Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль монгольской народной игры в трудовом воспитании глухих детей младшего школьного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 70-е — 90-е годы сурдопедагогами изучались такие аспекты трудового воспитания детей с недостатками слуха как формирование начальных трудовых знаний и умений в условиях предметно-практического обучения (С.АЗыков, Т. С. Зыкова, Е.Н.Марциновская), подготовка глухих старшеклассников к самостоятельной трудовой деятельности, их интересы, мотивы, уровень подготовки (В.М.Вельгус, А. П. Гозова… Читать ещё >

Роль монгольской народной игры в трудовом воспитании глухих детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема трудового воспитания школьников — одна из важнейших задач педагогики. Она имеет не только педагогическое, но и социальное значение. Система трудового воспитания готовит детей к будущей самостоятельной трудовой деятельности, формирует интерес, потребность втруде, знания и умения. В работе' П. Р. Атутова, Т. К. Ахаян, К. П. Ахиярова, В. М. Близнюка, О. С. Богданова, С. Г. Вершловского, М. А. Васильева, М. Н. Глявина, А. Г. Глущенкова, И. И. Зарецкой, B.Ф.Сахарова, А. Д. Сазанова, А. Я. Шибанова и др. раскрыты значение трудового воспитания в общей системе учебно-воспитательной работы, содержание, форма и методы воспитательной работы с учениками разных возрастных групп, содержание и формы профориентационной работы в школе и организация трудового обучения школьников.

В сурдопедагогике теоретические основы трудового воспитания исследованы А. П. Гозовой, АИ. Дьячковым, С. А. Зыковым, Л. А. Новоселовым и другими.

В 70-е — 90-е годы сурдопедагогами изучались такие аспекты трудового воспитания детей с недостатками слуха как формирование начальных трудовых знаний и умений в условиях предметно-практического обучения (С.АЗыков, Т. С. Зыкова, Е.Н.Марциновская), подготовка глухих старшеклассников к самостоятельной трудовой деятельности, их интересы, мотивы, уровень подготовки (В.М.Вельгус, А. П. Гозова, C.М.Гойхман, О. Г. Гонца, В.В.Засенко), политехнизация образования и современные условия профессионально-трудового обучения неслыша-щих (Г.Н.Пенин). Представляют интерес работы ученых по формированию у глухих положительного отношения к труду (Л.В.Андреева), изучению особенностей знаний младших школьников о труде взрослых (Е.Т.Логинова), определению путей и средств трудового воспитания не-слышащих (В.В.Засенко).

Учеными установлено, что трудовое воспитание имеет большое образовательно-воспитательное и коррекционно-развивающее влияние на глухих учащихся, хотя они сами не всегда понимают социальную значимость труда, не всегда готовы к выполнению трудовой деятельности, интерес к ней сформирован недостаточно.

Анализ педагогической практики обучения и воспитания глухих позволяет говорить, что не все педагогические возможности использованы.

Психологи и педагоги Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, Д. Б. Эльконин и другие считают, что в трудовом воспитании учащихся младшего школьного возраста значима игра, позволяющая в простой и занимательной форме знакомить детей с трудом взрослых и формировать у них интерес и трудовые умения.

К сожалению, в сурдопедагогике проблема игры и игровой деятельности детей с нарушением слуха изучена недостаточно. Больше внимания ученых привлечено к играм, развивающим речь детей (Г.Л.Выгодская, С. А. Зыков, А. Ф. Понгильская и др.).

Актуальность нашего исследования заключается в определении социальной значимости трудового воспитания неслышащих и обусловлена неисследованностью этой проблемы в сурдопедагогике Монголииотсутствием научных данных об интересах монгольских детей к труду взрослых, их отношении к трудовой деятельностинеразработанностью методических материалов, регулирующих учебно-воспитательный процесс монгольских школьников, направленных на качественное улучшение трудового воспитания детей.

Решение проблемы использования народных игр в трудовом воспитании учащихся позволит качественно изменить уровень трудового воспитания детей, сформирует у них жизненно необходимые знания о труде, интересы, потребности, изменит отношение к народным играм.

Определение возможности включения народных монгольских игр в школьные учебные программы, в учебно-воспитательный процесс, формирование условий обучения играм и руководства игровой деятельностью дает дополнительные возможности для совершенствования процесса трудового воспитания и личностного развития каждого школьника. Изучение этой проблемы актуально как для науки, так и педагогической практики Монголии и России.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в школе для детей с нарушением слуха в Монголии.

Предметом исследования является трудовое воспитание детей младшего школьного возраста.

Цель исследования состоит в разработке педагогических условий трудового воспитания детей с недостатками слуха на основе широкого использования монгольских народных игр.

В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования, были поставлены следующие задачи:1. Определить объем знаний детей о труде монгольского народа в школьных программах.

2. Изучить знания неслышащих школьников о труде взрослых (знания о профессиях, о трудовом процессе, о результатах труда) и уровень сформированное&tradeзнаний глухих детей о труде взрослых.

3. Выявить влияние игровой деятельности на знания школьников о труде взрослых.

4. Изучить интерес детей к труду взрослых и определить уровни сформированности интереса детей к труду монгольского народа.

5. Выявить интерес детей к игре и особенности игровой деятельности глухих младших школьников и определить ее уровни сформированности.

6. Определить уровни трудового воспитания неслышащих 1-Ш классов.

7. Определить педагогические условия использования народных игр в трудовом воспитании и разработать педагогические рекомендации для учебных программ и педагогической практики школы глухих.

В своей работе мы исходили из гипотезы — Монгольская народная игра, основанная на вековых народных традициях отражения жизни и труда монгольского народа обладает большими развивающими возможностями. Создание благоприятных педагогических условий по ознакомлению детей с народными играми, обучение неслышащих играм позволит не только качественно изменить игровую деятельность школьников, но и качественно изменить уровень их трудового воспитания. Научная новизна исследования состоит в том, что: — критически переосмыслены учебные программы детского сада и школы для глухих детей Монголии, определена необходимость их совершенствования с целью улучшения трудового воспитания детей— исследованы место и виды народных игр, используемых в учебно-воспитательном процессе школы Монголии— раскрыто отношение детей и педагогов школы к народным играм и их использованию в учебно-воспитательном процессе— выявлена специфика игровой деятельности неслышащих, обусловленная особенностями их психофизического развития и недостаточно разработанным руководством игровой деятельностью детей— определен уровень трудового воспитания глухих младшего возраста, выявлены факторы, влияющие на качество трудового воспитания— исследован объем и качество знаний глухих младшего возраста о труде взрослых, отношение глухих к трудовой деятельности— доказана возможность изменения уровня трудового воспитания детей путем их вовлечения в народные игры, отражающие труд взрослых— разработаны предложения по включению народных монгольских игр в учебные программы предметов «Предметно — практическое обучение», «Монгольские традиции», «Чтение и развитие речи», «Ознакомление с окружающим миром» и для внеклассного времени— сформулированы этапы, принципы, педагогические рекомендации обучения глухих народным играм и использованию их в учебно-воспитательном процессе— доказана эффективность разработанных и внедренных в учебно-воспитательный процесс педагогических рекомендаций по использованию народных игр в трудовом воспитании.

Теоретическая значимость исследования заключается в получении новых данных о развитии глухих младших школьников в Монголии, о путях совершенствования учебно-воспитательного процесса через использование народных игр.

Практическая значимость состоит в разработке рекомендаций к программе по предметно-практическому обучению, развитию речи и чтению, ознакомлению с окружающим миром и монгольскими традициями, а также в разработке педагогических рекомендаций по проведению монгольских народных игр в воспитательной работе с детьми. >На защиту выносятся следующие положения: *1. Основным видом деятельности человека является труд. Труд рассматривается как ведущий компонент воспитания гармонически развитой личности. Трудовое воспитание детей — это формирование знания и о труде и понимания общественной значимости трудовой деятельности человека, формирование интереса к труду людей и желания участвоватьв нем, формирование трудовых умения и навыков и положительного отношения к труду людей.

2. Анализ психолого-педагогической литературы подтверждает, что игра — это форма целенаправленной деятельности, которая организует жизнь детей. Игра является важным средством обучения и воспитания и ознакомления с окружающим. Ее коррекционно-развивающие возможности можно использовать в учебно-воспитательном процессе школы глухих.

3. Знания о труде — сложное системное образование с основными структурными компонентами — вид труда, процесс труда и результат труда. Основой построения системы знаний о труде является системообразующая связь преобразования предмета труда в результат труда, предназначенных удовлетворять потребности людей. Знания глухихшкольников о труде взрослых оказываются на 1У-ом (чрезвычайно низком) уровне сформированное&trade-. Причинами незначительного объема и низкого качества знаний школьников о труде являются недостаточная разработанность содержательной стороны программных знаний, слабость межпредметных связей, неполная реализация практической деятельности детей и недооценка их личного чувственного опыта.

4. Интерес к труду людей — это прежде всего познавательное отношение ребенка к трудовой деятельности, т. е., для него свойственно в большой мере стремление познать, ознакомиться с трудом окружающих людей. Для детей 1-Ш классов школы глухих характерен 1У-й (чрезвычайно низкий) уровень сформированности интереса к труду взрослых. Причинами этого недостатка являются условия жизни детей, их окружение и недостаточные знания о труде, и трудовые умениям индивидуальные особенности детей.

5. Разработка программных и педагогических требований к обучению и использованию народных игр в учебно-воспитательном процессе позволят качественно изменить отношение младших глухих школьников к труду взрослых и к собственной трудовой деятельности позволят качественно изменить отношение младших глухих школьников к труду взрослых и к собственной трудовой деятельности.

Теоретические основы исследования трудовой и игровой деятельности учащихся раскрываются в работах психологов, педагогов, социологов (Л.В.Андреева, Н. А. Бойченко, Л. С. Выготский, Г. Л. Выгодская, А. М. Витковская, А. П. Гозова, О. Г. Гонца, А. И. Дьячков, Т. С. Зыкова, В. В. Засенко, И. И. Зарецкая, А. Я. Журкина, пЕ.П.Кузьмичева, А. Н. Леонтьев, В. Ф. Матвеев, Н. Г. Саморукова, Г. Н. Пенин, Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин и др.).

Вй своем исследовании мы будем опираться на эти работы.

В философии деятельность рассматривается как основная форма проявления активности человека, его социального назначения. В деятельности человек осваивает предметный мир, постигает диалектику его развития. Он наследует опыт прошлого, все достояние природы и общественной жизни, одновременно с этим он «достраивает» этот предметный мир, переделывает природу, обогащает общественную жизнь. В этой сложной преобразующей деятельности человек выступает как субъект, как активный носитель своей социальной сущности, как творец, как деятель. В своей подлинно социальной деятельности человек не выступает как одиночка. Его деятельность и вся его жизнь связаны с людьми, вместе с которыми и происходит постижение прошлого, разрешение задач настоящего и построение планов на будущее /202/.

Человеческая деятельность всегда носит объективно-субъективный характер. Объективность ее сущностных свойств в то же время выражает и ее человеческие стороны: субъектом деятельности, осуществляющим и целеполагание и преобразующее ее начало, является именно человек.

Деятельность человека носит универсальный характер, меняющий как самого человека, так и процесс познания.

Деятельность — это главное условие и средство развития ребенка. Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев утверждают, что «ребенок с самого начала является социальным существом, что общение с окружающими уже с самого начала является основной формой его жизнедеятельности, что отношение ребенка к вещам уже с самого раннего возраста опосредованно общением со взрослыми и что все формирование психической деятельности происходит в процессе этого общения, способы которого меняются, но которое всегда остается основной движущей силой развития"/65, 117, 118/.

Таким образом, в деятельности происходит не только освоение предметного мира человеком, но и формируется отношение к нему, к своему месту, к обществу и к людям. Человек, изменяя природу, изменяет’свою собственную природу в меру своей активности, которую он привносит в деятельности.

Среди ученых нет единства в классификации видов деятельности.

Одни утверждают, что за каждым возрастным периодом закрепляется ведущая деятельность: игра — для дошкольников, учеба — для школьников, подростков, труд и общественная деятельность для возраста ранней юности. Другие выделяют учебную, трудовую и речевую деятельность.

Мы за основу возьмем виды деятельности, выделенные А. Н. Леонтьевым (познавательная, игровая, трудовая и речевая деятельность).

Для нашего исследования важно понимание сущности трудовой и игровой деятельности.

Выводы по Ш главе.

1. Использование монгольских народных игр в качестве средства трудового воспитания глухих детей младшего школьного возраста предусматривает изменение условий обучения: нами разработаны предложения по включению монгольских народных игр в учебные программы предметов: «Предметно-практическое обучение», «Монгольские традиции», «Чтение и развитие речи», «Ознакомление с окружающим миром», а также для внеклассной работы. Они позволили совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Нами также сформулированы педагогические рекомендациидля обучения глухих детей народным играм и использовании последних в научно-воспитательном процессе. Они усилили развивающее влияние игр на знания и интерес детей к труду.

2. В процессе экспериментального обучения не только повышался интерес детей к народным играм, но и продвинулись уровни игровой деятельности детей с V до IV, с IV до III, с III до И, со II до I. Дети начали самостоятельно выбирать роли, четко отражать игровые действия, проявлять дружеское отношение друг к другу, правильно использовать необходимые предметы в игре и т. д.

3. В условиях экспериментального обучения изменилось качество знаний детей. Они овладели характерными особенностями ведущих компонентов труда взрослых. Дети начали устанавливать причинноследственные связи, их знания стало можно охарактеризовать как сисси/темные и полные. Вместо фрагментарных ответов о компонентов труда у без их четкой дифференциации и установления причинно-следственной зависимости школьники начали давать полные системные ответы о трудовой деятельности специалиста.

4. В ходе экспериментального обучения изменился интерес детей к труду монгольского народа. Увеличилось число детей, интересующихся трудом монгольского народа с уровня до уровня с V до IV, с IV до III, с III до II, со II до I. Дети начали понимать социальную значимость труда монгольского народа и в процессе труда проявлять активность, самостоятельность, инициативность.

5. Таким образом, в результате использования организованной монгольской народной игры качественно изменились уровни сформированное&tradeтрудового воспитания детей I — Ш класса школы глухих, что позволяет говорить о значительных потенциальных возможностях детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подготовка подрастающего поколения к жизни и труду — одна из актуальных задач школы.

Труд рассматривается как ведущий компонент воспитания гармонически развитой личности.

Трудовое воспитание — это формирование знаний о труде, понимания общественной значимости трудовой деятельности человека, формирование интереса к труду людей, желания участвовать в нем, а также воспитание трудовых умений и навыков и положительного отношения к труду людей.

В работах П. Р. Атутова, Т. К. Акаян, В. М. Близнюка, О. С. Богданова, С. Г. Вершловского, М. А. Васильева, М. Н. Глявина, А. Г. Глущенкого, И. И. Зарецкой, В. Ф. Сахарова, А. Я. Шибанова и др. раскрыто значение трудового воспитания в общей системе учебно-воспитательной работы, содержание, формы и методы воспитательной работы с учениками разных возрастных групп, содержание и формы профориентационной работы в школе и организация трудового обучения школьников.

В сурдопедагогике теоретические основы трудового воспитания изложены А. П. Гозовой, А. И. Дьячковым, С. А. Зыковым, Л. А. Новоселовым и др. Учеными исследуются такие аспекты трудового воспитания детей с недостатками слуха как формирование начальных трудовых знаний и умений в условиях предметно-практического обучения (С.А.Зыков, Т. С. Зыкова, Е.Н. Марциновская), подготовка глухих старшеклассников к самостоятельной трудовой деятельности, их интересы, мотивы, уровень подготовки (В.М.Вельгус, А. П. Гозова, С. М. Гойхман, О. Г. Гонца, В.В.Засенко), политехнизация образования и современные условия профессионально-трудового обучения неслыша-щих (Г.Н.Пенин).

Учеными установлено, что трудовое воспитание имеет большое образовательно-воспитательное и коррекционно-развивающее влияние на глухих учащихся, хотя они сами не всегда понимают социальную значимость труда, не всегда готовы к выполнению трудовой деятельности, интерес к ней сформирован недостаточно. Однако из системы трудового воспитания мало исследован интерес к труду взрослых и факторы, влияющие на уровень трудового воспитания школьников.

Учитывая влияние игры на трудовое воспитание младших школьников, мы в наших исследованиях определяем возможность формирования трудового воспитания у младших школьников посредством комплексного изменения условий учебно-воспитательного процесса.

Методология исследования исходит из философских представлений о роли и месте во всестороннем развитии личности. (/.

Теоретической основой исследования являются выводы российских педагогов и психологов о роли содержания знаний и характере деятельности учениковв их умственном развитии (Д.Н.Богоявленский, Л. С. Выготский, А.В.Запорожец) — о необходимости формирования интегрированных, т. е. обобщенных системных знаний об окружающей действительности (Г.С.Батышев, В.И.Логинова) — о влиянии познавательного интереса на развитие детей (Н.Г.Морозова, Е. Г. Речицкая, И. М. Шабан, Г. И.Щукина) — о роли игры и игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе учащихся (Л.С.Выготский, Р. И. Жуковская, Д. Б. Менджерицкая, А.П.Усова). Принципиальным для нас является учение сурдопедагогов и психологов о своеобразии психики ребенка с нарушением слуха и возможности его компенсации и коррекции в условиях организованного обучения (Р.М.Боскис, Т. А. Власова, А. П. Гозова,.

А.И.Дьячков, С. А. Зыков, Т. С. Зыкова, В. В. Засенко, В. Ф. Матвеев, Г. Н. Пенин, Т. В. Розанова, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф, Н.В.Яшкова).

Особую значимость для нас представляли работы, рассматривающие роль игр и игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе специальных школ (А.М.Витковская, Г. А. Волкова, В. Л. Базилевская, Н. Д. Соколова и др.).

Данные нашего констатирующего эксперимента, проводимого в 1996 — 1997 учебном году на контингенте учащихся I — Ш классов школы интерната для глухих детей № 29 г. Уланбатора в Монголии показали, что интерес детей к народным играм очень низок, уровень сформированное&tradeинтереса к играм соответствовал Ш (низкому) уровню. В процессе исследования обнаружены следующие особенности игровой деятельности детей: неумение самостоятельно создавать условия для проведения игры, неумение самостоятельно выбрать роли и развивать сюжет игры, а также бедность в сюжете игры, трудности в общении детей между собой, неадекватное выполнение роли и игровых действий и использование предметов игры, трудность в использовании в игре пред-• метов-заместителей и понимании иж роли и в общении детей между собой, недостаточные знания о предметах, явлениях, деталях, инструментах, которые используются в игре, необходимость постоянной помощи педагога, отсутствие запаса активного словаря для проведения игры, неумение самостоятельно использовать в игре имеющиеся знания, и их игровая деятельность имеет процессуальный и стихийный характер.

Знания школьников о труде взрослых соответствует IV (чрезвычайно низкому) уровню, т. е. дети имеют неполные, фрагментарные знания об отдельных компонентах труда, в основном имеющих ярко выраженную наглядную форму. При этом дети затрудняются в дифференциации знаний о различных компонентах труда, не устанавливают причинно-следственные связи в характеризуемом объекте. Это свидетельствует о неконкретности, необобщенности и бессистемности знаний.

При исследовании интереса глухих детей к труду монгольского народа выяснилось, что он очень низок и имеет неустойчивый характер. Исследование подтверждает, что в своем отношении к труду глухие дети ориентируются не на знания, содержание или процесс и результат труда, а на внешние привлекательные признаки.

Для глухих школьников I — Ш классов характерен IV (чрезвычайно низкий) уровень сформированности интереса к труду монгольского народа. И они в основном находятся на IV (низком) уровне сформированности трудового воспитания.

Причинами этих недостатков являются не только речевое недоразвитие и связанные с ним особенности мышления глухих и их индивидуальные возрастные особенности, но и недостатки педагогической практики.

Анализ программ учебников для начальной школы, а также анализ учебной и воспитательной работы, проведенной нами в ходе констатирующего эксперимента, показал, что учителя и воспитатели недостаточно используют возможности учебно-воспитательного процесса для трудового воспитания глухих школьников младших классов.

Учителя-дефектологи почти не используют в педагогической практике монгольские народные игры, т. е. они не оценивают роль игры и уделяют недостаточно внимания обучению детей игровой деятельности: — в программе школы для глухих отсутствуют единые требования, предъявляемые к содержанию программы по трудовой деятельности взрослых (не определены задачи по возрастным ступеням, не сформулированы знания, умения и навыки, которыми дети должны владеть, не полностью учитываются познавательная и воспитательная направленность предлагаемых видов труда, не всегда учитываются наглядно-действенные и наглядно-образные формы познания глухих младшего возраста);

— недостаточная организованность трудовой деятельности учащихся;

— недостаточная разработанность программных требований по формированию игровой деятельности (не определены задачи, объем умений, навыки и знания, не указана лексика, необходимая в той или иной игре);

— неотработанность методики проведения игры на уроках и внеклассных занятиях;

— учителя-дефектологи не владеют содержанием игр, включенных в программу, и не умеют планировать игровую деятельность детей на уроке.

В процессе констатирующего эксперимента мы выяснили, что игра влияет на знания детей о труде взрослых и на их интерес к труду, хотя при недостаточной ее организации развивающее влияние игры неполно.

Опираясь на данные литературы о роли игры и игровой деятельности в трудовом воспитании школьников и исходя из результатов исследований''Организации учебно-воспитательного процесса, -мы провели обучающий эксперимент и определили педагогические условия совершенствования трудового воспитания в условиях широкого использования народных игр, определили принципы формирования знаний глухих детей о труде взрослых с использованием игр (опора на интересы школьников, единство работы учителей и воспитателей в процессе формирования знания о труде и трудовых умений в ходе использования игрразвитие межпредметных связей, позволяющих использовать народные игры на занятиях по разным учебным дисциплинамсотрудничество школы, интерната и семьи в процессе воспитания неслышащихпринцип этапности развития игровой деятельности глухих школьниковпринцип учета индивидуальных особенностей и возможностей детей). Для ознакомления детей I — Ш классов школы глухих с трудом монгольского народа в программы начальных классов включены народные монгольские игры (в предметах «ППО», «Монгольские традиции», «Чтение и развитие речи», «Ознакомление с окружающим миром» и для внеклассного времени).

Предложен примерный тематический план обучения играм, в котором содержатся задачи, перечень игровых умений, необходимый словарь, которыми должны овладеть школьники. Разработаны предложения по ознакомлению детей с трудом монгольского народа с использованием народных игр, в которых содержатся рекомендации о последовательности и этапности работы для каждой возрастной группы детей.

Формирование знаний школьников о разных видов труда проходило в несколько этапов:

I этап — ознакомление с результатом труда человека как средством удовлетворения потребностей людей.

II этап — ознакомление с процессом труда как основой преобразования предмета труда в продукт труда.

Ш-зтап — ознакомление с трудовой деятельностью специалиста определенного вида труда.

Для каждого этапа определен примерный объем знаний о труде, трудовые умения и необходимый словарь, которыми должны овладеть учащиеся, а также предусмотрены этапы обучения игре:

I этапсистематизация житейского опыта детей.

II этап — ознакомление детей с определенным трудом взрослых (результатом, процессом).

Ш этап — совместное обсуждение плана игры, игровых действий, изучение необходимого словаря.

IV этап — проведение игры.

V этап — обсуждение итогов.

Предложенная нами система, включающая поэтапное знакомство глухих с народными монгольскими играми и предполагающая руководство педагогом игровой деятельностью школьников позволяет усилить интерес детей как к игровой так и трудовой деятельности и сформировать у них жизненно необходимые знания и качественно изменить трудовое воспитание неслышащих.

Эта система, апробированная нами в экспериментальном обучении в течение 1996 — 1997 и 1997 — 1998 учебных годов позволила качественно изменить уровень трудового воспитания детей и подняться им на более высокий уровень.

В условиях комплексной реализации педагогических условий по совершенствованию учебно-воспитательного процесса возросла степень обобщения школьниками разнообразных компонентов знаний о труде, выделение их существенных признаков. При этом изменился характер их высказываний, характеристика видов труда, процесса труда, результатов труда стала полной и связной.

В процессе обучения число детей I (высокого) уровня возросло с О до-2,6%, а число детей V (нулевого) уровня-сократилось с 31% до 27,3%.

Под влиянием экспериментального обучения не только повысился интерес детей к труду взрослых, но и изменился характер игровой деятельности глухих: содержание и сюжет значительно развились, дети стремятся использовать в игре полученные знания, в игре появилось четкое отражение игровых действий и ролей, дети стремятся самостоятельно преодолеть трудности в использовании предметов — заместителей, в процессе игры дети легко устанавливают отношения между собой, в результате проведения игры у детей растет интерес к народным играм, создаются предпосылки для развития речи.

Так, при обучении изменился и уровень трудового воспитания детей. Большинство школьников находятся на Ш (удовлетворительном).

30,6%) и на IV (низком) (38,6%) уровне, и немного увеличилось число детей на высоком уровне.

Наблюдаемая динамика подтверждает наличие у детей больших потенциальных возможностей, которые возможно развить в условиях целенаправленной работы.

Таким образом, наша гипотеза о позитивном влиянии народной игры на уровень трудового воспитания школьников полностью доказан.

Проблема трудового воспитания, конечно, не ограничивается влиянием на нее игровой деятельности.

В дальнейшем нами планируется исследования других аспектов изучаемой проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.П. Трудовое воспитание в сельской общеобразовательной школе на современном этапе: Авт. дисс. д-ра пед. наук. -М., 1974. -41 с.
  2. А.К. Обучение и воспитание аномальных детей в МНР //Дефектология. 1971. — № 5. — С.29 — 30.
  3. Актуальные вопросы теории и практики сознательного отношения школьников к труду. Межвуз. Сб. науч. трудов. / Редкол.:
  4. A.П.Сидельковский, Л. Н. Кулешова, Е. С. Тургенская. Ставрополь^ 1983. -153 с.
  5. Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития. / Редкол. М. И. Никитина (отв. ред.) СПб.: Образование, 1995, 191 с.
  6. В.В. и др. ЭВМ: Игры и творчество /
  7. B.В.Александров, А. И. Алексеев, А. И. Семенов. Л.: Машиностроение, 1989. — 147 с.
  8. .Г. Познавательные потребности и интересы. / Ученые записки Л.: ЛГУ, 1959. — С.41- 60.
  9. Л.В. Система работы по формированию положительного отношения к труду глухих старшеклассников. // Методы учебно-воспитательной работы с глухими и слабослышащими детьми. Межвуз. сб. науч. трудов. -Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1986. С. 95 102.
  10. Л.В. Формирование положительного отношения к труду у глухих старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1987.219 с.
  11. Н.П. Деятельность школьников в условиях игровой ситуации // Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формировании личности школьника. М., 1983. — С. 82 — 84.
  12. Ю.Аркин С. А. Первые итоги изучения игры дошкольников // Игра и труд дошкольника. М.: АПН РСФСР, 1961. — С. 3 — 26.
  13. П.Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М.: Просвещение, 1992. — 95 с.
  14. Ф. Игра в учебной деятельности младшего школьника. // Начальная школа. 1989, № 4, С.4−6.
  15. П.Р., Бабкин Н. И., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основами наук. М.: Просвещение, 1983. — 127 с.
  16. Т.К. Проблемы единства обучения и воспитания: Сб. науч. тр. XXXI Герцен, чтения. Л., 1978. — 115 с.
  17. Т.К. Формирование коммунистических убеждений школьников в общественно-трудовой деятельности: Дисс. .д-ра пед. наук. Л1982. -392 с.
  18. Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  19. Ю.К., Сластенин В. А., Сорокина А. И. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  20. В. Л. Развитие речи глухих детей в игре. М.: АПН СССР, 1957.- 60 с.
  21. В. Л. Речевые игры в школе для глухих детей. М.: Учпедгиз, 1956. — 89 с.
  22. С.П. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 1984. — 143 с.
  23. С.П. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении. -М.: АПН РСФСР, 1963, — 1 13 с.
  24. А.Г., Егоров С. Ф. История сурдопедагогики: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак.пед.ин-тов. М.: Просвещение, 1984.- 295 с.
  25. B.K. Формирование интереса к труду людей у младших школьников в учебной и внеклассной деятельности: Дисс. канд. пед. наук. -Л., 1980.- 198 с.
  26. Н.И. Специальная дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. дефектол.фак. пед. ин тов. — М: Просвещение, 1985. — 128 с.
  27. В.М. Растет рабочая смена: Из опыта воспитания коммунистического отношения к труду в промышленно-производственном обучении школьников. Донецк^ 1962. — 72 с.
  28. П.П. Избранные психологические произведения /Ред. коллегия: А. А. Смирнов и др. М.: Просвещение, 1964. — 547 с.
  29. О.С. и др. Вопросы нравственной подготовки школьников к труду. М.: АПН РСФСР, 1962. 144 с.
  30. Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959. 3- 47 с.
  31. Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972. — С.7 — 45.
  32. H.A. Педагогические условия игровых интересов у детей 5 года жизни: Дисс. канд. пед. наук. Запорожье., 1974. — 162 с.
  33. H.A., Григоренко Г.И, Коваленко Е. И., Щербакова Е. И. Сюжеггно-ролевые игры дошкольников. Киев: «Радянська школа». 1982. -111 с,
  34. А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1974. 96 с.
  35. А.К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 1983. — 192 с.
  36. P.M. Глухие и слабослышащие дети. М., 1969. — 335 с.
  37. P.M. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1972. 172 с.
  38. P.M. Учителю о детях с нарушением слуха. М.: Просвещение, 1975. — 143 с.
  39. Н.И. Значение школьного периода профессиональной подготовки глухих для адаптации на производстве // Дефектология. 1985, № 2. С. 18 -24.
  40. И.М. Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1989. — 143 с.
  41. В.М. Производственная подготовка и трудовое устройство глухих учащихся //Дефектология. 1970, № 6. С. 54 — 59.
  42. Венгер J1.A. Восприятие и обучение /Дошкольный возраст/ М.: Просвещение, 1969. — 365 с.
  43. JI.A. Дидактические игры и упражнения по сенсорному восприятию дошкольников. М.: Просвещение, 1978. — 96 с.
  44. О.Р. Ролевая игра как метод моделирования диалога. Дисс. канд. пед. наук. СПб, 1993, — 146с.
  45. С.Г. Пропаганда педагогических знаний в трудовых коллективах. М.: Знание, 1980. — 38 с.
  46. A.M. Формирование предметно-игровых действий у слепых детей раннего возраста: Дисс. канд. пед. наук, — СПб., 1992. 143 с.
  47. Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. -М.: АПН РСФСР, 1954. 132 с.
  48. Г. А. Заикание у детей дошкольного возраста и коррекционная работа с ними по системе игр. Дисс. канд. пед. наук. -Л., 1972, — 195 с.
  49. Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопеда. М.: Просвещение, 1983. — 144 е.
  50. В.А. Выполнение трудовых операций глухими учащимися // Психология глухих детей. М.: Педагогика, 1971. — С.388 — 393.
  51. Вопросы сурдопедагогики: сб. науч. тр /Отв. Ред. К. А. Волкова. -М.: МГПИ, 1976.-234 с.
  52. В.Я. Творческие игры старших дошкольников.: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1981. 80 с.
  53. Воспитание глухих детей в школе. / Под. ред. А. Г. Зикеева и Хотеевой Э. Н. -М., 1979. 96 с.
  54. Воспитание дошкольников в труде. / Под ред. В. Г. Нечаевой. -М.: Просвещение, 1983. 206 с.
  55. Воспитание у школьников коммунистического отношения к труду. Сб. науч. трудов. / Под ред. В. И. Петровой. М.: МГПИ, 1981. 75 с.
  56. Воспитанию о детской игре. / под ред. Т. А. Марковой М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
  57. Г. Л. Игровая деятельность глухих детей // Психология глухих детей. М.: Педагогика, 1971. — С.357 — 361.
  58. Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. М., 1975. 174 с.
  59. Г. Л. Руководство сюжетно-ролевыми играми глухих дошкольников. М.: Просвещение, 1964. — 155 с.
  60. Г. Л., Соколова Н. Д. Об игровых действиях умственно отсталых детей // Дефектология. 1972, № 5. — С.66 — 70.
  61. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М., 1967.- 93 с.
  62. Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956.-443 с.
  63. Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972, № 2. — С.114 — 123.
  64. И.Ф. Специфические средства общения глухих: Учеб. пособие. Л.: ЛВИВОГ, 1975. — 166 с.
  65. Т.М. Экскурсия в школьную мастерскую // Начальная школа, 1985, № 10 С. 46 — 49.
  66. А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение, 1985. — 158 с.
  67. М.Н. Профессиональная ориентация и трудовое обучение в сельской школе. Л.: Лениздат, 1972. — 115 с.
  68. М.Н. Трудовое обучение и воспитание учащихся . Л.: Лениздат, 1966. — 115 с.
  69. А.Г. Развитие творческой деятельности в процессе освоения детьми народных хороводных игр. Дисс. канд. пед. наук. -СПб., 1992. 174 с.
  70. А.П. Выбор профессии для глухих учащихся: Учебно -методическое пособие. Л., 1986. — 30 с.
  71. А.П. Проблема профессиональной ориентации глухих школьников. // Дефектология, 1972, № 6. — С.30−34.
  72. А.П. Профессионально-трудовое обучение глухих, школьников М.: Просвещение, 1966. 131 с.
  73. А.П. Психология трудового обучения глухих. М.: Педагогика, 1979. -214 с.
  74. А.П. Трудовая деятельность глухих // Психология глухих детей. М.: Педагогика, 1971. — С.379 — 388.
  75. А.П., Дульнев Г. М. Задачи трудового обучения в специальных школах // Дефектология, 1969, № 5 — С.3−9
  76. С.M. Профессионально-ориентационная работа в школе глухих.: Методическая разработка. M-JL, 1973. — 21 с.
  77. О., Кмендова JI., Бердыхова Я. Игры в детском саду. -М.: Просвещение, 1966. 247с.
  78. A.M. Особенности самостоятельной письменной речи глухих школьников. М.: Просвещение, 1966. — 72 с.
  79. О.Г. Изучение профессиональных интересов глухих // Дефектология, 1980, № 2. С. 26 — 32.
  80. Г. А. О развитии причинно следственного мышления глухих школьников // Дефектология, 1973, № 4. — С.24−29.
  81. Э.К. Условия развития интереса к ручному труду у глухих дошкольников // Дефектология, 1969, № 6. С.59−65.
  82. И.И. Формирование познавательного интереса у глухих учащихся младших классов. // Методы учебно-воспитательной работы с глухими и слабослышащими детьми: Межвуз. сб. науч. трудов. JI., 1986. -С.10−16.
  83. JT.C. и Розанова C.B. Воспитание и обучение глухонемого ребенка (Советы родителям) / Под ред. Проф. А. И. Дьячкова. М.: Учпедгиз, 1959.-55с. ,
  84. А.И. Воспитание и обучение глухих детей. М. АПН РСФСР, 1957.- 57 с.
  85. А.И. Дидактика школ глухих детей. М.: Просвещение, 1968.- 80 с.
  86. Жуковская Р. И Творческие ролевые игры в детском саду. М.: АПН РСФСР, 1960. — 160 с.
  87. Р.И. Воспитание ребенка в игре. М.:. АПН РСФСР, 1963.- 319 с.
  88. А.П., Фомина А. Н. Новый этап в работе дошкольных учреждений для детей с нарушением интеллекта // Тезисы докладов и сообщений Ш международной конференции «Ребенок в современном мире»: СПб., 1996.-С.40−41.
  89. С.А. Воспитательная работа в интернате школы для глухих детей. -М.: АПН РСФСР, 1961. 272 с.
  90. С.А. Методика обучения глухих детей языку: Уч. пособие. М.: Просвещение, 1977. -200 с.
  91. С.А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. М.: АПН РСФСР, 1961. 360 с.
  92. Зыкова Т. С Активизация речевой коммуникации на уроках предметно-практического обучения // Повышение эффективности обучения глухих школьников. М., 1976. — С. 37 — 69.
  93. Т.С. Интегрированный подход в обучении глухих школьников // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: СПб.: Образование, 1995. — С.77−79.
  94. В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших школьников. Д.: ЛГУ, 1959. — 83 с.
  95. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. науч. тр. / Под ред. А. В. Запорожец, Т. А. Марковой. М.: МГПИ, 1978. -150 с.
  96. Игра и труд в детском саду: Сб. статей./ под ред. А. П. Усовой и Л. А. Пеньевской.: М.: АПНРСФСР, 1961.-96 с.
  97. Ю4.Изучение мотивации детей и подростков / Под рук. Божович Л. И. и Благонадежной Л. В. М.: Педагогика, 1972. — 351с.
  98. Ю5.Использование предметно практической деятельности в обучении глухих школьников / Под ред. С. А. Зыкова. — М.: Педагогика, 1976 -144 с.
  99. Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. — 207 с.
  100. A.A., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Книга для учителя. -М.: Политиздат, 1977. 191 с.
  101. Ю8.Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Ассоциация «Развивающее обучение», Педагогический центр «Эксперимент», 1995. 176 с.
  102. Ю9.Колтуненко И. В. Развитие речи глухих школьников: Пособие для учителей. М.: Педагогика, 1980. — 64 с.
  103. Ю.Контрович М. М., Михайлова Л. И. Подвижные игры в детском саду. М.: Учпедгиз, 1957. — 150 с.
  104. Ш. Коржова A.A. Лабораторные работы по методикам развития движений и игры детей дошкольного возраста с недостатками слуха: Учебное пособие, Л., 1988. — 22 с.
  105. Коррекционная работа в учреждениях для детей с недостатком слуха / Ред. колл: М. И. Никитина СПб.: Образование, 1992. — 103 с.
  106. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л. П. Носковой. М., 1989. 176 с.
  107. О.Н. Дидактические игра как средство формирования целостных знаний школьников об объекте изучения: Дисс. канд. пед. наук. СПб, 1995 -190 с.
  108. М.И., Нудельман М. М. Игра как средство коррекции недостатков развития учащихся вспомогательной школы // Дефектология, 1970, № 4. С. 86 — 90.
  109. З.И. Игра как форма организации коллективной деятельности старших пионеров: Дисс. канд. пед наук. Л., 1986. — 232 с.
  110. А.Н. Восприятие и деятельность. М.: Московский ун-т, 1976. 319 с.
  111. А.Н. Деятельность, сознание личности. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  112. В.И. Трудовое воспитание детей: Учебное пособие. -Л., 1974.- 78 с.
  113. В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста: Дисс.. д-ра пед. наук. Л., 1984. — 444 с.
  114. В.И., Мишарина Л. А. Особенности знаний детей до школьников о некоторых видах труда : Сб. науч. тр. XXVIII Герцен, чтения.-Л., 1976.-С. 3−9
  115. Е. Т. Формирование знаний о труде взрослых у глухих детей младшего школьного возраста: Дисс.. канд. пед. наук. Л., 1990. -190 с.
  116. A.A. О понятии «умственное развитие детей» // Умственное развитие младших школьников в процессе обучения. -Л., 1974. С. 4 — 23.
  117. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе. Л., 1979. — 77 с.
  118. В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Книга для учителей. -М.: Просвещение, 1984. 143 с.
  119. A.B. Генезис игровой деятельности неслышащих дошкольников // Актуальные проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации детей с проблемами в развитии. Спб., 1998. С. 57−62.
  120. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 191 с.
  121. С.Н. Основы предметно-практического обучения глухих школьников. М.: Педагогика, 1985. — 177 с.
  122. В.Ф. Производительный труд глухих учащихся в школьных мастерских. В кн.: Усовершенствование педагогического процесса в школе глухих: Сб. науч. тр. — М.: НИИДАПН, 1981. — С.44 — 51.
  123. А.М. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. — 143 с.
  124. Д.Б. Воспитателю о детской игре. М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
  125. Д.Б., Татищева Е. Д. Творческие игры в детском саду: Сб. статей. Минск, 1953. — 198 с.
  126. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей: Учеб. пособие для студентов дефект, фак. пед. ин тов. / Л. М. Быкова, Е. А. Горбунова, Т. С. Зыкова, Л. П. Носкова. — М.: Просвещение, 1991. -302 с.
  127. Н.Я. Как играть с ребенком. -М.: Педагогика, 1990.- 160 с.
  128. Н.Я. Проблемы дошкольной игры (психолого-педагогический аспект). М.: Педагогика, 1987. — 190 с.
  129. Н.Я. Формирование сюжетно-ролевой игры в раннем детстве. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1975. — 132 с.
  130. Л.А. Формирование первоначальных знаний о труде взрослых у детей младшего школьного возраста: Дисс. канд. пед. наук. Л., 1978. — 200 с.
  131. М.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младших школьников М.: Учпедгиз, 1953. 178 с.
  132. Н.Г. Проблема интереса в обучении и воспитании аномальных детей//Дефектология, 1969, № 2. С. 12- 18.
  133. Н.Г. Развитие интересов у глухих детей. М.: Педагогика, 1971. — С. 408 — 415.
  134. Н.Г. Развитие речи в младшем школьном возрасте // Очерки психологии детей: Сб. науч. психол. тр. / Под ред. А. И. Леонтьева, Л. И. Божович. М: АПНРСФСР, 1960. — 165 с.
  135. Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М. Просвещение, 1969. — 280 с.
  136. Назарова Л. П Игровые упражнения для развития слухового восприятия слабослышащих детей в период обучения грамоте. СПб.: Образование, 1993. — 57 с.
  137. Л.П. Методика слуховой работы в школах слабослышащих. М.: Просвещение, 1981. — 120 с.
  138. д. ^ Развитие теории и практики дефектологического образования. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки. М.: Научно-практический центр «Коррекция», 1992. — 164 с.
  139. Л.В. Основы методики слуховой работы в школах глухих и слабослышащих. М.: Просвещение, 1974. — 93 с.
  140. М.И., Пенин Г. Н. Трудовое обучение и профессиональная подготовка школьников с нарушением слуха: Учебно методическое пособие. — СПб., 1997. — 87 с.
  141. М.И., Пенин Г. Н., Пономарева З. А. Воспитание младших школьников с нарушением слуха. СПб., 1996. — 125 с.
  142. Новое в методах обучения глухих детей / Под ред. С. А. Зыкова. М.: Просвещение, 1968. — 44 с.
  143. Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися. / Под ред. Р. М. Боскис, К. Г. Коровина. М.: Педагогика, 1981.- 160 с.
  144. Э.В. Влияние коллективной игры на развитие активности подростков: Дисс. канд. пед. наук. Л., 1972, — 213 с.
  145. Педагогика и психология игры дошкольника. / Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. М.: Просвещение, 1966. — 343 с.
  146. Пенин Г. Н Профессиональные интересы неслышащих старшеклассников // Тезисы докладов и сообщений VI международной конференции «Ребенок в современном мире. Открытое общество и детство». -СПб., 1999.-С.140- 143.
  147. Г. Н. Политехническая подготовка глухих школьников. -СПб., 1992. 85 с.
  148. З.А. Роль семьи в развитии познавательной деятельности неслышащего школьника // Тезисы докладов и сообщений Ш международной конференции «Ребенок в современном мире». СПб., 1996. -С. 32−33.
  149. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Просвещение, -1987. 192 с.
  150. Программа обучения и воспитания глухих дошкольников. М.: Просвещение, 1987. — 158 с.
  151. Программа средней общеобразовательной школы. Начальные классы (I III класс). — М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
  152. Программы специальных общеобра:?овательных школ для глухих детей. М.: Просвещение, 1988. — 343 с.
  153. Е.В. Воспитание у младших школьников положительного отношения к труду // Начальная школа, 1979, № 4.- С. 50 53
  154. Профессиональное обучение глухих. / Под ред. А. П. Гозовой. -М.: Педагогика, 1975. 215 с.
  155. Психология глухих детей. / Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. М.: Педагогика, 1971. — 415 с.
  156. Пути повышения эффективности трудовой подготовки школьников: Сб. науч. трудов. / Под ред. М. П. Пальянова. Томск, 1985. — 157 с.
  157. Развитие логического мышления и особенности усвоения основ наук слабослышащими школьниками / Под ред. Гилевич И. М., Коровина И. Г., Николаева JI.B. и др. М.:Педагогика, 1986. — 156 с.
  158. Рау Ф. Ф. Устная речь глухих. М.: Педагогика, 1973. — 302 с.
  159. Е.Г. Педагогическое изучение знаний учащихся как средств повышения эффективности обучения (на материале предметнопрактического обучения в приготовительном 4 классах школы глухих) Дисс. канд. пед. наук. — М., 1978. — 166 с.
  160. Е.Г. Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы: Учебно-методическое пособие. J1., 1988. — 114 с.
  161. Е.Г. Формирование учебной деятельности глухих школьников младших классов. — JT., 1990. 131 с.
  162. Е.Г. Формирование учебной деятельности у глухих детей младшего школьного возраста // Дефектология, 1987, № 4. С. 40 — 46.
  163. Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М.: Педагогика, 1978.-232 с.
  164. В.Ф., Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация школьников: Уч. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  165. Е.Э. Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности школьника. Дисс. канд. пед. наук. Л. ЛГПИ. 1984.-238 с.
  166. М.Н. Методология и методика педагогических исследований (В помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986. — 152с.
  167. Содержание трудового воспитания школьников. / Под ред. И. И. Зарецкой, А. Я. Журкиной. М.: Педагогика, 1989. 144 с.
  168. Н.Д. Особенности игровых действий умственно- отсталых дошкольников // Дефектология, 1971, № 2. С. 72 — 76.
  169. И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. М., 1996. — 224 с.
  170. А.И. Дидактические игры в детском саду. (Пособие для воспитателя детского сада). М.: Просвещение, 1982. 96 с.
  171. А.И. Игры с народными дидактическими игрушками. М.: Просвещение, 1950. -50 с.
  172. Сурдопедагогика. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. / Под ред. М. И. Никитиной. М.: Просвещение, 1989. — 384 с.
  173. П.К. Повышение уровня общего и профессионального обучения глухих: Методическая разработка. Л., 1973. — 32 с.
  174. Т.И. Формирование положительного отношения к труду у детей старшего школьного возраста в совместной деятельности со взрослыми (в условиях детского дома: Авт. дисс.канд. пед наук. М., 1995. — 16 с.
  175. Трудовое обучение и воспитание в школе. / Под ред. А. А. Шибанова. М.: Педагогика, 1969. — 184 с.
  176. Трудовое становление школьной молодежи / Под ред. И.И.Зарецкой- М.: Педагогика, 1984. 104 с.
  177. Усвоение знаний и развитие младших школьников / Под ред. Л. В. Занкова. М.: Просвещение, 1965, — 134 с.
  178. А.П. Игра и организация жизни детей.: Методические указания. М.: Учпедгиз, 1962. — 39 с.
  179. А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976. — 96 с.
  180. А.П. Русское народное творчество в детском саду. М.: Просвещение, 1972. — 78 с.
  181. Учебно-воспитательная работа в школе глухих детей: Из опыта работы. / Кн. для учителя. / Под ред. Л. М. Быковой.- М.: Просвещение, 1984.- 135 с.
  182. В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Спб.: Лань, 1997. — 32 с.
  183. З.Ф. Деятельность основа формирования личности школьника. Дисс.. канд. пед. наук. — СПб., 1991. — 285 с.
  184. Чинь Дых Зуй. Трудовое воспитание глухих школьников во внеклассное время: Авт. дисс. канд. пед. наук. М., 1984. — 17 с.
  185. Шабан Исса Махамед Хасан. Формирование познавательных интересов у глухих школьников в процессе обучения. Дисс. канд. пед. наук. Л., 1987. — 186 с.
  186. Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. М.: Просвещение, 1968. — 304 с.
  187. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1979. 160 с.
  188. Г. И. Деятельность основа педагогического процесса. // Советская педагогика. 1982, № 8. — С. 74 — 77.
  189. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 198 с.
  190. Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. М.: Знание, 1972. — 32 с.
  191. Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960. — 328 с.
  192. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. -304 с.
  193. Д.Б. Творческие ролевые игры детей-дошкольников. -М.: АПН РСФСР, 1957. 24 с.
  194. М.Г. Творческая игра как средство нравственного воспитания младшего школьника: Дисс. канд. пед. наук. Л., 1967. — 308 с.
  195. Яшкова Н. В Наглядное мышление глухих детей. М.: Педагогика, 1988.-е. 1432Ю. Яшкова Н. В. Некоторые особенности деятельности глухих // Психология глухих детей. М.: Педагогика, 1971. — С. 354 — 356.
  196. Бага дунд боловсролын хууль. У Б.: АБЯ, 1995. — 50 х.
  197. . Г. Монголын боловсролын хогжлийн тухай. УБ.: АБЯХ, — 1979. — 180 х.
  198. БНМЯУ-ын Ардын боловсрол, соел урнлаг / Статистикийн эм-хэтгэл. УБ.: УХГ, 1976. — 114 х.
  199. БНМЯУ-ын Ардын боловсрол. УБ.: УХГ, 1968. — 37 х.
  200. Боловсролын тухай хууль. УБ.: АБЯ, 1995. — 42 х.
  201. Бух ний гмийн суурь боловсрол эзэмшуулэх ундэсний хотолбор 1996 2000 он. — УБ.: АБЯ, 1996. — 110 х.
  202. . Л. Сургах тоглоом. УБ.: УХГ, 1970, — 21 х.
  203. . Л. Хэрэглэлтэй тоглоом УБ.: АБЯ, 1962, — 56 х.
  204. Еронхий боловсролын дунд сургуулийн бага ангийн сургалт -хумуужлийн программ. У Б.: АБЯ, 1986. — 180 х.
  205. П. Монгол улсад хуухдийг хогжуулэх талаар 2000 он хуртэлг уйл ажил лагааны ундэсний хотолбор. У Б.: АБЯ, 1995. — 109 х.
  206. Л. Ардын тоглоом УБ.: УХГ, 1975. — 21 х.
  207. . Ж. Тусгай сурган хумуу жуулэх ухааны уусэл хог-жил. УБ.: СХУ, 1989.- 46 х.
  208. . Ж., Карма Э ба бус. БНМАУ н хуухдийн цэцэр-лэгийн уусэл хогжил. — УБ.: УХГ, 1983. — 35 х.
  209. . Д. Сургуулийн омнох насны хуухдийн хумуу жил. УБ.: СХУ, 1986.- 87 х.
  210. . Д. Хуухдууд ээ тоглое. УБ.: АБЯ, 1982 — 51 х.
  211. . Н. Тоглоомын ач холбогдол. УБ., 1989. — 50 х.
  212. Тумен Улзы. Ж. Монгол тоглоом. г. У:Б.- ?996 — 34 х
  213. Тусгай дунд сургуулийн бага ангийн сургалт хумуужлийн программ. — УБ.: УХГ, 1988. — 310 х.
  214. Тусгай цэцэрлэгийн хуухдийн сургалт хумуужлийн программ. -УБ., 1995, — 120 х.
  215. . Ц. Монгол ардын тоглоом, 1989, № 6, х. 20 21.
  216. . Ц. Роль монгольских народных игр в учебно воспитательской работе детского сада : Дисс. канд. пед. наук — УБ., 1981. — 80 х.
  217. . Ц. Суудэр жужгийн тухай. УБ.: АБЯХ, 1979. — 81 х.
  218. . Ц. Хэрэглэлтэй монгол ардын тоглоом, Сургуулийн омнох насны сурган, 1981, № 1, х. 5 6.
  219. . Ц., Цэнд. С. Цэцэрлэгт наадмыг удирдах арга зуй. -УБ.: АБЯ ны, Хэвлэлийн Товчоо, 1991. — 31 х.
  220. Ховд Абай. X. Монголын казакуудын сурган хумуужуулэх ов уламжлалыг судалсан нь: Дисс. сур. хум. ухааны дэд доктор.- УБ., 1992. — 170 х.
  221. Хуухэд Залуучуудын пэвтэрхий толь. — УБ.: УХГ, 1982. — 510 х. 237. Чимгээ Г., Оюун. Ц. БНМАУ -д тусгай сурган хумуужуулэхухаан хогжсон нь. УБ.: АБЯ, 1979, — 50 х.
  222. . С. Байгаль зуй: III ангийн сурах бичиг. УБ., 1990.- 49 х.
  223. . С. Орчин тойронтой танилцах: II ангийн сурах бичиг. УБ., 1990. — 35 х.
  224. . С., Давааноров. Н. Монгол ее заншил: II ангийн сурах бичиг. УБ., 1990. — 59 х.
  225. . С., Давааноров. Н. Сонсгол дуудлага: III ангийн сурах бичиг. УБ., 1990. — 102 х.242.4имэдцулам. С., Оюунчимэг. Ж. Унших бичиг буюу уг хогжил: II ангийн сурах бичиг. УБ., 1990. — 99 х.
Заполнить форму текущей работой