Про что решаем
Пример: Г. Альтов (1) даёт универсальную форму подачи изобретательских задач. В трудный момент появляется изобретатель, который «снимает» возникшую проблему. Читателю предлагается «угадать», что же придумал изобретатель. Романтика, героизм В задачах рассказывается о людях престижных профессий (космонавтах, мореплавателях, воинах…, о героических событиях, фактах истории). Общение В задаче даётся… Читать ещё >
Про что решаем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Франтик — герой уроков РТВ — везёт целую тележку загадок… Гномик в полосатой шапочке плывёт на лодочке под чёрно-белым парусом… Дома с закрытыми ставнями — непонятно, кто в них кроется. Знаете, что это? Это нарисованные первоклассниками эмблемы уроков РТВ.
Я просила отразить в эмблеме самое главное. Для детей главное — сюжетная сторона занятия.
Выделим несколько тем, наиболее хорошо «работающих» в содержательной части заданий и приведём примеры.
Юмор Задача имеет юмористическое содержание.
Пример: «Во время игры 5 мальчиков спрятались в бочку из-под извёстки, 7 — в бочку из-под зелёной краски, 4 — в бочку из-под красной и 9 — в бочку из-под угля. Мальчик, который пошёл их искать, нечаянно упал в бочку из-под жёлтой краски. Сколько разноцветных и сколько чёрно-белых мальчиков играло в прятки? (Г.Остер «Ненаглядное пособие по математике», УГ — № 3/92).
Личная жизнь Задачи завязываются с личным опытом детей, их переживаниями, событиями их жизни или жизни семьи, класса и т. п.
Пример: «В одном классе проходила работа группами. Ребятам было дано задание: нарисовать волшебные предметы — и один лист бумаги на группу. Одна группа поссорилась, другая — навалилась на лист скопом (рисунки вышли кривые, т.к. ребята толкали друг друга локтями), третья спокойно делала свою работу. Как, по-вашему, работала третья группа?
Общение В задаче даётся информация о жизни и особенностях восприятия других людей, инопланетян, сказочных персонажей и т. п.
Пример: «У племени «сю-сю» в алфавите 4 буквы: М, Я, У, А. А все слова только трёхбуквенные. Сколько существует различных слов?
(Р.Хозанкин «Словарь племени «сю-сю». УГ -№ 3/92).
Романтика, героизм В задачах рассказывается о людях престижных профессий (космонавтах, мореплавателях, воинах…, о героических событиях, фактах истории).
Пример: «В одном фантастическом рассказе космонавт решил сварить кофе. Как это сделать в невесомости?» (Г.Альтов) (1).
" Взрослые проблемы" .
Задачи, в которых предлагается решить проблемы, возникающие у взрослых людей в их работе или повседневной жизни, очень нравятся детям. Очевидно, здесь работает мотив «самоутверждения», позволяющий идентифицировать себя с человеком, решившим задачу.
Пример: Г. Альтов (1) даёт универсальную форму подачи изобретательских задач. В трудный момент появляется изобретатель, который «снимает» возникшую проблему. Читателю предлагается «угадать», что же придумал изобретатель.
Заметим: усилить приёмы 3.3.1. — 3.3.5. можно, сделав одного из учеников ГЕРОЕМ задачи, её главным действующим лицом («следователю Ване К. предложили разгадать тайну одного странного случая…») или («Ученики 2Б отправились в поход, и с ними случилась вот какая история и т. п.).
Тайна Сообщение интересной, ценной информации в задаче, в том числе — сведения о нерешённых проблемах, загадках науки.
Пример: «Самая большая планета Солнечной системы — Юпитер — состоит из плотного газа. Придумайте загадку о Юпитере» .
Красота Использование ярких наглядных пособий, художественных текстов, картин, природных элементов и т. п.
Примеры. Найти образы («похожести») в камнях, осенних листьях, других природных объектах, — а потом использовать эти образы для составления сказки (С.П. Кравцов) Найти «странности», несоответствия в произведении живописи (например, картине Левитана «Весна») (Н.И. Букатов) Польза В задачах сообщается информация, имеющая практическую ценность.
Пример: «Время разваривания манной крупы — 7 минут, гречневой — в 3 раза дольше…» .
Отметим, что неплохо бы научить детей самостоятельно придумывать приятную им оболочку задачи — ещё один открытый вопрос.