосова. М., 1994. — 19 с.-Библиогр.: с. 18−19.
- Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребёнке волшебника Текст. / Е. Е. Кравцова. М.: Просвещение, 1996. — С. 6 — 29.
- Крамер, П. П. Категория «творчество» в исторических формах мировоззрения Текст. / П. П. Крамер // Проблемы философии. 1981. -№ 54.
- Красев, А. Н. Методика пения Текст. / А. Н. Красев. — Изд. 9. М., 1946.
- Краткий психологический словарь / сост. Карпенко JI. А.- под общ. ред.
- A.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. -С. 351 -352.
- Краткий словарь психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984.
- Кудрявцев, В. Т. Творческая природа психики человека Текст. /
- B. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 113−121.
- Кузин, В. С. Вопросы изобразительного творчества Текст. / В. С. Кузин-М.: Просвещение, 1971.- 154 с.
- Кулагина, Т. Ю. На пути к музыке Текст.: метод, реком. для муз. рук. и восп. дошк. учреждений / Т. Ю. Кулагина, Т. А. Серде. Ульяновск: ИПКПРО, 1999.-71 с.
- Кульневич, С. В. Педагогика личности: учебное пособие для высших и средних учебных заведений Текст. / С. В. Кульневич / под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов-на-Дону, 1995. — С. 59 — 71.
- Лаптев, И. Г. Формирование музыкальных способностей младших школьников в процессе игры на элементарных инструментах Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. Г. Лаптев. М., 1982. — 16 с.
- Левин, В. А. Воспитание творчества Текст. / В. А. Левин. М.: Педагогика, 1977. — 64 с.
- Лейтес, Н. С. Способности, труд, талант Текст. / Н. С. Лейтес. М.: Знание, 1961.-32 с.
- Леонтьев, А. Н. О формировании способностей Текст. / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. 1960. — № 1. — С. 7 — 17.
- Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры Текст. / А. Н. Леонтьев // Проблемы развития психики. М.: Издательство МГУ, 1972.-С. 472−499.
- Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
- Лепилов, К. М. Рисование и моделирование ребёнка-дошкольника Текст. / К. М. Лепилов. Ленинград.: Гос. изд-во, 1925. — 135 с.
- Лернер, И. Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей Текст. / И. Я. Лернер // Научное творчество. -М., 1969.-С. 413−418.
- Лернер, И. Я. Дидактическая природа творчества Текст. / И. Я. Лернер // Творчество и личность: межвузовский сборник научных трудов. М., 1985.-С.З-11.
- Линкявичус, К. А. Содержание обучения и методы приобщения дошкольников (4−7 лет) к игре на детских музыкальных инструментах Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / К. А. Линкявичус.-М., 1983. -16 с.
- Макаренко, Л. В. Педагогические условия формирования театрализованной деятельности у детей старшего дошкольноговозраста Текст.: дис.. канд. пед. наук / Л. В. Макаренко.- Бердянск, 1994. 185 с.: ил. — Библиогр.: с. 156 — 170.
- Маланина, JI. Развитие песенного творчества Текст. / Л. Маланина // Дошкольное воспитание. 1990. — № 7. — С. 96 — 99.
- Маланина, Н. Танцевально-игровое творчество старших дошкольников Текст. / Н. Маланина // Дошкольное воспитание. 1986. — № 1. -С. 76−78.
- Маслоу, А. Г. Дальние пределы человеческой психики Текст.: [пер. с англ.] / А. Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1997. — 430 с.
- Матюшкин, А. М. Загадки одарённости Текст. / А. М. Матюшкин. -М.: Педагогика, 1993.- 127с.
- Матюшкин, А. М. Концепция творческой одарённости Текст. / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 29 — 33.
- Медведева, Е. А. К вопросу о диагностике воображения и творчества у старших дошкольников с ЗПР в театрализованных играх (Сообщение II) Текст. / Е. А. Медведева // Дефектология. 1999. — № 4. — С. 32 -36.
- Медведева, Е. А. Формирование предпосылок творческого воображения у старших дошкольников с ЗПР в театрализованных играх Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.03. / Е. А. Медведева. М., 1997.- 192 с.
- Медушевский, В. В. Духовные аспекты в содержании музыкального образования Текст. / В. В. Медушевский // Теория и методика музыкального образования детей / авт. Л. В. Школяр [и др.]. М., 1983. -С. 260−289.
- Мелик-Пашаев, А. А., Новлянская, 3. Н. Ступеньки к творчеству Текст. / А. А. Мелик-Пашаев. М.: Педагогика. — 1987. С. 3 — 29, 102 -110.
- Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности Текст. / А. А. Мелик-Пашаев //. М.: Знание, 1981. — № 1. — с. 96.
- Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре Текст.: пособие для воспитателей детского сада / Д. В. Менджерицкая / под ред. Т. А. Марковой. М., 1982. — 128 с.
- Метлов, Н. А., Михайлова, JI. И. Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях Текст. / Н. А. Метлов, JI. И. Михайлова. -М.: Учпедгиз, 1969. 187с.
- Михайленко, Н. Я., Короткова, Н.А. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания Текст. / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова // Дошкольное воспитание. 1992. — № 5−6.-С. 17−27.
- Михайлова, А. Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников: пособие для учителей начальных классов Текст. /
- A. Я. Михайлова. М.: Просвещение, 1975. — 88 с.
- Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников Текст. / М. А. Михайлова: популярное пособие для родителей и педагогов.-Ярославль: Академия развития, 1997.
- Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1981.
- Музикални драматизации в детската градина Текст.: сб. статей / под ред. Ел. Петровой. София: Народна просвета, 1964.- 118 с.
- Музыкальное воспитание в Венгрии. М.: Советский композитор, 1983.
- Музыкальное образование в школе: учеб. пособие для студентов муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учебн. заведений / J1. В. Школяр,
- B. А. Школяр, Е. Д. Критская и др. М.: Академия, 2001. — 232 с.
- Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия Текст. / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1972. — 383 с.
- Неменский, Б. С. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания Текст. / Б. С. Неменский.-М.: Просвещение, 1981.- 192с.
- Никифорова, О. И. Исследования по психологии художественного творчества Текст. / О. И. Никифорова. М., Изд-во МГУ, 1972. -156 с.
- Никифорова, О. И. К вопросу о воображении Текст. / О. И. Никифорова // Вопросы психологии. 1972. — № 2.
- Новлянская, 3. Н. Ступеньки к творчеству Текст. / 3. Н. Новлянская. -М.: Педагогика, 1987.
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. М. Русский язык, 1981.
- Олифирова, JI. А. В стране весёлых песен: Сценарии праздников и театрализованных представлений для дошкольников Текст. / JI. А. Олифирова. М.: Воспитание дошкольника, 2002. — 95 с.
- Оселедчик, Е. Б. Роль музыки в развитии творческих способностей личности: (На материале нар. ун-тов культуры) Текст.: дис.. канд. философ, наук: 09. 00. 04 / Е. Б. Оселедчик. М., 1987. — 237.: ил. -Библиогр.: с. 183−212.
- Пенчо, П., Алексиева, С. Детската театрализирована игра Текст. / П. Пенчо, С. Алексиева. София: Народна просвета, 1980.- 150 с.
- Петровский, А. В. Психология в каждом из нас Текст. / А. В. Петровский. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992.
- Петровский, А. В. Введение в психологию Текст.: учебник / под общ. ред. проф. А. В. Петровского. М.: Академия, 1996. — 496 с.
- Пиаже, Ж. Логика и психология Текст. / Ж. Пиаже // Избранные психологические труды. М., 1969.-е. 137−179.
- Пиличяускас, А. А. Вопросы музыкального развития учащихся в процессе элементарного музицирования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. А. Пиличяускас. Вильнюс, 1973. — 28 с.
- Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольника Текст. / Н. Н. Поддьяков. -М.: Педагогика, 1977.-271с.
- Поддьяков, Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников Текст. / Н. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. -1990. -№ 1. С. 16−19.
- Поддьяков, Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект Текст. / Н. Н. Поддьяков- Волгогр. гос. пед. ун-т. Волгоград: Перемена, 1994. — 47 с.
- Пономарёв, Я. А. Психология творчества и педагогика Текст. / Я. А. Пономарёв. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
- Пономарёв, Я. А. Психология творчества Текст. / Я. А. Пономарёв. -М.: Наука, 1976.-303 с.
- Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учеб. пособие для студ. муз фак. высш. пед. учеб. заведений / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др.- под ред. Г. М. Цыпина. М.: Академия, 2003. — 368 с.
- Психология ребёнка-зрителя: тезисы доклада к Всероссийской конференции по эстетическому воспитанию (июнь 1971).- М., 1971. -48 с.
- Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6−7 лет в детском саду / сост. Т. Н. Доронова. М.: Просвещение, 1997. — 224 с.
- Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников Текст.: учебник для студентов высших и сред. пед. учеб. заведений / О. П. Радынова. М.: Академия, 1998.
- Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей в 2-х ч. Текст. / О. П. Радынова. М.: Гуманит. — ВЛАДОС, 1997.
- Разумный, В. А. Художественный образ форма отражения действительности Текст. / В. А. Разумный. — М., 1952.
- Разумный, В. А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. Текст. / В. А. Разумный. М.: Мысль, 1969. — 190 с.
- Ребёнок в мире культуры Текст. / Р. М. Чумичёва / под ред. д.п.н., проф. Р. М. Чумичёвой. Ставрополь: Ставрополь сервис школа, 1998. -558 с.
- Ревеш, Г. Раннее проявление одарённости и её узнавание Текст. / Г. Ревеш. -М.: Современные проблемы, 1924.
- Родари, Дж. Грамматика фантазии Текст. / Дж. Родари. М.: Прогресс, 1978.
- Роджерс, К. Р. Творчество как усиление себя Текст. / К. Р. Роджерс // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 164 — 168
- Рождественская, Н. В. Психология художественного творчества Текст. / Н. В. Рождественская. С.-Пб., 1995.
- Рубинштейн, С. JI. Проблемы общей психологии Текст. / С. JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 424 с.
- Сакулина, Н. П., Ветлугина, Н. А. Художественное воспитание в детском саду Текст. / Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина. Изд. 1. — М.: Учпедгиз, 1954- ИздП, 1957.
- Сац, Н. И. Дети приходят в театр. Страницы воспоминаний Текст. / Н. И. Сац- предисл. П. Маркова.-М.: Искусство, 1961.-312 е.: ил.
- Сац, Н. И. На путях к прекрасному Текст. / Н. И. Сац- послесл.
- B.Викторов. М.: Знание, 1986. — 59 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Эстетика" — № 12.).
- Седж, Н. В. Воспитание активности детей старшего дошкольного возраста в творческих ролевых играх Текст., дис.. канд. пед. наук: утв. в Ленингр. гос. пед. ин-те им. А. И. Герцена 27/ X 1969 г. — Л., 1969. — 302 л. — Библиогр.: л. 284 — 302.
- Сигуткина, Р. Рекомендации к организации театрализованных игр Текст. / Р. Сигуткина // Дошкольное воспитание. 1988. — № 8.1. C. 55 58.
- Силивон, В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций Текст. / В. Силивон // Дошкольное воспитание. 1983. — № 4. — С. 9 -12.
- Синельников, В. Б. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии Текст. / В. Б. Синельников // Дошкольное воспитание. 1993. — № 10. — С. 69.
- Скопина, О. А. Преемственность в формировании выразительности образа в лепке у старших дошкольников и учеников первого класса школы Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 01., 13. 00. 07. / О. А. Скопина. Киров, 1999. — 187 с.
- Современные проблемы теории творчества: сб. научн. ст. / под ред. д-ра философ, наук Г. Я. Буша. М.: Поиск, 1992.
- Сорокина, Н. Ф. Театрализованное творчество дети Текст. / Н. Ф. Сорокина // Дошкольное воспитание. — 1994. -№ 8. — С. 106 — 113- 1994.-№ 9. с. 98−106.
- Сорокина, Н. Ф. Театрализованные игры в детском саду Текст. / Н. Ф. Сорокина // Дошкольное воспитание. 1997. — № 6. — С. 64 — 66.
- Станиславский, К. С. Моя жизнь в искусстве Текст. / К. С. Станиславский. М: Искусство, 1983. — 424 е., 40 л., 1 л. портр.
- Степанова, В. В. Психологические особенности развития творчества в дошкольном возрасте (на материале изобразит, деятельности) Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19. 00. 07. / В. В. Степанова. М., 1995. -141 с. — Библиогр.: с. 131−141.
- Стоковский, JI. Музыка для всех нас Текст.: [пер. с англ.] / JI. Стоковский- предисл. Г. Шнеерсона. М.: Советский композитор, 1963. — 216 с. с нот. илл.
- Страунинг, А. М. Росток. Программа по ТРИЗ РТВ для дошкольного возраста Текст. / А. М. Страунинг. — Обнинск, 1996. — Т.1 — 2.
- Страхов, И. В. Психологический анализ творческого вдохновения Текст. / И. В. Страхов // Тезисы докладов на II съезде Общества психологов. Вып. 1.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
- Суворов, Н. Н. Пути создания художественного образа (роль воображения в художественном творчестве) Текст. / Н. Н. Суворов. -М.: Знание, 1984. (Серия «Эстетика», № 9).
- Суслова, О. И., Басина, Н. И. С кисточкой и музыкой в ладошке. Текст. / О. И. Суслова, Н. И. Басина. М., 1997. — 144 с.
- Сухомлинский, В. А. Мы слушаем музыку природы Текст. //
- B. А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям. 4-е изд. — Киев, 1973.1. C. 60−71.
- Танина, JI. В. Развитие словесного творчества в художественной деятельности дошкольников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. В. Танина-М., 1999.-18 с.
- Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей Текст. / К. В. Тарасова- НИИ дошк. воспит-я АПН СССР. М.: Педагогика, 1988. — 173 е., 2 с. илл. — Библиогр.: с. 166 — 174.
- Театр, где играют дети Текст.: учеб-метод, пособие для руководителей детских театральных коллективов / под ред. А. Б. Никитиной. М.: ВЛАДОС, 2001. — 288 е.: илл.
- Тельчарова, Р. А. Введение в феноменологию музыки Текст. / Р. А. Тельчарова. М., 1991.
- Теплов, Б. М. Психология индивидуальных различий Текст. / Б. М. Теплов // Избр. труды: в 2-х т. М., 1985. — Т. 1. — 385 с.
- Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей Текст. / Б. М. Теплов. М.- Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. — 335 с.
- Трубникова, М. А. Развитие музыкального слуха у дошкольников в процессе подбора мелодий на музыкальных инструментах Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / М. А. Трубникова. М., 1989. — 21 с.
- Трусова, Е. JI. Взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Е. JI. Трусова. М., 1986. — 24 с. — Библиогр.: с. 24.
- Тюхтин, В. С. К проблеме образа Текст. / В. С. Тюхтин // Вопросы философии. 1959. — № 6.
- Уроки театра на уроках в школе Текст. / А. П. Ершова / под ред. А. П. Ершовой. М.: НИИ Худ-го воспитания, 1990.
- Усова, А. П. Воспитание общественных качеств ребёнка в игре Текст. / А. П. Усова // Психология и педагогика игры дошкольника — М., 1966.-С. 38−48.
- Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий Текст. / О. С. Ушакова.-М., 2001.
- Философская энциклопедия. М.: Сов. энц., 1980. — Т. 5.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энц., 1986.642 с.
- Флёрина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника Текст. / Е. А. Флёрина. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 334 с.
- Фурмина, Л. С. Возможности творческих проявлений дошкольников в театрализованных играх Текст. / Л. С. Фурмина. М., 1972.
- Фурмина, Л. С. Театр-дома Текст. / Л. С. Фурмина // Дошкольное воспитание. 1990. — № 2. — С. 60 — 62.
- Халезова, Н. Б. и др. Лепка в детском саду [Текст] / Н. Б. Халезова [и др.] М.: Просвещение, 1978. — 143 с.
- Химчак, В. В. Социально-эстетическая природа синтеза искусств Текст.: дис.. канд. философ, наук: 09.00.04 / В. В. Химчак. Л., 1990.- 181 с.-Библиогр.: с. 160- 181.
- Ходькова, А. И. Формирование песенного творческого процесса у детей 6−7 лет Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. И. Ходькова. М., 1974. — 18 с.
- Чистякова, М. И. Психогимнастика Текст. / М. И. Чистякова / под ред. М. И. Буянова. -М.: Просвещение- Владос, 1995.- 157 с.
- Чуднова, Р. П. Формирование образного видения действительности Текст. / Р. П. Чуднова // Дошкольное воспитание. 1968. — № 11- 1972. -№ 2.
- Чуковский, К. И. От двух до пяти Текст. / К. И. Чуковский / предисл. Ю. А. Сорокина- послеслов. А. Г. Арушановой. М., Педагогика, 1990. -381 с.
- Чумичёва, Р. М. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника Текст.: дис. .д-ра пед. наук: 13.00.01 / Р. М. Чумичёва. Ростов н/Д, 1995. — 448 е.: ил. — Библиогр.: с. 390 — 427.
- Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста Текст.: программа / Э. Г. Чурилова. — М.: Владос, 2001.
- Шаехова, Р. К. Педагогические условия и критерии развития творческих способностей дошкольников в игровой деятельности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Р. К. Шаехова. Казань, 1999.-20 с.
- Шацкая, В. Н. Музыка в детском саду Текст. / В. Н. Шацкая. 2-е изд. — М.- Пб: Госиздат, 1923. — 237с.
- Шелепенко, А. И. Формирование первоначальных знаний о музыке у детей 6−7 лет Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 /
- A. И. Шелепенко. М., 1982. — 182 л. — Библиогр.: л. 168 — 182.
- Шеллинг, Ф.-В. Философия искусства Текст. / Ф.-В. Шеллинг / пер., вступ. статьи П. С. Попова и М. Ф. Овсянникова. М.: Мысль, 1966. -496 е., 8 л. с ил.
- Шоломович, С. X. Формирование восприятия музыки у детей 6−7 летнего возраста Текст.: дис.. канд. пед. наук- утв. 21 Л-1972 г. в научн. исслед. ин-те содержания и методов обучения АПН СССР -М., 1971.-209 л. с ил. — Библиогр.: л. 199−208.
- Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление Текст. / А. Шопенгауэр // Полн. собр. соч. М.: Просвещение, 1978. — Т.2. — 404 с.
- Шубинский, В. С. Педагогика творчества учащихся Текст. /
- B. С. Шубинский. М.: Знание, 1988. — 79 с.
- Шулятьева, JI. Обучение игре на музыкальных инструментах и развитие детского творчества Текст. / JI. Шулятьева // Дошкольное воспитание. 1983. — № 7. — С. 90 — 94.
- Экки, JI. Театрально-игровая деятельность Текст. / JI. Экки // Дошкольное воспитание. 1991. -№ 7. — С. 111 — 112.
- Эльконин, Д. Б. Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: АПН РСФСР, 1957.
- Эстетика. Словарь. М.: Политиздат, 1998 — С. 23.
- Юдина, Е. И. Мой первый учебник по музыке и творчеству Текст. / Е. И. Юдина. М.: Аквариум, 1997 — 272 с. — (Азбука музыкально-творческого саморазвития. Серия «У тебя получится»).
- Юсов, Б. П. Изобразительное искусство в начальных классах Текст. / Б. П. Юсов. Минск, 1986.
- Юсов, Б. П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии Текст. / Б. П. Юсов // Теория эстетического воспитания: сборник научных трудов. М., 1975. — 80 с.
- Якобсон, П. М. Психология сценических чувств Текст. / П. М. Якобсон М.: Худ. лит-ра, 1936.
- Якобсон, П. М. Психология художественного творчества Текст. / П. М. Якобсон. -М.: Знание, 1971. -46 с.
- Якубова, X. Ш. Художественный образ как процесс Текст.: дис.. канд. философ, наук- утв. в Ленингр. Ордена Ленина гос. ун-те им. А. А. Жданова 21ЛХ 1966. / X. Ш. Якубова. — Л., 1966. — 288 л. -Библиогр.: л. 213 -228.
- Callahan, С. Developing creativity in gifted and talented Text. / C. Callahan / Reston VA: The Council for Exception / Children. 1978.
- Haskell L., Art in early childhood year Text. / L. Haskell / Charles R. Merril. Columbus, USA, 1979.
- Hess, R., Krofl, D. Teachers of young children Text. / R. Hess, D. Kroft. -Boston: Houghton Miffin Сотр., 1975.
- Marsell, James L. Music in American Schools Text. / Marsell. New York, 1943.
- Moran, G. D., Milgram, R.M., Sowyers, G. K. Original Thinking in preaschool children Text. / G. D. Moran, R.M. Milgram, G. K. Sowyers // Child Development. 1983 / Aug/. V. 54, Pp. 321 326. — 1962. V. 6. — № 3 -4. P. 376.
- Neisser, U. Intelligence Text. / U. Neisser // Knowns and Unknowns American Psychlogist. 1996. — № 2. — P. 77 — 101.
- Sternberg, R. Y. Inside intelligence Text. / R. Y. Sternberg //Amer. Scientist. 1986. — Vol. 74. — № 2. — P. 137 — 143.
- Torrance, E. Test of Creative Thinking Text. / E. Torrance. Princetion, N-Y-1966.-163 p.165