Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия обучения инженеров рисунку и основам композиции в процессе общетехнической подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Высшая школа призвана вести подготовку кадров с опережением, прогнозируя и учитывая потребности общества завтрашнего дня, опираясь на прочный научный фундамент. Как и вся образовательная система страны, она переживает значительные преобразования, современные тенденции которой определяются задачами подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Педагогические основы обучения графическим дисциплинам в процессе общетехнической подготовки инженеров
    • 1. 2. Инновационные процессы в системе высшего профессионального образования
    • 1. 3. Оценка эффективности процесса обучения в системе высшего профессионального образования. Резюме
  • Глава II. ПРЕПОДАВАНИЕ РИСУНКА И ОСНОВ КОМПОЗИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРА, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
    • II. 1. Оценка качества преподавания рисунка и основ композиции в процессе подготовки инженеров
    • II. 2. Взаимосвязь уровня мануальных способностей студентов и общей оценки рисунка
    • II. 3 .Экспериментальное обоснование обучения рисунку и основам композиции в процессе общетехнической подготовки инженеров
      • II. 4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Резюме

Педагогические условия обучения инженеров рисунку и основам композиции в процессе общетехнической подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Высшая школа призвана вести подготовку кадров с опережением, прогнозируя и учитывая потребности общества завтрашнего дня, опираясь на прочный научный фундамент. Как и вся образовательная система страны, она переживает значительные преобразования, современные тенденции которой определяются задачами подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих высокоразвитыми профессиональными качествами, способных творчески решать стоящие перед ними задачи. Поэтому профессиональное образование предполагает изменение содержания и технологии подготовки инженерных кадров, усиление их творческого начала с ярко выраженной потребностью в самореализации и саморазвитии.

Многими отечественными и зарубежными исследователями обосновано утверждение о том, что одним из основных механизмов развития системы высшего образования являются процессы педагогической инновации. Важность и ценность инновационных процессов определяется возможностью перехода данной системы, в том числе и преподавания учебного предмета на новый, качественный уровень, отвечающий современным требованиям науки. Существенной задачей изучения инновационных процессов является раскрытие возможностей управления процессами создания и применения на практике педагогических новшеств (А.Н.Пригожин, 1988).

Потребности научно-технического прогресса выдвигают в настоящее время требования к качеству подготовки будущих инженеров с развитыми техническими способностями, творчески мыслящих, обладающих глубокими знаниями, способных не только использовать современную технику, но и создавать технику будущего, а значит, имеющих навыки в конструировании и моделировании.

Процесс проектирования зданий, сооружений, строительных деталей и узлов обычно начинается с рисунка. Инженер — строитель, делая наброски, эскизы, совершенствует и уточняет конструктивные и архитектурные решения проектируемых сооружении, так как изображение предмета на рисунке отличается большей наглядностью.

Основной целью графической подготовки, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, является обеспечение необходимого профессионалу объема знаний и умений, отражающих профиль специальности. Следовательно, успешная работа во многих видах теоретической и практической деятельности инженера неразрывно связана с пространственным мышлением, с оперированием пространственными образами, чему способствует изучение дисциплины «Рисунок и основы композиции».

При выполнении рисунка ещё до начала работы инженер должен предвидеть результат своего труда. Здесь существенную роль играет не только восприятие, представления, но и накопленные умения, поэтому процесс обучения основам графической деятельности предполагает усвоение теоретического курса изобразительной грамоты, формирование на этой основе практических умений и навыков.

Вместе с тем практически недостаточно изученным остается вопрос о взаимосвязи между умениями выполнять точные мануальные движения, отраженные в способности к восприятию пространственных отрезков и уровнем художественно-образного мышления, умению точно передавать пропорции и др.

Имеется немало работ по исследованию механизмов восприятия пространства, роли органов чувств в развитии пространственноразличительной функции, исследованию пороговых величин этих органов, динамики формирования зрительного образа, роли деятельности связанных в процессе формирования представлений и других важных вопросов восприятия пространства, психологии формирования пространственных представлений и воображения. Эти проблемы исследовали Б. Г. Ананьев, М. В. Гамезо, В. П. Зинченко, Е.Н. Кабанова-Меллер, В. Н. Кокуродникова, А. Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн, И. С. Якиманская и другие.

К преподаванию художественных дисциплин в специализированных вузах, а так же и на художественно-графических факультетах в научно-педагогической литературе обращены публикации В. Г. Демьянова, В. Н. Кокуродниковой, Н. П. Костерина, В. С. Кузина, Л. Г. Медведева, В. Б. Подрезкова, Н. Н. Ростовцева, Д. В. Самодранова, С. В. Тихонова, В. А. Яблонского и др.

Формирование и развитие пространственных представлений в процессе обучения школьников рассматриваются в работах Т. А. Воронько, И. Г. Вяльцевой, А. Г. Полякова, Д. В. Самодранова и др.

Однако технологии обучения графическим дисциплинам студентов технических (нехудожественных) вузов исследованы на сегодняшний день недостаточно. Требуется разработка более совершенной методики оценки качества полученных студентами в процессе обучения знаний, умений и навыков.

С целью научного обоснования возникло противоречие между объективной потребностью в совершенствовании методики преподавания курса «Рисунок и основы композиции» студентам инженерных специальностей и наличным уровнем научных знаний о сущности данного процесса. Указанное противоречие педагогической теории и практики побудило нас к выбору темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия эффективного обучения рисунку и основам композиции в процессе общетехнической подготовки инженеров.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — общетехническая подготовка инженеров.

Предмет исследования — педагогические условия обучения рисунку и основам композиции в процессе общетехнической подготовки студентов.

Гипотеза исследования предусматривала, что обучение рисунку и основам композиции становится более эффективным, если:

— в учебной деятельности студентов по усвоению курса «Рисунок и основы композиции применяются объективные способы оценки качества полученных знаний, умений и навыков с использованием методов квалиметрии;

— разработан комплекс упражнений для совершенствования восприятия и воспроизведения пространственных отрезков, а так же комплекс специальных приемов графического изображения для повышения эффективности процесса обучения;

— определена инновационная педагогическая методика обучения на основе выявленной взаимосвязи уровня развития художественных способностей студентов выполнять точные мануальные движения, отраженные в способности к восприятию и воспроизведению пространственных отрезков.

Это позволит более эффективно овладевать знаниями смежных дисциплин, создаст предпосылки для более качественной профессиональной подготовки инженеров.

В соответствии с целью и рабочей гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Разработать объективные квалиметрические способы оценки качества выполнения рисунка.

2. Определить уровень развития художественных способностей студентов и их взаимосвязь выполнять точные мануальные движения, отраженные в способности к восприятию и воспроизведению пространственных отрезков.

3. Разработать эффективную педагогическую методику обучения будущих инженеров рисунку и основам композиции на основе выявленных взаимосвязей.

4. Экспериментально проверить эффективность использования педагогических условий при изучении рисунка и основ композиции будущим инженерам.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют: -ведущие философские положения, рассматривающие проблемы активности личности, деятельности, творчества, идеи отечественных и зарубежных специалистов в области методологии современной педагогики и психологии чувственного познания (К.А.Абульханова, Б. Г. Ананьев, Дж. Брунер, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, ПЯ. Гальперин, М. В. Гамезо, Б. С. Гершунский, Е.И.Кабанова-Меллер, А. А. Кирсанов, А. И. Кочетов, В. В. Краевский, А. И. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С.Л.Рубинштейн);

— труды по теории деятельностного подхода в обучении (Ю.К.Бабанский, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Б. Т. Лихачев, И. СЛкиманская, и другие);

— теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, И.Ф.Талызина);

— результаты исследований в области общей дидактики и педагогической интеграции (А.П.Беляева, В. П. Беспалько,.

А.А.Кирсанов, Я. А. Коменский, В. М. Коротов, ИЛ. Лернер,.

М.Н.Скаткин, Ю. С. Тюнников, В. Т. Фоменко и другие);

— теория многоуровневого построения движений (Н.А.Бернштейн).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

• нормативной методологией исследования служили личностно-деятельностный, системный и культурологический подходы;

• анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, анкетирование, педагогические наблюдения, контент-анализ, педагогические контрольные испытания (тестирование), педагогический эксперимент, метод экспертных оценок, методы математической статистики.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Инженерно-экологического института Сочинского государственного университета туризма и курортного дела и Сочинского института моды, бизнеса и права.

Исследование выполнялось в течение несколько этапов. На первом этапе (1997 — 1998) были проведены теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической, философской и социологической литературы, передового педагогического опытаосуществлены педагогические наблюдения за процессом преподавания графических дисциплинформулировались и уточнялись цель, задачи и гипотеза исследования, подбирались и апробировались методы исследованияпроводилось анкетирование преподавателей дисциплины «Рисунок и основы композиции» с различным стажем практической работы.

На втором этапе (1998 — 2000) была разработана программа эксперимента, проведено пилотажное исследование, составлен план проведения формирующего эксперимента, разработана структура качества выполнения графического рисунка, с использованием методов квалиметрииизучался и анализировался уровень способностей студентов к восприятию и воспроизведению длины линии, к тонким мануальным движениям, выполняемым двумя и одной рукой, деления отрезка на равные части, к овладению новыми движениями у студентов различных профилей обученияопределялась взаимосвязь уровня способностей с качеством выполнения рисунка. Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики.

На третьем этапе (2000;2001) осуществлялась разработка методики проведения занятий по курсу «Рисунок и основы композиции» и ее экспериментальная проверка для выявления эффективной методики проведения занятий. С этой целью был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие две экспериментальные и одна контрольная группы. Проводилась аналитическая обработка полученных научных фактов и обоснование теоретико-методологических подходов к организации и проведению занятий по данному курсу со студентами нехудожественных профилей.

Научная новизна исследования: разработана и экспериментально апробирована система методов, обеспечивающая формирование опыта творческой деятельности студентов разработаны критерии оценки качества знаний, умений и навыков, полученных студентами в процессе обученияразработана методика контроля и совершенствования способности к восприятию и воспроизведению пространственных отрезков.

Теоретическое значение исследования:

— выявлены психолого-педагогические условия (диагностико-рефлексивные, содержательные, рефлексивно-сотворческие), определяющие дидактические основы совершенствования графической подготовки инженеров.

Практическая значимость исследования: определяется тем, что содержащееся в нем теоретические положения и выводы активно используются в практической деятельности, позволяя значительно повысить эффективность формирования знаний, умений и навыков у студентов инженерных специальностейразработана система специальных упражнений по развитию способности к восприятию и воспроизведению пространственных отрезков, позволяющая более эффективно осваивать навыки передачи творческой мысли инженера, посредством графического рисункаразработаны рекомендации по методике оценки качества рисунков, что позволяет более объективно оценивать приобретенные студентами навыки и умения.

Результаты исследования внедрены в практику проведения занятий по курсу «Рисунок и основы композиции» со студентами вуза, что подтверждено актом внедрения.

Обоснованность и надежность полученных научных результатов обеспечиваются ориентацией на современные методологические подходы (системный, культурологический, личностно-деятельностный) — применением комплекса методов исследования, адекватных его задачам и логикеэкспериментальной проверкой ** теоретических разработок, характеризующихся позитивными изменениями в уровне знаний и умений студентов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В учебной деятельности студентов по усвоению курса «Рисунок и основы композиции» применяются четкие критерии в оценивании качества полученных знаний, умений и навыков с использованием методов квалиметрии.

2. Педагогические условия в обучении рисунку и основам композиции включают требования к выполнению точных мануальных движений, практические задания по развитию способности к восприятию и воспроизведению пространственных отрезков, знание технических приемов выполнения графических рисунков, развитие моторного творчества.

3. Графическая подготовка инженеров-строителей ^ осуществляется на основе поэтапного обучения: от овладения простейшими приемами восприятия и воспроизведения пространственных отрезков (первый этап), их совершенствование (второй этап) и дальнейшей творческой интерпретации с учетом особенностей профессиональной деятельности (третий этап).

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались и получили одобрение в выступлениях на VII Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в высшей т школе» (г. Краснодар, 2001) — на международной научно-практической конференции «Современные проблемы развития физической культуры и биомеханики спорта» (г. Майкоп, 2001) — на ежегодных Международных научно-методических конференциях.

Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах (г. Сочи, 2001), а также на заседаниях кафедры педагогики СПИ СГУТиКД и кафедры педагогики высшей школы МПГУ.

Структура работы. Диссертация изложена на 160 страницах машинописного текста. Состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы (212 источников, из них 12 зарубежных), 5 приложений. В тексте диссертации 8 таблиц, 2 рисунка, 1 схема, акт внедрения полученных результатов в практику преподавания в вузе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Значительные преобразования в настоящее время переживает высшая школа, как и вся образовательная система страны, так как активные процессы политической и экономической жизни страны коснулись всех сфер государственного устройства. Современные тенденции в развитии высшего образования определяются задачами подготовки высоко-квалифицированных специалистов, обладающих высокоразвитыми профессиональными качествами личности, способных творчески решать стоящие перед ними задачи. В этой связи, профессиональное образование предполагает изменение содержания и технологии подготовки инженерных кадров, усиление творческого начала с ярко выраженной потребностью в самореализации и саморазвитии.

Многими отечественными и зарубежными исследователями обосновывается утверждение о том, что одним из основных механизмов развития системы высшего образования являются процессы педагогической инновации.

Важность и ценность инновационных процессов определяется возможностью перехода данной системы, в том числе и преподавания учебного предмета на новый, качественный уровень, отвечающий современным требованиям науки. Существенной задачей изучения инновационных процессов является раскрытие возможностей управления процессами создания и применения на практике педагогических новшеств (Л.С.Подымова, В. А. Сластенин, 1997).

Исследование процесса подготовки специалиста с высшим образованием представляет собой весьма актуальную и дискуссионную проблему. Оптимизация обучения — центральная для педагогики проблема. Многочисленные школы и концепции обучения отражают непрерывный поиск и усилия, предпринимаемые педагогами и психологами в этом направлении.

Психолого-педагогической наукой пока еще не создано теории целостного учебно-воспитательного процесса, дифференцированного с учетом специфики вуза и направленного на профессионально-творческое развитие личности будущего специалиста.

Потребности научно-технического развития выдвигают в настоящее время требования к качеству подготовки будущих инженеров с развитыми техническими способностями, творчески мыслящих, обладающих глубокими знаниями, способных не только использовать современную технику, но и создавать технику будущего, а значит, имеющих навыки в конструировании и моделировании.

Исследованию механизмов восприятия пространства, роли органов чувств в пространственно-различительной функции, исследованию пороговых величин этих органов, динамике формирования зрительного образа, роли деятельности в процессе формирования представлений и других важных вопросов проблемы восприятия пространства, психологии формирования пространственных представлений и воображения, посвящены работы многих авторов.

Анализируя педагогические условия обучения графическим дисциплинам студентов технических (не художественных) вузов, приходим к выводу, что технологии обучения исследованы на сегодняшний день недостаточно. Поэтому была разработана более совершенная методика оценки качества, полученных студентами в процессе обучения знаний, умений и навыков.

Эффективность, предложенной методики преподавания курса «Рисунок и основы композиции», была проверена в ходе специально организованного педагогического эксперимента. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о несомненной пользе применения дополнительных упражнений и заданий, с целью повышения успешности обучения дисциплине «Рисунок и основы композиции». Положительный результат эксперимента выразился в достоверном улучшении (р<0,05) темпов и качества усвоения студентами не художественных профилей курса «Рисунок и основы композиции».

Полученные в ходе исследования результаты подтверждают основные положения выдвинутой гипотезы исследования.

Полученные экспериментальные результаты, разработанные автором педагогические условия, методы проведения диагностики, определения результатов учебной деятельности, педагогические технологии, на наш взгляд, определенным образом обогащают теорию и практику графической подготовки инженеров.

Предложенная методика может быть применена в практике подготовки инженеров в высших учебных заведениях, может служить основанием для продолжения дальнейших исследований, а также способствует разработке подходов к новым педагогическим технологиям.

Полученные в ходе исследования результаты подтверждают основные положения выдвинутой гипотезы исследования и позволяют сделать следующие выводы:

1. Применение объективных способов оценки качества полученных студентами знаний и умений по курсу «рисунка и основ композиции», разработанных на основе методов квалиметрии, позволяет:

— объективно оценивать уровень освоения знаний умений и навыков студентами, количественно констатировать их динамику;

— согласовать индивидуальные оценочные стили преподавателей, значительно уменьшить разброс оценок, выставляемых преподавателями за рисунок;

— совершенствовать качество учебного процесса.

2. Уровень точности мануальных движений и способность воспроизведения пространственных отрезков у студентов художественных профилей значительно выше, чем у студентов других специальностей.

3. Существует положительная корреляционная связь между уровнем художественных способностей студентов (Q) и точностью мануальных движений, способностью воспроизведения пространственных отрезков.

4. Выявлено, что включение в занятие комплекса упражнений, для совершенствования восприятия и воспроизведения пространственных отрезков, позволяет повысить точность воспроизведения длинны отрезка, что выражается в улучшении процентного показателя точности. Величина положительных изменений процентного показателя точности зависит от распределения объемов выполняемых упражнений во времени.

5. Методика преподавания курса «Рисунка и основ композиции», построенная на основе использования специальных упражнений, для совершенствования способности воспроизведения пространственных отрезков и комплекса специальных приемов рисования, показала свою эффективность, о чем свидетельствуют результаты педагогического эксперимента. Положительный результат эксперимента выразился в достоверном улучшении (р< 0,05) темпов и качества усвоения студентами не художественных профилей, курса «Рисунка и основ композиции».

Полученные экспериментальные результаты, на наш взгляд, определенным образом обогащают теорию и практику графической подготовки инженеров, могут быть применены в высших учебных заведениях, а также способствуют разработке подходов к новым педагогическим технологиям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 334 с.
  2. Азгальдов Г. Г, Райхман Э. П. О квалиметрии. М.: Стандартов, 1973. — 316 с.
  3. Ананьев Б Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 230 с. — Т. 2. — 287 с.
  4. .Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960.-486 с.
  5. М 6. Андриади И. П. Профессионально — личностное развитиестудента в образовательном процессе // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий». Санкт-Петербург: «Нестор», 2000. — С. 6−17.
  6. Л.Н. Проблемы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: Сб. науч. тр. БГПИ. Уфа, 1984.-С.3.
  7. П.К. Опережающее отражение действительности //
  8. V Вопр. философии. 1962. — № 7. — С. 97−111.
  9. М.Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров Я. С. Проблемно-модельное обучение: Вопросы теории и технологии /
  10. Мектеп". Алма-Ата, 1980. -207 с.
  11. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. — 384 с.
  12. Е.И., Малышев К. В. Разумность потребностей личности как проявление ее духовной культуры / В сб. научных трудов Московского педагогического университета. Серия: Психолого-педагогические науки.-М/. Прметей, 2002.- С. 62−75.
  13. С.И. О некоторых закономерных положениях теории обучения в высшей школе // Современная высшая школа. Варшава, 1977. — № 4 (20). — С. 67.
  14. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  15. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
  16. К.Г. Дидактические циклы и познавательная активность студентов технического Вуза // Материалы V Международной конференции «Циклы природы и общества». -Ставрополь, 1997. Ч. 1. — С. 266 — 267.
  17. Г. В. Введение в теорию живописи: Учебное пособие. Краснодар: КубГУ, 1987. — 89 с.
  18. В.Д. Формирование системы приемов умственной деятельности студентов при изучении курса начертательной геометрии / Сб. науч.-метод. ст. по начерт. геометр, и инж. граф. М.: Высшая школа, 1978. Вып. 6. — С. 6−10.
  19. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  20. В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. М., 1970. — 300 с.
  21. В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  22. А .Я. Система обучения графическим дисциплинам в высшей школе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1974. — 37 с.
  23. А.Я., Дзене А. З. Новый подход к формированию пространственных представлений студентов вузов // Психологические особенности обучающихся в техническом вузе. — Новосибирск, 1973. -С. 162−166.
  24. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1979.
  25. А.И. Зрение // Познавательные процессы: ощущения, восприятия. М.: Педагогика, 1982. — С. 118−167.
  26. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. — Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.
  27. Т.С. Исследование процесса конструирования в проектных организациях с целью корректировки программ по графическим дисциплинам: Сб. науч.-метод. ст. по нач. геометр, и инженер, гр. М.: Высшая школа, 1980. Вып. 8. — С. 57−60.
  28. А.Д., Якиманская И. С. Особенности оперирования учащимися различными видами графических изображений. М.: Известия АПН РСФСР, 1968. — № 143.
  29. А.Д., Ломов Б. В. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников.
  30. М: Педагогика, 1979. 256 с.
  31. Дж. Психология познания за пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
  32. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  33. В.Ф. Социальное время и переоценка ценностей: В кн. «Студенчество и современное ценностное сознание». -Ставрополь, 1992. с. 47−52.
  34. .В., Каминский В. П., Базилевский Г. В. Строительное черчение и рисование.
  35. .А. Методика обучения черчению.
  36. А.А. Живопись натюрморта: акварель: Учебное пособие. Краснодар: КубГУ, 1999. -112 с.
  37. М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе: Учеб. Пособие. -М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1982. 156с.
  38. М.Я., Шабалина О. Л. Современные подходы к общепедагогической подготовке учителя физической культуры / В сб. научных трудов Московского педагогического университета. Серия: Психолого-педагогические науки.-М.: Прметей, 2002.- С. 115−124.
  39. Г. Н. Источники и горизонты прогресса. М., 1976.-77 с.
  40. А. А. Формирование образно-пластического мышления у студентов художественно графических факультетов средствами скульптуры (при использовании различных скульптурных материалов): Автореф. дис. кандата пед. наук. — М., 2000. — 18 с.
  41. Выготский J1.C. История развития высших психических функций // Собр. соч. М.: Педагогика, 1983. — Т.З. — С. 6−328.
  42. Г. П. Пути развития начертательной геометрии как учебного предмета / Сб науч.-метод. ст. по начерт. геометр, и инж. граф. М.: Высшая школа, 1974. — Вып. 2. — С. 18−22.
  43. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М.: МГУ, 1965.- 135 с.
  44. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С. 236−277.
  45. П.Я. О психологических основах программированного обучения // Новые исследования в педагогических науках. М.: Просвещение, 1965. — Вып.4. — С. 21−26.
  46. П.Я. Психология чтения проекционных чертежей и изображений (на материале топографических карт). М.: МЗПГИ, 1972.-№ 5.
  47. В.А. Творческие задачи по черчению: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 128 с.
  48. B.C. Стратегические приоритеты развития образования в России. М.: Педагогика, 1996. — № 5. — С. 46−54.
  49. Д., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  50. Г. Д. Методы формирования и развития пространственных представлений взрослых в процессе обучения геометрии в школе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1984. — 33 с.
  51. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 653 500 «Строительство». М.: Госкомвуз, 2000. — 20 с.
  52. В.А. Рисую штрихом. Минск, Скарына, 1992. — 39 с.
  53. М.Г. О структуре технических способностей К Психологические особенности обучающихся в техническом вузе. — Новосибирск, 1973. С. 22−25.
  54. М.Г. Психология технических способностей школьников. Ташкент, 1971. — 176 с.
  55. В.В. Проблемы развития обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  56. В.В. О понятии развивающего обучения. — Томск: Пеленг, 1995.- 144 с.
  57. А.А. Учитесь рисовать. — М.: Академия художеств СССР, 1961. 211 с.
  58. Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. -М.: Аспект Пресс, 1999. 373 с.
  59. А.Э. Организация самостоятельной работы ипедагогическое руководство при формировании профессиональных представлений в процессе изучения графических дисциплин на I курсе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Рига: Лат. пед. ин-т, 1975. -16 с.
  60. Е.Н. Педагогические условия графического образования младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Башкортостан: Башкирский гос. пед. ин-т, 1998. — 16 с.
  61. А.Д. Циклические процессы в управлении // Материалы V Международной конференции «Циклы природы и общества». Ставрополь, 1997. — Ч. 1. — С. 40 — 50.
  62. А.В. Рисунок: Учебное пособие по архитектурной графике. М.: Моск. Лесотехнический ин-т, 1990. — 285 с.
  63. Л.В. Развитие творческих способностей учащихся старших классов в процессе обучения ручному ткачеству: Автореф. дис. кандидата пед. наук. М., 2000. — 18 с.
  64. Е.Т. Методика обучения учащихся приемам реконструкции изображений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1980.- 19 с.
  65. И.К. Дифференциация обучения средствами учебника // Новые исследования в педагогических науках. М., 1990. -№ 1.(55).-С. 28−33.
  66. Е.И. Система графических упражнений как средство творческого развития учащихся(на факультативных занятиях по изобразительному искусству): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 2000.- 15 с.
  67. Н.И. Как активизировать обучение в вузе?. Горький: Педагогическое общество РСФСР, 1989. 72 с .
  68. В.П. Продуктивное восприятие // Вопросы. Психологии. 1971. -№ 6. — С. 27−42.
  69. В.П. Человеческий интеллект и технократическое мышление. Коммунист, 1988. — № 3. — С. 96.
  70. В.П., Ломов Б. Ф. О функциях движений руки и глаза в процессе восприятия // Вопросы психологии. — 1960. № 1. — С. 29−41.
  71. Г. С. О некоторых современных актуальных задачах начертательной геометрии И Актуальные вопросы инженерной графики: Межвузовский сборник. Йошкар-Ола: МарГУ, 1984. — С. 24−27.
  72. A.M., Павлова В. В. Алгоритмы построения инженерной графики // Актуальные вопросы инженерной графики. -Йошкар-Ола: МарГУ, 1984. С. 70−72.
  73. Е.И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению // В сб. Психология рисунка и живописи. М., 1954.-С. 11−18.
  74. И.Ф. К вопросу о «жизненном цикле» педагогических новшеств и нововведений // Материалы V Международной конференции «Циклы природы и новшества». -Ставрополь, 1997. Ч. 1. — С. 261 — 262.
  75. Т.А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
  76. К. Педагогическая диагностика / Перевод с нем.-М., 1991.
  77. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование пространственных представлений в процессе усвоения учащимися проекционногочерчения // Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся. М.: Просвещение, 1964. — С. 75−84.
  78. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  79. С.У. К концепции политехнического образования школьников И Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1990. — № 1 (55). — С. 71−73.
  80. Ю.М. Рисунок и живопись: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2000. — 271 с.
  81. В.А. Задачи на сравнение изображений как средство повышения эффективности обучения черчению в школе: Автореф. дис. канд. пед наук. М.: МПИ, 1984. — 16 с.
  82. Клин Берг JI. Проблемы теории обучения. М.: Педагогика, 1984. — 256 с.
  83. Т.А. Специфика организации углубленного изучения отдельных предметов (на примере общей биологии) // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1990. -№ 1(55).-С. 38−41.
  84. В.М. Научно-педагогические основы формирования пространственных представлений в процессе общетехнической подготовки студентов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Самара, 1998. — 23 с.
  85. Я.А. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. А. Красновского. М.: Учпедгиз, 1955. — 651 с.
  86. Е.С. Методика преподавания рисунка в средней школе. М.: Исскуство, 1952. — 227 с.
  87. Е.М. Формирование пространственных представлений в связи с развитием логического мышления учащихся при изучении начал стереометрии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1992.- 16 с.
  88. Ю.И. Строительное черчение и рисование: Учебник для строительных специальностей вузов. — М.: Высшая школа, 1983. 288 с.
  89. Е.В. Влияние западноевропейской интеграции на сферу образования // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1990. — № 1 (55). — С. 15−18.
  90. В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1983. — 223 с.
  91. Н.П. Учебное рисование: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1980. 272 с.
  92. И.И., Полозов B.C. Методика планирования и организации материала в преподавании начертательной геометрии и черчения / Сб. науч.-метод. ст. по начерт. геометр, и инж. граф. М.: Высшая школа, 1977. — Вып. 4. — С. 4−10.
  93. JI.B. К вопросу о критериях оценки графических работ учащихся по черчению // Теория, история изобразительного искусства и методика художественно-педагогического образования. Краснодар, КубГУ, 1998. — С. 117 — 122.
  94. Краткий анализ тематики диссертаций по социальным и гуманитарным наукам, рассмотренных ВАК России // Бюллетень ВАК России, 1996. Вып. 1. — С. 59.
  95. В.Ф. Технический рисунок в конструкторской практике // Актуальные вопросы инженерной графики: Межвузовский сборник. Йошкар-Ола: МарГУ, 1984. — С. 54−57.
  96. А.А., Головей JI.A., Розе Н. А. Психомоторика: движения, произвольные реакции, действия, деятельность // Практикум по общей и экспериментальной психологии. JL, 1987. -Гл. IX.-С. 177−237.
  97. B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник. М.: АГАР, 1998.
  98. В.И., Косолапов М. А. Методика преподавания черчения.
  99. Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: ЛГУ, 1980. — 168 с.
  100. И.М., Колиниченко Н. И. Профессиональное развитие педагогов: опыт массовой школы. — М.: Педагогика, 1998. -№ 3.-С. 62−66 (99).
  101. М.В. Педагогические основы графическойподготовки курсантов высших военных технических вузов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Н. Новгород, 1998. — 21 с.
  102. Г. Ф. Биометрия: Учеб. пособие для биологич. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1990. — 352 с.
  103. В.А. Основы рисования для строителей. М., ГосСтрой издат, 1953. — 231 с.
  104. Н.И. Системно-деятельностная концепция нововведений // Диалектика и системный анализ. М., 1986. — С. 273 282.
  105. B.C. О развитии пространственных представлений в курсе начертательной геометрии / Сб. науч.- метод, ст. по начерт. геометр, и инж. граф. М.: Высшая школа, 1978. — Вып. 6. — С. 3−6.
  106. А.А. Деятельность и обучение // Вопросы философии. 1979. — № 1. — С. 121−132.
  107. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  108. Г. И. Дидактические основы методов обучения. -К.: Педагогика, 1981. 186 с.
  109. .Т. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1996.-452 с.
  110. .Ф. Вопросы общей педагогики и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. — 295с.
  111. .Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения. 1980. — Т. I. — № 5. — С. 23−45.
  112. Л.И. Современный ценностный потенциалфизической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. -С. 51−52.
  113. А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука, 1974. — 172 с.
  114. А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973.264 с.
  115. В.А. К вопросу о соотнесении чертежа, эскиза и технического рисунка в процессе обучения черчению в школе // Проблемы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. Уфа: БГПИ, 1984. — С. 102−107.
  116. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
  117. Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учебное пособие. -М.: Просвещение, 1986. 159 с.
  118. Н.А. Психология применения знаний к решению учебных задач / Сб. под ред. Н. А. Менчинской. М.: АПН РСФСР, 1958.-416 с.
  119. И.А. Университет центр педагогического образования в регионе. — М.: Педагогика, 1993. — № 4. — С. 59−64.
  120. Нейропсихология индивидуальных различий: Учебное пособие. Авторы: Хомская Е. Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. -282 с.
  121. Г. П., Маслов В. И., Федорюк Г. М. Процесс подготовки специалиста с физкультурным образованием как объектсистемного исследования // Теория и практика физической культуры.- 1986. № 1.-С. 41−43.
  122. А.А., Трапицин С. Ю. Типология ошибок измерений в педагогической квалиметрии // Современные образовательные направления в физической культуре. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — С. 19−24.
  123. Новые исследования в педагогических науках.) / Сост. И. К. Журавлев, B.C. Шубинский. М.: Педагогика, 1990. — Вып. 1. (55). — 80 с.
  124. Н.Ф. Категория структуры в науках о природе. // Структура и формы материи. М.: Наука, 1967. — 325 с.
  125. Л.И. Формирование исследовательской направленности студентов педагогических колледжей: Автореф. дис.. .канд.пед.наук. М/.МГПУ, 2002.-15с.
  126. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М.: МГУ, 1986. — 303 с.
  127. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
  128. Петрасиньский 3. Общие и психологические проблемы инновации. Варшава, 1971.-114с.
  129. А.В. Возрастная и педагогическая психология.- М.: Просвещение, 1979. Изд. 2. — 288 с.
  130. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  131. B.C. Формирование инженерной графики наоснове моделей профессиональной деятельности // Актуальные вопросы инженерной графики. Йошкар-Ола: МарГУ, 1984. — С. 5760.
  132. А.Г. Психолого-педагогические условия формирования пространственных представлений у подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993. — 19 с.
  133. Я. А. Роль непосредственного обучения в решении задач, требующих творческого подхода // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. — С. 79−91.
  134. А.Н. Инноватика зачем она? // Проблемы теории и практики управления. — М., 1988. — С. 52−59.
  135. Проблемы управления учебно-воспитательным процессом / Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: МГУ, 1977. — 237 с.
  136. Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анциферовой. М.: Наука, 1981. — 365с.
  137. В.И. Искусство видеть. М.: Знание, 1972. — 128 с.
  138. .И. Пространственное воображение, как одна из важнейших способностей к технической творчеству // Вопросы психологии. 1965. — № 5. — С. 36−49.
  139. Ю.Г. Принцип проектирования компонентов эффективной технологии профессионально ориентированного обучения // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах. Сочи: РИЦ СГУТиКД, 1998.-С. 25−27.
  140. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учебн. пособие для студентов художественно граф. фак. Пединститутов / Составит. Н. Н. Ростовцев и др. М.: Просвещение, 1989. — 207 с.
  141. Роль инженера в обществе: (по материалам конференции ЮНЕСКО 13 декабря 1968 г. в Париже). М.: Прогресс, 1969. — 27 с.
  142. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х т. М.: БРЭ, 1993.-Т. I. — 608 с.
  143. Н.Н. Учебный рисунок: Учебник для уч-ся пед. училищ. М., 1985. — 296 с.
  144. Н.Н. Учебный рисунок: Учеб. для студентов худож.-граф. Фак. Пединститутов. 3-е изд. Доп. И перераб. — М.: Посвящение, Владос, 1995. — 239 с.
  145. Г. И. Дидактические основы применения информационных технологий в графической подготовке студентов педвузов: Автореф. дис. док. пед. наук. М.: МПИ, 1995 — 38 с.
  146. Рубинтейн J1.C. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. — № 3. — С. 315.
  147. Н.Н. Научно-методическое обоснование структуры и содержания учебного курса начертательной геометрии. М.: Высшая школа. — 1973. — Вып. 1. — С. 15−19.
  148. И.М. Методика обучения элементам конструирования в процессе графической подготовки школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: МПИ, 1986. — 14 с.
  149. .А., Соколова JI.M., Соколова Ю. Н. Образовательные циклы // Материалы V Международнойконференции «Циклы природы и общества». Ставрополь, 1997. — Ч. 1.-С. 400−402.
  150. Ю.А. Очерки психологии ума // Особенности умственной деятельности школьников. М.: АПН РСФСР, 1982. — 504 с.
  151. П.И. Праксиологический принцип: его сущность и назначение // Специалист. 1997. — № 7. — С. 35−37.
  152. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учереждений. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. — 224 с.
  153. В.В. Образование и личность // Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
  154. И.М. Очерки рабочих движений человека. — М., 1901.- 139 с.
  155. И.М. Избранные сочинения. М.: АН СССР, 1952.-Т. 1.-326 с.
  156. Е.Г. Методология синергетики в исследовании профессионального становления личности / В сб. научных трудов Московского педагогического университета. Серия: Психолого-педагогические науки.-М.: Прметей, 2002.- С. 22−36.
  157. Я. Методология и методы педагогического исследования / Пер. с чешек. М.: Педагогика. 1989. — 224с.
  158. А.Д. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. — 95 с.
  159. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просвещение, 1976. 160 с.
  160. В.А. О технологиях развития творческого стиля педагогической деятельности / В сб. научных трудов Московского педагогического университета. Серия: Психолого-педагогические науки.-М.: Прометей, 2002.- С.8−22.
  161. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.:Издательство Магистр, 1997.-224с.
  162. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1979. — 624с.
  163. В.А. Собрание сочинений: в 3-х т. М., 1981.-T.I.
  164. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. -96 с.
  165. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: МГУ, 1984.-344 с.
  166. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы. М., 1986. — № 3. — С.10.14.
  167. А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. — 175 с.
  168. А.Ю. Анализ данных методами многомерного шкалирования. М., 1986. — 167 с.
  169. С.В., Демьянов В. Г., Подрезков В. Б. Рисунок: Учебное пособие. М.: Стройиздат, 1983. — 296 с.
  170. И.Н. Методические рекомендации по передаче в рисунке пространства и объема. Л., 1988. — 29 с.
  171. Э.М. Проблема отбора знаний в современных технологиях и включение их в содержание образования. // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1990. — № 1 (55).-С. 40−50.
  172. Ю.С. Социокультурное и педагогическое проектирование Проблемы и перспективы интеграции // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах. Сочи: РИЦ СГУТиКД, 1998. С. 21−25.
  173. .Н., Олькина Л. С., Яскевич А. И. О преемственности в инженерно-графической подготовке студентов. М.: Высшая школа, 1986. Вып. 14. — С. 121−126.
  174. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 224 с. 180. Фоменко Т.В.
  175. А.Н., Соколов Ю. Н. Поиск универсальной методологии // Материалы V Международной конференции «Циклы природы и общества». Ставрополь, 1997. — Ч. 1. — С. 400 — 402.
  176. А.Е., Катуркин Т. И., Рабинович М. Ц. Рисунок: Учебное пособие. М.: Всесоюзное кооперативное издательство, 1957.-346 с.
  177. B.C. Экспериментальные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989. — 152 с.
  178. Э.В. К вопросу о модели процесса первичного формирования знаний обучаемых // Педагогические нововведения в высшей школе. Часть IV. Социально- гуманитарные и валеологические вопросы в образовании. — Краснодар: КубГТУ, 1998. -С. 17−18.
  179. Школа изобразительного искусства в девяти выпусках. — М.: Академия художников, 1960. Выпуск 1. — 192 с.
  180. Школа изобразительного искусства в девяти выпусках. -М.: Академия художников, 1961. Выпуск 2.-231 с.
  181. Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школ:. Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1977. — 112 с.
  182. B.C. Проблемы междисциплинарного синтеза знаний о человеке, как педагогической цели // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1990. — № 1 (55). — С. 7−11.
  183. О.И., Карабанова Л. Т. Новые тенденции общественного производства и системы образования // Материалы V Международной конференции «Циклы природы и общества». -Ставрополь, 1997. Ч. 1. — С. 346 — 348.
  184. Н.Е. Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника). Краснодар, 1993. -60 с.
  185. Экспериментальная физиология / Пер. с англ. под ред. Б. Л. Эндрю. М.: Мир, 1974. — 350 с.
  186. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов: Науч.-метод. пособие. М.: Высшая школа, 1982.-223 с.
  187. Юный художник. 1989. — № 9. — 50 с.
  188. Н.Р. К проблеме разработки основ педагогической инноватики // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1990. — № 1 (55). — С. 3−7.
  189. В.А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции». — М.: Высшая школа, 1989. 79 с.
  190. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979.- 144 с.
  191. И.С. О разработке метода диагностики развития пространственного мышления // Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З. И. Калмыковой. М.: Педагогика, 1975. — С. 156−206.
  192. И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  193. И.С. Знание и мышление школьника. М.: Знание, 1985.-80 с.
  194. С.В. Инновации и задачи подготовки инженера // Alma Mator. 1993. — № 3. — С. 21−23
  195. Duval S., Wicklund R.A. A theory of objective self awareness. N. Y.: Acad, press, 1972.
  196. Frfire P. Education for a critical consciousness. L.: Secner and Ward, 1974.
  197. Hilgard E.R., Atkinson R.L. Introduction to psychology, 6th ed, N.Y. etc.- Brace Jovanovich, 1975,658 p.
  198. Information et innovation en education. Paris, 1975, p. 36.
  199. Innowatyka Pedagogiczna. Materialy Konferencji naukowej. Warszawa, 1998, c. 96.
  200. Jensen A.R. Genetics and education. L., 1972.
  201. Lomov B.F. Cognitive processes and communication. Ztschr. Psychol., 1980, Bd. 188, N 1, S. 3−25.
  202. Piaget J. La situation des sciences de l’homme dans la systeme des sciences. In: Tendences principles de la recherche dans les sciences sociales et humaines. Pt 1. Paris- La Haye, 1970, p. 1−65.
  203. Posner M.I. Cognition: an introduction. Philos. Quart., 1971, vol. 8, p. 1−12.
  204. Rommatveit R. Word meaning and messages. Theory and Experiments in psycholinguistcs. N. Y. etc., 1968.
  205. Sakano N. Latent lefthandedness its relation to hemispheric and psychologycal functional. Jena Fisher, 1982.
  206. Sampson E.E. Cognitive psychology as ideology. Amer. Psychol., 1981. Vol. 36. — N 7. — P. 730−743.Абульханова-Славская K.A. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 334 с. А
Заполнить форму текущей работой