Педагогические условия обучения инженеров рисунку и основам композиции в процессе общетехнической подготовки
Диссертация
Актуальность исследования. Высшая школа призвана вести подготовку кадров с опережением, прогнозируя и учитывая потребности общества завтрашнего дня, опираясь на прочный научный фундамент. Как и вся образовательная система страны, она переживает значительные преобразования, современные тенденции которой определяются задачами подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Педагогические основы обучения графическим дисциплинам в процессе общетехнической подготовки инженеров
- 1. 2. Инновационные процессы в системе высшего профессионального образования
- 1. 3. Оценка эффективности процесса обучения в системе высшего профессионального образования. Резюме
- Глава II. ПРЕПОДАВАНИЕ РИСУНКА И ОСНОВ КОМПОЗИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРА, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
- II. 1. Оценка качества преподавания рисунка и основ композиции в процессе подготовки инженеров
- II. 2. Взаимосвязь уровня мануальных способностей студентов и общей оценки рисунка
- II. 3 .Экспериментальное обоснование обучения рисунку и основам композиции в процессе общетехнической подготовки инженеров
- II. 4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 334 с.
- Азгальдов Г. Г, Райхман Э. П. О квалиметрии. М.: Стандартов, 1973. — 316 с.
- Ананьев Б Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 230 с. — Т. 2. — 287 с.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960.-486 с.
- М 6. Андриади И. П. Профессионально — личностное развитиестудента в образовательном процессе // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий». Санкт-Петербург: «Нестор», 2000. — С. 6−17.
- Анисимова Л.Н. Проблемы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: Сб. науч. тр. БГПИ. Уфа, 1984.-С.3.
- Анохин П.К. Опережающее отражение действительности //
- V Вопр. философии. 1962. — № 7. — С. 97−111.
- Арстанов М.Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров Я. С. Проблемно-модельное обучение: Вопросы теории и технологии /
- Мектеп". Алма-Ата, 1980. -207 с.
- Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. — 384 с.
- Артамонова Е.И., Малышев К. В. Разумность потребностей личности как проявление ее духовной культуры / В сб. научных трудов Московского педагогического университета. Серия: Психолого-педагогические науки.-М/. Прметей, 2002.- С. 62−75.
- Архангельский С.И. О некоторых закономерных положениях теории обучения в высшей школе // Современная высшая школа. Варшава, 1977. — № 4 (20). — С. 67.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
- Батоциренкова К.Г. Дидактические циклы и познавательная активность студентов технического Вуза // Материалы V Международной конференции «Циклы природы и общества». -Ставрополь, 1997. Ч. 1. — С. 266 — 267.
- Беда Г. В. Введение в теорию живописи: Учебное пособие. Краснодар: КубГУ, 1987. — 89 с.
- Белосельская В.Д. Формирование системы приемов умственной деятельности студентов при изучении курса начертательной геометрии / Сб. науч.-метод. ст. по начерт. геометр, и инж. граф. М.: Высшая школа, 1978. Вып. 6. — С. 6−10.
- Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
- Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. М., 1970. — 300 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Блаус А .Я. Система обучения графическим дисциплинам в высшей школе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1974. — 37 с.
- Блаус А.Я., Дзене А. З. Новый подход к формированию пространственных представлений студентов вузов // Психологические особенности обучающихся в техническом вузе. — Новосибирск, 1973. -С. 162−166.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1979.
- Богословский А.И. Зрение // Познавательные процессы: ощущения, восприятия. М.: Педагогика, 1982. — С. 118−167.
- Бондаревская Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. — Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.
- Боричевский Т.С. Исследование процесса конструирования в проектных организациях с целью корректировки программ по графическим дисциплинам: Сб. науч.-метод. ст. по нач. геометр, и инженер, гр. М.: Высшая школа, 1980. Вып. 8. — С. 57−60.
- Ботвинников А.Д., Якиманская И. С. Особенности оперирования учащимися различными видами графических изображений. М.: Известия АПН РСФСР, 1968. — № 143.
- Ботвинников А.Д., Ломов Б. В. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников.
- М: Педагогика, 1979. 256 с.
- Брунер Дж. Психология познания за пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. — 96 с.
- Брылева В.Ф. Социальное время и переоценка ценностей: В кн. «Студенчество и современное ценностное сознание». -Ставрополь, 1992. с. 47−52.
- Будасов Б.В., Каминский В. П., Базилевский Г. В. Строительное черчение и рисование.
- Василенко Б.А. Методика обучения черчению.
- Васильев А.А. Живопись натюрморта: акварель: Учебное пособие. Краснодар: КубГУ, 1999. -112 с.
- Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе: Учеб. Пособие. -М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1982. 156с.
- Виленский М.Я., Шабалина О. Л. Современные подходы к общепедагогической подготовке учителя физической культуры / В сб. научных трудов Московского педагогического университета. Серия: Психолого-педагогические науки.-М.: Прметей, 2002.- С. 115−124.
- Волков Г. Н. Источники и горизонты прогресса. М., 1976.-77 с.
- Ворохоб А. А. Формирование образно-пластического мышления у студентов художественно графических факультетов средствами скульптуры (при использовании различных скульптурных материалов): Автореф. дис. кандата пед. наук. — М., 2000. — 18 с.
- Выготский J1.C. История развития высших психических функций // Собр. соч. М.: Педагогика, 1983. — Т.З. — С. 6−328.
- Вяткин Г. П. Пути развития начертательной геометрии как учебного предмета / Сб науч.-метод. ст. по начерт. геометр, и инж. граф. М.: Высшая школа, 1974. — Вып. 2. — С. 18−22.
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М.: МГУ, 1965.- 135 с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С. 236−277.
- Гальперин П.Я. О психологических основах программированного обучения // Новые исследования в педагогических науках. М.: Просвещение, 1965. — Вып.4. — С. 21−26.
- Гамезо П.Я. Психология чтения проекционных чертежей и изображений (на материале топографических карт). М.: МЗПГИ, 1972.-№ 5.
- Гервер В.А. Творческие задачи по черчению: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 128 с.
- Гервунский B.C. Стратегические приоритеты развития образования в России. М.: Педагогика, 1996. — № 5. — С. 46−54.
- Гласс Д., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
- Глейзер Г. Д. Методы формирования и развития пространственных представлений взрослых в процессе обучения геометрии в школе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1984. — 33 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 653 500 «Строительство». М.: Госкомвуз, 2000. — 20 с.
- Грек В.А. Рисую штрихом. Минск, Скарына, 1992. — 39 с.
- Давлетшин М.Г. О структуре технических способностей К Психологические особенности обучающихся в техническом вузе. — Новосибирск, 1973. С. 22−25.
- Давлетшин М.Г. Психология технических способностей школьников. Ташкент, 1971. — 176 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развития обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. — Томск: Пеленг, 1995.- 144 с.
- Дайнека А.А. Учитесь рисовать. — М.: Академия художеств СССР, 1961. 211 с.
- Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. -М.: Аспект Пресс, 1999. 373 с.
- Дзене А.Э. Организация самостоятельной работы ипедагогическое руководство при формировании профессиональных представлений в процессе изучения графических дисциплин на I курсе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Рига: Лат. пед. ин-т, 1975. -16 с.
- Дорофеева Е.Н. Педагогические условия графического образования младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Башкортостан: Башкирский гос. пед. ин-т, 1998. — 16 с.
- Еляков А.Д. Циклические процессы в управлении // Материалы V Международной конференции «Циклы природы и общества». Ставрополь, 1997. — Ч. 1. — С. 40 — 50.
- Ермаков А.В. Рисунок: Учебное пособие по архитектурной графике. М.: Моск. Лесотехнический ин-т, 1990. — 285 с.
- Желоидиевская Л.В. Развитие творческих способностей учащихся старших классов в процессе обучения ручному ткачеству: Автореф. дис. кандидата пед. наук. М., 2000. — 18 с.
- Жукова Е.Т. Методика обучения учащихся приемам реконструкции изображений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1980.- 19 с.
- Журавлев И.К. Дифференциация обучения средствами учебника // Новые исследования в педагогических науках. М., 1990. -№ 1.(55).-С. 28−33.
- Забелина Е.И. Система графических упражнений как средство творческого развития учащихся(на факультативных занятиях по изобразительному искусству): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 2000.- 15 с.
- Зверева Н.И. Как активизировать обучение в вузе?. Горький: Педагогическое общество РСФСР, 1989. 72 с .
- Зинченко В.П. Продуктивное восприятие // Вопросы. Психологии. 1971. -№ 6. — С. 27−42.
- Зинченко В.П. Человеческий интеллект и технократическое мышление. Коммунист, 1988. — № 3. — С. 96.
- Зинченко В.П., Ломов Б. Ф. О функциях движений руки и глаза в процессе восприятия // Вопросы психологии. — 1960. № 1. — С. 29−41.
- Иванов Г. С. О некоторых современных актуальных задачах начертательной геометрии И Актуальные вопросы инженерной графики: Межвузовский сборник. Йошкар-Ола: МарГУ, 1984. — С. 24−27.
- Иванова A.M., Павлова В. В. Алгоритмы построения инженерной графики // Актуальные вопросы инженерной графики. -Йошкар-Ола: МарГУ, 1984. С. 70−72.
- Игнатьев Е.И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению // В сб. Психология рисунка и живописи. М., 1954.-С. 11−18.
- Игропуло И.Ф. К вопросу о «жизненном цикле» педагогических новшеств и нововведений // Материалы V Международной конференции «Циклы природы и новшества». -Ставрополь, 1997. Ч. 1. — С. 261 — 262.
- Ильина Т.А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика / Перевод с нем.-М., 1991.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование пространственных представлений в процессе усвоения учащимися проекционногочерчения // Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся. М.: Просвещение, 1964. — С. 75−84.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Калюга С.У. К концепции политехнического образования школьников И Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1990. — № 1 (55). — С. 71−73.
- Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2000. — 271 с.
- Клименко В.А. Задачи на сравнение изображений как средство повышения эффективности обучения черчению в школе: Автореф. дис. канд. пед наук. М.: МПИ, 1984. — 16 с.
- Клин Берг JI. Проблемы теории обучения. М.: Педагогика, 1984. — 256 с.
- Козлова Т.А. Специфика организации углубленного изучения отдельных предметов (на примере общей биологии) // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1990. -№ 1(55).-С. 38−41.
- Кокуродникова В.М. Научно-педагогические основы формирования пространственных представлений в процессе общетехнической подготовки студентов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Самара, 1998. — 23 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. А. Красновского. М.: Учпедгиз, 1955. — 651 с.
- Кондахчан Е.С. Методика преподавания рисунка в средней школе. М.: Исскуство, 1952. — 227 с.
- Кондрушенко Е.М. Формирование пространственных представлений в связи с развитием логического мышления учащихся при изучении начал стереометрии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1992.- 16 с.
- Короев Ю.И. Строительное черчение и рисование: Учебник для строительных специальностей вузов. — М.: Высшая школа, 1983. 288 с.
- Корзинский Е.В. Влияние западноевропейской интеграции на сферу образования // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1990. — № 1 (55). — С. 15−18.
- Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1983. — 223 с.
- Костерин Н.П. Учебное рисование: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1980. 272 с.
- Котов И.И., Полозов B.C. Методика планирования и организации материала в преподавании начертательной геометрии и черчения / Сб. науч.-метод. ст. по начерт. геометр, и инж. граф. М.: Высшая школа, 1977. — Вып. 4. — С. 4−10.
- Красовитова JI.B. К вопросу о критериях оценки графических работ учащихся по черчению // Теория, история изобразительного искусства и методика художественно-педагогического образования. Краснодар, КубГУ, 1998. — С. 117 — 122.
- Краткий анализ тематики диссертаций по социальным и гуманитарным наукам, рассмотренных ВАК России // Бюллетень ВАК России, 1996. Вып. 1. — С. 59.
- Кригер В.Ф. Технический рисунок в конструкторской практике // Актуальные вопросы инженерной графики: Межвузовский сборник. Йошкар-Ола: МарГУ, 1984. — С. 54−57.
- Крылов А.А., Головей JI.A., Розе Н. А. Психомоторика: движения, произвольные реакции, действия, деятельность // Практикум по общей и экспериментальной психологии. JL, 1987. -Гл. IX.-С. 177−237.
- Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник. М.: АГАР, 1998.
- Кузменко В.И., Косолапов М. А. Методика преподавания черчения.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: ЛГУ, 1980. — 168 с.
- Курдюмова И.М., Колиниченко Н. И. Профессиональное развитие педагогов: опыт массовой школы. — М.: Педагогика, 1998. -№ 3.-С. 62−66 (99).
- Лагунова М.В. Педагогические основы графическойподготовки курсантов высших военных технических вузов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Н. Новгород, 1998. — 21 с.
- Лакин Г. Ф. Биометрия: Учеб. пособие для биологич. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1990. — 352 с.
- Лапин В.А. Основы рисования для строителей. М., ГосСтрой издат, 1953. — 231 с.
- Лапин Н.И. Системно-деятельностная концепция нововведений // Диалектика и системный анализ. М., 1986. — С. 273 282.
- Левицкий B.C. О развитии пространственных представлений в курсе начертательной геометрии / Сб. науч.- метод, ст. по начерт. геометр, и инж. граф. М.: Высшая школа, 1978. — Вып. 6. — С. 3−6.
- Леонтьев А.А. Деятельность и обучение // Вопросы философии. 1979. — № 1. — С. 121−132.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Лернер Г. И. Дидактические основы методов обучения. -К.: Педагогика, 1981. 186 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1996.-452 с.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей педагогики и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. — 295с.
- Ломов Б.Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения. 1980. — Т. I. — № 5. — С. 23−45.
- Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциалфизической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. -С. 51−52.
- Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука, 1974. — 172 с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973.264 с.
- Любименко В.А. К вопросу о соотнесении чертежа, эскиза и технического рисунка в процессе обучения черчению в школе // Проблемы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. Уфа: БГПИ, 1984. — С. 102−107.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
- Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учебное пособие. -М.: Просвещение, 1986. 159 с.
- Менчинская Н.А. Психология применения знаний к решению учебных задач / Сб. под ред. Н. А. Менчинской. М.: АПН РСФСР, 1958.-416 с.
- Наумченко И.А. Университет центр педагогического образования в регионе. — М.: Педагогика, 1993. — № 4. — С. 59−64.
- Нейропсихология индивидуальных различий: Учебное пособие. Авторы: Хомская Е. Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. -282 с.
- Неминущий Г. П., Маслов В. И., Федорюк Г. М. Процесс подготовки специалиста с физкультурным образованием как объектсистемного исследования // Теория и практика физической культуры.- 1986. № 1.-С. 41−43.
- Нестеров А.А., Трапицин С. Ю. Типология ошибок измерений в педагогической квалиметрии // Современные образовательные направления в физической культуре. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — С. 19−24.
- Новые исследования в педагогических науках.) / Сост. И. К. Журавлев, B.C. Шубинский. М.: Педагогика, 1990. — Вып. 1. (55). — 80 с.
- Овчинников Н.Ф. Категория структуры в науках о природе. // Структура и формы материи. М.: Наука, 1967. — 325 с.
- Осечкина Л.И. Формирование исследовательской направленности студентов педагогических колледжей: Автореф. дис.. .канд.пед.наук. М/.МГПУ, 2002.-15с.
- Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М.: МГУ, 1986. — 303 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
- Петрасиньский 3. Общие и психологические проблемы инновации. Варшава, 1971.-114с.
- Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология.- М.: Просвещение, 1979. Изд. 2. — 288 с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
- Полозов B.C. Формирование инженерной графики наоснове моделей профессиональной деятельности // Актуальные вопросы инженерной графики. Йошкар-Ола: МарГУ, 1984. — С. 5760.
- Полякова А.Г. Психолого-педагогические условия формирования пространственных представлений у подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993. — 19 с.
- Пономарев Я. А. Роль непосредственного обучения в решении задач, требующих творческого подхода // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. — С. 79−91.
- Пригожин А.Н. Инноватика зачем она? // Проблемы теории и практики управления. — М., 1988. — С. 52−59.
- Проблемы управления учебно-воспитательным процессом / Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: МГУ, 1977. — 237 с.
- Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анциферовой. М.: Наука, 1981. — 365с.
- Ракитин В.И. Искусство видеть. М.: Знание, 1972. — 128 с.
- Ребус Б.И. Пространственное воображение, как одна из важнейших способностей к технической творчеству // Вопросы психологии. 1965. — № 5. — С. 36−49.
- Репьев Ю.Г. Принцип проектирования компонентов эффективной технологии профессионально ориентированного обучения // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах. Сочи: РИЦ СГУТиКД, 1998.-С. 25−27.
- Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учебн. пособие для студентов художественно граф. фак. Пединститутов / Составит. Н. Н. Ростовцев и др. М.: Просвещение, 1989. — 207 с.
- Роль инженера в обществе: (по материалам конференции ЮНЕСКО 13 декабря 1968 г. в Париже). М.: Прогресс, 1969. — 27 с.
- Российская педагогическая энциклопедия в 2-х т. М.: БРЭ, 1993.-Т. I. — 608 с.
- Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок: Учебник для уч-ся пед. училищ. М., 1985. — 296 с.
- Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок: Учеб. для студентов худож.-граф. Фак. Пединститутов. 3-е изд. Доп. И перераб. — М.: Посвящение, Владос, 1995. — 239 с.
- Рубина Г. И. Дидактические основы применения информационных технологий в графической подготовке студентов педвузов: Автореф. дис. док. пед. наук. М.: МПИ, 1995 — 38 с.
- Рубинтейн J1.C. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. — № 3. — С. 315.
- Рыжов Н.Н. Научно-методическое обоснование структуры и содержания учебного курса начертательной геометрии. М.: Высшая школа. — 1973. — Вып. 1. — С. 15−19.
- Рязанцева И.М. Методика обучения элементам конструирования в процессе графической подготовки школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: МПИ, 1986. — 14 с.
- Савельев Б.А., Соколова JI.M., Соколова Ю. Н. Образовательные циклы // Материалы V Международнойконференции «Циклы природы и общества». Ставрополь, 1997. — Ч. 1.-С. 400−402.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума // Особенности умственной деятельности школьников. М.: АПН РСФСР, 1982. — 504 с.
- Самойленко П.И. Праксиологический принцип: его сущность и назначение // Специалист. 1997. — № 7. — С. 35−37.
- Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учереждений. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. — 224 с.
- Сериков В.В. Образование и личность // Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
- Сеченов И.М. Очерки рабочих движений человека. — М., 1901.- 139 с.
- Сеченов И.М. Избранные сочинения. М.: АН СССР, 1952.-Т. 1.-326 с.
- Силяева Е.Г. Методология синергетики в исследовании профессионального становления личности / В сб. научных трудов Московского педагогического университета. Серия: Психолого-педагогические науки.-М.: Прметей, 2002.- С. 22−36.
- Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования / Пер. с чешек. М.: Педагогика. 1989. — 224с.
- Скаткин А.Д. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. — 95 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просвещение, 1976. 160 с.
- Сластенин В.А. О технологиях развития творческого стиля педагогической деятельности / В сб. научных трудов Московского педагогического университета. Серия: Психолого-педагогические науки.-М.: Прометей, 2002.- С.8−22.
- Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.:Издательство Магистр, 1997.-224с.
- Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1979. — 624с.
- Сухомлинский В.А. Собрание сочинений: в 3-х т. М., 1981.-T.I.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. -96 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: МГУ, 1984.-344 с.
- Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы. М., 1986. — № 3. — С.10.14.
- Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. — 175 с.
- Терехина А.Ю. Анализ данных методами многомерного шкалирования. М., 1986. — 167 с.
- Тихонов С.В., Демьянов В. Г., Подрезков В. Б. Рисунок: Учебное пособие. М.: Стройиздат, 1983. — 296 с.
- Турро И.Н. Методические рекомендации по передаче в рисунке пространства и объема. Л., 1988. — 29 с.
- Турчин Э.М. Проблема отбора знаний в современных технологиях и включение их в содержание образования. // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1990. — № 1 (55).-С. 40−50.
- Тюнников Ю.С. Социокультурное и педагогическое проектирование Проблемы и перспективы интеграции // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах. Сочи: РИЦ СГУТиКД, 1998. С. 21−25.
- Филимонов Б.Н., Олькина Л. С., Яскевич А. И. О преемственности в инженерно-графической подготовке студентов. М.: Высшая школа, 1986. Вып. 14. — С. 121−126.
- Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 224 с. 180. Фоменко Т.В.
- Харченко А.Н., Соколов Ю. Н. Поиск универсальной методологии // Материалы V Международной конференции «Циклы природы и общества». Ставрополь, 1997. — Ч. 1. — С. 400 — 402.
- Хитров А.Е., Катуркин Т. И., Рабинович М. Ц. Рисунок: Учебное пособие. М.: Всесоюзное кооперативное издательство, 1957.-346 с.
- Черепанов B.C. Экспериментальные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989. — 152 с.
- Черникова Э.В. К вопросу о модели процесса первичного формирования знаний обучаемых // Педагогические нововведения в высшей школе. Часть IV. Социально- гуманитарные и валеологические вопросы в образовании. — Краснодар: КубГТУ, 1998. -С. 17−18.
- Школа изобразительного искусства в девяти выпусках. — М.: Академия художников, 1960. Выпуск 1. — 192 с.
- Школа изобразительного искусства в девяти выпусках. -М.: Академия художников, 1961. Выпуск 2.-231 с.
- Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школ:. Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1977. — 112 с.
- Шубинский B.C. Проблемы междисциплинарного синтеза знаний о человеке, как педагогической цели // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1990. — № 1 (55). — С. 7−11.
- Шушарина О.И., Карабанова Л. Т. Новые тенденции общественного производства и системы образования // Материалы V Международной конференции «Циклы природы и общества». -Ставрополь, 1997. Ч. 1. — С. 346 — 348.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника). Краснодар, 1993. -60 с.
- Экспериментальная физиология / Пер. с англ. под ред. Б. Л. Эндрю. М.: Мир, 1974. — 350 с.
- Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов: Науч.-метод. пособие. М.: Высшая школа, 1982.-223 с.
- Юный художник. 1989. — № 9. — 50 с.
- Юсуфбекова Н.Р. К проблеме разработки основ педагогической инноватики // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1990. — № 1 (55). — С. 3−7.
- Яблонский В.А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции». — М.: Высшая школа, 1989. 79 с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979.- 144 с.
- Якиманская И.С. О разработке метода диагностики развития пространственного мышления // Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З. И. Калмыковой. М.: Педагогика, 1975. — С. 156−206.
- Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
- Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. М.: Знание, 1985.-80 с.
- Ячин С.В. Инновации и задачи подготовки инженера // Alma Mator. 1993. — № 3. — С. 21−23
- Duval S., Wicklund R.A. A theory of objective self awareness. N. Y.: Acad, press, 1972.
- Frfire P. Education for a critical consciousness. L.: Secner and Ward, 1974.
- Hilgard E.R., Atkinson R.L. Introduction to psychology, 6th ed, N.Y. etc.- Brace Jovanovich, 1975,658 p.
- Information et innovation en education. Paris, 1975, p. 36.
- Innowatyka Pedagogiczna. Materialy Konferencji naukowej. Warszawa, 1998, c. 96.
- Jensen A.R. Genetics and education. L., 1972.
- Lomov B.F. Cognitive processes and communication. Ztschr. Psychol., 1980, Bd. 188, N 1, S. 3−25.
- Piaget J. La situation des sciences de l’homme dans la systeme des sciences. In: Tendences principles de la recherche dans les sciences sociales et humaines. Pt 1. Paris- La Haye, 1970, p. 1−65.
- Posner M.I. Cognition: an introduction. Philos. Quart., 1971, vol. 8, p. 1−12.
- Rommatveit R. Word meaning and messages. Theory and Experiments in psycholinguistcs. N. Y. etc., 1968.
- Sakano N. Latent lefthandedness its relation to hemispheric and psychologycal functional. Jena Fisher, 1982.
- Sampson E.E. Cognitive psychology as ideology. Amer. Psychol., 1981. Vol. 36. — N 7. — P. 730−743.Абульханова-Славская K.A. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 334 с. А