Формирование специальных компетенций у будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна
Диссертация
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования педагог профессионального обучения должен обладать компетенциями в области учебно-профессиональной, научно-исследовательской, образовательно-проектировочной, организационно-технологической деятельности и обучения по рабочей профессии. Вместе с тем в стандарте не определены виды специальных… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА
- 1. 1. Специальные компетенции педагога профессионального обучения в области дизайна: сущность и структура
- 1. 2. Педагогический потенциал дисциплин специализации в формировании специальных компетенций у будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна
- 1. 3. Педагогические условия формирования специальных компетенций у будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна
- ВЫВОДЫ по главе Г
- ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА
- 2. 1. Организация и содержание экспериментальной работы
- 2. 2. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию специальных компетенций у будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна
- ВЫВОДЫ по главе II
Список литературы
- Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология : схемы и тесты / Б. Б. Айсмон-тас. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.-207 с.
- Айсмонтас, Б. Б. Теория обучения : схемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 178 с.
- Андреев, В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2005. — 500 с.
- Аронов, В. Р. Дизайн и искусство (актуальные проблемы технической эстетики) / В. Р. Аронов. -М.: Знание, 1984. 64 с.
- Архангельский, С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе / С. И. Архангельский. М.: Высш. шк, 1976. — 200 с.
- Архангельский, С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе / С. И. Архангельский. -М.: Высш. шк., 1974.-384 с.
- Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы : учеб. пособие / С. И. Архангельский. М.: Высш. шк., 1980.-368 с.
- Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидакт. аспект / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1982. 145 с.
- Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод, пособие / В. И. Байденко. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 54 с.
- Байденко, В. И. Компетенции в професиональном образовании : (к освоению компетентностного подхода) / В. И. Байденко // Высшее образование в России. 2004. — № 11с. 3−13.
- Батышев, С. Я. Блочно-модульное обучение : учеб. издание / С. Я. Батышев. -М.: Транссервис, 1997.-258 с.
- Беспалысо, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов : учеб.-метод, пособие /
- B. П. Беспалысо, Ю. Г. Тагур. М.: Высш. шк., 1989. — 144 с.
- Богомолова, С. Н. Основы математической статистики : учеб. пособие для студентов психол.-пед. фак-в / С. Н. Богомолова. — 2-е изд., испр. и доп.. — Чебоксары: Чуваш, гос. пед ун-т, 2009. -104 с.
- Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. — М.: Академия, 2002. 320 с.
- Болотов, В. А. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10.1. C. 8−14.
- Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещериков, В. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 672 с.
- Большой толковый социологический словарь: рус.-англ., англ.-рус. Т. 1: А -О. / Д. Джери — пер. с англ. Н. Н. Марчук. М.: Вече: ACT, 2001. — 544 с.
- Борев, Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. 4-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1988.-496 с.
- Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко — под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2006. — 288 с.
- Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогического исследований : учеб. пособие для вузов / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова- под общ. ред. Н. М. Борытко. — М.: Академия, 2008. — 320 с.
- Борытко, Н. М. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков — под ред. Н. М. Борытко. М.: Академия, 2007. — 496 с.
- Борытко, Н. М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога Электронный ресурс. / Н. М. Борытко // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. -Режим доступа к журн.: http://www.eidos.ru/ioumal/2007/0930−10.htm.
- Брайен, X. Американские школы дизайна / X. Брайен // Промышленный дизайн. Дизайн США. -1989. Сентябрь. — С. 28−31.
- Братчикова, JI. И. Проектирование содержания подготовки ландшафтных дизайнеров в системе высшего профессионального образования : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Л. И. Братчикова. Краснодар, 2006.-201 с.
- Буланова-Топоркова, М. В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / М. В. Буланова-Топоркова. Ростов н/Д, 2002. — 544 с.
- Бундина, Ю. М. Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров костюма в университетском образовании : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Ю. М. Бундина. Оренбург, 2006. — 209 с.
- Васильева, Т. П. Формирование готовности студентов учреждений среднего профессионального образования к проектной деятельности : (на примере специализации «Дизайн костюма»): дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. П. Тенякова. Чебоксары, 2008. — 287 с.
- Введенский, В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. Н. Введенский // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 51−54.
- Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе : контекстный подход /А. А. Вербицкий. -М.: Высш. шк., 1991.-207 с.
- Вербицкий, А. А. Как подготовить диссертацию к защите. Краткий самоучитель для психологов и педагогов / А. А. Вербицкий // Высшее образование сегодня. 2008. — № 4. — С. 54−59.
- Вербицкий, А. А. Контекстное обучение в компетентностном подходе / А. А. Вербицкий //Высшее образование в России. 2006. — Ноябрь. — С. 39—46.
- Вербицкий, А. А. Гуманизация, компетентность, контекст поиски оснований интеграции / А. А. Вербицкий, О. Ларионова // Вестник высшей школы. — 2006. — № 5. — С. 19−25.
- Вербицкий, А. А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении Электронный ресурс. / А. А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева // Режим доступа: http//www.librarv.bv/portalus/modules/psvchologv.
- Вестник учебно-методического объединения по проф.-пед образованию: специализир. вып. Вып. 2(41) / авт.-сост. Е. В. Ткаченко, С. М. Кожуховская, В. Э. Штейнберг. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2007.-295 с.
- Вестник учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. Вып. 1(39) / под ред. Е. В. Ткаченко. — Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2006. —308 с.
- Волков, А. К. Модель системы образования России в перспективе 2020 года: поворот к экономике, основанной на знаниях / А. К. Волков и др. // Высшее образование сегодня. 2008. — № 5. — С. 4—9.
- Обозов, Н. PL Вопросы практической психодиагностики и консультирования в вузе / II. Н. Обозов. — JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.- 154 с.
- Воронов, Н. В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна: в 2 т. -М.: Союз Дизайнеров России, 2001. 424 с.
- Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. -480 с.
- Выполнение лабораторных работ по дисциплине «Художественное моделирование интерьера и предметной среды»: метод, указания / Рос. гос. проф.-пед. ун-т — сост. А. Н. Пичугин. Екатеринбург: Pi 111 ГУ, 2004. — 20 с.
- Выполнение курсового проекта по дисциплине «Художественное моделирование интерьера и предметной среды»: задания и метод, указания / Рос. гос. проф.-пед. ун-т- сост. Е. Ж, Шуплецова. Екатеринбург: РГППУ, 2006.-26 с.
- Габай, Т. В. Педагогическая психология : учеб. пособие / Т. В. Габай. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. -160 с.
- Галеева, Н. Л Система компетенций как инструмент управления качеством образования Электронный ресурс. / Н. Л. Галеева // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. — 30 сентября. — Режим доступа к журн.: http: //w ww/eidos. ru/i ournal/2007/0930−10. htm.
- Гальперин, П. Я. Введение в психологию : учеб. пособие для вузов по гуманит. спец. / П. Я. Гальперин. 5-е изд. — М.: Университет: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. — 330 с.
- Гальперин, П. Я. История психологии, XX век : хрестоматия для высш. шк. / П. Я. Гальперин — под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — М.: Акад. Проект — Екатеринбург: Деловая кн., 2003. — 830 с.
- Гершунский, Б. С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования / Б. С. Гершунский // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 3−7.
- Гладких, В. Г. Креативность будущего дизайнера / В. Г. Гладких, О. П. Тарасова, О. П. Шевченко // Высшее образование в России. 2009. -№ 3. — С. 131−136.
- Глазычев, В. JI. О дизайне : очерки по теории и практике дизайна на Западе / В. JI. Глазычев. -М.: Искусство, 1970. 193 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования от 27.03.2000 г. Специальность 30 500.04 Профессиональное обучение (дизайн). Квалификация -педагог профессионального обучения. — М., 2000.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 0524.00 «Дизайн». Квалификация — дизайнер Электронный ресурс. — Режим доступа: http://rosdesign.com/design/dobrofdesign.htm
- Гропиус, В. К художественному синтезу культуры / В. К. Гропиус // ДИ СССР. 1965. — № 4. — С. 36−41.
- Делор, Ж. Образование : необходимая утопия (доклад ЮНЕСКО) / Ж. Делор // Педагогика. -1998. Май. — С. 3−4.
- Дизайн: иллюстрированный словарь-справочник / Г. Б. Минервин и др. — под общ. ред. Г. Б. Минервина, В. Т. Шимко. -М.: Архитектура, 2004. -288 с.
- Дикая, И. В. Формирование содержания и процесс подготовки педагогов профессионального обучения в области ландшафтного дизайна : дис.. канд пед. наук: 13.00.08 / И. В. Дикая. Ставрополь, 2006.-217 с.
- Евтушевская, С. Компетентносгный подход при разработке учебных программ / С. Евтушевская // Народное образование. 2008. — № 6. — С. 191—197.
- Ермаков, Д. Откуда и куда ведет компетентностный подход? / Д. Ермаков // Народное образование. -2008. -№ 7.-С. 181−187.
- Ермаков, Д. С. Дополнительное профессиональное образование в интересах устойчивого развития / Д. С. Ермаков, Д. А. Славинский, С. А. Черникова. -СПб.: ВВМ, 2008. 218 с.
- Ефимов, А. В. Дизайн архитектурной среды : учеб. для вузов / А. В. Ефимов. -М.: Архитектура-С, 2006. 504 с.
- Жукова, М. Развитие ключевых компетентностей будущих педагогов профессионального обучения как педагогическая проблема Электронный ресурс. // Интернет-журнал «Эйдос». — 2007. — Режим доступа к журн.: http://www.eidos.nj/iournal/2007/0930−10.htm.
- Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учебное пособие для пед. вузов по спец. 31 000 Педагогика и психология / В. И. Загвязинский, Р. Артаханов. — М.: Академия, 2007. — 207 с.
- Заг вязинский, В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. — 3-е изд., испр. -М.: Академия, 2006. -192 с.
- Заёнчик, В. М. Основы творческо-конструкторской деятельности: предметная среда и дизайн: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / В. М. Заёнчик, А. А. Карачёв, В. Е. Шмелёв. М.: Академия, 2006. — 320 с.
- Звонников, В. И. Современные средства оценивания результатов обучения : учеб. пособие для вузов по пед. спец. / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. -М.: Academia, 2007.-223 с.
- Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. 2-е изд., перераб. — М.: Моск. психол.-соц. ин-т — Воронеж: МОДЭК, 2003.-479 с.
- Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования : практикум: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова — М.: Академия, 2008. -144 с.
- Зеер, Э. Ф. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании / Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков, Е. Г. Лопес. — Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2007. 129 с.
- Зеер, Э. Ф. Развивающееся профессиональное образование / Э. Ф. Зеер // Личностноразвивающее профессиональное образование: материалы V Междунар. науч.-практ. конф., 2005: в 4 ч. Ч. 1. 277 с.
- Зеер, Э. Ф. Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования кометенций у обучаемых / Э. Ф. Зеер // Психологическая наука и образование. 2004. — № 3. — С. 5−11.
- Зимняя, И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования /И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. -№ 5.-С. 34−42.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учеб. для вузов по пед. и психол. напр. и спец. / И. А. Зимняя. 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2002. — 383 с.
- Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2005. -№Ц. с. 14−20.
- Зимняя, И. А. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2008. — № 5. — С. 14—19.
- Иванов, В. Ф. Психологические основы творческого труда : метод, рекомендации / В. Ф. Иванов. Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 1985.-32 с.
- Иванов, Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д. А. Иванов. М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с. -Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика" — вып.6 (12).
- Информация о рынке труда в Чувашской Республике (подготовлено Минэкономразвития Чувашии) Электроный ресурс.: официальный портал органов власти Чувашской Республики, 2009. — Режим доступа к порталу: http://gov.cap.ru.
- Итоговая аттестация педагогов профессионального обучения в области дизайна. Опыт реализации: учеб. пособие / под. ред. Е. В. Ткаченко. СПб.: Изд-во СЗППИ СПГУТД: Тускарора, 2006. — 112 с.
- Иттен, И. Искуство цвета / И. Иттен — пер. с нем. и предисл. JI. Монаховой. -М.: Д. Аронов, 2009. 136 с.
- Иттен, И. Искусство формы / пер. с нем. и предисл. JI. Монаховой. — М.: Д. Аронов, 2004. 136 с.
- Калинина, В. Н. Математическая статистшса : учеб. для студентов сред, спец. учеб. заведений / В. Н. Калинина, В. Ф. Панкин. — 4-е изд., испр. — М.: Дрофа, 2002. 336 с.
- Кан-Калик, В. А. Грамматика общения / В. А. Кан-Калик. М.: Роспеда-генство, 1995.-108 с.
- Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. -М.: Педагогика, 1990. 144 с.
- Кандинский, В. В. О понимании искусства / В. В. Кандинский // Знамя. -1999.-№ 2.-С. 101−102.
- Кандинский, В. В. Точка и линия на плоскости / В. В. Кандинский. -СПб.: Азбука-классика, 2005.-232 с.
- Квалификационная практика по рабочей профессии: метод, указания / Рос. гос. проф.-пед. ун-т — сост. В. П. Фалько, Е. Ж. Шуплецова. — Екатеринбург: РГППУ, 2006.-30 с.
- Клее, П. Педагогические эскизы: теория и философия дизайна / П. Клее — пер. с нем. Н. Дружковой- под ред. JI. Монаховой. — М.: Д. Аронов, 2005. 56 с.
- Ковешникова, Н. А. Дизайн: история и теория: учеб. пособие для студ. архитектур. и дизайнер, спец. /Н. А. Ковешникова, 3-е изд., стер. -М.: Омега-JI, 2007.-224 с.
- Колесникова, И. А. Педагогическая праксеология : учеб. пособие дня студентов высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова, Е. В. Титова. — М.: Академия, 2005. -256 с.
- Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие дня высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибиркая — под ред. И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2005. — 288 с.
- Корпорация „Tuning Project 2004“ Электронный ресурс.: веб-узел корпорации „Tuning Educational Structures in Europe“. Режим доступа: http://www.tuning.unideusto.org/tuningeu/index.php (получено 27 сентября 2009 г.)
- Кудряшев, К. В. Архитектурная графика : учеб. пособие / К. В. Кудряшов. -М.: Архитектура-С, 2006. 312 с.
- Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения /Н. В. Кузьмина. — М.: Высш. шк., 1990. -119 с.
- Кузнецов, В. В. Введение в профессионально-педагогическую специальность : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений /
- B. В. Кузнецов. -М.: Академия, 2007. 176 с.
- Левина, М. М. Технологии профессионального педагогического образования : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М. М. Левина. -М.: Академия, 2001. 272 с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для вузов по направлению и спец. „Психология“, „Клиническая психология“ / А. Н. Леонтьев. 2-е изд., стер. -М.: Смысл: Acedemia, 2005. — 346 с.
- Леонтьев, А. Н. Избранные психологические приозведения : в 2 т. Т. 1 / А. Н. Леонтьев — под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — 391 с.
- Леонтьев, А. Н. Избранные психологические приозведения : в 2 т. Т. 2 / А. Н. Леонтьев — под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — 318 с.
- Леонтьев, А. Н. Философия психологии: из- научн. наследия / А. Н. Леонтьев — под ред. и с предисл. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. -М.: Изд-во МГУ, 1994. 287 с.
- Лернер, Г. И. Психология восприятия объемных форм (по изображениям) / Г. И. Лернер. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 136 с.
- Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 185 с.
- Лернер, И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1974.-64 с.
- Локшина, С. М. Краткий словарь иностранных слов / С. М. Локшина. -10-е изд., стер. -М.: Рус. яз., 1988. 632 с.
- Ляпидовская, С. М. Деловая игра в учебном процессе : метод, письмо /
- C. М. Ляпидовская. М.: Мин-во просвещения РСФСР, 1988. — 41 с.
- Максимов, В. Г. Педагогическая диагностика в школе : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. Г. Максимов. — М.: Академия, 2002. 272 с.
- Маркова, А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А. К. Маркова // Советская педагогика. —1990. — № 8. — С. 82−88.
- Марухина, О. Б. Системный подход к оцешсе качества образования / О. Б. Марухина // Стандарты и качество. — 2002. № 4. — С. 35−41.
- Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу — пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухиной. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003.-351 с.
- Мейман, Э. Очерк экспериментальной педагогики / Э. Мейман — авт. и пер. с нем. А. П. Болтунова. 2-е. изд. — М.: Мир, 1922. — 237 с.
- Мелодинский, Д. JL Школа архитетурно-дизайнерского формообразования: учеб. пособие / Д. JI. Мелодинский. — М.: Архитектура-С, 2004.-312 с.
- Михайлов, С. М. Основы дизайна : учеб. для вузов / С. М. Михайлов, JI. М. Кулеева — под ред. С. М. Михайлова. 2-е изд., перераб. и доп. — М: Союз Дизайнеров, 2002. — 240 с.
- Молчанов, В. М. Основы архитектурного проектирования: социально-функциональные аспекты: учеб. пособие / В. М. Молчанов. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. 160 с. — (Серия „Высшее профессиональное образование“).
- Нейман, Ю. М. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов / Ю. М. Нейман, В. А. Хлебников. М.: Прометей, 2000. -169 с.
- Нейман, Ю. М. Педагогическое тестирование как измерение : учеб. пособие. Ч. 1 / Ю. М. Нейман, В. А. Хлебников. М.: Центр тестирования МО РФ, 2002.-67 с.
- Николаева, Г. В. Система социального партнерства в профессиональном образовании в Чувашской Республике / Г. В. Николаева, Н. И. Кустарин. — М.: Академкнига, 2007. 64 с.
- Новиков, Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д. А. Новиков. М.: МЗ-Пресс, 2004. — 67 с. — (Серия „Статистические методы“),
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка: 70 ООО слов / С. И. Ожегов — под ред. Н. Ю. Шведовой. 21-е изд., перераб. и доп. — М.: Рус. яз., 1989. — 924 с.
- Пайгусов, А. И. Теоретические основы интегрированного обучения /
- A. И. Пайгусов. Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2005. — 215 с.
- Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения : учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, JI. II. Вавилова — под ред. Т. С. Паниной. 3-е изд., стер. -М.: Академия, 2007. —176 с.
- Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др. — под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., стер. -М.: Академия, 2007. — 368 с.
- Педагогическая диагностика в системе совершенствования учебно-воспитательной работы в высшей и средней школе: сб. науч. ст. / отв. ред.
- B. Г. Максимов, С. JI. Михеева. Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2008. -126 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — М.: Большая Рос. энцикл., 2003. 528 с.
- Пекелис, В. Д. Твои возможности, человек! / В. Д. Пекелис. — 5-е изд., перераб. и доп. -М.: Знание, 1986. -270 с.
- Петровская, JI. А. Общение компетентность — тренинг : избр. тр. / JI. А. Петровская. -М.: Смысл, 2007.-687 с.
- Пидкасистый, П. И. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / П. И. Пидкасистый. -М.: Росс. пед. агенсгво, 1995. 638 с.
- Пиявский, С. А. Реализация компетентностной парадигмы в вузе /
- C. А. Пиявский // Высшее образование в России. -2010. — № 1. С. 3−12.
- Попков, В. А. Дидактика высшей школы : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. А. Попков, А. В. Коржуев — 2-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2004. -192 с.
- Практикум по профессии: рабочая программа дисциплины / Рос. гос. проф.-пед. ун-т — сост. В. П. Фалько, Е. Ж. Шуплецова, И. Б. Лемонова. -Екатеринбург: РГППУ, 2007. -16 с.
- Проект „Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года“ Элекгроный ресурс.: официальный портал органов власти Чувашской Республики, 2008. Режим доступа к порталу: http://gov.cap.ru.
- Проектирование: рабочая программа дисциплины / Рос. гос. проф.-пед. ун-т- сост. В. В. Кикин. Екатеринбург: РГППУ, 2002. — 10 с.
- Проектирование: метод, рекомендации по выполнению контрольных работ / Рос. гос. проф.-пед. ун-т — сост. В. В. Кикин. Екатеринбург: РГППУ, 2002.-8 с.
- Проектирование: метод, указания по выполнению лабораторных работ / Рос. гос. проф.-пед. ун-т — сост. В. В. Кикин. Екатеринбург: РГППУ, 2004. — 8 с.
- Психологические тесты: в 2 т. Т. 2 / под ред. А. А. Карелина — М.: ВЛАДОС, 2003.-248 с.
- Пронюшкина, Т. Региональные особенности высшего профессионального образования / Т. Пронюшкина // Высшее образование сегодня. 2008. — № 4. -С. 62−63.
- Психология индивидуального и группового субъекта / К. А. Абульханова и др. — под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. — М.: ПЕР СЗ, 2002.-367 с.
- Равен, Д. Компетентностьв современном обществе: выявление, развитие и реализация / Д. Равен — пер. с англ. под общ. ред. В. И. Белопольского. М.: Когито-Центр, 2002.-396 с.
- Раннев, В. Р. Интерьер : учеб. пособие для архит. спец. вузов / В. Р. Раннев. -М.: Высш. шк., 1987. 232 с.
- Региональная система высшего образования и рынок труда / Рыкун А. Ю. и др. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 2005. — 166 с.
- Розенсон, И. А. Основы теории дизайна : учеб. для вузов / И. А. Розенсон. СПб.: Питер, 2007. — 224 с.
- Рубинштейн, М. М. О смысле жизни. Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу: в 2 т. Т 1 / под ред. Н. С. Плотникова, К. В. Фарджева — предисл. К. В. Фараджева. М.: Территория будущего, 2008. — 574 с.
- Рубинштейн, М. М. О смысле жизни. Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу: в 2 т. Т 2 / под ред.
- H. С. Плотникова, К. В. Фарджева — предисл. К. В. Фараджева. М.: Территория будущего, 2008. — 373 с.
- Рубинштейн, М. М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой / М. М. Рубинштейн. — 4 изд., пересмотр, и доп. М.: Задруга, 1920.-540 с.
- Рубинштейн, С. JL Основы общей психологии: учеб. пособие для вузов по направлению спец. психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2007. — 712 с.
- Рунге, В. Ф. История дизайна, науки и техники : учеб. пособие: в 2 кн. Кн.1. / В. Ф. Рунге. -М.: Архитектура-С, 2006. 368 с.
- Рунге, В. Ф. Основы теории и методологии дизайна : учеб. пособие / В. Ф. Рунге, В. В. Сеньковский. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: МЗ Пресс: Соц.-полиг. МЫСЛЬ, 2005. — 368 с.
- Самсонов, Б. В. Подготовка будущих учителей технических дисциплин к профессионально-творческой деятельности : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Б. В. Самсонов. Чебоксары, 2005. — 211 с.
- Седова, JI. И. Основы композиционного моделирования в архитектурном проектировании : учеб. пособие / JI. И. Седова. — Екатеринбург: Изд-во УрштГАХА, 2004.-129 с.
- Селевко, Г. К. Компетентности и их классификация / Г. К. Селевко // Высшее образование сегодня. 2004. -№ 4. — С. 138−143.
- Сериков, В. В. Личностно ориентированный подход в образовании: концепция и технология / В. В. Сериков. — Волгоград: Перемена, 1994. -145 с.
- Симонов, В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя : учеб. пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК / В. П. Симонов. М.: Междунар. пед. акад., 1995. -192 с.
- Сластенин, В. А. Психология и педагогика : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В. Г. Каширин. — 5-е изд., стереотип. -М.: Академия, 2007. 480 с.
- Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высщего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / С. Д. Смирнов. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Академия, 2005. — 400 с.
- Сокольников, Ю. П. Системный подход к воспитанию школьников / Ю. П. Сокольников. -М.: Педагогика, 1990. 90 с.
- Сомов, Ю. С. Композиция в технике / Ю. С. Сомов. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Машиностроение, 1987.-271 с.
- Социальное партнерство в системе профессионального образования: материалы научно-практической конференции / под ред. А. И. Жилиной, В. П. Топоровского. СПб.: ГНУ „ИОВ РАО“, 2005. — 265 с.
- Структура профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования в области гуманитарных технологий: метод, пособие / П. И. Анисимова и др. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И Герцена, 2008. -179 с.
- Сухинина, В. В. Проектирование содержания подготовки педагогов профессионального обучения : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / В. В. Сухинина. Сызрань, 2006.-169 с.
- Татур, Ю. Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования: учеб.-метод. пособие /Ю. Г. Татур. -М.: Унив. кн.: Логос, 2006. — 256 с.
- Татур, Ю. Г. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации как инструмент сопряжения сферы труда и образования / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2009. — № 4. — С. 12−16.
- Татур, Ю. Г. Компетентость в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. — 2004. — № 3.-С. 20−26.
- Татур, Ю. Г. Образовательная система России / Ю. Г. Татур. — М.: Высш. шк., 1999.-264 с.
- Теория и практика профессионально-педагогического образования: в 2 т. Т. 1 / под ред. Г. М. Романцева. — Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2007. 305 с.
- Ткаченко, Е. В. Дизайн-образование. Теория, практика, траектория развития: учеб. пособие / Е. В. Ткаченко, С. М. Кожуховская. Екатеринбург: АКВА-ПРЕСС, 2004. -240 с.
- Тряпицына, А. П. Инновационные процессы в образовании / А. П. Тряпицына // Интеграция российского и западноевропейского опыта: сб. ст. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — 285 с.
- Тряпицына, А. П. Идея опережающего образования / А. П. Тряпицына // Мир образования,-2002.-№ 3.~С. 171.
- Тьялве, Э. Краткий курс промышленного дизайна / Э. Тьялве- пер. с англ. П. А. Кунина. -М.: Машиностроение, 1984. 192 с.
- Устин, Б. В. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие / Б. В. Устин. — 2-е изд., уточненное и доп. — М.: ACT: Астрель, 2008.-239 с.
- Фахретдинова, Г. Р. Психолого-педагогическая диагностика : учеб.-метод. пособие / Г. Р. Фахретдинова Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2007. — 95 с.
- Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. -М.: Республика, 2001. -719 с.
- Фокин, Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ю. Г. Фокин. — 2-е изд., испр. -М.: Академия, 2007. -240 с.
- Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов в условиях модернизации системы образования: сб. науч. тр. / Чуваш, гос. пед ун-т- отв. ред. О. Г. Максимова. Чебоксары: ЧГПУ, 2006. — 251 с.
- Фролов, Ю. В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалиста / Ю. В. Фролов, Д. А. Махотин // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С. 34−41.
- Хан-Магомедов, С. О. ВХУТЕМАС: в 2 кн. Кн. 1 / С. О. Хан-Магомедов. -М.: Ладья, 2000. -488 с.
- Холмянский, JI. М. Дизайн : кн. для учащихся / JI. М. Холмянский, А. С. Щипанов. -М.: Просвещение, 1985. 240 с.
- Художественное моделирование интерьера и предметной среды: рабочая программа дисциплины / Рос. гос. проф.-пед. ун-т — сост. А. Н. Пичугин. -Екатеринбург: РГППУ, 2003. -13 с.
- Хуторской, А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А. В. Хуторский // Народное образование. 2003. — № 5. -С. 55−61.
- Хуторской, А. В. Ключевые компетентности как компонент личностноориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторский // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58−64.
- Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты Электронный ресурс. // Интернет-журнал „Эйдос“. 2002. — 23 апреля. -Режим доступа: http://eidos.ru/iournal/2002/0423.htm. — В надзаг: Центр дистанционного образования „Эйдос“.
- Челышкова, М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов : учеб. пособие /М. Б. Челышкова. -М.: ЛОГОС, 2002.-431 с.
- Чучалин, А. Формирование компетенций выпускников основных образовательных программ / А. Чучалин // Высшее образование в России. -2008. -№ 12.-С. 10−19.
- Шадриков, В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и комплексный подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. 2004. -№ 8. — С. 27−31.
- Шадриков, В. Д. Деятельность и способности : учебник / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 1994.-320 с.
- Шелтен, А. Введение в профессиональную педагогику : учеб. пособие / А. Шелтен. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. -288 с.
- Шестак, Н. В. Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании / Н. В. Шестак, В. П. Шестак // Высшее образование в России. 2009. -№ 3. — С. 29−38.
- Шимко, В. Т. Основы дизайна и средовое проектирование : учеб. пособие / В. Т. Шимко. -М.: Архитектура-С, 2004. 160 с.
- Шимко, В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории: учеб. пособие / В. Т. Шимко. М.: Архитектура-С, 2006. — 296 с.
- Шишов, С. Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 2. — С. 58−62.
- Штейнберг, В. Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика / В. Э. Штейнберг. М.: Народное образование, 2002. — 247 с.
- Штейнберг, В. Э. Инструментальная дидактика и дизайн-образование /
- B. Э. Штейнберг // Вестник учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию: специализир. вып. — Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2007. —295 с.
- Элъконин, Б. Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения / Б. Д. Эльконин // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск, 2000. — 267 с.
- Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития (в традициях культурно-исторической теории JT. С. Выгодского) / Б. Д. Эльконин. М.: Тривола, 1994. — 168 с.
- Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. Т. 2 / под ред.
- C. Я. Батышева. -М.: АПО, 1999. 440 с.
- Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения : учеб. пособие / Н. Е. Эрганова. 3-е изд., испр. и доп. — Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005.-150 с.
- Якиманская, И. С. Личностно-орентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. -М.: Сентябрь, 1996. 91 с.
- Якиманская, И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. — 1995.-№ 2.-С. 13−21.
- Якобсон, П. М. Психология художественного творчества / П. М. Якобсон. -М.: Знание, 1971.-48 с.
- Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия / П. М. Якобсон. -М.: Искусство, 1964. 86 с.
- Bobrow, М. Building Type Basics for Healthcare Facilities / M. Bobrow. -Wiley, 2000.-368 pp.
- Francoise Delamare le Deist & Jonathan Winterton. Что такое компетенции? / пер. Я. Ю. Епутаева. // Human Resource Development International. Vol. 8. — № 1, 27—46, March 2005. — Режим доступа: http://www.abccba.ru/abc68.php.
- Steel, Т. Knowledge is power! The rise and fall of European popular educational movements, 1848−1939 / T. Steel. Oxford, 2007. — 315 pp.
- Weimar, S. Modell Bauhaus: Conceptual Model. 1919−2009 / S. Weimar. -Hatje Cantz, 2009. 376 pp.
- ПРОФЕССИОГРАММА ДИЗАЙНЕРА-СПЕЦИАЛИСТА21 Тип профессии
- Работает в системах „человек-художественный образ“, „человек-знаковая система“, „человек-техника“ и „человек-человек“. 2 Класс профессии
- Эвристический (творческий), проектный3 Содержание деятельности
- Дизайнер создает оригинальные эскизы и модели различных предметов, полиграфической продукции, интерьеров, ландшафтов и т. д.
- Профессия включает в себя различные специальности в зависимости от вида деятельности: дизайнер по интерьеру, ландшафту, дизайнер одежды, обуви, ткани, дизайнеры, работающие в области полиграфии, и т. д.
- Для работы могут потребоваться хорошие знания по гуманитарным наукам, эстетике, навыки в графике и живописи, технические знания той области, где трудится специалист.5 Требования к умениям
- Это одна из тех профессий, где конкретные умения и навыки важнее, чем базовое образование. Для успешной работы дизайнеру нужны творческие способности, владение рукотворной графикой и компьютерными графическими программами.6 Условия труда
- Интересы и области применения
- Доминирующие интересы: дизайн, технология и методика дизайнерского проектирования, обработка материалов, конструирование.2 http://revolution.allbest.ru/psvchologv/48 534 0. html
- Сопутствующие интересы: архитектура, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, полиграфия, реклама
- Области применения: строительные объекты- производственные предприятия.
- Доминирующая профессиональная направленность: работа с художественными объектами, средой и техникой8 Общение в труде
- Понадобится также умение чувствовать и понимать своих современников, учитывать их потребности, пристрастия, национальные особенности, возраст, материальное положение10 Медицинские ограничения
- Образовательные учреждения
- Профессию можно освоить в художественных и технических высших учебных заведениях, промышленных училищах. Существует также множество дизайн-студий и школ, предлагающих освоение специальности
- Перспективы профессионального роста
- Рабочие места имеются в полиграфических фирмах, издательствах, дизайн-студиях, домах моды, экспериментальных мастерских, в фирмах и на различных предприятиях1. ОПРОСработодателей
- На Ваш взгляд, деятельность дизайнера-исполнителя должна включать: разработку проектов в области графического дизайна: все виды наружной и внутренней рекламы, фирменный стиль1. Q другое .
- Q разработку проектов в области интерьерного дизайна: предметный и мебельный дизайн, дизайн жилых, общественных интерьеровдругое. разработку проектов в области ландшафтного дизайна
- Q разработку комплексных проектов, включающих вышеперечисленные виды дизайна Q другое .
- На Ваш взгляд, в будущем на рынке труда будут востребованы следующие специализации выпускника вуза:
- G графический дизайн Q средовой дизайнинтерьерный дизайн Q ландшафтный дизайндизайн костюма G дизайн сувенирной продукции G Web-дизайн О другое.
- При приеме на работу выпускника вуза Вы предъявляете требования к: общечеловеческим качествам личности Q способности к самообразованию Q смотрите вкладыш диплома с оценками Q профессиональным компетенциям Q другое.
- Q степени уживчивости в коллективестепени обучаемости соискателяобщему культурному уровню развитиясмотрите портфолио творческих работ
- Готовы ли Вы способствовать повышению уровня подготовки выпускников?
- О организацией и проведением технологических семинаров для преподавателей1. Другое .1. ОПРОСпреподавателей вуза
- Кафедра дизайна и МПО ЧГПУ им. Яковлева проводит работу по повышению качества подготовки выпускников, готовых к исполнительской дизайнерской деятельности. Просим Вас ответить на несколько вопросов, поставив знак + или — в соответствующей клеточке.
- На Ваш взгляд, деятельность дизайнера-исполнителя должна включать: разработку проектов в области графического дизайна (наружная и внутренняя рекгга-I, мы, фирменный стиль) другое .
- Q| разработку проектов в области интерьерного дизайна: предметный и мебельный дизайн, дизайн жилых, общественных интерьеровдругое. разработку проектов в области ландшафтного дизайна
- Q разработку комплексных проектов, включающих вышеперечисленные виды дизайнадругое .
- На Ваш взгляд, в будущем на рынке труда будут востребованы следующие специализации выпускника вуза: графический дизайн Q средовой дизайнинтерьерный дизайн Q ландшафтный дизайндизайн костюма G дизайн сувенирной продукции1. Web-дизайн G другое.
- При приеме на работу выпускника вуза работодатели предъявляют требования к: общечеловеческим качествам личности Остепени уживчивости в коллективе Q способности к самообразованию Q степени обучаемости соискателя
- Q смотрят вкладыш диплома с оценками Q общему культурному уровню развития
- Q профессиональным компетенциям Q смотрят портфолио творческих работ1. ДРУгое.
- Кафедра дизайна и МПО ЧГПУ им. Яковлева проводит работу по повышению качества подготовки выпускников, готовых к исполнительской дизайнерской деятельности. Просим Вас ответить на несколько вопросов, поставив знак + или — в соответствующей клеточке.
- На Ваш взгляд, деятельность дизайпера-исполнителя включает:
- G разработку проектов в области графического дизайна (наружная и внутренняя рекламы, фирменный стиль) другое .
- G разработку проектов в области интерьерного дизайна: предметный и мебельный дизайн, дизайн жилых, общественных интерьеровдругое. разработку проектов в области ландшафтного дизайна
- Q разработку комплексных проектов, включающих вышеперечисленные виды дизайна Q другое .
- На Ваш взгляд, в будущем на рынке труда будут востребованы следующие спецна-лизации выпускника вуза: графический дизайн Q средовой дизайнинтерьерный дизайн Q ландшафтный дизайндизайн костюма G дизайн сувенирной продукции1. Web-дизайн G другое.
- При приеме на работу выпускника вуза работодатели предъявляют требования к: общечеловеческим качествам личности О степени уживчивости в коллективе Ц способности к самообразованию Q степени обучаемости соискателя
- Q смотрят вкладыш диплома с оценками Q общему культурному уровню развития
- Q профессиональным компетенциям Q смотрят портфолио творческих работ1. ДРУгое.
- Готовы ли Вы, как потенциальный работодатель, способствовать повышению уровня подготовки выпускников вуза? организацией производственной практики студентов на вашем предприятии
- G организацией и проведением технологических семинаров для преподавателей вузадругое .1. РАЗДЕЛЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ3
- Тематический план Количество часовлк пз ср
- Дизайн внутреннего архитектурного пространства. Типология интерьеров. Композиционные особенности построения интерьерного пространства 1
- Основные стадии и организация процесса дизайнерского проектирования 1
- Технология н методика дизайнерского проектирования 1
- Модуль „Проектирование жилого интерьера“. Функциональный подход 2 105 70
- Приемы гармонизации среды 1 5
- Модуль „Комплексное проектирование предприятий общественного питания“ 2 70 70
- Модуль „Комплексное проектирование предприятий розничной торговли“ 2 70 70
- Проектирование интерьеров общественного назначения. Образный подход 2 4 2
- Проектирование интерьеров производственного назначения. Сценарный подход 2 70 46
- Социокультурный контекст в дизайнерском проектировании объектов предметно-пространственной среды 1 2
- Световой дизайн интерьерного пространства 2 1012 Ландшафтный дизайн 1 501. Итого: 662 18 324 320
- Лк лекции, пз — практические занятия, ср — самостоятельная работа
- Содержание разделов дисциплины
- Дизайн внутреннего архитектурного пространства.
- Типология интерьеров. Традиционные и новые виды, формы, типы среды и особенности их формирования. Композиционные особенности построения интерьерного пространства.
- Основные стадии и организация процесса дизайнерского проектирования.
- Технология и методика дизайнерского проектирования.
- Модуль „Проектирование э/силого интерьера“. Функциональный подход. Лекция: „Проблемы функционального проектирования жилой среды“.
- Приемы гармонизации среды.
- Соподчиненносгь частей, пропорциональная и ритмическая соразмерность, уравновешенность частей целого, обобщающее единство визуальной организации интерьера. Цвет и цветовая сре
- Проектирование интерьеров общественного назначения. Образный подход. Лекция: „Воображаемые пространства“.
- Социокультурный контекст в дизайнерском проектироватт объектов предметно-пространственной среды
- Стилистическая гармония среды. Учет социальных и культурных требований при проекпгро-вании средовых объектов и интерьеров.
- Световой дизайн ттерьерного пространства.
- Тематика графических заданий, клаузур
- Семестр Тема Цель, задачи Объем, техника Оиьеыг
- Оптические иллюзии в интерьере Показать на двух перспективах иллюзию „повышения-понижения“, „сужения-расширения“, „удаления-приближения“ пространства A3- графика: цветные карандаши, фломастеры, маркеры Любая среда
- Времена года Показать вшуальные цветовые ассоциации: символику цвета, поверхностно-пространственные качества, гармонию А2, коллаж, полиграфический коллаж Гостиничный номер
- Дом в национальном стиле Создать концешуальный проект современного интерьера в национальном стиле А1, мягкий графический материал: гуашь, акварель, пастель- цветные карандаши Жилой интерьер загородного дома
- Воображаемые интерьеры Создать образный проект- применить прием сжатия, растяжения, скручивания пространства, перетекания одного пространства в другое A3- техника „сопротивления“ Офис, театр
- Дизайн интсрь-ерного акцента Разработать декоративный элемент, акцентирующий дизайнерское решение интерьера А2- свободная техника исполнения Витраж, панно, скульптура, мебель, светильник, декор ограждающих поверхностен
- Средовой ансамбль Разработать концешуальный проект объекта: экстерьер архитектурных форм и фасада, интерьеры, схема размещения объекта в ландшафте А1- свободная техника исполнения Открытые средо-вые объекты: летние кафе, павильоны т.п.
- Тематика курсового проектирования
- Курс Семестр Наименование и тематика курсовых проектов Объем проекта3 5 Функциональное проектирование интерьеров малой жилой среды (на примере гостиничного номера или комнаты в общежитии). 1 планшет 1200×800 (1м2)
- Модуль „Проектирование жилого интерьера“ (на примере однокомнатной квартиры для холостяка). 1 планшет 1200×800 (1м2)
- Образное проектирование жилых интерьеров (на примере кварти-ры-сгудии творческой личности) 1 планшет 550×800 (1м2)
- Образно-функциональное проектирование интерьеров зрелищных сооружений (на примере интерьеров театра, выставочных залов, музеев) Работа в творческих группах. 2−3 планшета 1200×800 (2-Зм2), макет фасады и ландшафта
- Функциональное проектирование жилого интерьера (на примере многокомнатной квартиры для семьи из 3−4 человек). 2 планшета 1200×800 (2м2), рабочий макет
- АНКЕТА для студентов на выявление базовых умений и навыков, предшествующих формированию специальных компетенций
- Просим Вас ответить на несколько вопросов, поставив знак + или в соответствующей клеточке.
- Вы являетесь студентом Q курса Владеете ли Вы технологией npoifecca художественного проектирования объектов дизайна?| Знаете ли Вы последовательность выполнения проектных действий?
- Умеете ли Вы осуществлять: | предпроектный анализ проектируемого объекта Q проектный анализ?1. Умеете ли Вы:| выполнять эскизы [осуществлять обмеры Q выполнять рабочие чертежи
- I вьшолнять эскизный проект Ц вырабатывать дизайн-концепцию проекта | | составлять сопроводительную документацию: описание, экспликацию, спецификацию ~~| осуществлять контроль, самоконтроль, анализ, самоанализ проекта?
- Владеете ли Вы минимальным опытом деятельности по разработке проектов: | жилой среды Q общественной среды Q ландшафтной среды | [ предметной среды | [ малой производственной среды визуально-информационной среды?
- Знаете ли Вы методику процесса проектирования?
- Умеете ли Вы осуществлять: | I, функциональное проектирование Q образное проектирование1. сценарное проектирование [Д аналоговое проектирование прототипное проектирование?
- Пользуетесь ли Вы методами проектирования: [ фантазийным | | эвристическим | | эмпатийным1.| проблемным Ц парадоксальным Д комбинаторным?
- Владеете ли Вы минимальным опытом деятельности по применению вышеперечисленных методов при проектировании: | жилой средыобщественной среды Q ландшафтной среды О предметной среды [ I малой производственной среды [Д визуально-информационной среды?
- Владеете ли Вы знаниями, умениями и навыками передачи исторического контекста?
- В своих проектах Вы: | | воспроизводите исторический стиль Q осуществляете стилизацию
- Госуществляете стилеобразующее формообразование объектов дизайна?
- Владеете ли Вы минимальным опытом деятельности по реализации социокультурного контекста в разработке проектов:
- I жилой среды Q общественной среды| малой производственной среды Q ландшафтной средывизуально-информационной среды Q предметной среды?
- БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ!
- ОПРОС СТУДЕНТОВ на выявление уровня сформированности специальных компетенций по потребностно-мотивационному, деятельностному и результативному критериям1. ФИО, курс
- Я выполняю курсовые проекты по дисциплинам специализации с интересом и желанием Д по необходимости | | ради оценкиради профессиональной компетентности
- Я сдаю курсовые проекты по дисциплинам специализации в срок Q заранее Q с опозданием Q с большим опозданием
- Мое отношение к просмотрам проектов по дисциплинам специализации' они не нужны Q нужны, чтобы оценить свой уровень| повышают самооценку Q унижают неуспевающих студентов2081. Другое мнсниеВ
- Думаю, что задания курсовых проектов по дисциплинам спегиализацииустарели Q вполне современны Д этот опыт пригодитсязатрудняюсь ответить LJ, если задают, значит так надо
- Считаю, что объем курсового проекта (состав)? достаточен Q недостаточен Д избыточен
- I не соответствует современным требованиям1. Другое мнение
- Я выполняю курсовые проекты чаще всего| консультируясь с преподавателем самостоятельно минимально консультируясь с преподавателем I I консультируясь с практикующими дизайнерами М консультируясь с другими преподавателями кафедры
- Думаю, что задания для курсовых проектов должны
- В быть более демократичными (студенты сами выбирают тему) быть менее демократичными (преподаватель дает одно задание всему курсу), это повысит конкуренцию среди студентов
- В быть такими как сейчас Д быть реальными заказами вузу соответствовать будущей профессиональной деятельности Другое мнение
- I не связываю уровень успеваемости с амбициями мне безразличен
- ИД оцениваю как предельный Q оцениваю как недостаточный
- Знание технологии проектирования дизайнерской продукции
- Вопрос 1. Установите правильную последовательность проектных действий в дизайне.1. Комплексный проект-
- Конкретизация проектных задач-
- Задание на проектирование-
- Первичная модель объекта (пространственная ситуация, функциональное предназначение среды, предметное наполнение) —
- Разработка дизайн-концепции проекта-
- Концептуальная модель объекта (синтез дизайнерской и художественной идей, принципиальная комбинация предметно-пространственной среды).
- Вопрос 2. Занесите в бланк ответов „да“ или „нет“.
- Предпроектный анализ включает изучение аналогов, прототипа и разработку дизайн-концепции проекта, (тест опознания- тест первого уровня, число операций р= 1- выбор из альтернативы „да-нет“)
- Вопрос 3. Занесите в бланк ответов „да“ или „нет“.
- Вопрос 4. Установите правильную последовательность и запишите в бланк ответов в цифровом обозначении.
- Вопрос 5. Запишите в бланк ответов в свободной форме.
- Какое распределение яркости или светлоты ограждающих поверхностей жилой среды обусловлено психофизиологическими особенностями человека?
- Вопрос 6. Дополните утверждение, вписав недостающие слова в бланк ответов.
- Вопрос 7. Запишите в бланк ответов верное утверждение.
- Норма общей полезной площади на каждого проживающего в нашей стране: 1) 12 кв.м.- 2) 6 кв.м.- 3) 18 кв.м.- 4) 40 кв.м.- 5) 60 кв.м.
- Вопрос 9. Занесите в бланк ответов „да“ или „нет“.
- Вопрос 10. Занесите в бланк ответы в цифровом обозначении.
- Основными структурными элементами композиционного целого считаются:1. доминанты2. акценты3. фон4. оси композиции5. ритм
- Вопрос 11. Занесите в бланк ответов „да“ или „нет“.
- Согласны ли Вы с утверждением, что доминанты — это наиболее важные, самые заметные, привлекающие максимум внимания компетенцияы среды?
- Вопрос 12. Дополните утверждение, вписав недостающие слова в бланк ответов.
- Доминанты как правило. остальных слагаемых композиции по размеру,. по цвету и пластике и. на фоне других слагаемых композиции большинством визуальных параметров.
- Вопрос 13. Занесите в бланк ответов „да“ или „нет“.
- Согласны ли Вы с утверждением, что акценты заметно отличаются от усредненных впечатлений о среде одним или ограниченной группой визуальных параметров размером, цветом, силуэтом?
- Вопрос 14. Занесите в бланк ответов в буквенном обозначении. Своим расположением акценты а) поддерживают или б) не поддерживают композиционный смысл доминанты?
- Вопрос 15. Занесите в бланк ответов „да“ или „нет“.
- Согласны ли Вы с утверждением, что фоном называют основную массу слагаемых среды, образующих „поле“ средовой деятельности, на котором хорошо различаются визуальные характеристики акцентно-доминантного ряда?
- Вопрос 16. Занесите в бланк ответов в буквенном обозначении.
- Оси композиции различают: а) пространственныеб) отмеченные цепочкой материальных телв) симметричные
- Вопрос 17. Занесите в бланк ответов „да“ или „нет“.
- Согласны ли Вы с утверждением, что оси композиции — это воображаемые „силовые линии“, показывающие условные направления концентрации визуальных связей между слагаемыми среды?
- Вопрос 18. Дополните утверждение, вписав недостающие слова в бланк ответов.
- Оси композиции, так называемые „силовые линии“ подчеркивают. внимания зрителей и подсказывают. движения в среде.
- Вопрос 19. Занесите в бланк ответ в буквенном варианте.
- Проектная деятельность дизайнера начинается: а) со сбора информации об объекте, б) с выработки собственного дизайнерского решения объекта, в) с работы с аналогами?
- Вопрос 20. Занесите в бланк ответов „да“ или „нет“.
- Работа с аналогами позволяет дизайнеру изучить образцы проектируемого объекта с целью выработки собственного решения и избегания повторения имеющихся решений.
- Вопрос 21. Занесите в бланк ответов „да“ или „нет“.
- Роль прототипа в проектировании интерьеров играют типовые проекты интерьеров и образцы народного жилища.
- Вопрос 22. Занесите в бланк ответов „да“ или „нет“.
- Можно ли назвать основную идею будущего объекта, формулировку его смыслового содержания как идейно-тематической базы проектного замысла — дизайн-концепцией?
- Знание методов проектирования дизайнерской продукции
- Вопрос 23. Дополните утверждение, вписав недостающие слова в бланк ответов.
- Жилая среда предназначена для. человека, оборудована и оснащена в соответствии образом. человека, его социальными и личными интересами.
- Вопрос 24. Занесите в бланк ответов функции, не соответствующие назначению жилой среды.
- Жилая среда обеспечивает основные жизненные функции человека: еду, сон, бытовые процессы, производственные процессы, общение, воспитание детей, индивидуальный труд, отдых.
- Вопрос 25. Дополните утверждение, вписав недостающие слова в бланк ответов.
- Жилую среду характеризует масштабный строй. человеку.
- Вопрос 26. Дополните утверждение, вписав недостающие слова в бланк ответов.
- Жилую среду характеризует. характер пространств, обеспечивающий тишину, спокойствие, свободу выбора занятий для каждого проживающего.
- Вопрос 27. Дополните утверждение, вписав недостающие слова в бланк ответов.
- Жилая среда характеризуется. построения, поскольку особенности физиологии и строения человека, нормы его поведения задают четкие требования к соразмерности и компоновке оборудования жилища, его пространственной организации.
- Вопрос 28. Установите соответствие и занесите в бланк ответов в цифро-буквенном варианте (Пример: 8−6).
- Существует репродуктивная и продуктивная форма проектирования.
- Репродуктивная форма: а) конструирование принципиально новых объектов, неимеющих конкретного прообраза-
- Продуктивная форма: б) проектирование по образцам, аналогам, прототипам-в) повторение привычных схем действий-г) получение известного результата известными средствами-д) решение новых задач новыми средствами.
- Вопрос 29. Занесите в бланк ответов „да“ или „нет“.
- Согласны ли Вы с высказыванием, что творческий метод проектировщика- традиционализм учитывает местные, городские, национальные, региональные, общемировые художественные традиции в дизайнерском творчестве?
- Вопрос 30. Занесите в бланк ответов „да“ или „нет“.
- Согласны ли Вы с высказыванием, что другой подход в дизайнерском творчестве — новаторский — направлен на создание новой, ярко индивидуальной формы объекта проектирования?
- Вопрос 31. Установите соответствие и занесите в бланк ответов в цифро-буквенном варианте (Пример: 8-Б).
- Метод, основанный на поиске ощущений, А. Метод „мозговой атаки"представлений, восприятия идей, имеющихотношение к теме. Б. Систематический перебор
- Метод изменения решения на основе учета актуальных проблем.
- Метод отождествления автора с будущим потребителем.
- Метод рассматривания объекта проектирования с нетрадиционной позиции.
- Метод творческой переработки примеров из других областей дизайна, природы.
- Метод экспериментального проектирования.
- Метод отвлечения от реальных условий для полного выражения идеи.
- Метод поиска проектного решения среди определенного количества вариантов.
- Метод поиска проектного решения за ограниченное время с привлечением нескольких специалистов.
- Вопрос 32. Выберите правильные ответы.
- При проектировании жилой предметно-пространственной среды мы пользуемся подходами проектирования: a) Функциональный-b) Образный-c) Сценарный-d) Комбинированный-e) Средовой
- Вопрос 34. Установите правильную последовательность и запишите в бланк ответов в цифровом обозначении.
- В. Метод фантазии Г. Метод ассоциаций Д. Метод преобразования Е. Метод „вживания в роль“ Ж. Метод отстранения И. Метод аналогий К. Метод парадокса14. оформление проекта для показа заказчику.
- Знание основ рабочей профессии
- Вопрос 35. Установите последовательность проведения отделочных работ в жилых помещениях.
- Замена оконных и дверных блоков-
- Оштукатуривание ограждающих поверхностей — выравнивание стен, потолка и пола-
- Оклеивание стен обоями или покраска стен-
- Оклеивание потолка обоями или покраска потолка-
- Навешивание полотен дверей-6. Облицовка пола плиткой-7. Облицовка пола паркетом-
- Установка или замена инженерно-технического оборудования
- Вопрос 36. Запишите в бланк ответов неверное утверждение.
- К отделочным материалам относятся: паркет- облицовочная плитка- обои- флоковое покрытие- красочные декоративные покрытия- штукатурка- пластик- природный и искусственный камень- стекло и витраж- мебель.
- Вопрос 37. Выберете правильный ответ.
- Дизайнер должен учитывать возможности и технологию отделочных материалов в разработке отдельных элементов интерьера и представлять процесс их изготовления.
- Дизайнер не должен думать о технологии изготовления отдельных элементов интерьера, потому что это будет тормозить его фантазию.
- Знание исторических архитектурных и художественных стилей 3.7. Вопрос 38.
- От какого древнегреческого слова произошло слово „стиль“?- стилос палочка для писания по восковой дощечке-- стилет небольшой кинжал с тонким и острым клинком-- стилизация применение условно-декоративных приемов в искусстве.37. Вопрос 39.
- Какие исторические стили Вы знаете?
- Вопрос 40. Запишите в хронологическом порядке, начиная с древности.
- Стиль а. Проявляется во всех областях искусства
- Стилизация б. Проявляется фрагментарно
- Стилевое направление в. Свободная интерпретация основных элементовг. Проявляется в некоторых областях искусства38., 3.9. Вопрос 42. Установите соответствие и запишите в бланк ответов в цифро-буквенном варианте.
- Полная реконструкция помещения с целью а. Декоративный уровень создания пространства, пропорций, объема стиля
- Да 24 Производственные процессы4 1−2-3−4-5−6 25 Соразмерный
- Да 34 I, 4, 3, 2, 7, 8, 6, 9, 5, 10, 12, 11, 13, 14
- Я являюсь студентом | курса.
- При проектировании объектов дизайна я стремлюсь соблюдать технологию (этапность) и методику (последовательность)
- Я стремлюсь создавать функциональную, экологичную, эргономичную и эстетичную дизайнерскую продукцию
- Эскизные проекты, которые я выполняю, такого уровня, что пополняют методический фонд, могут участвовать в конкурсах и выставках студенческих проектов
- Могу сказать про себя, что обладаю собственным почерком визуальной подачи эскизных проектов1 2 1 л 4 5 11 2 3 4 И1 м 3 4 5 м 3 4 И
- Мне предлагают участвовать в студенческих и профессиональных выставках и конкурсах
- Я применяю реконструкцию исторического стиля, стилеобразую-щее формообразование, акцентную стилизацию в проектировании объектов предметно-пространственной и визуально-коммуникативной среды
- Замечаю за собой, что стремлюсь руководить процессом проектирования объектов дизайна, когда работаю в группе сокурсников, настаиваю на собственной точке зрения, убеждаю других
- Я могу формулировать цели пред проектного и проектного анализов
- Я могу разъяснять дизайн-концепцию собственного проекта
- Я использую основы художественного проектирования, формообразования, колористики, материаловедения, эргономики, инженерной и проектной графики в собственных проектах
- Я использую исторические архитектурные и художественные стили в разработке проектов дизайнерской продукции
- Я представляю структуру и организацию дизайнерского производства
- Приступая к проектированию объекта дизайна, я провожу предпроектный анализ
- Процесс проектирования облегчается, если я провожу проектный анализ
- Я применяю строительные и санитарно-гигиенические нормы и правила
- Для оформления эскизного проекта использую я возможности сканера, плоттера, принтера, специального оборудования для широкоформатной печати
- Приступая к процессу проектирования, я четко представляю себе весь процесс, вижу конечный результат, знаю, как его достигнуть
- Я анализирую и оцениваю свои и чужие технологию и методику проектирования дизайнерской продукции
- Я беру ответственность за эффективность выбранных технологий и методов проектирования и изготовления объектов дизайна
- Я самостоятелен в выборе окончательного варианта проекта дизайнерской продукции
- Я анализирую и оцениваю демонстрационный уровень собственных и чужих эскизных проектов
- Я беру ответственность за качество демонстрационной подачи эскизного проекта
- Мои проекты узнают по манере подачи, по исполнению
- Качество моего проекта зависит от точности передачи исторического контекста
- Я создаю конкурентоспособные проекты в любых исторических стилях
- Я осознаю ответственность за проектирование и изготовление дизайнерской продукции1. J-^IJJjlO)12 311 22 31 2 3 4 51 2 3 4 а1 з 4 51 2 3 41 2 3 4 а2 |з а1. M? JjJJJ1 2 3 4 51 2 3 4 5иjJ 2. з] 4| I]Dшзш1 2 3 4 51 2 3 4 51. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
- РАНЖИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА
- Вам необходимо дифференцировать их на группы:
- А компетенция абсолютно необходима для успешной профессиональной деятельности выпускника,
- Б компетенция желательна для успешной профессиональной деятельности выпускника,
- В компетенция не имеет отношения к профессии.
- КОНТЕНТ-АНАЛИЗ продуктов учебной (художественно-проектной) деятельности1. ФИ студента
- Наименование Графическое задание Клаузура Курсовой проект
- Шкала оценки 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
- Технология и методы проектирования продукции35. Методика выполнения
- Художественное мастерство исполнения
- Убедительность исторической стилизации
- Самоорганизация процесса выполнения проекта
- М=?/п, где М средний балл по критерию,? — общий балл по критерию, п — количество показателей
- Шкала' 5 баллов высокий уровень-4 балла хороший уровень- 3 балла — средний уровень- 2 балла — низкий уровень
- КАРТОЧКА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИграфических заданий, клаузур, курсовых проектов1. ФИО эксперта1. ФИ студента
- Эксперт 4 -1. Эксперт 5 1. Эксперт 6 *
- Эксперт 7 1 *1. Эксперт 8
- Общий балл по показателям? = ?ФО+?ПО+?УЧ+.ГКО+?ТРГ + £ТКГ / п, где п количество параметров показателя Средний балл по показателям М = £Уэ, где э — количество экспертов
- ПРОТОКОЛ составления характеристики студента
- Фамилия, имя, отчество студента1. Курс, группаУспеваемостьвысокая, средняя, ниже средней, низкая)
- Потенциальные возможности студентаочень высокие, высокие, средние, ниже средних, низкие)
- Соотношение возможностей и успеваемостимог бы учиться лучше, учится в меру возможностей, мешают объективные или субъективные причины)
- Отношение студента к своим возможностям (обычно недооценивает, иногда недооценивает, реально оценивает, иногда переоценивает, обычно переоценивает)
- Отношение к трудоемким художественным проектамвыраженное отрицательное, отрицательное, безразличное, положительное, явно заинтересованное)
- Отношение к длительным художественным проектамвыраженное отрицательное, отрицательное, безразличное, положительное, явно заинтересованное)
- Отношение к составу эскизного проектавыполняет: минимум, допустимый минимум, требование задания, допустимый максимум, сверх требования задания
- Понимание учебного материаламедленное, быстрое, поверхностное, глубокое)
- Отношение к дисциплинам специализацииотрицательное, равнодушное, положительное, избирательное)
- Мотивация к обучению (очень низкая, низкая, средняя, высокая, очень высокая)
- Уровень реагирования при различных видах воздействия (положительно высокий, равнодушный, низкий, ожидаемый, отрицательный).“ одобрение, похвала, просьба, совет и предложение, критика, замечание, юмор
- Показатель контент анализа эскизных проектов (5 — сформирован, 4 — преобладает, 3 — слабое проявление, 2- недостаток проявления, 1 — не сформирован)
- Положительные качества студента1. Недостатки студента
- Характерные особенности студента» 20 г.
- ГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ студентов экспериментальной группы на тему «Воображаемые интерьеры»